Как правильно выбрать акустическую систему
- Тип. Акустика разделяется на пассивную, активную и гибридную. Первая не требует подвода линейного сигнала и питания ко всем колонам, но нуждается во внешнем усилителе. Вторая отличается мобильностью, компактностью, простотой настройки. Гибридные системы включают пассивные колонки и активный сабвуфер.
- Количество полос. Оптимальным вариантом являются две: одна отвечает за низкие (и низ СЧ), а вторая – за высокие (и верх СЧ). Разумеется, 3-х полосная акустическая система обеспечивает лучшее качество звука, поскольку за низы, середину и верха отвечают разные излучатели. Но среднестатистический пользователь вряд ли сможет заметить серьёзные отличия, а вот переплатить за такие колонки придётся.
- Мощность. От данного параметра зависит качество звучания. Если отталкиваться от площади помещений, то комнатам до 20 м2 достаточно колонки мощностью до 70 Вт. Если нужно покрыть 30 «квадратов», то оптимальным вариантом станут 100 Вт. Помещениям свыше 30 квадратных метров потребуется 150 Вт и больше.
- Чувствительность. Определяет громкость звука с учётом заданной мощности. Как правило, указывается в дБ/Вт/м: звуковое давление излучателя с мощностью 1 Вт на расстоянии в метр. Чувствительность до 88 дБ считается низкой; при значении от 89 до 92 – средней; в диапазоне 94-102 дБ – высокой.
- Частоты. Условно воспринимаемые человеческим ухом частоты можно разделить на три категории: высокие, средние и низкие. Если акустика покупается для кино, то она должна покрывать диапазон от 100 Гц до 20 кГц. Для универсальных моделей он должен быть шире (около 20-35000 Гц).
- Интерфейсы. RCA необходим для одноканальной передачи звука, но устойчивость к помехам у разъёма низкая. XLR же наоборот отличается высокой защищённостью от помех. Он считается профессиональным интерфейсом. Также акустика может оснащаться TRS (3,5 и 6,35 мм), Speakon (нужен в концертном оборудовании), и др.
Звук: открытый и строгий
Для начала я поставил диск Coleman Hawkins «Good Old Broadway». Это очень хорошее цифровое переиздание старой записи, на котором слышны все особенности, привносимые техникой тех лет. Бывает так, что современная аппаратура подобные записи отыгрывает тускло и плоско, отдавая предпочтение жестко перекомпрессированным изданиям последних лет. Обычно в этом винят источник, но свой вклад, и значительный, может вносить в картину в том числе и акустика, в чем я убеждался не раз. Но здесь я услышал чистый, детальный открытый звук с отличной проработкой нюансов и совершенно не зажатой динамикой.
Жесткости в звуке как таковой не было (а у прежней серии Canton Reference доля жесткости была заметна), скорее звук стройный, в меру строгий, без заметной холодности или наоборот теплоты, разве что чуть сухой. Или же просто старые записи сами по себе больше ассоциируются с некой присущей им спецификой. Детальность высокая по всему диапазону, который, в свою очередь, прорабатывался полновесно, без провалов или перекосов, НЧ-секция не опаздывает. Хорошо были слышны все инструментальные партии со всеми звуками и призвуками. Масштаб звуковой картины у акустики действительно внушительный. Бас, насколько его можно оценить по этой записи, глубокий, быстрый и объемный. Середина светлая, прозрачная, чуть прохладная, то же самое можно сказать и относительно верхних частот.
Следующий альбом — Nicki Parrott & Ken Peplowski «Like A Lover». Специфику изданий Venus Records оценивают по-разному, но именно в этой записи присутствует очень густой, тягучий, но в то же время подробный и многогранный бас. И акустика преподнесла его таким, какой он есть, — мощным, масштабным, но не грубым и не тяжелым. Нижняя середина и верхний бас отрабатывались точно, не забивая и не маскируя среднечастотный диапазон.
Отмечу многоплановую и правильно выстроенную сцену, а также вокал, который звучал очень детально. Разве что играло все чуть строже и суше, и это непривычно. Хотя если вслушаться во все составляющие записи, приходишь к выводу, что картина в целом точная и правдоподобная. И еще один плюс — скорость: переходы, затухание нот, соотношение тихих и громких звуков — вот это все акустика отыгрывает не просто хорошо, прекрасно! Нет ощущения слишком быстрого угасания звуков, но нет и затянутости или чувства, что звуки торопятся или запаздывают.
Звук: человек и море
Если взять музыку потяжелее, например, альбом My Dying Bride «The Dreadful Hours», можно сделать вывод, что детальность акустики и правду очень высока. В процессе прослушивания можно отчетливо услышать нюансы, которые на других системах чаще всего теряются вовсе. Однако эмоциональная составляющая стала для меня неожиданной: минорное настроение акустике явно нравится больше, но ощущения погружения нет, скорее получается спокойное созерцание, хотя созерцаемая эмоциональная картина полностью соответствует произведению. И все же уровень эмоционального взаимодействия между слушателем и музыкой меньше. В какой-то мере это происходит из-за того, что часть внимания оттягивает на себя высокая детальность, а может, из-за сдержанности и легкой отстраненности звучания.
12-дюймовый низкочастотный динамик — во всей линейке такие излучатели есть только у Canton Reference 1 K
Чтобы лучше проиллюстрировать эти ощущения, я попробую привести вот какую аналогию — общение человека и моря. Кому-то нужно искупаться, ощутить свое тело в воде, не обращая внимания ни на что. А кому-то необходима просто близость воды, видеть самые разные ее состояния — в шторм и в штиль, в лучах заходящего солнца и при свете луны. Формально погружения и прямого контакта при этом не происходит, но вот спектр ощущений несравнимо шире и глубже. Также и с данным конкретным прослушиванием тестируемой акустики — это скорее второй случай.
Еще одна запись для прослушивания в рамках теста — Cecilia Bartoli, Andras Schiff «Italian Songs». Опять же все отлично по динамике и детальности, сцена строится правильно, нигде нет и намека на кашу или сумятицу. И хотя все есть, на этой записи мне не хватило некой воздушно-эмоциональной вовлеченности. При практически голографической точности, хорошо зная, что же записано на диске, включая смысл этих самых песен, остался эффект некоторой отстраненности и недосказанности. Впрочем, я понимаю, насколько разные материи внесли в музыкальную культуру и Италия, и Германия (тогда, когда ни единой Италии, ни единой Германии вовсе не было), и немножко чувствую эту разницу музыкальной культуры, ее эмоционально-смысловую наполненность. Но вот что интересно: чтобы акустика подчеркивала настолько тонкие моменты — такое я встречал очень редко. Обычно характер техники менее многогранен и менее многослоен.
Прилагающиеся к акустике результаты измерений
И последняя запись в тесте — Первая симфония Малера в исполнении Chicago Symphony Orchestra под руководством Klaus Tennstedt. Может быть, это и не самое лучшее исполнение, но и запись, и ее современное издание — превосходны. Воздух, тихие звуки, разные группы и инструменты в оркестре — все это здесь прекрасно записано.
Сначала пройдемся по формальным признакам. Прекрасная сцена, выдающийся масштаб звучания, достаточное количество воздуха. Оркестр прослушивается очень хорошо, точно и достоверно. Динамика даже на сложных фрагментах нареканий не вызывает, детальность тоже всегда остается уверенно-высокой. Можно просто слушать и получать удовольствие. Тем более, речь идет о большой акустике с внушительным звуком, что для симфонической музыки всегда очень критично. Хотя стоит отметить, что большим напольникам отыграть такие записи всегда несколько проще, чем полочникам (а таких, которые на это полноценно способны, по пальцам можно пересчитать). Но тестирую-то я именно напольники, и сравнения здесь можно оставить на уровне теоретизирования, а по факту оказывается, что любая акустика, полноценно и без придирок играющая симфоническую музыку, — большая редкость.
Критерии выбора портативных блютуз-колонок
Есть ряд критериев, которые учитываются при выборе портативной колонки:
- Мощность и громкость. Все зависит от того, для каких целей покупается колонка. Если это модель для прослушивания музыки на улице и пикните, то хватит и 5-10 Вт. Если же акустика приобретается для вечеринок, то для прокачки музыкой всего помещения ей нужно 50-100 Вт. Есть колонки и по 150-200 Вт, но их чаще размещают в клубах или заведениях.
- Автономность устройства. Если колонка ручная, и ее планируется использовать на улице, то автономности в 10 часов для этого хватит. Если акустика приобретается для вечеринок, рекомендуются модели, которые выдерживают не менее 12 часов без подзарядки. Иначе заряд батареи может сесть в разгар тусовки.
- Качество звука и цена. Как правило, качество звука Bluetooth-колонки пропорционально ее стоимости. В идеале, звучание должно быть сбалансированным, где бас не перекрывает остальные частоты. Некоторые колонки начинают дребезжать с увеличением громкости, поэтому и этот момент учитывают перед покупкой.
- Размеры и вес. По габаритам колонки делят на 3 группы: мини-колонки, средние и большие модели. Большими называют колонки весом от 3 до 15 кг. Они неудобны для переноски, но демонстрируют хорошую громкость и лучшее качество звучания. Подходит для вечеринок и организации домашнего кинотеатра дома. Средние колонки – это модели с весом от 1 до 3 кг. Они относительно компактны и лучше подходят для переноски, а также сбалансированы в плане качества и громкости звука. Мини-колонки весят менее 1 кг. Они лучше всего подходят для переноски и использования на улице, потому что помещаются в ладони или кармане куртки. К тому же они дешевые относительно средних и больших акустик. Но проигрывают последним по качеству и громкости звука.
- Тип управления. Почти все переносные колонки поддерживают удаленное управление со смартфона или пульта. Но желательно, чтобы на корпусе устройства были базовые клавиши управления: включение и выключение, управление воспроизведением, регулировка громкости и подключение по Bluetooth. Кнопки упрощают использование устройства. Без них нужно каждый раз заглядывать в телефон.
Какая портативная Bluetooth-колонка лучше?
Так какую же беспроводную колонку выбрать? Для многих это также достаточно непростой вопрос, на который мы дадим ответ
Ниже приведены основные пункты и характеристики, на которые нужно в первую очередь обратить внимание при выборе лучшей Bluetooth колонки
Лёгкость и компактность. Многие компании разработали сверхлегкие и компактные беспроводные колонки, которые поместятся даже в кармане. Если вы ищете портативную Bluetooth колонку, которую можно брать с собой куда угодно, подбирайте размером не более 15-20 см.
Качество звука. Несомненно, это один из важнейших параметров. В конце концов, если мы выбираем беспроводные блютуз колонки, то потому, что хотим слушать музыку лучшего качества, чем на обычном смартфоне
Но сразу возникает вопрос: так как же выбрать портативные колонки с отличным звуком? Все просто! Сразу обратите внимание на 4 главных параметра: выходная мощность, частотный диапазон, звуковая система, импеданс. Время автономной работы
Некоторые модели оснащены батареями, которые позволяют беспроводным колонкам работать по 10 часов без подзарядки
Время автономной работы. Некоторые модели оснащены батареями, которые позволяют беспроводным колонкам работать по 10 часов без подзарядки
Но чаще всего время работы беспроводной колонки составляет порядка 6 часов
Еще один не менее важный параметр, на который стоит обратить внимание — время зарядки
Связь. Конечно, Bluetooth-соединение есть во всех колонках, но вы слышали про NFC? Эта функция делает сопряжение устройства еще проще. Просто поднесите девас ближе на 1-2 секунды, и они подключатся автоматически. Однако необходимо, чтобы система NFC была как у телефона или планшета, так и у беспроводной колонки. Для подключения к устаревшим вариантам динамиков, у которых нет Bluetooth, используйте 3,5 мм кабель.
Совместимость. Современные колонки оснащены новейшими версиями Bluetooth (Bluetooth 5.0). Если ваш смартфон, с которым вы собираетесь подключиться, имеет более старую версию, вы столкнетесь с проблемой сопряжения. Обязательно убедитесь, что портативная колонка совместима с более низкими версиями Bluetooth.
Функция громкой связи. Если в Bluetooth-колонке есть встроенный микрофон, вы можете говорить напрямую, если вам вдруг позвонят на смартфон.
Подключение нескольких устройств. Этот вариант можно найти в очень немногих беспроводных колонках Bluetooth, гораздо чаще он встречается в домашних аудио с Wi-Fi.
Дизайн. Это небольшое устройство, занимающее мало места, но, если вы планируете поставить его, например, на полке или на столе, выберите Bluetooth колонку с подходящим дизайном
Если же вы ищете гаджет, чтобы использовать на улице, взять с собой на вечеринку или пойти на пляж, обратите внимание на динамики с разнообразной расцветкой и конструкцией
Простое управление. Чем проще управлять беспроводной колонкой, тем лучше. Вам не нужно тратить весь день на чтение инструкций и изучение всех настроек. Вам понадобится всего несколько элементов управления на динамике, которые помогут вам выполнять некоторые основные функции: одна кнопка питания, кнопка воспроизведения/паузы, регулятор громкости, кнопка для ответа на телефонные звонки (если у вас есть эта опция), кнопка Bluetooth.
Цель и потребность. Вы должны подумать, для какой цели вы покупаете портативную колонку. Для поездок на природу, вечеринок или просто для дома, а может нужна водонепроницаемость? Если вы собираетесь использовать портативные колонки как стационарные, выберите модель с хорошей выходной мощностью и качественным звуком. Обязательно сразу учтите, есть ли у портативной колонки защита от влаги.
Звук: детальный и цельный
Слушаю дальше — диск Sylvain Luc «Trio Sud». Здесь тоже своя специфика — немного гипертрофированное на записи звучание акустической гитары, слишком мягкий, слегка раздутый и смазанный бас и большое количество переходов от тихих почти соло-фрагментов к одновременному смешению всех инструментов.
При прослушивании порадовала разборчивость: вместо звуковой каши получилась музыкальная слитность. При хорошей детальности и просто великолепной динамике акустика не предполагает жесткого препарирования музыки на отдельные звуки — картина в любом случае остается цельной. Эмоции же акустика передает несколько необычно — вроде бы все слышно, но немного строго, сдержанно и консервативно. И хотя очевидных перехлестываний через край не было, не покидало ощущение, что сейчас вот-вот перехлестнет. Хорошо это или не очень — при возможности каждый решит сам для себя. Поскольку все эффекты выражены весьма тонко, давать им однозначную оценку крайне сложно.
Да, колонки играют строго, даже немного сухо, но в то же время очень детально. И эта детальность вызывает желание рассмотреть каждый звук по отдельности. Но при этом музыка, как уже нечто цельное и полное, обволакивает тебя. И такая диалектика никак не мешает прослушиванию, наоборот, увлекает — хочется слушать и слушать.
Выводы
Очень многогранная акустика. Звук, несомненно, точный и не окрашенный. Детальность и динамика очень высоки, при этом есть ровная проработка всего диапазона, провалов или ограничений по краям не ощущается вовсе. Жанровая универсальность очевидна. К этому же прибавим выдающийся масштаб и объем — акустика сама по себе крупная, и это не только очевидно, но и слышно. Не учитывать размеры помещения при выборе такой модели категорически нельзя. Да и о свойствах самого помещения стоит задуматься.
Есть некоторая специфичность подачи — легкая эмоциональная отстраненность, строгость, хотя и не переходящая в явную жесткость и не сопровождающаяся излишней резкостью. В разных системах и с разными компонентами характер звучания совершенно точно будет меняться, поэтому я бы рекомендовал избегать с одной стороны использовать компоненты (усиление), с резким, жестким или подчеркнуто-ярким звучанием. Впрочем, аппараты с явно затепленным, смягченным или замыленным звуком тоже не выглядят подходящими, особенно если хочется получить ту детальность и ту динамику, на которую способна эта акустика.