Краткая история многоканальности
Сохраняя монофонический подход в течение очень долгого времени, звук Cinema был отмечен несколькими нововведениями, которые не имели продолжения, такими как очень амбициозный Disney Fantasound (протестированный для Fantasia), а также некоторые стереофонические заикания, прежде чем по-настоящему стать более демократичным с 1950-х годов. затем даже позже для бытовых видеосистем.
Дела ускорились с конца 70-х с появлением Dolby Stereo, а затем в начале 90-х с появлением первых по-настоящему многоканальных форматов: Sony SDDS (только формат кино), Dolby Digital и DTS, все три для хранения 6 отдельных каналов.
С тех пор многоканальность пришла в упадок в мире гостиной через Dolby Digital, с лазерными дисками, но прежде всего с демократизацией DVD в конце 90-х.
Нам придется подождать еще двадцать лет и заимствования технологии из видеоигр, звукового объекта, чтобы многоканальность открылась в третьем измерении и интегрировала понятие звукового объекта в форматы. Dolby Atmos, DTS: X, а также несколько небольших превью и производных технологий.
Dolby Digital EX
6.1 Каналы — Dolby Digital EX добавляет третий канал объемного звучания, который расположен непосредственно за слушателем. Представлены шестью динамиками (левый, центральный, правый, левый объемный, центральный, правый) и сабвуфер (.1.). Это приводит к общему количеству каналов до 6.1.
Другими словами, слушатель имеет как передний центральный канал, так и Dolby Digital EX, задний центральный канал. Если вы теряете счет, каналы обозначаются: Left Front, Center, Right Front, Surround Left, Surround Right, Subwoofer, с Backround Center (6.1) или Surround Back Left и Surround Back Right (что на самом деле будет одиночным канал — с точки зрения декодирования Dolby Digital EX). Для доступа к полному 6.1-канальному каналу необходим приемник домашнего кинотеатра с декодером Dolby Digital EX.
Однако, если у вас есть DVD-диск или другой исходный контент, который содержит кодировку EXE с 6.1 каналами, а ваш ресивер не имеет EX-декодирования, приемник по умолчанию будет использовать Dolby Digital 5.1, чтобы просто объединить дополнительную информацию в звуковом поле 5.1-канального звука.
Что такое Dolby Vision?
Итак, что мы имеем? У нас есть некий видеоряд, современный, красиво отснятый, допустим, в 4K-разрешении и так далее. Однако всегда есть, что улучшать. Например, почему бы не подсветить тёмные участки кадров, добавив им большей детализации? А если ещё прокачать цвета, сделать их более насыщенными, но сохранив при этом естественность? Этими вопросами и задались специалисты Dolby,разработав стандарт Dolby Vision.
Если вкратце, то Dolby Vision — это прокаченная сразу по трём фронтам видеокартинка: более яркое, насыщенное и с расширенным диапазоном контрастности изображение. Задачами этой технологии становятся: показать зрителю те детали, которые в обычном видео были бы не видны, а заодно сделать картинку более привлекательной. Лично я, как любитель качественной картинки в кино, совсем даже не против такого.
Например, в каком-то видеоролике нужно осветлить тёмные участки кадров, и убрать пересветы, выровнить картинку в целом, заодно сделав цвета более насыщенным. Задача на самом деле не из простых, ибо топорный подход вытянет одно, но ухудшит другое.
Надо признать, что уже есть решения этого вопроса — например, HDR-видео (High Dynamic Range). Отсюда резонный вопрос. Если у нас есть технологии, которые позволяют создавать HDR-контент, а заодно и телевизоры, которые это всё дело могут воспроизводить, то зачем нам какой-то Dolby Vision? Ответ состоит сразу из трёх частей.
Во-первых, технология DV позволяет передавать расширенный диапазон яркости. Сейчас её амплитуда 100 — 1 000 нит, однако при использовании Dolby Vision канал позволяет выкрутить яркость картинки до 10 000 нит. Это, конечно, перебор, но запас прочности должен быть.
Во-вторых, перед DV не стоит задача сделать картинку искусственной, с выкрученными параметрами яркости, контрастности на максимум. Инженеры Dolby создали эту технологию, чтобы сохранить то, что мы видим своими глазами и передать это на дисплей телевизора, проектора или смартфона. Вот как это работает.
Человеческие глаза способны воспринимать огромное количество цветов и их оттенков. Кроме того, мы всегда видим максимально расширенную с точки зрения контрастности картинку. После видеосъёмки, обработки и постпродакшена привычными средствами, контент сохраняет не более 25 процентов от того, что было в действительности: теряются цвета, уходит реалистичность и множество деталей. Вжизни мы видели бы 100%, а в конечном счете, при просмотре этих же сцен через телевизор или с экрана мобильного устройства, мы наблюдаем всего 25%. Как вам такое?
Так вот, технология Dolby Vision позволяет донести до конечного пользователя порядка 75% информации после всех стадий производства и трансляции контента.
Конечно, для этого дела нужна поддержка и киностудий, и производителей устройств. В данный момент Dolby уже работают в этом направлении с 6 голивудскими студиями, занимающимися созданием контента для домашнего просмотра, и десятком производителей телевизоров. Сейчас такое партнёрство перекинулось и на мобильную сферу, в результате появился смартфон LG G6. Его обзор, кстати, я делал пару недель назад.
Третье важное отличие Dolby Vision от технологии HDR — динамические метаданные. Для каждой отдельной сцены показатели яркости, цветности и контрастности могут изменяться, в то время как в HDR используются статические параметры для всего видеоролика
Какие параметры были в начале фильма, с такими он и закончится. Вот это по-настоящему топорный подход. А при использовании DV можно оптимизировать ширину канала, которая в конечном счёте экономит битрейт, а значит, и вес контента, и энергопотребление. Говорят, в среднем видео с поддержкой Dolby Vision экономит 15 процентов заряда. Последнее особенно важно для мобильных девайсов.
литература
- Густав Бюшер, Альфред Вигельманн: Азбука электроакустики. (= Radio-Praktiker-Bücherei. Vol. 29 / 30a). 6-е, полностью переработанное и расширенное издание, Franzis, Munich 1972, ISBN 3-7723-0296-3 .
- Роланд Эндерс: Руководство по домашней записи. Путь к оптимальным записям. 3-е, исправленное издание, исправленное Андреасом Шульцем, Карстенсен, Мюнхен, 2003 г., ISBN 3-910098-25-8 .
- Юбер Хенле: Руководство для студии звукозаписи. Практическое знакомство с профессиональной записывающей техникой. 5-е, полностью переработанное издание, Carstensen, Мюнхен, 2001 г., ISBN 3-910098-19-3 .
Dolby Atmos
В 2012 году был представлен кинотеатральный формат нового поколения — Dolby Atmos. Эта новая технология оказалась прорывом как для самой Dolby Labs, так и для всей индустрии. Большинство производителей AV-аппаратуры и акустических систем запустили специальные линейки Atmos-продуктов, рассчитанных на работу с этим форматом.
Dolby Atmos
Dolby Atmos — это технология объемного звука, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Кинотеатральная (или домашняя) система Dolby Atmos распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 объектов-дорожек и распределять их на 64 выходных канала. В домашней версии Dolby Atmos возможно использование до 30 дискретных каналов, включая потолочные.
Базовый слой фонограммы (Bed Layer) записывается в Dolby TrueHD. Звуковые объекты представляют собой WAV-файлы с метаданными. Atmos-процессор работает не только с декодированием звука 7.1, но и одновременно просчитывает объекты, добавляя их к базовому слою.
Dolby Atmos
Минимальная конфигурация, необходимая для получения звука Atmos — это 5.1.2-канальная система с двумя высотными каналами. На начальных этапах сама Dolby Labs рекомендовала сетапы от 7.1.2 и 7.1.4, однако возможны и другие более сложные конфигурации с 32 или 34 каналами.
Также читайте наши материалы о технологии Dolby Atmos:
Ключевые технологии Dolby
Аудиосистема, в которой звуковые объекты можно точно размещать и перемещать в трехмерном пространстве, включая область над головой зрителя.
Она оживляет происходящее на экране и создает удивительно мощный, насыщенный звук, обеспечивая эффект полного погружения.
Цель разработки Dolby Atmos для дома — расширить звуковые возможности классической многоканальной системы домашнего кинотеатра.
Dolby Vision
HDR-технология, которая обеспечивает невероятную яркость, точную цветопередачу, контрастность и насыщенные цвета, а благодаря использованию динамических метаданных каждый кадр выглядит более реалистичным и детализированным.
Формат дает больше возможностей создателям контента для реализации задуманного и контроля над тем, как HDR-изображение будет выглядеть на экране телевизора или мобильного устройства.
Dolby Audio
Целое семейство технологий, объединенных одним брендом, в которое входят решения компании по доставке высококачественного звука до любых домашних и мобильных устройств.
Этот сегмент также включает аудиокодеки Dolby Digital (AC-3), Dolby Digital Plus (E-AC-3), Dolby True HD, Dolby AC-4 и другие)
К Dolby Audio также относятся решения для обработки звука на конечном устройстве с использованием алгоритмов виртуализации окружающего звука, регулировки громкости, частотной коррекции и повышения разборчивости речи.
Dolby Audio гарантирует, что возможности динамиков устройства буду использованы по максимуму.
Dolby Voice
Dolby Voice значительно улучшает качество аудио- и видеоконференций благодаря невероятно чистому и естественному звуку, обеспечивающему реалистичный и продуктивный опыт общения на расстоянии.
Dolby Voice повышает эффективность дистанционного общения, которое благодаря инновационным аудиотехнологиям становится все более реалистичным и приближенным к личным встречам.
Dolby Cinema
Кинотеатр премиум-класса, который сочетает в себе самые инновационные технологии в области звука и изображения – систему лазерной проекции Dolby Vision и подвижный звук аудиосистемы Dolby Atmos – наряду с великолепными интерьерными решениями, вдохновленными новейшими технологиями.
Dolby Cinema превращает каждый поход в кино в абсолютно захватывающее событие.
Dolby Vision и HDR10+ что выбрать?
В настоящее время на борту Dolby Vision 12 производителей телевизоров, 8 дистрибьюторов и 8 студий, поэтому трудно не оценить такой потенциал. Однако есть у этого формата и небольшие проблемы.
LG, Sony, Hisense, TCL, Vizio и Loewe. Эти бренды входят в группу из 12 производителей телевизоров, которые придают вес формату Dolby. Dolby Vision — формат HDR, который значительно расширяет диапазон яркости и цвета. Кроме того, Philips также указан в этом списке, но это относится только к США. TP Vision, отвечающая за бренд Philips TV в Европе, избегает Dolby Vision в пользу HDR10 +. Samsung и Panasonic тоже.
Dolby Vision признал, что HDR10 + предлагает некоторые из тех же преимуществ, что и собственный формат. Большинство основных голливудских студий, а также «тяжеловесов» в распределении контента, таких как Amazon, Netflix и Apple iTunes работают в сотрудничестве с Dolby Vision, что ставит компанию в положение лидера.
Со стандартом Dolby Vision уже выпущено более 200 фильмов, и ни один из них не содержит дополнительного стандарта HDR10 +. Amazon же предлагает свою библиотеку в HDR10 +. Netflix предлагает более 200 часов контента Dolby Vision и несколько фильмов с Dolby Atmos. С Dolby Vision также есть около 30 UHD-дисков Blu-ray, что значительно меньше, чем на iTunes. Поощряет ли Долби эту тенденцию? Нет, заявила компания. Решение целиком лежит на киностудии.
Dolby пытается создать сквозную экосистему для технологии с показателями, которые лучше сегодняшних. Компания хочет предложить полный пакет с видео Dolby Vision HDR и аудио Dolby Atmos. На выставке CES 2017 компания также продемонстрировала первый компьютер Lenovo с Dolby Vision для прямой трансляции в этом формате. Предстоящую Олимпиаду также собираются траслировать в формате Долби Вижн.
Одной из целей на 2018 год является принятие основного направления Dolby Vision. Телевизоры с таким стандартом теперь доступны от 600 долларов, а Dolby Atmos подходит к более доступным звуковым панелям от Sony, LG и других компаний. Dolby Labs видит вещи немного по-другому, заявив, что Vision и Atmos предназначены не для того, чтобы поднять планку, а чтобы максимально использовать современное оборудование.
О решаемых проблемах
Потенциал Dolby Vision имеет пару проблем, которые способны слегка погасить энтузиазм некоторых покупателей. Реализация Sony Dolby Vision в телевизорах несовместима с нынешней приставкой Apple TV 4K Blu-ray.
Долби Вижн вместе со своими партнерами пытается исправить эту ошибку, вызывающую появление черных кадров и превалирования формата там, где этого не требуется. Эта проблема уже была затронута на сайте UltraHD в статье Настройка Apple TV 4K в HDR стандарте.
Эти проблемы будут решены, говорит компания, но Dolby Vision пока не является хорошо смазанной машиной, на которую многие надеялись. В своем стремлении принять мейнстрим среди остальных форматов, Dolby допустила некоторые неточности, которые негативно влияют на покупателей.
Мы надеемся, что подобные проблемы не возникнут, когда стандарт Dolby Vision будет задействован в прямых трансляциях, игровых консолях и других платформах. За последние пару лет Долби Лабс сыграла важную роль в HDR-видео, демонстрируемого в кинотеатрах. Производитель также расширил возможности Dolby Atmos и выпустил Dolby Vision.
Все проекты имеют сильный импульс, но самым большим достижением в 2017 году, скорее всего, является партнерство с Apple. Мы надеемся на более хорошие новости в 2018 году. Dolby Vision — одна из самых захватывающих видеотехнологий. Информация, которая изложена в этой статье, актуальна на начало 2018 года.
Основные нововведения Dolby
Шумовые редукторы
- Dolby NR (A, B, C, S)
-
Dolby SR ( Spectral Recording ) для кино
- NR = шумоподавление : это кодирование предназначено для уменьшения шума (фонового шума), создаваемого аналоговыми носителями записи, такими как магнитная лента.
Оптимизация записи (магнитная)
Dolby HX-Pro : динамическая регулировка смещения
Аналоговый многоканальный
- Dolby Stereo
- Потребительские производные: Dolby Surround , ProLogic , ProLogic II , ProLogic II x
- Dolby SRD ( Spectral Recording Digital ), исторически называемый Dolby AC-3 ( система аудиокодирования версии 3), а сегодня — Dolby Digital.
- и его улучшения: Dolby Digital EX , Dolby Digital Plus (высокое разрешение)
- MLP ( Meridian Lossless Packing ), формат сжатия без потерь сигнала , кодированного максимум 192 кГц / 24 бит PCM , на шестидесяти трех каналах. Используется с DVD- аудио для кодирования пяти каналов (+1) в формате 96/24 или в стерео до 192/24 (ограничения устанавливаются DVD).
Стерео эффекты
- Dolby Headphone (имитирует многоканальный эффект внаушниках)
- Dolby Virtual Surround (имитирует многоканальный эффект с помощью пары динамиков), теперь называется Dolby Virtual Speaker
Кодеки
-
Аудиокодек Dolby (AC-.) :
- AC-1 — это технология кодирования, представленная в 1987 году с рождением телевидения высокой четкости .
- В 1989 году Dolby AC-2 обеспечил лучшее качество звука с более низкой скоростью передачи данных .
- AC-3 появился на публике в 1991 году для кодирования звуковых дорожек, включенных в файлы .vob DVD- видео; это стандартный формат аудиопотока Dolby Digital для кинотеатров.
- E-AC-3 ( цифровой плюс )
- AC-4
Dolby TrueHD : дорожка высокого разрешения для формата Blu-ray, она предлагает сжатие без потерь и исключительное воспроизведение звука, которое может занимать до 13,1 каналов.
Dolby Vision все что нужно знать
Dolby Vision-это тип HDR-вероятно, второй по популярности после вездесущего стандарта HDR10, который входит во все телевизоры и плееры HDR.
И хотя он основывает большую часть своей технологии на базовом стандарте HDR (Dolby сыграл ключевую роль в разработке в нем), это лучшее решение.
Основное улучшение с точки зрения конечного пользователя заключается в том, что он помещает дополнительный слой информации поверх основного видеосигнала HDR10, который содержит информацию о каждой сцене, которую телевизоры Dolby Vision-capable могут использовать для улучшения способа представления своих изображений. Это означает лучшую яркость и более темные черные цвета, и это позволяет телевизорам отображать полный спектр цветов в Rec. Стандарт 2020.
Если HDR устраивает вас сейчас подождите, пока вы не увидите Dolby Vision.
Последняя технология Dolby Vision Blu-rays, которая включает в себя фильмы Despicable Me, West World от HBO и Star Wars Episode VIII. Это выглядит не менее потрясающе – при условии, что у вас есть оборудование, чтобы смотреть их.
Чем хорош Dolby Atmos
Dolby Atmos представляет из себя технологию симуляции объёмного звука. Она включает в себя набор инструментов для записи, сведения и рендеринга трека.
Из-за того, что мы слышим мир двумя ушами, с помощью аудиоинженерии вполне возможно воссоздать эффект присутствия объектов даже с помощью наушников.
Понять суть можете в видео на странице от самой Dolby.
Если коротко, звук записан так, чтобы точечно находиться там, где он должен быть относительно сцены. Вертолёт слышно сначала впереди, потом сверху, потом сзади. Взмах факела в пещере отражается от стен и наполняет сцену богатой ревербацией.
Последний эффект особенно важен для музыки. Он позволяет визуализировать сцену в голове слушателя и сильнее погружать его в контент.
Для синтеза такой звуковой дорожки нужны дополнительные ресурсы по сравнению с созданием звука в стерео и, тем более, в моно.
Так выглядит комната для сведения песен в формате Dolby Atmos
Артистам нужна особая студия, звукорежиссёрам потребуется фирменный софт, а нам, конечным пользователям, нужно на чём-то всё это слушать.
Поэтому сейчас мы не видим технологию повсеместно, а в Apple Music из 75 миллионов треков всего «тысячи» (цитата Apple) доступны в Dolby Atmos. В основном от самых популярных артистов с богатыми лейблами.
Возможно, благодаря аудитории в десятки миллионов пользователей AirPods и Beats треков станет больше. Но так ли оно надо?
Краткий обзор систем Dolby Surround [ править ]
За прошедшие годы компания Dolby представила несколько систем объемного звучания. Их различия объясняются ниже.
Декодер | Кодировщик | Год | Описание | каналы |
---|---|---|---|---|
Dolby Stereo | Матрица Dolby MP | 1975 г. | Использование в кино с оптическими технологиями. Использует Dolby A для снижения шума. 4: 2 закодировано для 35-мм пленки и 2: 4 декодировано обратно до 4.0 с помощью стереопроцессора Dolby. Дискретный магнитный 6-трековый вариант для 70 мм. | FL FR с матрицами C и MonoSurround |
Dolby Surround | « | 1982 г. | Потребительский вариант Dolby Stereo. Исходный декодер использовал простую пассивную схему LR с задержкой и фантомным центром для 3-канального декодирования. | Матричные FL FR и MonoSurround |
Dolby Stereo SR | Матрица Dolby MP | 1986 г. | Добавление шумоподавления Dolby SR к Dolby Stereo для повышения точности и динамического диапазона. | FL FR с матрицами C и MonoSurround |
Dolby Pro Logic | « | 1986 Модерн 1987 | Эталонный декодер с активной матрицей 2: 4 (кат. № 150) для Dolby Stereo и Dolby Surround. Точно декодирует Lt / Rt для восстановления объемного звука LCRS 4.0. | FL FR с матрицами C и MonoSurround |
Dolby Digital | AC-3 | 1986 Модерн 1992 Фильм 1995 Лазерный диск | Кодер / декодер дискретных каналов. Pro Logic Decoder может использоваться для стереофонических входов с понижающим микшированием. | FL FR C SL SR SUB |
Dolby Digital Surround EX | AC-3 | 1999 г. | 6.1 или 7.1 Surround через матричное кодирование Ls / Rs каналов в 5.1. Остается обратно совместимым со стандартом 5.1 digital. | FL FR C SL SR (с матричным RearMono) SUB |
Dolby Pro Logic II | Нет данных | 2000 г. | Повышает микширование некодированного стерео до объемного звука 5.1. Также может использоваться для декодирования Dolby Surround для воспроизведения 5.1. Потребительские декодеры часто включают определенные режимы «Фильм», «Музыка» или «Игра». | FL FR C SL SR SUB |
Dolby Pro Logic IIx | Нет данных | 2002 г. | Расширение до PLII. Улучшение стерео, Dolby Surround, Dolby Digital 5.1 до 6.1 или 7.1. Декодирует Dolby Digital EX в формат 6.1 или 7.1. Сохраняет режимы кино, музыки или игры в потребительских товарах. | FL FR C SL SR SUB Левый и правый защитник |
Dolby Digital Plus | Улучшенный AC-3 | 2005 г. | Кодек сжатия с потерями; Частота дискретизации 48 кГц, длина слова 20 бит; поддерживает скорость передачи данных от 32 кбит / с до 6 Мбит / с, масштабируемая, включая 768 кбит / с — 1,5 Мбит / с на оптических дисках высокой четкости, как правило, и 256 кбит / с для вещания и онлайн. Поддержка от 1.0 до 7.1 каналов для текущих мультимедийных приложений; возможность расширения до 16 каналов; дискретный. Обратная совместимость с Dolby Digital через соединение S / PDIF до 640 кбит / с. Поддерживает метаданные Dolby. | FL FR C SL SR SUB Левый и правый защитник |
Dolby TrueHD | MLP | 2005 г. | Кодек сжатия без потерь; поддерживает частоту дискретизации от 44,1 кГц до 192 кГц с длиной слова до 24 бит; поддерживает переменную скорость передачи данных до 18 Мбит / с; максимальная поддержка каналов составляет 16 каналов, как это установлено в настоящее время. Битрейт выше, чем у Dolby Digital Plus. Канал Blu-ray Disc поддерживает до восьми каналов звука 96 кГц / 24 бит; шесть каналов (5.1) до 192 кГц / 24 бит; и от двух до шести каналов поддерживают максимальную скорость передачи данных 192 кГц / 24 бит до 18 Мбит / с. | |
Dolby Pro Logic IIz | Нет данных | 2009 г. | Расширение до PLIIx. Декодирует стерео, Dolby Surround или дискретный 5.1 / 6.1 / 7.1 до 7.1 по высоте или Full 9.1 с добавлением передних верхних каналов. Фирменный декодер Last Pro Logic от Dolby. | L, C, R, Ls, Rs, Lrs (левый защитник), Rrs (правый защитник), LFE, Lvh и Rvh |
Что можно будет посмотреть в Dolby Vision
Во избежание сомнений, Dolby Vision-это лицензированная видеоплатформа, которая требует, чтобы все звенья в цепочке видео поддерживали ее. Таким образом, покупка дисков 4K Blu-ray сама по себе не будет достаточно – Вам также понадобится телевизор, способный принимать Dolby Vision, и 4K Blu-ray плеер, способный воспроизводить Dolby Vision.
Все OLED-телевизоры LG с поддержкой DV, а также его высококачественные ЖК-телевизоры Super UHD. Телевизоры Sony с X1 экстремальными чипами (ZD9 , A1 OLED , XE93 и XE94, а также 2018 X900F) тоже обрабатывают DV после обновления прошивки, как и некоторые телевизоры TCL. Большая часть телевизионного диапазона Panasonic 2019 также имеет поддержку Dolby Vision.
?
Самые новые дополнения к семейству Dolby Vision-это консоли, включая Xbox One S и Xbox One X, а также мобильные телефоны, хотя и по более высокой цене.
Конечно, если вы хотите Dolby Vision с физического диска, в настоящее время есть только несколько 4K Blu-ray-плееров, поддерживающих Dolby Vision, но больше моделей от LG и Sony должны помочь заполнить пустоту.
Влияние Dolby Vision на визуальные эффекты фильмов должно быть замечено.
Цифровые многоканальные звуковые форматы
Кинотеатр оборудован с Dolby Cinema . Система включает Dolby Vision , который используется для кинопроекции, и Dolby Atmos, который используется для объемного звука .
Начиная с Dolby Digital в начале 1990-х годов, компания разработала ряд все более мощных цифровых систем объемного звука или многоканальных звуковых систем для кинотеатров и домашнего кинотеатра , с которыми она экономически успешна и соответствует нескольким стандартам или стандартам де-факто. в цифровой аудиотехнике.
Dolby Digital
Логотип Dolby Digital (2020)
→ Основная статья : Dolby Digital
Dolby Digital изначально использовался в качестве звукового формата для фильмов, а в 1995 году он был выбран в качестве стандартного многоканального звука для недавно разработанного DVD . Это цифровая 6-канальная система (5.1), которая в соответствии с используемым методом кодирования звука также известна как AC-3 . Dolby Digital EX — это расширение с одним или двумя дополнительными каналами.
Dolby Digital Plus
Логотип Dolby Digital Plus
→ Основная статья : Dolby Digital Plus
Dolby Digital Plus — это дальнейшее развитие Dolby Digital, представленное в 2005 году. Он был разработан с целью использования в телевидении высокой четкости HDTV и тогдашнем новом диске Blu-ray , а также для обеспечения цифрового многоканального звука для новых медиа, таких как потоковая передача , услуги по запросу и загрузки . Он обратно совместим с Dolby Digital, поэтому такие устройства могут также декодировать до восьмиканального (7.1) звука системы. Dolby Digital Plus присутствует на большинстве дисков Blu-ray как одна из звуковых дорожек, из которых пользователь может выбирать.
Dolby E
Кодеры и декодеры Dolby E в виде 19-дюймовых устройств , которые используются в процессинге телевизионных компаний.
→ Основная статья : Dolby E
Dolby E — это цифровой аудиоформат для профессионального использования вещательными компаниями , особенно телевизионными компаниями и студиями постпродакшна. Он используется для передачи и хранения аудиоматериала с восемью дискретными аудиоканалами в стандартизованных потоках данных в соответствии с AES-3id .
Dolby TrueHD
Логотип Dolby TrueHD
→ Основная статья : Dolby TrueHD
Dolby TrueHD — это многоканальный аудиокодек без потерь для дисков Blu-ray и AV-ресиверов . Он был разработан Dolby специально для использования на дисках Blu-ray в качестве дополнительного формата объемного звука без потерь для Dolby Digital Plus с потерями. В отличие от Dolby Digital Plus, поток данных Dolby TrueHD имеет значительно более высокую скорость передачи данных с более высоким качеством и требует больше места для хранения на носителе. Dolby TrueHD основан на технологии Meridian Lossless Packing как математической основе сжатия аудиоданных без потерь.
Dolby TrueHD составляет прямую конкуренцию аудиокодеку DTS-HD Master Audio от DTS , который, однако, более широко используется.
Dolby Atmos
Новый логотип Dolby Atmos с 2019 года
→ Основная статья : Dolby Atmos
Dolby Atmos — это запатентованный формат объемного звука для дома и кинотеатра, представленный в 2012 году. Формат расширяет концепцию предыдущих чисто канальных систем объемного звука, включая все вышеперечисленное, с дополнительными векторными метаданными , на основе которых координаты движущихся объектов рассчитываются индивидуально для соответствующей настройки громкоговорителей при воспроизведении AV приемник . Существенным компонентом системы является расширение — или частичная замена — существующей акустической системы домашнего кинотеатра, при этом либо до четырех динамиков размещаются на потолке комнаты для прослушивания, либо, по крайней мере, передние динамики заменяются или заменяются на «Динамики с поддержкой Dolby Atmos». Подлежит изменению. При использовании четырех потолочных динамиков предыдущая система 5.1 становится системой 5.1.4, а система 7.1 становится системой 7.1.4. Технология Dolby Atmos теоретически допускает неограниченное количество звуковых дорожек и обратно совместима со старыми многоканальными звуковыми системами, такими как 5.1 или 7.1.