Начало карьеры в кино
В 1930 году 22-летняя Дэвис переехала в Голливуд, чтобы добиться контракта с Universal Studios. Дэвис и ее мать ездили в Голливуд на поезде. Позднее она рассказала о своем удивлении, что никто из студии даже не пришел для того, чтобы встретиться с ней. На самом деле работник студии ждал ее на перроне, но ушел, потому что не видел никого, кто «выглядел бы как актриса». Она провалила свое первое прослушивание для съемок в кино, но поучаствовала в прослушивании других актеров.
В интервью 1971 года с Диком Каветтом она рассказала об этом опыте: «Я была истинной янки, самой скромной девственницей, которая когда-либо ходила по земле. Они положили меня на диван и ввели в комнату пятнадцать парней… Они все должны были лечь на меня и подарить мне страстный поцелуй. О, я думала, что умру от смущения».
Второе прослушивание Бетт Дэвис прошла для фильма «Дом разделенный» 1931 года. Спешно одетая в дешевый костюм с широким декольте, Дэвис провалила прослушивание и была отвергнута режиссером Уильямом Уайлером, который громко прокомментировал собравшейся команде: «Что вы думаете об этих дамах, которые показывают нам свои сундуки и думают, что могут получить работу?».
1960-е: вторая волна популярности в карьере
В 1961 году Дэвис сыграла в бродвейской постановке «Ночь Игуаны», но критики не слишком тепло приняли эту пьесу, и актриса быстро ее покинула. Затем она присоединилась к Гленну Форду и Энн-Маргрет для съемок в фильме Фрэнка Каппы «Умиротворение чудес» (1961) (римейк фильма самого же Каппы 1933 года), основанного на рассказе Деймона Рунье. Карьера Бетт Дэвис в то время пережила своеобразный ренессанс.
Она сыграла свою следующую роль в фильме ужасов Гвиньола «Что случилось с младенцем Джейн?» (1962), прочитав сценарий и решив, что фильм рассчитан на ту же аудиторию, которая недавно тепло приняла «Успех Альфреда Хичкока» (1960). Она договорилась о сделке, согласно которой получит 10% от общей прибыли в дополнение к ее зарплате. Фильм стал одним из самых больших успехов 1962 года. Дэвис и Джоан Кроуфорд сыграли двух старших сестер, бывших актрис, вынужденных в силу обстоятельств разделить на двоих обветшавший голливудский особняк.
Режиссер Роберт Олдрич объяснил, что Дэвис и Кроуфорд были осведомлены о том, насколько важен фильм для их карьеры, и прокомментировал: «Честно говоря, они действительно ненавидели друг друга, но на съемках они вели себя образцово». Этот фильм стал чудесным пополнением для богатой фильмографии Бетт Дэвис.
Преодоление трудностей и первый муж Бетт Дэвис
Universal Studios продлила свой контракт с актрисой на три месяца, и она сыграла небольшую роль в «Мосте Ватерлоо» (1931), прежде чем была нанята студиейColumbia Pictures для «The Menace» (1932). После одного года и шести неудачных фильмов Леммль решил не продлевать контракт с ней.
Дэвис уже готовилась вернуться в Нью-Йорк, но актер Джордж Арлисс внезапно выбрал ее для главной женской роли в фильме студии Warner Bros. «Человек, который играл в Бога» (1932), и на всю оставшуюся жизнь Дэвис благодарила его за помощь в достижении успеха в Голливуде. После этого фильма в прессе писали: «Она не только красивая, но и обладает невероятным шармом». В то время ее часто сравнивали с Констанцией Беннетт и Олив Борден. Компания Warner Bros. подписала с ней пятилетний контракт, и она работала с этой студией в течение следующих 18 лет.
Дэвис вышла замуж за Хармона Оскара Нельсона 18 августа 1932 года в Юме, штат Аризона. Их брак был тщательно изучен прессой: его еженедельный заработок в размере 100 долларов проигрывал в сравнении с заработком его жены, который составлял 1000 долларов в неделю. Бетт Дэвис заявила в интервью, что многие голливудские жены зарабатывают больше, чем их мужья, но ситуация оказалась нелегкой для Нельсона, который отказался позволить Дэвис купить дом, пока он не сможет позволить себе заплатить за него. Во время этого брака у актрисы было несколько абортов.
Смерть
Дэвис стало очень плохо во время церемонии вручения «Оскара» в 1989 году, а позже врачи обнаружили у нее рак. Она, казалось бы, выздоравливала достаточно быстро, а потому при первой же возможности отправилась в Испанию, где была встречена с овациями на Международном кинофестивале Donostia-San Sebastián, но во время этого визита ее здоровье быстро ухудшилось. Будучи слишком ослабевшей для того, чтобы долго путешествовать по США, она отправилась во Францию, где умерла 6 октября 1989 года в 23:20 в Американской больнице в Нейи-сюр-Сен. Бетт Дэвис на тот момент был 81 год.
Она была погребена на кладбище Голливудских холмов в Лос-Анджелесе рядом с матерью Рут и сестрой Бобби. На ее надгробной плите написано: «Она сделала это с трудом».
Дети Бетт Дэвис скорбели об ушедшей матери. Миллионы зрителей тоже сожалели о кончине знаменитой актрисы.
Музыка
Музыкальная карьера Бетти стартовала в 1963-м (или годом позже) с песни The Cellar. Сообщалось, что ее спродюсировал соул-певец Лу Кортни, с которым на тот момент встречалась начинающая певица. Впрочем, оба факта ставились под сомнение.
Под собственными именем и фамилией американка, заключившая контракт с Доном Костой, писавшим аранжировки Фрэнку Синатре, выпустила трек Get Ready for Betty (I’m Gonna Get My Baby Back). Примерно в то же время, образовав дуэт «Рой и Бетти» с Роем Арлингтоном, она презентовала новинку I’ll Be There для Safice Records.
Первый профессиональный концерт состоялся у Мабри после того, как Uptown (to Harlem) ее авторства включил в свое детище The Time Has Come коллектив The Chambers Brothers. Сборник имел бешеный успех, однако девушка решила сосредоточиться на моделинге. Темнокожая красавица не имела проблем с работой, однако та ей вскоре наскучила. Как признавалась знаменитость позднее в интервью, фешен-индустрия не привлекала ее, потому что там не требовались мозги, а известность сохранялась ровно до тех пор, пока модель хорошо выглядит.
В 1968-м уроженка Дарема сделала несколько записей для Columbia Records с помощью Хью Масекелы — две из них образовали единый сингл It’s My Life (Live, Love, Learn). На следующий год на 52nd St. Studios в Колумбии исполнительница трудилась над созданием серии демоверсий под руководством Майлза Дэвиса и Тео Масеро.
Результатом коллаборации стали пять композиций (три из них являлись оригинальными произведениями, две — каверами на Cream и Creedence Clearwater Revival). Несмотря на все усилия Дэвиса, лейблы не заинтересовались ими, и в итоге сочинения увидели свет только в 2016-м, когда Light in the Attic Records выпустил их отдельным сборником The Columbia Years, 1968–1969.
В 1971-м Королева фанка перебралась в Лондон, но вскоре вернулась в США с намерением посотрудничать с группой Santana. Но вместо этого ее творческая биография пополнилась песнями с Ларри Грэмом, Грегом Эррико, The Pointer Sisters и Tower of Power.
Дебютную сольную пластинку Мабри представила на суд слушателей в 1973-м; следом за ней вышли диски They Say I’m Different и Nasty Gal (первый и второй были переизданы в 2007-м, третий — в 2009-м). Четвертый альбом певицы увидел свет лишь в 2009-м — альбом Is It Love or Desire? ждал на полке своего часа 33 года.
В 2019 году в свет вышла последняя песня Дэвис A Little Bit Hot Tonight, которую спела ее близкая приятельница, этномузыколог Даниэль Маджио. Композиция была задумана еще в начале 1980-го, когда знаменитость жила и выступала в Японии. На запись песни ее вдохновил коллега Ицуро Шимода.
Биография Бетт Дэвис
Жизненный путь великой актрисы был, пожалуй, одним из самых сложных и болезненных среди всех звезд Голливуда. Рут Элизабет Дэвис (англ. Bette Davis), с раннего детства носившая прозвище «Бетти», родилась 5 апреля 1908 года в Лоуэлле, штат Массачусетс, в семье Харлоу Моррелла Дэвиса (1885-1938), студента юридического факультета из Августы, штат Мэн, и Рут Аугусты Дэвис (урожденная Фавор, 1885-1961), происходившей из города Тингсборо, штат Массачусетс. Младшей сестрой Бетти была Барбара Харриет.
В 1915 году родители Бетт Дэвис развелись, и будущая актриса была отправлена в школу-интернат под названием Крестальбан в Лейнсборо в Беркшире. В 1921 году Рут Дэвис переехала в Нью-Йорк со своими дочерьми, где работала фотографом-портретистом. Бетти изменила написание своего имени на «Бетт» в честь «Брут» из произведений Оноре де Бальзака.
Карьерный пик и военное время
Фильм «Иезавель» ознаменовал начало самой успешной фазы в карьере Дэвис, и в течение следующих нескольких лет она была внесена в ежегодный опрос Quigley как одна из самых богатых актрис.
После нападения на Перл-Харбор Дэвис провела первые месяцы 1942 года, продавая военные облигации. После того как Джек Уорнер раскритиковал ее склонность привлекать толпы людей к покупкам, она напомнила ему, что ее аудитория лучше всего реагировала на ее «бешеные» выступления. Через два дня она продала облигации на сумму в 2 миллиона долларов, а также свою фотографию из «Иезаветы» за 250 000 долларов.
По предложению Джона Гарфилда открыть клуб военнослужащих в Голливуде Дэвис — с помощью Уорнера, Кэри Гранта и Джула Стейна — превратила старый ночной клуб в Голливудскую столовую, которая открылась 3 октября 1942 года. Самые яркие звезды Голливуда вызвались развлекать военнослужащих. Дэвис гарантировала, что каждую ночь там будут присутствовать несколько знаменитостей, которые станут поддерживать и веселить солдат.
Она появилась в фильме «Голливудская столовая» (1944), в котором вымышленная история крутилась вокруг той самой столовой, которую она открыла с коллегами. Дэвис (англ. Bette Davis) позже прокомментировала: «В моей жизни есть несколько достижений, которыми я искренне горжусь. «Голливудская столовая» — одно из них». В 1980 году она была награждена медалью «Заслуженная гражданская служба», высшей гражданской наградой Министерства обороны США за свою работу в Голливудской столовой. После войны ее популярность несколько утихла, и она пережила незначительный карьерный спад.
Детство и юность
16 июля 1944 года в американском Дареме у сталевара Генри Мабри (такова девичья фамилия исполнительницы) и его жены Бетти, трудившейся медсестрой, родилась дочь Бетти Грей. После того как мужчина получил работу на сталелитейном заводе, семья перебралась в город Хомстед, расположенный в Пенсильвании, где девочка отучилась в Homestead High School.
Тяга к искусству у будущей знаменитости появилась в 10-летнем возрасте благодаря бабушке, у которой она гостила на ферме в Рейдсвилле. Бьюла Блэкуэлл познакомила внучку с творчеством Би Би Кинга, Чака Берри, Вилли Мэй Торнтон, Хаулина Вулфа, Джимми Рида и Элмора Джеймса, и та заслушивалась пластинками, подпевая проигрывателю. В 12 лет школьница написала дебютный сингл I’m Going to Bake That Cake of Love и участвовала в шоу талантов.
В 16 лет выпускница, твердо решившая стать певицей, увидев, что ее отец танцует, как Элвис Пресли, уехала в Нью-Йорк, где поступила в Технологический институт моды на Манхэттене и поселилась у тети. Среди привезенных вещей у нее имелась записная книжка, полная текстов песен.
Темнокожая красавица устроилась в модельное агентство Wilhelmina, мелькала на страницах журналов Glamour, Seventeen и Ebony (а в образе пинап-герл — в Jet) и заведовала ночным клубом The Cellar, ставшим местом сбора молодежной богемной тусовки, где ставила музыку и общалась с гостями. Девушка, впитавшая в себя культуру Гринвич-Виллиджа и народную музыку начала 60-х, была сокурсницей и музой дизайнера Стивена Берроуза и знала Энди Уорхола, Джими Хендрикса и Слая Стоуна.
Первый успех
Дэвис начала работу над фильмом «Меченая женщина» (1937), играя проститутку в современной гангстерской драме, вдохновленной биографией Лаки Лучано. За свою игру в этом фильме она была награждена Кубком Вольпи на Венецианском кинофестивале 1937 года. Ее следующей картиной была «Джезебель» (1938), и во время съемок у Дэвис завязались отношения с режиссером Уильямом Уайлером. Позже она описала его как «любовь всей жизни» и сказала, что создание фильма совместно с ним было для нее «самым счастливым временем». Фильм был успешным, роль испорченной южной красавицы принесла Бетт Дэвис «Оскар».
Получение столь престижной награды породило в прессе слухи, что именно она будет выбрана на роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром». Дэвис выразила желание сыграть Скарлетт, и пока режиссер Дэвид О. Сельзник проводил поиск актрисы, способной сыграть эту роль, радиоопрос назвал ее фаворитом публики.
