Бобинники: десять культовых катушечных магнитофонов

«Маяк-001»

Первым магнитофоном высшего класса в СССР стал «Маяк-001-стерео». Его создали на основе опытной модели «Юпитер» в 1973 году. Производили аппараты на в Киеве, на котором в 1950-м изготовили первые советские магнитофоны под маркой «Днепр». Завод выпускал всего по тысяче «Маяков» в год, и потому они были в дефиците. Комплектующие для магнитофонов закупали за границей. «Маяк-001» проигрывал и записывал звук в форматах моно и стерео. В 1974 году это устройство получило золотую медаль на международной выставке.

На его основе в 1984 году создали магнитофон «Маяк-003-стерео», который воспроизводил расширенный диапазон частот. Следующую модель высшего класса «Маяк-005-стерео» выпустили ограниченной серией (примерно 20 штук), и после этого на заводе производили только магнитофоны более низкого уровня.

TEAC A-4010

Четырехдорожечный TEAC A-4010 1966 года выпуска стал одной из наиболее продаваемых моделей японской компании Tascam. Магнитофон поддерживал 7-дюймовые катушки и имел функцию автоматической перемотки — для обозначения конца ленты, на него нужно было наклеить кусочек фольги. В 1967 году, чтобы увеличить продажи, Tascam открыли фирменные сервисные центры в США. Их надежды оправдались: всего в мире было продано более 200 тысяч устройств этой серии. На основе A-4010 создали ещё две модели: A-4010S и A-4010SL, и они выпускались до 1972 года.

Пользователи


TEAC A-4010S за простоту использования и технические характеристики, которые превосходили заявленные производителем. Диапазон воспроизводимых частот при скорости движения ленты в 7½ IPS варьировался от 35 до 19 000 Гц. После успеха серии марка продолжила выпускать катушечные магнитофоны, и новые модели выходили вплоть до 1992 года.

Наиболее известные советские марки магнитофонов

К сожалению, в СССР часто предпочитали копировать чужие изобретения, а не создавать свои, при том что наши ученые разрабатывали массу интересных и революционных идей, которые в перспективе могли сулить технологическое лидерство стране.

К примеру, еще на заре магнитофонной эры именно в Советском Союзе придумали аналог бумажной ленты — целлюлозную. Однако развитие своих открытий требовало финансов и времени. А вот гарантий положительного результата не было никаких. Поэтому предпочтение отдавалось уже проверенным «краденым» изобретениям, которые видоизменялись и переименовывались. Потом они запускались в производство. Так происходило с машинами, фотоаппаратами, компьютерами и магнитофонами.

«Нота»

Эти товары производились Новосибирским электромеханическим заводом. С 1966 г. ламповые, а с 1975 г. — транзисторные.

Интересный нюанс, если вы попытаетесь найти бобинный магнитофон «Нота» — потерпите неудачу. Так как данное предприятие производило только приставки. С их помощью можно было слушать бобины на большинстве радиол или радиоприемников.

Они были, естественно, дешевле самых бюджетных магнитофонов. А поэтому обрели в народе особую популярность. Особенно среди радиолюбителей, использующих их в качестве основ для собственных изобретений.

Для примера, стоимость первой ламповой «Ноты» 1966 г. (скорость 9,53 см/с, катушки на 15 м, двухдорожечная монофоническая) 80 руб. В то же время, как самые дешевые бобинные магнитофоны стоили 85 руб. и дороже.

Кроме того, приобретение приставки «Нота» позволяло экономить пространство в и без того крохотных квартирах и коммуналках, а также пристроить их к работе радиолы.

Наиболее популярные ламповые модели — «Нота-М» (скорость 9,53 см/с, 2 дорожки, вес 9 кг) и «Нота-303» (тот же вес, скорость и количество дорожек, но данная приставка могла записывать звук с телевизора, радиолы или другого магнитофона).

Среди транзисторных моделей наиболее удачными считались:

  • «Нота-304». Была спроектирована на основе «Инея-303». Имела 4 дорожки и весила 8 кг. Скорость — 9,53 см/с. Могла производить как запись, так и голоса, музыку из любого источника. В ней можно было регулировать громкость, уровень записи, ставить на паузу.
  • «Нота-202-стерео» и «Нота-203-стерео» имели общий внешний вид и были собраны по сходной схеме. Однако последняя не имела автостопа. В остальном эти четырехдорожечные приставки были очень похожи. Масса каждой из них была около 11 кг. Они обладали двумя стандартными скоростями воспроизведения. Позволяли записывать с большинства приборов.

Битва веков

Начну с необходимой вводной технической информации. В левом углу ринга, на верхней полке стоял магнитофон Ballfinger M063 H5, который настолько похож на катушечники 60–70-х годов, что язык не поворачивается назвать его «новоделом», хотя именно этим он по сути своей и является.

Невероятно, но факт: в начале XXI века, когда подавляющее большинство музыкальных записей воспроизводится либо с флешки, либо из интернета, а виниловый ренессанс, триумфально шагающий по планете, не смог остановить падение продаж музыки на физических носителях, в Германии собралась группа инженеров, которые решили открыть производство катушечных магнитофонов.

Учитывая, что создание лентопротяжного механизма, работающего с высокой точностью — задача куда более затейливая, нежели проектирование очередного усилителя, ЦАПа и даже проигрывателя винила, не могу не снять свою виртуальную шляпу перед смелостью инженеров Ballfinger. Тем более, что их затея увенчалась успехом и уже продемонстрировала свою жизнеспособность.

Ходят слухи, что им даже поступали предложения продать бизнес или поработать в качестве ODM-производителя, но немцы оказались верны своим убеждением и ранее выбранному курсу. Либо владельцы Ballfinger просто поняли, что реальных конкурентов у них нет, и на собственном бренде они смогут заработать гораздо больше.

Ballfinger M063 H5 — старшая модель в линейке компании, оснащенная электромотором с прямым приводом. Она имеет как балансные, так и небалансные выходы, что сравняло возможности данного магнитофона с его сегодняшним конкурентом — студийным и, как следствие, по умолчанию балансным Studer A807.

Studer A807 — представитель старой школы, прошедший процедуру глубокого апгрейда/реставрации у Андрея Шишло, интервью с которым было опубликовано на наших страницах некоторое время назад. Процесс обновления «Штудера» включал в себя полную профилактику механики и электроники с заменой выработавших ресурс компонентов, исключение схем, связанных с записью и способных негативно влиять на качество звучания, а также некоторые авторские доработки блока питания и выходных схем, подробности которых автор предпочитает не раскрывать.

Магнитофон: что это за зверь и с чем его едят?

До появления цифровых плееров для записи звуковой информации и ее воспроизведения использовались магнитофоны.

Они существовали параллельно с граммофонами, патефонами и прочими проигрывателями для виниловых пластинок.

Изначально подобные приборы осуществляли запись на стальную проволоку со специфическим покрытием. В дальнейшем — на магнитную ленту.

Помимо магнитофонов для записи звука на основе этой технологии был изобретен видеомагнитофон.

Но к началу 2000-х оба прибора были окончательно вытеснены с рынка цифровыми носителями. И сегодня встречаются только у любителей старины.

Катушечные магнитофоны сегодня

Катушечные магнитофоны снова заявили о себе в начале 2010-х. Продажи бобинников выросли как на eBay, так и на сайтах, занимающихся торговлей винтажным аудиооборудованием. Во многом этот тренд сравнивают с другим крупным возвращением в аналоговой музыке — виниловыми пластинками. Основным плюсом катушек является максимальная близость записи к оригинальному студийному миксу. По мнению поклонников этого носителя, запись на катушке точнее всего передает изначальный замысел музыкантов. Как отметил Крис Мара (Chris Mara), владелец компании, занимающейся восстановлением магнитофонов, «катушечный» звук должен особенно понравиться любителям джаза, так как все классические джаз-композиции были записаны на бобинниках.

Сегодня тренд на катушечные магнитофоны подхватили производители, создающие новые модели проигрывателей на основе ранее выпускавшихся устройств. Это восстановленные проигрыватели Mara Machines, системы от United Home Audio, а также новые модели магнитофонов от Ballfinger. Свои катушечные магнитофоны также выпускают Revox и Metaxas. Последние обещали представить свое устройство уже в этом году.Больше об истории аудиосистем — в нашем «Мире Hi-Fi»:

  • «Между винилом и кассетой»: история тефифона
  • «Как экран стал говорящим»: история шоринофона
  • «Звук длиною в 8 секунд»: история меллотрона

«Электроника-004»

Магнитофонную приставку «Электроника-004» собирали в 1983 году на Фрязинском , который до конца 70-х выпускал только продукцию военного назначения. «Электроника-004» была клоном швейцарских магнитофонов Revox. Полностью заменить зарубежные комплектующие сначала не получалось. Руководство завода настаивало, чтобы инженеры использовали конденсаторы К-50-6 производства Армении, но их качество оставляло желать лучшего. В итоге замену им все же нашли — компоненты начали поставлять из Днепропетровска.

Позже документацию на «Электронику-004» передали на заводы в Саратов и Киев, и модель начали выпускать на трех предприятиях.

При скорости движения ленты в 19,05 см/с, рабочий диапазон «Электроники» составлял от 31,5 до 22000 Гц. С 1984 года на базе этого устройства выпускался многоканальный регистратор оперативной диспетчерской связи под названием «Электроника-004Д».

Краткая история бобинного магнитофона

Первый полноценный работающий аппарат был изобретен в 1925 г. Куртом Штилле. Он записывал на проволоку.

Через 2 года была изобретена и запатентована магнитная лента. Поначалу ее основой была бумага. Позже ее удачно заменили на более прочную и долговечную полимерную пленку.

Что касается самой технологии катушечных магнитофонов, она была также разработана в 20-х годах. В это время Шуллером была предложена конструкция кольцевой магнитной головки. Впоследствии она стала классической. Состояла она из кольцевого магнитного сердечника с обмоткой с одной стороны и зазором с другой. В обмотку подавался ток записи. Он вызывал выход магнитного поля в зазоре, которое и намагничивало ленту в такт изменения сигнала.

Когда же происходил процесс воспроизведения, все было в точности до наоборот. Лента замыкала магнитный поток сквозь зазор на сердечник, наводила электродвижущую силу в обмотке.

Первые бытовые катушечные магнитофоны и магнитные ленты к ним стали производиться в 1934 — 35 гг. немецкими фирмами BASF и AEG. Кстати, именно с легкой руки последней и появилось название «магнитофон».

В течение нескольких лет именно немцы были королями этой ниши.

После победы во Второй мировой войне американская и советская стороны в качестве репарации «позаимствовали» у AEG конструкцию их магнитофонов и магнитной ленты. В дальнейшем каждая из стран стала активно развивать полученную технологию.

Катушки крутятся, лампочки светятся

Переходя к практической части, хочется обратить внимание на эстетическую составляющую, ведь катушечники сегодня претендуют на роль High End-источника, а значит, выглядеть должны соответственно. Создатели Ballfinger M063 H5 об этом явно не забыли

Это видно уже по удивительной симметрии расположения натяжных роликов и ручек регулировки. Плюс к этому — присутствует возможность выбора расцветки алюминиевой передней панели и деревянных боковин. По-моему, вполне соответствует ожиданиям от настоящего High End.

Studer A807 в этом плане оказался менее подготовленным, ведь его изначально проектировали для студийной работы, а не для комплектации High End-системы. Однако и тут определенная эстетика наблюдается, к тому же процесс реставрации затронул и экстерьер, в результате чего аппарат получил новые деревянные боковины, окрашенные в черный цвет.

Система для тестирования обоих магнитофонов, собранная в шоуруме компании New Ambience, полностью состояла из продукции компании Tidal, начиная с предварительного усилителя и заканчивая гигантскими лакированными колонками Agoria Platinum Edition, подключенными к двум парам усилителей мощности: Impulse и Assoluta.

Единственное, чего лично мне не хватило в тестовом тракте — цифрового проигрывателя, с которого можно было бы воспроизводить CD- или Hi-Res-запись в качестве референса для сравниваемых катушечников. И хоть часть задуманного эксперимента стала умозрительной, но ситуацию отчасти спас тот факт, что в качестве тестового контента использовались катушки с альбомом «Cafe Blue» Патрисии Барбер, переслушанный в многочисленных версиях не один десяток раз.

В нашем распоряжении было две копии альбома «Cafe Blue», что позволило зарядить одновременно оба магнитофона. Однако в тот день не только лично мои планы были нарушены, и задуманный изначально трюк с переключением записей «на лету» оказался провальным.

Путаницу внес владелец «Штудера», Алексей Слонов, который подключил свой аппарат кабелями собственного производства, и те несомненные отличия, которые участники прослушивания заметили в начале, оказались обусловлены еще и разницей в характере звучания кабелей. В итоге пришлось начинать заново и в другом режиме с перекоммутацией источников одним комплектом межкомпонентных кабелей.

Бобины

На заре существования в магнитофонах для записи использовалась проволока, а на закате они были адаптированы под прямоугольные компакт кассеты с магнитной лентой. Однако в свою золотую эпоху главным носителем были бобины. Еще их называли катушками. Отсюда и название — бобинный магнитофон (катушечный).

Каждая из этих приспособлений представляла собой две металлические или пластиковые пластины со стержнем по центру. На него наматывалась магнитная лента с информацией.

Для работы бобинного магнитофона всегда необходимо было использовать две катушки. Одна звалась подающей, вторая — принимающей.

Для проигрывания лента с одной перематывалась на вторую. В дальнейшем они могли меняться местами.

Чтобы извлечь звук, протяжный механизм позволял ленте приблизиться к магнитной головке бобинного магнитофона. Она выполняла роль считывающего, записывающего и стирающего устройства. Кстати, именно эта важная деталь стала предком головок дисковых накопителей, без которых сегодня невозможна работа ни одного компьютера.

Первые бобины для магнитофона были довольно громоздкими из-за толщины и ширины пленки. Постепенно она уменьшалась вместе с сокращением размера катушек. В конечном итоге они эволюционировали в компакт кассеты. Эти маленькие прямоугольники фактически содержали одновременно и подающую, и принимающую бобины. Из-за уменьшения ширины ленты качество звука ухудшалось. И хотя в быту кассетный магнитофон стремительно вытеснял катушечный, профессионалы по-прежнему предпочитали использовать последний. Это длилось вплоть до распространения цифровых устройств.

История катушечных магнитофонов

История катушечных магнитофонов берет свое начало в 1878 году, когда американский инженер Оберлин Смит знакомится с фонографом Томаса Эдисона и начинает экспериментировать с устройством. В какой-то момент он предлагает использовать для записи звука явление магнетизма. По его задумке, носителем может выступить хлопковая нить, в которую вплетены частички стальной проволоки. Смит публикует свои идеи по совершенствованию фонографа в надежде, что кто-нибудь постарается воплотить их в жизнь, так как сам он не может выкроить время, чтобы заниматься всем этим самостоятельно. Так и случилось.

На его работу обратил внимание инженер из Дании Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen), который в 1898 году получил патент на технику магнитной записи на проволоке из стали. Однако практическое применение магнитная запись получила только в 20-х годах XX века, когда инженер Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) предложил в качестве носителя использовать ленту из бумаги с напылением оксида железа

Патент на свою идею Пфлеймеру получить не удалось из-за предшествующих экспериментов Поульсена, но его технология легла в основу «Магнитофона-К1».

Его создала немецкая компания по производству электроники AEG совместно с химическим концерном BASF, который произвел пленку для устройства. Новый прибор представили публике на выставке в 1935 году. А пятью годами позже магнитофоны AEG получили апгрейд – инженер Вальтер Вебер (Walter Weber) открыл, что если подмагнитить пленку переменным током, то это повышает качество звукозаписи. Решение поспешили применить на практике.

Распространение по миру магнитофоны получили после Второй мировой войны. В 1945 году, американцу Джеку Маллину (Jack Mullin) удалось отыскать два «Магнитофона» и 50 катушек пленки на немецкой радиостанции в Бад-Наухайме. Маллин привез находки домой, и через два года экспериментов показал прототип своей машины для коммерческого использования на студии MGM в Голливуде.

На демонстрации технологии присутствовал певец Бинг Кросби, которого заинтересовали разработки инженера. Кросби инвестировал деньги в компанию Ampex, в которой Маллин начал разрабатывать коммерческую версию магнитофона. Итогом работы стали устройства Ampex Model 200, которые поступили в продажу в 1948 году.

В Ampex родилась ещё одна инновация в области звукозаписи. С 1949 годов инженеры компании работали над системой для многоканальной записи. У них уже был опыт создания подобных устройств для киноиндустрии, потому её предложили внедрить в серийные магнитофоны. Идеологом выступил менеджер компании Росс Снайдер (Ross Snyder) и разработал систему селективной синхронной записи Sel-Sync. Первый рекордер серии установили в студии легендарного гитариста-виртуоза Леса Пола.

«Маяк»

Рассмотрение наиболее известных советских моделей стоит начать с продукции Киевского .

Еще будучи «Днепром» (до 1963 г.), предприятие выпустило 14 моделей катушечных магнитофонов. Все они были ламповыми и были рассчитаны на ленту шириной 6,25 мм. Далеко не все из них были запущены в массовое производство.

Особо стоит о (1954). Он стал первым бобинным магнитофоном, работавшим от батареек. По сравнению с другими приборами, он считался портативным, весил всего 6 кг. Чтобы завести его, нужно было использовать пружинный мотор граммофонного типа. Процедуру стоило повторять каждые 5 минут, с помощью боковой ручки. Этакой гибрид патефона и магнитофона. На нем использовались катушки диаметром в 10 см (100 метров пленки). Скорость воспроизведения записи — 9,6 см/с.

Через 2 года вышла более революционная модель — «Днепр-9», первый советский двухдорожечный магнитофон. Основан на модели «Днепр-5». Весил 28 кг и был предназначен для катушек с диаметром 18 см (350 м). Скорость воспроизведения — 19,05 см/с.

После смены имени Киевский завод производил все те же ламповые модели, но уже под название «Маяк».

С 1971 г. предприятие начинает выпуск транзисторных катушечных приборов.

Наилучшим по качеству считался бобинный магнитофон «Маяк-203», а также его собрат «Маяк-001 стерео», который привез приз с международной выставки.

Последний начали выпускать с осени 1973 г. На нем можно было записывать и воспроизводить моно/стерео фонограммы. А также перезаписывать с одной дорожки на другую множество раз с возможностью наложения новой записи на уже готовую.

Также у «Маяка-001» был счетчик метража ленты и 2 скорости (19,05см/с и 9,53 см/с). Это чудо весило 20 кг. К нему прилагался пульт управления. Купить такой прибор было очень непросто.

Первый «Маяк-203» сошел с конвейера осенью 1976 г. Он позволял записывать моно/стерео с различных источников (микрофон, звукосниматель, радиоприемник/телевизор/радиолиния и другой магнитофон).

У этой модели было стразу 3 скорости: 19,05 см/с, 9,53см/с и 4,76 см/с. По сравнению с предыдущим, он был крошкой, весил 12,5 кг.

Магнитная лента

Главным и наиболее ценным в любой бобине была магнитная лента (пленка). На ней содержалась вся информация.

Ширина магнитной ленты в разных странах и в различные периоды отличалась. Для советских бобинных магнитофонов стандартной считалась 6,25 мм.

В отличие от ширины, стандарт допускал 3 варианта толщины: 55, 37, 27 или 18 мкм. Дело в том, что толстые ленты обладали лучшими механическими свойствами и были долговечнее. Но они были «капризны», так как для плотного прилегания к считывающей головке требовали сильного натяжения, а значит не каждый магнитофон был способен справиться с ними. Кроме того, толстой ленты помещалось на бобине значительно меньше, чем тонкой.

Для сравнения: на бобину диаметром 18 см помещалось 525 м пленки толщиной 37 мкм. В случае с 55 мкм на такой же катушке ленты было на 175 метров меньше. Не удивительно, что для бытовых нужд использовались более тонкие, хотя и менее надежные, пленки.

Что касается производителей ленты, в то в СССР на этом специализировались 3 предприятия: «Свема», «Тасма» и «Славич». За рубежом наиболее известными были TDK, Sony, 3М, BASF и Agfa.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: