Выбор редакции

Спад популярности комиксов

После войны популярность комиксов про воинов-супергероев резко упала. Устав от невосполнимых потерь, жестокости и агрессии реальной войны, люди мечтали о тишине и покое, увлекательных приключениях и красивых романтических отношениях. Компания не получала прибыли от продажи даже невероятно популярных ранее комиксов Капитан Америка, Человек-Факел. Чтобы продержаться на плаву, компания приступила к выпуску комиксов приключенческого, детективного и романтического жанров, а также журналов для детей и подростков. Компания в очередной раз сменила название на Atlas Comics. Пройдет еще немало времени, пока индустрия комиксов начнет восстанавливаться и развиваться. Период 50-х ознаменовался все возрастающим интересом к фантастическим и научным фильмам. Предусмотрительный Гудмен решил приступить к выпуску комиксов этой тематики. Читателю были представлены «Тревожные истории», «Удивительные миры», «Мир фэнтези», однако, они не произвели такого эффекта, как комиксы про Капитана Америка.

Как у них всё это получилось?

Идея, в которую мало кто по-настоящему верил, за 10 лет принесла Marvel Studios более 17 миллиардов долларов. Что позволило добиться такого ошеломительного успеха? Выдающийся творческий подход руководства студии.

Ещё с самого начала приоритетом для студии были интересные самостоятельные истории. Поэтому каждая сольная серия держит уровень качества, и у зрителей нет ощущения, будто какие-то фильмы сделаны для заполнения пространства. За счёт такого подхода кроссоверы тоже получаются органичными, а не навязанными. Каждый персонаж имеет свою индивидуальность, проработанный характер и багаж прошлого. Из-за этого дружба, любовь, споры и конфликты между ними действительно понятны и интересны зрителю.

Чтобы рассказывать интересные истории, нужно подбирать правильных рассказчиков. Почти все постановщики, нанятые студией, не имели опыта с блокбастерами. Кевин Файги говорит, что это не имеет значения, ведь на студии много технических специалистов, которые помогут режиссёру справиться с любым масштабом. Гораздо важнее найти автора с собственным уникальным видением. К примеру, два самых провальных фильма Marvel – «Невероятный Халк» и «Тор 2: Царство тьмы» были сняты крепкими ремесленниками. Режиссёр первого – Луи Летерье известен постановкой двух частей посредственной экшн-серии «Перевозчик», а создатель второго – Алан Тейлор в основном работал на различных телесериалах. Когда студия привлекла автора небольших новозеландских комедий Тайку Вайтити, на выходе получила один из самых ярких и остроумных фильмов в своей вселенной – «Тор: Рагнарёк».

«Тор: Рагнарёк»

В Marvel умеют поддерживать интерес зрителей, потому что не боятся экспериментировать с жанрами. Например, первый фильм про Капитана Америку был выдержан в стиле старого военного кино, а вторая часть во многом напоминает политические триллеры 70-х. Первый «Тор» имеет элементы театральной костюмированной драмы (не даром для режиссуры пригласили специалиста по Шекспиру – Кеннета Брану). «Стражи Галактики» – космоопера, «Человек-муравей» – фильм об ограблении, «Чёрная пантера» – кино о Бонде и так далее. В результате зритель каждый раз получает что-то новое, даже если смотрит уже третью часть об одном и том же персонаже.

Но все разношёрстные фильмы складываются в одну цельную картину. Порой зритель и не замечает, что органичная деталь одного сольного фильма в то же время является семенем, которое прорастёт и даст сюжетные плоды годы спустя и, может быть, повлияет на всех других персонажей. Всё это возможно благодаря тщательному планированию и непосредственному участию продюсера Кевина Файги в производстве всех фильмов. Работавшие с Файги режиссёры говорят, что он всегда культивирует творческий подход и даёт свободу для авторских решений, но не забывает сохранить нити, соединяющие вселенную.

Громовержцы

Появившийся на днях слух о начале работ над командной картиной “Громовержцы” тоже не звучит так уж фантастично. В состав могут войти как раз Ронин (прежде чем вернуть костюм Соколиного глаза нужно как-то очистить свое имя от череды преступлений), Зимний солдат (человек в схожей ситуации), Человек-муравей (когда-то в комиксах он действовал в составе команды), Красный Халк (им в комиксах становился Таддеус Росс, который уже появлялся в киновселенной в исполнении Уильяма Херта) и даже Дэдпул – чем не способ начать постепенно вводить героев студии Fox. Команду отличает то, что традиционно она состоит из злодеев на пути исправления – правда, они не чураются довольно грязных методов решения проблем. Эдакий аналог Отряда самоубийц, только во вселенной Marvel. В теории можно допустить, что в команду войдут и злодеи, уже появлявшиеся в предыдущих фильмах – к примеру, Барон Земо, который появился в самом первом составе комиксной команды.

Рождение первых героев комиксов

1939 год запомнился человечеству началом Второй мировой. Во всем мире обстановка была накалена до предела, в воздухе витал запах беды. За действиями злых антигероев в лице Гитлера и его союзников народ наблюдал ежедневно в реальной жизни. Возникла потребность в героях, пусть даже на страницах комиксов, способных противостоять вселенскому злу, которое с невероятной скоростью расползалось по всей Европе. Благодаря удачному сотрудничеству Джо Саймона и Джека Кирби в 1941 г. появился Капитан Америка, готовый дать отпор всем, кто в жажде наживы и власти сметают целые страны на своем пути. Отличительной чертой героя был щит и сине-бело-красный костюм, в котором он становился супергероем. Сняв костюм и отложив в сторону щит, герой становится таким же, как миллионы американцев вокруг, что делало его ближе к ним и реалистичнее.

Он воплощал в себе всю силу и мощь Америки, вселял надежду в победу Добра над Злом. Комиксы о супергерое разлетались миллионными тиражами не только в Америке, но и далеко за ее пределами, попадая даже на фронт. По популярности Капитан Америка сумел затмить даже любимого миллионами Супермена. В это же время Timely Comics пополнилась еще одним сотрудником — Стэнли Мартин Либером (Стэном Ли), занявшим должность автора. В дальнейшем благодаря соавторству двух гениев — Стэна Ли и Джека Кирби появились все самые культовые произведения и персонажи Marvel.

В 1944 г. на больших экранах появился фильм про уже полюбившегося супергероя-патриота Капитана Америку. Зрители отнеслись к фильму с нескрываемым интересом и большой теплотой.

Фильмы

Сага бесконечности

Постер Фильм Дата выхода Режиссёр(ы) Сценарист(ы) Статус
Первая фаза
Железный человек 1 мая 2008 Джон Фавро Марк ФергусХоук ОстбиАртур МаркамМэтт Холлоуэй Выпущен
Невероятный Халк 12 июня 2008 Луи Летерье Зак ПеннЭдвард Нортон Выпущен
Железный человек 2 29 апреля 2010 Джон Фавро /Кеннет Брана(сцена после титров) Джастин Теру Выпущен
Тор 28 апреля 2011 Кеннет Брана /Джосс Уидон(сцена после титров) Эшли Эдвард МиллерЗак СтенцДон ПэйнДж. Майкл СтражинскиМарк Протосевич Выпущен
Первый мститель 28 июня 2011 Джо Джонстон Кристофер МаркусСтивен МакФили Выпущен
Мстители 3 мая 2012 Джосс Уидон Зак ПеннДжосс Уидон Выпущен
Вторая фаза
Железный человек 3 2 мая 2013 Шейн Блэк Дрю ПирсШейн Блэк /Дж. Дж. Абрамс (не отмеченная в титрах доработка) Выпущен
Тор 2: Царство тьмы 7 ноября 2013 Алан Тейлор /Джеймс Ганн(сцена после титров)Тим Миллер (пролог) Кристофер ЙостКристофер МаркусСтивен МакФили Выпущен
Первый мститель: Другая война 3 апреля 2014 Энтони РуссоДжо Руссо /Джосс Уидон (сцена между титрами) Стивен МакФилиКристофер Маркус Выпущен
Стражи Галактики 31 июля 2014 Джеймс Ганн Джеймс ГаннКрис МакКойНиколь Перлман Выпущен
Мстители: Эра Альтрона 23 апреля 2015 Джосс Уидон Джосс Уидон Выпущен
Человек-муравей 16 июля 2015 Пейтон Рид /Джо и Энтони Руссо (сцена после титров) Эдгар РайтДжо КорнишАдам МакКейГэбриел ФеррариЭндрю Баррер Выпущен
Третья фаза
Первый мститель: Противостояние 5 мая 2016 Джо РуссоЭнтони Руссо Стивен МакФилиКристофер Маркус Выпущен
Доктор Стрэндж 31 октября 2016 Скотт Дерриксон /Джеймс Ганн(камео Стэна Ли) /Тайка Вайтити(сцена между титров) Томас Дин ДоннеллиДжошуа ОппенхаймерДжон СпэйтсС. Роберт Каргилл /Дэн Хармон(доп. сцены) Выпущен
Стражи Галактики. Часть 2 4 мая 2017 Джеймс Ганн Выпущен
Человек-паук: Возвращение домой 6 июля 2017 Джон Уоттс /Джеймс Ганн(Камео Стэна Ли) Джон Фрэнсис ДейлиДжонатан М. Голдштейн Выпущен
Тор: Рагнарёк 2 ноября 2017 Тайка Вайтити Крэйг КайлКристофер Йост Выпущен
Чёрная пантера 15 февраля 2018 Райан Куглер Джо Роберт КоулРайан Куглер Выпущен
Мстители: Война бесконечности 3 мая 2018 Джо РуссоЭнтони Руссо Кристофер МаркусСтивен МакФили Выпущен
Человек-муравей и Оса 5 июля 2018 Пейтон Рид Эндрю БаррерГабриель ФеррариПол РаддАдам МакКей Выпущен
Капитан Марвел 7 марта 2019 Анна БоденРайан Флек Николь ПерлманМэг ЛеФов Выпущен
Мстители: Финал 29 апреля 2019 Джо РуссоЭнтони Руссо Кристофер МаркусСтивен МакФили Выпущен
Человек-паук: Вдали от дома 4 июля 2019 Джон Уоттс Крис МакКеннаЭрик Соммерс Выпущен

После Саги бесконечности

Постер Фильм Дата выхода Режиссёр(ы) Сценарист(ы) Статус
Четвёртая фаза
Чёрная вдова 8 июля 2021 Кейт Шортланд Джак ШефферНед Бенсон Выпущен
Шан-Чи и легенда десяти колец 2 сентября 2021 Дестин Дэниел Креттон Дэйв КаллахэмДестин Дэниел Креттон Выпущен
Вечные 8 ноября 2021 Хлоя Чжао Мэттью К. ФерпоРайан Ферпо Выпущен
Человек-паук: Нет пути домой 15 декабря 2021 Джон Уоттс Крис МакКеннаЭрик Соммерс Выпущен
Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия 5 мая Сэм Рэйми Майкл Валдрон Пост-продакшн
Тор: Любовь и гром 8 июля 2022 Тайка Вайтити Тайка Вайтити Пост-продакшн
Чёрная пантера: Ваканда навеки 11 ноября 2022 Райан Куглер Райан Куглер Конец съёмок
Марвелы 17 февраля 2023 Ниа Дакоста Меган МакДоннел Съёмки
Стражи Галактики. Часть 3 5 мая 2023 Джеймс Ганн Джеймс Ганн Съёмки
Человек-муравей и Оса: Квантомания 28 июля 2021 Пейтон Рид Джефф Ловенесс Съёмки
Фантастическая четвёрка Джон Уоттс Подготовка к съёмкам
Пятая фаза
Блэйд Бассан Тарик Стэйси Осей-Куффур Подготовка к съёмкам
Дэдпул 3 Шон Леви Лиззи Молино-ЛогелинВенди МолиноРетт РизПол Верник Подготовка к сьёмкам
Первый мститель 4 Малколм СпелманДалан Муссон Подготовка к сьёмкам
Человек-паук 4 Подготовка к сьёмкам
Шан-Чи 2 Дестин Дэниел Креттон Дестин Дэниел Креттон Подготовка к сьёмкам

Железный человек

Смерть Тони Старка – пожалуй, самое громкое событие фильма. Во многом это было ожидаемо: контракт с Робертом Дауни-мл. истекал, а о продлении особо речь не заходила. В комиксах Старк впадал в кому, и его место занимала Рири Уильямс – пятнадцатилетняя девочка-гений, которая сама собрала подобие брони Железного Человека. Она успела встретиться со Старком до трагических событий и по сути официально перенять эстафету под именем Железное Сердце.

Эти отношения отдаленно напоминают таковые с Питером Паркером в киновселенной Marvel: наставничество и покровительство. При этом в фильме также показали и Пеппер Поттс, которая надела свой костюм, созданный для нее Старком в “Железном человеке 3” – вполне возможно, что она заменит погибшего героя. Есть и третий вариант: как все помнят, Тони – гениальный ученый, и в комиксах его какое-то время также подменял искусственный интеллект с его внешностью и разумом. Исключать такого варианта тоже нельзя – особенно с учетом развития современных технологий компьютерной графики.

Сериалы

Сериал Сезон Серий Дата показа Шоураннер(ы) Статус
Премьера Финал
Герои Marvel
Агенты «Щ.И.Т.» 22 24 сентября 2013 13 мая 2014 Джед УидонМорисса ТанчароенДжеффри Белл Выпущен
23 сентября 2014 12 мая 2015
29 сентября 2015 17 мая 2016
20 сентября 2016 16 мая 2017
1 декабря 2018 18 мая 2018
13 10 мая 2019 2 августа 2019
27 мая 2020 12 августа 2020
Агент Картер 8 6 января

2015

24 февраля

2015

Тара БаттерсМишель ФазекасКрис Динджесс Выпущен
10 19 января

2016

1 марта

2016

Сверхлюди 8 26 сентября 2017 10 ноября

2017

Скотт Бак Выпущен
Особо опасные 1 1 Джеффри БеллПол Збышевски Отменён
Контроль последствий 1 Бен Карлин Отменён
Сага Защитников
Сорвиголова 13 10 апреля 2015 Стивен С. ДеНайт Выпущен
18 марта 2016

Дуглас Петри

19 октября 2018 Эрик Олесен
Джессика Джонс 13 20 ноября 2015 Мелисса Розенберг Выпущен
8 марта 2018
14 июня 2019 Скотт Рейнольдс
Люк Кейдж 13 30 сентября 2016 Чео Ходари Кокер Выпущен
22 июня 2018
Железный кулак 13 17 марта 2017 Скотт Бак Выпущен
10 7 сентября 2018 Рэйвен Метцнер
Защитники 8 18 августа 2017

Дуглас Петри

Выпущен
Каратель 13 17 ноября 2017 Стив Лайтфут Выпущен
18 января 2018
Молодые взрослые
Беглецы 10 21 ноября 2017 9 января 2018 Джош Шварц

Стефани Сэвидж

Выпущен
13 21 декабря 2018
10 13 декабря 2019
Плащ и Кинжал 10 7 июня 2018 2 августа 2018 Джо Покаски Выпущен
4 апреля 2019 30 мая 2019
Новые воины 1 10 Кевин Бигель Отменён
Приключение в страхе
Хелстром 10 16 октября 2020 Пол Збышевски Выпущен
Призрачный гонщик 1 Ингрид Эскахеда Отменён
Disney+
Легенды 14 8 января 2021 Выпущен
ВандаВижен 9 15 января 2021 5 марта 2021 Жак Шеффер Выпущен
Общий сбор 9 12 марта 2021 Выпущен
Сокол и Зимний солдат 6 19 марта 2021 23 апреля 2021 Малколм Спелман Выпущен
Локи 6 9 июня 2021 14 июля 2021 Майкл Валдрон Выпущен
Подготовка к сьёмкам
Что если…? 9 11 августа 2021 6 октября 2021 Эшли Брэдли Выпущен
Подготовка к съёмкам
Соколиный глаз 6 24 ноября 2021 22 декабря 2021 Джонатан Игла Выпущен
Лунный рыцарь 6 30 марта 2022 4 мая 2022 Джереми Слейтер Выпущен
Мисс Марвел 6 8 июня 2022 Биша К. Али Пост-продакшн
Женщина Халк 1 10 2022 Джессика Гао Пост-продакшн
Тайное вторжение 1 6 Кайл Брэдстрит Съёмки
Войны в доспехах 1 Подготовка к сьёмкам
Железное сердце 1 6 Чинака Ходж Подготовка к сьёмкам
Я есть Грут 1 Подготовка к сьёмкам
Эхо 1 Марион Дэйр Подготовка к сьёмкам
Агата: Дом Харкнесс 1 Жак Шеффер Подготовка к сьёмкам
Человек-паук: Год первый 1 Джефф Траммелл Подготовка к сьёмкам
Marvel Зомби 1 Подготовка к сьёмкам

Основы: расширенные вселенные в комиксах и не только

Marvel – это в первую очередь компания, выпускающая комиксы. Основана она была в 1939 году (правда, тогда называлась Timely Publications) и с тех пор выпускает фантастические, супергеройские и другие рисованные истории. За это время в библиотеке компании накопилось более восьми тысяч персонажей. Наиболее популярные герои (или группы героев) имеют свои постоянные сольные серии.

Поначалу эти серии существовали обособленно, и каждая рассказывала о приключениях титульного героя или команды. Потом персонажи из одной серии стали появляться в других, и стало ясно, что большинство героев Marvel существуют в одном мире или иначе – в совместной вселенной. Отличительная особенность Marvel в том, что их вселенная очень похожа на реальный мир, а большинство персонажей проживают в Нью-Йорке. Герои из комиксов других компаний зачастую живут в выдуманных городах.

Совместные вселенные – не придумка Marvel, и используются они в разных видах искусства. Например, почти все работы Стивена Кинга происходят в одной вселенной. Персонажи из романов Агаты Кристи об Эркюле Пуаро появляются в книгах о Мисс Марпл. Дональд Дак живёт в том же мире, что и Микки Маус.

В кинематографе полноценные вселенные – редкость, но можно вспомнить два наиболее знаменитых примера. Во-первых, в период с 30-х по 50-е годы студия Universal выпускала многочисленные успешные фильмы про монстров (таких как Дракула, Мумия, Человек-невидимка и чудовище Франкенштейна), персонажи которых существовали в одном вымышленном мире и нередко пересекались. Во-вторых, свою киновселенную в 1994 году начал большой любитель комиксов Кевин Смит. В его дебютном фильме «Клерки» в магазин, где работает главный герой, заглядывают разгильдяи и наркоманы Джей и Молчаливый Боб. Потом эти персонажи появятся на втором плане еще в трёх картинах Смита – «Лоботрясы», «В погоне за Эми» и «Догма», а ещё позже станут главными героями собственного фильма «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». Но эти два примера, скорее, исключение, чем правило.

В комиксах есть свои уникальные особенности. Время от времени в совместной вселенной развиваются сюжеты, которые слишком глобальны, чтобы оставаться в рамках серии одного героя. Они вовлекают и влияют на жизни нескольких персонажей, а то и всей вселенной. Такие сюжеты называют кроссоверами (от англ. cross over – «пересекать»). Кроссоверы позволяют читателям наблюдать за взаимодействием их любимых персонажей, а создателям – разом освежить и поднять интерес ко многим сольным сериям. После кроссовера мир всех участников значительно меняется, и каждому приходится справляться с последствиями происшедших событий по-своему.

Понятие кроссоверов существует и в кино. Правда, на широком экране обычно совмещают персонажей, которые изначально существовали порознь и не задумывались как часть общего мира. Тут можно вспомнить такие фильмы как «Кинг-Конг против Годзиллы», «Чужой против Хищника» или «Фредди против Джейсона». Но всё это разовые акции, которые не признаются как официальная часть мифологии персонажей.

Жесткая конкуренция

В конце 1960-х однозначными лидерами в индустрии комиксов стали DC и Marvel. Обе компании жестко боролись за своего читателя, используя порой и не совсем законные методы. В начале 70-х DC Comics переманила к себе из Marvel талантливейшего художника Джека Кирби, создавшего со Стэном Ли практически всех знаменитых персонажей Marvel. В результате чего резко снизились продажи, компания оказалась на грани банкротства. В 1989 г. Marvel приобрела корпорация MacAndrews and Forbes. Несмотря на это, истории всех супергероев компании Marvel получили свои успешные киноверсии.

В начале 90-х компания потеряла практически всех топовых художников, которые позже создали свою компанию Image Comics. Продажи комиксов снова пошли резко вниз. Чтобы удержаться на плаву, Marvel заключила договор с прежними конкурентами и совместно с DC Comics начала выпуск историй, в которых сражаются персонажи разных вселенных.

Капитан Марвел

Кэрол Дэнверс новичок в киновселенной, но сходу попыталась занять важное место – правда, не очень успешно: сольный фильм о ней получил всего 56% на Rotten Tomatoes, что делает его самым низкооцененным во всей франшизе, а ее влияние в «Финале» сводилась к тому, что принято называть «богом из машины». Тем не менее, она вполне может положить начало развитию полноценных космических приключений в киновселенной – да, раньше за это отдувались Стражи Галактики и отчасти Тор, но очень местячково и без размаха

В последней картине же ясно дают понять, что приключения Дэнверс распространяются практически на всю вселенную – так что есть немаленький шанс того, что именно она позволит студии развернуться на полную в огромном и неосвоенном космосе.

Еще одна интересная вещь связана не совсем с Капитаном Марвел, но тоже касается ее напрямую: Кевин Файги уже говорил о том, что не исключает появления Камалы Хан – Мисс Марвел, первой супергероини-мусульманки родом из Пакистана. В отличие от Капитана Марвел, она обладает совсем другим набором способностей, в числе которых – умение изменять форму и размеры тела, а также быстро заживлять практически любые ранения. Опять же, такой образ прекрасно накладывается на потенциальную “либерализацию” вселенной.

Фаза 0: подготовка

Параллельно с основной деятельностью, Marvel зарабатывала на том, что продавала права на своих персонажей кино- и телестудиям. Первая такая сделка произошла еще в 1944 году, когда появился сериал про супергероя Капитана Америку. Но кроме пары достаточно успешных сериалов и нескольких менее успешных фильмов ничего больше не выходило.

Тогда компания решила взять ситуацию в свои руки и основала новое подразделение – Marvel Studios, которое должно было разрабатывать кинопроекты на начальной стадии, чтобы затем продавать их крупным студиям. Во главу подразделения встал израильский бизнесмен Ави Арад, который ранее спродюсировал несколько анимационных сериалов про героев Marvel. После этого дела пошли в гору. Например, New Line Cinema приобрела права на истории про Блейда и сняла по ним три фильма. В руках у студии 20th Century Fox оказались права на комиксы про супергероев из команд «Люди Икс» и «Фантастическая четвёрка», а также таких персонажей как Дедпул, и Сорвиголова (по которым, в общей сложности, снято уже 15 картин). В Sony Pictures сняли пять лент про Человека-паука и ещё две про Призрачного гонщика.

Во время работы над первой частью «Людей Икс» Ави Арад подметил в команде творческого консультанта: 27-летнего молодого человека по имени Кевин Файги. Он выделялся тем, что когда остальные ломали голову над сценарием, пытаясь выдумать что-то новое, Кевин всегда твердил, что нужно черпать вдохновение из комиксов. А комиксы эти он страстно любил и хорошо в них разбирался. Оценив познания и подход молодого Файги, Арад сделал его своей правой рукой.

В 2003 году к Ави Араду обратился успешный продюсер и предприниматель Дэвид Мейзел и предложил Marvel Studios самостоятельно снимать контент. Идея имела смысл: на тот момент у компании не было творческого контроля над кинопроектами, и зарабатывала она в несколько раз меньше, чем вложившиеся в производство студии. С другой стороны, финансовой ответственности Marvel Studios не несла. Мейзел же предлагал взять в долг полмиллиарда долларов и вложить их в производство на свой страх и риск.

Кевин Файги

К 2005 году сформировался план: в период с 2008 по 2012 год снять 5 сольных фильмов про супергероев, связанных одной вселенной, чтобы затем объединить их силы в кроссовере. Это должно было стать первой фазой развития студии. За основу решили взять команду супергероев под названием «Мстители». Во-первых, потому что в комиксах её тоже собрали из уже существовавших по отдельности героев. Во-вторых, права на этих персонажей либо уже принадлежали Marvel, либо их было несложно получить обратно. Назвать будущую серию фильмов решили «Кинематографической вселенной Marvel».

Доподлинно неизвестно, кто именно стоял за идеей воплотить в кино принцип комиксовой совместной вселенной, – Дэвид Мейзел или Кевин Файги. Но Ави Арад не согласился с планами студии и ушёл со своего поста в 2006 году. В следующем году Мейзел стал председателем Marvel Studios, а Файги (в возрасте 33 лет!) – президентом по производству.

В ретроспективе Арада легко упрекнуть в недальновидности, однако его решение понять несложно. Задумка с расширенной вселенной была не просто рискованной, а беспрецедентной. На тот момент по комиксам снимались только сольные фильмы. Единственным исключением был спин-офф (то есть, ответвление) фильма «Сорвиголова», второстепенная героиня которого получила своё отдельное кино под названием «Электра». Но этот эксперимент с треском провалился как в финансовом, так и в художественном плане.

«Электра» даже не была связана с первым фильмом сюжетно. Marvel Studios вообще собрались вложиться в производство сразу нескольких параллельных историй, которые затем пересекутся. И успех будущего кроссовера должен был основываться на том, что рядовой зритель, не интересующийся комиксами, не только посмотрит все предыдущие сольные фильмы, но ещё и запомнит их сюжетные линии и сможет осознать их как часть единой вселенной.

На руках у Marvel при этом были персонажи второго эшелона, которые не имели поп-культурной известности, которая есть, например, у Человека-паука или Супермена. В общем, хотя бы один провальный фильм мог разрушить всю затею.

Значение для индустрии

То, что различные фильмы объединены одним миром, имеет очевидные коммерческие плюсы. Во-первых, это позволяет студии создать синергетический эффект. Если зрителю понравился один герой, он также будет смотреть кроссовер. А если он хочет разобраться в сюжете кроссовера, то ему придётся ознакомиться и с другими фильмами. Помимо этого общая вселенная даёт возможность органично поддерживать франшизу долгое время. Пока продолжаются истории про одних героев, параллельно появляются новые, и это даёт студии возможность в будущем безболезненно заменять старое поколение персонажей на новое.

Многие студии сейчас стремятся строить свои вселенные, но они часто проваливаются. Так, например, в недавнем фильме «Мумия» не осталось места для внятного сюжета, так как создатели слишком много времени потратили на затравку для будущих серий. А расширенная вселенная DC (фильмы про Супермена, Бэтмена и прочих героев) слишком поторопилась с кроссовером «Лига справедливости», в котором второпях были представлены два ключевых персонажа. Вселенная про Людей-икс обзавелась двумя успешными спин-оффами, но основная серия страдает, потому что смотреть на одну и ту же команду супергероев в шестой раз уже неинтересно.

Успех Marvel Studios слишком велик, чтобы не пытаться его повторить. И это хорошо, потому что кинематографическая вселенная Marvel доказала, что зритель готов воспринимать сюжеты и следить за ними на протяжении многих фильмов. Это значит, что всё больше продюсеров будут готовы выделять деньги на длинные и сложные истории. И может быть, качественное и многоступенчатое развитие персонажей наконец перейдёт с телеэкранов в кинотеатры.

«Лига справедливости»

Что выбрать, порядок выхода на экраны или хронометраж событий в фильмах Marvel?

На наш взгляд, не стоит заморачиваться с хронологией, на которой настаивают бывалые фанаты. Фильмы франшизы снимались «вразнобой», но при их просмотре ни у кого не возникало никаких вопросов. Так что, лучше (но – это только наше личное мнение!) смотреть фильмы в том порядке, в каком они выпускались на экран.

Когда смотришь вразнобой, в этом даже есть какая-то своя изюминка. Нет-нет, да и проскочат какие-то новые интересные подробности из прошлого или будущего. Но в том, чтобы смотреть фильмы Марвел по фанатской хронологии, тоже есть свои плюсы. По крайней мере, здесь все идет по порядку, и не нужно после каждого фильма ломать голову, вспоминая подробности из той или иной картины, продолжение которой имеет место сейчас, после того, как посмотрел еще несколько фильмов не в хронологическом порядке.

Начало 60-х

Основанная в 1934 г. компания DC Comics была крупнейшим игроком на рынке комиксов. В начале 60-х супергерои их комиксов перестали быть героями-одиночками. Культовые Бэтмен и Супермен уже познакомились друг с другом, на страницах комиксов они часто действуют вместе. Для индустрии комиксов наступают более благоприятные времена. Мартин Гудмен в очередной раз переименовал свою компанию на Marvel Comics, а редактор издательства, автор множества комиксов и их персонажей Стэн Ли решил взять за основу и всесторонне развивать задумку DC Comics, в которой герои живут и влияют на судьбу вселенной вместе. Его «Фантастическая четверка» стала настоящим переворотом в жанре комиксов. Теперь под личиной супергероев просматриваются простые человеческие черты. Они, как и обычные люди, ругаются, мирятся, плачут и смеются, по-разному решают свои проблемы. Популярность комиксов вновь возросла.

Одновременно с выходом комикса компанию Marvel обвинили в плагиате. Мистер Фантастик — один из героев Фантастической Четверки, был полностью скопирован с Пластичного человека, придуманного в DC Comics. Позже Marvel еще не раз будут обвинять в копировании чужих популярных героев комиксов. Только благодаря своей изворотливости Мартину Гудмену удавалось выкручиваться из неудобных ситуаций.

Невероятно удачным для компании стал 1962 год. На страницах комиксов впервые появились Человек-паук, Доктор Дум, бесконечно сильный монстр вселенной Marvel — Халк. Через несколько месяцев вселенная пополнилась новым персонажем — могучим полубогом Тором. Человек-паук, созданный Стэном Ли и Стивом Дитко, стал одним из самых знаменитых супергероев всех времен. Впервые Человек-паук появился в августе 1962 года в комиксе Amazing Fantasy #15. История неприметного Питера Паркера, получившего суперсилу после укуса радиоактивным пауком и использовавшего ее на восстановление порядка и справедливости на городских улицах, моментально обрела невероятную популярность. В марте 1963 г. читатели получили еще одного культового персонажа — гениального Тони Старка, получившего сверхсилу благодаря созданному им экзоскелету. Герой успешно сражается с террористами и бывшим партнером Обадайей Стейном, после чего сообщает всему миру, что он — Железный человек. Тогда же появились и Мстители.

Гильгамеш Забытый

На протяжении веков Забытый принимался за Геркулеса (Геракла), но на самом деле у него был свой собственный мифический путь. Гильгамеш любил мир смертных и был изгнан Зурасом за слишком частое вмешательство в человеческие дела. Подвиги Гильгамеша стали легендарными среди людей, но Вечные предпочли забыть его. Гильгамеш вернулся после того, как Спрайт убедил Забытого помочь Вечным в их битве против Девиантов. Вернувшись к своему народу, Гильгамеш заодно ненадолго присоединился к Мстителям.

Гильгамеш невероятно силен и в высшей степени уверен в себе. Часто надевает шлем в виде бычьей головы для устрашения противников и, видимо, для подчеркивания своего упертого характера.

Капитан Америка

В финале «Финала» (простите за каламбур) нам показывают состарившегося Стива Роджерса, который передает свой щит Соколу. Нечто подобное уже происходило в комиксах – там, правда, Роджерс состарился из-за того, что из Кэпа откачали сыворотку, делающую его суперсолдатом. Лишившись сил, он передал титул преемнику – Сэму Уилсону, более известному как Сокол. Изменилось ли что-то после этого глобально? Еще бы.

Обновленный Капитан Америка не снискал славы в собственном мире: вместо привычного поведения он разорвал связи с американским правительством и Щ.И.Т.ом ради того, чтобы действовать во благо простых американцев. Как ни странно, но сами же американцы этим и недовольны: Сэма называют «не нашим Капитаном Америка» и даже «Капитаном Социализмом». Будучи героем с совершенно другой историей, он немало сражался за права мигрантов, чем, в числе прочего, не понравился и республиканцам уже в реальности.

Все это прекрасно накладывается на то, как Marvel в своих фильмах выстраивает либеральную повестку: известно, что они старательно вводят сильных женских персонажей, планируют добавить героев с нетрадиционной сексуальной ориентацией и высказываются на другие, не менее важные для современности темы. Обновленный Капитан Америка идеально подойдет как образ героя обновленного мира.

Важная ремаркав продолжении истории с сывороткой Роджерс все же сумел вернуть себе изначальное состояние и вновь встать в строй. В комиксах вообще нет ничего постоянного – кто знает, может, это коснется и киновселенной, и через пару-тройку лет к нам вернется привычный Стив.

Фантастическая четверка

Рид Ричардс и сотоварищи всегда был важной частью вселенной Marvel в комиксах, но до сих пор Фантастическая четверка не сумела получить нормального воплощения на экранах. Возможно теперь, когда открыты дороги новым персонажам, а у студии появились новые активы после слияния с Fox, Четверка наконец получит достойную экранизацию: Брюс Баннер, конечно, гениальный ученый, но Тони Старку нужна замена – не только как герою, но и как техническому гению

На это место прекрасно подойдет именно Ричардс, не уступающий в остроте ума главному гению, миллионеру, плейбою и филантропу киновселенной.

Ввести Четверку в киновселенную было бы смелым и интересным шагом: если в комиксах они стали предтечами Мстителей, то в рамках киновселенной они вполне могли бы поменяться местами.

Икарис

Икарис – лидер Вечных. Он обладает способностями полета, энергетической проекции себя, телепортацией. Честный и справедливый лидер, который в оригинальной серии комиксов про Вечных пытается предотвратить грядущий суд Небожителей. Икарис взял имя от своего сына Икара, легендарного мифологического персонажа, который использовал множество различных конструкций крыльев, чтобы научиться летать. Как гласит история, Икар подлетел слишком близко к солнцу и рухнул на Землю. Чтобы почтить память погибшего ребенка, Икарис взял себе новое имя.

Согласно преданиям Вечных, Икарис присутствовал на первом суде Небожителей над человечеством, что было еще в древние времена. Икарис явился в небе и дал установку Ною создать Ковчег, как безопасное место на время потопа, пока Небожители занимались уничтожением мира. Икарис любит человеческую культуру и старается как можно больше общаться с людьми.

Related posts
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: