All that jazz: 7 легендарных джазовых альбомов, которые стоит послушать

Chet Baker — Best Of Chet Baker

Чет Бейкер, по-моему — лучший джазовый трубач, какого носила земля. Его музыка, как правило, невероятно грустна, но это приятная светлая грусть. Продуктивная меланхолия, так сказать. ЛУчшая музыка, чтобы грустить о потерянной любви или посреди ночи готовить пасту с мидиями, попивая вино и пританцовывая на кухне, где нет штор и тебя видит весь двор. 

Еще Чет — типичный гений боп-эры, но в плохом смысле: сидел на героине и кокаине, был плохо приспособлен к реальной жизни и закончил жизнь самоубийством (хотя тут есть разные мнения — вплоть до убийства маниакальным фанатом). Кстати, он не только прекрасно играл на трубе, у него еще и прекрасный юношеский голос.  

A Love Supreme (1965) Джон Колтрейн

Одна из признанных вершин в творчестве великого саксофониста. В 1962 году сформировался так называемый классический квартет Джона Колтрейна — с Маккоем Тайнером на фортепиано, Джимми Гаррисоном на контрабасе и Элвином Джонсом на ударных. Квартет Колтрейна считается одной из наиболее значимых групп в истории джаза, а некоторые историки рассматривают его как наиболее влиятельный из всех джазовых ансамблей.

Колтрейн всегда любил экспериментировать, и несмотря на то, что в новом составе он временно вернулся к мягкому, традиционному звучанию, в альбоме A Love Supreme он соединил импульсивность хард-бопа с элементами модального и фри-джаза. Многие называют джаз Колтрейна религиозным — в своей музыке саксофонист боролся за духовную чистоту и непорочность, а за свой талант и мастерство выражал глубокую благодарность высшим духовным силам, о чем часто сам рассказывал со сцены.

Музыка

Феминизм и антимилитаризм: 5 женских гранж-альбомов, которые понравятся поклонникам Nirvana

Dale Cooper Quartet & The Dictaphones

Квартет из Бреста, небольшого города во Франции. Отличное дымное звучание и просто превосходный саксофон. Походит на импровизацию, которая осуществляется под спокойный и красивый ритм барабанов. Коллектив назван в честь Дейла Купера – вымышленного персонажа сериала «Твин-Пикс», специального агента ФБР. Одна из самых популярных привычек этого персонажа – запись своих мыслей и наблюдений на диктофон, с обращением к некой Дайане. Музыка этого квартета напоминает саундтреки к мрачным авторским фильмам Линча. Чистый Dark Jazz, который одинаково хорошо вмещает в себя как сэмплы – вырезки из различных фильмов, так и звуки саксофона, гитары и трубы. Отличная музыка.

Рекомендовано к прослушиванию: Parole de Navarre (2010)

The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert (1950) Бенни Гудмен

Музыканта Бенни Гудмена называют «королем свинга». Он был не только ярким кларнетистом и талантливым руководителем оркестра, но и одним из первых популяризаторов джазовой музыки — выступления его оркестра часто транслировали по радио. Также Гудмен стал первым руководителем ансамбля, в котором на сцене вместе выступали и белые, и черные музыканты.

Альбом The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert — это запись исторического концерта, который фактически ознаменовал собой успех джаза в так называемом большом свете: музыканты выступали в Карнеги-холле, легендарном концертном зале в Нью-Йорке. Эта площадка до сих пор считается одной из самых престижных в мире для исполнения классической музыки. Тогда джазовый оркестр впервые в истории сыграл на этой сцене. По этому альбому можно получить представление о джазе того времени — с его быстрыми темпами, стреляющими акцентами ударных, вихреобразными унисонами духовых и остроумными соло. Эта музыка до сих пор пользуется огромной популярностью на тематических джазовых танцевальных вечеринках по всему миру.

