Симулятор терменвокса
Существует пример симулятора или эмулятора терменвокса, использующего естественный человеко-машинный интерфейс Kinect для Xbox 360 , способный распознавать движения тела, разработанный дизайнером Кеном Муром. Жан Жирвес предложил в 80-х годах систему (LUM), в которой световые лучи используются для отслеживания движений танцора и создания соответствующих звуков с использованием различных устройств преобразования. Существует компьютерная программа, имитирующая терменвокс мыши.
В 9 марта 2016 г., Google предлагает дудл к 105-летию со дня рождения Клары Рокмор, известной терменвокса. Это позволяет пользователю играть на терменвоксе через браузер с помощью мыши. В частности, он позволяет вам выбрать несколько настроек, таких как используемая тональность , шкала , октава или тембр инструмента.
Схемы[править]
30px Великая страна, уничтоженная Америкой | |
---|---|
Мета | In Soviet Russia ★ Восьмидесятые ★ Клюква ★ Коммунизм ★ Сверхдержава ★ Совок (Совкосрач) ★ СССР |
Вожди | Ленин ★ Сталин ★ Хрущёв ★ Брежнев ★ Горбачёв |
Ум, честь и совесть эпохи | Булгаков ★ Высоцкий ★ Гагарин ★ Гоблин ★ Гутник ★ Жуков ★ Калашников ★ Кола Бельды ★ Космодемьянская ★ Кукрыниксы ★ Летов ★ Лысенко ★ Павлик Морозов ★ Панфиловцы ★ Стаханов ★ Хиль ★ Циолковский ★ Цой ★ Чапаев |
Враги народа | Бандеровцы ★ Берия ★ Власовцы ★ Ежов ★ Диссиденты ★ Лоза ★ Мао ★ НАТО ★ Николай II ★ Новодворская (Vnovodvorskaya) ★ Пассажиры корейского Боинга ★ Резун ★ Солженицын ★ Тальков ★ Тонька-пулеметчица ★ Троцкий ★ Тухачевский ★ Ходжа ★ Чикатило ★ И примкнувший к ним Шепилов |
Культурно-развлекательные мероприятия | Red Alert ★ Алкоголизм (Слеза комсомолки и прочий самогон) ★ Баня ★ Бесконечное лето ★ В мире животных ★ Детский лагерь ★ Закручивать гайки ★ Из спичек и желудей ★ ★ Космическая гонка ★ Ламбада ★ Мессинг ★ Московская Олимпиада ★ Неуловимые мстители ★ Ритмическая гимнастика ★ Советские игрушки ★ Советское кино (Иван Васильевич меняет профессию ★ Ирония судьбы ★ Кин-дза-дза ★ Бриллиантовая рука) ★ Марш авиаторов ★ Советская мультипликация (Винни-Пух ★ Черкасский ★ Ёжик в тумане ★ Карлсон ★ Ну, погоди! ★ Падал прошлогодний снег) ★ Советские плакаты (Не болтай! ★ Нет! ★ Родина-мать ★ Ты записался добровольцем?) ★ Херлуф Бидструп |
Достижения науки и техники | S-90 ★ АК-47 ★ Беломор ★ Брежневка ★ Варёнки ★ Гитара «Урал» ★ Дембельский альбом ★ Дирижабль Киров ★ Дотянулся проклятый Сталин ★ Ковёр ★ КТ315 ★ Кузькина мать ★ Мавзолей ★ Ми-24 ★ Миллиард расстрелянных лично Сталиным ★ Мирный советский трактор ★ Мотоцикл «Урал» ★ Общепит ★ Освоение Антарктиды ★ Отечественный автопром ★ Отечественный производитель ★ Полет Леваневского ★ Посадка Ту-124 на Неву ★ Почтовый ящик ★ ППШ ★ Противогаз ★ Т-34 ★ Т-35 ★ Терменвокс ★ Ту-154 ★ Ту-160 ★ Хрущёвка ★ Чернобыль ★ Членовоз ★ Чугуний ★ Шишига |
Несущественные недостатки | 101-й километр ★ Аэрофлотовская курица ★ В СССР секса нет ★ Вражеские голоса ★ Дефицит ★ Добровольно-принудительно ★ Железный занавес ★ Квадратно-гнездовой способ мышления ★ Колыма ★ Комбинат «Маяк» ★ Нет, Молотов! ★ Очередь ★ Пакт Молотова-Риббентропа ★ Плановое отключение ★ Политрук ★ Пропаганда ★ Прописка |
Мемы | 3,62 ★ 1000 мелочей ★ Ведро компрессии ★ Вентиляторный завод ★ Ветеран Куликовской битвы ★ Всё прогрессивное человечество ★ Вписка ★ Генеральная линия партии ★ Глобус Украины ★ Граждане СССР ★ Дважды еврей Советского Союза ★ До чего Сталин страну довёл ★ Жить стало лучше, жить стало веселее ★ Загнивающий капитализм ★ Зато мы делаем ракеты ★ Звёздочка ★ Игрушки, прибитые к полу ★ Как я провёл лето ★ Книга о вкусной и здоровой пище ★ Ковёр ★ Маленький мальчик… ★ Не имеющий аналогов в мире ★ Не читал, но осуждаю ★ Обезьяна с гранатой ★ Обработать напильником ★ Первый и последний не предлагать ★ По многочисленным просьбам трудящихся ★ Победа вопреки ★ Предыдущий оратор ★ Приковать к пулемёту ★ Продажная девка империализма ★ Советский Союз — самый советский союз в мире! ★ Советские мемы ★ С точки зрения банальной эрудиции… ★ Фарцовка ★ Челноки ★ Человек и пароход ★ Чувство глубокого удовлетворения |
Быдло любит, просветлённые отрицают | |
---|---|
Вообще | Made in China • Быдлодевайс • Защита от дурака • Консоли • Мегапиксель • Мобилодрочер • Планшет • Поебень • Радиолюбитель • Свистелки и перделки • Экономители • Эльдорадо • Тёплый ламповый звук • Яблочник |
Техника обычная | Android • ASUS EEE • Dreamcast • iPhone (китайский) • Kirby • N-Gage • PSP • RTX • Windows Phone 7 • Windows Phone 8 • x86 • Айпод • Айпэд • ГЛОНАСС (Навител) • Говнозеркалка • Зомбоящик • Квадрокоптер • Маршрутизатор (Циска) • Терморектальный криптоанализатор |
Воображаемая | QRBG121 • Вымышленные приборы • Детектор • Лятор • Машина времени • Машина Судного дня • Приборчик • Стрелка осциллографа |
Ископаемая | 3dfx • Amiga • Brick Game • MSX • Nokia 3310 • VHS • S-90 • Дискета • Магнитофон • Пейджер • Резонатор Гельмгольца • Спектрум • Тамагочи • Терменвокс • Юность КП101 |
Пользователи | An Hero • Ru mac • Жарков • Стиллавин • Тупые свитчеры • Элен Файс • Эльдар Муртазин |
Прочее | Кактус • КТ315 • Мануал • НЛ-10 • Рингтон • Силумин • Тяни-толкай |
Очень необычный портативный мультимедиа-комплекс
Это хитроумное устройство стоило в начале 2000-х баснословных денег – 1 500 $, выглядело из рук вон необычно и должно было ускорить приближение будущего, которое мы видели в фантастических фильмах.
Xybernaut Poma Wearable PC – хитроумное приспособление, которое состояло из устройства обработки Windows CE (и в комплекте с карманными версиями Internet Explorer, Outlook, Windows Media Player и Word), оптической мыши и цветного дисплея, установленного на оголовье, которое позволяло просматривать изображения размером 800 x 600 прямо на ходу.
Судя по тому, что никто ни с чем подобным по улицам не ходит, вариант также ушел в небытие. А ведь выглядел передовым.
Терменвокс и музыка
Изначально терменвокс позиционировался самим Львом Терменом как инструмент для исполнения классической музыки. Но с развитием музыкальной культуры его стало можно услышать практически во всех жанрах и стилях.
В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где под аккомпанемент джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погрузил слушателя в космические глубины, которые на тот момент казались такими далекими. В будущем Нил Армстронг взял эту музыку с собой, в полет на Луну.
Не обошли стороной этот удивительный инструмент и всем известные Led Zeppelin — с его помощью они создавали для своих композиций неповторимую атмосферу.
Терменвокс и другие инструменты, сконструированные на его основе, хорошо вписались во многие направления музыки. Звуки, которые при должной сноровке можно было извлечь из терменвокса, использовались для создания различных эффектов а-ля «ангельское пение», пение птиц или даже ошеломляющего рева мотора.
Из представителей современной музыки можно привести в пример коллектив IWKC (I Will Kill Chita).
Неким апогеем популярности этого инструмента стало событие, которое произошло в 2001 году. Неутолимая жажда человечества познакомиться с себе подобными (или, может, совсем не подобными) формами жизни, не утихающая уже достаточно долгое время, заставила ученых отправить послание к далеким звездам с помощью мощного радиотелескопа, находящегося недалеко от города Евпатория.
В одной из частей послания содержалась музыка, которая, по мнению ученых, способна передать эмоциональную составляющую жизни человечества. И музыка эта была исполнена с помощью того самого терменвокса! В путешествие отправился фрагмент из «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, романс в исполнении Е. Шашиной «Выхожу я на дорогу» на слова Лермонтова и другие композиции.
На сегодняшний день терменвокс тоже не забыт. Продолжает его популяризировать Петр Термен — правнук Льва Термена. Он же является руководителем школы терменвокса в России и одним из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире.
Терменвокс, обладая такой впечатляющей биографией, безусловно, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.
Принцип
Звук создается из электрического сигнала, генерируемого гетеродином генератора на электронные лампы . Два высокочастотных сигнала (один фиксированный на 170 кГц , другой переменный от 168 до 170 кГц ) объединяются, чтобы сформировать биение и обеспечить звуковой сигнал от 20 до 20 000 Гц .
Эффект емкости, создаваемый телом игрока рядом с антеннами, влияет на генерируемую частоту, так же как человек, перемещающийся по комнате, может влиять на качество приема радио или телевидения. Эта характеристика находит хорошее применение в терменвоксе, а комбинация двух рук, одна из которых регулирует громкость, а другая — высоту ноты, создает необычные звуковые эффекты.
Терменвокс с одним осциллятором — это монодический инструмент . Его тембр, который нельзя изменить, напоминает человеческий голос или музыкальную пилу .
Медиаплеер, давший новый импульс развития Майкрософт
За добрых шесть лет до того, как владельцы Samsung Galaxy S3 могли обмениваться файлами, подключая свои устройства друг к дружке, Microsoft позволила меломанам обмениваться песнями по Wi-Fi с появлением оригинального медиаплеера Zune.
Ответ Microsoft на iPod действительно опередил свое время. К сожалению, эта инновационная форма социальных сетей заставила звукозаписывающие компании так понервничать, что владельцы Zune могли воспроизвести общий трек всего три раза, прежде чем он исчезал…
Хотя iPod touch позже сокрушит франшизу Zune, строгий и приятный в работе интерфейс плеера вдохновил как внешность Windows Phone, так и ОС Windows 8.
Классический терменвокс
В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя.
Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.
Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена — американка Клара Рокмор. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина (родственница Льва Термена).
Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект TOUCH! DON’T TOUCH!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса (Wergo, 2006).
Терменвокс в популярной культуре
Хотя сам Лев Термен видел терменвокс классическим инструментом и всячески поддерживал воплощение этой идеи на родине, в Америке с 1940-х годов его ждала альтернативная история. В 1945 году звукорежиссер Миклос Рожа использовал терменвокс для записи саундтрека к триллеру Альфреда Хичкока «Завороженный». Зловещая композиция получила «Оскар» за лучший саундтрек, чем приумножила популярность советского инструмента среди создателей кинолент в жанре хоррора и научной фантастики. В 1960-ые терменвокс то и дело можно было услышать в фильмах про вампиров или пришельцев. Сегодня терменвокс звучит в диснеевском сериале «Локи» с Томом Хиддлстоном. Жуткий эффект, легко воспроизводимый терменвоксом, очень нравился и рок-музыкантам. Его активно использовали Led Zeppelin и Pink Floyd.
«Терменвокс принято считать точкой отсчета для истории мировой электронной музыки, он стал первым в мире концертным электромузыкальным инструментом и первым электромузыкальным инструментом, появившимся в массовой продаже. Лев Термен был избран почетным членом всемирной Ассоциации электроакустической музыки в 1980-е, это была своеобразная дань ему от мирового электроакустического сообщества. В 1989 году в Москве прошла встреча Термена с британским музыкантом-электронщиком Брайаном Ино. Как говорил Ино, для него встреча с Львом Сергеевичем была историческим событием. Он взял с собой небольшой аналоговый синтезатор, который, как ему казалось, должен был произвести большое впечатление на Льва Термена. По мнению Ино, в истории произошла своего рода музыкальная эволюция: от терменвокса к клавишному синтезатору. Лев Сергеевич подошел к этому инструменту, нажал несколько клавиш, вежливо сказал «очень хорошо» и больше не подходил. Брайан Ино вспоминает, что в этот момент он понял, это не та вещь, которая может произвести впечатление на изобретателя терменвокса. Сейчас мы видим, что несмотря на большую историю электронной музыки и технический прогресс, терменвокс остается уникальным инструментом, с которого, с одной стороны, началась электронная музыка, но, с другой стороны, к которому электронная музыка до сих пор только стремится. Терменвокс — это живое и непосредственное управление звуком, тончайшими его нюансами. Сегодня есть целый ряд современных контроллеров звука, которые стремятся к чему-то подобному, но пока что это только шаги в сторону терменвокса», — считает Пётр Термен.
Рекомендации
- (in) Леон Терменвокс, , на сайте sites.google.com (по состоянию на 22 марта 2020 г. )
- (ru) Jewish.ru, , на forumdaily.com ,3 марта 2018 г.(по состоянию на 22 марта 2020 г. )
- ↑ и (ru) « Изобретения и изобретатели России», , на Inventor.perm.ru (по состоянию на 24 марта 2018 г. )
- (in) на www.moogmusic.com (по состоянию на 28 июня 2015 г. )
- (in) на www.moogmusic.com (по состоянию на 26 ноября 2018 г. )
- (in) на school.theremintimes.ru (по состоянию на 14 ноября 2020 г. )
- (in) on petertheremin (по состоянию на 14 ноября 2020 г. )
- (in) новый на pameliastickney (по состоянию на 14 ноября 2020 г. )
- (in) на katicaillenyi.com (по состоянию на 14 ноября 2020 г. )
- (in) на lydiakavina.com (по состоянию на 14 ноября 2020 г. )
- (in) на carolinaeyck.com (по состоянию на 14 ноября 2020 г. )
- (in) на mandarinelectron.jimdofree.com (по состоянию на 14 ноября 2020 г. )
- (in) на peterpringle.com (по состоянию на 14 ноября 2020 г. )
- (in) на www.youtube.com (по состоянию на 27 июня 2015 г. )
- « Счастливая ошибка винила « Императрица »», Clique.tv ,14 сентября 2016 г.
- (in) Кен Мур, на kenmooredesign.blogspot.com ,9 января 2011 г.(по состоянию на 30 ноября 2020 г. )
- Бернар Ориоль, La Clef des Sons: элементы психозвука , L’Union, Eres,1991 г., 287 с. , стр. 179
Терменвокс
Россия может по праву считать себя родиной электронной музыки. Это не просто громкое заявление: к рубежу XIX–XX веков упоение новыми возможностями, которые открывал электрический сигнал, привело к тому, что здесь появились смелые люди, визионеры, которые считали, что вообще все можно делать по-другому — в том числе и музыку.
Первым таким человеком в России стал изобретатель, инженер и физик Лев Термен. В его жизни были и слава, и популярность, и богатство, и общение с выдающимися умами своего времени, и сталинские лагеря. В 1919 или 1920 году (в разных источниках даются разные даты. — Прим. T&P) Термен занимался измерением диэлектрической постоянной газов и случайно изобрел один из первых электромузыкальных инструментов. Название «терменвокс» (буквально: «голос Термена»), данное ему одним журналистом, оказалось удачным и прижилось.
Впрочем, к моменту появления терменвокса идея о том, что принципы извлечения звука могут быть связаны с электричеством, уже существовала. В конце XIX века в США изобрели телармониум — один из праотцов нынешних синтезаторов. Он представлял собой несколько комнат, забитых аппаратурой, и весил порядка 200 тонн, поэтому его концертная судьба была под большим вопросом. По сути, телармониум был органом с электроусилением звука. А терменвокс — полностью электронный инструмент. У него есть две антенны (одна регулирует высоту тона, другая — громкость) и электромагнитное поле, которое изменяется в зависимости от появления внутри него какого-то объекта. От изменения условий меняется и звук, который издает аппарат. Революционность терменвокса в том, что до сих пор это один из немногих пространственных музыкальных инструментов. Интуитивно понятно, как на нем играть.
В США Лев Термен изобрел еще несколько не менее оригинальных электромузыкальных инструментов. В частности, в 1931 году по заказу композитора Генри Кауэлла появился ритмикон — по сути, первая драм-машина. Потом у Термена была идея терпситона — инструмента, вдохновленного его браком с афроамериканской танцовщицей и идеями слияния музыки и хореографии. Увы, этот инструмент Термен так и не смог реализовать: Советское государство почти насильно забрало его из США. Есть разные версии, почему так случилось, одна из них говорит о провале его агентурной сети.
Это уже был не тот Советский Союз, из которого Термен уезжал и где он был знаком с вождем коммунизма. Лев Сергеевич по-прежнему оставался ценным кадром для Советского государства: он изобрел хитроумные шпионские системы, позволившие КГБ собирать информацию. Однако, несмотря на это, Термен не избежал участи, постигшей многих во время сталинского режима, — попал в ГУЛАГ. Но благодаря своим изобретательским способностям вскоре оказался в привилегированной шарашке, где ученые работали на Туполевское конструкторское бюро. Так Термен провел войну и послевоенные годы, пока не был реабилитирован. После этого он прожил долгую жизнь. Его девизом даже был палиндром «Термен не мрет». Умер он в 1993 году, прожив 97 лет.
История[править]
Терменвокс с планеты Плюк. Скрипач не нужен
Появление данного творения наделало нехилого шуму, а советские газеты того времени разразились пафосными статьями, суть которых кратко можно описать как «Вот наш великий и могучий ответ загнивающему капитализму». Кипеж не мог не привлечь пристального внимания правящей верхушки, и в 1922-м автор вместе с девайсом был приглашён на приём лично к Ленину, где долго объяснял последнему принцип работы устройства. Вождь пролетариата сильно удивился и попробовал сыграть на девайсе «Жаворонка» Глинки, от чего пришёл в непеедаваемый востоrг.
sm |
— Александр Васильев из Сплина на новосибирском концерте шутканул: «Лев Термен в 20х годах его изобрёл, принёс к Ленину, сыграл на нём, и Ленин, увы…», после чего зал, как и ожидалось, лёг. |
А вот коллеги Термена по работе удивились не сильно, сказав, что нет ничего особенного в том, что «Термен играет Глюка на вольтметре», хотя позже взяли слова обратно.
Интересно описывает терменвокс и его изобретателя замечательный академик-ракетчик Черток (заместитель Королёва) в своих мемуарах:
В 20 годы изобретатель руководил радиокружком и частенько пиздил пионеров (в число которых и входил Черток), желающих помузицировать. Данный прибор настолько запомнился академику, что в 1990-м году при его случайной встрече с изобретателем (когда одному было 78 лет, а второму, наверно, под 90) он попросил дать ему уроки игры. |
Что собой представляет[править]
Нажмите для проигрывания
Для тех, кому лень читать этот раздел
Клавиши, струны и кнопки, за исключением питания и ручек настройки, на инструменте отсутствуют как таковые, вместо них же торчат вертикальная антенна с правой стороны и горизонтальная в форме дуги — с левой. Изменением расстояния от руки до правой антенны регулируется частота звука (чем дальше рука, тем ниже звук, хотя в некоторых вариантах наоборот), от руки до левой антенны — громкость, то есть инструмент сей — монофонический и одноголосный, издающий в результате размахивания руками гудение, пищание и завывание разных интонаций, неслабо доставляя многим любителям музыки своей оригинальностью. Причина проста: большинство тех самых любителей — школьники, которые о существовании столь неординарного инструмента либо не в курсе совсем, либо что-то слышали, но не знают, что он собой представляет и как звучит. Музыканты используют его редко, и чуть реже, чем всегда — для выпендрёжа и разрыва шаблона у слушателей. Олдфагов терменвоксом не удивишь, так что, дорогой мой музыкант, если ты решил на нем играть, сразу ориентируйся на соответствующую целевую аудиторию. Хотя, тащемта, играть на сабже без лажи можно только с хорошо развитым слухом.
Сила трех
Огромный вклад в популяризацию терменвокса еще при жизни его создателя (Термен прожил 97 лет и умер в 1993 году) внесли три женщины-музыканта — Люси Бигелоу Розен, Клара Рокмор и Наталья Термен. Люси Бигелоу Розен часто называют «апостолом» электромузыкального инструмента, она пропагандировала его использование в 1930-1940-ые, выступая с концертами в Европе и США. Виртуозная скрипачка Клара Рокмор познакомилась с Терменом и его изобретением в 1927 году. Именно ее стараниями терменвокс в США стал восприниматься как серьезный академический музыкальный инструмент. Многие музыканты до сих пор считают ее единственным виртуозом в истории инструмента. Наталья Термен, дочь Льва Термена, еще в 1980-1990-е выступала в России, Европе и Америке с академическим репертуаром. Многие выступления проходили совместно с отцом — Наталья играла музыку Баха, Генделя, Чайковского, Дебюсси, Рахманинова и современную музыку для терменвокса. Сегодня Наталья Львовна продолжает работать с терменвоксом и выступать. Она является куратором Школы терменвокса и председателем Санкт-Петербургского общества терменвокса.
Наталья Термен, дочь Льва Термена, исполнитель на терменвоксе: «Папа безусловно сохранял очень хорошие отношения с Люси Розен и Кларой Рокмор. Конечно, у этих исполнительниц были разные подходы к терменвоксу, папа всегда особенно выделял Люси Розен. По ее заказу написано множество произведений для терменвокса, до сих пор жемчужиной репертуара является «Фантазия» Богуслава Мартину для терменвокса, гобоя, струнного квартета и фортепиано. Папу всегда интересовало не массовое, а более углубленное развитие терменвокса с точки зрения исполнительского мастерства, поскольку он считал, что высокий потенциал терменвокса еще не раскрыт. Собственно, в этом ключе и началась наша с ним работа. Безусловно, это очень кропотливый труд, папино видение терменвокса очень отличается от современных версий инструмента, которые существуют сегодня в свободном доступе».
История
Леон Терменвокс.
Терменвокс, один из первых изобретенных инструментов, Музей Глинки , Москва
Изобретение Леона Терменовича следует за русской революцией 1917 года . Получив возможность убедительно продемонстрировать Ленину , его орудие сразу же было продвинуто новой властью. Ленин брал уроки терменвокса и заказал 600 экземпляров для распространения по всему СССР . Вдобавок Термен был отправлен в мировое турне, как посол новых советских технологий.
Успех был встречен в Европе , а затем в США , где инженер поселилась и получила американский патент , тем28 февраля 1928 г.. Он передал права на производство инструмента фирме RCA . Это не имело большого коммерческого успеха, но Термен продолжил свои исследования и изобрел новые инструменты:
- rhythmicon , первый ритм — машина ;
- terpsitone , звуковой генератор управляется перемещением танцоров , которые , чья антенна была скрыта под танцполем использовали тот же принцип, что и терменвокс , но;
- клавиатуры терменвокс ;
- терменвокс виолончель .
В году Терменвокс внезапно вернулся в Советский Союз . В то время причины его возвращения были неясны; одни утверждали, что он просто тосковал по дому , другие считали, что его похитили советские агенты. Берил Кэмпбелл, одна из танцовщиц терменвокса, сказала, что его жена Лавиния «позвонила, чтобы сказать, что его похитили из ее студии», и что «приехали какие-то русские», и она чувствовала, что его собираются привезти за пределы страны [ исх. желаемый] .
Спустя несколько лет стало известно, что Термен вернулся на родину из-за налоговых и финансовых проблем в США. Однако, как сообщается, Термен сказал Булату Галееву (физику, художнику и музыковеду), что он решил уйти, потому что он беспокоился о надвигающейся войне. Вскоре после возвращения в Ленинград он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве , а затем депортирован на восемь лет на золотые прииски Колымы под предлогом того, что спланировал с группой астрономов убийство Сергея Кирова во время запланированного им убийства. посещение Полковской обсерватории .
Хотя слухи о его казни были широко распространены, Термен оставался в трудовом лагере только в течение года, а затем зимой 1940 года был переведен в Омск в чарашке (лаборатория, контролируемая тайной полицией в системе лагерей ГУЛАГ ). вместе с Андреем Туполевым , Сергеем Королевым и другими учеными и инженерами. Его заставили работать над другими предметами исследования в области электроники, такими как шпионские устройства или глушители связи: Леон Термен изобрел систему прослушивания Буран (предшественник лазерного шпионского микрофона), используя на расстоянии маломощный инфракрасный луч для обнаружения звуковые колебания в оконном стекле. Берия , глава секретной полицейской организации НКВД (предшественник КГБ ), будет использовать устройство « Буран», чтобы шпионить за европейскими и американскими посольствами ( The Thing ) в Москве. В году Леон Термен получит Сталинскую премию за свое изобретение и эту передовую технологию советского шпионажа и будет реабилитирован в 1956 году .
С 1961 года Роберт Муг создал транзисторную версию терменвокса, многие из которых были проданы и продолжают находить покупателей. Бренд Moog продолжает совершенствовать и производить терменвоксы, в частности, с выпуском Claravox Centennial в конце 2020 — начале 2021 года, представленного французским терменвоксом Грегуаром Бланом .
Виды терменвокса
Последователи Льва Термена продолжили совершенствование инструмента, что объясняет существование нескольких видов терменвоксов.
Классическим вариантом считается первоначальный, разработанный Терменым. Кнопок нет, играть нужно стоя. Конструкция достаточно громоздкая.
Константин Ковальский, ученик Термера и один из первых терменвоксеров, создал собственную версию устройства. Технику регулировки высоты звука мужчина оставил прежней, но для управления общими характеристиками добавил кнопки. Оснастил педалью, чтобы изменять громкость, поэтому играть на модели нужно сидя.
Устройство по системе Ковальского получило меньшую популярность, но вниманием обделено не было. Продвижением, помимо изобретателя, занимались его ученики и коллеги
Совершенствование продолжается.
Терменвокс Classic соорудил Андрей Смирнов по плану классического варианта, но использовал оригинальную схемотехнику. Дизайн остался первоначальным, а проблема быстрой динамики и стаккато решилась. Он применил элементарную базу, сократив вес, повысив стабильность, линейность рабочего диапазона и надежность. Тембр регулируется плавнее.
Матремин внешне идентичен матрешке. В игрушку вставил собственную модель терменвокса японский музыкант Масами Такэути. Антенна одна, и упрощенная техника игры поддается большему количеству желающих. Минус модели в том, что остановить звук нельзя, поэтому композиция должна быть непрерывной. Регулировать звучание нужно, приближая или отдаляя руки. Матрешку Масами выбрал из-за любви к русской культуре.
Исполнять на матремине можно разнообразную музыку. Соотечественники изобретателя сегодня создают полупрофессиональные оркестры из владеющих инструментом. В коллективе может быть до 270 человек.
Виртуальная версия изобретена Золотовым Александром для смартфонов и планшетов. Имеет развлекательную или дополнительную функцию, так как в условиях небольшого экрана можно воспроизвести мало октав. Имея КПК с высоким разрешением, можно сыграть качественную вокальную партию.
При желании использовать виртуальный терменвокс требуется скачать программу SunVox. Открыв его, пользователь видит график с горизонтальной осью и вертикальной. Перемещение относительно первой сказывается на громкости, а второй – на высоте звука.
Etherwave – терменвокс-конструктор от Роберта Мугома. Нужно приобрести набор деталей, чтобы собрать работающий инструмент. Специальных знаний не требуется. Основную плату собирают и настраивают специалисты на производстве.
«АНС»
Инженер Евгений Мурзин придумал синтезатор «АНС» еще в 1937 году, будучи 19-летним студентом. Название инструмента означает «Александр Николаевич Скрябин». Мурзин был фанатом не только его творчества, но и идей композитора, который воспринимал звуки красками, буквально видел музыку. Одна из идей Скрябина — гармоничный союз музыки и изображения, и та же мысль лежит в основе «АНС»: огромная палитра звуков, которая создается с помощью синтеза. Композитор работает с «АНС», не нажимая на клавиши, не вибрируя струной, не действуя руками, а буквально рисуя партитуру на листе. Эта идея предвосхитила все ныне существующие планшеты. И хотя в мире были похожие идеи, «АНС» уникален, поскольку это один из немногих оптических синтезаторов, который использовал весь спектр возможностей человеческого уха, — его диапазон был невероятно широк и составлял 720 тонов.
Мурзин основывался на серьезной школе, существовавшей в СССР. Идея того, что звук можно передавать графическим образом, а графически зарисованную звуковую волну можно воспроизвести с помощью звука, идет от Арсения Авраамова, Евгения Шолпо и других. Несмотря на это, ситуация не располагала к тому, чтобы «АНС» нашел себе дорогу в жизнь. Началась война, на которую Мурзин ушел добровольцем и где его из-за инженерных способностей забрали из окопа. Так Евгений Александрович оказался в секретом научном институте и стал разрабатывать системы ПВО, а потом возглавил завод, на котором работал. Его статус далеко не последнего человека в военной индустрии и позволил ему закончить «АНС», который был для него делом жизни. 20 долгих лет у Мурзина ушло на то, чтобы довести инструмент до ума.
Но даже такая мелодия была слишком сложна для чиновников, решавших судьбу «АНС». Один их них спросил, может ли синтезатор сыграть «Шумел камыш». И только после этого в 1968 году его отправили на выставку достижений советской промышленности в Геную, где его ждал невероятный успех. «АНС» даже хотели купить некие итальянские промышленники, но, конечно, об этом не могло быть и речи. А ведь если бы итальянская фирма произвела бы какое-то количество таких синтезаторов, у инструмента была бы совсем другая судьба.
Принцип работы[править]
Школота пытается понять, как оно работает
Схема девайса довольно проста и состоит из двух генераторов частотой несколько сотен килогерц. Первый генератор — опорный aka базовый — имеет постоянную частоту. Единственное отличие устройства второго генератора — дополнительная ёмкость в виде антенны, реагирующей на изменение расстояния от руки и в итоге меняющей частоту генератора. Выходы генераторов заводятся в смеситель, где из одной частоты вычитается вторая, на выходе — частота звукового диапазона. Вот и вся кухня — а чего ты ещё ждал от схемы начала XX века? В современных схемах, само собой, используются всяческие навороты, призванные улучшить качество звучания, но это всё примочки, суть нисколько не меняющие. Если же очередного самоделкина из кружка юных радиотехников спросить, зачем ему здесь куча дополнительных RC-фильтров и прочей лабуды (синусоида — она и в Африке синусоида), вразумительный ответ услышать вряд ли придётся. Тем не менее, определённый смысл в них есть, ибо чистая синусоида человеческому уху зело отвратна, и при изготовлении хороших терменвоксов, претендующих на звание музыкального инструмента, а не отпугивателя котов от балкона, используют вторую и третью гармоники основной частоты, кои музыканты величают первым и вторым обертонами. Также существует ещё несколько схем, но все они — более поздние моды первоначальной.
Использование
Несколько десятилетий инструмент считался позабытым. Хотя возможности игры на нем уникальны.
Некоторые музыканты стараются вернуть интерес к музыкальному устройству. Правнук Льва Сергеевича Термена основал в Москве и Петербурге единственную в странах СНГ школу игры на терменвоксе. Другая школа, руководимая ранее упомянутым Масами Такэути, находится в Японии.
Звучание терменвокса можно услышать в кинофильмах. В конце 20 века в прокат вышел фильм «Человек на Луне», рассказывающий об астронавте Ниле Армстронге. В музыкальном сопровождении явно слышится терменвокс, четко передающий атмосферу космической истории.
Сегодня музыкальный инструмент переживает стадию ренессанса. О нем вспоминают, пытаются использовать в джазовых концертах, в классических оркестрах, дополняют им электронную и этническую музыку. Пока в мире лишь 15 человек профессионально играют на терменвоксе, причем некоторые исполнители – самоучки, не имеют музыкального образования.
Терменвокс – молодой, перспективный инструмент с неповторимым, магическим звучанием. Любой желающий, приложив старание, способен научиться прилично играть на нем. У каждого исполнителя инструмент звучит оригинально, передает настроение и характер. Ожидается приход волны интереса к уникальному устройству.