Тестирование мультимедийной акустики 2.1

АКУСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Я неспроста заметил ранее, что эта – не для системы «выходного дня». Самостоятельно «по-быстрому воткнуть» в штатные места можно, только если не интересует результат. А если результат интересует, то установка и настройка этой акустики – работа для команды профессионалов или очень-очень опытных любителей, съевших собаку подготовивших на соревновательном уровне не одну машину. Наверное, именно поэтому никаких рекомендаций по акустическому оформлению в сопроводительной документации нет. Как говорили римляне, sapienti sat (умный поймёт).

Моделирование акустического оформления с учётом разброса характеристик динамика

Объём двери для этого динамика слишком велик, результирующая добротность оказывается крайне низкой и спад АЧХ начнётся от 200 Гц, панч пропадёт. Поэтому установочный объём придётся ограничить. Компромисс между добротностью и АЧХ даёт результат 7 литров – это добротность 0,56, самая что ни на есть аудиофильская.

Кстати, эта добротность идеальна для музыкального (без шуток) фазоинвертора. Я не настаиваю на фазоинверторе, но рекомендую его тем, кто хочет получить удовольствие на все потраченные деньги. При настройке порта на 55-58 Гц это аккуратная трубка диаметром 5 см и длиной всего 22-25 см. Кстати, корпус не обязательно встраивать в дверь – такой объём и под передними сиденьями можно разместить, что для трёхполосной системы только во благо. В общем, доверьте установку профессионалам.

U.S. Blaster MM1500

U.S. Blaster MM1500

Цена – 254 грн

Вердикт

Продукт предоставлен «Агатис», тел. (044) 537-3518

Суммарная мощность 1000 Вт PMPO

Сателлиты однополосные, мощность н/д

Сабвуфер н/д

Частотный диапазон 150 Hz ~ 18 kHz

Компактный дизайн; неплохие сателлиты

Небольшая мощность; слабый сабвуфер

В одном из тестирований многоканальной акустики мы рассматривали U.S. Blaster с пятью сателлитами. Теперь в редакцию попала аналогичная модель, но двухканальная. Отличия есть в сабвуфере, который стал немного меньше по размерам, и дизайне внешнего усилителя.

Сателлиты имеют пластмассовые корпуса с одним-единственным динамиком, который ответственен и за высокие, и за средние частоты. Колонки снабжены дополнительными съемными подставками, но могут крепиться и к стене, для чего на их тыльной стороне есть отверстия с винтовой резьбой.

Несмотря на свой размер, сателлиты отлично отрабатывают высокие частоты, но вот со средним диапазоном у них явные проблемы, причем на большой громкости появлялась неприятная резкость в звучании. Усугубляет ситуацию маломощный сабвуфер, который не в состоянии поддержать динамики колонок своими басами. Из этого следует, что уменьшение его размеров для системы 2.1 было непродуманным шагом. При подключении к системе саба от U.S. Blaster 5.1 звучание немного сбалансировалось, однако серьезных изменений в низах достичь так и не удалось. Жаль, поскольку мы ожидали лучшего результата.

Методика тестирования

В процессе прослушивания мы постарались создать пространство, максимально приближенное к обычному рабочему месту, и использовали несколько музыкальных призведений, различающихся по стилю. Среди исполнителей – и Metallica, и Nora Jones (прекрасно звучащий контрабас в Sunrise оказался серьезным испытанием для многих участников теста), и даже последний диск «Глория» украинской группы «Океан Эльзы», качественно записанный и насыщенный множеством деталей. Весь аудиоматериал был представлен на лицензионных CD, с которых и проводилось прослушивание. Что касается ПК, то в тесте использовалась звуковая карта Creative Audigy 2 ZS, а все системы подключались к компьютеру c помощью соединительных кабелей, поставляемых с ними в комплекте.

Определенные проблемы при тестировании возникают из-за разных музыкальных вкусов у экспертов. Заметим, что и в этот раз возникла аналогичная ситуация,однако мы все-таки обозначили победителей.

КРОССОВЕР

В эпоху звуковых процессоров и многоканального усиления пассивный кроссовер уже не обязателен, но приверженцы pure passive ещё не перевелись. Поэтому кроссовер в комплекте есть, и сделан он с хитростью – в корпусе фильтр только на две полосы, для НЧ и СЧ. А для твитера в коробку вложены два плёночных конденсатора на 4,7 мкФ.

Среднечастотный излучатель обозначен On Stage, чтобы сразу было ясно – он для формирования сцены. Полярность включения головок предложена одинаковая, но на практике полярность подключения СЧ стоит уточнить «по месту»

ФНЧ мидбаса – второго порядка. ФВЧ среднечастотника регулируемый, с выбором частоты раздела и порядка (первого или второго)

Mode Com MC-9990

Mode Com MC-9990

Цена – $59

Вердикт

Продукт предоставлен «Рома», www.roma.ua

Суммарная мощность 60 Вт RMS

Сателлиты двухполосные, мощность 30 Вт RMS (2×15 Вт)

Сабвуфер 30 Вт RMS

Частотный диапазон 120 Hz ~ 18 kHz

Детальность и напор; низкая цена

Резкие высокие частоты; недостаток среднего диапазона

Мы впервые знакомимся с аудиотехникой польской фирмы Mode Com, и участие акустики этого производителя в тесте позволяет сравнить продукты Mode Com с аналогами от других компаний.

Деревянные корпуса MC-9990 выглядят достаточно внушительно, хотя дизайн сабвуфера изобилует излишними элементами. Мы с удивлением обнаружили на его задней стенке антенну, которая, как оказалось, служит для приема сигнала встроенным FM-тюнером. Органы управления (volume, bass, treble), как и настроечные клавиши приемника, расположены на передней панели сабвуфера. Высокие сателлиты имеют защитную тканевую панель, за которой скрыты пара одинаковых среднечастотных динамиков и твитер.

Солидный внешний вид системы подтверждается достаточно мощным и напористым звучанием, но ей не хватает тонкой настройки. Несмотря на тщательную регулировку параметров, верхние частоты продолжают доминировать над остальным диапазоном, причем их напор и детальность порой кажутся излишними и возникает режущий ухо эффект.

Дополнительная функция FM-тю-нера никак не влияет на качество звучания (он легко отключается тумблером на задней панели саб-вуфера), но и особенной пользы от нее тоже нет, поскольку качество приема оставляет желать лучшего. С другой стороны, система может работать автономно без ПК, как радиоприемник.

ИЗМЕРЕНИЯ

Сначала – заявки по мощности и полосе частот.

BLAM WS 6 BLAM MS 3 BLAM TSM 25 MG 45
Номинальная мощность, Вт 125 25 15
Максимальная мощность, Вт 250 100 100
Диапазон воспроизводимых частот 80 Гц—6 кГц 120 Гц—32 кГц 1,2—23 кГц

Теперь Z-характеристики и параметры Тиля-Смола с комментариями.

Импеданс излучателей к общему знаменателю не приводили – что само по себе интересно. Твитер без феррожидкостного демпфирования, индуктивность минимальная

BLAM WS 6 BLAM MS 3 BLAM TSM 25 MG 45
Заявка Факт Заявка Факт Заявка Факт
RE, Ом 2,1 2,1 3,44 3,5 6,1 6,1
FS, Гц 51,84 56,08 94,82 109,6 1205 1593
VAS, л 12,9 14,13 1,47 1,55
QTS 0,37 0,33 0,65 0,67 2,28
QMS 4,75 5,76 5,44 4,85 3,79
QES 0,4 0,35 0,74 0,77 5,70
dBSPL, 1Вт/1м 88,1 90,5 84,1 86,25 87,8
MMS, г 16,99 13,18 2,3 1,62
B*l, Тл*м 5,63 5,26 2,52 2,25

Диффузоры низкочастотной и среднечастотной головок оказались немного легче заявки, в результате частота резонанса закономерно повысилась – как и чувствительность. Остальные отклонения в рамках технологического разброса и на итоговые характеристики практически не влияют.

Параметры мидбасовой головки (прежде всего – невысокая добротность) недвусмысленно предлагают как один из вариантов установку в фазоинвертор. Эквивалентный объём среднечастотника невелик, но при установке в минимальный объём (например, в стойки) придётся учитывать неизбежное повышение частоты резонанса. Разницу в чувствительности всех головок можно полностью скомпенсировать только при активном делении полос. С пассивным кроссовером согласование уровней будет неполным. Впрочем, это беда практически всех трёхполосных комплектов, безотносительно происхождения, – они полностью раскрываются только в «поканалке».

Вплоть до 1,5 кГц АЧХ динамика стабильна, да и выше без особых танцев. Диаграмма направленности широкая – даже под углом в 50 градусов. Так что частоту раздела можно делать любой в диапазоне до 3-4 кГц, но так высоко и не нужно – у нас ещё среднечастотная головка есть. А вот на низких частотах спад АЧХ начинается довольно рано – следствие невысокой добротности

А это «родная» АЧХ из сопроводительной документации. Практически то же самое, с поправками на масштаб и методику измерения

Направленность излучения среднечастотника… Да, она есть – и выше 4 кГц не помогает даже фазовыравнивающая «пуля». Зато по оси красота неописуемая, если ставить «в лоб», то и твитер не обязателен, что и сделано в комплекте BLAM S 165 M2 FR. Но в машине этот вариант реализовать, мягко говоря, непросто – поэтому твитер должен принимать эстафету примерно с 5 кГц

Наша АЧХ от заводской отличается не сильно – с теми же оговорками, что и для низкочастотника

У пищалки ориентация влияет в основном на уровень выше 5 кГц, ну и неравномерность угловых АЧХ местами выходит за рамки приличий. Но для определённой ранее частоты раздела 5 кГц это уже несущественно, вариант ориентации один – «в лоб»

Осевая АЧХ на заводском графике точь-в-точь как наша. А угловых не дали – поскромничали…

Для иллюстрации того, как работает система в целом, мы в этот раз не стали снимать суммарную АЧХ, она в трёхполосной системе сильно зависит от взаимного положения излучателей и уровней сигнала – это вопрос настройки.

Едва не забыл про искажения – они невелики и в основном представлены второй гармоникой. В большей части диапазона они не превышают 0,3%, и растут до 1-3% лишь в области механического резонанса.

КОНСТРУКЦИЯ

Еще один важный момент в дизайне колонок System Audio — их дружественность к различной обстановке: используются малогабаритные корпуса, не занимающие много места, классическая форма без лишнего блеска не дает повода для повышения цены. Девиз компании — полная свобода размещения акустических систем. Многие производители не рекомендуют ставить свои акустические системы близко к стенам, но во многих ситуациях у владельца порой нет другого выхода. В System Audio специально рассчитывают акустические системы, которые можно безбоязненно ставить в непосредственной близости от стен и углов. Кроме того, небольшие динамики имеют широкую диаграмму направленности, то есть обеспечивают примерно одинаковый частотный отклик под разными углами. Следовательно, не обязательно садиться прямо напротив колонок System Audio, точно направлять их, хорошая музыкальная сцена будет слышна в большей части помещения.

Линейки Mantra, Aura, Saxo явились частью масштабного обновления модельного ряда System Audio, предпринятого компанией в конце нулевых годов. Конкретно линейка Mantra, пришедшая на смену популярной 7-й серии, включает три модели: два напольных громкоговорителя Mantra 60 и 30 плюс полочник Mantra 10, который еще выпускается в модификации центрального громкоговорителя Mantra 10AV. Мантры имеют несколько отличительных особенностей: во-первых, в них применены технологии топовой серии Ranger, только слегка упрощенные, во-вторых, в напольных колонках линейки инженеры отказались от привычной для System Audio симметричной конфигурации СЧ/ВЧ-излучателей д'Апполито, впрочем, интересующих нас полочников Mantra 10 это изменение не коснулось. Наконец, в моделях Mantra 60 и Mantra 10 разработчики перешли от традиционной 2,5-полосной схемы кроссовера на 3- и 2-полосную соответственно.

Mantra 10 — компактные, узкие колонки, несмотря на использование трех динамиков. Лицевая панель укреплена серебристой деревянной накладкой, занимающей весь фасад громкоговорителя. На обратную сторону корпуса выходит фазоинверторный порт и щиток с парой клемм. Кабинет фанеруется шпоном или покрывается лаком, возможные расцветки: белый, черный, эбеновое дерево, клен, вишня, черный ясень. Рисунок в фанерованном варианте составлен из горизонтальных полосок и формируются из нескольких лент шпона толщиной 10 см. Три динамика расставлены симметричным образом: твитер T2504XS — посередине, СЧ/НЧ-драйверы W1108XL — сверху и снизу. Рабочие диапазоны динамиков делятся фильтрами 3-го порядка на частоте 3,1 кГц. Твитер оснащен очень легким тканевым куполом диаметром 25 мм, мощным магнитом, большая задняя камера уменьшает компрессию звука. Алюминиевый фланец «пищалки» формирует вокруг купола «акустическую линзу», расширяющую дисперсию звука (XS-технология). СЧ/НЧ-драйверы W1108XL оборудованы бумажными мембранами диаметром 110 мм и весом всего 0,8 грамма, а длинные полукруглые подвесы из резины обеспечивают диафрагмам очень большой ход до 1,2 см (XL-технология), что в несколько раз превышает «свободу» передвижения диафрагм стандартных мид-вуферов. Чрезвычайная легкость мембраны и величина хода как раз и дают ей требуемую отзывчивость для скорости и динамики звучания.

Выводы

Еще до начала теста казалось, что выявление победителей будет сложным занятием, потому что большинство систем должны воспроизводить музыку почти равноценно. На деле же все обернулось совершенно иначе. Практически у каждого комплекта имелись определенные недостатки в звучании или конструкции, которые сказывались на общей оценке. Выбранный ценовой диапазон демократичен, и поначалу казалось, что за $150 легко найти прилично работающую систему. Кроме того, у многих может сложиться впечатление, что дорогие комплекты будут априори лучше бюджетных. Однако это заблуждение легко опроверг первый же прослушанный комплект Micro-lab A-6331, надолго занявший первое место и в итоге ставший выбором редакции в номинации «Лучшая покупка». Недостаточная мощность показалась нам несущественным фактором по сравнению с высоким качеством воспроизведения АС и ее стоимостью.

Присуждение знака «Лучшее качество» вызвало еще больше затруднений, и до последнего момента кандидатов не было вовсе. Однако прослушивание Edifier S2.1 разрешило наши трудности, и награда была без колебаний отдана именно этой системе за прозрачный и одновременно агрессивный звук.

В целом выводы по тестированию можно сделать довольно неутешительные, поскольку с момента предыдущего материала аналогичного содержания прошло много времени и стоило ожидать появления новых качественных систем, которые заменили бы устаревшие модели. Но получилось так, что АС двухлетней (а то и больше) давности до сих пор присутствуют на рынке в достаточном количестве, а вот достойных новичков немного. Тем не менее за последнее время в Украине появилось несколько производителей, модели которых заслуживают внимания, а некоторые способны резко поменять расстановку сил

Наверное, многие обратили внимание на симпатичную акустику SonicGear и качественные, но недорогие системы от Edifier.

Словарик аудиофила

Количество полос

Поскольку построить систему на одном динамике, который воспроизводил бы весь частотный диапазон, невозможно, инженеры применяют несколько динамиков. Каждый из них ответственен за определенный участок. Чаще всего встречаются двух- и трехполосные комплекты (низкочастотный сабвуфер, среднечастотный и высокочастотный динамик-твитер).

Мощность АС

При указании этого параметра часто употребляют сокращение RMS. Это значение мощности синусоидального сигнала частотой в 1 kHz при уровне нелинейных искажений 10%. Производители дешевых мультимедийных моделей часто используют другое обозначение мощности – PMPO, которая означает пиковый уровень, кратковременно достигаемый АС. При этом количество искажений не имеет значения. Доверять данному параметру не стоит, поскольку он совершенно бесполезен на практике.

Related posts
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: