Превращаем Epson EF-100 в «Smart»-проектор
Не секрет, что большинство pico- и мобильных проекторов сегодня имеют встроенные «мозги» под управлением той или иной версии ОС Android.
После продолжительных споров и обсуждений было принято решение остановиться на следующем варианте:
Т.е. как таковых собственных «мозгов» у EF-100 нет, зато есть все необходимое для того, чтобы пользователь мог не только выбрать «Android»-стик на свое усмотрение, но и разместить его прямо в корпусе проектора – в наличии разъем питания microUSB и HDMI-порт, а также встроенный Bluetooth. Для тех, кому MicroUSB не подходит, есть обычный USB-порт, куда можно подключить нужный кабель питания. Встроенный 5-ваттный динамик обеспечит звук даже в условиях отсутствия других аудиоустройств.
Защитная сетка с одной из сторон снимается и предоставляет достаточно места для того, чтобы подключить и «спрятать» нужное устройство:
Например, так:
Таким образом, Epson EF-100B превращается в Smart-проектор путем установки компактных HDMI-донглов типа Amazon Fire TV Stick, Roku или миллиона других с Алиэкспресса и eBay во внутренний отсек, закрытый специальной панелью. При проводном HDMI-подключении (HDMI 2.0) задняя панель тоже закрывает разъем, а провод выходит сбоку (что позволяет ставить проектор вертикально и проецировать картинку на потолок).
По совокупности «плюсов» и «минусов» такого решения перевешивают все же «плюсы»: пользователю не навязывается какая-то «кастомная» прошивка, которая с горем пополам проигрывает только часть форматов файлов и не допускает нормальную установку/работу стороннего ПО («всеядного» MX Player, к примеру). А производитель освобождается от необходимости заводить и поддерживать новый «зоопарк» ПО и прошивок. Кроме того, выход из строя или какие-то иные проблемы внешнего модуля-плеера никак не повлияют на работоспособность самого проектора. А те пользователи, которые рассматривают EF-100 исключительно как альтернативу «ламповой» модели для дома, не переплачивают за встроенный в проектор миникомпьютер.
Измерения
Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в полностью затемненном помещении с темной отделкой. Размер изображения — 92 дюйма по диагонали.
Оптимальным режимом, который имеет смысл использовать в большинстве случаев, можно назвать «Нейтральный». Цветовой охват с ним максимален и выглядит так:
В отличие от охвата других «лазерных» моделей начального уровня он более ровный. И в нем нет того смещения в синюю зону, крайняя точка в которой не выходит за пределы измерений. Это значит, что когерентный свет лазерных диодов не попадает прямиком в объектив, как у DLP-проекторов.
О том, что проектор неплохо настроен, говорит и идеальная кривая яркостного отклика с оптимальной гаммой.
Баланс цветов неидеален с точки зрения измерений, но по факту неплох. Визуально цвета выглядят натурально. А превалирование зеленого — результат высокой яркости и заводской настройки
Яркость белого, как и контрастность сильно зависит от режима работы лампы. При выборе Нейтрального режима и максимальной мощности лазеров яркость белого составила внушительные 704 кд/м2. То есть заявленные 2000 лм светового потока — правда. Уровень черного при этом прогнозируемо высок — 0,87 кд/м2. То максимальная реальная контрастность составляет в 809:1, что для аппарата такого типа не так уж и плохо.
Качество проецируемой Epson EF-11 картинки
Я уже знал, что проекторы Epson предлагают очень хорошее качество изображения. Однако, на этот раз, в основном из-за низкой яркости, многого не ждал. И совершенно зря, потому, как оказалось, в случае EF-11 числа на бумаге не отображают в реальности то, что мы получаем на практике.
Максимальная яркость составляет 1000 люмен, что в случае устройств на основе DLP-матриц обычно приводит к тёмному изображению. Однако, здесь у нас система 3LCD, которая обеспечивает одинаковую интенсивность белого и цветного света. Преимущества в том, что мы можем свободно использовать проектор в солнечный день, и цвета по-прежнему будут насыщенными.
Такому положительному эффекту способствует и высокая контрастность, равная 2 500 000: 1, благодаря чему Epson EF-11 неплохо проявляет себя в играх. Конечно, частота обновления 60 Гц не гарантирует плавного воспроизведения, но, с менее динамичными играми – всё в полном порядке.
Что касается разрешения, здесь мы получаем стандартное качество Full HD. Мало? На мой взгляд, этого вполне достаточно. Даже при максимальном размере проецируемого экрана в 150 дюймов, мы не видим отдельные пиксели, с удобного расстояния. Стоит похвалить и объектив, который с расстояния 2 метра позволяет проецировать картинку длиной 195 см, поэтому EF-11 отлично подойдёт даже для небольших помещений.
При покупке проектора всегда обращайте внимание на срок службы компонента источника света, который в традиционных ламповых конструкциях равен в среднем 12 тысячам часов. Здесь у нас лазерный источник света способный непрерывно работать до 20 тыс
часов, в экономном режиме, что является действительно хорошим показателем.
Важно помнить, что проекторы шумит сами по себе, однако, модель EF-11 генерирует шум силой всего 27 дБ при максимальной нагрузке и режиме (1000 люмен). В экономичном режиме это значение составляет примерно 22 дБ
Epson EF-100
Дизайн корпуса весьма необычный для Epson – он совершенно точно не похож ни на один из ранее выпущенных нами проекторов. Чем-то напоминает винтажную аудиотехнику. Корпус покрыт мягким материалом «под кожу», на нем располагается всего пара кнопок управления. Ради этой модели даже новый пульт сделали (от всем знакомого стандартного беленького пульта решили отказаться в угоду более простого и чуть более изящного).
Подчеркну, что не было задачи создать карманный проектор. Была другая – уменьшить габариты лазерного блока и собрать на его базе мобильный лазерный проектор, схожий по габаритам с популярными домашними LED-проекторами, которые легко переносить с места на место, но при этом снабдить его яркостью на уровне «взрослого, лампового» проектора, наподобие Epson EH-TW7400.
Сказано – сделано: Epson EF-100 способен произвести около 1800 ANSI люмен в самом точном режиме цветопередачи и более 2000 (по белому и по цветам!) – в ярком. По традиции Epson даже наиболее яркий режим обладает достаточно качественной цветопередачей (иначе говоря – не красит картинку «зелёнкой»). Яркий режим будет в самый раз, к примеру, для игр или при проецировании в очень ярко освещенных помещениях.
Вот так, например, выглядит проекция диагональю около 80-ти дюймов в самом ярком режиме в освещенном дневным светом офисном помещении (проекция в 2000 люмен на такой диагонали получается настолько яркой, что камера выставляет экспозицию по ней, а не по светло-серой стене):
Компактный корпус и быстрая установка располагают к тому, чтобы в любом месте проецировать изображение диагональю 80-100+ дюймов. На этих диагоналях и при столь высоком запасе яркости борьба со слабой и средней комнатной засветкой удается проектору блестяще.
Кроме того, лазерный источник света позволяет плавно регулировать яркость. У «ламповых» проекторов можно было снизить ее примерно до 70%, переводя устройство в режим «Эко». Здесь же можно задать любую яркость от 50% до 100%. Так, при свете мы используем режим «Нейтральный» на яркости 1800 люмен, а в полной темноте – на яркости 900 люмен (между прочим, возможно, самая оптимальная яркость для темного помещения при экране 120 дюймов).
Как вы понимаете, снижая яркость лазера, мы также «спасаем» черный цвет, минимизируя паразитную засветку в помещении.
Ну и то, ради чего многие в первую очередь посмотрят в сторону именно этой модели, а не классической «ламповой» – ресурс лазера составляет от 12000 до 20000 часов в зависимости от выбранной яркости. В сочетании с быстрым запуском и довольно короткофокусной оптикой (расстояние до экрана примерно равно ширине изображения), Epson EF-100B превращается в очередного кандидата на почетную роль «заменителя телевизора» благодаря простоте эксплуатации и отсутствию беспокойств по поводу ресурса лампы.
Есть мнение, что он еще и работает существенно тише ламповых проекторов на максимальной мощности, но я не успел это как следует проверить, пока готовил пост: последний экземпляр практически из рук выхватили, чтобы отдать на тесты в различные издания ୧༼ಠ益ಠ༽୨. В следующем посте по теме планирую изучить этот вопрос.
Новая технология 3LCD Reflective
Пять лет назад компания Epson заявила, что выводит на рынок проекторы на основе новой технологии — Reflective LCD (Отражающий ЖКД, если по-русски). Производитель показал первые устройства R2000 и R4000 на нескольких выставках, и вроде бы даже успел продать какое-то количество этих проекторов в мире. Но потом резко свернул производство. Насколько мне известно проблема была в слишком высоком проценте дефектных rLCD чипов. Так, не родившись, умерла линейка очень интересных продуктов от одного из лидеров рынка.
Но если вспомнить слова одной очень известной и любимой мной песни:
и тот далекий уже опыт японцев явно пошел им на пользу, а изюминку в виде своей отражающей технологии они придерживали для настоящего праздничного торта. И этим тортом оказался LS10000.
Несмотря на то, что новая технология имеет новое название 3LCD Reflective вместо Reflective LCD, от перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется, и по своей сути это «старая-добрая LCoS».
Как только у меня появятся нормальные детальные материалы о 3LCD Reflective, я обязательно напишу развернутый материал. А пока, не вдаваясь в подробности скажу, что эта технология лучше, чем 3LCD и одночиповая DLP вместе взятые. LCoS лучше по таким показателям как глубина черного, межпиксельная решетка и скорость обновления изображения. Т.е. по тем пунктам, которые особенно важны в домашнем кинозале. И 3LCD Reflective вобрала в себя все эти преимущества.
Теперь, благодаря 3LCD Reflective, в арсенале Epson есть бескомпромисный аппарат для подготовленного кинозала.
Дизайн и подключения
Держа Epson EF-11 в руке, у меня создалось впечатление, что такая компактность и мобильность является непросто основой. Это доказывает и очень прочный, небольшой квадратный корпус, покрытый пластиком, с текстурой похожей на кожу. Все кнопки управления с корпуса убрали, в пользу одной – питания. На верхней части есть колёсико фокусировки и светодиод.
Все разъёмы, то есть выход на наушники 3,5 мм, USB 2.0 Type-A, USB 2.0 Type-B и HDMI 1.4, расположены на левой стороне. На противоположной стороне находятся только решётки воздухозаборника. С другой части снизу у нас есть две дополнительные ножки без регулировки, одно монтажное отверстие и съёмная крышка с воздушным фильтром.
Сзади производитель решил разместить только 2 Вт динамик, чтобы можно было легко установить оборудование вертикально. Однако, в таком случае звук немного приглушается, хотя возможность смотреть любые сериалы на потолке восполняет компромисс.
Качество изображения
1.люмены ANSI ( метод измерения яркости прожекторов)
Неизвестно. Помогите нам, предложите стоимость. (Epson EF-100W)
1000lumens
Свет, проецируемый устройством, ярче, то есть он имеет более высокий уровень ANSI-люменов.
2.коэффициент контрастности
2.5:1
2500000:1
Коэффициент контрастности — это визуальное расстояние между самым светлым и самым темным цветом, который может быть воспроизведен экраном. Высокая контрастность является положительным аспектом любого экрана.
3.время отклика
Неизвестно. Помогите нам, предложите стоимость. (Epson EF-100W)
Неизвестно. Помогите нам, предложите стоимость. (Epson EF-12)
Время отклика показывает сколько времени нужно экрану для изменения состояние пикселов, чтобы показать новое содержание. Чем меньше время, необходимое для ответа, тем меньше вероятность того, что быстро меняющиеся изображения будут размыты.
4.имеет моторизованный фокус
Epson EF-100W
Epson EF-12
Фокусом можно управлять удаленно так, чтобы изображение оставалось резким и отчетливым.
5.имеет 3D экран с очками
Epson EF-100W
Epson EF-12
Поддерживает просмотр 3D-изображений с таких устройств, как 3D-совместимый проигрыватель Blu-ray, что позволяет смотреть фильмы в 3D с использованием подходящих очков.
6.максимальный размер проецируемой картинки
150″
150″
Максимальный размер изображения, которое устройство может проецировать без ущерба для качества.
7.имеет моторизованный зум
Epson EF-100W
Epson EF-12
Моторизованный зум-объектив позволяет пользователю удаленно нажимать выключатель, например, при помощи пульта дистанционного управления, в результате чего проектор автоматически увеличивает или уменьшает изображение и корректирует его размер.
8.кратность зума
1.4:1
1:1
Зум проектора позволяет увеличить или уменьшить размер проецируемого изображения, не перемещая проектор. Наиболее распространенный коэффициент масштабирования современных проекторов составляет 1.2, значит, вы сможете изменять размер изображения на 20% просто регулируя зум-объектив.
9.включен дисплей для HDR10 +
Epson EF-100W
Epson EF-12
Дисплей поддерживает HDR10 +, который является улучшенной версией видеотехнологии HDR10. HDR10 + использует динамические метаданные, поэтому каждый кадр может иметь собственные настройки контрастности, яркости и цвета, что делает изображение реалистичным.
ASUS F1
Еще одна светодиодная модель, ASUS F1, предлагает разрешение Full HD с яркостью 1200 люмен. Проектор проецирует видео на экран с диагональю от 25” до 210” с расстояния от 0,43 м до 3,7 м.
Модель получила 6 режимов изображения (стандарт, игра, пейзаж, театральный, динамический,
sRGB). Если говорить об играх, то при снижении разрешения до 720p можно комфортно играть без задержек или размытости.
ASUS F1 оснащен автофокусом, который автоматически настраивает резкость изображения и регулирует трапецеидальные искажения
Что касается портов, то модель имеет все необходимые разъемы (HDMI x2, D-sub, USB, разъем для наушников 3,5 мм). Среди достоинств стоит также отметить наличие стереосистемы Harman Kardon 2.1 с двумя динамиками по 3 Вт и сабвуфером на 8 Вт. А особенности конструкции в виде металлических решеток вентилятора способствуют не только качественному охлаждению, но и увеличению громкости звука. Этот проектор, как и и предыдущий, способен прослужить до 30 000 часов.
Выбор ZOOM | Технология | Разрешение | Яркость | Размеры и масса | Цена |
1. BenQ W1090 | DLP | 1920×1080 | 2000 лм |
346x102x215 мм 2,75 кг |
от i51 990 |
2. ASUS F1 | DLP | 1920×1080 | 1200 лм |
250x75x210 мм 1,8 кг |
от i59 190 |
3. LG PF1500G | DLP | 1920×1080 | 1400 лм |
132x84x221 мм 1,5 кг |
от i55 000 |
4. Epson EF-100B | LCD:3 P-Si TFT | 1280×800 | 2000 лм |
227x88x210 мм 2,7 кг |
i81 990 |
5. Viewsonic PX700HD |
DLP | 1920×1080 | 3500 лм |
332x135x261 мм 3,7 кг |
от i37 814 |
Калибровка
И всё таки, основное предназначение проекторов такого уровня – это, конечно же, специально подготовленное помещение домашнего кинозала. Вот где эта космическая тарелка способна в полной мере раскрыть свой потенциал.
Но прежде, чем она это сделает ее нужно настроить. Мне всегда нравились проекторы Epson, в частности за достаточно развитые возможности настройки изображения даже в недорогих офисных «лошадках». К сожалению, абсолютному большинству пользователей всё равно насколько правильно показывает их проектор – выбрали подходящий цветовой режим для конкретных условий. Картинка видна и удобоварима? Ну и ладно! Поэтому в эти настройки обычно никто не лезет.
А вот если задаться вопросом точности видимого нами изображения понимаешь, что то, что мы имеем на экране из коробки, зачастую совсем не похоже на то, что видели режиссер и оператор, и что именно они хотели нам показать.
В случае с Epson LS-EH10000 изображение по-умолчанию не то, чтобы совсем не похоже на оригинальное, но всё же, как можно будет увидеть из теста ниже, немного до него не дотягивает. И здесь нам на помощь приходят прямые руки, знания, специальное оборудование, ПО и логотип ISFccc, красующийся на корпусе нашего героя.
Для тех, кто не в курсе, ISF – это Imaging Science Foundation – организация, занимающаяся систематизированием стандартов цифрового изображения, тренингами специалистов по калибровке и лицензированием оборудования. Логотип ISFccc как раз и обозначает, что устройство, на котором он присутствует может быть настроено на работу в светлом и темном помещении с максимальной точностью, а также, что эти настройки могут быть сохранены в памяти устройства, дабы пользователь, потративший деньги на калибровку, случайно их не лишился.
Сразу оговорюсь, мы с коллегой не ставили перед собой цель всенепременно и максимально точно всё отстроить. Нашей задачей было проверить насколько LS10000 соответствует своему званию ISF-сертифицированного. Поэтому мы не слишком сильно «погрязли» в процессе и сделали всё буквально за несколько часов, оставив некоторые огрехи, о которых я расскажу ниже.
Как уже стало понятно из снимков выше, помещение в котором проводились все тесты EH-LS10000 – специально подготовленный кинозал с дорогущим экраном Stewart Cima, размером 135 дюймов (343 см) по диагонали.
В качестве измерителя использовался спектрорадиометр X-rite I1 Pro2, имеющий один напрягающий недостаток. А именно оооочень медленное измерение всего и вся, что касается темных сцен. За то, стоит он разумных денег. Генератором сигнала служил DVDO AVlab TPG. Софт – CalMAN 5.
Первым делом, еще до калибровки, мы прогнали тест на всеядность проектора к разрешениям. И он съел всё, что ему подсунули включая такие сложные вещи как 4K 60p и диагональные линии в 4К (к слову этот тест пройдут далеко не все топовые устройства на рынке), а уже потом перешли к измерениям.
Первым делом CalMAN предлагает измерить первоначальные характеристики проектора, дабы понять нужно ли его вообще настраивать, а заодно и сравнить правильность произведенных действий в конце. И вот, что мы видим при стандартных настройках режима Театр (а именно его нужно использовать в домашнем кинозале в настоящий момент):
А вот, что мы получили после проведения всех настроек:
Как видно, изначально проектор показывал вполне неплохо, но до идеала, на который способен проектор такого класса было всё таки далековато. А после настройки всё встало на свои места и мы получили практически эталонное изображение.
Изображение при свете
До недавних пор все проекторы для качественного домашнего кинотеатра (если речь не шла о десятках тысячах зеленых бумажек) имели достаточно невысокую яркость: 500, 700, 900 Лм. Происходило это из-за невозможности при высокой яркости демонстрировать глубокий черный цвет – технологическое ограничение проекторов предыдущих поколений. Epson EH-LS10000 имеет достаточно высокий заявленный показатель светового потока в 1500 Лм. И прежде чем калибровать его под домашний кинотеатр (а как известно, после калибровки практически в 100% случаев световой поток снижается), мы решили посмотреть как он покажет себя в самом ярком режиме работы в условиях неполного затемнения помещения.
Знаете, что я вам скажу? Он справился! Естественно, в цветовом режиме Динамический, при максимальной яркости «лампы» речь о правильной цветопередаче не идет. Изображение уходит в желтую зону, хотя и не так критично, как это происходит с ламповыми проекторами того же производителя.
Естественно, в освещенном помещении также не идет речь ни о контрастности, ни о черном цвете, ибо они невозможны на белом экране при свете. Но даже если не выключать свет в кинозале полностью, с десятитысячником Epson можно вполне смотреть спортивные соревнования, мультики и играть в яркие игры даже на экране размером более трёх метров.
Более того, если спортивные передачи или мультики, когда они появятся, смотреть в 4К – это просто бомба!
Как выглядит изображение Epson EH-LS10000 при свете смотрите в видеообзоре ниже.
Какие виды проекторов Epson популярны в 2022 году – рейтинг
Обычно принято делить все имеющиеся серии на старые и новые, или старшие и младшие модели. К старшим моделям относят, например, проектор Epson EH–TW7000. Здесь присутствует функция поддержки 4K/Ultra HD.
В младшей серии присутствует реализация Full HD. Пример – проектор Epson EH-TW5820.
Epson EH-TW5820
В этой категории имеется операционная система Андроид, что значительно ускоряет работу на устройствах Смарт ТВ и смартфонах под управлением этой операционной системы.
К этой же категории относится и проектор Epson EH-TW750. У этой модели имеется поддержка зеркалирования экрана без проводов.
Epson EH-TW750
Отсюда можно сделать вывод, что проекторы более ранней серии являются идеальным решением для обустройства домашнего кинотеатра. Старшие и более функциональные модели станут отличным дополнением к профессиональным центрам мультимедиа. Устанавливаются подобные варианты, например, в офисах или переговорных залах.
Обзор домашнего проектора Epson EH-TW750:
Watch this video on YouTube
Источник света настоящего и будущего
Для начала краткие размышления о двух типах источников света, используемых в наших аппаратах.
Лампа
Схема работы 3LCD-проектора с источником света в виде лампы
Качественный (в плане излучаемого спектра) и мощный источник света должен не просто «раскачать» проекционную систему, он также должен быть достаточно компактным, обладать разумным для своего класса энергопотреблением, не «прожаривать» сам проектор, а также по возможности прослужить как можно дольше.
Технологии выпуска ламповых источников света подходящего спектра излучения существуют уже очень давно и отлично «обкатаны». Как следствие — доступные цены, как самого проектора, так и лампы на замену.
Однако даже многократно усовершенствованная лампа обладает высоким потреблением энергии, лишь часть которой затрачивается на излучение. Остальное уходит в тепло. Кроме того, лампа — штука относительно инертная, процесс ее разогрева для выхода на номинальный уровень яркости может занимать какое-то время.
Лазерный диод
Схема работы 3LCD-проектора с блоком лазерных светодиодов
Другое дело — полупроводниковый лазерный диод. Точнее, массив лазерных диодов (как разумный способ достижения необходимой суммарной мощности свечения), который позволяет обеспечить очень неплохой световой поток при высокой стабильности излучения и сравнительно невысоком тепловыделении.
С таким источником света лазерный проектор по определению должен быть мгновенно готов к работе сразу после включения и мгновенно выключаться, а также поддерживать плавную регулировку яркости источника света.
Долговечность источника света
Самая «горячая» тема, которая всегда поднимается при обсуждении двух технологий.
У рассматриваемого сегодня лазерного проектора Epson EF-100W ресурс работы лазерного источника света в стандартном режиме (2000 лм) — до 12 тысяч часов, а в экономичном режиме (1000 лм) — до 32 тысяч часов.
Это означает, что даже если намеренно попытаться «посадить» такой источник света, эксплуатируя его без выключения в режиме 24/7 (чего с домашними аппаратами делать не следует, ну да ладно), то для выхода за рамки гарантии придется потратить почти полтора года в стандартном режиме или более трех с половиной лет в эко-режиме. Если же говорить о вразумительной нагрузке — скажем, три часа в день каждый день, то речь уже о более чем десяти и двадцати годах эксплуатации соответственно!
Ресурс лампового источника света на фоне лазера смотрится скромнее: для Epson EH-TW5400 он заявлен на уровне 4,5 тысяч часов в стандартном режиме, и до 7,5 тысяч часов в режиме экономии. Это, конечно, не 12/32 тысячи у лазерного EF-100, но с другой стороны, будем реалистами — речь также о годах работы в штатном режиме.
Да и не забываем, что имеется возможность самостоятельной замены лампы на новую, которая продается по вполне демократичной цене. Я серьезно! У Epson на оригинальные лампы для самых «ходовых» моделей проекторов цены одни из самых низких среди всех крупных VI-брендов.
С другой стороны, побочным эффектом экономии расходов на ламповой модели также станут большие затраты на электричество…
Матрицы и разрешение
В каждом 3LCD-проекторе устанавливаются три монохромные матрицы: R, G и B за дихроичными зеркалами. Результат работы системы сводится воедино в призме оптического блока.
Разница диагоналей ЖК-матриц рассматриваемых сегодня проекторов невелика — это 0,61 дюйма у «лампового» EH-TW5400 и 0,59 дюйма у «лазерного» EF-100W. Совсем другое дело — их разрешение. Оно составляет 3×1920×1080 (Full HD) и 3×1280×800 (WXGA) физических пикселей соответственно.
И тут мы натыкаемся на первое ключевое различие: проектор с большим разрешением (Full HD) обойдется практически на треть дешевле в «ламповом» варианте, чем с меньшим разрешением (WXGA)!
Почему?
Факторов влияющих на конечную цену, много, но ключевым становится именно тип используемого источника света. Блок качественных лазерных диодов + система рассеивания света от них для превращения его в белоснежно белый без «примесей» — это куда сложнее и дороже, чем в случае одной лампы накаливания.