Виды фазоинверторов
Порт фазоинвертора — основной элемент корпуса, он может быть круглым (труба) или прямоугольным (щель).
Нельзя однозначно сказать какой из этих портов лучше. Делают то, что удобнее или то, что больше нравится. Единственный момент, что в спорте (соревнования по звуковому давлению) чаще используются трубы, так как с их применением проще меняется настройка фазоинвертора, за счет изменения длины порта.
Отдельно стоит отметить такой тип, как пассивный излучатель. Пассивный излучатель (корректней — пассивный отражатель) есть тот же фазоинвертор и принцип его работы тот же. Применяется в тех случаях, когда желаемый порт для ФИ не устраивает по габаритам. В пассивном излучателе вместо порта используется динамик без магнитной системы.
Принцип работы пассивного излучателя
Закрытый ящик
Данный тип оформления самый простой. Закрытый ящик для сабвуфера несложно рассчитать и собрать. Его конструкция представляет собой короб из нескольких стенок, чаще всего из 6.
Преимущества ЗЯ:
- Несложный расчет;
- Несложная сборка;
- Маленький литраж готового короба, а следовательно компактность;
- Хорошие импульсивные характеристики;
- Быстрый и четкий бас. Хорошо отыгрывает клубные треки.
Недостаток у закрытого ящика всего один, но он порой является решающим. У данного типа оформления очень низкий уровень КПД относительно других коробов. Закрытый ящик не подойдет для тех, кому хочется высокого звукового давления.
Однако он подойдет для любителей рока, клубной музыки, джаза и подобного. Если человеку хочется баса, но нужно место в багажнике, то закрытый ящик – это идеальный вариант. Закрытый ящик будет плохо играть если выбран неправильный объем. Какой объём короба нужен для данного типа оформления уже давно решили опытные люди в автозвуке путем вычислений и экспериментов. Выбор объема будет зависеть от размера сабвуферного динамика.
Чаще всего встречаются динамики таких размеров: 6, 8, 10, 12, 15, 18 дюймов. Но также можно найти динамики других размеров, как правило в инсталляциях они используются очень редко. Сабвуферы диаметром 6 дюймов выпускаются несколькими компаниями и в инсталляциях также встречаются редко. В основном люди выбирают динамики диаметром 8-18 дюймов. Некоторые люди указывают диаметр сабвуферного динамика в сантиметрах, что не совсем правильно. В профессиональном автозвуке принято выражать размеры в дюймах.
Рекомендуемый объём для сабвуфера закрытый ящик:
- для 8-дюймового сабвуфера (20 см) требуется 8-12 литров чистого объема,
- для 10-дюймового (25 см) 13-23 литров чистого объема,
- для 12-дюймового (30 см) 24-37 литров чистого объема,
- для 15-дюймового (38 см) 38-57- литров чистого объема
- а для 18-дюймового (46 см) потребуется 58-80 литров.
Литраж дан приблизительно, так как для каждого динамика нужно выбирать определенный объем, исходя из его характеристик. Настройка закрытого ящика будет зависеть от его объема. Чем больше объем короба, тем меньше будет частота настройки короба, бас получится более мягкий. Чем объем короба меньше, тем частота короба будет выше, бас получится более чёткий и быстрый. Не стоит слишком увеличивать или убавлять объем, так как это чревато последствиями. При расчёте короба придерживайтесь объёму который был указа выше Если будет перебор объема, то бас получится расплывчатым, нечетким. Если объема не будет хватать, то бас будет очень быстрым и «долбить» по ушам в худшем смысле этого слова.
Как правильно выбрать этот динамик
1000 ватт сабвуфер
Для начала разберемся с тем, как правильно выбрать сабвуфер. Чтобы это узнать, надо ознакомиться с видами динамиков. Как правило, в первую очередь надо знать, что сабы бывают:
Открытого типа. Это мощные НЧ динамики, которые монтируются в панели авто без обеспечения им замкнутого пространства.
B 52 lx 18 сабвуфер, 1000 вт
Корпусные динамики – это профессиональный взгляд на модернизацию акустической системы. В свою очередь, такие буферы бывают:
- Закрытого типа или ЗЯ. Динамик открытого типа помещен в герметичный ящик определенного объема. Примечательно, что в таком динамике звуковая волна сзади гасится в ящике. Это предотвращает динамик от различных механических повреждений. ЗЯ сделан по схеме, подразумевающей расчет конструкции по объему. Такой буфер малоподвержен от перегрузок и отлично воспроизводит НЧ. С другой стороны, такой саб отличается низким КПД и редко применяется в профессиональных системах;
- ФИ или фазоинвертор. Это закрытый корпус с тоннелем определенных,опять же, размеров. Замкнутое пространство ФИ способствует повышению давления на излучатель, а это уменьшает, в свою очередь, вероятность искажений звука и механических повреждений динамика. ФИ способен корректировать подъем АЧХ и разгружать динамик от избытка давления. Таким образом, ФИ считается устройством с высоким КПД. Предназначен для автомобилей с любыми характеристиками;
Сабвуфер at 1000
Бандпасс – сложная конструкция саба. Она требует дополнительного пространства, так как соединяет в себе как бы две конструкции – ЗЯ и ФИ. Ящик с ФИ и динамик в качестве перегородки на два отделения – это и есть бандпасс. Отличительными особенностями бандпасса являются также: объемное пространство спереди и жесткий диффузор.
Автосабвуфер, герц энерджи, 1000 вт
Отличия между сабвуферами на этом не заканчивается. Буферы могут быть еще и следующего свойства:
Активные. Динамики, имеющие в своем составе встроенный усилитель. Такие буферы не потребуют использования внешнего регулирования и настройки звука. Как говорится, все при них. Но все же, главным преимуществом активного буфера является не наличие усилителя, а сбалансированная комплектация всех компонентов.
Пассивный сабвуфер на 1000 Вт
Выбрать буфер не так и просто
В первую очередь важно суметь подобрать динамик так, чтобы он гармонировал с интерьером салона авто. Немаловажное значение, конечно же, имеет и то, как динамик будет отдавать качественное звучание
И немаловажное значение в этом вопросе играют мощностные характеристики буфера.
Ясно, что мощность в 1000 Вт – это не слабое значение. Ниже мы рассмотрим известные сабвуферы с таким значением от мировых производителей.
Определим, каким должен быть размер экрана?
Желателен такой экран, который позволил бы на нижней граничной частоте воспроизводимого диапазона получить такой же уровень звукового давления, как и на верхней границе поршневого диапазона
frp.в зоны его действия, т.
е.
выровнять звуковое давление на нижних и средних частотах.
Значение
frp.в может быть найдено из ().
Выбор нижней граничной частоты зависит от добротности применяемой головки.
Ранее отмечалось, что форма частотной характеристики головки при
Q<1,93 монотонно возрастает, а при Q≥1,93 на частотной характеристике появляются провал на частоте
ω2 и пик на частоте
ω1.
Добротность головки при помещении ее в плоский щит практически не меняется.
Неравномерность частотной, характеристики при
Q<1,93 и при правильном выборе размеров экрана определяется только спадом в область более низких частот.
Поэтому за нижнюю граничную частоту при
Q<1,93 выбирают резонансную частоту головки ω.
При
Q≥1,93 за нижнюю граничную частоту обычно выбирают частоту пика
ω1 частотной характеристики головки (Рис.
23, кривая 2) и неравномерность частотной характеристики в этом случае определяется провалом на частоте
ω2.
Однако при этом несколько сужается расчетный диапазон воспроизводимых частот по сравнению с его значением при
Q<1,93.
Для устранения этого недостатка авторами предложен другой способ выбора нижней граничной частоты воспроизводимого диапазона, позволяющий снизить ее значение.
Суть его заключается в том, что нижняя граничная частота выбирается на частоте
ω<ω1, на которой уровень частотной характеристики равен ее уровню на частоте провала
ω1 ().
Рис.
30. Типичная частотная характеристика открытого акустического оформления в области низких частот при
Q>1,93
В зависимости от значения
Q эта частота может быть несколько выше или ниже ω.
Исследования показали, что наиболее рациональная добротность головки для открытых АС равна
2,4.
При этом нижняя граничная частота открытой АС
frp.в совпадает с резонансной частотой головки
ω.
Площадь экрана, исходя из обеспечения наиболее равномерной характеристики, может быть определена как
S = 0,15c2/f2гр.нφ(Q)
(28)
где φ(Q) — некоторая функция от
Q, при 1,93<Q<2,5 приближенно равна
Q; frp.н — определяется по
Рис.
31.
Зависимость φ (Q)
от Q
Рис.
32. Зависимость
frp.в от Q
При Q<1,93 выражение (28) имеет вид
S = 0,15c2/f2Q2(29)
Обычно экраны выполняют меньших размеров, чем рекомендовано в (28) и (29).
Тогда на нижней граничной частоте следует ожидать спада частотной характеристики на
Nдб=10lg(S’/S)
()
где S — вычисленная по (28) и (29) площадь экрана; S’ — фактическая площадь экрана.
Особенности фазоинвертора
Фазоинвертор – музыкальное устройство, представляющее собой щель или трубу. Вспомогательный элемент располагается во внутренней части корпуса звуковой системы. Задача фазоинвертора – преобразить один входной сигнал в два. Акустический резонатор инверсирует, то есть постепенно переворачивает звуковые волны, зарожденные на тыльной части диффузора. Перевернутая звонкая волна соединяется со звуками фронтальной поверхности диффузорной конструкции. Таким образом, повышается степень звукового давления. На свет появляется низкочастотный звук.
Размер и вид порта изделия определяет частоту резонанса и объем воздуха. Специалисты выпускают кольцевые и щелевые по форме устройства. Кольцевой вид – классический вариант туннеля фазоинвертора. Щелевые каналы мастерят с целью увеличения внутренней площади фазоинверторного порта. В продаже отсутствуют цилиндрические по форме туннели. Цилиндрический порт снижает уровень шума и значительно уменьшает его длину. В таком случае представленное устройство не сможет качественно справиться с поставленной задачей.
Выбор профессионалов и музыкальных любителей в пользу фазоинвертора объясняют следующие преимущества доступного оборудования:
- Высокое КПД корпуса.
- Широкое использование. 90% современных акустических систем успешно функционируют благодаря таким устройствам.
- Равные значения между КПД и нижней границей частоты значительно уменьшают габариты используемой системы.
- С помощью современного ФИ можно установить необходимую звуковую частоту.
В то же время в арсенале музыкального агрегата имеются свои слабые стороны. Среди них выделяют низкий уровень качества звука, а также невысокие переходные характеристики. Длительность нарастания и затухания сигнала полностью зависит от состояния здоровья фазоинвертора. Могут возникать определенные трудности в процессе согласования взаимодействия усилителя с акустической системой.
Минусы фазоинвертора побуждают новичков и опытных меломанов пользоваться закрытыми ящиками.
Как рассчитывается фазоинвертор
Расчет фазоинвертора происходит способом выбора динамиков, добротность которых от 0,3 до 0,5, а отношение резонансной частоты 50 (не менее).
Расчет ФИ короба сабвуфера
В этом случае необходимо вычислить следующие параметры:
- Объем сабвуфера.
- Площадь сечения.
- Длину и диаметр трубы.
- Порт фазоинвертора.
Информация о коробе подбирается по таким же формулам, как при расчете закрытого ящика. Только здесь отличается добротность колонки: от 0,6 до 0,65. Данные порта выясняются с использованием значения частоты, при которой осуществляется настройка фазоинвертора. Она выбирается наравне с резонансной частотой динамика. Но может быть и меньше. Расчет проводится по формулам, которые также есть на фото.
Длина расчетная иногда получается больше, чем рекомендованное максимальное значение. Но есть способы, которые помогают уменьшить эту длину. Выход круглого фазоинвертора размещается на плоскости панели. Это позволяет выигрывать в длине примерно 0,85. А труба фазоинвертора имеет на конце фланцы, которые способны усиливать эффект в большую сторону.
Примерно 15% от длины позволяет сэкономить размещение фазоинвертора вплотную к одной стороне колонки. Если использовать порт как усеченный конус сечения (круглого или прямоугольного), это даст возможность сделать длину меньше на 35%.
Какой динамик подходит для фазоинвертора
Чтобы выбрать сабвуфер для фазоинвертора нужно отталкиваться от параметров Тиля — Смолла (Fs, Qts, Vas). Обычно эти данные есть в документах, но если у вас их нет, то параметры найдутся в интернете.
Для того, что бы понять подходит ли динамик для ФИ проведите не хитрые расчеты. Поделите значение Fs на значение Qts и если ответ получится от 60 и до 100, то такой саб будет оптимальным для фазоинвертора.
К примеру — у динамика SUNDOWN AUDIO E-12 V3 Fs = 32.4 Гц, а Qts = 0.37.
Fs / Qts = 32.4 / 0.37 = 87,6 — такой сабвуфер вполне подходит для ФИ.
Если значение для вашего динамика выходит за пределы диапазона 60-100 возможно стоит подыскать ему другое оформление с помощью этой очень полезной таблички
Обратите внимание на то, что приведенная таблица не запрещает использовать для динамиков корпусы, не соответствующие значению Fs / Qts. Она показывает варианты, которые точно будут хорошо работать