ПОСЧИТАЕМ РЕЗОНАНС
Как и любая механическая система, подвес кантилевера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Чтобы не влиять на звучание проигрывателя, она должна быть в инфранизкой, не слышимой ухом области, лучше в пределах 10 — 14 Гц. Более низкие значения опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок система пойдет вразнос, т.е. игла будет вылетать из звуковой канавки. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн ~ 20 Гц).
Как же определить резонансную частоту сиcтемы? Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:
Fр = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:
Fр — искомая частота в герцах;
Mэф — эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;
Mг — масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.
Mк — масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;
С — податливость кантилевера (compliance), измеряемая в см/дин х 10-6. Всегда указывается производителем головок. Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше сочетаются с мягкими головками (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с жесткими.
Для примера рассчитаем резонанс тонарма MA-505 и эталонной головки Ortofon Valencia.
Дано: Эффективная масса тонарма 14,5.
Масса головки 10 г.
Крепеж в расчет не принимаем, это два крошечных алюминиевых винтика. Податливость 12 * 10-6 см/дин.
Считаем:
1. (14,5 + 10) * 12 = 294.
2. √294 = 17,14.
3. 159/18,4391 = 9, 27 Гц.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Deep Purple, «Fireball».WB, USA, 1971.
Оригинал, ранний американский пресс с невероятно мощным, напористым звучанием. Запись, как никакая другая, передает дух того времени.
Charlie Byrd, «Latin Bird».
Milestone, USA, 1973. Двойной альбом известного акустического гитариста, на котором он исполняет латиноамериканские мелодии. Обилие перкуссий и народных инструментов. А уж головки Ortofon Samba и Salsa сам бог велел испытывать на одноименных жанрах.
Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995.
Образцовая по качеству запись с широчайшим частотным диапазоном, масса инструментов с необычными тембрами.
Lift up
Но настоящим откровением для меня стало знакомство с Benz Micro MC-Silver. Как правило, MC с высоким выходом не столь музыкальны, как обычные, поскольку ради повышения эффективности приходится идти на различные компромиссы. Но MC-Silver звучит как высококлассная MC-головка с низким выходом, однако не требует дорогого повышающего трансформатора. По глубине контрастов, проработке нюансов и передача энергетики она лишь чуть-чуть недотягивает до эталона Ortofon Valencia, зато по информативности середины и трекингу (рекорд, 100 микрон!) даже превосходит его. Это как раз тот самый случай, когда говорят: «Вещь стоит 350 долларов, а играет на 700». Еще один «Выбор эксперта», без вопросов.
Эту награду могла бы получить и великолепная по звучанию головка Rondo Red, но она дороже MC-Silver и работает только с фонокорректором, имеющим МС-вход.
А вот новинка Goldring GL2400 — совсем другое дело. Выходное напряжение 6,5 мВ гарантирует отличное отношение сигнал/шум, а по звучанию хотя и заметно отличается от эталона, но может считаться идеальным выбором для любителя симфонической музыки, оперы и джаза. По совокупности качеств она также заслуживает звания «Выбор эксперта».
Pro-Ject MC-1H при всех преимуществах конструкции с подвижной катушкой — быстрой реакцией, прозрачным верхним диапазоном и слитным звучанием — может работать с любым предусилителем. Но эта головка не очень уверенно держит дорожку (первые признаки потери контакта проявляются уже при амплитуде записи 60 мкм) и имеет слегка ослабленный нижний бас. Но я не считаю это серьезными недостатками — в конце концов, коробленые пластинки в наше время редкость, а что касается баса, то его во многих корректорах специально режут сабсоник-фильтром.
Обновленная версия AT440MLa от Audio-Technica склонна слегка упрощать звуковую картину, зато бережно относится к пластикам (прижимная сила 1,4 г), прекрасно передает микроконтрасты и отличается удивительно приятным звучанием в среднечастотном диапазоне. Для любителей этой марки — а их среди меломанов немало — отличный подарок.
МОДЕЛЬ | Audio-Technica
AT440MLa |
Benz-Micro
MC-Silver |
Goldring
GL2400 |
Nagaoka
MP-150 |
Nagaoka
MP-200 |
Ortofon
Rondo Red |
Ortofon
Salsa |
Ortofon
Samba |
Pro-Ject
Pick it MC-1H |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | MM | МС | ММ | ММ | ММ | MC | MC | MC | MC |
Выходное напряжение (1 кГц, 5 см/с), мВ |
4 | 2 (3,54 см/с) | 6,5 ±1,5 дБ | 4,5 | 4 | 0,5 | 0,38 | 0,3 | 2,2 |
Воспроизводимый диапазон, Гц | 20 — 20000 | 20 — 25000 | 20 — 20000 | 20 — 20000 | 20 — 23000 | 20 — 30000 | 20 — 35000 | 20 — 30000 | 20 — 22000 |
Разделение каналов (1 кГц), дБ |
27 | >30 | >20 | >24 | >25 | 22 | >25 | >25 | 23 |
Разбаланс каналов (1 кГц), дБ |
0,8 | 1,5 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | <1 | <1 | Н.д. |
Оптимальная прижимная
сила, г |
1,4 | 2,0 | 1,7 | 1,5 — 2,0 | 1,5 — 2,0 | 2,3 | 2,2 | 1,5 | 2,5 |
Сопротивление катушки, Ом | 3200 | 120 | 550 | Н.д. | Н.д. | 6 | 7 | 6 | Н.д. |
Индуктивность катушки, мГ | 490 | Н.д. | 720 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Оптимальное сопротивление
нагрузки, Ом |
47000 | 200 — 47000 | 47000 | 47000 | 47000 | 100 | >20 | >10 | 4700 |
Оптимальная ёмкость нагрузки, пФ |
Н.д. | Н.д. | 100 — 200 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Динамическая податливость, (х10-6 см/дин) |
10 | 15 | 20 | 6 | 7,2 | 15 | 15 | 14 | 12 |
Статическая податливость, (х10-6 см/дин) |
40 | Н.д. | Н.д. | 18 | 20 | Н.д. | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Масса, г | 6,5 | 5,7 | 8,2 | 6,5 | 6,5 | 10,5 | 7 | 7 | 10 |
Кантилевер | Al | Al | Н.д. | Al | B | Al | Al | Al | Н.д. |
Форма иглы | MicroLine | Эллипс 0,4 х 0,7 мм |
Vital | Эллипс 0,4 х 0,7 мм |
Эллипс 0,4 х 0,7 мм |
Эллипс, R 80 мкм |
Super Fine Line | Эллипс, R 18 мкм |
Эллипс |
Вертикальный угол, град. | 20 | 20 | 24 | Н.д. | Н.д. | 20 | 20 | 20 | Н.д. |
Трекинг, мкм* | 60/70 | 100 | 80/90 | 80/90 | 70/80 | 80/90 | 90/100 | 80/90 | 60/70 |
Возможность замены иглы | Да | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет |
Цена, руб.** | 9200 | 11165 | 11380 | 9200/ 12200 | 11200/ 14200 | 13950 | 9980 | 8000 | 9030 |
* Измеренное значение. ** Для головок Nagaoka также указана с шеллом.