Филадельфия и армия
Джон окончил школу в 1943 году и сразу переехал в Филадельфию. Здесь он искал работу и параллельно поступил в музыкальную школу. Филадельфия тех лет — это идеальное место для джазового музыканта, так как там находилось множество джаз-клубов. Колтрейн работал на рафинадном заводе, а в свободное время посещал те самые клубы, где учился у своих кумиров: саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианистов Бада Пауэлла и Телониуса Монка и барабанщика Макса Роуча. Эти музыканты были основоположниками стиля под названием бибоп. Молодой Колтрейн как раз поймал эту волну и активно крутился в местной тусовке.
В 1945 г. Джон стал постепенно зарабатывать музыкой. Тогда же он впервые услышал, как играет его будущий кумир и идол — Чарли Паркер. 8 августа 1945 года, как раз в день ядерной бомбардировки Японии, Колтрейн пошел служить на флот. Кстати, 21-м годом позже, во время тура по Японии, Джон посетил ядерный мемориал в Нагасаки.
В армии он провел год на Гавайях, где играл в военном оркестре. Там же, на базе в Перл-Харбор, получил и первый опыт работы в студии.
В 1946 году Колтрейн вернулся из армии и окунулся в музыкальную жизнь Филадельфии. Он обучался в нескольких музыкальных школах, набирался опыта у множества именитых преподавателей, играл в клубах и оркестрах. В 1947 году Джону впервые повезло устроить джем-сейшн со своим кумиром Чарли Паркером.
Успех и героиновая зависимость
В середине сороковых в джазовой тусовке началось повальное увлечение героином. Так уж получилось, что у джаза и героина в те времена была некая магическая связь. Бытовал миф, что героин якобы улучшает композиторские навыки и способность к восприятию сложных и утонченных музыкальных структур.
Сам Паркер не раз подчеркивал, что хорошо играет вовсе не из-за героина, а, скорее, вопреки ему. Но те, кто хотел достичь молниеносного успеха, были уверены, что именно опиаты помогут достичь им высот. В те времена смертность среди джазовых музыкантов зашкаливала — на ее фоне передозы звезд рока и хип-хопа кажутся просто несущественными.
Достаточно сказать, что сам Чарли Паркер умер от гепатита и цирроза печени. Причина заболевания, как нетрудно догадаться, — героин и алкоголь. Когда бригада скорой приехала осматривать его тело, оно выглядело настолько плохо, что в медицинском отчете в графе «предполагаемый возраст» врач прописал «53», хотя ему не было и тридцати пяти.
Если джазмены не умирали от героина, то становились его рабами. В список известных наркоманов входили Майлз Дэйвис, Стэн Гетц, Декстер Гордон, Чет Бейкер, Сонни Роллинз и многие другие. Джон Колтрейн не стал исключением.
До 1955 года Колтрейн играл в разных бэндах, пока, наконец не познакомился с легендарным Майлзом Дэйвисом, который на тот момент собирал новый квинтет. Он пригласил в состав Джона, в котором увидел талант. В период с 1955 по 1957 гг. было записано несколько пластинок. Самая знаковая из них — «Round about Midnight» 1956 года.
В 1957 году героиновая зависимость Колтрейна достигла апогея, и Дэвис уволил его из квинтета. Этот момент — переломный в карьере великого музыканта. Джон вернулся домой, заперся в доме своей матери и по аналогии с главным героем фильма «На Игле» прошел через все круги героиновой ломки. Через две недели обновленный и одухотворенный Колтрейн вышел в люди, вернулся в Нью-Йорк и сразу приступил к записи нового материала. Именно тогда была записана первая сольная пластинка музыканта — Coltrane.
В сентябре 1957 года Колтрейн записал альбом Blue Train, который стал знаковым в его карьере и одним из известнейших в мире джаза. В 1959 году был записан Kind of Blue в составе секстета Майлза и Giant Steps, в которой Джон впервые играл собственные произведения. В 1961 он записывает My Favorite Things. Это, пожалуй — самая известная его работа. Заглавная композиция — 13-минутная версия главной темы мюзикла «Мои любимые вещи».