Grant Green «I Want to Hold Your Hand»

Гитарист Грант Грин много пил и содержал много детей, посему записывал альбомы для лейбла Blue Note с поразительной частотой. И — с поразительным уровнем качества (да-да, расхожую присказку «мастерство не пропьешь» — это сюда). Составы гриновские обычно очень простые: гитара, ритм-секция и какой-нибудь убойный солист, Юсеф Латиф, например…

Но мы не про это. Данный альбом с битловским названием (вышел в 1966, записан примерно годом ранее) — коммерчески внятная подборка каверов: The Beatles (угадай мелодию), Жобим (Corcovado), Speak Low… А играет вот кто: Хэнк Мобли на теноре, Элвин Джонс за ударными, а на органе — Лерри Янг, к которому мы вернемся ниже.

iTunes, Яндекс.Музыка

Джазовые аккорды на гитаре

В разучивании jazz-аккордов вам стоит запомнить одно простое правило – джазисты любят широкие трезвучия. Это означает, что вам надо научиться строить аккорды с различными ступенями. В первую очередь – септаккорды. Они получаются, когда вы добавляете в аккорд седьмую ступень, четвертый звук.

Кроме того, нужно освоить построение трезвучий со слешами – когда вы добавляете к тонике аккорда дополнительный интервал вниз, при этом получается переходный аккорд. Именно это стоит освоить перед тем, как начинать импровизировать.

Стоит также сказать, что легче всего это можно сделать с различными композициями – например, Stormy Monday, в которой можно увидеть пример джазовой прогрессии.

Ниже представлены примеры конкретных последовательностей.

Пример 1

Первая звучит довольно блюзово – поскольку выстроена по тем же самым правилам, что и гармонии в этом жанре:

Пример 2

Второй пример использует более широкие аккорды, за счет чего композиция начинает звучать как бы в движении «снизу-вверх»:

Пример 3

Пример ниже использует все стандартные джазовые аккорды вместе, благодаря чему вы сможете выучить их применение и постановку, чтобы в дальнейшем использовать их в песнях:

Пример 4

Кроме того, вам нужно понять, что такое обращения. Лучше всего это сделать на примере песни Stormy Monday. Вот ее стандартные аккорды:

Пример 5

Теперь мы используем обращение – прием, когда внутри интервала его верхний звук становится нижним, а нижний – верхним. Таким образом, септаккорды превращаются в нонаккорды:

Пример 6

Этот пример интересен тем, что основной тон мелодии всегда находится на второй струне. Это смесь из нонаккордов и септаккордов изначальной мелодии:

Miles Davis — Kind of Blue

Майлз Дэвис, наверное — самый известный из джазменов. Даже тот, кто не слышал его имя, слышал его музыку — где-нибудь в фильмах или даже ремиксах. На Дэвиса молились как на икону джазмены, рокеры, а потом и рэперы. Его называли «Пикассо в мире джаза» — и это чертовски удачное определение. Он был экспериментатором, каких поискать: оставил свой след в таких жанрах, как cool-jazz, джаз-рок, фьюжн и даже фанк. И везде сносил крышу современникам — в этом он был большой мастер. 

К сожалению, мне по душе лишь его период кул-джаза. Он отошел от него относительно рано — на фоне остальных работ даже кажется, что просто побаловался и пошел дальше. Но зато он оставил гениальный Kind of Blue, который можно слушать десятки раз и не устать. Это идеальная музыка для всего: для работы, отдыха и сонных размышлений о том, как устроена вселенная. Но лучше всего кул-джазовый Майлз идет в полночь. Обязательно попробуйте послушать его в полночь!

Somewhere off Jazz Street

Шикарная вещь. Совершенно удивительная ритмичность. Музыканты используют довольно нестандартные ходы. Технически музыка походит на оригинальный, импровизационный джаз. Саксофонист развлекается на записи, уводя мелодию в совершенно удивительные стороны. Ритм-секция поддерживает его, но всё же именно духовые являются главными в этом коллективе, хотя и клавиши играют заметную роль. Группа уводит нас куда-то в первую половину ХХ века, в какой-нибудь притон или темные узкие проулки Нью Йорка. Основателем этого электронно-джазового проекта является Баз Хендрикс. Удивительно, что вся музыка, которую ты слышишь в его альбомах, абсолютно вся, сыграна на клавишах. Баз не саксофонист, и он использует компьютер для предания своей музыки нужное звучание.

Рекомендовано к прослушиванию: Stories from Midnight Streets (2007) Beyond This (2009)

Art Blakey Moanin’

Еще одно «утро», но уже от Арта Блэки. Вообще, под конец жизни он поменял имя и стал зваться Абдулла ибн Бухаин, но все продолжали помнить его по старому имени. Будем так звать его и мы. Блэки — редкий типаж в мире бопа и хардбопа (моднейших джазовых жанров 50-х и 60-х). Он не сторчался на героине, не страдал от депрессий, не имел проблем с законом и не заводил себе смертельных врагов среди коллег. Он нашел себе другую зависимость: был трудоголиком. С 15 лет и до самого конца он шпарил в различных оркестрах и джаз-бендах, за что был безмерно уважаем, даром что барабанщик. 

Конкретно эта мелодия идеально отражает свое название. Под нее хорошо вставать утром, одупляясь ото сна. Сходил в туалет, умылся, бахнул чаю, закурил сигарету (опционально). Как раз можно уложиться в 9 минут 30 секунд. А еще в ней есть что-то вкрадчивое, что-то кокетливо-игривое. Что ассоциативно подводит нас к следующему джазмену, который напоминает мне Арта Блэки — Биллу Дженнингсу.

Ella in Berlin (1960) Элла Фицджеральд

Элла Фицджеральд — одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки, которую по праву называют «первой леди джаза». Ее уникальная способность имитировать звуки музыкальных инструментов поспособствовала популяризации скэта, который стал ее фирменной стилем исполнения. В 1942 году она стала первой женщиной, возглавившей большой музыкальный коллектив — оркестр Чика Уэбба, выступавший во время войны перед солдатами.

Концертный альбом Ella in Berlin считается одним из самых успешных в ее карьере. Во время исполнения песни Mack The Knife певица забыла слова, но настолько хорошо сымпровизировала, что в итоге получила две премии «Грэмми» в номинациях «Лучшее женское вокальное исполнение — сингл» и «Лучшее женское вокальное исполнение — альбом».

Head hunters (1974) Херби Хэнкок

Двенадцатый студийный альбом американского джазового пианиста Херби Хэнкока, который стал самым важным в творческой биографии музыканта и вошел в историю музыки как один из основополагающих альбомов в стиле джаз-фьюжн. В 2003 году журнал Rolling Stone включил этот альбом в книжную версию 500 величайших альбомов всех времен.

Херби Хэнкок долгое время входил в звездный хард-боповый состав Майлза Дэвиса, но ему хотелось уйти от фьюжна и вернуться к старому доброму фанку. Что он и сделал. Гений Хэнкока вернул джаз к танцевальной музыке после того, как музыкант добавил композициям звучание синтезаторов. К моменту издания на компакт-диске в 1992 году альбом Head hunters уже был самым продаваемым джазовым альбом в мире и стал источником вдохновения не только для джазменов, но также и для музыкантов, играющих фанк, соул и хип-хоп.

«Masada: Zayin» (1996, DIW)

John Zorn

https://youtube.com/watch?v=OA7GWVYxpMM

Какую только музыку не сочинял (и не продолжает сочинять) Джон Зорн — саксофонист, композитор, идеолог и гуру Даунтауна, нью-йоркской авангардной сцены. Для больших и малых академических составов, для фортепианного трио, для струнного трио, для гитары соло, для женского вокального ансамбля, для (условно) рок-группы, способной играть все на свете (впрочем, этим качеством отличаются, кажется, все музыканты, попадающие в орбиту Зорна). Его музыкальные интересы простираются от сёрфа до нойза, от регтайма до грайндкора. Иногда он и работающие с ним музыканты могут в течение двух или трех минут по-постмодернистски перескакивать из одного стиля в другой, от какофонии к благозвучию, от быстрых темпов к медитации и обратно. А бывают у него произведения, пришедшие как будто из предыдущих эпох — настолько удачно он чувствует всевозможные направления и интонации. В музыке квартета Masada Зорн сочетает принципы фри-джазового (см. главку про «A Love Supreme») ансамбля в духе одного из основоположников жанра Орнетта Коулмена и элементы мелодий и гармоний из музыки восточноевропейских евреев.

Эта «радикальная еврейская культура», как ее называет Зорн, оказалась одним из самых богатых источников в его творчестве. Ансамбля Masada, в котором вместе с ним играли трубач Дэйв Даглас, контрабасист Грег Коэн и барабанщик Джоуи Бэрон, нет уже больше пятнадцати лет, а композиции такой направленности Зорн продолжает сочинять для самых разнообразных ансамблей и музыкантов. Только что вышел 32-й (!) том второго цикла «песен Masada», а в следующем году нам обещают бокс из 11 дисков с композициями из третьего цикла.

The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble

Слегка электронное звучание, сдобренное большим количеством саксофона и скрипки. Заметное влияние в композициях «The Killimanjaro Darkjazz Ensemble» оказывает дарк-эмбиент со своей тягучей и мрачной атмосферой. Мелодии незаметно перетекают одна в другую и совершенно не привязывают тебя к определенному ритму и восприятию музыки. Джейсон Коэн впоследствии изменил название своего проекта на «The Mount Fuji Doomjazz Corporation», изменилась и сама музыка, которая направилась в сторону дарк-эмбиента и дум джаза.

Рекомендовано к прослушиванию: The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble (2006) From the Stairwell (2011)

Thelonious Monk — Live in Norway. 1966

Телониус Монк (или Манк, как вам удобнее) — безумный гений бибопа, который обожал странные шапки и действительно считал себя монахом джаза. Как и положено джазмену его эры, он жутко бухал и сторчался на героине, а на взгляд современников вообще не умел играть на своем фортепиано. Он держал пальцы прямо, как барабанные палочки, и щелкал ими по клавишам с таким исступлением, словно впал в транс. Телониус постоянно генерировал какие-то безумные идеи, которые тут же подхватывали его более успешные коллеги — из-за этого кто-то даже говорит, что Монк придумал бибоп, а остальные его просто украли. 

«Kind of Blue» (1959, Columbia)

Miles Davis

Не только одна из самых известных работ великого трубача Майлза Дэйвиса, но и одна из самых популярных пластинок в истории джаза. Около десяти лет назад она стала четырежды платиновой, количество проданных копий достигло по меньшей мере четырех миллионов. Это особенно интересно, поскольку джаз часто ассоциируется с чем-то бодрым, виртуозным, стремительным, а на «Kind of Blue» мы слышим музыку задумчивую, неторопливую, местами даже довольно тягучую. Тем не менее в ней дышит та же свобода, та же жизнь, что и в более энергичных джазовых записях — с импровизацией, неровностями и настоящим чувством. В записи альбома приняли участие саксофонисты Кэннонболл Эддерли и Джон Колтрейн и пианист Билл Эванс — серьезная сольная карьера двух последних началась как раз сразу после выхода пластинки. «Kind of Blue» считается одним из первых опусов так называемого модального джаза, в котором музыкальной основой являются не смены гармоний, а звуковые сочетания внутри лада, так что базовые ходы и импровизация могут быть построены фактически на одном аккорде с небольшими смещениями. Оказывается, что, пользуясь формально столь ограниченным набором средств и довольно скупо импровизируя (послушайте, например, соло Колтрейна в «Blue in Green»), можно достичь невероятного богатства оттенков.

В 2014 году в джазовом мире случился скандал: ниспровергатели основ из ансамбля со страшным названием Mostly Other People Do the Killing записали альбом, на котором воспроизвели все партии «Kind of Blue» один в один, то есть сделали на основе одного из главных джазовых произведений нечто, по сути противоречащее самому духу джаза.

Miles davis collection

0.0

Ваша оценка
0.0

Отменить оценку

DAVIS MILES
2008

«The Köln Concert» (1975, ECM)

Keith Jarrett

Обложка концертного альбома Кита Джарретта «The Köln Concert»

Пианист Кит Джарретт — одна из самых разносторонних и противоречивых фигур в истории джаза. Музыкант, постаравшийся глубоко погрузиться не только в джаз, но и в академическую музыку (в его репертуаре — «Хорошо темперированный клавир» Баха и «24 прелюдии и фуги» Шостаковича). Композитор, сочинявший для академических составов. Мультиинструменталист (помимо основного инструмента, фортепиано, Джарретт иногда играет на ударных, гитарах, органе, духовых инструментах). На одном из самых ранних альбомов он играет (и поет!) нечто, больше всего похожее на фолк-рок. А несколько лет назад он выпустил записи, которые можно было бы охарактеризовать как то ли фьюжн, то ли инструментальный калифорнийский рок, да еще и с элементами этнической музыки. В концертной деятельности в последние годы Джарретт сосредоточился полностью на двух форматах — трио с контрабасистом Гэри Пикоком и барабанщиком Джеком ДеДжонеттом и сольных выступлениях. С трио Джарретт занимался либо тотальной импровизацией, либо исполнением джазовых стандартов, то есть произведений, в течение десятилетий неизменно присутствующих в репертуаре большинства джазовых музыкантов. Но последние три года Джарретт уже и с трио не выступает. Сольные концерты пианиста — почти что парадоксальное явление для джаза: Джарретт выступает только в больших концертных залах и требует от публики абсолютной тишины. При этом во время исполнения ведет себя вызывающе — корчится и издает звуки, похожие на стон или писк. Сольные выступления Джарретта строятся почти исключительно на импровизации, причем нередко (как и в «Кёльнском концерте») медитативной, вокруг двух аккордов. Эта запись стала самым популярным сольным альбомом в истории джаза и самым популярным фортепианным альбомом в истории звукозаписывающей индустрии. Что особенно удивительно, если учесть, что концерт Джарретт давал поздним вечером, страшно усталый, страдая от болей в спине, и чуть не отказался выступать, узнав, что ему по ошибке предоставили для концерта старый инструмент с плохим звуком. Тем не менее, как можно слышать, пианист сделал все возможное и невозможное, чтобы выжать из неудачного рояля нужное звучание.

А новые сольные альбомы Джарретта продолжают выходить, и в ноябре нас ждет издание с записями концертов в Италии в 1996 году на четырех дисках

Keith Jarrett

0.0

Ваша оценка
0.0

Отменить оценку

jazz/blues

The Impulse Story

2006

Afro (1954) Диззи Гиллеспи

Пианист и руководитель одного из знаменитых джазовых оркестров Каунт Бейси говорил: «Гиллеспи создал 75% современного джаза». И многие с этим согласятся. В детстве Гиллепси освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, но особенно полюбил только один — трубу. В 18 лет талантливый музыкант начал выступать в клубах Филадельфии, а в 20 познакомился с саксофонистом Чарли Паркером, вместе с которым они в итоге создали абсолютно новое направление в джазе — бибоп.

Гиллеспи любил эксперименты и обладал абсолютно уникальной манерой исполнения на трубе, используя собственную технику дыхания, при которой щеки приобретали внушительный объем, а звучание становилось мощным и насыщенным. Альбом Аfro относится к тому периоду его творчества, когда он решил сделать акцент на афроамериканских корнях джаза (такую музыку называли афрокубинским джазом), благодаря чему создал абсолютно новое направление — латин-джаз. Аранжировки для альбома Afro сделал кубинский композитор Чико О’Фаррилл. В итоге перед нами лучшие образцы афрокубинской музыки — сочные, яркие и красочные.

Музыка

От Ареты Франклин до Адель: 10 великих соул-певиц, чьи альбомы стоит послушать

Igor Butman «Only Now» (Butman Music Records)

Apple Music | Spotify | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка

Комментарий Анны Филипьевой:Первый альбом российского саксофониста в качестве лидера за пять лет (и 18-й в его дискографии) приурочен к его 60-летию. На протяжении всего альбома в записи участвуют барабанщик Антонио Санчес (фильм «Бёрдмен» и Pat Metheny Group) и гитарист Евгений Побожий; остальные участники чередуются — то это квартет с Мэттом Брюэром на басу, то квинтет с легендарным басистом Эдди Гомесом и пианистом Олегом Аккуратовым, который ещё и поёт в одном треке. Российский джазовый тяжеловес запечатлен здесь во всей своей красе: зрелый, как выдержанный виски, и стилистически невероятно разнообразный. Мощь его игры поддерживается разнообразием ансамбля «два в одном», где каждый участник сам по себе звезда (независимо от того, всемирно ли он известен или пока находится в переходе от отечественной славы к всемирному признанию), но неистовая интенсивность непрерывного ритмического диалога Бутмана с Санчесом делает эту запись особенно увлекательной.

Matthieu Jouan, Citizen Jazz (Франция):

Steven Bernstein’s Millennial Territory Orchestra «Tinctures In Time (Community Music Vol. 1)» (Royal Potato Family)

Apple Music | YouTube

Комментарий Хеннинга Болте:Трубач Стивен Бернстайн как инструменталист и талантливый аранжировщик глубоко погружён в сформировавшее его манеру наследие фундаментализма американского Юга, его звук и чувства. Его неотразимые медные духовые «пачки» идут от Литтл Ричарда с его духовой секцией, основанной на баритон-саксофоне, и от Левона Хелма позднего периода с его могучим полночным рокотом, и от изобретательности Хала Уиллнера… Это первая часть цикла из четырёх работ, сыгранных звёздным составом Millenium Territory Orchestra.

Patrik Sandberg, JAZZ (Швеция):

What a wonderful world (1967) Луи Армстронг

Благодаря игре Луи Армстронга труба появилась в качестве сольного инструмента в джазе, а сам джаз превратился в серьезную форму искусства. What a wonderful world — один из последних альбомов музыканта. Он был выпущен, когда расовые волнения в США достигли апогея, беспорядки прокатились практически по всей стране, была угроза еврейских погромов, был введен комендантский час, страна стояла на пороге гражданской войны, начались протесты против войны во Вьетнаме. Несмотря на это, альбом получился полным оптимизма и тепла. Это и было целью музыканта.

Одноименный сингл с альбома знают все — даже те, кто очень далек от джазовой музыки. На одном из своих концертов, перед исполнением этой песни Луи Армстронг сказал: «Некоторые из вас, молодые люди, говорят мне: „Эй, батя, о чем ты, какой прекрасный мир? А как насчет всех этих войн повсюду, ты их тоже называешь прекрасными?“ Но как насчет того, чтобы минутку послушать старого батю? Мне кажется, это не мир так плох, а то, что мы делаем с ним, и все, что я хочу сказать: посмотри, что за прекрасный мир мог бы быть, если бы мы дали ему шанс. Любовь, детка, любовь. В этом весь секрет».

Bohren & der Club of Gore

Наверное, самый известный коллектив из представителей жанра, что, собственно, неудивительно: всегда высокий уровень и очень продуманная композиционная составляющая. Слушать их – одно удовольствие. Дебютный альбом был записан в 1994 году за один день, тогда свой стиль они назвали Horror Jazz, но впоследствии их начали относить к тёмному джазу. По сути, они и первопроходцы этого стиля. Во многом именно благодаря им ты можешь услышать творчество остальных коллективов этого жанра. Инструментальная музыка, в которой нет ни одного лишнего элемента и которая обладает просто дичайшей силой. Гипнотичность и скупость явных музыкальных элементов роднят их стиль с эмбиентом, но это не эмбиент. По своей сути, у Bohren & der Club of Gore присутствует мелодия, которая просто чрезвычайно медленна. Но её и не хочется ускорять – она и так крута и справляется со своей работой.

Рекомендовано к прослушиванию: Black Earth (2004) Dolores (2008)

Medeski Martin & Wood «End of the World Party (Just in Case)»

Когда в 2004 году вышел этот альбом, американский джем-бэнд Medeski Martin & Wood находился на пике славы, популярности, и даже — моды. Это даже по попсовым меркам была довольно успешная группа — стадионы собирали, билеты разлетались. Казалось, нет никого круче них и интереснее/свежее их смеси прямолинейных рок-риффов, лихих импровизаций, потусторонних диссонансов и грува такого головокружительного, что даже подташнивает, как на пьяной карусели… Ну то есть — свободы. Полного ощущения «лабаю чего хочу».

И, конечно, этот звук — смесь дебильной радости и щемящей тревоги. Его коллективный творец — клавишник/пианист Джон Медески (в его арсенале все породистые «клавы», от хаммонда B3 до меллотрона и нормального рояля «Стейнвей»), барабанщик Билл Мартин и басист Крис Вуд. Плюс Марк Рибо в четырех песнях придает еще больше психоделичности, хотя куда уж больше.

iTunes, Яндекс.Музыка

Arbenz, Vistel, Moutin «Conversation #4 — Vulcanized» (Hammer Recordings)

Apple Music | YouTube | Bandcamp | Spotify | Deezer

Комментарий Яцека Бруна:Швейцарский барабанщик Флориан Арбенц, больше всего известный по работе с трио VEIN и с американскими тяжеловесами типа Дейва Либмана и Грега Осби, приступил к выпуску 12 альбомов с 12 разными партнёрами. В студии Hammer Studio, которую он сам построил в Базеле, он собирает и тех музыкантов, с кем работал много лет, и тех, кем только восхищался издалека. Тщательно спланированная серия, конечно, зависит от вдохновения и творческого духа музыкантов, которых им удаётся добиться в день встречи. На четвёртом альбоме серии представлены кубинский саксофонист Майкель Вистель (Maikel Vistel) и легендарный французский басист Франсуа Мутен (François Moutin). Хотя использованы сложные музыкальные средства, музыка привлекательна и доступна: играют мастера своего жанра!

Jan Granlie, Salt Peanuts (Норвегия-Дания):

«Tuesday Wonderland» (2006, ACT Music)

Esbjörn Svensson Trio

Последний студийный альбом выдающегося шведского трио, выпущенный при жизни его лидера, пианиста Эсбьорна Свенссона, погибшего на 45-м году жизни во время занятий подводным плаванием. (Кстати, последний концерт трио состоялся в Москве.) Свенссон ушел в момент расцвета (неизданных студийных записей хватило еще на два альбома, вышедших после его смерти), и альбом «Tuesday Wonderland» наглядно это демонстрирует. Свенссон, впрочем, и раньше успел доказать, что фортепианное трио, по формальным признакам неотличимое от традиционных джазовых ансамблей с таким же составом, способно с успехом выступать в рок-клубах и на стадионах, попадать со своими клипами на MTV, фигурировать в хит-парадах наравне с поп-артистами. Возможно, одна из главных причин успеха трио заключалась в умении Свенссона сочинять мелодически простые и привязчивые пьесы, используя элементы разных музыкальных языков. Джаз для Свенссона был лишь одним из компонентов в сочинении музыки, и, конечно, музыка трио (и многих других ансамблей, пошедших по его стопам) стала очередным поводом для обсуждения, где джаз кончается. Действительно, некоторые произведения e.s.t. можно смело назвать рок-композициями, в других очевиден элемент эмбиента, а, например, «Fading Maid Praeludium», открывающая альбом «Tuesday Wonderland», начинается как сочинение эпохи романтизма, а затем превращается в металлический медляк. Кроме того, участники трио обильно использовали различные способы обогащения звучания, вплоть до электронных приспособлений. И все же истинный джаз хоть явно, хоть незримо, но присутствует в музыке Свенссона как дух свободы, легкость, склонность к переменам — да порой и как свинговое начало, особенно в импровизации.

После гибели пианиста его соратники, контрабасист Дан Берглунд и барабанщик Магнус Эстрём, основали каждый свой ансамбль, со своим почерком и своим языком.

Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?

Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов

Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко

Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.

«Light as a Feather» (1973, Polydor)

Chick Corea and Return to Forever

https://youtube.com/watch?v=a_OEJ0wqt2g

Клавишник Чик Кориа руководил и руководит ансамблями различной направленности. Есть среди них те, в звучании которых больше электричества и фьюжн, есть акустические, в большей степени наследующие традиционному джазу. Ансамбль же Return to Forever в разные периоды звучал совершенно по-разному. Известнее всего состав с Элом Ди Меолой на гитаре — записи середины 1970-х считаются классикой фьюжн и/или джаз-рока. Первый состав Return to Forever — совсем другой. Гитары здесь нет вовсе, основной солирующий инструмент, помимо электропиано, — флейта или (реже) саксофон Джо Фаррелла. Важнейшая составляющая — бразильский колорит, который привносит супружеская пара: певица Флора Пурим и перкуссионист Аирто Морейра. Звучание альбома облегченное и порхающее (второй постоянный участник ансамбля, Стэнли Кларк, еще не переключился с контрабаса на бас-гитару). Голос Пурим с богатым диапазоном как нельзя лучше вписывается в общую ткань. Обволакивающий в композиции, давшей название альбому, заводящий в «You’re Everything» (с этого номера начинается пластинка), как будто изломанный, но приводящий в единственно возможную точку в «500 Miles High». Но еще более он уместен в номерах без текста — «Captain Marvel» и особенно великой «Spain», где уже воспринимается просто как один из инструментов, без которого идеальное звучание этого произведения, похоже, невозможно (хотя Кориа неоднократно исполнял его с другими составами как инструментал). «Spain» начинается с вдумчивой, прочувствованной цитаты из «Аранхуэсского концерта» для гитары с оркестром испанского композитора Хоакина Родриго — и вдруг неожиданно откуда-то обрушивается клавишный каскад, а потом вступает голос, и тебя подхватывает этот поток, и ты уже, наверно, никогда не забудешь эту музыку.

The Chick Corea Songbook

0.0

Ваша оценка
0.0

Отменить оценку

jazz/blues

Manhattan Transfer

2010

«Lady Sings the Blues» (1956, Clef)

Billie Holiday

Не так уж легко выбрать лучшую запись этой удивительной певицы. Сильно отличается от других в ее дискографии пластинка «Lady in Satin», последняя, вышедшая при жизни Билли Холидей: здесь ей помогает большой оркестр под управлением Рэя Эллиса с обилием струнных. Общее звучание душещипательное, но по-салонному приглаженное — и только неповторимый голос певицы как будто выпадает из всей этой стерильности и одновременно как будто оправдывает ее существование. К этому времени голос Холидей, сильно изменился — ослабел, стал хрипловатым, более дрожащим, — и все же это был ее голос, ни с чем не сравнимый, ни во что не вписывающийся, завораживающий этой своей естественной кривизной, непоставленностью, странностью. «Lady in Satin» показала, как Билли Холидей в любом антураже остается самой собой. Но раз уж мы говорим о джазовых пластинках, наверное, уместнее предложить запись Холидей в сопровождении джазового ансамбля. Тем более что некоторые аккомпаниаторы здесь заслуживают отдельного упоминания: пианист Уинтон Келли, гитаристы Кенни Буррелл и Барни Кесселл, барабанщик Чико Хэмилтон. Самые важные треки на альбоме — наверное, первый, давший ему название и сразу погружающий нас в привычное для Холидей состояние ироничной обреченности, этакого пограничного состояния между мажором и минором, — и пронзительная «Strange Fruit», посвященная жертвам линчевания.

Jack McDuff «Walk On By»

Еще один альбом золотого века органных трио — 1966 год, издатель — элитарный джаз-лейбл Prestige. Джек Макдафф по прозвищу «Братец» или «Капитан» — один из главных органистов джаза, говоря по-простому. Этот альбом назван по известной песне Берта Баккара, которая тут есть; также несколько оригинальных треков и каверов.

Здесь — совсем большой стиль: духовые и даже оркестр. Один из участников записи — гитарист Пэт Мартино. Он, кстати, приезжал в Москву со своим органным трио незадолго после кризиса 2008 года. Автору этих строк удалось тогда с ним пообщаться. Я спросил, возвращается ли мода на органные трио, и он ответил, что очевидно да: такие составы круто звучат, а возить их легко и дешево: фактически группа возит только гитару, барабаны и орган получают на месте, по райдеру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: