Содержание/сюжет
В 1970 году Фаррух Булсара, юноша индийского происхождения (парс по национальности), недавно прибывший с отцом, матерью и сестрой из Занзибара, работает на погрузке багажа в аэропорту Хитроу. В свободное время он любит посещать концерты местной группы Смайл, выступающей в его любимом ночном клубе. После одного из шоу он встречает гитариста из Смайл Брайана Майла и барабанщика Роджера Тейлора и предлагает себя на замену их вокалисту, Тиму Стафеллу, который этой ночью покинул группу. Добрав басиста Джона Дикона группа — теперь уже известная как Queen — колесит на выступления по всей Британии на небольшом фургоне, пока Фарруху не приходит идея продать фургон, а на деньги от продажи записать первый студийный альбом. На записи их слышит агент музыкальной компании EMI Records, и с ними заключают контракт. В это же время Фаррух юридически меняет свое имя на Фредди Меркьюри и вступает в отношения с продавщицей из магазина модных вещей Мэри Остин. Альбом попадает в чарты в Америке, и во время тура в США, Фредди начинает осознавать свою сексуальную ориентацию.
В 1975 году Queen записывает свой четвертый альбом «A Night at the Opera», но уходят от EMI, когда исполнительный директор агентства Рэй Фостер отказывается объявить шестиминутную (слишком длинную по меркам того времени) песню «Bohemian Rhapsody» в качестве сингла альбома. Фредди, используя знакомство с геем ди-джеем на радио Кенни Эвереттом, договаривается о пуске песни в эфир. Несмотря на противоречивые рецензии, «Bohemian Rhapsody» становится хитом. После мирового турне у Фредди начинается роман с Полом Прентером, его личным менеджером. Мэри расстается с Фредди, когда он приходит к ней, и говорит, что он бисексуал, и она уверяет его, что он гей.
Успех группы продолжается до начала 1980-х годов, но в группе возникает напряженность из-за того, что Фредди начинает относиться к своим обязанностям спустя рукава, заставляя себя ждать на репетиции, а также из-за его отношений с Полом. В 1981 году, после роскошной вечеринки у себя дома, Фредди западает на Джима Хаттона, официанта с вечеринки. Однако они быстро расстаются, когда Джим говорит Фредди, чтобы тот нашел его, когда он научится нравиться самому себе. Пресс-конференция, посвященная продвижению альбома 1982 года Hot Space, сорвана прессой, которая вместо разговоров о альбоме расспрашивает Фредди о его личной жизни и ориентации.
Фредди ссорится с товарищами по группе, когда он объявляет, что он подписал контракт с CBS Records на сольный альбом, за который он получит 4 миллиона долларов. Для записи альбома он переезжает в Мюнхен в 1984 году и участвует в пьяных оргиях вместе с Полом. Мэри, уже беременная от другого человека, навещает его и зовет вернуться в группу, поскольку им предложили участие в величайшем благотворительном концерте Боба Гелдофа «Live Aid» на стадионе «Уэмбли», где должны будут выступать все знаменитейшие исполнители. Узнав о том, что Пол скрывал от него эту новость, разъяренный Фредди врет с ним все отношения. В отместку Пол рассказывает о сексуальных выходках Фредди на телевидении и в многочисленных интервью.
Фредди возвращается в Лондон, чтобы попросить прощения у его коллег по группе и менеджера. Они примиряются и успевают заявить об участии в Live Aid. Тем временем СПИД распространяется во всем мире, и Фредди обнаруживает, что он инфицирован. Фредди рассказывает это своим товарищам по группе во время репетиции, и они обнимаются. В день концерта он находит и берет с собой, снова подружившись, и Хаттона и Мэри и воссоединяется со своей семьей, используя зороастрийский принцип своего отца: «Хорошие мысли, хорошие слова, добрые дела». 20 минутное выступление на Live Aid (полностью воспроизведенное в фильме) стало огромным успехом, и под его влиянием пожертвования сразу окупили все затраты и выполнили задачи по сбору средств.
После смерти Фредди от СПИДа в 1991 году менеджер и остальные члены группы Queen создали фонд Mercury Phoenix Trust для борьбы со СПИДом во всем мире.
Актеры и роли
Имя Рами Малека не было широко известно в мировом кинематографе, но сыгранная роль культового музыканта и певца сразу вознесла его на вершину славы. До этого он исполнял второстепенные роли в малоизвестных фильмах. Лишь недавно, начав сниматься в сериале «Мистер Робот» (жанр – психологический триллер), он обрел известность благодаря своему персонажу Эллиоту Алдерсону, который является сотрудником кибербезопасности и хакером в одном лице. Эта роль принесла Малеку премию «Эмми».
«Богемская рапсодия», номинированная сразу на несколько «Оскаров», стала судьбоносной и для Рами, получившего приз за лучшую мужскую роль. Также актеру вручили премию Американской гильдии киноактеров и премию «BAFTA».
Роль возлюбленной Меркьюри сыграла Люси Бойнтон, тоже малоизвестная до этого актриса, снявшаяся в нескольких сериалах. Среди ее последних работ – ужастик «Не стучи дважды», биографический фильм «За пропастью во ржи» и детектив «Убийство в Восточном экспрессе» по роману Агаты Кристи. Фильм «Богемская рапсодия» настолько сблизил Рами и Люси, что они стали встречаться и в реальной жизни. Недавно Малек публично признался девушке в своих чувствах.
Роли музыкантов группы «Queen» исполнили Гвилим Ли, Бен Харди, Джозеф Маццелло – для всех них фильм стал путевкой в жизнь. А режиссеры Сингер (снявший фильмы серии «Люди Икс», «Операция «Валькирия», «Звездный путь: Возмездие») и Флетчер (больше известный как актер), сделав ставку на молодые дарования, не ошиблись в своем выборе, ведь их совместная работа принесла плоды не только актерам. Фильм стал лауреатом «Оскара» в четырех номинациях, в том числе за лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.
Версии и догадки о смысле песни
Но дискуссия о корректности интерпретации текста по-прежнему актуальна. Наметим ряд главных подходов, предложенных поклонниками и музыкальными критиками:
- Это признание автора в гомосексуализме.
- Меркьюри переживал страдания из-за союза с Мэри Остин.
- В песне автор транслирует психологические переживания от расставания с родным Занзибаром.
- Речь о борьбе с ВИЧ.
- Это вариации по поводу романа «Посторонний» экзистенциалиста А. Камю.
- Центральный персонаж получил призыв и всячески сопротивляется необходимости участвовать во вьетнамской войне.
Лесли-Энн Джонс, написавшая роман-биографию «Mercury», полагает, что композиция свидетельствует о нетрадиционной ориентации автора. По её признанию, она интересовалась напрямую об этом у Фредди, но он уклончиво заявил, что песня об отношениях. Она говорит, что Джим Хаттон и Тим Райс, друзья Меркьюри, тоже выступают за данную версию.
Есть те, кто считает, что текст не содержит вообще никакого глубинного смысла. К примеру, британский радио-диджей Кенни Эверетт говорил, что как-то в беседе с ним Фредди признался: текст легендарной песни просто «хаотичная зарифмованная абракадабра».
Производство фильма
Фильм Богемская история, дата выхода которого уже объявлена, имеет непростой путь создания. В 2010 году впервые промелькнула информация о том, что история группы Queen будет перенесена на экраны. На роль Фредди планировали взять Сашу Барона Коэна. Но спустя три года Коэн повздорил с Брайаном Мэем, гитаристом группы. Тот хотел, чтобы в фильме рассказывалось и о нескольких годах после смерти Фредди, актера это и не устраивало, и он покинул проект.
Но проект закрыт не был, на должность режиссера пригласили Тома Хупера. Он известен своим фильмом «Король говорит», получившим три Оскара. Но Том Хупер задержался в режиссерском кресле ненадолго. После его ухода у фильма не было ни режиссера, ни актера на главную роль.
Только спустя несколько лет постановщиком стал Декстер Флетчер. Из-за творческих разногласий он тоже вскоре отказался от создания фильма. После того, как режиссером картины стал создатель кинофильмов про Людей Икс и «Обычных подозреваемых» Брайан Сингер, началась работа над биографической картиной.
Сингер пригласил на главную роль Рами Малека. Все сразу заметили, насколько артист точно воплотил образ Фредди Макьюри. Выход трейлера подтвердил правильность выбора актера.
В 2017 году стартовали съемки фильма, но вскоре Сингера уволили. Это стало неожиданностью для всех. Удивительно, но в кресло постановщика внезапно вернулся Декстер Флетчер, который завершил съемки.
Название фильму дано по названию популярной песни британской группы Queen. Песня была записана в 1975 году, а в 1981 году вошла в альбом Greatest Hits.
О самом животрепещущем
Так что же всё-таки с гейством, спросите вы. Отвечаем: тема сексуальной ориентации Фредди раскрывается в довольно щадящем режиме. Посмотреть на целующихся мужиков вам всё-таки придётся, но акцент создатели фильма делают на дружбе, творчестве и прочих ретроградных ценностях.
Любопытно, что гей-тема в картине коррелирует с отсутствием счастья в личной жизни: Фредди смотрит, как его близкие люди обзаводятся семьями и детьми, и завидует им, безуспешно пытаясь отвлечься на кутежи и беспорядочный секс, который в итоге и награждает его СПИДом. По нынешним временам подобная линия смотрится довольно опасно — гомосексуалисты в фильме, о ужас, выглядят какими-то неполноценными! Возможно, именно этим объясняется довольно холодный приём картины в США.
Главная же ирония заключается в том, что в середине 80-х клип Queen на песню I Want To Break Free, в котором участники группы переодеваются в женщин, вызвал возмущение в Штатах своей фривольностью и был запрещён на местном MTV. Этот эпизод упомянут в фильме, и экранный Мэй говорит об американцах: «Пуритане снаружи, извращенцы внутри». Похоже, сегодня эти две ипостаси поменялись местами, и теперь трейлер «Рапсодии» критикуют за «недостаточное отображение сексуальности Меркьюри».
Смысл песни «Bohemian Rhapsody»
Название «Bohemian Rhapsody» на русском звучит как «Богемная рапсодия», а вот растиражированный вариант «Богемская рапсодия» искажает смысл. Спорно, что автор имел в виду чешский регион, Богемию. Имелась в виду, вероятнее всего, богема, атмосфера творческих людей, свободных духом.
Меркьюри избегал комментариев по поводу сути своих песен, давая в этом смысле свободу возможных трактовок:
После смерти лидера музыканты Queen решили отказаться от интерпретаций Bohemian Rhapsody.
Брайан Мэй:
И ещё фрагмент из интервью Мэя:
Понять главную идею, возможно, поможет буклет с переводом и интерпретацией сути песен, помещённых в Greatest Hits, иранского издания. Там о композиции говорится, что она о юноше, невольно убившем кого-то и продавшем душу дьяволу. И в последнюю ночь перед казнью он обращается к Всевышнему: «Bismillah», после чего ангелы помогают ему вернуть душу.
Достижения песни…
В британском рейтинге песня стала лидером на протяжении девятинедельного периода. Такой второй прецедент был в 1991-м после нового релиза сингла, уже в память о его авторе.
По версии Billboard, сингл занял лишь девятую строку. После фильма 1992 года «Мир Уэйна», когда песня звучала за кадром и вновь была издана, она заняла вторую строку. Лидером тогда оказался трек «Jump» Kriss Kross.
«Bohemian Rhapsody» по праву находится в числе 500 величайших песен всей музыкальной истории, согласно Rolling Stone. В 2004-м она заняла своё место в Зале славы «Грэмми». В 2012-м лидировала в списке самых признанных в Британии, по версии ITV.
Против:
Еще на стадии трейлера проект был похож на фарс в смешных париках, а зная о всех проблемах, творившихся на съемочной площадке, логично было ожидать сомнительный результат. Но такого вульгарного байопика байопиковича образца 91 года даже самые циничные скептики не прогнозировали.
У фильма столько проблем, что даже не знаешь, с чего начать его ругать. По-хорошему, надо начать с щелчка Брайану Мэю за то, что тот отверг сценарий Питера Моргана, обозвал Сашу Барона Коэна глупым комиком и сказал, что тот никогда не сыграет Фредди. И правда, зачем показывать Фредди таким, каким он был на самом деле, когда можно в очередной раз явить миру романтизированный образ, который все так любят.
В итоге получилась экранизация страницы Википедии на скорую руку под любимые песни Queen. Причем «на скорую руку» в буквальном смысле — хиты рождаются бодро и быстро, будто это проще, чем в магазин за пивом сбегать. То есть, условно, сидит Рами Малек с накладными зубами, что-то пишет на клочке бумаги и загадочно улыбается. Потом карикатурно говорит: «Это будет хитом» — и boom, как говорится, pregnant. Экономя время на действительно важных периодах истории группы, создатели нещадно растягивают хронометраж на абсолютно ненужных для картины моментах. За то время, пока Фредди делает предложение своей возлюбленной, вы успеете сходить покурить и еще попкорн на обратном пути купить. Но упаси вас боже моргнуть не в том месте, и вот группу уже подписали на лейбл, и она зарабатывают миллионы, нюхая кокаин на вечеринках у Фредди.
По идее, такой формат байопика должны были похоронить вместе с фильмом Оливера Стоуна «Дорз» еще в том же 1991-м. Но на фоне «Рапсодии» он покажется вам драматургическим прорывом, а фильмы какого-нибудь Тома Хупера — вершиной новаторства. По идее, когда-то на бумаге существовал настоящий фильм про Фредди Меркьюри и Queen — с карликами, кокаином и событиями, максимально приближенными к реальности. Но получили мы пластмассовый байопик с картонной драмой, сценами расставания под дождем (!) и отбитым сценарием (если это вообще можно назвать сценарием). Даже блестящая работа Рами Малека, который, похоже, старался больше всех, не спасет этот проект от номинаций на «Золотую малину». Так плохо дорогое кино не снимали с тех пор, как Томми Вайсо дорвался до камеры. И, надеюсь, больше не снимут.
«Профессионально, но не более»
RT попросил сходить на предпремьерный показ фильма, а затем а поделиться мнением о нём знатока творчества группы Queen, администратора самой популярной в социальной сети «ВКонтакте» группы, посвящённой творчеству Брайана Мэя, Ивана Либерова.
По словам поклонника легендарного британского коллектива, несмотря на то что «Богемская рапсодия» является не более чем набором клише относительно всего того, что известно о коллективе, в фильме можно обнаружить множество временных и фактических несоответствий. Среди наиболее очевидных для фанатов — исполнение композиции Fat Bottomed Girls в 1974 году (она была создана в 1978-м), перенос процесса написания песни We Will Rock You из 1977-го в начало 1980-х и, конечно, выступление в Рио в середине 1970-х (в действительности оно состоялось в 1985 году). Тем не менее в ходе просмотра зрители постепенно привыкают к подобным нестыковкам.
Либеров подчёркивает, что многие почитатели творчества Queen поначалу с недоверием относились к утверждению Малека на главную роль, но теперь, вероятно, смирятся с ним. В то же время, по мнению собеседника RT, создатели ленты не сумели воссоздать образы участников коллектива: экранные герои получились не такими яркими и выразительными, как их прототипы.
Из плюсов картины поклонник творчества группы отмечает обилие красивых планов, хорошо переданную атмосферу тех лет и внимание создателей фильма к деталям костюмов и антуража. Так, специально для фильма английский гитарный мастер Эндрю Гайтон создал две копии знаменитой гитары Брайана Мэя Red Special и состарил их для разных временных отрезков, показанных в фильме
Также поклоннику группы понравилась работа со звуком. В частности — то, что гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор заново сыграли свои партии для финального выступления на концерте Live Aid вкупе с вокалом солиста официальной трибьют-группы Queen Extravaganza Марка Мартела. А «старой гвардии поклонников», по его словам, будет приятно услышать также перезаписанную версию Doin’ Alright с вокалистом и бас-гитаристом группы Smile Тимом Стаффелом.
Видеоклип Bohemian Rhapsody – Queen
Музыкальное видео, которое для «Богемной рапсодии» снял Брюс Гоуэрс, считается классикой жанра. По словам Брайана Мэя, группа сделала его лишь для того, чтобы попасть на шоу Top of the Pops:
bbc.co.uk
А теперь посмотрим видеоклип Bohemian Rhapsody.
Интересные факты
- Во время записи песни Фредди играл на том же пианино, которое использовал Пол Маккартни в Hey Jude.
- Упоминание Галилея в тексте песни может быть шуткой в адрес Брайана Мэя, который увлекается астрономией.
- Забавно, что в Великобритании песню Bohemian Rhapsody сместила с первой строчки чартов композиция Mamma Mia группы ABBA. Напомним, что в тексте «Богемской рапсодии» несколько есть строчка “Oh mama mia, mama mia, mama mia let me go”.
- В 2018 году на экраны вышел биографический фильм Bohemian Rhapsody о Фредди Меркьюри и группе Queen. В российском прокате байопик назвали “Богемская рапсодия”.
- В том же 2018 году композицию Bohemian Rhapsody признали самой прослушиваемой песней в двадцатом веке. По данным Universal Music Group ее прослушали более полутора миллиардов раз.
История создания
Выхода «Рапсодии» поклонники Queen ждали восемь лет: с того момента, как гитарист коллектива Брайан Мэй объявил о начале работы над байопиком. Тогда подразумевалось, что роль Меркьюри исполнит Саша Барон Коэн, однако через некоторое время он покинул проект из-за творческих разногласий с Мэем. Вскоре от работы над фильмом отказался и режиссёр Том Хупер («Король говорит!», «Отверженные», «Девушка из Дании»).
История создания «Богемской рапсодии» уже становилась увлекательнее сюжета картины, когда Декстер Флетчер (более известный как актёр, нежели как режиссёр) также отказался руководить съёмочным процессом. А Бен Уишоу («Парфюмер») решил, что не будет играть Меркьюри. Причиной тому стали опять-таки творческие разногласия. Тогда на смену Флетчеру пришёл создатель франшизы про «Людей икс» Брайан Сингер, а роль вокалиста доверили Рами Малеку.
В кратчайшие сроки продюсерам удалось найти человека, который всё же смог довести работу до конца — им, как ни странно, оказался Флетчер. Впрочем, в титрах режиссёром картины всё же значится Сингер.
Примечательно, что Брайан Мэй и ударник Queen Роджер Тейлор постоянно участвовали в съёмочном процессе: их присутствие должно было обеспечить правдивость картины.
Сюжет фильма
Сюжет фильма переносит зрителей в то время, когда группа еще не была популярна, а о Фредди Меркьюри никто и не знал. Тогда был только Фарух Булсара, молодой студент из семьи эмигрантов. Он занимается живописью, но не мыслит себя без музыки. Фарух играет в музыкальной группе Smile, он дает группе название Queen, а себе берет псевдоним Фредди Меркьюри.
Необыкновенная харизма, энергетика и потрясающий голос в короткие сроки сделали Фредди лучшим молодым певцом современности. Но не только сценическая карьера будет освещена в Богемской рапсодии. У Фредди насыщенная жизнь, в ней постоянно происходит много ярких событий.
Со своей женой Мэри Остин Фредди сохранял отношения даже после развода. До последних дней он отзывался о ней с искренней теплотой, считая лучшим другом. Не останется без внимания и болезнь Фредди, о которой стали говорить еще в 1986 году.
Когда музыка важнее кино
Можно долго рассказывать о кинематографических достоинствах и недостатках картины, но важно понимать главное: задачей её создателей было не придумать что-то сногсшибательное, а просто-напросто не мешать людям слушать музыку и ностальгировать по великой группе. С этой задачей оба режиссёра, Сингер и заменивший его в конце съёмок Декстер Флетчер, справились на отлично
Лучшие моменты фильма связаны с тем, как персонажи придумывают и исполняют свои хиты, и главным в этих моментах является именно звукоряд.
При этом «Рапсодия» содержит и неплохие «немузыкальные» эпизоды: например, психоделическую пресс-конференцию, на которой обдолбанный Фредди пытается удержаться в расплывающейся реальности и острить в ответ на каверзные вопросы журналистов. Драматическая линия картины тоже выстроена вполне стройно, и в перерывах между прослушиванием хитов зрителя развлекают пикантными сценами вроде признания Меркьюри своей невесте в гомосексуализме. В соответствии со всеми канонами искусства, в фильме есть даже «злодей», причём Фредди так его и называет, подчёркивая невозможную самоироничность сценаристов.
Группа
Всем поклонникам Queen хорошо известно, что при всей гениальности и харизме фронтмена группу делали все четыре её члена. При этом их доли в общем творческом «капитале» были если не равны, то сопоставимы. Например, самый тихий и скромный участник коллектива, басист Джон Дикон (в отличие от остальных, никогда не пытавшийся петь), был едва ли не главным автором хитов — по крайней мере, в пересчёте на общее количество написанных песен.
Мэй и Тейлор хотели, чтобы фильм был о группе в целом, а не об одном Фредди, и это объясняется не только их эгоизмом
Равноправия в итоге не получилось, но некую золотую середину создатели нащупали: нам почти ничего не рассказывают о жизни трёх остальных «королев», но обозначают их важность и креативность. В конце концов, тема «семьи», которой стала группа для всех причастных к ней людей, выходит на первое место
Что до образов гитариста, барабанщика и басиста, то они тоже получились живыми и с характерами: Мэй в самые проникновенные моменты пронзительно смотрит на Фредди умными глазами, Тейлор старательно разыгрывает из себя плохого парня, а тихоня Дикон отпускает ироничные ремарки, напоминая хоббита Бильбо в исполнении Мартина Фримана.
Перевод песни Bohemian Rhapsody – Queen
Это настоящая жизнь?Или просто фантазия?Словно попал в лавину,От реальности не сбежатьОткрой глаза,Подними их к небу и посмотриЯ просто бедный парень, но жалости не прошу,Легок нрав – легок путьЧуть выше, чуть ниже – Ветер дует все равно,И мне наплевать
Мама, я убил человека,Приставил пистолет к голове,Спустил курок, и вот он мертвМама, жизнь лишь началасьНо я уже успел ее загубитьМама, я не хотел, чтобы ты плакала,Но если я завтра я не вернусьЖиви, живи дальше, как будто ничего не случилось
Слишком поздно, настал мой час,И по спине озноб,Все время ноет телоПрощайте, все, мне пора идтиЯ должен вас оставить и принять истинуМама, я не хочу умиратьПорой мне жаль, что я вообще родился
Я вижу силуэт невысокого мужчиныСкарамуш1, Скарамуш, станцуй фандангоГром и молнииМеня очень пугаютГалилео2, Галилео,Галилео, Галилео,Галилео Фигаро3,Вельможа
Я просто бедный парень, и никто меня не любитОн просто бедный парень из бедной семьиДавайте спасем его от чудовищной участиЛегок нрав – легок путь, отпустите меняБисмиллях!4 Нет! Мы тебя не отпустим!Отпустите его!Бисмиллях! Нет! Мы тебя не отпустим!Отпустите его!Бисмиллях! Нет! Мы тебя не отпустим!Отпустите его!Мы тебя не отпустим!Мы тебя не отпустим!Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нетО, матерь Божья, матерь Божья,Матерь Божья, отпустите меняВезельвул приставил отдельного демонаКо мне,Ко мне,Ко мне
Вы думаете, что можете побить меня камнями и плюнуть мне в глазаВы думаете, что можете любить меня и оставить умиратьО, крошка, со мной так нельзяЯ должен вырваться отсюда, просто вырваться отсюда,Отсюда
Ни в чем нет смысла,Это всем ясноНи в чем нет смысла,Ни в чем нет смыслаДля меня
Ветер дует все равно
- Скарамуш – персонаж итальянской комедии, пародирующий вельмож.
- Галилео Галилей – итальянский астроном, математик и физик шестнадцатого-семнадцатого веков.
- Фигаро – персонаж оперы «Севильский цирюльник» Россини.
- Бисмиллях – фраза, с которой начинаются суры Корана. Означает «во имя Аллаха»
«Захватывает дух»
Премьера «Богемской рапсодии» в Великобритании состоялась 23 октября. За эту неделю ленту посмотрели ведущие британские и американские кинокритики. Многие из них оценили картину как посредственную, поверхностную и перенявшую самые неприглядные черты жанра биографического фильма. Так, критик Рэнди Джонс называет драму Сингера «фастфудом музыкальных байопиков». Рейтинг «свежести» ленты на Rotten Tomatoes на момент публикации материала составил всего 56%.