Происхождение выражения
История происхождения данного выражения очень интересна.
Согласно некоторым источникам, автором пословицы является погибший в авиакатастрофе в 2002 году генерал-лейтенант Александр Иванович Лебедь. Якобы именно Лебедь, известный своими меткими афористическими высказываниями, в каком-то интервью по забывчивости вместо «собака лает, ветер носит», произнес «собака лает, караван идет». И что до этого случая собака с караваном нигде ранее не звучала. Однако, это не так. Кроме того, очень много афоризмов, мудрых мыслей и сатирических замечаний приписываются известным людям (Козьме Пруткову, Фаине Раневской, В.В
Путину и др.), хотя ни разу не были ими произнесены.
Да и мудрость про караван и собаку вряд ли была бы обделена народным вниманием. Вспомним хотя бы басню Ивана Андреевича Крылова «Слон и моська»
Как бы Моська не тявкала на потеху публике и как бы не зарабатывала таким образом себе авторитет среди других собак («Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!»), Слон все идет и идет спокойно и невозмутимо.
У И.А. Крылова есть еще подходящая по смыслу басня «Прохожие и собаки», где делается вывод, что всегда найдутся завистники, но если на них внимания не обращать, то она «полают, да отстанут».
Есть мнение, что пословица «собака лает, караван идет» – это усеченная фраза от другой – «собака лает, ветер носит, караван идет». С этим нельзя согласиться. Обе пословицы («собака лает, караван идет» и «собака лает, ветер носит») имеют оконченную формулировку каждая со своим смыслом, несколько отличающимся друг от друга. Про собаку и караван уже сказано выше
Что касается «собака лает, ветер носит», смысл этой пословицы в том, что не следует обращать внимание на чужое негативное мнение, сплетни и слухи. Как видим, пословицы близки по смыслу, но все же не совпадают
Фраза «собака лает, караван идет» имеет восточные корни. Во-первых, это видно из самого текста. Конечно, торговые караваны заходили и в наши просторы, но родина их все же Восток. Во-вторых, согласно различным источникам, пословица про собаку и караван есть в таджикском языке («собака лает – караван проходит»), турецком, уйгурском («собака лает – караван идет»), азербайджанском («собака лает – караван идет» и «собака лает, а караван проходит»), курдском, персидском, каракалпакском языках («собака лает, а караван идет»). Здесь возможны еще вариации перевода, но совпадение смысла налицо.
Следует отметить, что и в других языках есть близкие по смыслу и звучанию пословицы. Так, в белорусском языке есть такая: «Собака и на Бога лает», а в русском – «Собака лает, а бары едут», «Собака лает, а владыка едет», «Собака лает, соловей молчит». Пословица народов Коми звучит так: «Собака лает, а обоз знай идет да идет». «Пес лает на солнце, а солнце светит в окошко» – это украинская пословица. Даже в английском языке существует выражение «Иди прямо, а собака пусть лает».
То есть можно сделать вывод, что пословица «собака лает, караван идет» имеет глубокие исторические корни и пришла к нам с таинственного Востока.
другие песни от: Дюк Эллингтон
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:17Дюк Эллингтон
Take the A train -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:54Дюк Эллингтон
Дига-дига-ду -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:42Дюк Эллингтон
Perdido -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:28Дюк Эллингтон
In a Sentimental Mood -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:15Дюк Эллингтон
Фальшивые друзья -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:26Дюк Эллингтон
Караван -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:17Дюк Эллингтон
Кредиторы -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:54Дюк Эллингтон
Take the train -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:57Дюк Эллингтон
The Regard from America! -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:43Дюк Эллингтон
Караван -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:04дюк эллингтон
не знаю -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:14Дюк Эллингтон
Караван -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:00Дюк Эллингтон
Rhapsody in blue -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:58Дюк Эллингтон
Поэт и художник -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
11:24Дюк Эллингтон
490-й выпуск подкаста «Слушать здесь» -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:48Дюк Эллингтон
Финал -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:45Дюк Эллингтон
Караван -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:47Дюк Эллингтон
Караван -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:17Дюк Эллингтон
Кредиторы (музыка к пьесе У.Шекспира «Тимон Афинский») -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:15Дюк Эллингтон
Фальшивые друзья (музыка к пьесе У.Шекспира «Тимон Афинский») -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:48Дюк Эллингтон
Финал (музыка к пьесе У.Шекспира «Тимон Афинский») -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:24Дюк Эллингтон
Chloe -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:27Дюк Эллингтон
Сумерки -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:59Дюк Эллингтон
East St. Louis Toodle-Oo -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:38Дюк Эллингтон
Heavan -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:53Дюк Эллингтон
Take the A Train (Club Mix) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:26Дюк Эллингтон.
My Little Brown Book -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:00Дюк Эллингтон
Караван (труба+саксофон) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:14Дюк Эллингтон
Джаз -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:42Дюк Эллингтон
Jeep’s Blues -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:13Дюк Эллингтон
Creol Love you -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:31Дюк Эллингтон
David Danced Before The Lord With All His Might -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:42Дюк Эллингтон
The Lord’s Prayer -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:05Дюк Эллингтон
Come Sunday -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:26Дюк Эллингтон
New World A-Coming -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:37Дюк Эллингтон
African Flower -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:47Дюк Эллингтон
Золото -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:52Дюк Эллингтон
Без свинга нет музыки (когда-то играла) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:41Дюк Эллингтон
Caravan -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:21Дюк Эллингтон
In a Sentimental mood (В сентиментальное настроение) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:01Дюк Эллингтон
Jam Blues -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:04Дюк Эллингтон
Loneliness (meynstrip) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:42Дюк Эллингтон
Караван -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:37Дюк Эллингтон?
МГ.Джаз.Блюз -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:00Дюк Эллингтон
Take the «A» Train -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:26Дюк Эллингтон
Oh, Lady Be Good ! -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:21Дюк Эллингтон
Sophisticated Lady -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:47Дюк Эллингтон
Караван (саксофон+фно) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:17Дюк Эллингтон
Блюз #1
Наследие и влияние на музыку
Колтрейн умер от рака печени 17 июля 1967 года. Музыкант стал известен в 33 года, а ушел из жизни в возрасте сорока. За столь короткий срок он успел вырасти и пройти путь от хорошего джазового музыканта, до легенды мировой сцены. Он произвел революцию в мире извлечения звука, превратив импровизацию в полет мысли и фантазии. Им восхищаются не только почитатели джаза, но даже современные музыканты, которые имеют к джазу опосредованное отношение: от Генри Роллинза до Кендрика Ламара.
В Калифорнии даже открылась африканская православная церковь имени Джона Колтрейна. Здесь люди молятся и устраивают службы под его музыку.
Интеллектуальность Колтрейна — это постоянное обращение к культурам других народов, поиск себя, самосовершенствование и исследование. Однажды Майлз Дэвис сказал, что если бы Колтрейн делал музыку сейчас, то это, скорее всего, был бы хип-хоп, и он точно также заставил бы всех ломать голову даже в этом жанре.
Детство
Колтрейн родился в 1926 году в ничем не примечательной семье. Отец был портным, а мать — домохозяйкой. Оба увлекались музыкой, но не зарабатывали ею на жизнь. Дома часто звучали записи Дюка Эллингтона, Джимми Лансфорда и Луи Армстронга, которые впоследствии стали кумирами Джона.
Когда Колтрейну исполнилось двенадцать лет, он пережил несколько смертей близких людей подряд: умер его дед, через месяц от рака скончался отец, а затем ушел из жизни дядя. Мать, чтобы прокормить семью, была вынуждена устроиться на работу в другой город — Атлантик-Сити. Джон остался один заканчивать школу. Эти события сильно повлияли на маленького Колтрейна и воспитали в нем стойкость и внутренний стержень.
Впервые Джон взял в руки музыкальный инструмент в детском оркестре при церкви Св. Стефана в 1939 году. Этим инструментом оказался по случайности альтгорн, так как на тот момент все остальные инструменты уже были разобраны. Затем он переключился на кларнет, а позже заинтересовался саксофоном.
Джаз, Вселенная и математика
Колтрейн увлекался не только музыкой, но математикой и строением Вселенной. Он безостановочно искал смысл жизни в космосе, структуру которого пытался понять. В поздние годы Джон использовал саксофон в качестве инструмента для поиска новых связей между музыкой и Вселенной, так же, как физики используют экспериментальные инструменты. Например, на пластинке Giant Steps Колтрейн вышел за рамки изучения множества стандартных прогрессий аккордов.
Одним из кумиров Джона был Альберт Эйнштейн. Колтрейн занимался поиском связей между современной физикой, циклическим временем в восточной философии, а также западной гармонией и африканскими полиритмами.
Он использовал звук и музыку, чтобы разгадать вечные тайны Вселенной. Он расширил двухмерное пространство тона и времени в гиперпространство, которое включало многофонические звуковые манипуляции — одновременное воспроизведение обертонов и звуков.
Подобно Эйнштейну, открытия которого сильно влияли не только на физику, но и на другие дисциплины, Колтрейн понял, что ему нужно выйти за пределы западной джазовой структуры, чтобы «вывести музыку на уровень космоса».
Stellar Regions («Звездные регионы»), Interstellar Space («Межзвездное пространство») и Cosmic Sound («Космический звук») — в этих пластинках Колтрейн исследовал теорию относительности Эйнштейна и гипотезы расширяющейся вселенной. Он был уверен в том, что в музыке, как и во Вселенной, множество структур и возможностей исхода событий.
«Круг Колтрейна» или «Круг тонов Колтрейна» — диаграмма основанная на квинтовом круге. Если говорить простым языком: шкала визуально объясняет связь между музыкой и математикой. При этом объяснить ее суть могут либо музыканты, либо математики. А нам остается только гадать и восхищаться.
Фри-джаз и философские взгляды
Фри-джаз — стиль, в котором акцент делается на импровизацию и музыкальное разнообразие, что позволяет максимально отразить интеллектуальную составляющую музыки.
В конце 1950-х годов американские джазмены начали экспериментировать и отходить от привычных музыкальных структур и регулярного ритма. Акцент делался на импровизацию и эмоциональность.
Музыканты работали над эмоциональным раскрепощением, отказывались от стандартной логики последовательности аккордов. Основоположником стиля стал саксофонист Орнетт Коулмэн.
Поклонники джаза называли фри-джаз экспериментальным и новаторским. Критики, наоборот, воспринимали его как попытку вернуть стиль к этническим и религиозным корням.
Фри-джаз вызывал критику у консервативно настроенных любителей джаза. Надо понимать: подобный музыкальный авантюризм был в новинку и люди не понимали, что происходит. Музыкальные излияния авангардистов воспринимались как бред и какофония.
Новая революция в джазе происходила параллельно со становлением афроамериканского движения за гражданские права 1950-1960-х годов.
Темнокожее население обретало свободу и право на самовыражение. Афроамериканское сообщество выражало протест и выступало против европейского культурного доминирования.
Джон Колтрейн быстро влился в новое направление. В начале 1960-х он начал выступать с авангардистами. Критики называли эксперименты Колтрейна «антиджазом».
Во фри-джазе музыканты обратились к разным религиям, в первую очередь нехристианским — к буддизму и индуизму. Отказ от европейских музыкальных стандартов привел к популярности внеевропейских культур, главным образом, восточных.
Сам Колтрейн родился в христианской семье. После развода с первой мусульманской женой Наймой, женился на пианистке, которую встретил в одном из клубов. Вместе они увлеклись индийской философией. Но, несмотря на это, Джон верил в единство всех религий и пытался совместить религиозное познание с научным.
В 1965 году, Колтрейн выпустил пластинку Om, в которой содержались песнопения из индуистской Бхагавадгиты и тибетской «Книги мертвых». Ом — это сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы».