Слышать, а не видеть
Отличать колонки Klipsch друг от друга на глаз не сверяясь с шильдиками — особое искусство, которое лично я пока не освоил. То ли это серия Reference, то ли Reference Premier, то ли флагманская пара RF — с ходу не разберу. На первый взгляд отличаются они только габаритами да отделкой, которую можно разглядеть только вблизи.
По этой причине определить «по фотографии», что же нового и прогрессивного применили в RF-7III, не представляется возможным. Но сразу дам жирный спойлер: отличить колонки друг от друга на слух не составит труда. Это провоцирует закономерный вопрос: «что же такого было сделано, если снаружи все одинаковое, а качество звука совершенно разное?!»
Отвечаю по пунктам. Рупор на вид действительно очень знаком и по сути он не изменился. Это квадратный Tractrix с раскрытием 90° по вертикали и горизонтали. Его невидимая часть — драйвер — была существенно доработана и имеет мало общего с драйверами, которые устанавливаются в младшие версии колонок.
Магнит у серии RF значительно больше, а при последней доработке особое внимание уделили фазовыравнивающему элементу, отвечающему за согласование излучателя с рупором. В результате доработки АЧХ в точке прослушивания стала ровнее, чем получалась с предыдущей версией драйвера
Средне-низкочастотные динамики тоже выглядят абсолютно знакомо. И точно также не имеют ничего общего с динамиками младших серий кроме фирменной медной расцветки. У младших колонок полимерный материал покрыт медью, здесь же используется металлокерамика. Как следствие — меньше масса подвижной системы, выше жесткость, меньше деформаций конуса, а звучание точнее и чище.
Схема включения НЧ-излучателей не афишируется производителем, указана лишь одна частота раздела 1 300 Гц, что косвенно говорит о двухполосной конструкции. А судя по спектру излучения среднего и нижнего динамиков, перед нами вполне традиционные 2,5 полосы. Так или иначе — трехполоской тут даже не пахнет, и это вполне в духе Klipsch.
Никаких догм и предубеждений — только практичность, рациональность и работа на результат. Для инженеров компании явно первичен звук, а распространенные идеи о том, какая конструкция должна быть у флагманской акустики, отправляются в дальнее пешее путешествие со всем известной точкой назначения. Дедушка Пол одобрил бы такой подход.
Любопытно, что корпус при этом разделен на два независимых отсека, каждый из которых имеет собственный щелевой фазоинвертор, оформленный опять же в рупор Tractrix. Разделение корпуса решило проблему стоячих волн и избавило от резонансов, возникающих при наложении друг на друга излучения двух динамиков.
Рупорный выхлоп избавляет от турбулентности и прочих переходных процессов, неизбежно возникающих на выходе фазоинвертора. Справедливости ради отметим, что точно такие же порты имеются и у младших моделей, тут отличий никаких, просто констатируем факт их наличия и в старшей.
Как выбрать напольную акустику
Любая напольная акустическая система обладает множеством технических характеристик. И если вы не являетесь подкованным в этом деле человеком, то можете испытать затруднение. Впрочем, не всё так сложно, как кажется. Мы рекомендуем в первую очередь определиться с форматом акустики, её типом, а затем знакомиться со всеми остальными параметрами.
Наиболее популярны следующие форматы акустических систем (это касается не только напольных моделей):
- 2.0 — в него входит пара колонок без отдельного низкочастотника;
- 2.1 — этот формат подразумевает дополнение к двум колонкам в виде одного сабвуфера;
- 3.1 — в этот комплект входят две фронтальные и одна центральная колонка, а также сабвуфер;
- 5.1 — наиболее привычный формат, включающий в себя пять колонок и один сабвуфер;
- 7.1 — набирающий популярность формат, в котором число колонок довели до семи, при этом в комплект входит и сабвуфер.
Бывают и комплекты с ещё большим числом колонок и низкочастотников, но они имеют совсем уж запредельную стоимость. Да и для их установки требуется чересчур огромное пространство, в связи с чем выбор в их пользу делают только владельцы кинотеатров.
Чаще всего продаются комплекты, состоящие из одного или двух сателлитов. Если в набор входит большее число колонок, то это уже практически домашний кинотеатр, а ему посвящен отдельный материал.
Напольная акустика может быть активной и пассивной. Во втором случае вам понадобится ещё и усилитель, так как внутри колонок его не окажется. Активная же акустика является более универсальной, да и места занимает чуть поменьше.
Что касается типа акустической системы, то в основном излучатели делятся на закрытый и открытый виды. В первом случае колонки не будут иметь отверстий, в связи с чем музыка звучит чуть более приглушенно. Если же акустика имеет открытый тип, то её корпус будет не герметичным, но зато вас ждут несколько динамиков и более насыщенное звучание. Но и места всё это добро займёт чуть больше.
Об остальных характеристиках можно рассказывать очень долго, а мы всё-таки собрались поведать о конкретных моделях акустических систем. Давайте кратко пройдёмся по самым важным из них:
- Материал корпуса — предпочтительнее всего дерево, но это слишком дорого. Многие производители используют МДФ, что делает конструкцию чуть дешевле. Ну а пластик является совсем уж бюджетным вариантом.
- Мощность — подбирается исходя из помещения, которое необходимо озвучить. Например, в комнате площадью 20 кв. м будет достаточно акустической системы мощностью 80 Вт. И обязательно помните о том, что суммарная мощность всех входящих в комплект сателлитов должна быть выше мощности усилителя, к которому они будут подключены. В противном случае перегрузка поспособствует выходу акустики из строя.
- Диапазон частот — лучше всего искать модель, у которой заявлены 80-20000 Гц. Расширение диапазона негативно влияет на ценник, но положительно сказывается на звуковой картине. Впрочем, чувствовать это вы будете, скорее всего, лишь подсознательно.
- Чувствительность — именно от этого параметра зависит то, насколько громкой окажется акустическая система. Но не забывайте смотреть и на сопротивление, особенно если вы собираетесь подключить сателлиты к устройству с маломощным усилителем. Чувствительность должна быть как можно выше, а сопротивление — пониже.
- Число полос — от этого параметра зависит то, будет ли акустическая система отдельно выводить низкие, средние и высокие частоты. Например, однополосные сателлиты мешают все частоты в кашу, из-за чего вы вряд ли сможете идеально отделять на слух разные музыкальные инструменты. В идеале нужно обзавестись трёхполосной акустикой.
Как уже говорилось выше, напольная акустическая система обладает и многими другими спецификациями
Но давайте не заострять на них внимание, иначе статья рискует превратиться в материал, рассказывающий исключительно о проблемах выбора таких устройства. Вместо этого давайте уже перейдём к конкретным моделям, признанным нашими экспертами лучшими среди тех, что доступны в российской рознице.
Лучшая коаксиальная акустика диаметром 13 см
1. Лучшее соотношение цены и качества Pioneer TS-1339R
Внешний вид
Трехполосная коаксиальная система TS-1339R отличается высокой надежностью: на стальной корзине расположен громкоговоритель с диффузором из полипропилена. Этот материал позволяет воспроизводить музыку с минимальными искажениями. Твитеры находятся на специальном основании в центре устройства, что создает правильное распределение частот.
В корпусе есть крепежные отверстия для монтажа акустики, но при размещении нужно учитывать посадочную глубину, которая составляет 55 мм – для некоторых автомобилей может потребоваться дополнительная модернизация салона. Синие диффузоры выглядят стильно, но в наборе нет защитных панелей.
Технические параметры
Акустика имеет большую мощность 40 Вт и высокую чувствительность 91 дБ. Частотные параметры составляют 30–40000 Гц, что обеспечивает эффектный бас и чистый звук в высоком диапазоне. Для оптимального звучания рекомендуется подключать качественный усилитель мощности.
Качество звука
Звук Pioneer отличается насыщенностью и высокой детализацией. Мощности достаточно для многих пользователей, на большой громкости звук чистый и ровный. Акустика отлично воспроизводит композиции, в которых есть басы, но подходит и для других музыкальных стилей.
- великолепная сборка;
- сбалансированное звучание;
- насыщенный бас и высокие частоты;
- стильный дизайн;
- широкий диапазон частот.
- большая посадочная глубина;
- нет панелей в комплекте.
2. Лучшие бюджетные коаксиальные колонки для авто JVC CS-J520X
Внешний вид
Двухполосные динамики JVC имеют классический дизайн, который подойдет для разных салонов. В центре расположен основной громкоговоритель. Снижение вибраций обеспечивает верхний подвес, состоящий из резины и ткани. Есть твитер для воспроизведения высоких частот. В салоне акустика фиксируется с помощью стандартного крепления. В комплекте нет защитных решеток. Еще один минус – провод небольшой длины (30 см).
Технические параметры
Система обеспечивает номинальную мощность всего 30 Вт и может воспроизводить частоты от 40 до 22000 Гц. Чувствительность динамиков находится на хорошем уровне – 91 дБ, учитывая, что это недорогая акустика. Пользователи, которым важны большая мощность и диапазон частот, могут выбрать трехполосную модель компании Pioneer.
Качество звука
Динамики обеспечивают хорошее качество звучания, в композициях есть немного баса, средний диапазон и высокие частоты. Такой вариант отлично подойдет для фоновой музыки, интернет-радио.
Как выбрать лучшую коаксиальную акустику
Монтаж акустики
Для получения оптимального звука важно правильное размещение динамиков в автомобиле. Для коаксиальных колонок существуют несколько рекомендаций, которые следует учитывать при монтаже
Рассмотрим основную информацию.
Габариты коаксиальных динамиков соответствуют штатным размерам для акустики. Популярные размеры – 13 и 16 см. Эти круглые громкоговорители обычно размещают в дверях автомобиля. Производители выпускают и овальные модели, которые лучше закрепить в багажной полке.
Акустика отличается удобством монтажа. Пользователю не нужно размещать в салоне дополнительные компоненты: твитеры, кроссоверы, соединительные кабели. Динамики нужно зафиксировать и подключиться к проводке автомобиля.
Техническая информация по устройствам
Диффузор – это мембрана, с помощью которой создается звук в акустической системе. Электрический сигнал от усилителя поступает к колонке, и диффузор создает колебания, которые воспринимаются ухом как звук. Материалы, из которых делают диффузоры динамиков, обладают определенными свойствами. Это жесткость и упругость. Для оптимального звучания акустики нужен баланс этих параметров. В коаксиальной акустике применяют: полипропилен, композиты, шелк и другие материалы. Подробную информацию можно прочитать в нашем обзоре.
Подвес – это элемент конструкции динамика, который позволяет перемещаться диффузору. Нижний подвес находится у основания, это центральная шайба из хлопчатобумажной или акриловой ткани. Верхний подвес называется гофр и расположен с наружной стороны по периметру диффузора.
Импеданс – это электрическое сопротивление колонки, которое измеряется в омах. Этот параметр не влияет на качество звучания, но обязательно учитывается при подключении акустики к усилителю или магнитоле.
Дополнительное оборудование
Кроссовер – это устройство, которое делит входной сигнал с усилителя на несколько частотных диапазонов. В коаксиальных колонках используется маленький встроенный кроссовер.
Аудиоресивер (автомагнитола) используется для регулировки настроек звука в салоне, выбора композиций, управления акустикой. Для оптимального воспроизведения звука нужны не только хорошие динамики, но и аудиоресивер с качественным встроенным усилителем. Топовые устройства совместимы с различной акустикой (коаксиальной и компонентной).
Встроенный усилитель расположен в корпусе аудиоресивера. С усилителя сигнал поступает на акустические системы. Мощности встроенного усилителя достаточно для базовых задач, такой вариант нравится многим автолюбителям.
Двухполосная акустика
Существует два основных крайних случая. Условно это ретро акустика из прошлого века, – частота соединения динамиков порядка 5-6кГц. И современный массовый “новодел”, которым забиты все салоны, – с делением головок на частоте порядка 2,5кГц.
Ретро вариант акустики в силу того, что СЧ/НЧ динамику приходится играть на очень высоких частотах, звучит по современным меркам грязновато. Но зато, в силу того, что фильтр крутящий его фазу смещен вверх, слушать музыку можно долго и вполне комфортно. Так как подобное сведение очень близко к широкополосной акустике. Зачастую ретро акустика вообще не подразумевает наличие фильтра на СЧ/НЧ динамике, и по факту больше относится к широкополосной акустике.
Массовый новодельный вариант двухполосных АС с делением порядка 2,5кГц, – звучит очень чисто. Чем производит на покупателей большое первичное впечатление. И по этой причине эта акустика хорошо впаривается. Что и является причиной, что акустикой с таким типом сведения забиты все салоны.
Она очень хорошо передает звук бьющихся стаканов. Вполне прилично играет “аудиофильский джаз” и демофонограммы из серии Реббека Пупкина. Но реальную музыку на этой акустике большинство людей слушать не могут. Утомляет она очень сильно.
Существуют промежуточные варианты, когда деление полос происходит где то посередине – на 4 кГц.
Основная проблема двухполосных АС в том, что почти всегда слушателям будет не хватать баса. Хотя если смотреть на графики АЧХ у них с НЧ все хорошо. Происходит это сразу по двум причинам:
- Типичная комната поглощает НЧ гораздо в большой степени нежели СЧ и ВЧ.
- Звуковые волны переотражаются от передней панели АС от частоты примерно 900 Гц (длины волны сопоставимы с шириной панели). Передняя панель АС отражает звуковые волны как зеркало свет. И соответственно звуковых волн от 900 Гц становится больше. А все те волны, которые ниже 900 Гц не переотражаются. И их больше не становится.
Linear Travel Suspension
В высокочастотных излучателях по технологии Linear Travel Suspension (LTS) используются алюминиевые купола и подвесы из каптона — легкого и жесткого материала-диэлектрика на основе полиимида.
В плане прочности каптон зарекомендовал себя настолько хорошо, что его используют для изготовления внешних слоев космических скафандров. Также каптон отличается высокой термостойкостью и не взаимодействует с магнитными полями (ему не нужна изоляция). Каптон стабилен в диапазоне температур от -273 до +400 °C.
Фирменный твитер LTS
Согласно Klipsch, технология LTS родилась в поисках оптимального ВЧ-модуля для установки в рупор. Главной задачей было минимизировать искажения, но не навредить полноте звука и детализации.
Как у другие упомянутые технологии, Linear Travel Suspension считается фирменным знаком отличия Klipsch.
Другие технологии Klipsch
Технология Tapered Array — это специальная система оптимизации звука, разработанная для акустики центрального канала. Задача Tapered Array заключается в корректировке спектра звука для качественной передачи речи и всех эффектов, идущих на центральный канал. Эта технология работает по принципу разделения частот между излучателями (каждый из динамиков колонки отыгрывает только заданные частоты).
Corner port — фирменная сабвуферная технология, основанная на увеличенном лабиринте, который пересекает по диагонали внутреннее пространство корпуса и выходит на фазоинверторный порт. Длинный, совмещенный с большим портом лабиринт призван обеспечить более глубокий и реалистичный бас.
Contour Ear Gels — запатентованные овальные насадки для внутриканальных наушников. Особая форма вкладышей анатомически уточнена под ушной канал человека. Результат — комфорт, качественная шумоизоляция и акустическая энергия без потери КПД.
Овальные мягкие насадки для наушников
Wide Dispersion Surround Technology
Дисперсионная технология WDST для колонок окружающего звука была позаимствована у профессиональных акустических систем для кинотеатров.
Широкодисперсионные WDST-колонки, по сути, представляют собой диполи с одинаковыми разнонаправленным динамиками. Однако Klipsch усовершенствовали систему, получив АС с однородной панорамой, которая не боится резонирующих и заслоняющих поверхностей.
Таким образом, WDST-модели могут использоваться в инсталляциях, где есть проблемы с расположением окружающих колонок. На сегодняшний день все surround-колонки компании создаются с применением WDST.
Акустика Klipsch Gallery G-17 Air
Акустические системы Klipsch идеальны для домашнего использования совместно с устройствами компании Apple. Именно так ее позиционирует производитель и, несмотря на множество поддерживаемых интерфейсов, гарантирует стабильную работу только с iPhone (3GS и выше), iPad, iPod Touch (2 поколения и выше), Mac или PC с установленным iTunes версии 10.2 или новее. Подключение производится посредством фирменной технологии Apple AirPlay, аналогового входа миниджек 3.5 мм или цифрового входа USB.
Размеры Gallery G-17 Air с подставкой:
- Высота: 17.8 см
- Длина: 42.86 см
- Ширина: 10.16 см
- Вес: 3.4 кг.
Небольшая система, но звук при этом — первоклассный. За него в колонки Klipsch отвечают два низкочастотных динамика номинальной мощностью 20 Вт каждый и пара высокочастотных — по 10 Вт. Специально для аудиофилов эти динамики созданы по фирменной технологии Klipsch, поддерживающей двойное усиление. В итоге, суммарная мощность акустики составляет 60 Вт, пиковая — около 100 Вт, а максимальная громкость — целых 102 дБ!
Поддерживаемый частотный диапазон клипш акустика — 57 Гц-23 кГц +/- 3 дБ, рабочий диапазон низких частот находятся в районе 47 Гц. При этом G-17 Air можно объединить в общую домашнюю систему (максимум 4 устройства) и управлять ей при помощи специального приложения для iOS или обычного пульта, который входит в комплект поставки. Устройство также поддерживает настенный монтаж, избавляя от необходимости поиска свободного места на столе или других горизонтальных поверхностях.
Комплектация Gallery G-17 Air стандартна для такого типа продуктов:
- Акустика
- Подставка
- Черная мягкая шторка для закрытия динамиков от пыли
- ИК-пульт дистанционного управления
- Блок питания
- Кабель (1.83 метра)
- Руководство по установке и настройке
Также, в комплект входят белые матерчатые перчатки. Видимо для того, чтобы подчеркнуть премиальность продукта и, конечно, не оставить отпечатков пальцев на глянцевой пластиковой поверхности корпуса.
Купить акустику клипш Gallery G-17 Air в России можно от 26 500 рублей Цена Gallery G-17 Air в США – $298. Экономия: ~ 7100 рублей
Сцена и характер
Если стоять совсем близко к Klipsch RF-7III — от метра и менее, — вы не поймете в звуке ровным счетом ничего. Сцена рассыпается на составляющие: твитер и СЧ/НЧ-секция разделены, но уже с дистанции 1,5–2 метра и далее картина внезапно складывается, а стыковка полос становится бесшовной.
Сложнее всего было принять тот факт, что система звучит столь ровно, сбалансированно и детально без какой-либо рум-коррекции и прочих хитростей, выравнивающих фазовую и частотную характеристики. Впрочем, эту историю мы разбирали еще при знакомстве с моделями Reference.
Физика процесса понятна — направленное излучение минимизирует паразитные отражения от стен, пола и потолка, фокусируя весь звук в точке прослушивания, а остальное — дело техники. Точнее говоря, вопрос таланта и дотошности разработчиков. Однако привыкнуть к этому я пока не успел, так что по-прежнему удивляюсь.
При прослушивании Klipsch RF-7III использовалась пара усилителей: гибридный Magnat RV4 с ламповым предварительным каскадом и чисто транзисторный Parasound HINT 6.
В обоих случаях акустика давала понять, с каким аппаратом мы имеем дело, но не особенно это подчеркивала и не выделяла его характер
С гибридником можно было заметить ламповую теплоту и богатство тембров, но внимание все равно концентрировалось на музыкальном образе, а не на характерной окраске звука
Впрочем, мы здесь собрались не для того, чтобы обсуждать заслуги усилителей. Оба усилителя в принципе нельзя назвать слабыми — на 8 Ом они выдают 110 и 160 Вт. Но Klipsch RF-7III даже на их фоне совсем не малыши — в рабочем режиме они спокойно потребляют до 250 Вт, а максимально способны переварить 1 кВт! При таком раскладе риск потери контроля низких частот и слышимый дефицит мощности — вполне реальные угрозы.
По факту же ручку громкости хоть и приходилось уводить далеко вправо, проблем с контролем или запасом громкости не возникло. Докрутить ручку до предела было достаточно проблематично, т.к. звуковое давление становилось запредельным, но даже в этой ситуации ни колонки, ни усилители не сдавались — искажений и иных признаков перегрузки я не услышал. Возникло ощущение, что перед нами надежная профессиональная акустика, готовая озвучивать стадионы, но соответствующая высшим требованиям Hi-Fi.