Введение
Рынок персонального аудио на сегодняшний день широк как никогда. Так или иначе, цифровой контент в период пандемии разлетается быстрее горячих пирожков. А удобнее часто потреблять его через наушники.
Какие же технологии создания излучателей для наушников существуют.
-
Динамические излучатели. Сюда же рубаноид, как вариация на тему. На данный момент мейнстрим и вы, скорее всего, сидите в них.
-
Магнитопланарные излучатели. А также изо-, орто- и прочее. Предупреждая споры я использовал это понятие для всего, где есть магнитная система и плоская катушка, соответствующая этой магнитной системе. Как вариация на тему т. н. излучатель Хейла, называемый ещё АМТ, там мембрана просто сложена особым образом.
-
Катушки с уравновешенным якорем, или, по-простому, арматуры. Часто появляются во внутриушных наушниках.
-
Излучатели на пьезоэффекте. Редкие внутриушные модели в виде высокочастотного элемента.
-
Электростатические излучатели. Крайне редкие наушники за немалые деньги, иногда колонки.
-
Ленточные излучатели. Только одна серийная модель наушников и бесконечное множество ВЧ элементов для стационарных акустических систем.
-
Прочие диковины, типа электродугового излучателя. Оставим на совести экспериментаторов.
Стоит практически эти все технологии умножить на количество всех возможных форм-факторов (закрытые, открытые, внутриканальные и вариации) и количество актуальных моделей покоряет совершенно неведомые высоты.
Можно попробовать заткнуть проблему выбора горой денег. Однако даже в таком случае совершенно не гарантировано высокие потребительские качества, в т.ч. и звука. По одной единственной причине. При обращении к научной литературе, например, к Психоакустике Алдошиной И.А. и ряду статей, выплывет отсутствие единого стандарта определения качества восприятия звуковых систем
На данный момент вся оценка качества звука производится по косвенным параметрам и экспертным методом, чему в указанном источнике уделено существенное внимание. Второй пункт здесь значит значимую субъективность в экспертной оценке, так как, кроме всего прочего, значительно зависит не только от умений и тренировки эксперта, но и от его физического и психологического состояния
Разумеется, поверке это не подлежит и на выходе может быть всё что угодно.
Описанный способ оценки таит в себе двойную лотерею. Те же наушники, чтобы попасть к вам, должны сначала понравиться эксперту, и не одному. И затем понравиться вам. А учитывая, что при производстве постоянно вносятся изменения в конструкцию без какой-либо экспертной проверки (ну решили мы сэкономить денег), то в итоге выбор превращается в подкидывание монетки, где вам надо выбить шесть, семь, восемь орлов подряд.
Что такое кодек. Почему он решает почти всё в беспроводном звуке
Типичный сжатый музыкальный MP3 или AAC-файл, распространяемый через стриминговые сервисы, весит около 7-12 мегабайт. Но файл повышенного, так называемого «CD-качества» в Apple Music весит в 3, а иногда и в 7 раз больше, то есть от 25 до 80 мегабайт. Передать такой объём данных через Bluetooth в реальном времени просто невозможно из-за ограничений Bluetooth.
Под ограничениями Bluetooth подразумевается пропускная способность стандарта. Для самого актуального поколения, 5.0, она составляет до 2 мегабайт в секунду – и это в абсолютно идеальных, практически недостижимых условиях. В реальности скорость передачи ограничивается максимум 600-1000 килобайтами в секунду.
Увы, наушники редко могут получить полный доступ ко всей пропускной способности Bluetooth-модуля. Ему надо и другие задачи выполнять. Поэтому для передачи данных используются алгоритмы потокового сжатия и декодирования музыки – так называемые кодеки. Они определённым образом сжимают данные на выходе с устройства, а затем расшифровывают их на чипе самих наушников.
Распространённые Bluetooth-кодеки придуманы таким образом, чтобы обеспечить максимально возможное качество стриминга в условиях ограниченной пропускной способности. Алгоритмы сжатия и распаковки, а затем последующего улучшения звука у каждого из них разные, но результат в целом плюс-минус одинаковый. Например, Apple давно предпочитает кодек AAC, а в мире смартфонов Android популярностью пользуется Qualcomm aptX.
Переломить эту ситуацию получилось у первого Bluetooth-кодека высокого разрешения — LDAC.
Кодек LDAC от Sony передаёт до 3 раз больше данных благодаря специфическому алгоритму сжатия и другим оптимизациям — до 990 кбит в секунду. Он позволяет наушникам воспроизвести практически без потерь музыку CD-качества, то есть тот самый Lossless по терминологии Apple Music. И только на нём есть смысл пытаться слушать настоящие несжатые треки, Hi-Res Lossless.
Sony уже несколько лет лицензирует LDAC, позволяя использовать кодек другим производителям других наушников. Однако на конец 2021 года считанные единицы сторонних моделей «ушей»поддерживают технологию. Причина банальна: для эффективной работы на максимальной пропускной способности требуются Bluetooth-радиомодули высокого качества, работающие бесперебойно как в наушниках, так и в смартфонах. То есть нужно, чтобы и источник звука, и наушники были подготовлены к LDAC безупречно.
Поэтому до 2021 года считалось, что LDAC банально невозможно добавить в полностью беспроводные модели наушников, так называемые TWS. Ведь, в отличие от накладных и полноразмерных моделей, TWS необходимо обмениваться с источником и между собой гораздо большим объёмом данных по Bluetooth, чтобы функционировать нормально. Немало производителей до сих пор не добились бесперебойной работы TWS даже с обычными кодеками. Куда уж там до LDAC с его запросами!
Но Sony в итоге смогла.
Sony WF-1000XM4 — первые массовые полностью беспроводные наушники с поддержкой LDAC. Эту модель многие уже назвали лучшими наушниками 2021 года. Могу подтвердить, что за дело. И если к наушникам вопросов нет, то к источникам звука вопросов очень много.
Каково это — слушать LDAC в лучших TWS 2021 года?
По мне, Sony WF-1000XM4 и так звучат лучше любых актуальных беспроводных наушников-затычек. Но с LDAC и lossless-треками получается совсем магия.
Если объяснять просто, то сочетание LDAC, треков высокого качества и мощного смартфона Android выдают на этой модели наиболее детальный и одновременно СОЧНЫЙ звук среди всех TWS, которые я когда либо тестировал в жизни.
Во-первых, сцена становится заметно шире. Она всё равно остаётся не «ламповой», цифровой – немного приплюснутой, лишённой воздушности. Но у совсем мелких деталей, вроде скрипов гитар, щелчков и эффектов-семплов, наконец-то появляется «прописка»: они будто получают новое место в виртуальном пространстве и оттого становятся намного заметнее прежнего.
Во-вторых, лучше чувствуешь звуковое разнообразие Lossless-треков. Знакомые и уже заслушанные до дыр инструментальные партии, пространственные эффекты наделяются свежими деталями. Это избитый момент в обзорах, знаю, но если вы слушали один и тот же трек десятки раз, а затем впервые заметили в нём что-то новое благодаря другим наушникам, то меня поймёте.
Обычно я ловил подобное в полноразмерных наушниках, но тут получается, что разница чувствуется в рамках одних наушников, исключительно между AAC и LDAC-кодеками.
Наконец, LDAC исправляет минусы звучания модели через кодек AAC. С ним высокие частоты получают достаточный эффект присутствия и звонкость, которой мне не всегда хватает при прослушивании, скажем, через iPhone. А средние наконец-то находят себе больше места на фоне баса и вокала. Тем самым немного снижается сила баса, которого здесь и так более чем достаточно.
WF-1000XM4 — это всё равно не аудиофильские наушники в традиционном понимании. Они приукрашивают звук, наделяя его басом и парой пиков в высоких частотах. Просто итоговая картина в режиме LDAC чуточку, но заметно, полнее.
Благодаря обилию Lossless-треков в Apple Music, я прокрутил на этих наушниках через LDAC все хорошо знакомые мне песни в максимально возможном качестве. Практически в каждом из них подмечал что-то новое, ранее незаметное. Наш офис был свидетелем, как я озвучивал разные непотребные восторги, запуская один несжатый трек за другим.
Как всегда бывает с узкоспециализированными, наиболее продвинутыми «фичами», прослушивание музыки в TWS от Sony через LDAC не лишено минусов.
Автономная работа наушников при подключении с LDAC падает с максимальных 12 часов до 5, что является нормой — многократно вырастает объём передаваемых данных. Также сам смартфон разряжается быстрее, в среднем, в полтора раза.
При включении максимально возможного качества LDAC в меню Android нужно держать даже лучшие смартфоны в прямой видимости от наушников. Соединение Bluetooth из кармана при 990 кбит/сек будет «рваться» в городских условиях, так как такой объём данных упирается в ограничения стандарта и не терпит потерь.
Поэтому LDAC в режиме максимального качества я советую использовать дома или хотя бы просто стационарно. Для остального есть адаптивный режим кодека, который хоть и не даст практически честного lossless, но и сигнал не будет рвать в движении.
Returns
Returns process
Returning is easy — Start by filling out this form https://returns.headphones.com/. Please include your serial number and a detailed reason for your return. If you do not provide a return reason, your return may be rejected.
When your return is accepted, an instant store credit will be sent along with a return label. You can use the instant credit to make another purchase right away. If you prefer a refund to your original payment method, we will process the refund to your original payment method once your item has been received and inspected by our team. The inspection process can take up to 5-7 business days.
Once you have received your return label, you have 7 business days to drop off your return. If your return has not been dropped off at the courier within 7 days, an additional 30% restocking fee will apply. If your return is not dropped off within 30 days, your return will no longer be accepted.
To avoid additional restocking fees, your item must be in like-new condition with its original packaging. It must also include all original accessories and manuals. Please add a larger shipping box to protect the original packaging during shipping. The cost of the return shipping will be deducted from your refund.
Return eligibility
Your item must be in like-new condition with its original packaging, accessories and manuals. Please use a shipping box to protect the original packaging during shipping.
The following items are not eligible for returns:
- Sale or discounted items,
- Final sale items
- Special order items
- Open-box items
- Price-matched items
- Accessories, such as ear pads and ear tips (for hygienic reasons)
These items are still covered by the manufacturer’s warranty, where applicable.}
Cryptocurrency
If you paid with cryptocurrency, we will refund you either (1) the exact amount of cryptocurrency used to make the purchase or (2) the original USD purchase amount at our discretion.
Restocking Fees
All items have a base restocking fee of 10%. Return shipping costs are deducted from your refund. There is no grace period on restocking fees and they apply from day 1 to day 365.
The following additional restocking fees apply to the items listed below:
- In-Ear Headphones +5%
- Affirm Financing +5%
- Missing Accessories or original packaging +15%
- Products with batteries +5%
- Earwax or Dirty headphones +25%
- Return of more than 2 items in a calendar year +25%
- Failure to ship item within 7 days of receiving return label +30%
Cancellations
All Affirm financing orders have a 5% cancellation fee.
For all other payment methods, your first cancellation is free. Subsequent cancellations have a 5% cancellation fee. We understand that sometimes life happens and an order needs to be cancelled, but we pay a non-refundable payment processing fee for each transaction.
Special order items are non-cancellable and non-returnable. Special order items may ship earlier or later than the estimated shipping window and this will not be accepted as grounds for cancellation.
Policy Abuse
In order to provide a 365-day return policy, we need to take abuse seriously.
We reserve the right to refuse orders from customers we believe have abused, or will abuse, our return policy, at our discretion. This includes customers who spread returns across multiple accounts.
We made our return policy to help you find gear you feel great about for a long time. Most people use it exactly as intended. We don’t want the handful of people who attempt to abuse our policy to ruin it for everyone else.
Final Thoughts.
The RAAL-requisite SR1a Earfieled Headphone Monitor is a crowning achievement of what is possible in headphone design. The beautiful sound coming from the ribbon monitor was sensational. The exceptional imaging made all performers come alive and made the equipment get out of the way.
The SR1a created a midrange that was as good as I have heard regardless of price. The soundstage was wide and deep with exceptional space and air between the performers. The 299D was able to throw off a 3D stage that was sensational. Imaging was among the best that I have heard in any system. The SR1a was so special that at times I felt as if I were actually at the performance.
Bass performance was exceptional. The textured and dynamic bass had a good extension and was able to hit the low bass notes. Reproducing thunderous sound from tympani in large scale recordings was always exciting and made the performance come alive and create a memorable listening experience.
Extension at the top of the listening region made chimes, bells and cymbal recordings come alive. The treble extension soared and was endless reproducing chimes and other high-frequency recordings. I could easily distinguish between a cello and violin and tonality of instruments was accurate and lifelike.
Adjusting soundstage was easy, simply swing the cups open a little to create more space and make the soundstage open up more or listeners can adjust the sound to make it more personal.
The SR1a benefits from high-quality speaker amplifiers. The VPI 229D was impressive in its ability to drive the design without compromise. The $699 Schiit Vidar, a solid-state 100-watt design, was exceptional and offered a small chassis and still was able to get excellent sound from the SR1a.
The prototype amp Schiit is working on for the RAAL-requisite SR1a Earfieled Headphone Monitor will include a DAC and is said to put out 1000 watts of power and will be offered at around $1000. the new design will eliminate the need for the box that RAAL includes with the headphones and has a small footprint making it attractive for Personal Audio listeners that want it on a desktop. The design would also make it more portable for listeners who want to take it and use it other than in your home system.
Is it flawless or perfect? The only issue I had with my time with the SR1a was that I had to adjust the cable in the monitor. The cables did not lock and at times were loose in the connection causing the cable to miss connecting properly. I would like to see a locking cable on the monitor which would solve this minor issue. Other than that minor quibble I felt that the sound was exceptional and revelatory.
The SR1a is a new design that recreates a magical performance. Ribbon monitors for the head are now a reality and the sound it creates is sensational. Lifelike reproduction of music is rarely achievable but the SR1a manages to easily accomplish that feat.
The beauty of music is recreated and the monitor design is unique in that it takes you on a magical journey and the performances are as good as it gets in personal audio listening. The RAAL SR1a ribbon is a new design that is inspiring and captivating and the first to offer Earfield Monitor Ribbon technology. Listen and you may find this is exactly what you want for your end game solution. Impressive to listen too and gets my highest recommendation for anyone looking for the real live sound of recorded music in your home or office. Highly Recommended.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Yulong DA9 и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2016 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo Paw Gold Touch, theBit OPUS#2, Astell&Kern A&ultima SP1000 и другие в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 60 часов, изменения в звуке наблюдались на протяжении примерно 40 часов.
Как я уже писал во вступлении, iBasso SR1 звучат полностью в стиле компании — нейтрально, детально, с лёгким акцентом на ВЧ, iBasso славятся тем, что всегда следуют своему видению в звуке. В целом, SR1 можно сравнить по микродинамике с начальными изодинамическими моделями тех же HiFiMan, но с немного лучшей весомостью и более простой раскачкой. Наушники созданы для ценителей нейтральности, впрочем, как и остальные продукты компании.
Бас тут не акцентирован, что, возможно, расстроит любителей подачи с накачкой, им придётся смотреть на другие модели. Ценители же нейтральность манеру SR1 оценят, НЧ тут сбалансированные, они быстрые, но при этом обладают достаточным весом и глубиной для того чтоб реалистично отыгрывать все нюансы записи, включая раскаты и удары. Присутствует и хороший контроль, причём даже глубоких слоёв НЧ, чем могут похвастаться не все модели.
Середина продолжает развитие общей идеи звука модели: детальная, нейтральная, но без лишнего акцентирования микроконтраста. Это, разумеется, накладывает определённые требования к качеству записи, наушники не добавляют ничего «от себя», поэтому на плохих треках будут играть соотвественно. На хороших они порадуют реализмом, эмоциями и качественной передачей характера инструментов и вокала. Отдельно приятно то, что iBasso сдержались, и не сделали наушники абсолютно мониторными как это было, например, с DX80. У наушников есть небольшой акцент на стыке ВСЧ и ВЧ, который эффектно подчёркивает женский вокал и общую детальность подачи, возможно именно благодаря ему SR1 удаётся хорошо строить воображаемую сцену: по обеим размерам она больше среднего, с неплохим разделением инструментов и планов.
Верхние частоты сделаны аккуратно. Несмотря на акцент в районе примерно 4 кГц, резкости и неестественности в подаче ВЧ тут нет, тем более что район 8 кГц наоборот, немного прижат. Благодаря этому «верха» звучат естественно, без металлического акцента и синтетического налёта. Разрешение и протяжённость не запредельные, но хорошие, атаки с затуханиями отрабатываются корректно, слоистость находится в зачаточном состоянии, но для данной ценовой категории это нормально. ВЧ тут прекрасно справляются со своей ролью, обеспечивая отыгрыш обертонов и насыщение подачи «воздухом».
Особо погружаться в сравнения я не вижу смысла, так как у меня по сути нет ничего, что можно сопоставлять с SR1. Meze 99 Classics — совсем другие по звуку и подаче. HiFiMan Sundara — детальней и ровней, но при этом ярче, легковесней и требуют большего усиления. HE-400S от тех же HiFiMan — теплей и меньше по разрешению. Другие наушники схожие по подаче были у меня на обзорах сильно давно и без прямого сопоставления я уже не расскажу про разницу. Более дорогие модели вроде тех же AudioZenith PMx2v2, естественно, звучат лучше.
Ленточные излучатели
Так я плавно подвожу к самой, на мой взгляд, перспективной технологии в плане динамического диапазона. Ленточные драйвера. В обычной жизни их можно заметить в некоторых стационарных АС в виде твиттеров (высокочастотных излучателей).
В наушниках ленточный тип излучателя практически не используется. По крайней мере из всех серийных заводских моделей существует только один их представитель — Raal SR1A, и тот стоит неприлично дорого, к тому же официально на территории СНГ не распространяется.
Ленточный драйвер прост, как угол дома, даже ещё проще. Самая простая версия излучателя — два магнита, кусок гофрированной фольги, всё. С точки зрения акустики это самый идеальный вариант — чем меньше деталей и соединений, тем лучше. По ходу движения ленты нет никаких препятствий, разве что стоит какая-то защитная сетка. В более продвинутом исполнении можно добавить магнитопровод по контуру для усиления магнитного поля в рабочей области.
Самое главное — динамический диапазон на голову лучше, чем где бы то ни было. Ход ленты может быть какой угодно, смотря как ленту устанавливать. Но также и с высокими частотами, в стационарных АС такой излучатель используется как раз в ВЧ звене, работает он там просто замечательно. Это возможно благодаря изотропии самой ленты. Нет никакого межслойного взаимодействия, клея и т.п. Таким образом сила трения покоя ограничивается лишь силой трения покоя однородного металла. В слое алюминия 15 микрон эти силы крайне малы. Просто за счет отсутствия лишних слоев в виде пленок и клея этот излучатель по-умолчанию лучше, чем магнитопланарный.
Естественно, есть нюансы. Лента в таком излучателе должна быть гофрирована. За счет упругости металла, формованного в виде волны (а такая форма нужна, чтобы ленту не скручивало в трубочку), лента и имеет столь большую амплитуду колебаний. Поэтому приходится делать ленту, которая в излучателе отклоняясь до полного распрямления не выходит за пределы своего предела упругости, чтобы избежать пластичных деформаций. А подстраховка от деформации — небольшой зазор между лентой и магнитами для стравливания лишнего давления. В таком случае прочность ленты практически сравнится с прочностью мембраны магнитоплараных наушников. Может быть даже слегка её превзойдет, по крайней мере опыт показывает, что планарная мембрана рвется именно там, где нет ни клея ни металла, по пленке. Например, смерть мембран наушников довольно известного бренда Audeze довольно частый случай и на многих форумах зафиксированы возмущения огорченных владельцев. Стоит дополнить, что речь всё время идет об полностью открытом исполнении наушников, как о самом выгодном с акустической точки зрения. К сожалению, с закрытыми моделями всё посложнее, так что как эталон качества звуковоспроизведения я рассматриваю строго модели с открытой крышкой.
SR1a — Earfield Monitor Specs
Headphone Design: | Earfield open baffle. Floating near ear, does not enclose ears. |
Impedance: | 0.2 Ohms with cabling. Used in series Ribbon/Amplifier Interface. |
Amplifier Interface: | Ribbon/Amplifier Interface. 6 Ohms. Use any loudspeaker amplifier. |
Amplifier power rating: | 100W |
Sensitivity: | 91dB/1W |
Max SPL: | 111 dB |
Frequency Range: | 30Hz – 30kHz |
Weight: | 425 grams / 15 oz. |
Warranty | 5 years |
Why is the SR1a 33Hz (not 20Hz), for the low-frequency range?Because they are not sealed around your ears. They will play 20Hz at –6 to –10dB, depending on the wearing angle. This is equal to any high-end speaker.
Послесловие
Субъективно звук таких наушников однозначный мастхев. Детальность действительно ультимативная, а при правильной настройке ленты басы дают удар. Вкупе с использованием виртуального объемного звука эффект от прослушивания стоит того, чтобы заняться сборкой. Конечно, все приведенные здесь выводы требуют научного подтверждения. Меня ограничило отсутствие точных измерительных приборов. Для себя лично не вижу смысла так погружаться, свои наушники я сделал.
Что осталось.
Необходимо разработать и собрать эффективный и качественный усилитель для прямого подключения, я пока размышляю над тем, как это можно провернуть. Возможно, стоит собрать даже свой усилитель с выходным каскадом в D классе на дискретных элементах, чтобы заставить его работать в нужных режимах больших токов и низкого напряжения. В теории это крайне эффективное решение, однако, очень сложное в разработке и сборке, и довольно дорогое.
В мечтах приобрести фотополимерный принтер, который способен печатать детали размерами 100 на 100 мм, чтобы изготовить монолитный корпус, это добавит надежности и эстетики.
Покрыть матовым лаком имеющиеся корпуса, чтобы скрыть косяки.
Поставить, наконец, новое красивое оголовье.
Необходимо как-то замерить характеристики получившихся наушников, а для этого нужно сложное и дорогое оборудование в виде измерительного стерео микрофона и качественной записывающей аппаратуры. Такого оборудования у меня нет, всё делалось «на слух», да и цена кусается.
Напоследок видео с демонстрацией работы.
Atención
Las siguientes marcas NO están disponibles para envío internacional: Abyss, AKG, ALO Audio, Astell & Kern, Audeze, Audio-Technica, Bowers & Wilkins,
Campfire Audio, Chord Electronics, Dan Clark Audio (antes MrSpeakers), Eleven XIAudio, FiiO, Focal, Fostex, Grado, Hifiman, JBL, Klipsch, Meze Audio, Musical Fidelity, Naim, RAAL-requisite, Sennheiser,
Shure, Sony, SPL Audio, STAX, T+A, Vision Ears, y Woo Audio
Si necesita más ayuda, envíenos un correo electrónico a: [email protected]
(Para evitar que nuestras respuestas lleguen a su carpeta de correo no deseado, le recomendamos que agregue [email protected] a sus contactos)
Product Design
The RAAL-requisite SR1a Earfieled Headphone Monitor is the world’s first headphone monitor with EARfield Technology. The design team in Serbia and Danny Mckinney took years of mastering and mixing experience and developed Earfield technology which removed the room acoustics from the equation and created the world’s first Earfield Ribbon monitor for both personal and studio listening.
Using a true ribbon in the design they were able to reproduce a bandwidth of 30Hz-30kHz and eliminate the need for sealed chambered bass thus allowing for open baffles both in the front and back of the SR1a which created a true full frequency response.
The weight of the Earspeaker came in under one pound coming in at 425 grams. There are many planar designs weighing in substantially heavier and can lead to long term fatigue while listening.
The open baffle design eliminates heat buildup and provides a cool natural flow of music. Absent in the design is the sound pressure against your eardrum that is present in the closed sealed headphones.
The SR1a is handbuilt and uses a stainless spring steel headband and two aluminum ribbon drivers. The inside of the cup uses memory foam bars and making the design comfortable on the listener’s ears. The design is crafted and made in Serbia by European craftsmen who also make the world-reknown RAAL ribbon tweeters.
The unit is packed in a custom Hardcase designed by Pelican. The RAAL-requisite SR1a Earfieled Headphone Monitor comes with a ribbon/amp interface and all cables to connect to an amplifier and is priced at $3499 with a 14-day no questions asked return policy.