Обзор усилителя для наушников fezz audio omega lupi: ламповая правда

Теплый ламповый звук — это правда?


Я люблю музыку. И, как музыкант — высоко ценю ламповое оборудование. Вовсе не за неповторимый чистый звук, как многие могут подумать.

Аналоговый (ламповый) проигрыватель выдаёт набор «сигнал + шум». Причем, если для транзисторных аудиосистем шум может быть отделяемой составляющей, то ламповые схемы не отделяют зерна от плевел, усиливая (или искажая) всю запись. Откуда она попадает на усилитель — из цифрового или аналогового источника — нет никакой разницы. Это и есть тот самый «оттенок», который так ценят любители.

Что дает слушателю подобный подход к обработке звука? Массу искажений и то самое уникальное звучание, которое появляется на цифровых аудиосхемах при эквализации. На самом деле — шум элементов (схемы, трансформатора, самой записи) и неточность. Но эта неточность мягкая, плавная (так работает лампа, сглаживая резкие переходы сигнала).

С другой стороны, транзисторные схемы усилителей выдают слушателю множество дополнительных, лишних звуков. Если объяснять для широкого пользователя, то суть состоит в следующем: каждый усилитель в работе «дублирует» (не совсем так, но будет понятнее) звуковую волну (каждую!), и передает слушателю с более низкой громкостью и отставанием во времени.
Количество таких дублей для аналоговых и транзисторных аппаратов различно. Если ламповый усилитель в среднем порождает не больше 3 дополнительных волн с резким спадом громкости, то транзисторный — до 20, отчетливых и зачастую слышных едва ли не меньше, чем исходная звуковая волна.

Другая особенность «лампового звучания» — заложенная в схеме компрессия при перегрузке. Транзисторная, цифровая схема в какой-то момент начинает хрипеть либо жестко обрезает, клиппирует лишние частоты. «Лампа» самостоятельно обрезает то, что приведет к излишним искажениям при перегрузке. Мягко и приятно.

Причем, те искажения, что появляются при усилении звука, тоже ведут себя по разному. В ламповой технике они пропорциональны громкости (выходной мощности). У цифровых наибольшие искажения появляются на минимальной и максимальной.

Наконец, самая приятная фишка. При перегреве лампового усилителя появляется то самое искажение, что сейчас называется «гитарной» примочкой. Не зря гитаристы выбирают ламповые усилители: каждая схема дает собственное звучание инструмента.

При прослушивании музыки это не настолько важно. Но определенный эффект эквалайзинга, уникальный для каждой аналоговой схемы, есть

И сымитировать его невероятно сложно.

IV. The Lampi Manifesto

The LampiztOr web site has a repository of Lukas’s earlier musings (link), which is by turns outrageous, confident, droll and provocative. In an industry which spends a great deal of energy on high seriousness that turns into pomposity, it’s refreshing to read a blend of humor and serious engineering.

But the key to all of the products listed on the site, from DAC to server to preamp to amps, is this declaration :

I have no particular attachment to tubes . . . Tubes sound good not because they are made of glass, or because they have vacuum inside, but because I can get away with a simple amplifier stage without local or global feedback and without high part count. The tube circuit can be as simple as humanly possible – in my case the stage has just one resistor, one triode and one capacitor. That’s why I love tubes. Listening confirms that the signal is pure, uncorrupted, and the musical content comes through, shining in full musical glory. 

Сочетание ретро и современных технологий


Я выбрал LynePAudio A962, как наиболее доступное и универсальное.

Итак, на борту имеем:

  • выходной усилительный каскад на 2 лампах 6ж9 в китайском исполнении,
  • встроенный цифровой ЦАП с декодированием аудиопотока 16-32 бит, 44.1/48 КГц,
  • поддержка ASIO,
  • 2 высокоомных выхода для наушников с импедансом от 16 до 600 Ом,
  • линейный стереовыход на RCA для использования в качестве преампа,
  • цифровой вход (USB),
  • аналоговый вход 3,5 и RCA.

Внушает? Еще как, ведь конечная мощность усилителя — 1,1 Вт для нагрузки в 32 Ома. Для настольной игрушки этой цифры хватит даже мониторы раскачать, не говоря уже о любых портативных наушниках.
Плата аккуратно упакована в красивый корпус и может украсить любой интерьер. Особенно — рабочий стол. Очень круто! И реально экономит время — даже если потом придется дорабатывать.

Внешний вид LynePAudio A962 действительно стоит того, чтобы купить готовое изделие, а не заморачиваться самоделкой. Удобство и простота использования еще важнее. Включил — пользуйся.

Для работы с цифровыми источниками аудиосигнала не требуются драйвера или дополнительный софт (если не использовать смартфон). Встроенный ЦАП цифровой и переваривает большинство форматов, поступающих с компьютера или смартфона: съедает и MP3, и FLAC, и WAV. Впрочем, есть ограничение до 32 бит и 48 КГц. DSD не переваривает вовсе.
При наличии качественного ЦАП можно обойтись без встроенного. Для этого у LynePAudio A962 есть отдельный аналоговый вход (мини-джек на 3,5 миллиметра). Не самое правильное решение, но иногда пригодится. Он работает на удивление стабильно, но требует толстый провод. Желательно — с хорошим экранированием.

II. Thinking inside the box

The review sample of the Lite 7 Lampizator DAC arrived from Warsaw in a large cardboard box. This was a message in itself: Halliburton cases, however shiny and robust, aren’t necessary for the safe delivery of high-end electronics. They add cost, they massage our urge to conspicuous consumption, but they’re not necessary. (The package arrived via DHL. Could UPS have done as well? I’m skeptical.) 

Inside the large box were smaller cardboard boxes to cushion the contents. No inches-thick bumpers of foam rubber, no molded Styrofoam. Even the tubes arrived undamaged. You might say that the message was complete before the music started: if you understand the physics and execute the engineering correctly, you don’t have to spend money on unnecessary elements.

The Lampi 7 Lite is a rectangular box measuring a conventional 17 inches in width and a quite unusual 20 inches deep. Six rubber feet support the chassis, if your equipment rack will accommodate an item that long. The faceplate is engraved LampizatOr, the capital “O” serving as power button. Vents are cut into the left side. The metal work is neat, but not as overwrought as the glistening rippled face of Rowland electronics, the impenetrably bulletproof appearance of Levinson gear, or the retro-futuristic Krell facies. 

The unit might be mistaken for a rugged pizza delivery box but for two shiny glass items protruding upward from the back reaches of the chassis. These are the output tubes, and they raise the total clearance to 7 inches. I emphasize the dimensions because you may have to move your equipment around, or get longer interconnect cables.

The rear panel contains every feature you could desire. From the left, there’s a voltage selector switch, followed by the on/off switch and a female IEC cable inlet. 

Next is a toggle switch. Set in the “up” position, the unit is biased for 242, PX4, Type 45 or 101D tubes. The “down” position is for 300Bs. The designer has made it possible, almost irresistible, to change the sound characteristic. At the same time, he has made changing the digital portion of the circuit impossible. This is different than the Eastern Electric MiniMax DAC Supreme, in which the cover is easily removed and chips exchanged in minutes, but your choice of tubes is limited to a single 12AU7. Lukasz Fikus, Mr. Lampizator, has settled the digital part of the equation. He leaves the unit’s final sonic signature to the listener. 

There was no power cord in the box, a sensible decision because no one would run this DAC with a cheap cord. That’s another place for user preference.

In the center of the panel is a plaque: when the unit was assembled, who assembled it, who tested it.

Next comes a pair of toggles that control the input. You push the top one up to select USB inputs, the lower one down to choose AES/EBU. If you switch the top down and bottom up, you get SPDIF. As one of my friends remarked, this was the simplest way for two switches to control three inputs. 

Two RCA male plugs are next. These are the outputs. They are identified with neatly printed labels attached to the box with tape. This was another instance of putting resources where they belong. Why should you pay for engraving on the back panel of your DAC?

Finally, there are SPDIF, BNC, USB, AES/EBU inputs, all labeled as the rest of the panel. 

Хочу дешево и сердито. Какие есть варианты?


Итак, с типом обновления определенность есть. Но что покупать — всегда большой вопрос. Современные цифровые усилители предлагают массу дешевых, но качественных вариантов.

Аналоговые системы сегодня считаются уделом аудиофилов. Со всеми вытекающими проблемами: «золотыми» проводами, уникальными схемами питания (сочиненными без знаний электротехники), огромными размерами и ужасающими ценниками.

Вариантов остается немного: сделать самому или купить все такой же огромный усилитель из далекого прошлого. Впрочем, последний вариант может оказаться очень интересным, если заниматься не только звуком, но и украшением комнаты. В условиях ограниченного рабочего пространства 20-килограммовый агрегат окажется лишним. Да и рядом с современной компьютерной техникой такие решения нисколько не смотрятся.

Путь самурая-самодельщика долог и сложен. Однажды мы коснемся и этой темы. А сегодня поговорим о том, что будет, если простую аналоговую схему заказать в виде уже готового усилителя из Китая. На самом деле, получится намного лучше, чем собирать самому — уж по-крайней мере, в среднестатистическом случае. Дешевле и надежнее.

Блок питания.

Питание схемы может осуществляться  от внешнего блока питания с переменным напряжением 9-12V с выходным током 50 мА или более. Кроме того, конструкция позволяет подключить положительные и отрицательные шины питания постоянного тока от используемого оборудования (предварительного усилителя или усилителя мощности). В последнем случае питание подается через разъём CON2.
Резисторы R5, R6, R7 и R8 необходимо установить, если  внешний источник имеет напряжение более 15V . Они обеспечивают падение напряжения до 15В на стабилитронах ZD1 и ZD2. В таблице приведены значения резисторов, необходимые для различных напряжений питания:

Напряжение питания R5  R6 R7  R8
 ±45 В  2,7 кОм, 1 Вт  2,7 кОм, 1 Вт  2,7 кОм, 1 Вт  2,7 кОм, 1 Вт
 ±40 В  2,2 кОм, 1 Вт   2,2 кОм, 1 Вт   2,2 кОм, 1 Вт   2,2 кОм, 1 Вт
 ±35 В   1,5 кОм, 1 Вт   1,5 кОм, 1 Вт   1,5 кОм, 1 Вт   1,5 кОм, 1 Вт
 ±30 В   620 Ом, 1 Вт  не устанавливать  620 Ом, 1 Вт   не устанавливать
 ±25 В  390 Ом, 1 Вт   не устанавливать   390 Ом, 1 Вт   не устанавливать
 ±15 В  10 Ом, 0,5 Вт   не устанавливать   10 Ом, 0,5 Вт   не устанавливать
 ±12 В   10 Ом, 0,5 Вт   не устанавливать   10 Ом, 0,5 Вт   не устанавливать

Продолжение следует…

Статья подготовлена по материалам журнала «EPE».

Вольный перевод — Главный редактор «РадиоГазеты».

Схема.

Принципиальная схема лампизатора «Нирвана» представлена на рисунке:

увеличение по клику

Оба канала абсолютно идентичны, вся схема построена на шести операционных усилителях (всего используется четыре микросхемы) и двух JFET-транзисторах.

Описание работы схемы приводится для левого канала. Входной сигнал подается через разъём CON3 и ослабляется в два раза, чтобы сигналы уровня линейного выхода не вызывали перегрузку каскада на полевом транзисторе, когда усиление ОУ IC1A установлено на минимум. Усиления IC1A может регулироваться  от 1,2 до 13 с помощью потенциометра VR1A, который определяет уровень ограничения сигнала каскадом  Q1. Когда VR1A установлен на минимальное усиление, ограничение сигнала происходит при уровне входного сигнал  1.66V RMS. Когда VR1A установлен на максимальное усиление, ограничение происходит при уровне входного сигнала 109mV RMS.

После IC1A следует каскад на полевом JFET-транзисторе Q1. Он включен по схеме истокового повторителя. Он имеет гармонические искажения очень похожие по спектру на искажения пентодного усилителя (преимущественно четные гармоники) и обеспечивает плавное ограничение сигнала при перегрузках.

Сигналы с выходов каскадов на IC1A и Q1 поступают на операционный усилитель IC2A, на котором выполнена схема индикации перегрузки. Причём, индикатор показывает ограничение и положительной и отрицательной полуволн сигнала, т.е. по нему можно определить симметричность клиппирования, которая подстраивается триммером VR4. Точность показаний индикатора регулируется триммером VR2.

VII. All things that rise converge

«One man can make a difference.» — John F. Kennedy

The Lite 7 had to face a final test, the only really important one: comparison with excellent analogue.

I have a friend – call him Noah – who regards all digital products with contempt. In his book, a fifty dollar CD player sounds every bit as good as a $25,000 rig. You may disagree with him, but you cannot argue against the extraordinary sound of his main system. 

We discussed my enthusiasm for the Lite 7, he scoffed, and I invited myself over for an evening.

This trial could never be considered fair: Noah has a Kuzma Stabi XL with Kuzma’s air-bearing tonearm and a Kuzma cartridge. This system costs more than six times what the Lite 7 does — the tonearm and cartridge are each near the Lite 7’s price. To put a very competent but cost-conscious DAC against them would hardly be equitable, but that was my plan. I wanted to see how far digital had come since I was in graduate school.

I would have liked to conduct this test in my listening room, but Noah’s turntable weighs around two hundred pounds and has been set up meticulously. I packed transport, tubes and DAC, and headed south.

We listened to the Mahler, Rachmaninoff and Bach records, as well as several of Noah’s favorites. Vinyl followed digital, then the reverse. In every case, my friend’s system extracted material from vinyl that my Linn/Ekos/Airy ensemble omitted. I have never heard vinyl sound better.

Noah paused as he cued up a record. “I don’t think I’ve ever heard digital sound this life-like.”

By the end of the evening, we agreed that Noah’s table was superior in portraying body and richness, the timbre of music, but that the difference between the Kuzma system and the Lampizator was much smaller than either of us had imagined. In terms of clarity, the distance was even narrower. 

Again we looked at the equipment racks, loaded with table, Shindo phono stage and line stage. Power cables, air pump and interconnects dangled behind.

I thought about our listening session on the way home. What would an optimized Lampizator Golden Gate DAC driven by an equally good server sound like? Would the small difference between great analogue and digital shrink even further? Would it be worth the money? If you had limitless financial resources, you’d still have to consider the time spent on cleaning records, adjusting VTA and changing records. What is our goal in this hobby? 

When our Houston group gathered to pit Nakamichi CD player against Lurne turntable, John Curl and Thomas Colangelo were working for Mark Levinson. I bought Stu Hegeman’s own Harmon Kardon Citation II amplifier around that time. One of us owned a Marantz 10B tuner, designed by Richard Sequerra. 

The great achievements in high fidelity have come from the genius and very hard work of men like these. They did not follow trends; they created them. Lukasz Fikus is such a person. His Lampizator 7 Lite is a major step toward realistic musical reproduction. I’ll try to get my hands on his other products. Richard Weiner

Стоит ли экономить?


Целесообразность покупки дешевого лампового усилителя кажется сомнительной. Но на самом деле, при отсутствии необходимости в громоздкой комнатной стереосистеме, разница между крошечным китайцев и дорогостоящим японцем не всегда ощутима.

Уж по-крайней мере, не на разницу в цене. Однотактные ламповые усилители имеют множество недостатков, в том числе низкую мощность и повышенную зависимость от внешних источников шума. Если их исключить — получится почти идеальный звук, мягкий и спокойный. Тот самый ламповый звук.

Простота схемы позволяет легко модифицировать LynePAudio A962. И это едва ли не самая классная возможность. В России все еще легко найти лампы серии 6ж, и даже самостоятельно подобрать пару. В зависимости от использованного типа ламп меняется окраска звучания. Такая вот оригинальная замена эквалайзеру.

Купить LynePAudio A962 можно всего за 3100 рублей. Дополнительный комплект ламп на рынке стоит 100 рублей. Если вы еще не знакомы с настольной ламповой техникой — отличный повод познакомиться.

Threads in This Forum

  1. Started by Paul, April 9, 2022 10:56 PM

    • Replies:

      17

    • Views: 601
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Jack
    • View Profile

    April 11, 2022, 12:20 AM
  2. Started by Mr Peabody, November 29, 2021 03:59 PM

    • Replies:

      13

    • Views: 2,567
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Puma Cat
    • View Profile

    March 9, 2022, 05:02 AM
  3. Started by simplythere, March 27, 2019 07:33 AM

    • Replies:

      22

    • Views: 14,119
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Grasshopper
    • View Profile

    February 9, 2022, 02:24 AM
  4. Started by Mike, July 28, 2016 08:58 PM

    2 Pages •
    • Replies:

      51

    • Views: 17,268
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Slapshot
    • View Profile

    January 11, 2022, 01:46 AM
  5. Started by jakez, June 29, 2021 10:13 AM

    • Replies:

      2

    • Views: 1,722
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Nikhil
    • View Profile

    July 1, 2021, 02:33 AM
  6. Started by BayStBroker, January 24, 2021 03:08 PM

    • Replies:

      1

    • Views: 2,554
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Watchdog507
    • View Profile

    January 24, 2021, 10:24 PM
  7. Started by Mike, August 13, 2018 04:18 PM

    3 Pages •
    • Replies:

      124

    • Views: 37,543
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    essrand
    • View Profile

    December 22, 2020, 01:24 AM
  8. Audirvana DSD Conversion on A+ DSD512

    Started by BayStBroker, December 10, 2020 03:20 PM

    • Replies:

      1

    • Views: 1,561
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    aKnyght
    • View Profile

    December 10, 2020, 03:49 PM
  9. Started by Tim F, April 12, 2020 06:25 AM

    • Replies:

      1

    • Views: 3,689
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    joeinid
    • View Profile

    April 12, 2020, 07:01 AM
  10. Lampi Lovers: Pacific for sale!

    Started by Willco, February 28, 2020 08:33 PM

    • Replies:

      0

    • Views: 4,311
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Willco
    • View Profile

    February 28, 2020, 08:33 PM
  11. Started by newbiecapri, December 25, 2019 09:01 AM

    • Replies:

      1

    • Views: 4,593
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    joeinid
    • View Profile

    December 25, 2019, 09:18 AM
  12. Started by deuter, May 25, 2016 08:40 AM

    6 Pages •

    • Replies:

      290

    • Views: 63,114
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    adamaley
    • View Profile

    July 4, 2019, 06:37 PM
  13. Started by ingemar, March 13, 2019 01:07 AM

    • Replies:

      9

    • Views: 5,597
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    ingemar
    • View Profile

    March 27, 2019, 08:22 AM
  14. Started by wisnon, July 20, 2018 04:36 AM

    • Replies:

      31

    • Views: 9,022
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Kuoppis
    • View Profile

    March 5, 2019, 12:47 PM
  15. Started by BayStBroker, November 13, 2018 10:48 PM

    • Replies:

      7

    • Views: 5,512
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    BayStBroker
    • View Profile

    November 17, 2018, 10:25 PM
  16. Started by Golum, November 5, 2018 05:00 PM

    • Replies:

      3

    • Views: 5,694
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Mike
    • View Profile

    • Visit Homepage

    November 6, 2018, 09:11 AM
  17. Started by La Dolce Vita, November 30, 2015 04:51 PM

    4 Pages •
    • Replies:

      158

    • Views: 29,289
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    wisnon
    • View Profile

    October 27, 2018, 04:51 AM
  18. Started by Mike, October 4, 2017 01:42 AM

    4 Pages •
    • Replies:

      158

    • Views: 38,918
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    wisnon
    • View Profile

    October 11, 2018, 03:22 PM
  19. Started by SoundRebels, October 9, 2018 06:09 AM

    • Replies:

      4

    • Views: 5,586
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Golum
    • View Profile

    October 9, 2018, 02:25 PM
  20. Started by Golum, February 8, 2018 11:09 AM

    • Replies:

      13

    • Views: 8,097
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    wisnon
    • View Profile

    October 4, 2018, 03:05 PM
  21. Started by BayStBroker, August 6, 2018 12:56 PM

    • Replies:

      3

    • Views: 5,128
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    astrotoy
    • View Profile

    August 7, 2018, 02:14 PM
  22. Started by deuter, June 4, 2016 07:37 PM

    • Replies:

      48

    • Views: 16,036
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Alrainbow
    • View Profile

    July 9, 2018, 05:33 AM
  23. Started by Nikhil, January 3, 2017 09:57 AM

    2 Pages •
    • Replies:

      56

    • Views: 19,617
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Gopher
    • View Profile

    April 4, 2018, 05:36 PM
  24. Started by Mike, March 30, 2018 03:02 PM

    • Replies:

      0

    • Views: 4,987
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    Mike
    • View Profile

    • Visit Homepage

    March 30, 2018, 03:02 PM
  25. What is this??

    Started by doak, March 15, 2018 05:39 PM

    • Replies:

      9

    • Views: 6,221
    • Rating0 / 5
    Last Post By
    doak
    • View Profile

    March 26, 2018, 04:03 PM

Мощь и фон: 2 стороны дешевой «лампы»

Все это только цветочки. Ягодки — выходы LynePAudio A962. Пара выходов на наушники, джек и мини-джек, связаны в одну цепь. Выбрать можно оба, но итоговая мощность разделится в соответствии с нагрузкой (импедансом наушников). И даже так этого хватит для любых настольных вариантов головных телефонов.

Ламповый каскад может работать на полной мощности без серьезных искажений. Так даже правильнее: на пиковой мощности лампы загораются до красного свечения, а звук приобретает ту самую, ярко выраженную окраску. Ее можно сравнить с легким, теплым фуззом. Да, звук не чистый — но ведь именно это нам и нужно?

LynePAudio A962 может раскачать любые, даже самые высокоомные наушники. Причем, с достаточной для любого слушателя громкостью. Главное — не выкрутить потенциометр громкости на максимум, чтобы не сжечь наушники и не выбить барабанные перепонки. Среднестатистические портативы с импедансом 16-32 Ома потребуют только половину мощности для максимума.
Второй выходной канал превращает LynePAudio A962 в ламповый предусилитель. В данном случае его единственная роль — придать окраску звучанию. И без дополнительного усилителя такой вариант окажется малопригоден.

В любом случае, звук этой коробки именно такой, как ждешь. Это хороший ламповый однотактный усилитель для наушников. Не больше. Но и не меньше. Чистый, теплый звук и масса приятных впечатлений.
Испортить его может только комплектный блок питания. Дело в том, что лампы серии 6ж могут питаться от постоянного источника тока. И китайцы не преминули этим воспользоваться. В комплекте с LynePAudio A962 поставляется обычный импульсный блок питания на 12 В, который становится причиной фона.

Фон не зависит от громкости, прогрева или способа включения усилителя. Требуется либо стабилизация питания, либо замена блока на более качественный. И все проблемы исчезают, оставляя идеальный, теплый звук.

Я выбрал советские лампы и китайскую сборку

Самый простой ламповый усилитель собирается на советских лампах типа 6ж«Х», где Х — цифра от 1 до 12. В зависимости от конкретной цифры, меняется звучание готового устройства и некоторые условия настройки, не критичные для готового изделия.

Преимущество этой схемы — невероятная простота и возможность отказаться от громоздкого трансформатора — лампы этого типа можно питать не переменным, а постоянным током! Вот с этого и начинается «дешево и сердито».

К тому же, лампы этого типа до сих пор выпускаются (завод восстановлен американским бизнесменом). Да и раньше были очень распространены: на любом рынке их можно покупать десятками. Кроме того, их можно заменить на не менее распространенные E180F или 6688. Китайские производители выпускают на базе этих ламп множество готовых аудиорешений различного назначения.

Имитация частотной характеристики громкоговорителя.

Выходной сигнал каскада на Q1 поступает в секцию симулятора частотной характеристики акустической системы, которая выполнена на ОУ IC3b, IC3a, IC4b и IC4a (в правом канале: IC3c, IC3d, IC4c и IC4d).
IC3b является основным ОУ, в цепь обратной связи которого включены ОУ IC3a, IC4a и IC4b, каждый из которых является гиратором, т.е. частотно-зависимой цепью, как в многополосных эквалайзерах. Разница лишь в том, что у нас нет ползунков для изменения отдельных усиления на отдельных частотах.

Максимальное усиление на высоких частотах определяется элементами R1L и C1L, и общий коэффициент усиления устанавливается потенциометром VR6a, который вынесен на переднюю панель прибора («Реакция громкоговорителя»).

На элементе IC3a выполнен гиратор, который определяет первую (самую низкую) частоту резонанса в низкочастотной области. Обычно это частота резонанса фазоинвертора.

Гиратор на IC4b реализует второй подъём АЧХ в низкочастотной области. Это обычно соответствует собственной резонансной частоте НЧ-динамика. При использовании акустической системы типа «закрытый корпус» каскад на IC3a следует отключить. (У таких систем нет фазоинвертора и, соответственно, отсутствует первый горб на АЧХ)

Наконец, каскад на IC4a обеспечивает подъём АЧХ в среднечастотном диапазоне, что наблюдается у некоторых типов акустических систем.

Таким образом, каждое из трёх звеньев повышает определенный частотный диапазон относительно некоторой центральной частоты. Выбрав значения конденсаторов и резисторов, мы можем установить необходимую частоту подъёма и форму «горбов». Эта схема имитации АЧХ акустической системы была разработана на основе моделей, полученных с помощью программы LTspice (www.linear.com/designtools/software). Вы можете смоделировать характеристик своей АС или воспользоваться готовыми значениями элементов из таблицы во второй части статьи. В таблице приведены наиболее часто встречающиеся на практике зависимости импеданса громкоговорителей от частоты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: