Все для дома
Эти колонки разрабатывались в расчете на использование в обычных жилых комнатах, где не всегда возможно соблюсти «золотые правила» размещения системы и слушателей. Крупный 38-мм твитер с мягким куполом фирменной разработки T38 Wave Guide создает звук с 60° диаграммой направленности, что обеспечивает обширную зону комфортного прослушивания. 16-см НЧ-динамик вмонтирован в нижнюю панель, приподнятую посредством трех опор над плитой основания. Созданные им волны, поддержанные теми, что исходят из расположенного рядом порта фазоинвертора, отражаются от базы и расходятся равномерно во все стороны. При такой схеме требуемое звуковое давление достигается при меньшей амплитуде хода диффузора динамика, что гарантирует более низкий уровень нелинейных искажений.
Твитер с 38 мм куполом в рупорном оформлении — давняя фирменная разработка. Им оснащаются колонки различных серий на протяжении многих лет
Связующим звеном выступает СЧ-головка того же диаметра, расположенная на передней панели. На долю ее ответственности приходится наиболее информационно-значимый диапазон частот — от 170 Гц до 1,5 кГц — где сосредоточены основные тона голосов и большинства инструментов. Разработчики акустики Chario традиционно опираются на результаты психоакустических исследований, которые показывают, что на этом пути можно добиться максимальной чистоты и разборчивости звучания.
Наклон передней панели обеспечивает уменьшение отражений волн, излученных твитером и среднечастотником, от пола и мебели. Обтекаемые контуры корпуса также способствуют снижению дифракции звука на краях, а тем самым и его чистоте.
La Vega
Недавно довелось покрутить в руках небольшие финские колоночки Penaudio Cenya. Это продолжение компактной серии акустики Penaudio, включающей в себя малогабаритные полочники Rebel 3 и Charisma.
Собраны Cenya на мидбасовой головке Seas Excel E0049 и твитере H0586 (либо H0737 – маркировка на динамике частично стёрта).
Конструкция АС незатейливая, но крепкая. Сам ящик склеен из 20мм фанеры, а передняя и тыловая панели вырезаны из 20мм МДФ. АЧХ Cenya не является прямой линией, что сделано специально для более гармоничного восприятия звука.
Кроссовер традиционен для Penaudio: катушка, зашунтированная резистором на НЧ и фильтр второго порядка с небольшой ВЧ-коррекцией на твитере. Резонанс на спаде АЧХ магнезиевого диффузора НЧ динамика придавлен режектором.
Акустические клеммы — серебристые WBT. Это хорошие терминалы, большинство производителей использует менее удобные, зато более дешёвые посты WBT в прозрачном пластике. Собрана акустика весьма качественно и надёжно. Все динамики и компоненты соединены пайкой. Детали расположены на небольшом куске оргалита и закреплены термоклеем. Способ соединения компонентов с помощью выводов самих элементов напрямую, без участия печатной платы, позволяет получить более высокое качество звука, хотя и выглядит немного «по-пионерски». Кроссовер зафиксирован на дне корпуса термоклеем и не рассчитан на демонтаж. Впрочем, кому понадобится его снимать?
Несмотря на скромные размеры и небольшую мощность АС, от входных клемм на кроссовер и с него на мидбасовый динамик идёт сдвоенный акустических провод (Jorma Design) для увеличения сечения, что говорит о большом опыте разработчиков. В глубине ящика размещено небольшое количество синтепона для подавления резонанса (стоячей волны). Металлический (кстати, большая редкость в век пластмассы) порт фазоинвертора выведен назад, поскольку на лицевой панели АС ему просто нет места. Настройка фазоинвертора классическая — оба горба на графике импеданса имеют одинаковую амплитуду. Искажения акустики невелики.
В общем, в Penaudio Cenya всё сделано примерно так, как делал бы я сам, если захотел построить нечто подобное, даже особо и придраться не к чему. Видимо, финские конструкторы читали ту же литературу, слушали ту же музыку и учились на тех же примерах. В звучании Penaudio Cenya неожиданностей не оказалось: всё играет очень пристойно. Отличная микродинамика способствует эмоциональной подаче и позволяет расслышать мельчайшие нюансы композиций. Акустику без сомнения можно назвать музыкальной. Из недостатков, на мой слух, могу назвать два: первый – маловато «панча» (быстрого и хлёсткого верхнего баса), который отвечает за драйв и энергию при воспроизведении. Сам бас довольно глубок для маленького полочника, но из-за погони за самыми низкими частотами, в мидбасе ощущается нехватка энергии. На графике симуляции ящика видно, что оптимальный объём для головки Seas E0049-04s составляет 5,1 литра (жёлтая линия на графике). В этом случае панча было бы больше, но нижняя частота оказалось бы выше. Увеличение объёма до 8 литров (бирюзовая линия) позволило расширить диапазон вниз, но только за счёт небольшой потери в энергетике.
Второй недостаток — твитер, он в общем-то с задачей справляется, но плотным насыщенным саундом, всё же, не обладает. Для подобной акустики, на мой взгляд, нужен более дорогой твитер, но тогда итак немалая цена этих АС была бы ещё выше. Общее впечатление от звучания Penaudio Cenya таково – детально, красиво, но по всему диапазону немного не достаёт плотности и насыщенности. Если слушать джаз, блюз, малые составы, то всё отлично, но если захочется навалить чего-нибудь тяжёлого и железного, то оно, конечно сыграет, но стальной клинок может показаться слегка оловянным. На некоторых композициях изредка бывает заметен резонанс магниевого диффузора. Скорее всего, резонанс слишком узко вырезан, надо было бы настройку режектора пошире сделать. Можно считать высказанное придирками, но цена в 99000 рублей всё-таки обязывает. Впрочем, акустика вполне достойная и может быть рекомендована к приобретению, особенно, если нет задачи озвучивать ею помещения больше 20 квадратных метров.
Требовательны, но не придирчивы
Если снабдить их качественным с технической точки зрения материалом, то и довольно простенькие композиции будет слушать интересно и приятно. Так и произошло с Гровером Вашингтоном-младшим (сборник «Soulful Sax»). Соло саксофона в «Monte Carlo Nights» прозвучало гладко и задорно, а вокал — вкрадчиво и полновесно.
Деревянные панели соединены замком «ласточкин хвост»Корпуса АС представляют собой сэндвич из плиты ДВП (высокой плотности) и накладок из натурального дерева, одновременно выполняющих декоративную роль
В целом эта акустика любит играть зажигательно и в то же время детально. Точность тоже на высоте, разве что несмотря на общую выдающуюся ритмичность атака фортепиано часто казалась сглаженной. Я специально послушал несколько записей, от классических произведений до Патрисии Барбер с неизменным результатом. На недостаток данная особенность не тянет, просто немного непривычно. Поэтому игра на этом инструменте воспринимается целыми фразами, не разделяясь на ноты.
Красота по-итальянски
Ну и, конечно, рассказывая об акустике Chario, нельзя не остановиться на ее фирменном дизайне, определяющая особенность которого — отделка массивом дерева, причем выращенного на итальянских плантациях и специальным образом подготовленного и обработанного. Сами корпуса изготавливаются из толстых листов HDF (древесно-волоконные панели высокой плотности), что препятствует возникновению паразитных призвуков резонансной природы. Там, где нет деревянных накладок, они покрыты приятной на ощупь краской.
Время от времени в ассортименте компании появляются модели других стилей и в иной отделке, но узнаваемой ее продукцию делает именно тот вариант, что мы имеем у Chario Constellation Mk II Pegasus.
Защитные решетки устанавливаются в предусмотренные на передних панелях углубления, а не посредством модных магнитных креплений; да и головки винтов сейчас стараются убрать из виду. Поскольку динамики смотрятся весьма органично на корпусах, то и о грилях как-то не вспоминается, хотя они придуманы не зря. Но вспомогательные, хотя и мелкие, элементы несколько снижают целостность и эстетичность очень приятной глазу картины.
Вид сзади выше всяких похвал: только пара высококачественных разъемов для подключения на красивой панельке с названием модели и местом ее изготовления – Италии.
Оркестр в гостях
Помимо самих Chario Academy Sonnet, в испытании участвовал источник DCS Rossini, предусилитель Accuphase C-2820 и оконечник A-75 той же фирмы. Эта двухполосная акустика демонстрирует достаточно широкий частотный диапазон для своих габаритов. Ощущаемая стереосцена примерно соответствует расстановке колонок. Симфонический оркестр занимает нишу, которая простирается примерно на метр по сторонам от АС и метра на полтора вверх от них. Таким образом, комната прослушивания превращается в зрительный зал, масштабированный к ее размерам.
Фирменные стойки участвуют не только в формировании облика системы. Управление ранними отражениями с помощью кроссовера подразумевает точную высоту установки динамиков и наклон передней панели, определяющий расстояние каждого из излучателей до слушателя
Картинка и АЧХ сохраняются и при перемещениях слушателя. Поэтому зона, где достигается оптимальное звучание, выражена слабо. Главное отличие, когда сидишь в кресле по центру — количество информации, которое там получаешь, гораздо больше.
На треке «Arabesque op. 18» Шумана с одноименного диска «Crystal Cable» можно было по желанию погрузиться в поток звуков, либо, наоборот, разобрать его на составляющие. А композиция «Баба-Яга» Лядова с того же сборника прозвучала настолько информативно с точки зрения передачи всех инструментов оркестра одновременно, что можно было забыть о том, что формат записи «всего лишь» 44/16. Но дотошность в данном случае не подталкивала к анализу, а лишь усиливала эмоциональные штрихи. Духовые агрессивно рявкали там, где положено, а струнные нежно и безропотно им отвечали. Безусловно, Sonnet созданы для серьезной музыки.
Сложение и вычитание звуковых волн
Динамики здесь довольно необычные. НЧ-динамик имеет наборную магнитную систему из сплава неодима, железа и бора, а его диффузор изготовлен из композитного полимера Rohacell. У него нет центрального колпачка, что обеспечивает большую жесткость на изгиб по сравнению с традиционной формой
Обратите внимание, аббревиатура СЧ/НЧ для этого динамика здесь не используется. Виной тому частота раздела 1180 Гц, которую со своей стороны обеспечивает твитер, оснащенный мягким куполом диаметром 32 мм из материала Silversoft
Кстати, в старших моделях серии хотя и есть СЧ-динамик, но работает он в довольно узкой полосе по сравнению с соседями. Там он является составной частью конфигурации WMT, позволяющей управлять энергией первых отражений.
C тыльной стороны стоек есть паз, похожий на канал для прокладки кабеля. Не слишком толстый кабель без разъемов там точно пройдет. Если его спрятать, система будет еще элегантнее
Но и в двухполосных Sonnet используется аналогичный прием. Их кроссовер в сочетании с расположением динамиков рассчитан таким образом, чтобы обеспечить требуемую АЧХ в точке прослушивания, а не в безэховой камере. Для этого, в частности, используется отражение звука от пола, поэтому в технических характеристиках колонок условия их установки заданы явным образом. Так, боковые и задняя стены не должны быть ближе одного метра от передней панели АС; слушателю лучше расположиться на расстоянии от 3 метров от них, а на пол перед колонками рекомендуется положить ковровое покрытие.
Это только раструб фазоинвертора овальный. Внутри его форма еще сложнее
На практике эти условия выполнить не так уж сложно, но эффект от появления журнального столика может быть непредсказуемым. Зато выполнившего это задание ожидает приз в виде улучшенных (по сравнению с привычными решениями стереосцены) локализации и разрешения за счет уменьшения влияния перекрестных помех и первых отражений звука в помещении прослушивания. Так и произошло в моем случае.
Образность и эмоциональность
Продукцию Chario отличает не только характерный дизайн, но и особый подход разработчиков к созданию звука: они стараются не просто максимально точно преобразовать электрический сигнал в звучание, но и учесть многие дополнительные факторы — в частности, особенности восприятия акустической информации человеком с учетом свойств того помещения, в котором происходит прослушивание музыки. Поэтому звучание колонок Chario полно своеобразия, что отметили авторы многих обзоров (см., например, тесты колонок Chario Academy Sonnet и Chario Aviator Cielo).
Отделка натуральным деревом, несмотря на модные тренды в дизайне колонок, неизменно популярна у российских покупателей
То же можно сказать и о Constellation Mk II Pegasus — многие знакомые записи приобретут новые для слушателя акценты и оттенки, но, в целом, подача материала вполне качественная и достоверная. При тестировании их компаньонами по аудиотракту выступали сетевой плеер Naim ND5 XS 2 и музыкальный сервис Tidal, а также усилители Denon PMA-2500NE, сопоставимый по ценовому уровню с колонками, и существенно более дорогой гибридный Unison Research Unico Due тоже итальянского производства.
Колонки формируют большую, четко организованную и наполненную воздухом музыкальную сцену с хорошо прочерченной перспективой. При этом создается ощущение, будто она помещена внутрь огромного, немного гулкого помещения. Этот эффект нельзя назвать неприятным — скорее занятным. За счет этого исполнители арий из оперы «Травиата» Дж. Верди (CD Violetta), чьи образы отменно сфокусированы и очень детальны, оказываются еще ближе к вам, естественнее, поскольку вы находитесь в том же зале, где «гуляет» эхо. Голоса А. Нетребко, Р. Вильясона и других звезд мировой оперы — наполненные, богатые тембрами, артикулированные и эмоциональные; колоратуры — звонкие и переливчатые, чистые и благозвучные даже на взлетах громкости.
Комплектные тканевые защитные решетки, практически не влияя на звук, сделают внешность колонок еще элегантнее
При воспроизведении крупных классических произведений, например, Шестой симфонии П. И. Чайковского описанный выше эффект менее заметен и совершенно не мешает прослушиванию. Группы оркестра представлены полноценно, инструменты узнаваемы, а особенно хочется отметить голоса духовых — объемные, богатые и характерные для каждого из них. Басовая основа — прочная и весомая, она определяет масштабность звучания; контрабасы явственно фокусируются на положенном им месте. Верха — легкие, разнообразные, проработанные; звуки перкуссии изящно проплывают над сценой. Микродинамика превосходная, поэтому мрачные тихие фрагменты полны мельчайших музыкальных подробностей. Динамика также впечатляет: громкость нарастает стремительно и неумолимо — прослушивание этой непростой, многоплановой и трагичной музыки увлекает и вызывает соответствующие чувства. Звук течет широкой плавной рекой и отличается приятной бархатистостью.
Ритм и бас
Также следует отметить превосходную ритмичность звучания Pegasus. Джазовые композиции А. Джамала с альбома «After Fajr» подаются блестяще — такое определение пришло на ум, благодаря отменно прорисованным, подвижным, искристым верхам, наделяющим перкуссию жизненной энергией. Рояль и вторящий ему контрабас задают мелодии и ритмы: первый — всеми своими полновесными октавами, второй — глубокими басами, прочерченными струнными текстурами. Музыкальная сцена просторная, инструменты будто парят в воздухе рядом с вами.
Весомость и глубину НЧ эти колонки Chario отменно демонстрируют в «Starlight» группы Muse. Пульсирующий бас чувствуется всем телом, и на него, не смешиваясь и не запутываясь, нанизываются остальные элементы композиции. Особый драйв эта музыка создает на высокой громкости, и Pegasus, обеспечивая ее, не выдают ни малейшего напряжения, играя так же легко и чисто, как и на более низких уровнях. Электронная природа звука не выпячивается, хотя детальность весьма высока. Вокал — артикулированный, выразительный и занимает достойное место на плотно заполненной звуком сцене.
Производитель рекомендует использовать ковровое покрытие, по крайней мере, перед колонками
Динамик, встроенный в нижнюю панель, точно такой же, как и установленный на передней
С Denon PMA-2500NE, однако, НЧ получаются рыхловатыми и порой слегка запаздывающими — скажем так, несколько «попсовыми». Unison Research Unico 150 делает их собранными, точными и детальными, не умаляя при этом весомости и напора. Да и в целом, более дорогой усилитель с ламповым каскадом на борту добавляет звучанию колонок благородства и изысканности. И без того приятное, оно делается еще более ласкающим слух и увлекательным — при этом без ущерба достоверности и информативности.
Chario Pegasus обзор. Журнал «Салон AudioVideo»
«Пегасы» обладают масштабной звуковой сценой и сильным запоминающимся голосом.
Сохранить и прочитать потом —
Chario Pegasus Производитель: Chario Loudspeakers (Италия) Цена: ?2365~ Made in: Италия www.chario.it Итальянская акустика выглядит, как правило, роскошно, может удивить необычными инженерными особенностями, а вот звучит порой весьма специфически. Яркой индивидуальностью являются и Chario Pegasus — на фоне остальных колонок в тесте смотрятся так же необычно, как дорогие итальянские спорткары. Миланская Chario Loudspeakers приобрела высокий авторитет среди аудиофилов еще в 80-х. Ее производство отменно налажено, продукцию отличает неповторимый дизайн, компания имеет в активе целый ряд уникальных разработок и ноу-хау. Колонки Pegasus, принадлежащие к серии Constellation, могут служить тому примером. Отделка «Пегасов» выполнена на высшем уровне. Корпуса изготовлены не из популярного ныне MDF, а из плит высокой плотности и натурального дерева. Формально системы являются трехполосными — басовик, как и фазоинвертор, смонтирован в «подполье»
Однако обратите внимание, на каких частотах происходит фильтрация полос: 170 и 1500 Гц! Итальянские специалисты сознательно стремились сдвинуть вниз частоты, чтобы исключить фазовые рассогласования, нелинейности и все прочие искажения в начале и в конце «голосовой» зоны. Неслучайно басовый динамик имеет такой же калибр, как и СЧ (170 мм), а пищалка — увеличенный до 38 мм диаметр купола
Фильтрацию осуществляют фильтры Линквица — Райли четвертого порядка. «Пегасы» обладают масштабной звуковой сценой и сильным запоминающимся голосом. Весь среднечастотный диапазон акустических инструментов воспроизводится с бодрящей музыкальной энергетикой и хорошей гармонической разборчивостью. Колонки легко разделяют не только звучание инструментов с похожим тембром, но и докапываются до самых пикантных тональных подробностей. Источники с высоким спектром тоже воспроизводятся реалистично, но все же в чуть меньшей степени, что может объясняться большими размерами твитера. Формально придраться не к чему: этот излучатель в своей полосе работает линейно. Однако он отдает предпочтение деталям в начале своей рабочей полосы и менее информативен на верхнем краю диапазона. Отсюда и возникает дисбаланс в субъективных ощущениях: звонкие дисканты кажутся элегантными и подробными, более высокие голосовые сибилянты воспроизводятся уже без откровений, а высшие воздушные составляющие — словно по принуждению. Особенности есть и в басовом регистре. «Пегасы» делают чрезмерный акцент на бас в области около 40 Гц. К счастью, на слух это не воспринимается как нелинейность или недостаточная задемпфированность — просто ударные кажутся несколько тяжелее. Зато в басовой области итальянские колонки обладают похвально высокой динамикой — развить звуковое давление на НЧ, которое бывает только на рок — концерте, для них не проблема. А вот теперь интересно, какие выводы вы успели сделать? Pegasus — громкие убойные системы? Что ж, вполне. Но главное их достоинство— деликатность. Наличие запаса динамики по низам — хороший аргумент для тех, кто поставит эти колонки в просторном помещении. Теснота «Пегасам» противопоказана. ПОРАДОВАЛО Высокое гармоническое и пространственное разрешение. Ровный музыкальный баланс начиная с высоких басов. Отличные динамические качества в нижнем регистре. ОГОРЧИЛО Края звукового диапазона эта акустика воспроизводит эффектно, но недостаточно аккуратно с собственной трактовкой. НАШ СОВЕТ Знаменитое «Волшебство Chario» вы получите, установив акустику на большой дистанции от стен и подобрав к колонкам усилитель с безупречным контролем баса. ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ Тканевый купол пищалки Т38 Wave Guide на ощупь не такой уж и податливый — пропитка, придающая жесткость, нужна для динамичного воспроизведения нижних ВЧ. ЛЕГКО РАЗДЕЛЯЮТ ЗВУЧАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ С ПОХОЖИМ ТЕМБРОМ И ДОКАПЫВАЮТСЯ ДО ПИКАНТНЫХ ТОНАЛЬНЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ
Подготовлено по материалам журнала «AudioVideo», январь 2006 г. www.salonav.com Этот обзор прочитали 10 274 раза
Дотошность без скуки
А как насчет жанров попроще? На диске Mystery Juice «Overdrove» бас-гитара «качала» как следует, речитативы и ударные демонстрировали ожидаемую ритмичность, а электрифицированная скрипка и вовсе побуждала пуститься в пляс. Интересно, что когда я слушал этот альбом впервые, он показался мне скупым на эмоции, особенно в сравнении с выступлением этой группы в одном из московских клубов. А теперь в исполнении Chario я получил заметно больший заряд бодрости и веселья, нежели на том концерте. Да и студийная запись показалась предпочтительней несовершенного живого звука.
Диафрагма с экспоненциальным профилем (без центрального колпачка) обладает большей жесткостью на изгиб, чем диффузоры с колпачком
Вдохновленный электроскрипкой, я поставил еще один диск, на котором задействован данный инструмент — концертный альбом UK «Night After Night». Здесь мне понравилась работа АС с изменениями ритма и информационной насыщенности — в сложных фрагментах они легко распутывали любые пассажи, а в разреженные моменты придавали значимость каждому звуку или аккорду. Но долго слушать данный диск я не смог — ущербность этой записи Sonnet показали как есть.
Выводы
Chario Academy Sonnet требуют высококлассного тракта — себе под стать и просто хороших, даже не обязательно аудиофильских записей. При выполнении этих условий любая музыка в их интерпретации доставит удовольствие. Разве что бедные тембрально или динамически пережатые, например, фонограммы заставят заскучать.
Разместить акустику Sonnet в комнате тоже, скорее всего, будет несложно, поскольку требования все же вполне стандартные.
Достоинства: на удивление точная и прозрачная стереосцена, живая подача материала, великолепное качество отделки и изготовления
Недостатки: при отклонении условий установки от рекомендуемых результаты могут быть непредсказуемыми
Цена: 4 680 евро (эквивалент в рублях)
Выводы
В кругу знатоков Hi-Fi бытует мнение, что акустика Chario своеобразна, причем не все истинные аудиофилы готовы принять эту ее инаковость. У колонок Pegasus из обновленной серии Constellation Mk II мы также видим характерные особенности, но отвратить от них это может разве что самых упертых педантов. Они жанрово универсальны, способны убедительно подавать музыкальный материал любой сложности и обеспечивают высокую эмоциональность прослушивания. Ну а то, что музыка чуть больше, чем следует, ласкает слух — недостаток совсем не большой.
Достоинства: детальное, насыщенное, энергичное звучание; впечатляющая динамика; глубокий бас; масштабная и проработанная сцена; дизайн
Недостатки: небольшая окраска звучания, обеспечивающая ему фирменный характер
Цена: 224 000 рублей