Floating Needle
Needed materials:
- fork (variant 1)
- piece of tissue paper (variant 2)
- sewing needle
- glass full of water
Variant 1 Trick
Place the needle on the fork, gently lowering it into the glass of water. Carefully pull the fork out, and it is possible to leave the needle floating on the surface of the water.
This trick requires a real steady hand and some practice, because you must remove the fork in such a way that portions of the needle do not get wet … or the needle will sink. You can rub the needle between your fingers beforehand to «oil» it increase your success chances.
Variant 2 Trick
Place the sewing needle on a small piece of tissue paper (large enough to hold the needle). The needle is placed on the tissue paper. The tissue paper will become soaked with water and sink to the bottom of the glass, leaving the needle floating on the surface.
Contact Angle
Surface tension occurs during a gas-liquid interface, but if that interface comes in contact with a solid surface — such as the walls of a container — the interface usually curves up or down near that surface. Such a concave or convex surface shape is known as a meniscus
The contact angle, theta, is determined as shown in the picture to the right.
The contact angle can be used to determine a relationship between the liquid-solid surface tension and the liquid-gas surface tension, as follows:
gamma ls = — gamma lg cos theta
where
- gammals is the liquid-solid surface tension
- gammalg is the liquid-gas surface tension
- theta is the contact angle
One thing to consider in this equation is that in cases where the meniscus is convex (i.e. the contact angle is greater than 90 degrees), the cosine component of this equation will be negative which means that the liquid-solid surface tension will be positive.
If, on the other hand, the meniscus is concave (i.e. dips down, so the contact angle is less than 90 degrees), then the cos theta term is positive, in which case the relationship would result in a negative liquid-solid surface tension!
What this means, essentially, is that the liquid is adhering to the walls of the container and is working to maximize the area in contact with solid surface, so as to minimize the overall potential energy.
Anatomy of a Soap Bubble
When you blow a soap bubble, you are creating a pressurized bubble of air which is contained within a thin, elastic surface of liquid. Most liquids cannot maintain a stable surface tension to create a bubble, which is why soap is generally used in the process … it stabilizes the surface tension through something called the Marangoni effect.
When the bubble is blown, the surface film tends to contract. This causes the pressure inside the bubble to increase. The size of the bubble stabilizes at a size where the gas inside the bubble won’t contract any further, at least without popping the bubble.
In fact, there are two liquid-gas interfaces on a soap bubble — the one on the inside of the bubble and the one on the outside of the bubble. In between the two surfaces is a thin film of liquid.
The spherical shape of a soap bubble is caused by the minimization of the surface area — for a given volume, a sphere is always the form which has the least surface area.
Четверг
Утром четверга Джонса поджидал возле входа в класс отец одного из учащихся, до этого успевший разгромить класс, в котором проводились занятия. Он был вне себя, а своё поведение объяснял тем, что был в немецком плену, и просил войти в его положение.
Стремясь как можно скорее завершить эксперимент, Джонс на занятии стал объяснять ученикам силу гордости. В классе собралось уже восемьдесят учеников, а Джонс заявил, что все они являются частью общенациональной молодёжной программы, в задачу которой входят всевозможные политические преобразования во имя народа.
Предводитель приказал четырём «конвоирам» удалить из класса и отправить в библиотеку трёх девушек, которые нелицеприятно отзывались о «Третьей волне» и чья преданность отныне была под сомнением. Далее он рассказал членам сообщества, что и в других регионах страны уже функционируют сотни подразделений «Третьей волны», и в пятницу ровно в полдень об этом сделает заявление по телевидению лидер всего движения и новый кандидат на пост президента.
Понедельник
Понедельник был посвящён объяснению ученикам силы дисциплины. Джонс приказал всем сесть и принять положение «смирно», ведь оно гораздо лучше способствует усвоению знаний. После этого он несколько раз велел участникам группы вставать и садиться в новом положении, а также несколько раз выйти из класса, а после – очень тихо вернуться и занять места.
Такая «игра» пришлась старшеклассникам по вкусу, и «приказы» они выполняли с немалым удовольствием. Когда же учитель приказал им давать четкие и быстрые ответы на вопросы, они восприняли с интересом и это, причём инициативу проявляли даже пассивные в обычном учебном процессе ученики.
Третья волна
В 1967-м году калифорнийский учитель Рон Джонс решил провести небольшой эксперимент по психологии, чтобы показать ученикам в своем классе, каким именно образом жители Германии смогли выбрать такого человека как Адольф Гитлер своим лидером. Он обнаружил, что многие ученики с трудом способны вообразить, как можно, будучи взрослыми людьми, спокойно поддерживать настолько очевидно чудовищного политика. Объяснения через апелляцию к историческому контексту не встретило понимания, поэтому Джонс организовал практические занятия, призванные учащимся лучше понять логику немецкого населения в 1930-х.
В течение 5 дней Джонс создал и активно продвигал свое общественное движение под названием «Третья волна», целью которого было уничтожение демократии (о чем прямо говорилось всем желающим слушать). В ходе первого дня Джонс ввел лишь несколько базовых правил, слегка ужесточающих дисциплину в классе. На второй день Джонс разъяснил классу основные принципы движения и обязал всех использовать особое приветствие со вскинутой рукой. Подчинились все.
В течение третьего дня эксперимент начал выходить из-под контроля, поскольку слухи о нем расползлись по школе, и появились желающие поучаствовать в движении (или хотя бы посмотреть на импровизированный «съезд участников», из-за чего посещаемость класса резко возросла). Что особо удивило Джонса в этот момент, так это спонтанное появление стукачей, которые прилежно доносили учителю о всех нарушителях его правил. Кроме того, Джонс ввел новые элементы движения: знамя и членские карточки, а также запретил всем не-членам движения входить в класс.
Символ движения
К концу дня численность членов движения составляла около 200 человек (против 30 учеников одного класса в начале эксперимента). На четвертый день Джонс решил прервать эксперимент, поскольку он явно начал выходить из-под контроля, и чтобы сделать это, он объявил своим сторонникам о том, что завтра ожидается телевыступление кандидата в президенты от «Третьей волны». Когда на пятый день все пришли посмотреть на него по ТВ, Джонс показал им экран с черно-белыми полосами, и объявил о прекращении эксперимента и роспуске движения, а также показал фильм о приходе нацистов к власти, сопроводив его развернутым комментарием.
Видео, на котором Рон Джонс лично рассказывает о ходе эксперимента
Этот мини-эксперимент позднее стал не только предметом широкого обсуждения в медиа, но и породил несколько фильмов. Однако его главная задача, как ее видел Джонс, заключалась в том, чтобы показать людям, насколько быстро и легко можно создать чувство превосходства своей группы у самых обычных людей. При этом оно заставит их не только забыть о рациональном начале в человеке, но и добровольно передать власть над своей жизнью харизматическому вождю.
Examples of Surface Tension
Drops of water. When using a water dropper, the water does not flow in a continuous stream, but rather in a series of drops. The shape of the drops is caused by the surface tension of the water. The only reason the drop of water isn’t completely spherical is that the force of gravity pulling down on it. In the absence of gravity, the drop would minimize the surface area in order to minimize tension, which would result in a perfectly spherical shape.
Insects walking on water. Several insects are able to walk on water, such as the water strider. Their legs are formed to distribute their weight, causing the surface of the liquid to become depressed, minimizing the potential energy to create a balance of forces so that the strider can move across the surface of the water without breaking through the surface. This is similar in concept to wearing snowshoes to walk across deep snowdrifts without your feet sinking.
Needle (or paper clip) floating on water. Even though the density of these objects is greater than water, the surface tension along the depression is enough to counteract the force of gravity pulling down on the metal object. Click on the picture to the right, then click «Next,» to view a force diagram of this situation or try out the Floating Needle trick for yourself.
Motorized Paper Fish
Needed materials:
- piece of paper
- scissors
- vegetable oil or liquid dishwasher detergent
- a large bowl or loaf cake pan full of water
this example
Once you have your Paper Fish pattern cut out, place it on the water container so it floats on the surface. Put a drop of the oil or detergent in the hole in the middle of the fish.
The detergent or oil will cause the surface tension in that hole to drop. This will cause the fish to propel forward, leaving a trail of the oil as it moves across the water, not stopping until the oil has lowered the surface tension of the entire bowl.
The table below demonstrates values of surface tension obtained for different liquids at various temperatures.
Experimental Surface Tension Values
Liquid in contact with air | Temperature (degrees C) | Surface Tension (mN/m, or dyn/cm) |
Benzene | 20 | 28.9 |
Carbon tetrachloride | 20 | 26.8 |
Ethanol | 20 | 22.3 |
Glycerin | 20 | 63.1 |
Mercury | 20 | 465.0 |
Olive oil | 20 | 32.0 |
Soap solution | 20 | 25.0 |
Water | 75.6 | |
Water | 20 | 72.8 |
Water | 60 | 66.2 |
Water | 100 | 58.9 |
Oxygen | -193 | 15.7 |
Neon | -247 | 5.15 |
Helium | -269 | 0.12 |
Edited by Anne Marie Helmenstine, Ph.D.
Featured Video
Cite this Article
Format
Your Citation
Jones, Andrew Zimmerman. «Surface Tension — Definition and Experiments.» ThoughtCo, Aug. 27, 2020, thoughtco.com/surface-tension-definition-and-experiments-2699204.
Jones, Andrew Zimmerman. (2020, August 27). Surface Tension — Definition and Experiments. Retrieved from https://www.thoughtco.com/surface-tension-definition-and-experiments-2699204
Jones, Andrew Zimmerman. «Surface Tension — Definition and Experiments.» ThoughtCo. https://www.thoughtco.com/surface-tension-definition-and-experiments-2699204 (accessed April 27, 2022).
copy citation
История создания и состав
У истоков Within Temptation стояли вокалистка Шарон ден Адель и гитарист и певец Роберт Вестерхольт. В 1996 году музыканты объединились и создали дум-метал-проект под названием The Portal. Вскоре состав дуэта расширился с приходом бывших коллег Роберта по проекту The Circle, клавишника Мартейна Вестерхольта, гитариста Михила Папенхове, басиста Йеруна ван Вена и барабанщика Денниса Лефланга. Группа объединилась под названием Within Temptation.
Вокалистка Шарон ден Адель
В первый год существования коллектив экспериментировал с составом, за короткий период они попробовали нескольких мастеров ритм-секции. Сначала место Денниса Лефланга занял Ивар де Граф, через некоторое время его заменил Ришард Виллемсе, а затем появился Сиро Пальма, задержавшийся в группе до конца 1990-х годов.
В начале 2000-х в Within Temptation произошли глобальные перестановки. Мартейн Вестерхольт покинул проект сразу после того, как ему поставили диагноз «инфекционный мононуклеоз». На смену музыканту пришел Мартейн Спиренбюрг, ставший не только клавишником, но и автором слов к некоторым трекам пластинки «The Heart of Everything».
Гитарист Роберт Вестерхольт
Другим новичком Within Temptation стал гитарист Рюд Йоли, несколько раз отклонявший предложения Роберта Вестерхольта присоединиться к команде.
Важной вехой в истории создания Within Temptation стал 2011 год, когда в группу пришел барабанщик Майк Колен, а ведущий музыкант Роберт Вестерхольт отказался гастролировать с командой и занялся воспитанием детей. Создатель и лидер группы сосредоточился на написании песен и работе в студии, а на его место на сцене пришел ритм-гитарист Стефан Хеллеблад
Культ Джона Петруччи в интернете
Исключительное мастерство Джона и обожание поклонников привело к появлению в англоязычном интернете массы юмора на эту тему. Так, гитарные видеоуроки Петруччи были переозвучены, как если бы он говорил о себе, как о божестве. Кроме того, на фанатских форумах получили распространение шутливые подборки фактов о Джоне в стиле баек и «фактов» о Чаке Норрисе или Златане Ибрагимовиче. Вот некоторые примеры из этой серии:
- Джон Петруччи — основная причина пожаров в домах. Домашние стереосистемы вспыхивают при попытке воспроизвести его записи, и превращают всё вокруг в пылающий ад, который сжигает всё в округе. Кроме дисков Джона Петруччи.
- Правая рука Петруччи такая быстрая, потому что она моложе остального его тела на 12 лет.
- Амфетамины производят из ДНК, взятой из правой руки Джона Петруччи.
- Джон Петруччи может играть в размере ∞/∞
- Дети Петруччи растут в пять раз быстрее обычных людей.
- Однажды Петруччи играл так быстро, что созданная им Галактика взорвалась, и в этом взрыве образовалось то, что мы называем Землей.
- Джон Петруччи делает себе струны из бороды Чака Норриса.
- Всадников Апокалипсиса всего четыре, потому что Джон Петруччи предпочитает ходить пешком.
- Во время гастролей по Германии Джон Петруччи попросил немного больше места на сцене, и рухнула Берлинская Стена.
- Джон Петруччи не использует усилители. Просто он так громко играет.
- Петруччи не нужны струны, он просто приказывает воздуху вибрировать.
- Джон Петруччи выиграл Тур де Франс на велотренажере.
- Однажды Джон Петруччи выбросил мусор. Кто-то его подобрал и назвал «St. Anger».
- И на восьмой Джон Петруччи создал Бога.
- Если бы Ингви Мальмстин мог играть хотя бы вполовину так же быстро, как Джон Петруччи, выделяемая энергия бы сожгла весь его лишний жир.
- Кантри-соло Джона Петруччи исцеляют рак. Жаль, что он играет только прог…
- Немногие знают, но на самом деле Бог берет уроки игры у Джона Петруччи, по полчаса каждый вторник, в 5:30.
- Однажды Джон Петруччи порвал все струны на моей гитаре. Я просто слушал его диск…
Capillarity
Another effect related to water in vertical tubes is the property of capillarity, in which the surface of liquid becomes elevated or depressed within the tube in relation to the surrounding liquid. This, too, is related to the contact angle observed.
If you have a liquid in a container, and place a narrow tube (or capillary) of radius r into the container, the vertical displacement y that will take place within the capillary is given by the following equation:
y = (2 gamma lg cos theta) / ( dgr)
where
- y is the vertical displacement (up if positive, down if negative)
- gammalg is the liquid-gas surface tension
- theta is the contact angle
- d is the density of the liquid
- g is the acceleration of gravity
- r is the radius of the capillary
NOTE: Once again, if theta is greater than 90 degrees (a convex meniscus), resulting in a negative liquid-solid surface tension, the liquid level will go down compared to the surrounding level, as opposed to rising in relation to it.
Capillarity manifests in many ways in the everyday world. Paper towels absorb through capillarity. When burning a candle, the melted wax rises up the wick due to capillarity. In biology, though blood is pumped throughout the body, it is this process which distributes blood in the smallest blood vessels which are called, appropriately, capillaries.
Стэнфордский эксперимент
Эксперимент Милгрэма вызвал бурное обсуждение в академической среде, но он был далеко не единственным. В начале 1970-х годов профессор психологии Филип Зимбардо провел в Стэнфорде так называемый «тюремный эксперимент», призванный выяснить, как изменяются властные отношения (и человеческая психика) в условиях тюремного заключения, с одной стороны, и безнаказанной возможности учинять насилие над заключенными — с другой.
Зимбардо изначально предполагал, что основная причина физического и психологического насилия в тюремных камерах — наследственные личностные характеристики тюремщиков и/или заключенных. Для проверки этой гипотезы, исследовательская группа отобрала 24 человека, 12 из которых получили роли заключенных, а еще 12 — надзирателей.
Каждая группа жила в принципиально разных условиях: первые обретались в тесных, сырых, вызывающих депрессию камерах, вторые — в нормально проветриваемых и отапливаемых помещениях с зонами отдыха. Надзирателям было запрещено физическое насилие, и поначалу им предписывалось оказывать лишь определенное психологическое воздействие на заключенных. Для устрашения им выдали дубинки и нарядили соответствующим образом. Предполагалось, что эксперимент пройдет в течение 14 дней, в ходе которых обе стороны должны максимально плотно вжиться в свои роли.
В итоге все закончилось уже на шестой день, после попыток бунта, целой серии разнообразных издевательств над заключенными, включая попытки избиения и психологические пытки. Надзиратели проявляли огромную изобретательность в насильственных актах по отношению к заключенным, в то время как последние начали вполне натурально страдать от недоедания, психосоматических болезней, а также пытались устроить бунт. Примечательно, что надзиратели очень быстро начали участвовать в эксперименте сверхурочно на добровольной основе, крайне жестко реагируя на любые признаки неподчинения.
Зимбардо был, мягко говоря, удивлен таким исходом событий, и, надо полагать, главным образом его поразила динамика развития событий: вживание в роль происходило стремительно. Одно это очень быстро поставило весь эксперимент под вопрос.
Оказалось, что социальная среда, в которой находились участники — даже очевидно временная и искусственно смоделированная для них — оказывала исключительно мощное воздействие на поведение.Одних она подталкивала к насилию, а у других вызывая кризисные состояния психики. Зимбардо проинформировал правительство США о результатах эксперимента, что впоследствии привело к определенным реформам в тюремной системе, хотя в этой области до сих пор много нерешенных проблем
Сам же эксперимент немедленно приобрел мировую известность, получил не только широчайшее внимание прессы, но и стал основой для несколько фильмов, в разной степени им вдохновленных
Все эти примеры социальных экспериментов показывают, что ситуации, наподобие отраженных в «Эксперименте Офис», вполне реальны, и сам по себе такой сюжет вполне согласуется с тем, что науке на данный момент известно о человеческой психике
В то же время, важно понимать, что сами по себе результаты этих экспериментов дают, каким бы странным это ни показалось, достаточно почвы для оптимизма. Сам Зимбардо, в частности, позднее объяснял, что социальная среда динамична и способна порождать не только злодеев, но и героев, поскольку моральный стержень, так или иначе, присутствует в каждом человеке
Будет ли он сломан, или, наоборот, укреплен — зависит не только от автономии индивидуальной воли, но и ее соотношения с обществом в целом.
Quarters in a Full Glass of Water
Needed materials:
- 10 to 12 Quarters
- glass full of water
Slowly, and with a steady hand, bring the quarters one at a time to the center of the glass. Place the narrow edge of the quarter in the water and let go. (This minimizes disruption to the surface, and avoids forming unnecessary waves that can cause overflow.)
As you continue with more quarters, you will be astonished how convex the water becomes on top of the glass without overflowing!
Possible Variant: Perform this experiment with identical glasses, but use different types of coins in each glass. Use the results of how many can go in to determine a ratio of the volumes of different coins.
Кто снял маску сегодня 24 апреля 11 выпуск «Маска»
Состав жюри: Тимур Батрутдинов, Валерия, Филипп Киркоров (председатель жюри), Регина Тодоренко и Тимур Родригес. Ведет программу Вячеслав Макаров. На сайте Спринт-Ответ информация о выпусках шоу «Маска» более подробная чем в Википедии, а статьи публикуются в день выхода свежего выпуска на телеэкраны канала НТВ.
В третьем сезоне шоу будут выступать 14 новых героев: Джокер, Дракон, Козерог, Леопард, Лошадь, Малыш, Монстрик, Мухомор, Осьминог, Павлин, Пёс, Пончик, Пчела и Анубис. Спринт-Ответ начинает текстовую трансляцию, обзор второго полуфинала – 11 эпизода шоу «Маска» за 24 апреля 2022 года. Кого выгонят из шоу «Маска» в 11 выпуске от 24 апреля 2022 года мы узнаем ниже в статье.
Шоу «Маска» третий сезон подходит к концу – сегодня состоялся второй полуфинал, после которого нам покажут еще два выпуска (один специальный вне конкурса, посвященный дню рождения Филиппа Киркорова 30 апреля) и мы узнаем победителя шоу уже 1 мая. Также в полуфиналах выступают приглашенные артисты – специальные гости в масках. Мы узнаем какие специальные гости были сегодня и кто прятался под масками.
Выступления 1 группы в шоу «Маска 3» 11 выпуск 24.04.2022
На сцену поднялся специальный гость – «Мишка» , который ответил на наводящие вопросы жюри. «Мишка» исполнил песню «Розовое вино» (Элджей & Feduk). Наконец, специальный гость снял маску. Под маской Мишки скрывался известный певец и композитор Игорь Саруханов.
Начинается конкурсная часть 24 апреля 2022 года 11-го выпуска шоу «Маска 3». В первой группе свое выступление начал участник, прячущийся под маской «Мухомор» . Яркий Мухомор исполнил песню «How You Remind Me» (Nickelback). Члены жюри высказали свои предположения о том, кто скрывается под маской Мухомор. Сегодня выступили 5 участников, которых разделили на 2 группы.
Закончил выступления первой группы 11 эпизода шоу «Маска» участник, прячущийся под маской «Пчела» . После традиционного блока подсказок, полосатая Пчела исполнила песню «Apologize» (OneRepublic). Началось голосование жюри, которое определило претендента на раскрытие маски. Первым номинантом на вылет оказался участник под маской «Мухомор», а Монстрик и Пчела переходят в финальную часть шоу.
Кого только не перебирали члены жюри, гадая, кто же скрывается под костюмом Мухомора. Его отправляли в номинацию во 2-м, в 9-м, 10-м и вот теперь в 11-м выпуске. Судя по спойлерам, именно Мухомор покинет шоу 24 апреля. Под маской «Мухомор» скоре всего прячется Евгений Дятлов. Но точно мы это узнаем в статье чуть ниже.
Выступления 2 группы в шоу «Маска 3» 11 выпуск 24.04.2022
На сцену поднялся специальный гость – «Котик» , который ответил на наводящие вопросы жюри. «Котик» исполнил песню «Вечная любовь» (Mireille Mathieu & Charles Aznavour). Наконец, специальный гость снял маску. Под маской Котика скрывалась певица Алиса Мон.
Выступления второй группы 11 выпуска начал участник, прячущийся под маской «Анубис» . После традиционного блока подсказок, магический Анубис исполнил песню «Fantasy» (Earth, Wind & Fire), сообщает сайт sprintotvet.ru. Члены жюри высказали свои предположения о том, кто скрывается под маской Анубис.
Закончил выступления 11 выпуска шоу «Маска 3» участник, прячущийся под маской «Дракон» . После привычного блока подсказок, зажигательный Дракон фантастически исполнил песню «Parla Piu Piano» (Andy Williams). Началось голосование жюри, которое определило претендента на раскрытие маски. Вторым номинантом на вылет оказался участник под маской «Анубис». Кто же снимет маску в 11 выпуске шоу «Маска 3» 24 апреля 2022 года?
Шоу «Маска 3» Мухомор (Евгений Дятлов). Фото: НТВ (sprintotvet.ru)
Within Temptation сейчас
В июле 2018 года Within Temptation подписали контракт с лейблом Vertigo Records Germany, который выпустит новый студийный альбом команды по всему миру, за исключением Японии.
Группа «Within Temptation» в 2018 году
Диску под названием «Resist» был посвящен обзор в журнале «Metal Hammer magazine», он выходит 1 февраля 2019 года.
Песня «The Reckoning» группы «Within Temptation»
Синглы с пластинки «The Reckoning» и «Raise Your Banner» официально вышли 14 сентября и 16 ноября 2018 года. Видеоклип на последнюю песню Within Temptation сейчас можно посмотреть на официальном сайте группы.
Эксперимент Милгрэма
После Второй мировой войны многие люди — ученые в том числе — задались вопросом: как вышло, что огромные массы людей в цивилизованных (казалось бы) странах оказались готовы участвовать в массовой травле, бесчеловечных экспериментах, массовых экзекуциях и других не менее кошмарных вещах?
Одним из таких ученых был Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, изучающий социальную психологию. В начале 1960-х он полагал, что в основе Холокоста лежит предрасположенность немцев к безропотному подчинению авторитету, которая и привела этот народ к столь печальным для своей страны (а потом и для всего мира) последствиям. Чтобы проверить свою гипотезу, Милгрэм решил провести серию простых экспериментов в США, прежде чем отправиться в ФРГ для более детального исследования.
Суть заключалась в следующем: группа среднестатистических граждан получала возможность, находясь в безопасности и в присутствии авторитетной фигуры («доктора в белом халате») причинять боль другому человеку в ходе эксперимента, замаскированного под цикл обычных тестов на внимание. Испытуемые могли бить своего подчиненного током (напряжением от 15 до 450 вольт) за каждую допущенную ошибку
Причем в случае любых сомнений «авторитетная личность» настойчиво просила их продолжать, не обращая внимания на крики, стоны и прочие признаки стресса у подчиненного (который на самом деле был лишь актером, изображающим конвульсии от электрошока). Изначально Милгрэм был склонен считать, что большинство людей, видя страдания другого (пусть даже неизвестного) человека, быстро прекратят давить на кнопку, включив совесть и чувство жалости.
Результаты оказались, мягко говоря, неожиданными как для самого Милгрэма, так и для его коллег. Из 40 испытуемых 26 человек постепенно повышали силу тока, дойдя до 450 вольт, несмотря на все видимые страдания подопытного. Большинство из оставшихся также довело силу тока до высоких значений (в диапазоне 350-360 вольт), прежде чем остановиться.
Милгрэм был особенно впечатлен тем, что неоднократно повторяемые указания «авторитетного лица» продолжать эксперимент очень часто перевешивали очевидные внутренние колебания испытуемых, а также их сочувствие к другому человеку. Он провел множество дополнительных экспериментов, и обнаружил, что процент испытуемых, готовых мучить неизвестного им человека, оставался стабильно высоким в большинстве случаев.
https://youtube.com/watch?v=ek4pWJ0_XNo
Результаты эксперимента заставили Милгрэма полностью отбросить тезис о «плохих немцах» и предположить, что в человеческой психике глубоко укоренено стремление подчиняться авторитетной фигуре, инстинктивно делегируя ей право принятия решений в морально тяжелых ситуациях, избавляя себя от мук совести.
Бремя ответственности, кстати, Милгрэм тоже учел: в некоторых экспериментах «авторитетный персонаж» оговаривал, что испытуемый не понесет никакого ответа за любые страдания третьего лица. Это во многом объясняет, как полагал Милгрэм, почему в ходе актов геноцида (вроде того, что произошел в Руанде) участвующие в этом процессе люди могут рассматривать себя в качестве «законопослушных исполнителей», не задумываясь о том, как их решения сказываются на физическом существовании десятков, сотен и тысяч людей.
Causes of Surface Tension
Various intermolecular forces, such as Van der Waals forces, draw the liquid particles together. Along the surface, the particles are pulled toward the rest of the liquid, as shown in the picture to the right.
Surface tension (denoted with the Greek variable gamma) is defined as the ratio of the surface force F to the length d along which the force acts:
gamma = F / d
Units of Surface Tension
Surface tension is measured in SI units of N/m (newton per meter), although the more common unit is the cgs unit dyn/cm (dyne per centimeter).
In order to consider the thermodynamics of the situation, it is sometimes useful to consider it in terms of work per unit area. The SI unit, in that case, is the J/m2 (joules per meter squared). The cgs unit is erg/cm2.
These forces bind the surface particles together. Though this binding is weak — it’s pretty easy to break the surface of a liquid after all — it does manifest in many ways.
Среда
Уже в среду к ученикам класса, участвовавшим в эксперименте, на добровольной основе присоединились ещё тринадцать человек. Учитель же принял решение о выдаче членских билетов.
Рассказывалось на уроке о силе действия. Согласно словам Рона, если соперничать индивидуально, с большей долей вероятности можно познать огорчение, но если заниматься групповой деятельностью, то обучение может стать намного эффективнее.
Затем лидер сказал ученикам, что они должны создать проект знамени «Третьей волны» и рассказать двадцати детям из соседней начальной школы о том, как правильно сидеть «смирно» и почему это нужно делать. Также подростки должны были назвать по одному другому школьнику, которого они могут и хотят видеть в своих рядах.
Троим ученикам было дано задание каждый раз докладывать лидеру о тех, кто нарушает устав «Третьей волны» и кто её критикует, но на практике примерно двадцать человек занимались доносительством на добровольной основе. А один из учащихся по имени Роберт, имевший крупное телосложение, но слабые способности к обучению, сказал Джонсу, что теперь он его телохранитель – после этого он ходил по пятам за лидером по всей школе.
Три наиболее успешные ученицы в классе, способности которых оказались невостребованными в создавшихся условиях, рассказали своим родителям об эксперименте. Итогом стало то, что учителю позвонил местный раввин, которого вполне успокоил ответ, якобы ученики занимаются изучением немецкого типа личности. В ответ раввин сказал, что обещает разъяснить ситуацию родителям тех трёх школьниц. Джонс же был крайне раздосадован тем, что никакого сопротивления не проявляют даже взрослые. К тому же и директор школы, завидев Джонса, стал салютовать ему приветствием «Третьей волны».
Пятница
В 12 часов в пятницу в аудитории собралось около двухсот учеников, среди которых присутствовали также представители молодёжных субкультур, которые никакого отношения к школьным делам не имели. Товарищи Рона Джонса бегали по помещению, изображая фоторепортёров.
В полдень включили телевизор, однако на экране ничего не было – собравшиеся были в недоумении. Видя эту реакцию, учитель сделал перед учениками заявление, что никакого общественного движения вовсе нет, а сами они с большой лёгкостью отказались от личного мнения и стали объектом манипуляции. По словам Джонса, точно так же вели себя и немецкие граждане в те страшные годы. Школьники же, осознав всё произошедшее, а также потеряв «Третью волну», покидали помещение очень подавленными, а некоторые из них плакали.
Вторник
Во вторник участникам эксперимента, которые, стоит заметить, вошли в класс «как положено» — тихо и смирно, объяснялась сила единства. По велению лидера ученики хором повторяли: «Сила в единстве, сила в общности». В поведении учеников проскальзывало открытое воодушевление, когда они начали замечать, насколько сильна их группа.
По окончании занятия Джонс продемонстрировал ученикам специальное приветствие, которым они отныне должны были приветствовать друг друга – правую руку нужно было изогнуть, придав ей форму «волны», и поднять к плечу. Этот жест получил название «салюта Третьей волны». На протяжении последующих дней учащиеся постоянно приветствовали друг друга при помощи этого жеста.
Последствия эксперимента
Эксперимент «Третья волна» являлся спонтанным экспериментом и на протяжении довольно долгого времени общественность о нём ничего не знала. Во многом этому способствовал и стыд участников эксперимента, который они испытывали за свои действия.
В конце 70-х годов Рон Джонс опубликовал в своей педагогической работе данные по эксперименту. До этого времени описание «Третьей волны» было сделано лишь школьной газетой. В 1981 году вышла кинолента «Волна» и был издан одноимённый роман, где за основу взяты события эксперимента. В 2008 году в прокате появился фильм «Эксперимент 2: Волна», также основанный на этих данных. А в 2011 году в США вышел уже документальный фильм под названием «Lesson Plan», где люди, участвовавшие в 1967 году в эксперименте, дают интервью.
Мы уверены, что и вы из нашего рассказа сможете сделать полезные выводы и, главное, понять, что всегда нужно оставаться самими собой, но и массового воздействия, а также воздействия на массы недооценивать тоже не стоит, что сейчас очень и очень актуально.
Эксперимент «Третья волна»
Эксперимент «Третья волна» был проведён в апреле 1967 года в американской школе Пало-Альто в Калифорнии с десятиклассниками (т.е. парням и девушкам было примерно по 16 лет). Инициатором эксперимента был обычный школьный учитель Рон Джонс, преподававший историю. Целью эксперимента было понять поведение немецких граждан во время репрессивного режима национал-социализма. Эксперимент проводился в течение одной недели.
Рон Джонс установил для своих подопечных жёсткие правила, а сам стал создателем неформальной молодёжной группировки. Но интереснее всего то, что сопротивления ему не оказали ни учащиеся, ни взрослые. «Третья волна» была прекращена на пятый день, и учитель смог показать ученикам, с какой лёгкостью они поддались его манипуляциям, а также, что их примерное поведение в течение всех пяти дней, по сути, ничем особо не отличалось от поведения обычных граждан нацистской Германии.
Но мы хотим рассказать вам об этом эксперименте немного подробнее.
И для начала скажем, что вообще идея проведения такого эксперимента родилась у Рона Джонса после того как один из его учеников на уроке, посвящённом Второй мировой войне, поинтересовался, как могли немцы тогда делать вид, что ничего не происходит, и что они ничего не знают ни о концлагерях, ни об убийствах, ни о пытках и т.д. В итоге преподаватель решил уделить этому вопросу одну учебную неделю.