Дизайн и управление
Внешний вид Q5 получился на славу: интересное сочетание матового и полированного (с продольной текстурой) металлов, идеальная подгонка всех швов, пожалуй, по качеству и внешнему виду это если и не лучший мобильный ЦАП, то один из лидеров гонки за этим званием. Собственно, даже вставка из кожзаменителя на задней панели не способна испортить внешний вид. Стоит, правда, отметить, что в FiiO не удержались, и слегка попачкали плеер наклейками (золотая блямба «HighRes» и пара серых стикеров с «дополнительной информацией»), но, думаю, свести их проблемы не составит.
Элементов управления с разных сторон разместили немало. На правой грани находятся регулятор громкости, кнопка включения с вписанным в неё индикатором и отдельный светодиодик с надписью «DSD» (думаю, его функциональность очевидна). Регулятор громкости очень качественный, с приятным тугим ходом, тут используется уже знакомая по другим продуктам гибридная схема, обеспечивающая плавность, бесшумность и отсутствие разбаланса каналов
Выдержан и «фирменный стиль»: красное колечко вокруг кнопки питания, диагональное рифление ручки РГ — всё то, на что последнее время любят обращать внимание дизайнеры компании
На левой стороне разместили три кнопки управления воспроизведением, к сожалению, работают они только при Bluetooth-подключении, что странно, ведь ещё E18 умел передавать сигналы управления и по USB. Средняя кнопка также служит для включения/выключения Bluetooth и активации режима «спаривания», а нижняя переключает циклически источники сигнала. Тут же находится маленькое отверстие для сброса, но я ни разу не испытал необходимости в его использовании. Также на левой грани находится второй «зарядный» MicroUSB-порт. В отличие от нижнего, служащего для передачи данных, этот предназначен для зарядки. Впрочем, при желании вы можете поменять их функции местами, используя приложение (о нём ниже).
Нижняя сторона устройства отведена под модуль усиления, Q5 полностью совместим с модулями X7(II), так что при желании будущий владелец может менять мощность и подачу своего устройства в достаточно широких пределах, используя для этого все 6 выпущенных усилителей. «В стоке» Q5 оснащён тем же AM3A, что и X7 второго поколения, но, видимо, в силу иной конструкции предусилителя, способен развивать с этим модулем чуть большую мощность. Как и в старших плеерах компании, на стыке модуля усиления и основной «тушки» размещена полоска-индикатор, светящаяся разными цветами. Тут она сигнализирует о выбранном входе и состоянии питания (возможные цветовые комбинации заботливо перечислены на листике-вкладыше). При желании индикацию также можно отключить, но в этом комбайне она не такая яркая, как в плеерах, поэтому лично меня она не раздражает.
Так как перегружать Q5 кнопками FiiO не хотелось, а дать пользователям флагмана побольше опций было бы неплохо, в компании решили перенести часть настроек в приложение. Приложением этим стал FiiO Music, выпущенный вместе с анонсом Q5 прошлой осенью. При подключении Q5 в меню плеера появляется отдельный пункт, открывающий настройки. Что самое интересное, подключить для этого плеер надо исключительно по Bluetooth, проводное подключение не работает. Также оставлены «за бортом» и пользователи Android, про них в FiiO обещают подумать где-то «в первой половине 2018». Какие же настройки можно тут изменить?
- поменять местами функции USB-портов
- выбрать цифровой фильтр (доступны 5 штук)
- баланс каналов
- выключить светодиод
- таймер выключения при простое
Тут же можно посмотреть уровень заряда батареи, к сожалению, FiiO не реализовали протокол, позволяющий iPhone показывать уровень заряда подключенного устройства, поэтому данный экран — единственное место, где этот самый заряд можно оценить до того, как красный цвет индикатора оповестит вас о том, что пора заряжаться.
К счастью, батарея тут довольно ёмкая, несмотря на высокую мощность, в режиме ЦАП через любой из входов Q5 работает где-то 10 часов 15 минут, а в режиме усилителя — больше 24 часов, хотя не думаю, что кто-то будет его использовать именно так. Полная зарядка требует 3 часа 20 минут.
Если же говорить о беспроводном интерфейсе (его устойчивости, про звук — ниже), то положенные 10 метров он выдерживает с запасом, равно как и сценарии вроде «телефон в одном кармане, ЦАП — в другом». Связь поддерживается стабильно, помех я ни разу не слышал. В инструкции есть предупреждение о возможном ухудшении приёма, если закрыть рукой верхнюю часть устройства, но мне для появления проблем понадобилось закрывать верхнюю часть Q5, где расположена антенна, двумя руками. В общем, проблема «вы не так его держите», вряд ли будет тут актуальна.
Texas Instruments /Burr-Brown
Долгожитель рынка, взявший под своего крыло другого долгожителя. Если попытаться суммировать общее впечатление по отзывам на чипы Burr-Brown, то получится крепкий, но не «середнячок». Скажем так, ЦАПы BB – это своего рода, отправная точка, относительно которой конкуренты звучат либо «теплее», либо «холоднее».
PCM1792A
Цена из партии в 1000 шт.: 7,21$. Динамический диапазон 127 дБ, коэффициент искажений 0,0004%.
Его можно встретить как в бюджетных (Asus Xonar, Pro-Ject), так и в High-End решениях (Aesthetics, Antelope, Bel Canto, Cary Audio). Опять дурят честной народ – скажете вы? Не совсем так. Во втором случае, внутренний цифровой фильтр PCM1792А отключен и сам он трудится в паре с внешним DSP процессором. Его наличие, кстати, и определяет породу источника.
Спецификация поддерживает поток DSD, а версия DSD1792 умеет преобразовывать его в аналоговый сигнал напрямую, минуя PCM.
https://www.ti.com/product/pcm1792a
CD-проигрыватель Atoll CD200SE2, внутри стоит чип PCM1792A
PCM1793
Цена из партии в 1000 шт.: 2,29$. Динамический диапазон 113 дБ, коэффициент искажений 0,001%.
Не очень часто встречается среди аудиокомпонентов (Burson, Simadio Moon), зато любим нонеймами и самодельщиками за низкую цену и простоту настройки. Присутствует и версия DSD1793.
https://www.ti.com/product/pcm1793
Плата ЦАПа Burr Brown PCM1793 DAC на базе одноименного чипа
PCM1794a
Цена из партии в 1000 шт.: 7,08$. Динамический диапазон 127 дБ, коэффициент искажений 0,0004%.
Еще один умеренно популярный чип, возможно из-за цены, хотя характеристики его хороши. В номенклатуре также имеется и версия DSD1794.
https://www.ti.com/product/pcm1794a
PCM1795
Цена из партии в 1000 шт.: 2,9$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Возможно, все дело именно в этом чипе, поскольку немного уступая по характеристикам PCM1794a, он дешевле и имеет красивое разрешение 32 бита. PCM1795 любят в T+A, M2TECH, TEAC, Onkyo, Denon и многих других хай-файных конторах.
https://www.ti.com/product/PCM1795
В SACD-проигрывателе T+A PDP 3000 HV за преобразование цифры в аналог отвечает чип PCM1795
PCM1796
Цена из партии в 1000 шт.: 2,78$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Схожий с 1795 чип вплоть до распиновки, но уже с размерностью 24 бит. Встретить можно где угодно – и в Accuphase, и у Pro-Ject.
https://www.ti.com/product/pcm1796
Небольшой бюджетный CD-проигрыватель Pro-Ject CD Box DS, работает на чипе PCM1796
PCM1798
Цена из партии в 1000 шт.: 3,31$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Этот чип любят самодельщики и не обходят вниманием авторитетные производители – PS Audio, Roksan, Simaudio Moon. Если что, PCM1798 также поддерживает DSD-поток
https://www.ti.com/product/PCM1798
PCM5102A, PCM5122
Цена из партии в 1000 шт.: 2,1/2,95$. Динамический диапазон 112 дБ, коэффициент искажений – 93 дБ.
Данная серия стоит особняком и тоже имеет красивую цифру 32 бит и дискретность 384 кГц. Это уже самостоятельные устройства с возможностью автономного питания в цепи асинхронного USB, не слишком требовательные к дополнительной обвязке. Портативные ЦАПы вроде Meridian Explorer или Arcam rPAC – вот это оно самое.
https://www.ti.com/product/PCM5102A/description
Портативный ЦАП Arcam rPAC с асинхронным USB-входом и чипом PCM5102
Audiotrak Dr.Dac2 DX
В продаже встречается редко, однако является одним из популярных решений. На сегодняшний день продается версия DX. Базируется на PCM1798, при этом, предшественник показывал очень высокие технические характеристики и звучал на уровне E-MU1616m. По USB поддерживаются форматы до 24 бит и 96 кГц. Цифровые входы выполнены в оптическом и коаксиальном варианте с поддержкой до 24 бит и 192 кГц. Цифровой выход выполнен в коаксиальном варианте с поддержкой 24 бит и 96 кГц. В тракте ЦАП и усилителя для наушников возможно менять ОУ.
Audiotrak Dr.Dac2 DX | |
ЦАП | PCM1798 |
Сменные ОУ | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $300 |
ESI Dr.Dac Prime
По функционалу схожий ЦАП с Dr.Dac2 DX, выполнен на PCM1796, есть сменные ОУ. По USB поддерживаются форматы до 24 бит и 96 кГц. С технической точки зрения реализация немного уступает Dr.Dac2. Основная разница в цене в большую сторону объясняется наличием апсемплера в 192 кГц.
ESI Dr.Dac Prime | |
ЦАП | PCM1796 |
Сменные ОУ | да |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | да |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $480 |
RAA Report: Отчет тестирования встроенного усилителя ESI Dr.Dac Prime в базе измерений
Lead Audio LA 100
LA 100 похож на Prime — тот же Burr Brown PCM 1796, но без сменных ОУ и с поддержкой по USB до 16 бит и 48 кГц. Есть коаксиальный и оптический вход с поддержкой 24 бит и 192 кГц. Питание используется внешнее.
Lead Audio LA 100 | |
ЦАП | PCM1796 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит | нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $420 |
Music Hall DAC 15.2
Music Hall DAC 15.2 прямой конкурент Dr. Dac Prime – использует PCM 1796, полный набор входов, USB, коаксиальный и оптический. Из цифровых выходов есть коаксиальный. Аналоговые выходы выполнены небалансными на RCA. USB вход поддерживает до 24 бит, 96 кГц.
Music Hall DAC 15.2 | |
ЦАП | PCM1796 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит | да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $500 |
Cambridge Audio DAC Magic
Cambridge Audio DAC Magic основан на двух Wolfson WM8740 по схеме двойного моно, использует специальный фильтр апсемплер TMS 320VC5501 DSP. Из цифровых входов есть две пары цифровых входов, состоящих из оптического и коаксиального входов. USB поддерживает только 16 бит и 48 кГц. Остальные цифровые входы до 24 бит и 96 кГц. Аналоговые выходы выполнены как небалансными RCA, так и балансными XLR.
Cambridge Audio DAC Magic | |
ЦАП | 2*WM8740 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит |
нет |
Поддержка по USB 96 кГц | нет |
Поддержка по USB 192 кГц | нет |
Наличие ASIO | нет |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $550 |
Cambridge Audio DacMagic 100
Компактный ЦАП на Wolfson WM8742, который является самым старшим из всех и среди всех обозреваемых внешних ЦАП и звуковых карт DacMagic 100 его единственный использует. По спецификациям все входы поддерживают 24 бит и 192 кГц, среди которых есть USB, два коаксиальных и один оптический. Заявлена поддержка ASIO. Есть переключаемая развязка по заземлению.
Cambridge Audio DAC Magic | |
ЦАП | WM8742 |
Сменные ОУ | нет |
Поддержка по USB 24 бит |
да |
Поддержка по USB 96 кГц | да |
Поддержка по USB 192 кГц | да |
Наличие ASIO | да |
Цифровой вход SPDIF коаксиальный | да |
Цифровой вход SPDIF оптический | да |
Цена | $460 |
Zishan U1 на базе CS43198
USB-ЦАП с собственным аккумулятором от Zishan. У этой модели U1 есть несколько вариантов. Ранее он выпускался с чипом от Asahi Kasei, но затем появились U1 на CS43198 (Cirrus Logic) и ES9038Q (ESS). У меня на «взрослом» CS43198, который устанавливается в Hi-Fi устройства. Покупал здесь, но в свое время такую модель можно было найти в нескольких магазинах.
Отличное устройство с хорошим, «взрослым» звучанием.
При работе с ним батарея телефона расходуется где-то на 3% в час (т.е. все-таки больше, чем при воспроизведении просто на 3.5mm разъем или при использовании ЦАПа на CX31993), но это для меня вполне приемлемо.
Греется, но до температур, при которых его неприятно держать в руках не доходит.
Заряда аккумулятора хватает где-то на 8 часов воспроизведения. Я его использовал только находясь дома, в офис не брал. Заряжал раз в два-три дня.
По большому счету нравится. Серьезных претензий нет, но немного «ярчит» на высоких клавишных
Не так сильно, как JCALLY JM20, но временами на это внимание обращаешь и удовольствия это не доставляет. С другой стороны, этот ЦАП дает однозначно наилучшее звучание среди наиболее экономичных «свистков»
Неудобно только пользоваться «бутербродом» из телефона и ЦАПа с большим количеством проводом и переходников (тут еще сказывается то, что у моего нынешнего смартфона разъем Micro-USB, а не Type-C). Да и с ноутбуком его можно применять только когда ноутбук стоит на столе и никуда не перемещается.
Что это?
Прежде чем разобраться с некоторыми моделями данного устройства, стоит объяснить, что же это, для тех, кто не знает. рассчитан на обработку цифрового кода в аналоговый сигнал. Так, устройство можно считать своеобразным «проводником» из одного мира — цифрового, в другой — аналоговый.
Есть у этого девайса и «антагонист». Он делает все то же самое, но наоборот. В целом звуковой преобразователь работает по такому принципу, что для работы ему нужно получить цифровой сигнал, который основан на импульсно-кодовых модуляциях. Если перед нами сжатый формат, работа с ним заключается в использовании кодеков.
Самый лучший китайский цап для музыки
Китайский цап скорее всего мало будет отличаться от остальных, только по одной причине: “они теперь все китайские”. =)
Но тем не менее, есть один экземплярчик, на который стоит обратить внимание. И это означает как раз именно то, что его предпочитают даже сами наши азиатские друзья!
CHORD ELECTRONICS MOJO DAC — Amp Combo
Несмотря на то, что оно умещается на ладони, это устройство обладает широкими возможностями и функциями. Это и ЦАП, и усилитель для наушников. Это означает, что вы сможете в полной мере использовать только что купленные высококачественные банки!
Этот ЦАП Mojo был разработан с учетом портативности. Поэтому большинство пользователей подключают его к своим телефонам, планшетам или ноутбукам и наслаждаются результатом на своих наушниках. (наушники-вкладыши или студийные наушники).
Хорошая новость заключается в том, что он работает со всеми операционными системами на рынке. Поэтому у вас не возникнет проблем с установкой. Не говоря уже о том, что он запомнит настройки, которые вы использовали в последний раз.
Кроме того, он воспроизводит практически любой аудиофайл, поскольку он поддерживает 32-битную частоту до 768 кГц и четырехканальный DSD 256. Устройство оснащено двумя 3,5-мм аналоговыми портами. Это означает, что вы можете поделиться музыкой с другим человеком. Наконец, батарея LiPo обеспечивает от восьми до десяти часов воспроизведения, и все это в твердой алюминиевой раме.
Плюсы:
- Портативный и простой в использовании.
- ЦАП и усилитель для наушников в одном устройстве.
- Два 3,5 мм порта.
- Время работы от 8 до 10 часов.
- Работает с большинством устройств и аудио-файлов.
- Твердая алюминиевая рама.
Минусы:
- Не могу носить его в кармане.
- Не работает во время зарядки.
- Немного дороже.
Что такое битность записи, динамический диапазон и на что они влияют
Если вы послушаете старые mp3 файлы или плохие MIDI записи вы заметите, что вам сложно различать музыкальные инструменты, если они играют одновременно, они просто сливаются в «звуковую кашу» и разобрать в ней ничего невозможно.
Это происходит от того, что у записи узкий динамический диапазон. Чем он больше, тем более глубоким слышится звук, более приятным и реалистичным. Узкий динамический диапазон просто не позволяет разным инструментам, которые звучат одновременно, иметь различную громкость и один инструмент глушит другой, от этого возникает мутный неприятный звук и слушать такую музыку совершенно не хочется.
Теоретически за динамический диапазон отвечает битность звука во время его кодирования в цифровой вид. Чем выше битность, тем больше значений может принимать звуковая волна за единицу времени и тем шире может быть динамический диапазон. Но это в теории, т.к. это кроме битности на громкость могут влиять много других факторов и битность начинает влиять на динамический диапазон тогда, когда все другие факторы исключены.
Например, почти вся современная музыка выпускается со значительной компрессией, чтобы увеличить базовую громкость всего материала, от этого сильно страдает динамический диапазон, т.к. все тихие места композиции подтягиваются и становятся более громкими, а очень громкие пики инструментов срезаются до среднего значения
Таким образом, после процедуры компрессии уже почти не важно какой была битность записи. Но в том случае если вы слушаете качественный материал, который не испортили на студии, битность действительно начинает играть значительную роль в динамическом диапазоне
Самое распространённое значение сегодня это 16 битная запись, но уже набирает популярность 24 битная музыка, а в скором времени в общее пользование начнут попадать 32 битные записи музыкальных произведений. При качественной обработки музыкального материала на студии и без ужасающей компрессии 16 битная точность записи, в общем, достаточна для того, чтобы не испытывать проблем с динамическим диапазоном.
Но в определении качества звука мы снова сталкиваемся с особенностями человеческого восприятия звука. Что такое 16 битная запись звука? Это значит, что одно измерение изменения амплитуды звуковой волны может принимать 65536 значений, что даёт нам динамический диапазон до 96,33 Дб. В свою очередь это означает, что звук с громкостью до 96,33 Дб должен быть записан без искажений по уровню громкости.
Если вы похожи на меня, то в большинстве случаев вы слушаете музыку в наушниках, а в наушниках довольно опасно долго слушать громкую музыку и, поверьте, 96,33 Дб это очень громко. Я стараюсь не превышать 60-65 Дб при прослушивании, этого вполне достаточно чтобы в полной мере насладиться звуком, но недостаточно чтобы повредить слух. И, как видите, у меня остается значительный запас по громкости до заветных 96,33 дб. По этой причине записи с 24 битной точностью для меня не дадут никакого преимущества, я просто не буду слышать разницы из-за того, что не слушаю музыку достаточно громко. Если кто-то из ваших знакомых, слушающий музыку в наушниках, говорит вам, что есть разница между 16 битной записью и 24 битной — не верьте ему. Он стал жертвой маркетинга и просто верит, что разница есть, хоть он её и не слышит. Добавим к этому тот факт, что наш слух имеет разную чувствительность по громкости к разным частотам звука, поэтому 16 битных записей для прослушивания в наушниках хватит для любых ситуаций.
Так почему многие люди верят, что 24 битная запись музыки значительно превосходит 16 битную? Для некоторых ситуаций это действительно так. Например, если вы слушаете живую запись симфонического оркестра, вам действительно нужна 24 битная запись, т.к. вам придется значительно повышать громкость, чтобы услышать все нюансы. Вы повышаете громкость технически, на вашем устройстве, но та громкость, которую вы услышите будет нормальной, потому что записи симфонической музыки делаются довольно тихими как раз для того, чтобы можно было расслышать все нюансы звука. Но это правило не работает для современных записей поп музыки, т.к. уже на студии записи делают предельно громкими и если вы будете слушать её на той же громкости, что и качественную запись оркестра, вы просто рискуете повредить свой слух.
Также 24 битная запись подходит для записи звука. Гораздо эффективнее сделать запись в более высокой битности и потом, при финальной обработке снизить её до 16, чем наоборот. Если вы сделаете запись в 16 битах и потом искусственно увеличите её до 24, то качество будет даже ниже, чем при исходных 16 битах, а возможно и такое, что в звуке появится посторонний фоновый шум.
Совместимость
Запаса по мощности Q5 без проблем хватит практически для любых наушников, причём для большинства — даже не придётся включать высокий Gain. Даже с достаточно тугими изодинамическими моделями Q5 показывает себя на очень приличном уровне (особенно с балансного выхода). «Обратная сторона медали» — практически полное отсутствие шума при проводном подключении даже с чувствительными IEM. При подключении по Bluetooth с «Андромедами» мне всё-таки удалось услышать тихий фоновый шум, но только в паузах между треками, поэтому я склонен считать это очень неплохим результатом.
Стилистически Q5 полностью универсален, тут главное — чтобы потенциальный владелец тяготел именно к мониторной, нейтральной подаче. Критичность к уровню материала высокая, где-то 8 по 10-балльной шкале.
Разумеется, обзор был бы неполным без треков-примеров
Tune-Yards — ABC123. Решил я, стало быть, расширять свой диапазон интересов, а то всё больше джаз в подборках, с редкими вкраплениями рока и классики, поэтому пришлось двинуться в сторону странных жанров, обозванных «инди». И вот сразу — прекрасный трек для демонстрации нейтральности Q5: собранные тугие ударные, объёмная запись, насыщенная разными «фишками» мелодия, словом — есть где разгуляться приличному ЦАПу.
Marvin Gaye — Distant Lover. Побродив по инди-разделу, я заскучал и решил вернуться к чему-то более привычному, но при этом не набившему ещё оскомину. Поэтому следующим был извлечён трек исполнителя, который в одиночку может выступать идеальным тестом для СЧ. Но и тут мониторная и техничная подача Q5 показывает себя во всей красе: мельчайшие нюансы голоса, эмоций, мелодии — всё отыграно как следует и без огрехов.
Steven Wilson — Refuge. Ну и закончить подборку захотелось чем-то всё-таки знакомым и давно родным, тут на помощь пришёл раздел «Лучшие рок-релизы 2017», я долго колебался между Вилсоном и Плантом, но выбор вы видите сами. Сложная из-за внешней сдержанности мелодия не составляет проблемы для Q5, прекрасно отыгрывающего и вступление, и более динамичную основную часть.
Что такое Джиттеринг?
Но всё же, что такое Джиттер? Этот эффект полностью зависит от частоты дискретизации, или от того как часто мы измеряем изменение амплитуды аналоговой звуковой волны. Представьте, что мы делаем это реже, чем 44.1 Гц или раз в секунду. Если мы попытаемся таким образом оцифровать звук очень высокой частоты, например тарелок ударной установки или колокольчиков, мы не будем успевать замерить прохождение сигналом полной амплитуды звука и при неудачном стечении обстоятельств будем замерять только нижние значение амплитуды или средние. В итоге, вместо высокого и чистого звука мы получим невнятное дрожжание звука, которое совсем не похоже на то, что мы записывали. Просто посмотрите на иллюстрацию и вам всё станет ясно.
Под пунктом А вы видите нормальную частоту дискретизации, которая успевает измерить движение звуковой волны в каждом его положении и в оцифрованном виде мы получим тот же звук, что и слышали от живого инструмента. На рисунке B мы видим, что амплитуда звука успевает полностью измениться, но частота дискретизации недостаточная для того, чтобы успеть замерить это, и потому мы услышим дрожание звука более низкой частоты, чем был звук изначально.
Просто запомните, что минимально необходимая частота дискретизации для полного отсутствия джиттеринга это 44.1 Гц, с этой частотой кодируется вся современная музыка, поэтому я писал чуть выше, что если вы слушаете то, что было записано за последние 20 лет, скорее всего, не содержит этот паразитный эффект.
Музыка для души и “цапанье” только в помощь
Модули ЦАП немного сложнее, чем, скажем, выбор пары наушников, поэтому мы собрали эти полезные рекомендации, в которых рассказывается об основных функциях, которые следует учитывать.
ВХОДЫ И ВЫХОДЫ
Если вы посмотрите на цап, вы заметите, что большинство из них имеют несколько типов входов (оптические, коаксиальные, USB и другие). Хорошее эмпирическое правило – выбирать устройство с разными типами ввода, потому что это означает, что вы можете использовать его с широким спектром устройств, от мобильных телефонов и планшетов до телевизоров и даже проигрывателей.
Что касается выхода, большинство из них поддерживают классический выход 3,5 мм (для наушников), но современные устройства также поддерживают подключение по BT.
ДРОЖАНИЕ или ДЖИТТЕР
Джиттер – это тип искажения (или шума), который можно услышать в верхней части звука, и делает его менее приятным. Это происходит, когда ЦАП не оснащен технологией, необходимой для декодирования воспроизводимого файла, или не поддерживает необходимые фильтры для создания идеального качества звука.
Чем лучше ЦАП, тем меньше джиттер и тем лучше будет звук.
ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ ФОРМАТЫ ЗВУКА
Модуль ЦАП не сможет многое сделать с сильно сжатым форматом MP3, потому что сжатие уничтожает части аудиофайла. Таким образом, если вы хотите убедиться, что ваши деньги потрачены не зря, вам нужно приобрести устройство, которое будет работать с качеством CD или выше.
Это означает, что устройство должно поддерживать такие форматы, как WAV, FLAC, ALAC (Mac) или PCM без потерь или DSD.
КОМПАКТНЫЙ ПРОТИВ ПОЛНОРАЗМЕРНОГО
Современные модули ЦАП обычно бывают компактными. Из-за последних технологических достижений они по-прежнему обладают множеством интересных функций, но у них не так много доступных портов и соединений.
С другой стороны, у полноразмерного устройства достаточно места для широкого спектра соединений, наборов микросхем и расширенных настроек. Тем не менее, даже несмотря на то, что они очень привлекательны с точки зрения возможностей, разница в цене может побудить многих меломанов придерживаться компактных версий.
Классификация
В зависимости от назначения возможно распределить ЦАПы по группам. Самым простым из всех считается широтно-импульсный. Чаще всего встречается в устройствах типа Hi-Fi или там, где нужно управлять электромоторами. Принцип работы такого типа заключается в импульсной последовательности, которая проходит через фильтр нижних частот. Чтобы её получить, нужно переждать, пока преобразуемый цифровой код будет пропорционален времени, за которое работает стабильный источник тока.
Далее встречаем передискретизацию. Она базируется на колебании значения плотности импульсов. Этот тип предназначен для корректной работы устройства, которое имеет меньшую разрядность, с устройством с большей разрядностью. Считается, что подобный ЦАП визуализируется в однобитной модели. Так по этой технологии происходит обмен импульсами при отрицательных обратных связях.
Взвешивающий тип предполагает, что значение силы тока источника будет пропорционально весу бита. Ненулевые биты в данном случае могут суммироваться. Лестничный тип получил особую схему, которая состоит из нескольких резисторов, имеет два типа включения.
Советы и рекомендации при выборе ЦАП с Алиэкспресс
Выбирая ЦАП, целесообразно отметить для себя, что вам более важно — универсальность и портативность, или же ультравысокое качество звука в домашних или студийных условиях? Если вы предпочитаете первое, то рекомендуем вам обратить внимание на миниатюрные ЦАП-переходники для мобильных устройств. Если же вы аудиофил, то скорее всего вам требуется качественный стационарный преобразователь для дома, который будет стоить гораздо дороже, но зато обеспечит высочайшее качество звука
Если же вы аудиофил, то скорее всего вам требуется качественный стационарный преобразователь для дома, который будет стоить гораздо дороже, но зато обеспечит высочайшее качество звука.
Аппаратные кнопки на ЦАПе
На некоторых ЦАПах есть свои аппаратные кнопки увеличения и уменьшения громкости.
На некоторых есть еще и кнопка паузы/возобновления воспроизведения.
По своему опыту могу сказать, что для меня кнопки управления громкостью на свистке оказались бесполезными. Обычно один раз выставляешь общую громкость на смартфоне/ноутбуке и все. Менять ее уже не приходится.
А вот кнопка pause/play зачастую оказывалась полезной.
Но вот стоит ли за это переплачивать? По-моему, нет. Поэтому из двух ЦАПов за одну цену я бы взял тот, где кнопок нет.
Тем не менее регулятор громкости в виде «крутилки» на Zishan U1 оказался удобным и полезным, намного лучше, чем кнопки.
Musical Fidelity M1DAC — 21700 руб.
Звук 5 Конструкция 4
Достоинства
Поддержка сигнала 24/192
Балансный цифровой вход
Недостатки
Нет выхода на наушники
Помимо ЦАП’a в линейку М1 британской фирмы Musical Fidelity входит CDтранспорт, на работу с которым M1DAC рассчитан в первую очередь. но перед нами отнюдь не узкий специалист. на его задней панели расположены не только порт USB, но и другие цифровые входы вплоть до AES/EBU, а также несимметричный и балансный аналоговые выходы. Цепи преобразования основаны на чипе BurrBrown DSD1796, что позволяет конвертировать любой входной сигнал в поток 24 бита/192 кГц и превращать в аналог именно его, повышая точность передачи нюансов.
На некоторых треках верхи были слегка подчеркнуты, но это не приводило к излишней звонкости (перкуссия выдвигалась на передний план, но многим нравится такая подача, скажем, хардроковых композиций). Это справедливо только по отношению к «несжатым» записям. С файлами Мр3 все было проще и однозначней: при воспроизведении через M1 они ощутимо прибавляли в естественности.
Неравномерность АЧХ приближается к средней по тесту величине, при этом наличествует довольно значительный (0,2 дБ) подъем на частоте 18 кГц. Это приводит к легкому подчеркиванию верхов, поэтому не рекомендуем использовать ЦАП со «звонкой» полочной акустикой. Дисбаланс по каналам пренебрежимо мал. График КНИ можно без натяжки назвать образцовым — он, фигурально выражаясь, стелется по земле. Фаза входного и выходного сигналов совпадает. Интермодуляционные искажения представлены (см. спектр выходного сигнала) лишь разностной гармоникой первого порядка и на ничтожно низком уровне (–90 дБ).
Как устроен ЦАП
ЦАП подразделяются на электрические и механические. В электрических ЦАП выходными сигналами являются ток, напряжение, временной интервал, а в механических — линейное и угловое перемещения, скорость и т.д. Широкое применение ЦАП нашли:
- в системах цифровой связи, системах телеизмерений (модемы, кодеки, активные и цифровые фильтры), системах распределения аналоговых сигналов;
- в системах управления технологическими процессами (станки с числовым программным управлением, прецизионная электротермообработка, электронно-лучевая фотолитография и др.);
- в испытательной и измерительной технике (программируемые источники питания, цифровые измерительные приборы и др.).
Цифровая информация представляется соответствующим кодом. Наиболее распространен двоичный цифровой код. Значения разрядов в таком коде определяются присутствием или отсутствием электрического напряжения или напряжениями высокого или низкого уровня. Цифровой код может быть последовательным, когда уровни напряжения, соответствующие отдельным разрядам кода, поступают в различные моменты времени и могут быть переданы по одной линии.
При параллельном кодировании все уровни напряжения, соответствующие разрядам кода, поступают одновременно и передаются по отдельным линиям. Цифровой код представляется в виде последовательности единиц и нулей, например: 1101. В данном коде записано 4 цифры, которые называют разрядами. Крайний левый разряд называют старшим разрядом (СР), крайний правый — младшим разрядом (МР). Числовой эквивалент может быть определен, если известна система кодирования или тип кода. В ЦАП наибольшее распространение получили двоичные и двоично-десятичные коды с весами разрядов 8-4-2-1 или 2-4-2-1.
Что такое фоторезистор.
Читать далее
Маркировка SMD транзисторов.
Читать далее
Как сделать датчик движения своими руками.
Читать далее
Коды бывают прямыми и обратными. Обратные коды получаются инвертированием всех разрядов прямого кода. Максимальное число разрядов, которые могут быть поданы на вход ЦАП и преобразованы в выходную величину, определяется конкретной интегральной схемой. Число разрядов — это двоичный логарифм максимального числа кодовых комбинаций на входе ЦАП. Число разрядов является наиболее общей характеристикой, определяющей номинальные функциональные возможности ИМС.
Современный цифро-аналоговый преобразователь.
По способу формирования выходного напряжения в зависимости от цифрового входного кода все ЦАП можно разделить на три группы: с суммированием токов, с суммированием напряжений, с делением напряжений. При реализации ЦАП в виде БИС наибольшее распространение получила схема с суммированием токов. ЦАП с суммированием и делением напряжений менее технологичны, но до сих пор реализуются в аппаратуре на цифровых и аналоговых микросхемах.
ЦАП, использующие для формирования выходного напряжения суммирование токов, делятся на два типа: с использованием взвешенных резисторов и с использованием многозвенной цепочки резисторов R-2R. Принцип действия ЦАП основывается на том, что любое двоичное число Xn_iXn_2.. .Х2ХгХ можно представить в виде суммы степеней числа 2. Поэтому для преобразования двоичных чисел в аналоговую величину (напряжение, ток и т.д.) необходимо каждой единице числа поставить в соответствие аналоговую величину со своим весом, соответствующим разряду данной цифры, а затем произвести суммирование этих величин.
Схема ЦАП
Схема четырехразрядного ЦАП на основе двоично-взвешенных резисторов состоит из матрицы двоично-взвешенных резисторов, переключателей на каждый разряд, которые управляются цифровыми сигналами, входного (опорного) напряжения и суммирующего усилителя, собранного на базе ОУ в инверсном включении. Сопротивления резисторов, соответствующих разрядам входного слова, отличаются в два раза при переходе к соседнему биту. На цифровые входы ЦАП подается двоичный ЛГ-разрядный сигнал.
Каждый i-й цифровой сигнал управляет г-м переключателем, обеспечивая подключение любого резистора с сопротивлением R ? 21 либо к общей шине, либо к источнику входного напряжения. Для простоты рассмотрения принимается, что сопротивление переключателей и внутреннее сопротивление источника входного сигнала равно нулю.
Четырехразрядного цифро-аналоговый преобразователь.
Безымянный ЦАП на CS4398+TDA1308
Вот эта штука на Cirrus Logic-овском чипе CS4398 и усилителе TDA1308.
Брутальная и здоровенная (по меркам «свистков») хреновина. Не греется. За час отъедает что-то между 4% и 5% батареи.
Очень мощная. ИМХО, этот ЦАП только для полноразмерных наушников.
Сильный акцент на высоких частотах, басов мало и они отведены далеко на задний план. Зато детальность на высоких такая, что даже более дорогие ЦАПы из этого обзора не то, чтобы нервно курят в сторонке, но точно не сильно лучше.
Этот ЦАП подойдет для случая, когда есть большие и темные полноразмерные наушники с чрезмерно доминирующими басами. С таким ЦАПом они начнут звучать нейтрально.
Очень динамичный и детальный звук. Все ярко, хлестко, четко и резко. Возможно, это самый драйвовый ЦАП из побывавших у меня.
Но для вкладышей или внутриканалок я бы его не рекомендовал. В таких наушниках просто нет настолько мощных басов, чтобы компенсировать излишне яркую подачу этого ЦАПа.