биография
Пэт Мартино взял свои первые аккорды в возрасте 12 лет и стал профессионалом в 1961 году в возрасте 17 лет. Благодаря своему отцу, Кармен «Микки» Аззара, певице в местных клубах Филадельфии, которая брала уроки игры на гитаре у Эдди Лэнга , он открыл для себя джаз и научился музыке в хороших руках: Деннис Сандол ( фр. ) Для гармонии, уроки с Джонни Смита (его знаменитое легато ) и несколько встреч с Уэсом Монтгомери .
Стиль Пэта Мартино неповторим: творческий и проницательный, очень быстрая и гармонично богатая стаккато фразировка делает его одним из главных бибоп- гитаристов, таких как Джо Пасс , Уэс Монтгомери или Джим Холл .
В мире музыки поп-рок он вдохновил Майкла Сембелло на сложную инструментальную контузию гитарной партии в альбоме Стиви Уандера « Песни в ключе жизни » .
В кулуарах сольной карьеры Восток! , Bayina , Footprints «… Пэт Мартино всегда делал карьеру на стороне, особенно с Эриком Клоссом (в) или Уиллисом Джексоном .
В 1980 году проблемы со здоровьем нарушают его жизнь и карьеру: в его мозгу обнаруживается сгусток крови, который грозит вызвать разрыв аневризмы . Решенная операция (Пэт Мартино действительно больше не может нормально играть) затем переживает самые тяжелые последствия — полную потерю памяти, когда он просыпается. Он заново научился играть на гитаре, слушая свои собственные записи, и вернулся на сцену в составе трио, пока не был избран американским журналом Down Beat «Гитаристом 2004 года» .
Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно
Вердикт: отчасти это правда.
Беседка. Банкетный стол в честь Моцарта в доме Шиканедера. Гравюра по картине Аугуста Боркмана. 1879 год Изображены Гайдн, Альбрехтсбергер, Моцарт, Антонио Сальери, Катерина Кавальери, Шиканедер, Алоизия Ланге, Глюк.
Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.
Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собственной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни композитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды.
Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материальное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.
Клипы Лед Зеппелин
Группа повлияла на характер музыкального бизнеса. Они – те, кто делал первые действительно большие концертные шоу на аренах. Именно поэтому в коллекции Led Zeppelin очень много видео с выступлений. Хотя, по сути, им и не требовалось создание замысловатых сюжетов клипов. Достаточно посмотреть на энергетику участников на сцене. Этого хватает с лихвой.
В 2019 году вышла серия видеороликов «History Of Led Zeppelin». Они являются частью празднования 50-летия культовой рок-группы, которая за последнее десятилетия уже не раз собиралась. В качестве барабанщика был выбран Джейсон Бонэм, сын погибшего музыканта. Также юбилейный год отметился коллаборацией с брендом Vans. Была выпущена одежда и обувь с символикой группы. Она посвящена первому альбому Led Zeppelin.
В 1977 году Led Zeppelin отправилась в мощнейший тур по США, который прервался из-за трагедии.
К концу семидесятых британцы Led Zeppelin уже были легендами. С огромным шлейфом приключений, скандалов, зависимостей и жестких внутренних конфликтов, само собой. Уже были написаны Stairway to Heaven, Kashmir, Immigrant Song и другие бессмертные песни. В Штатах «Цеппелинов» публика и пресса любила особенно сильно. Очередной тур должен был стать крупнейшим в истории группы — более пятидесяти концертов и почти полтора миллиона потенциальных зрителей!
Проблемы были и на стадии подготовки к туру, но первое по-настоящему серьезное происшествие случилось на пятом шоу — 9 апреля 1977 в Чикаго. Гитарист Джимми Пейдж вырубился прямо во время выступления — как группа сообщила позже, из-за проблем с пищеварением. Впрочем, в это было сложно поверить. Проблемы с наркотиками у Пейджа были давно и начиная с первых концертов тура он играл неровно и отличался странными выходками. Так, 6 апреля, тоже в Чикаго, Джимми вышел на сцену в нацистской фуражке и галифе. В то же время барабанщик Джон Бонэм постоянно напивался и устраивал сцены. Что сказать — Led Zeppelin были рок-звездами.
Фанаты в этот раз вели себя особенно буйно, забрасывая музыкантов бенгальскими огнями во время выступлений. В результате группе приходилось прерываться, чтобы успокаивать толпу. Пиком стал случай, произошедший в Цинциннати 20 апреля, когда толпа сбросила фаната с третьего яруса стадиона на мостовую. Разумеется, человек погиб. Это лишь малая часть историй из той поездки (была даже серьезная закулисная драка и фанатские бунты) — и все это на фоне дикой успешности турне и рекордных сборов.
Новый век. В духе времени
В 1997 году на Blue Note вышел дуэтный альбом Мартино «All Sides Now». Фактически, трибьют. «Продюсеры Билл Резникофф и Брюс Ландвалл придумали такой проект — свести меня в студии с разными гитаристами, сделать пестрый гитарный альбом». Там отметились Лес Пол, Кевин Юбэнкс и даже Джо Сатриани. «Хэви-метал» Сатриани и блюз Мартино сочетаются странно, но эффектно.
К началу нового века Пэт Мартино уже окончательно вернулся на сцену, в звукозапись и вообще — к активной жизни. Уже пребывал в статусе живой легенды, хранителя традиций.
В 2002 году получил две номинации на Grammy: за «Лучший альбом инструментального джаза» «Live at Yoshi’s» и «лучшее джазовое инструментальное соло» в композиции «All Blues» из того же альбома.
В 2003 году на дружественном лейбле выпустил альбом «Think Tank» — современный пост-боп, свежий и яркий, с интересным сплавом гитары с тенор-саксофоном. Записан с участием гениев молодого поколения, пианиста Гонсало Рубалькабы и контрабасиста Крисчена Макбрайда; из стариков — саксофонист Джо Ловано. Кстати, по странному совпадению альбом с таким же названием в том же году выпустила группа Blur.
В 2006 на том же Blue Note Мартино выпустил «Remember: A Tribute To Wes Montgomery». Где очень душевно, мягко, по-джазовому сыграл композиции своего кумира Уэса Монтгомери.
В 2012 году гитаристу наконец организовали гастроли в России. В Москве он выступал в Клубе Игоря Бутмана на Чистых прудах (который давно уже на Таганке). Мартино приехал с органным трио. Внешне Москва ему очень понравилась, особенно «православные церкви. Это просто волшебная красота!»
Концерты были ураганные. Мартино с молодежью просто жгли! И как-то действительно поймали-передали дух времени. Причем непонятно, какого именно — и 50-х, и современности. Времена возвращаются?
«В определенном смысле в джаз вернулась мода на органные трио, на что есть несколько причин, — объяснял мне тогда Пэт Мартино. — Во-первых, их просто дешевле возить. Вот у меня гитара, орган и барабаны. То есть ничего, кроме одной гитары, с собой брать не надо. А вкус музыки в таком составе — другой. Эти трио органные — как в моей молодости, да. Это то, что я очень люблю… У нас был случай, когда «Хаммонд» пришлось заменить двумя синтезаторами. Весело!
Но протестовать даже мысли нет: я убежден в том, что адаптация к обстоятельствам — это часть искусства: надо сделать лучшее в предложенных обстоятельствах… Глупо называть себя перфекционистом. Я бы сказал, что я поклонник точности. А совершенство недостижимо — всегда что-то не так и чего-то не хватает, но в конечном итоге именно это и хорошо. Трудности заставляют нас быть креативными, искать решения, которые мы просто так никогда бы не стали искать».
Музыкальный подход
Мартино утверждает: «В архитектуре инструмента есть элементы, которые создают непрерывный источник ценной информации. Для гитары их два. Первый — это основной третий интервал, а второй — второстепенный третий интервал. Как только мы рассмотрим их повторяющиеся информации, они начинают проявляться в виде серии автоматических функций ».
Строки Мартино содержат хроматические связи вне какого-либо конкретного аккорда IIm7, который может быть концептуализирован в последовательности аккордов, даже в примерах, которые он приводит в своих книгах и обучающих видео. На своей доске объявлений он заявил, что сформулировал систему скорее как способ объяснить свою игру, чем как средство для создания музыки. По его собственным словам, «хотя анализ некоторых из моих записанных соло был назван модальным, лично я никогда не действовал таким образом. Я всегда полагался на свой собственный мелодический инстинкт, а не на гаммы, подобные формулам».
Точку в истории группы поставила смерть барабанщика Джона Бонэма.
24 сентября 1980 года Джон Бонэм позавтракал мясным рулетом, выпив вдогонку 0,7 литра водки. Затем он поехал на студию репетировать, но пить продолжал весь день. Около полуночи он вырубился в доме Пейджа и его оттащили в спальню. Около полудня следующего дня Джона Бонэма обнаружили мертвым — он захлебнулся во сне собственными рвотными массами. Вот так лаконично, просто и печально закончилась активная история одной из величайших рок-групп в истории.
Джон Бонэм был похоронен 7 октября 1980 года. Участники группы были подавлены, но поначалу они метались и даже рассматривали вариант продолжить выступления, найдя нового барабанщика. Но 4 декабря все было объявлено официально — группы Led Zeppelin больше нет. Последним официальным альбомом группы стала пластинка Coda 1982 года — компиляция неизданных песен группы с новыми партиями Пейджа. Но вышла она, по меркам группы, тихо и незаметно.
Личная жизнь
О личной жизни Эстаса Тонне можно лишь строить догадки. Единственной и главной женщиной своей жизни он называет гитару. Однако отношений с женским полом он не избегает вовсе: по признанию гитариста, сердечные подруги у него есть.
Музыкант не отрицает возможности того, что когда-нибудь его жизнь изменит более значимая встреча. Но к семейной жизни в традиционном смысле он не стремится. Более того, гитарист не считает брак социально полезным институтом и надеется, что в ходе развития общества произойдет отказ от этого понятия. По мнению Эстаса, привычка рассматривать личность сквозь призму семейного статуса лишает человека свободы – и особенно это вредит женщинам.
В том же духе Эстас рассуждает и о желании иметь детей. Музыкант утверждает, что само выражение «хотеть ребенка» неуместно: речь ведь идет не об обладании собственностью, а о личности, за которую нужно нести ответственность.
Краткая биография
Поль в детстве…
Поль Ван Авер родился 12 марта 1985 в Брюсселе, Бельгия. С раннего детства Поль воспитывался одной только матерью, как и его братья и сёстры. К сожалению, его отец — успешный архитектор — был убит в 1994, когда навещал свою семью… Это было тяжёлое время — время геноцида в Руанде.
Поль не сдал экзамен в системе государственного образования, из-за чего с 16 лет посещал римско-католическую иезуитскую школу. Как это часто бывает — именно в этом возрасте парень и его друзья формируют свою первую рэп-группу. Вдохновлялись ребята творчеством Жака Бреля — бельгийского поэта и барда…
Впоследствии Поль скажет:
Последние творческие годы
Однако постепенно публика начала терять интерес к произведениям Моцарта. Поставленная в Вене пьеса «Дон Жуан» полностью провалилась. В то время, как у соперника Вольфганга, композитора Сальери, новая пьеса «Аксур, царь Армуза» прошла с успехом. Всего 50 дукатов, полученных за «Дон Жуана» поставили материальное положение Вольфганга в тупик. Жене, измученной постоянными родами, требовалось лечение. Пришлось сменить жильё, в пригороде оно стоило значительно дешевле. Положение становилось плачевным. Особенно, когда Констанцию пришлось отправить в Баден по рекомендации врачей для лечения язвы голени.
В 1790 году, когда жена в очередной раз была на лечении, Моцарт отправился в путешествие, как когда-то в детстве, в надежде заработать хоть немного денег, чтобы расплатиться с кредиторами. Однако вернулся он домой с ничтожными сборами от своих концертов.
В самом начале 1791 года в музыке Вольфганга начался подъём. Он много сочинял по заказу танцы и концерты для фортепиано с оркестром, квинтеты и ми-бимоль мажоры, симфонии и оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», также писал очень много духовной музыки, а в последний год своей жизни работал над «Реквиемом».
Библиография
Мартино, Пат; Милковски, Билл (2011). Здесь и сейчас! Автобиография Пэта Мартино. Книги о Backbeat. ISBN 978-1617130274..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
Знаки и символы
Пока карьера шла в гору (в 1977 журнал Guitar Player поставил его на обложку), обострялась давняя проблема — здоровье. С детства Пэт Мартино мучился от припадков, галлюцинаций, головных болей. Его показывали психологам и психиатрам. Те ставили диагноз один страшнее другого: биполярное расстройство, шизофрения… На сцене он держался молодцом, один раз только «затормозил» — на гигантском концерте во Франции в 1976 году.
В том же 1976 году Мартино выпустил фанки-фьюжн альбом «Starbright». На обложке музыкант выглядит как призрак — полупрозрачный, рядом гитара, повернутая к зрителю задней декой. Очень странная обложка. Как будто намек на то, что случилось четыре года спустя. Тогда у Пэта случился особо сильный припадок — и он попал в больницу.
Его, наконец, нормально обследовали, сделали МРТ и нашли патологию в мозге: в левой височной доле — как будто клубок. Грубо говоря, неправильно проросшие артерии. Вообще же медицинский случай Пэта Мартино стал темой для серьезного исследования с далеко идущими интересными выводами о феномене памяти.
Музыканту удалили 70% (!) височной части мозга. Проснувшись после наркоза, он… не понял, где он, кто он и что с ним. Пришли мать с отцом — он их еле узнал. Потеря памяти. Врачи сказали, что это нормально при такой операции и что память не стерлась навсегда — она будет возвращаться постепенно. И скоро вернется. Если приложить усилия.
Журналистам Пэт спокойно рассказывает об этом. Но именно это спокойствие просто рвет душу в клочья. Он реально на несколько лет превратился в призрака, который не знает про себя ничего. Память действительно возвращалась, иногда мелкие детали тащили более крупные воспоминания, как удочка рыбу из темной воды.
Так это примерно работало. Однажды отец привел в дом какого-то молодого человека. Представил: вот твой бывший ученик, неплохой, один из самых хороших, послушай. Гость заиграл и, как обычно в этой пьесе, перепутал аккорды: сыграл увеличенный септаккорд вместо нонаккорда. «Дай-ка», — сказал Пэт, забрал у него гитару и показал, как надо. И из-за этого неправильного аккорда что-то еще прояснилось, вспомнились какие-то фрагменты. Врачи потом отмечали, что именно музыка и гитара «раскачивали» мозг Пэта Мартино.
Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года
Вердикт: это почти правда.
Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год
Моцарт действительно был вундеркиндом, причем самым знаменитым вундеркиндом в истории музыки. Он начал играть рано и овладевал этим искусством неимоверно быстро. Леопольд Моцарт, легендарный музыкальный педагог, так описывал удивительные успехи сына в игре на клавире, ранней версии современного пианино: «Менуэт и трио Вольфгангерль Уменьшительно-ласкательная форма имени Вольфганг. выучил 26 января 1761 года в половине десятого вечера в течение получаса, за день до того как ему исполнилось пять лет» Цит. по: Е. С. Черная. Моцарт. Жизнь и творчество. М., 1966.. Параллельно мальчик учился и игре на скрипке — одну из его детских скрипок можно увидеть в Зальцбурге, в доме, где он родился. Сразу после рождения сына Леопольд Моцарт издал учебник «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» («Versuch einer gründlichen Violinschule») и, видимо, начал его тестировать. В семь лет Вольфганг Моцарт уже играл на скрипке для архиепископа, а в восемь лет начал выступать, играя на органе.
Первые дошедшие до нас автографы То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.
Европейское признание юного виртуоза
Летом 1763 года началось трёхлетнее путешествие семейства Моцартов. По пути в Париж было множество концертов в разных городах Германии. В Париже юное дарование уже ждали. Знатных лиц, желающих послушать Вольфганга, было очень много. Именно здесь, в Париже, мальчик сочинил свои первые музыкальные произведения. Это были четыре сонаты для клавесина и скрипки. Его пригласили выступить в версальском королевском дворце, куда семья Моцартов прибыла накануне Рождества и провела там целых две недели. Они даже присутствовали на торжественном новогоднем пиршестве, что было особенной честью.
Такое количество концертов сказалось на материальном благополучии семьи, у Моцартов было достаточно денег, чтобы нанять корабль и отправиться на нём в Лондон, где они пробыли почти пятнадцать месяцев. Здесь состоялись очень важные в жизни юного Моцарта знакомства:
- с композитором Иоганном Христианом Бахом (сыном Иоганна Себастьяна), он давал мальчику уроки и играл с ним в четыре руки;
- с итальянским оперным певцом Джованни Манцуолли, который обучал ребёнка пению.
Именно здесь, в Лондоне, у юного Моцарта появилось непреодолимое желание сочинять. Он начал писать симфонические и вокальные музыкальные произведения.
После Лондона Моцарты девять месяцев провели в Голландии. За это время мальчик написал шесть сонат и одну симфонию. Домой семья вернулась лишь в конце 1766 года. Здесь, в Австрии, Вольфганга уже воспринимали как композитора, и ему давались заказы на написание всевозможных торжественных маршей, хвалебных песен, менуэтов.
С 1770 по 1774 год композитор несколько раз путешествовал в Италию, здесь им были написаны такие знаменитые оперы:
- «Митридат, царь Понтийский»;
- «Асканий в Альбе»;
- «Сон Сципиона»;
- «Луций Сулла».
В тур по Европе группа отправилась без своего бессменного менеджера Ричарда Коула, который был отстранен из-за проблем с наркотиками.
В 1980 году группа, казалось, была в отличной форме — даже былые конфликты поутихли и музыканты вместе, семьями встретили Новый год. В апреле группа начала репетиции и приступила к подготовке к европейскому туру. Он оказался не таким уж впечатляющим — 14 концертов в относительно небольших клубах, вместимостью не превышающих 10 тысяч человек. Между тем, менеджер группы Ричард Коул был отстранен от работы. Его проблемы с наркотиками начали приводить к срывам и вышли из под контроля. Спустя годы он это признает:
Проблемы в туре тоже начались сразу: снова неуправляемые фанаты и снова вырубающийся на сцене Бонэм — на этот раз 27 июня на концерте в Нюрнберге. Да и Пейдж явно был не в порядке, что отражалось и на звуке банды. Группа и сама это понимала: так, в Цюрихе, после исполнения песни Kashmir, Плант обратился к аудитории с просьбой вырезать эту песню, если кто-то записывает концерт. Музыканты были расстроены — Плант даже задумался о сольной карьере — но все же запланировали поездку в США в октябре. В некотором роде этот тур даже подтолкнул группу к более тщательным репетициям — все хотели быть в форме.
Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен
Вердикт: первое правда, второе нет.
Вольфганг Амадей Моцарт и Эмануэль Шиканедер сочиняют «Волшебную флейту». Рекламная открытка фирмы Liebig. 1906 год
Моцарт прибегал к туалетному юмору даже в письмах, и письма эти по неосторожности адресата дошли до нас. Общаясь с кузиной, Моцарт не стеснялся в выражениях: . Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи
В подобном стиле переписывались и родители Моцарта
Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи. В подобном стиле переписывались и родители Моцарта.
Моцарт был совсем неглуп и прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он проявил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас благодаря его письмам.
биография
Мартино родился Пэт Аззара в Южной Филадельфии. Он начал профессионально играть в 15 лет после переезда в Нью-Йорк. Некоторое время он жил с Лес Пол и начал играть в джаз-клубах, таких как Smalls Paradise. Позже он переехал в апартаменты в Президент-отеле на 48-я улица. Он играл в Smalls шесть месяцев в году, а летом играл в Клуб Гарлем в Атлантик-Сити.
Мартино играл и записывался в начале своей карьеры с Ллойдом Прайсом, Уиллис Джексон, и Эрик Клосс. Также работал с джазовыми органистами. Чарльз Эрленд, Ричард «Groove» Холмс, Джек Макдафф, Дон Паттерсон, Труди Питтс, Джимми Смит, Джин Людвиг, и Джои ДеФранческо.
Мартино выступал до тех пор, пока аневризма в 1980 году не оставила его с амнезией и отсутствием воспоминаний или знаний о своей карьере или о том, как играть на том самом инструменте, который принес ему успех. Мартино говорит, что он вышел из операции с полной забывчивостью, научившись сосредотачиваться на настоящем, а не на прошлом или о том, что может быть впереди. Он был вынужден учиться играть на гитаре с нуля. Это обстоятельство имеет решающее значение для понимания его карьеры и его особого образа мыслей.
Мартино женат на Аяко Асахи Мартино, с которой познакомился в Токио, Япония, 1995 год.
Он был выбран гитаристом года в Down Beat Опрос читателей журнала 2004 г. В 2006 г. Mobile Fidelity Sound Lab переиздал свой альбом Восток! на Ultradisc UHR SACD.
В 2017 году он снял серию обучающих видеороликов под названием Изучение противоположностей и того, как они проявляются на гитаре.
Чужой среди своих
После выписки из больницы отец сразу сказал ему: «Сынок, ты был музыкантом, хорошим гитаристом! И не просто хорошим — одним из лучших. А будешь еще круче, я в этом просто уверен!» И показал пачку фото, где Мартино с гитарой и совершенно незнакомыми музыкантами, которые на самом деле — гуру джаза, музыкальные звезды.
Микки каждый вечер устраивал прослушивание очередного альбома Пэта. Ему не нравилось — не с точки зрения хорошо-плохо, а потому что любая музыка раздражала: «Мне тогда вообще никакая музыка не нравилась!». Он совсем забыл, что любит музыку, что это дело его жизни. А что именно он любит — он не понимал.
Пытался сбежать от себя. Съездил в Европу. Собрался переселиться в Амстердам. В таких метаниях прошел десяток лет. Депрессия, мысли о суициде… Родители уже старились, болели. Надо было жить с ними. В конце концов, какая разница, думал Мартино, Амстердам или Филадельфия — мне все одинаково чужое.
Признается, что мысли о самоубийстве посещали не раз и не два. Знаете такую расхожую шутку: «сегодня — первый день остатка твоей жизни»? Парадокс такой: ведь с момента рождения любой день — циферка в обратном отсчете. Вопрос в том, когда именно человек это осознает.
На Пэта Мартино тоже однажды снизошло: «Прошлого уже не существует, будущее еще не наступило. Существует только настоящее, только оно реально. В то время уже нужно было делать выбор. Решать, как быть дальше. А это непросто — после такой боли и разочарования. Самоубийство? Да, некоторые же идут по этому пути… А я решил играть в игрушки, как дети малые. Не обращая ни на кого внимания. Так получилось, что любимой игрушкой стала гитара.
И 17 лет с операции я и проиграл с нею. Не решаясь выйти на публику. Не в силах оценить, каков я и кому, кроме меня, все это нужно. Но однажды ко мне домой зашел мой приятель-барабанщик. Хороший барабанщик. Сказал, что у его группы запланировано несколько концертов. Попросил разрешения позвонить кому-то по телефону».
Короче говоря, пригласил Мартино в качестве спецгостя поиграть с ними. И Мартино согласился. Только попросил представить его публике настоящим именем. Чтоб никто не понял, что на сцене тот самый джазмен-мастер — чтоб ни у кого не было иллюзий. Не проблема, уверил друг. И, действительно, объявил его как Пэта Аззаро. Аплодисменты! Конспирация сорвалась. «Конечно, слушатели знали мое настоящее имя, — смеется Мартино. — Все в джазовом сообществе его всегда знали, оно ведь не было секретом!»
Еще о феномене памяти. В начале 2000-х Мартино играл в клубе Blue Note в Нью-Йорке. За кулисы к нему пришел Джо Пеши — выдающийся американский актер. Музыкант был приятно удивлен: Пеши — один из его кумиров, он с удовольствием пересматривает и «Кузена Винни», и «Славных парней» Скорсезе. Принял гостя, конечно, вежливо, но Пеши сразу сообразил, что тут что-то не так: «ты ведь меня не помнишь, верно? А я тебе напомню, что ты обычно пил в 1963 году».
В 1963 году Пеши, тогда начинающий средний музыкант, тусовался в клубе Small’s Paradise, где играла группа Пэта Мартино. Там они общались, болтали, выпивали. Мартино, по словам Пеши, заказывал себе коктейль «Кузнечик». Услыхав это смешное название, музыкант вспомнил буквально все: барную стойку, мебель, сцену, инструменты. «Одно слово воскресило массу воспоминаний!»
Эстас Тонне фильм «Время шестого солнца»
В творческой биографии Эстаса Тонне числятся и съемки в фильме британского режиссера «Время шестого солнца». Этот документальный фильм снимался более 11-ти лет. Он состоит из рассказов «хранителей мудрости», которые объясняют происходящее в современном мире, ссылаясь на древние мексиканские легенды и откровения.
Самая главная из них – легенда о 80 тысячах барабанов, которые однажды зазвучат одновременно, чтобы пробудить весь мир. Эстасу Тонне досталась в кинокартине роль Трубадура-странника, который переживает в себе самом метаморфозы, происходящие с миром, и сам может влиять на их ход. Эстас утверждал, что ничего не играл в этой роли, а просто был самим собой, ведь он и есть бродячий трубадур. Его образ запечатлен в кинокартине вместе с портретами других людей и их рассказами о жизни и смерти.
Эстас Тонне признается, что ему хотелось бы сняться еще в какой-нибудь крупной кинокартине. Но при этом он не признает «театра», не желает играть роль – он хотел бы прожить ее на экране, оставаясь собой и в кино.
Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе
Вердикт: это правда.
Семья Моцарт дает гастроли в Париже. Акварель Кармонтеля. 1763 год
Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль Наннерль — домашнее прозвище старшей сестры Вольфганга, а полное имя — Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт., старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту исполнилось шесть лет, а его сестре было десять. Хотя Мюнхен, куда они отправились, находится недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста Курфюрст — в Германии избирательный князь, облеченный правом избирать на вакантный императорский престол. Баварии Максимилиана III Иосифа они провели три недели.
Вместе с сестрой Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после мюнхенского триумфа отец с детьми отправился в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах иностранных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. В начале лета 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в турне по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Шветцинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, наконец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступлением, что пожелал снова услышать вундеркиндов на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол.
После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентербери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями. В преддверии его четырнадцатилетия семья едет в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музыкальный мир.