Впрочем, почти все пользователи Рунета из числа тех, кто уже успел посмотреть картину в IMAX и поделился впечатлениями от просмотра в соцсетях, оказались довольны увиденным.
«Редко смотрю фильмы, но этот невероятно заряжает эмоциями, главное — команда, главное — цель… Богемская рапсодия… И помните: We are the champions, my friends», — пишет один из пользователей Instagram.
«Сегодня побывал на сеансе «Богемская рапсодия», и это великолепно! Потрясающий звук, актёрская игра… Я восхищён, захватывает дух, и все два часа пролетают как одно мгновение!» — пишут в Twitter.
Вокалист российской рок-группы Akado Никита Шатенев также подчеркнул, что эта картина оправдала все его ожидания.
«И даже больше. 9 из 10. Обязательно сходите в кино. Кому не интересно творчество Queen, всё равно советую. Посмотрите историю людей, из-за которых я в четыре года чётко понял, что именно я хочу делать и кем хочу быть», — отметил он.
Релиз песни
Обложка альбома «A Night at the Opera» – Queen (1975)
Лейбл EMI отказывался издавать песню в виде сингла: для радиоформата это было чересчур длинно. Меркьюри предложил композицию Кенни Эверетту в радиоэфир Capital. В то время рапсодия несколько раз звучала за одни выходные, но успела вызвать массовый ажиотаж публики. Слушатели буквально за несколько суток обеспечили прибыль музыкальным магазинам запросами на предварительную покупку пластинок. Естественно, руководству EMI ничего не оставалось, как сдаться.
В международном формате композицию издали полностью, однако для некоторых стран не обошлось без сокращений.
Меркьюри впоследствии говорил:
Актеры и роли
- В роли Фредди Меркьюри — американский актер Рами Малек. Он тоже из семьи эмигрантов, его родители переехали в Америку из Египта до его рождения. Рами Малек снимался в фильмах «Ночь в музее», «Ларри Краун», «В бегах». Фредди в юности сыграл Адам Рауф.
- Роль жены Фредди Мэри Остин исполнила Люси Бойнтон.
- Брайана Мэй, гитариста группы и автора многих хитов, сыграл Ли Гвилим.
- Роджер Тейлор — барабанщик группы, композитор и певец, в фильме предстанет в исполнении Бена Харди.
- Роль бас-гитариста группы Queen Джона Дикона исполнил Джозеф Маццелло, американский актер, знакомый зрителям по фильмам «Модная мамочка», «Социальная сеть» и другим.
- Роль немецкого музыкального продюсера Райнхольда Мака досталась Филипу Эндрю.
- Известного ирландского музыканта Боба Гелдофа сыграл актер Дермот Мёрфи.
- В фильме задействованы актеры: Эйдан Гиллен (Джон Рид), Майк Майерс (Рэй Фостер), Аллен Лич (Пол Прентер), Том Холландер (Джим Бич).
Мог ли фильм быть лучше?
Возможно, в этом месте следует предупредить, что дальше будут спойлеры, однако создатели фильма сами ничего не скрывают: в официальной аннотации сказано, что перед нами «хроника лет, предшествующих легендарному выступлению Queen на фестивале Live Aid». Таким образом, картина заканчивается в 1985 году, когда группа находилась на самом пике своего могущества.
В этом смысле «Богемская рапсодия» напоминает отечественную «Легенду №17», где тоже рассказывалось про жизнь прославленного кумира стадионов. В обеих лентах кульминация приходится на самые широко известные триумфы главных героев: в случае Харламова это Суперсерия в Канаде, а в случае Меркьюри и Queen — выступление перед переполненным «Уэмбли», когда Фредди творил на сцене нечто невероятное. (Это действительно лучше увидеть в оригинале, так как даже очень хорошая постановка с впечатляющим Малеком не идёт ни в какое сравнение с реальностью):
Сняты два фильма по-разному — «Легенда №17» довольно уныло, а «Богемская рапсодия» очень мощно — но дело в самом подходе: дальнейшая жизнь великих людей и их преждевременная смерть остаются за кадром. Для драмы это в принципе серьёзный промах, а в указанных случаях нам просто не показывают самое интересное.
В случае Фредди это невероятная воля к творчеству, закончившаяся записью грандиозного альбома Innuendo, где, несмотря на позднюю стадию болезни, он поёт с какой-то запредельной, почти потусторонней красотой, параллельно снимаясь в сюрреалистичных клипах и до конца продолжая твердить, что весь трагизм ситуации надо использовать на пользу группе. Из этого славного финала жизни, только и подобающего настоящему артисту, можно было бы сделать шедевральный фильм. Одних только образов из I’m Going Slightly Mad вполне хватило бы на фантазию в духе Тима Бёртона, Терри Гиллиама или Алехандро Ходоровски, и это только один из возможных вариантов.
Однако такой задачи перед создателями не стояло. Они изначально выбрали более простой путь, надёжнее гарантирующий успех.
Получилось всё равно хорошо, и у любого фаната Queen при просмотре на глазах неизбежно появятся слёзы. В конце концов, сам Фредди называл свою музыку «одноразовой попсой» и главной ценностью считал любовь широких народных масс, так что подобным фильмом явно был бы доволен.
«Богемская рапсодия» даёт нам возможность почувствовать себя зрителями грандиозного концерта, сплочёнными в стотысячное единое целое и наблюдающими за бенефисом Артиста от Бога. И кто знает, что важнее: это чувство единения и восторга или какое-то там «высокое искусство».
За:
Вместо того, чтобы сосредоточиться на темной стороне жизни Queen, создатели картины решили чествовать группу, напомнить о ее великом наследии, задокументировав главные вехи восхождения на музыкальный Олимп. Логичное решение, учитывая, что за 134 минуты невозможно охватить весь творческий путь коллектива и, собственно, жизнь Фредди. При этом фильм стартует спокойно, успевая показать нам детство молодого парса Фаруха, который сталкивается с непониманием со стороны родного отца и расизмом.
Почерк сценариста Энтони Маккартена виден невооруженным взглядом: тягучий темп позволяет зрителю полностью погрузиться в историю и пережить не самые веселые минуты жизни Фредди. Но потом врывается Сингер с крупными планами кошек Меркьюри и шутками, спокойствие идет ко дну и фильм неожиданно находит свою ноту.
Этому также немало способствует Рами Малек, который выжигает землю вокруг себя: в нем чувствуется невероятная мощь, сила, желание творить вперемешку с болью и неприятием самого себя. Он уверенно переходит от «истеричной королевы» к запутавшейся личности, в какой-то момент перенасытившейся дарами славы. В одном из интервью Малек рассказал о том, что как-то во время съемок они с Брайаном Мэем зашли в гости к сестре Фредди, Кашмире. Та, увидев Малека в образе, заплакала и сказала: «Это мой Фредди». Правда, надо заметить, что остальные персонажи фильма служат лишь для того, чтобы дать звезде Малека гореть как можно ярче.
Даже в формате краткой рок-энциклопедии лента умудряется вместить в себя многие детали личной жизни Меркьюри: например, не забыта Мэри (Люси Бойтон), девушка Фредди, которая даже после принятия им своей сексуальной ориентации осталась для него Love of my Life (помните эту балладу?). Рейтинг PG-13, естественно, не позволил показать весь разврат, что творился у Фредди на вечеринках, поэтому мы видим только красивый беспорядок после легендарных гулянок. Завершается фильм на высокой ноте «си», а именно знаменитым концертом Live Aid, для которого полностью воссоздали сцену на стадионе Уэмбли с многотысячной массовкой.
Да, можно бесконечно ругать сценарий, роптать на безответственного Сингера, закатывать глаза на эпизодах под дождем и, заламывая руки, восклицать, мол, у блюда было слишком много поваров, чтобы хоть что-то получилось! Но дело в том, что если фильм не оправдал чьих-то надежд, это не значит, что его невозможно смотреть. Скинув груз чужих амбиций, «Богемская рапсодия» смогла показать крепкую дружбу «семьи», которая поддерживала и верила даже в самые безумные идеи ее членов. Этим песням нипочем ни сто раз переписанный сценарий, ни накладные усы, ни время. Сила — в музыке, и этот фильм тому подтверждение.
Мария Кордюкова