Студия Warner Bros. предложила свои услуги Селзнику, предоставив ему список актрис, в который, помимо Бетт, также вошли Эррол Флинн и Оливия де Хэвилланд, однако Селзник не считал Дэвис подходящей для этой роли и отклонил предложение. В итоге на роль О’Хары была выбрана молодая Вивьен Ли, а де Хэвилленд получила роль Мелани, и обе они были номинированы на «Оскар», хотя получила его только Ли. Дэвис вновь осталась ни с чем.
Суровая критика
Карл Леммле (Carl Laemmle), глава Universal Studios, считал, что Дэвис следует забыть об актерской карьере, но режиссер Карл Фройнд сказал ему, что у нее «прекрасные глаза», и что она отлично подошла бы для фильма «Плохая сестра» (1931), в котором она впоследствии дебютировала в кино. Ее нервозность усугубилась, когда она подслушала разговор Карла Леммле-младшего с режиссером, который, обсуждая Дэвис, сказал, что у нее «примерно такая же сексуальная привлекательность, как у Слима Соммервилла (американского комедийного актера)»
Фильм не увенчался успехом, а ее следующая роль в Seed (1931) была слишком краткой для того, чтобы привлечь внимание
Личная жизнь
«Неукротимая и привлекательная и в творческом, и в духовном, и в физическом плане», как точно охарактеризовал Мабри Карлос Сантана, всегда нравилась мужчинам. Ей приписывали роман с Лу Кортни, она встречалась с Хью Масекелой.
С Майлзом Дэвисом модель познакомилась в 1966-м. Сблизившись с джазменом в начале 1968-го, уже в сентябре девушка, несмотря на почти 20-летнюю разницу в возрасте, устроила личную жизнь и вышла за него замуж. В том же году раздвоенная фотография Бетти украсила обложку пластинки трубача под названием Filles de Kilimanjaro, где содержался посвященный ей трек Mademoiselle Mabry.
Брак, продержавшийся всего год и закончившийся, по словам певицы, из-за слишком буйного характера супруга (хотя музыкант в автобиографии обвинил ее в отношениях с Джими Хендриксом), оказался чрезвычайно плодотворным для последнего. Исполнительница познакомила мужа с Джими Хендриксом, Cream и Sly Stone, что послужило катализатором его увлечения роком и фанком, и повлияла на стиль музыканта, заставив сделать выбор в пользу кожаных костюмов и красочных шарфов.
Непродолжительное время бойфрендом «дикой» красотки значился Эрик Клэптон, а в 1975-м Роберт Палмер помог возлюбленной заключить сделку с лейблом Island Records.
Затворничество
В 1976 году лейбл Island Records отказался продлевать контракт с Дэвис, которая уехала на год в Японию, где проводила все время с монахами, давшими обет молчания. В 1980 году после кончины отца, которую тяжело переживала, Бетти вернулась к матери в Хомстед и оставалась там до старости. Когда стало ясно, что ее музыкальная карьера подошла к концу, певица достойно и спокойно приняла этот факт.
В 2017-м состоялась премьера документального фильма Betty: They Say I’m Different, посвященного личности и творчеству Бетти Дэвис. Перед съемками, в 2013 году режиссеру удалось обнаружить саму исполнительницу живущей в подвале дома без интернета, мобильного телефона или машины.
Трейлер документального фильма о феномене Бетти Дэвис Betty: They Say I’m Different
После премьеры, журналисты издания Washington Post смогли найти певицу и пообщаться с ней. В это время пожилая женщина уже проживала в католическом доме престарелых с отдельными однокомнатными квартирами, где за ней ухаживали бывшие подруги. Она питалась вегетарианской индийской пищей из близлежащего ресторана, отказалась от вычурной одежды и причесок очень просто укладывая седые волосы, но продолжала записывать приходящие ей на ум мелодии в тетрадке и на кассетный магнитофон. При этом от фотографирования бывшая звезда категорически отказалась.
Смерть
Легендарная соул- и фанк-певица, своим неповторимым стилем и манерой исполнения повлиявшая на Принса, Эрику Баду, Мадонну, Джанет Джексон и Outkast, ушла из жизни 9 февраля 2022-го. Бывшая жена Майлза Дэвиса скончалась в своей квартире в Хомстеде в возрасте 77 лет.
Печальную новость на личной странице в «Фейсбуке» сообщила давняя подруга звезды Конни Портис, указав и причину смерти — онкологическое заболевание, диагностированное двумя неделями раньше:
Одним из первых дань памяти кумиру поспешил отдать Ленни Кравиц, опубликовавший в «Твиттере» трогательный пост: