КОМБОУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
Представляем описание ещё одного варианта реализации комбика для игры на электрогитаре (первый есть тут). Сначала хотелось сделать усилитель (ламповый), но нужно же было к чему-то подключить его, поэтому начали с динамиков.
По опыту известно, что хороший звук гитары имеет частотную характеристику от 75 Гц. Должно быть подключение к усилителям со стандартными выходами, то есть 4, 8 и 16 Ом. Максимальная реальная мощность 100 Вт для домашнего использования, если потребуется то добавляется ещё АС на 2 динамика и уже будет 200 Вт. Конечно цена изготовления комплекта должна быть ниже цены магазинного с теми же параметрами, иначе смысл сборки своими руками теряется.
Yamaha THR5
Миниатюрные комбо-усилители для акустической гитары Yamaha THR5 имеют в общей сложности пять режимов звучания: акустический, Boutique, High Gain, Mini THR и Original THR. Они все хорошо продуманы и великолепно звучат. Светодиодная подсветка внутри корпуса комбика имитирует свечение ламп и с ней аппарат выглядит потрясающе.
Yamaha имеет размеры 152 x 267 x 120 мм и весит всего 2 килограмма. Комбо-усилитель работает от восьми батареек типа АА, но в комплект входит и сетевой адаптер.
Звучание
Вероятно, один из наиболее часто задаваемых вопросов о комбо-усилителя такого размера заключается в том, насколько громко они способны звучать. Конечно, здесь есть свои ограничения, но при использовании в небольшой комнате громкости Yamaha THR5 будет вполне достаточно для комфортной игры, даже до того, как эта громкость достигнет максимального значения.
С точки зрения качества звука, Yamaha THR5 также хорош для своего размера. Но лучше всего то, что он натурально передает звучание акустической гитары, а эффекты, как только вам, наконец, удастся их настроить, позволяют дополнительно улучшить его. Эффект реверберации также был очень хорош.
Yamaha THR5 великолепно звучит при игре перебором, и, хотя это отдельно не указано, этот комбо-усилитель отлично подойдет и для использования с другими струнными акустическими инструментами.
В целом, это хорошо звучащий на средних частотах усилитель – четко и детализировано. Yamaha THR5 был специально спроектирован для работы с акустическими гитарами и в этом классе он является лучшим из всех, которые мы слышали.
Наш рейтинг: 4,5 из 5
Vox AC15/AC30
В январе 1958 года JMI выпустила 15-ваттный гитарный усилитель AC1/15 под брендом VOX.В усилителе использовался один 12-ти дюймовый динамик Goodmans Audiom, установленный в корпус напоминавший телевизор. VOX AC15 пришелся по душе многим музыкантам.
В 1960 году появилась первая версия VOX AC30, оборудованная двумя 12-ти дюймовыми динамиками Celestion и входами лицевой панели, имел два канала — один Normal, с кристально чистым звуком, и один Vib/Trem с эффектами вибрато и тремоло. В 1960 году, дабы удовлетворить потребности масс в современном звуке, было принято решение о модернизации AC30.
Для возможности управления тембром в широких пределах был смонтирован блок «Top Boost». С 1963 года данный блок стал входить в состав схем усилителей. Именно в этот год рождалась легенда, но в полную силу всю её мощь почувствовали после того как The Beatles приобрели свои первые усилители VOX в рассрочку. John взял себе AC15, а George — AC30 сделав их несомненным хитом номер один в Британии.
С тех пор эти комбо «прошли через руки» бессчетного числа гитаристов со всех концов земного шара, среди которых Ritchie Blackmore, Brian May, Rory Gallagher, Peter Green, The Edge
Преимущества Vox AC15/AC30:
- Четкий, но прозрачный звук, с невероятно упругой атакой, тот самый звук «британского вторжения»
- Стильный ретро дизайн
- Великолепные ревер и тремоло
Ламповые комбо
Гитарный стэк Marshall
Перейдем к хваленным лампам. Радиолампа
работает примерно так: один проводник (катод) раскаляется и за счет выброса
электронов создает электрический поток, направленный к другому проводнику
(аноду). Весь этот процесс протекает исключительно в вакууме, если речь идет о
лампах для усилителей звука. Понятие «разогреть лампы» происходит именно из
природы электронных ламп: им нужно прогреться, чтобы достичь правильного рабочего
состояния. Как известно, лампы всегда работают при высокой температуре.
Принцип работы лампового
усилителя не подразумевает большого количества элементов в схеме, а это значит,
что у производителя меньше шансов испортить сигнал многочисленными компонентами.
Однако важнее другое — перегруженные лампы для человеческого уха звучат более
приятно. Искажения ламп кажутся нам «музыкальными». Этот эффект создается
гармониками (призвуками), которые появляются при перегрузке усилителя. У
транзисторов эти «призвуки» добавляют в сигнал не теплоты и мелодичности, а,
наоборот, некой жесткости.
Производители ламповых гитарных комбоусилителей (и просто усилителей) уже много лет придумывают разные схемы перегруза. Какой-то аппарат звучит мягче и прозрачнее, другой — плотнее, богаче, а третий — агрессивнее, напористее и резче, но при этом почти все ламповые аппараты хорошо воспринимаются на слух.
Имейте в виду, что ламповый аппарат требует периодического обслуживания, замены самих ламп и повышенной аккуратности при транспортировке. Также в ламповой технике частой проблемой становятся разного рода помехи.
Приведу пару примеров достойных
полностью ламповых комбо для домашнего использования.
Yerasov
У этого отечественного производителя есть много разных ламповых моделей. Надо сказать, некоторые из них обладают очень взрослым звучанием. Например, комбо Marvel вполне подойдет для серьезных занятий музыкой. Такой аппарат можно поставить в акустически подготовленную студию или на сцену в клубе, но дома ему делать нечего. Для домашнего творчества хорошую службу сослужит, например, Gavrosh.
Ламповый комбо для дома Yerasov Gavrosh 8
Этот компактный комбик построен исключительно на лампах, снабжен неплохим динамиком (производитель предлагает несколько на выбор) и оснащен базовыми элементами управления.
Laney
В модельном ряду Laney пристальное внимание стоит обратить на серию Cub. Топовый Laney Cub 12R стоит относительно недорого (около 300 евро в Германии), но при этом может похвастаться большим динамиком, ревербератором, полноформатной панелью управления, разъемами для эффектов и предусилителя Return/Send, а также приятным дизайном и крайне полезной подножкой снизу, которая меняет угол направления динамика
Усилители Laney Cub позволяют добиться приятного плотного саунда, но для качественного насыщенного перегруза лучше использовать дополнительную педаль по вкусу.
В зависимости от нужной мощности можно выбрать вход на 15 Вт или 1 Вт
Рекомендации по выбору комбика для электрогитары
Определитесь с целью
Перед покупкой комбика вы должны точно знать, зачем он вам нужен. Решите, насколько серьезно ваше увлечение гитарой, как часто вы будете заниматься и какой звук хотите получить.
Во-вторых, подумайте о помещении для занятий. Если у вас есть свободный гараж, то вы спокойно можете поставить себе 100-ваттный стэк Marshall. Но, если вы живете в квартире в многоэтажном доме, то придется ограничиться маломощным оборудованием.
Не стоит тратить лишние деньги на аппарат, чьи возможности вы не будете использовать полностью.
Бюджет для покупки гитарного комбика
Далее определитесь с суммой, которую вы сможете потратить на усилитель. Здесь вам никто не даст однозначного совета. Каждый сам распоряжается своими финансами. Но помните, что очень сложно купить выдающуюся вещь за низкую цену.
Параметры, влияющие на цену
На цену влияют:
- тип усилителя (лампа, гибрид, транзистор)
- его мощность
- новый он или б/у
- бренд
Комбик Fender Twin будет всегда стоит в разы дороже Yerasov Bluespace. Даже не смотря на одинаковую схему. Просто потому что это Fender.
Если вы не гоняетесь за шильдиками, а ищете звук, то можете обратить внимание на российские аппараты. Обратите внимание! Vintage vs Modern
Обратите внимание! Vintage vs Modern. Некоторые усилители имеют культовый статус
Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey
Некоторые усилители имеют культовый статус. Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey.
Лучше ли они в плане звука? Это вопрос спорный.
Fender Twin Reverb
Twin Reverb был представлен компанией Fender в 1952 году, с того момента он подвергся ряду изменений как внешних, так и внутренних. В связи с этим усилители разных лет весьма сильно отличаются. Однако их и кое-что объединяет – свой изумительный характерный только им чистый звук.
На данный момент комбоусилитель имеет мощность 85 ватт, два 12-ти дюймовых динамика в кабинете открытого типа, два канала, пружинный ревербератор и ламповый эффект вибрато. Многие известные музыканты использовали усилители Twin Reverb среди них Jimi Hendrix, Eric Clapton и Keith Richards. Многие преподаватели гитары (в том числе и преподаватели автора статьи, коих было несколько) рекомендуют данный прибор. Автор, уже кое-что понимая в звуке (спасибо ), получал истинное удовольствие от звучания.
Преимущества Fender Twin Reverb:
- Эталонный чистый звук, мягкий и теплый
- Великолепный винтажный дизайн
- Изумительные эффекты тремоло и вибрато
- Универсальность, подойдет практически для любого стиля где нужен чистый звук
Строение гитарных ламповых усилителей
Для начала напомню, что гитарный усилитель состоит из следующих частей: предусилитель (или преамп), усилитель мощности и кабинет (динамик для воспроизведения звука и его корпус). В классических гитарных комбоусилителях преамп и непосредственно усилитель собираются на лампах. Наиболее распространёнными лампами являются модель 12AX7.
Лампа 12AX7
А вот как выглядит гитарный комбоусилитель, собранный на лампах изнутри. Собственно невооружённым глазом можно увидеть четыре лампы. Этот экземпляр от компании Fender 1956 года выпуска.
Для интересующихся радиолюбительством приведу пример одной из схем лампового гитарного усилителя.
Схема гитарного усилителя Fender
Так как первыми усилителями для гитары были именно ламповые экземпляры, то их принято считать за эталон. Модели, произведённые в 50-х или 60-х годах двадцатого века, являются большим раритетом, а также очень ценятся серьезными музыкантами и если их продают, то за очень большие деньги. Вообще, наверное, каждый гитарист мечтает иметь у себя ламповый комбик. Современные аппараты именитых брендов также стараются делать наподобие старых, эталонных. Используют в конструкции лампы, но также применяют и современные технологии. В названии таких моделей чаще всего присутствуют названия их предшественников в дань памяти, а также для более успешного маркетинга.
Блок питания УНЧ
Силовой трансформатор должен быть тороидальный для лучшей производительности и минимума помех. Усилитель предназначен для максимально питания +/-35В, и это значение не должен быть превышено. Трансформатор должен быть рассчитан на 25-0-25 вольт, и не более того. Меньше — нормально, если полных 100 Вт не нужно. Мощность трансформатора должна быть 150VA (3 A тока вторички). Более 250VA — это излишество. Используйте хорошего качества электролиты фильтра БП, поскольку они будут подвергнуты нагрузкам по току и температуре. Ток диодного мостового выпрямителя должен быть 35 A. Тип крепления — на шасси с термопастой.
Все предохранители должны быть такими, как указано по схеме — не поддавайтесь искушению использовать более мощные. Входные и выходные соединения показаны на рисунке.
Гнёзда Preamp out и power amp in позволяют вставлять в звуковой тракт эффекты, такие как сжатие, реверберация, цифровые эффекты и другие. Выход предварительного усилителя подключен так, что предусилитель сигнала могут быть извлечены без отключения усилителя мощности, поэтому может быть использован для прямой подачи звука. Это особенно полезно для баса. Выход предусилителя выход может быть использован и для другого усилителя мощности.
Цифровые моделирующие комбо
Здесь необходимо сразу внести ясность: любой усилитель сам по себе является аналоговым, то есть он усиливает звук через транзисторы (или лампы), а цифровые элементы всячески дополняют схему. Отсюда следует, что говорить о цифровых комбиках как об абсолютно другом классе устройств не совсем верно. Сердце усилителя — это схема на транзисторах (или лампах). Цифровые алгоритмы улучшают, обогащают, меняют, искажают или преобразуют сигнал. Справедливости ради замечу, что в наши дни производители предлагают альтернативные «полностью цифровые» усилительные устройства на фирменных технологиях, но мы говорим о распространенных решениях, а не уникальных системах.
Моделирующий настольный усилитель Yamaha THR
Другими словами, цифровой/моделирующий
комбо представляет собой в большинстве случаев транзисторный усилитель со встроенными
звуковыми процессорами. Иногда бывает, что инженеры дополняют схему лампой, чтобы
придать звуку интересную окраску.
Еще несколько лет назад эффекты, создаваемые
процессорами (как перегрузы, так и пространственные/модуляционные эффекты)
воспринимались на слух, мягко говоря, плохо. Цифровая эмуляция ламповых схем
хоть и напоминала оригинальное звучание именитых моделей, но оставляла желать
лучшего. Моделирующие комбики по сей день многими воспринимается негативно,
даже если речь идет о дорогих аппаратах. Однако связанная со звукообрабатывающими
процессорами индустрия зашагала так быстро, что мы и представить себе не можем.
За последние лет пять в этой сфере произошел настоящий прорыв.
Сверхпопулярный в 90-е годы гитарный процессор Zoom 505
Многие профессиональные музыканты начали постоянно пользоваться напольными гитарными процессорами и усилителями с обработкой. Такие компании, как Boss, Line6, Kemper сегодня выпускают процессоры, превосходящие по качеству звука большинство бюджетных ламповых/транзисторов комбо. Если говорить о домашних моделирующих усилителях среднего и начального ценового диапазона, то и здесь есть неплохие экземпляры.
Vox
Для домашней студии грамотным выбором может стать актуальная серия Vox VTX.
В комбиках VTX есть практически все, что может понадобиться. В предусилителе стоит лампа 12AX7, в памяти заранее предустановлено несколько неплохих пресетов, а также гитаристу доступно 11 моделей усилителей и 13 эффектов. В зависимости от помещения можно выбрать модель от 20 до 100 Вт.
Недостаток серии VTX заключается в сложном управлении, поэтому без инструкции разобраться будет не так уж просто.
Roland
Японцы Roland всегда подкупали меня своей простотой: аппараты этой компании настолько удобны в управлении, что о недостатках забываешь. Недавно в линейке Roland появились интересные комбо на базе технологии TubeLogic, фирменной системы обработки звука, направленной на формирование звучания «классического лампового усилителя». Эти аппараты стоят недешево, но заслуживают внимания.
Также Roland продолжает развивать серию Cube. Модель Cube-10GX, например, вполне слаженный комбик с необходимым набором опций для занятий. Кстати говоря, этот небольшой усилитель выдает сбалансированный звук как на перегрузе, так и на чистом канале.
На борту имеется блок самых нужных эффектов, а также эквалайзер на три полосы и несколько фирменных перегрузов. Отмечу, Cube хорошо передает характер звучания гитары.
Важное преимущество современного цифрового комбика заключается в наличии большого набора эффектов, нескольких типов встроенных моделей усилителей, компактности, качественном звучании и совместимости с программами звукозаписи. В январе на выставке NAMM 2019 практически все показанные новинки так или иначе могли подключаться к ПК или мобильному устройству
Топ-10 лучших компактных комбо-усилителей для электрогитары (по версии oldtimemusic.com)
Самоизоляция – совсем не повод скучать. Теперь у вас есть время, чтобы осуществить какую-нибудь детскую мечту. Например, научиться играть на электрогитаре, или продемонстрировать свои умения домочадцам. Да и соседям от вашей музыки сразу станет веселей! Для этого, кроме самого музыкального инструмента, вам потребуется специальный комбо-усилитель (колонка со встроенным усилителем), предназначенный для работы с электрогитарой. Такое устройство профессионалы обычно называют «комбик». Для того, что бы упростить вам задачу оснащения домашней репетиционной (а по совместительству, и концертной) комнаты, мы подготовили обзор 10 лучших моделей компактных комбо-усилителей. Впрочем, в него вошла и пара довольно необычных устройств, которые нам также очень понравились.
Блок питания УНЧ
Силовой трансформатор должен быть тороидальный для лучшей производительности и минимума помех. Усилитель предназначен для максимально питания +/-35В, и это значение не должен быть превышено. Трансформатор должен быть рассчитан на 25-0-25 вольт, и не более того. Меньше — нормально, если полных 100 Вт не нужно. Мощность трансформатора должна быть 150VA (3 A тока вторички). Более 250VA — это излишество. Используйте хорошего качества электролиты фильтра БП, поскольку они будут подвергнуты нагрузкам по току и температуре. Ток диодного мостового выпрямителя должен быть 35 A. Тип крепления — на шасси с термопастой.
Все предохранители должны быть такими, как указано по схеме — не поддавайтесь искушению использовать более мощные. Входные и выходные соединения показаны на рисунке.
Гнёзда Preamp out
и power amp in
позволяют вставлять в звуковой тракт эффекты, такие как сжатие, реверберация, цифровые эффекты и другие. Выход предварительного усилителя подключен так, что предусилитель сигнала могут быть извлечены без отключения усилителя мощности, поэтому может быть использован для прямой подачи звука. Это особенно полезно для баса. Выход предусилителя выход может быть использован и для .
Marshall MS4
Признайтесь, вам, как и нам, трудно удержаться от улыбки при взгляде на этот аппарат? Действительно, Marshall MS4 выглядит как лучший комбо-усилитель для каких-нибудь металлистов-лилипутов. Эта малютка имеет размеры 254 х 76 х 127 мм и весит всего 0,6 кг. Аппарат работает от 9-вольтовой батарейки или от внешнего сетевого адаптера. Это всегда удобно. Удивительно, что в Marshall MS4 удалось разместить два 3-дюймовых динамика. А вот мощность этого комбо-усилителя вполне ожидаемо составляет всего 1 Ватт.
Этот небольшая микро-стойка имеет регуляторы усиления, громкости, тембра и переключатель вкл / выкл. Здесь также предусмотрен выход на наушники, который можно использовать и для подключения внешнего усилителя мощности. В данном случае это довольно полезно. В целом же освоение органов управления Marshall MS4 займет у вас меньше минуты.
Звучание
Несмотря на небольшие размеры, Marshall MS4 звучит намного громче, чем можно было бы ожидать. Более того, у него приличное качество звука и довольно широкий частотный диапазон для такого компактного устройства. Да, Marshall MS4 действительно превзошел наши самые смелые ожидания.
Когда вы увеличивает усиление, звучание становится классически хрустящим, как у всех «Маршаллов». Когда вы его снижаете, звук становится по-настоящему чистым. И он очень четкий для такого маленького комбо-усилителя. Это впечатляюще плотно звучащий аппарат для своих размеров. Marshall MS4 отлично работает и через наушники. В конце концов, этот микро-комбик можно прицепить к ремню, и так гулять. А почему бы и нет?
Наш рейтинг: 3.8 из 5
Roland Micro Cube GX
Комбо-усилитель Roland Micro Cube GX приходит на смену очень удачной модели Micro Cube, и у него появилось несколько важных усовершенствований. У новинки больше эффектов, шире функциональные возможности и она более универсальна. В то же время, новый Micro Cube сохранил фирменный мощный звук, портативность и высокое качество сборки.
Гитарный усилитель Roland Micro Cube с батарейным питанием имеет размеры 305 х 227 х 317 мм и весит три килограмма. Он развивает мощность около 3 Ватт и работает от шести батареек АА (входят в комплект). Этот небольшой комбо-усилитель может работать и от сетевого адаптера – такая опция всегда полезна.
У Roland Micro Cube GX есть восемь переключаемых режимов звучания, а также новый блок эффектов и задержек, и новая пружинная реверберация. Он имеет основные элементы управления усилением и тембром, а также, конечно, и общей громкостью. Есть возможность запоминания всех выполненных настроек.
Новым в этой модели является встроенный интерфейс i-Cube для подключения к устройствам Apple для записи или джем-сессий. Это хорошая функция для тех, кто пользуется гаджетами Apple, а остальные могут воспользоваться простым подключением через стереовход.
Звучание
Roland Micro Cube GX звучит громко и насыщено для его 3-х ваттного усилителя. Качество звука во всех девяти режимах звучания очень хорошее, тоже самое можно сказать и о работе блока эффектов. Наилучшее звучание получается, когда задействован чистый канал. Прозрачность звука и минимальные искажения сохраняются до тех пор, пока уровень громкости не достигнет предельного значения. Как и большинство комбо-усилителей такого размера, при пиковой выходной мощности Roland Micro Cube GX начинает звучать немного грубо. Но при работе на разумной громкости этот маленький Roland является отличным аппаратом.
Наш рейтинг: 4,4 из 5
Усилитель мощности
На фото ниже показана полностью собранная печатная плата УМЗЧ. С помощью TIP35 и TIP36 транзисторов выходного каскада обеспечивается надежность при работе в самых тяжелых сценических условиях. Другие особенности схемы включают в себя защиту от короткого замыкания — компоненты смещения диодов D2 и D3.
Защита от короткого замыкания ограничивает выходной ток до относительно безопасного уровня. Защита будет ограничивать пиковый выходной ток до примерно 8 ампер. Ток смещения является регулируемым, и должен быть установлен на уровне около 25 мА в покое. Транзисторы TIP3055/2966 или MJE3055/2955 также могут быть использованы для УМЗЧ. Схема позволяет подключать до двух 8-Омных акустических колонок (по 4 Ом). Не используйте АС менее 4 Ом на этот усилитель — он не рассчитан на столь малое сопротивление!
Marshall Super Lead 100
В 1966 году компания Marshall выпустила свой первый 100 ваттный усилитель, тогда еще под названием «Super 100», он был необычайно громким и давал повышенную нагрузку на динамики. Панели управления усилителя была изготовлены из прозрачного плексигласа, текст названия был набран черными буквами на золотом фоне.
В связи с этим, такие 100 ваттные головы, в среде музыкантов получили название «Плекси» и очень высоко котировались за их мягкий и в тоже время мощный звук.Кабинет был изготовлен из фанеры и имел четыре 12-ти дюймовых динамика Celestion 15 ватт, в период 1969 – 1976 компания совершила постепенный переход от динамиков этих динамиков к ставшей живой классикой модели Celestion G12H-30 30 ватт.
Deep Purple и Guess Who, а также многие другие великие группы 1970х гастролировали с такими усилителями, породив тем самым некий культ «Плекси», однако самая стойкая ассоциация с Super Lead — это Jimi Hendrix, который на концертах и в студии использовал «плекси» с басовыми кабинетами.
Преимущества Marshall Super Lead 100:
- Классический hard rock звук, выделенная середина и естественная ламповая компрессия
- Надежность и простота использования
- Стильный классический «маршаловский» дизайн
- Высокая мощность и громкость
Soldano SLO-100
Майкл Солдано занимался мелкосерийным производством и модингом гитарных усилителей в Лос-Анджелесе, параллельно развивая свои разработки, одной из которых стал Soldano SLO-100, являвший собой изрядно переработанный японский усилитель Yamaha T-100. Выпущенный в 1987 году, SLO-100 стал мгновенным хитом в среде профессиональных музыкантов.
Существует легенда, что Майкл Солдано ввел термин «high gain» только, для того чтобы предоставить хорошее описание его нового усилителя и это как нельзя лучше его характеризует. Канал перегруза — жемчужина этого усилителя, великолепный сверхчитаемый хай гейн, один раз услышав который вы никогда уже не забудете, однако он обладает так же и великолепным чистым каналом.
Также SLO-100- это великолепные компоненты и никаких компромиссов в качестве конечного продукта. В связи с чем огромное число музыкантов, в число которых входят Lou Reed, Michael Landau, John Fogerty и конечно же Mark Knopfler, отдали свое сердце этому усилителю.
Преимущества SLO-100:
- Эталонный звук современного high gain`а
- Высококачественные комплектующие
- Ручной монтаж
- Бескомпромиссное качество изготовления
Шаг 4: Монтируем ламподержатель
Ламподержатель соединяет лампы с усилителем. Я решил сделать ламподержатель из дерева, хотя его можно просто купить. Контакты ламп я покрасил простым карандашом и оставил отпечатки на листе ДСП, это метки для сверления отверстий. Потом просверливаем эти отверстия и приклеиваем термоклеем провода, так, чтобы один оголенный конец провода находился в отверстии.
Потом обрезаем стороны ламподержателя по максимуму, чтобы сэкономить место внутри корпуса привода. Так как одна лампа, 6Ж4П, служит контрольной лампой включения, ей провод не нужен. В центре делаем отверстие под диод. Ламподержатель готов.
Настройка гитарного усилителя
- Перед тем, как питание включается впервые, временно установите 22 Ом 5 Вт резисторы вместо предохранителей. Не следует сразу же подключать нагрузку (АС)! При подаче питания, проверьте, что напряжение постоянного тока на выходе меньше, чем 1 В. Проверьте все транзисторы на нагрев — если какой-то элемент горячий, немедленно выключите питание, затем ищите ошибку.
- Если все хорошо, подключите акустическую систему и источник сигнала и убедитесь, что звук не искажён (например подключите с плеера музыку).
- Если УНЧ прошел все эти тесты, снимите резисторы 22 Ом и заново установите предохранители. Отсоедините кабель динамика нагрузки и включите прибор снова. Убедитесь, что напряжение постоянного тока на клеммах АС не превышает 100 мВ, и снова проверьте нагрев на всех транзисторах и резисторах.
- Когда вы убедитесь, что все хорошо, установите ток смещения. Подключите мультиметр между коллекторами Q10 и Q11 — вы измеряете падение напряжения на двух 0,22 Ом резисторах R20 и R21. Требуемый ток покоя 25 мА, поэтому напряжение на резисторах должны быть установлены 11 мВ. Настройка значения не слишком критична, но при более низких токах будет меньше рассеивания на выходных транзисторах.
- После этого остаётся скорректировать смещение, когда температура корпуса и всех деталей гитарного усилителя стабилизируется. Часто температура и ток немного взаимозависимы. Вот и всё — конструкция готова!
Originally posted 2019-05-03 05:59:24. Republished by Blog Post Promoter