Усилители для наушников и ЦАП марки SCHIIT теперь можно купить в России
Аппаратура с вызывающим названием SCHIIT делается исключительно в США, при этом цены начинаются c отметки в 6490 рублей за пассивный предусилитель SYS.
Telegram-канал создателя Трешбокса про технологии
Купить SCHIIT можно только on-line, а если не понравится — вернуть в течение двух недель без лишних разговоров.
Как, как ваша фирма называется?! Серьезно?
— Когда я отправлялся в гараж, разбираться со схемой нашего первого усилителя, то всегда говорил жене, что мне надо поскорее “закончить с этим дерьмом”, — честно рассказывает основатель SCHIIT Джейсон Стоддарт.
Так и назвали. Хотя буквально написание нецензурного слова shit воспроизводить все же не решились и придумали странную транскрипцию, похожую на фамилию какого-то немца. Из-за этой немецкой ассоциации, все продукты фирмы получают имена из скандинавской мифологии. Почему нет? — посчитал Стоддарт. Германия и Скандинавия — это же рядом.
А кто на самом деле делает весь этот SCHIIT?
— Джейсон Стоддарт — американский писатель-фантаст, автор трех романов и 50 рассказов, инженер и консультант в сфере аудио, некогда сотрудник легендарной Theta, уговорил своего старого товарища Майка Моффата — основателя той самой Theta, конструктора первого в мире отдельного ЦАП и первого в мире процессора многоканального звука, начать новый аудиобизнес после 15-летнего перерыва. Дело было в 2009 году.
Товарищи заметили, что невероятный энтузиазм и интерес к хорошему звуку возродился в сфере “персонального аудио” и решили начать с пары моделей усилителей для наушников Asgard и Valhalla, которые тут же стали предметом всеобщего обсуждения. За какие-то 5 лет эта техника обрела культовый статус среди американских и европейских меломанов, и получила самые высокие оценки от лучших экспертов мира из Stereophile, Wired, Head-Fi, Digital Audio Review, и даже New York Times.
Вот прямо все делается в Америке за эти деньги? Да ни за что не поверю.
Только регуляторы громкости у нас японские и лампы — русские, — уточняет Стоддарт.
В остальном надпись Made in USA следует воспринимать буквально.
А звук? Тоже SCHIIT, или как?
— С инженерной точки зрения Стоддарт и Моффат решили придерживаться строгого прагматизма: они никогда не говорят о кабелях, эзотерике и метафизике звука. Используют предельно простые схемы, никаких платиновых контактов или криогенной обработки — вся начинка подобрана по соотношению цена/качество и исходя из технической необходимости. При этом большая часть техники — ламповая. Мало того, вы можете купить дополнительные комплекты ламп, чтобы была возможность поменять и скорректировать звучание. И это еще не все. Когда SCHIIT начали производить собственные ЦАП, то так и не смогли отдать предпочтение дельта-сигма или мультибитной архитектуре. В результате вы можете заказать один и тот же аппарат в двух разных конфигурациях. На ваш вкус.
Ладно, давайте сюда этот ваш SCHIIT…
Милости просим на schiit.ru, вся аппаратура уже в наличии и к вашим услугам.
Система
Ну и наконец практика. Основными тестовыми наушниками на этот раз стали планарно-магнитные OPPO PM-2. В основном по той причине, что я достаточно долго слушал в них связку Gungnir/Ragnarok. Таким образом, удалось получить верхнюю реперную точку исследования. Кроме того, для полноты ощущений были опробованы 22-омные арматурные вставки Shure 425 и небезызвестные 300-омные фулсайзы Sennheiser HD 650. Забегая немного вперед, скажу что 6-ваттный (на 32-омной нагрузке) Lyr 2 любые из них контролировал целиком и полностью, хотя повышенный коэффициент усиления на HD 650 я все же включил.
На фоне наушников отлично ощущаются реальные габариты аппаратиков
Чтобы как следует разобраться с музыкальной сценой, а заодно испытать Bifrost в отрыве от Lyr 2, сигналы с линейных выходов обоих устройств подавались на усилитель NAD C356 с нагруженными на нее полочниками Dali Ikon 2 mk 2. Понятное дело, Lyr 2 подключался напрямую к оконечной секции.
Bifrost Multibit: на измерительном чипе
Итак, Bifrost Multibit представляет собой ЦАП, построенный на 16-битном двухканальном конверторе AD5547CRUZ от Analog Device. Если верить разработчикам, данный чип, предназначенный в первую очередь для высококлассного измерительного оборудования, в звуковой аппаратуре до этого вообще никогда не использовался.
Функции цифровой префильтрации реализованы на мощном сигнальном процессоре SHARC, а выходные буферные цепи на операционнике AD8512. Напомню, что в стоящем на ступеньку выше аппарате Gungnir используются более продвинутые 18-битные чипы AD5781BRUZ. За «мультибитовость» у него отвечает все тот же SHARC, обрабатывающий цифровой поток по фирменному алгоритму Schiit, учитывающему не только частотные, но и временные характеристики сигнала.
Тумблер питания сзади, но в силу компактности корпуса, проблем это не доставляет
Корпус ЦАПа оформлен в уже прекрасно знакомом всем фирменном стиле: шасси, отштампованное из стального листа вместе с боковинами, и обернутая вокруг него алюминиевая пластина, служащая и верхней, и фронтальной панелями. На лицевой поверхности обнаружилась единственная кнопка селектора входов — такие же выточенные из алюминия «таблетки» Schiit использует практически во всей модельной линейке.
Одним словом, внешне «кирпичик» производит точно такое же впечатление, как и все его родственники: сделано добротно и аккуратно, дизайн технократичный и без лишнего выпендрежа.
Непосредственно ЦАП и порт USB с контроллером выполнены в виде сменных плат. Отличная защита от морального устаревания
На задней панели все предсказуемо: пара RCA-портов линейного выхода и тройка цифровых портов — USB, RCA и оптика. На любой из них можно подавать цифровые потоки вплоть до 24 бит/192 кГц, включая и 176,4 кГц. Последнее значение стало доступно только с началом установки новой версии USB-интерфейса, построенного на чипе С-Media CM6631A. Впрочем, если вы успели купить ЦАП со старым портом, заапгрейдить его можно самостоятельно, просто заказав новый модуль, выполненный в виде небольшой сменной платы.
Нативная поддержка DSD в Bifrost отсутствует, как, впрочем, и во всех остальных ЦАПах Schiit. Причина все та же — нежелание Майка Моффата идти на компромисс в звучании PCM или серьезно увеличивать стоимость конструкции ради не самого ходового (особенно в США) формата.
Преодолеть ограничения
Предприимчивые американцы из компании Schiit идут именно таким путем. В их ассортименте немало моделей электронных компонентов, своими свойствами или функциональностью выходящих за рамки мейнстрима. Это, к примеру, ЦАП, работающий не так, как почти у всех, с использованием сторонних микросхем «дельта-сигма типа», а по совсем другим алгоритмам. Или усилитель для наушников, режим которого можно выбрать по вкусу: ламповый, полупроводниковый или гибридный.
Как пару моноблоков Aegir можно использовать только с предусилителем или источником с регулировкой громкости, выдающими по-настоящему балансный сигнал
Вот и транзисторный усилитель мощности Schiit Aegir работает не просто в классе A, а с использованием фирменной технологии Continuity, позволяющей преодолеть некоторые ограничения однотактного режима. Главное из них — невысокая выходная мощность, наиболее часто упоминаемое второе — малая эффективность, то есть большая часть подводимой энергии уходит в тепло, а не в полезный сигнал. Это обстоятельство, конечно, создает определенные неудобства и требует дополнительных расходов на электричество, но если поблизости нет Греты Тунберг, то с такими проблемами вполне можно справиться.
А вот преодолеть основной недостаток удается за счет неких ухищрений, позволяющих усилителю оставаться в режиме класса A, даже когда он выдает мощность большую, чем допускает смещение, для чего устраняется понижение крутизны передаточной характеристики. В усилителе Aegir используется имеющая уникальную топологию цепь обратной связи, а также полностью линейный источник питания (с семью раздельными шинами напряжения и трансформатором на 600 ВА) плюс микропроцессорное управление, позволяющее обойтись в сигнальном тракте без конденсаторов и сервосхем удаления постоянной составляющей.
Schiit Audio анонсировала выход двух новинок: Bifrost 2 и Asgard 3
Schiit Audio анонсировала выход ЦАП Bifrost 2 и предусилителя/усилителя для наушников/ЦАП Asgard 3 получивших обновленную схемотехнику и возможность модификации и софтверного апгрейда.
Давным давно, в далекой Калифорнии Schiit Audio начала производство компактных Hi-Fi компонентов и назывались они Asgard и Bifrost. А 28 августа 2020 были выпущены новые версии Asgard 3 и Bifrost 2 которые радикально отличаются от предыдущих моделей и к тому же являются крайне выгодным вложением денег благодаря возможности аппаратной модификации или софтверного апгрейда.
«Именно с этих двух устройств началась история нашей Asgard был первым устройством, которое мы выпустили в июне 2010. Это был усилитель для наушников работающий в классе А и собирали мы его в гараже. В том же самом гараже мы работали в сентябре 2011 когда был представлен ЦАП Bifrost, наше первое цифровое устройство. И Asgard 3, и Bifrost 2 являются результатом глубокой переработки предыдущих схем и мы очень гордимся тем, что получилось.»
На выходе усилителя для наушников Asgard 3 теперь выдает в 3,5 раза больше мощности (3,5 Вт на 32 Ом). Его выходные каскады работают не в классе А, как это было в предыдущих версиях, они выстроены с применением фирменной схемотехники Continuity, которая также была реализована в моделях Lyr 3 и Aegir. Схемотехника Continuity позволяет усилителю выходить за пределы возможностей классического класса А. В стандартном режиме Asgard 3 выдает 500 мВт мощности в классе А и с большинством наушников не выйдет за рамки этого значения. Однако, если потребуется больше мощности, он обеспечит до 3,5 Вт на 32-омной нагрузке на оба канала.
Asgard 3 имеет модульную конструкцию и по желанию пользователя его можно оснастить модулем USB-ЦАП на базе чипа AK4490 или фирменной мультибитной схемы True Multibit DAC. Модули ЦАП используются те же, что и в моделях Lyr 3 и Jotunheim. Таким образом Asgard 3 превращается в полнофункциональное моноблочное решение которое удобно разместить на рабочем столе рядом с компьютером.
Тем кому по душе отдельный ЦАП Schiit Audio предлагает Bifrost 2 базирующийся на новейшей аппаратной платформе Autonomy и имеющий вход Unison USB. Unison USB в Bifrost это премьера фирменного решения от Schiit Audio. Оно не основывается на популярных микросхемах вроде C-Media или XMOS, и является полностью оригинальным UAC2 -совместимым интерфейсом собранном на микроконтроллере Microchip.
«В итоге, Unison USB — это наш любимый интерфейс,» сказал сооснователь Schiit Audio Майк Моффат. «он не просто максимально близок или настолько же хорош как и SPDIF, он реально лучше него.»
Аппаратная платформа Autonomy дает возможность пользователям проводить самостоятельный аппаратный или программный апгрейд своего ЦАП, без отправки его в сервисный рассказал Mike. «И да, я отлично это понимаю, сидеть несколько недель без ЦАП это действительно унылая история. Поэтому мы и создали аппаратную платформу в которой можно проводить любой тип апгрейда у себя дома, без помощи сервисного инженера.»
В модели Bifrost 2 модули аналоговых входов, где наряду с обычными несимметричным появился еще и полноценный балансный выход, также как и модуль USB пользователь может заменить самостоятельно. А обновить прошивку можно с помощью карты памяти microSD слот для которой имеется на задней панели.
Схема мультибитного ЦАП теперь базируется на 18-битной микросхеме Analog Devices AD5781ARUZ, как у модели Gungnir, при том, что ценник у Bifrost 2 куда более скромный. Кроме того был установлен улучшенный, более мощный блок питания с большим трансформатором и раздельными шинами питания для разных участков схемы. Еще одним нововведением стал пульт ДУ с помощью которого можно переключать входы, приглушать звук и инвертировать фазу сигнала.
Начало продаж в России ожидается в октябре этого года по следующим ориентировочным ценам:
Bofrost 2 — 65 000 рублей Asgard 3 (без ЦАП) – 25 000 рублей Asgard 3 (с ЦАП AK4490) – 39 000 рублей Asgard 3 (с ЦАП Multibit) – 49 000 рублей
2 Сентября, ISR
Вернуться в раздел
Функциональность
Schiit Jotunheim позиционируется как усилитель, поэтому в нём предусмотрены линейные аналоговые входы. Подключаем внешний ЦАП или аудиокарту по XLR- или RCA-разъёмам и получаем готовый Hi-Fi сетап. Есть и линейные выходы с регулировкой громкости, так что ничего не мешает использовать модель как предусилитель для активных колонок.
Если усилительного функционала недостаточно, на помощь приходят модули расширения от производителя: фонокорректор для виниловых проигрывателей или плата с двумя ЦАП AK4490EQ, которые дополняют балансную схему усилителя и превращают Jotunheim в самодостаточный аудиотракт.
Идея модульности для аудиоаппаратуры не нова — в продаже есть портативные плееры со съёмными усилителями. Но в таком исполнении она приобретает новый смысл, ведь меняется базовая функциональность устройства. У вас хорошая аудиокарта? Jotunheim послужит качественным балансным усилителем. Любите слушать винил? Тогда «вертушке» пригодится фонокорректор. А если нужен USB-ЦАП — производитель тоже это предусмотрел.
Близнецы и братья
А корпус и впрямь миниатюрный. И по дизайну, разумеется, абсолютно такой же, как все остальные аппараты Schiit: штампованное из стального листа шасси и листовой же алюминий на фронтальной (она же верхняя) панели. Что и говорить, унификация сильно облегчает производителю жизнь и снижает цену продукта. Да и рядом друг с другом аппараты смотрятся гармонично. Другое дело, что в шоуруме, когда перед тобой одновременно выстраиваются штук восемь коробочек, различающихся только размером и присутствием ламп, в глазах начинает не на шутку рябить. Но дома такого, конечно, не будет.
От дельта-сигма собратьев мультибитная версия внешне отличается только стилизованной «М» на корпусе
Побочный эффект полного единообразия в том, что не познакомившись с аппаратом вживую, очень трудно адекватно оценить его реальные габариты, а уж тем более ценовой класс. К примеру, по фотографиям запросто может показаться, что герой нашего теста не так уж сильно отличается от топового мультибитного ЦАПа Yggdrasil. Между тем последний в три раза шире, в двадцать (!) раз тяжелее и в десять раз дороже. Но знаете, в чем ирония? По схемотехнике и используемым чипам Modi Multibit гораздо ближе именно к этому самому дорогому мастодонту, чем к собственным родным братьям Modi 2 и Modi 2 Uber.
Саунд легок и прозрачен
Установленный в Modi 3 конвертор AK4490 занимает вторую по старшинству позицию в аудиофильской серии Verita, которая может похвастаться модифицированным механизмом дельта-сигма модуляции, значительно снижающим уровень высокочастотных шумов квантования. Для тонкого тюнинга саунда в чипе предусмотрено пять режимов цифровой фильтрации, и на каком из них остановились инженеры Schiit, можно только гадать. Если для Magni 2 Uber, как мне показалось, был выбран нейтральный и объемный Slow Roll-off, то рискну предположить, что здесь вполне вероятен переход на Short Delay Sharp Roll-off. Во всяком случае, свойственный ему легкий акцент на басах ощущается.
Если же говорить о звучании комплекта в целом, то оно производит очень позитивное впечатление. Данное ощущение складывается из нескольких составляющих. Во-первых, саунд легок и прозрачен (что говорит о действительно низком уровне искажений), причем такой характер прослеживается на наушниках практически с любым импедансом, за что отдельное спасибо очень низкому выходному сопротивлению Magni 3 (<0,3 Ом не зависимо от коэффициента усиления).
Помимо прозрачности, стоит отметить пластичность и рельеф вокального диапазона — вот уж не думал, что придется рассуждать о таких тонких материях в тесте аппаратиков по 12 000 рублей! Тем не менее, эта парочка действительно выдает весьма достойный, можно даже сказать, породистый звук.
Ссылки
Моделирование
Все моделирования в данной статье были выполнены с использованием моделей NGSpice . Читатель может посетить следующие сайты для получения дополнительной информации об этих пакетах.
http://ngspice.sourceforge.net/
Общие сведения
Читатель, желающий более глубоко разобраться в теме усилителей мощности ВЧ и СВЧ, может ознакомиться с некоторыми работами, использованными при подготовке данной статьи.
W. H. Doherty, “A new high-efficiency power amplifier for modulated waves,” Bell Telephone Laboratories monograph B-931, May 1936.
S. C. Cripps, RF Power Amplifiers for Wireless Communications, Artech House, 1999.
M. Elmala, J. Paramesh and K. Soumyanath, “A 90-nm CMOS Doherty power amplifier with minimum AM-PM distortion,” IEEE Trans. Solid State Circ., vol. 41, no. 6, June 2006.
Сила правильного питания
Тестирование Jotunheim я начал в режиме чистого усиления, подключив его по балансным входам к ЦАПу Asus Essence One MKII Muses Edition. Наушников использовалось две пары: 150-омные Sennheiser HD 700 и планарные 32-омные OPPO PM-2 с родным комплектом балансного и небалансного шнуров.
Играет аппарат мощно и основательно — аналогии с великанами у его создателей возникли явно не на пустом месте. Однако при внушительной энергетике басов, неуправляемой свободы от этого усилителя они не дождутся. Особенно отчетливо филигранный контроль НЧ проявился на OPPO PM-2. При отменной микродинамике, эти уши склонны немного смещать тональный баланс к низам, однако в паре с Jotunheim в звуке не было ни грамма лишней тяжести или инертности. Так что контрабас Крисчена Макбрайда звучал просто роскошно.
Торжество настоящего металла. Пластик в аппаратах Schiit можно найти лишь там, где он нужен для изоляции
К детальности высоких претензий тоже не было, по крайней мере в рамках своего ценового диапазона их чистота и прозрачность саунда весьма впечатлили. Небалансные HD 700 с импедансом 150 Ом раскачиваются легко и уверенно, даже тумблер усиления в верхнюю позицию перекидывать не пришлось
Кстати, «семисотые», с их манерой не обходить вниманием даже малейшие нюансы в звучании струнных и ударной меди, все же дали понять, что разрешение по верхам у аппарата не беспредельно. Но еще раз повторюсь, заплатив 40 000 рублей, жаловаться на подобное несовершенство просто грешно
Чтобы ощутить мощь, точность и потенциал одним махом, ставлю «Кармину Бурану» Карла Орфа в записи Deutsche Grammophon. Большой симфонический оркестр и два хора одновременно — испытание не из легких, но Jotunheim справляется. Даже с динамикой полный порядок, за что отдельное спасибо внушительному блоку питания.
Из слабого сигнала в мощный с Schiit Magni 3
Теперь перейдем ко второму братцу — Magni 3. Между прочим, на кровное родство этой парочки однозначно намекают сами названия. Если кто забыл, в скандинавской мифологии имена Моди и Магни носят двое сыновей бога грома, бури и войны — Тора.
Модель Magni 3 стала прямым продолжением модификации Magni 2 Uber, а поскольку в третьем поколении элитной разновидности «Uber» не наблюдается, логично предположить, что Schiit просто решил перенести все бонусные вкусности в основную линейку. И главная из них — выход предварительного усиления, позволяющий подключать к миниатюрной коробочке не только наушники, но и активные мониторы, причем релейная задержка сигнала страхует выходные устройства и сами уши от неприятных помех при включении. В принципе, к коробочке можно подцепить даже мощные оконечники с напольной акустикой, хотя чисто внешне такая инсталляция будет выглядеть довольно эксцентрично.
Сверху на усилитель лучше ничего не класть — греется он изрядно
При таком миниатюрном корпусе тумблеры на задней панели неудобств не вызывают
А теперь главная новость: топология усилительного тракта Magni 3 сильно отличается от таковой у всех его предшественников. По немногословной официальной информации, здесь использована высокоскоростная (видимо, речь идет о скорости нарастания входного напряжения) схема с обратной связью по току, построенная полностью на дискретных элементах. Разработчики без ложной скромности сообщают, что обычно подобные решения встречаются в аппаратуре, которая раз этак в десять дороже.
Судя по паспортным данным, редизайн оказался весьма эффективным. На нагрузке 32 Ом мощность усиления выросла с 1,5 до 2 Вт, а нелинейные искажения при этом уменьшились ровно вдвое и теперь составляют менее 0,001% (20 Гц — 20 кГц, 1 В RMS). В свою очередь, соотношение сигнал/шум подросло со 104 до 108 дБ.
По печатной плате впору изучать основы усилительной схемотехники
Что касается внешности, то тут изменения тоже имеются, пусть и совсем небольшие. Алюминиевый барабанчик регулировки громкости получил менее скругленный край, а его текущее положение теперь определяется не маленьким отверстием, а продолговатой риской. Жаль, что дизайнеры не пошли еще дальше и не подкрасили ее краской — тогда она стала бы еще заметнее.
Заднюю панель перемены не затронули вовсе. На ней расположены две пары «тюльпанов» (вход/выход) и переключатель коэффициента усиления (6/17 дБ). В отличие от ЦАПа, Magni 3 по-прежнему комплектуется увесистым линейным блоком питания на 14 В.
Правильные приоритеты
О чем же говорят такие результаты тестирования? В первую очередь о том, что Jotunheim отлично справляется со своей главной миссией — звукоусилением. И потратившись на него, можно быть уверенным, что звука получишь не просто «на все деньги», а еще и с добавкой. Ну а дальше все просто. Если после того, как основной бюджет потрачен на усиление, вам потребовался приличный, но доступный ЦАП — пожалуйста, плата наготове. В будущем же, подкопив денег, а главное, опыта прослушивания, можно спокойно и не торопясь присматриваться уже к отдельным ЦАПам.
Еще один сценарий. С течением времени вдруг приходит желание завести отдельный виниловый тракт добротного, но не топового уровня. Цена вопроса та же — 10 000 рублей. Ну и при дальнейшем движении в сторону продвинутого фонокорректора максимальные потери будут на таком же уровне.
Вот так мы и подошли к разгадке фирменной блочной концепции Schiit. Хитрость в том, что она подразумевает не бесконечный апгрейд одного и того же аппарата, но дает возможность с минимальными затратами получить максимум от своей системы сегодня, плюс принять взвешенное решение о дальнейшем развитии сетапа в будущем.
Достоинства: добротный усилительный тракт без явных слабых мест, компактное исполнение, возможности расширения функционала.
Недостатки: декоративная псевдоламповость немного сбивает с толку, при подключении наушников линейный выход не отключается.
Цена: 39 990 рублей (плюс 10 000 рублей плата ЦАП)
Заключение
Усилитель Догерти – идеальный кандидат для максимизации эффективности усилителя мощности при одновременном сохранении линейности усилителя (точного воспроизведения сигнала) для сигналов с высоким отношением пиковой мощности к средней. Если схема модуляции основана на некоторой форме мультиплексирования с частотным разделением или на амплитудной модуляции, то схему Догерти можно рассмотреть для использования в усилителе мощности. Если ваше приложение использует схемы модуляции постоянной несущей (FM, FSK, PSK и т.д.), то усилитель Догерти вам не подходит. В этом случае может оказаться подходящей схема класса C или одна из схем импульсных усилителей. Подведем итоги в виде плюсов и минусов усилителя Догерти.
Достоинства:
- хороший способ повысить эффективность усилителя при одновременном достижении хорошего качества сигнала;
- снижает интермодуляционные искажения в сигналах с высоким отношением пиковой мощности к средней, по сравнению с классом AB, работающим вблизи точки компрессии;
- может использоваться как в усилителях малой мощности (портативные), так и в усилителях большой мощности (например, вещательные);
- предоставляет множество способов оптимизации для различных приложений (смещение, фазировка);
- симметричная входная цепь снижает изменение и величину обратных потерь в рабочем диапазоне мощности.
Недостатки:
- повышенная сложность схемы по сравнению с классической схемой усилителя класса AB;
- сложно подстроить все параметры, чтобы найти лучшую рабочую точку;
- паразитные элементы усложняют конструкцию реального усилителя;
- уровни входного сигнала изменяют рабочие характеристики (это верно и для других типов усилителей больших сигналов);
- коэффициент усиления усилителя Догерти ниже (часто примерно на 3 дБ ниже), чем у соответствующего усилителя класса AB, из-за деления мощности на входе, необходимого для усилителя несущей и пикового усилителя.