Звук
Для прослушивания плеера использовались преимущественно следующие наушники:
- HiFiMan Re600
- Philips Fidelio X1
- Dunu DN-2000
- Lear LUF-4F
- Rhapsodio RTi1
В роли источника выступал MacBook Pro Retina Late 2013.
Еще раз хочу подчеркнуть: очень жаль, что SMSL использовали в роли усилителя чип MAX. Предназначенный для самых недорогих и критичных к энергопотреблению устройств, в M2 он явно недотягивает до уровня остальных элементов. Поэтому звук получается немного сглаженным, с небольшим акцентом на НЧ и отчасти странным поведением ВЧ.
Бас в целом неплохой для данной ценовой категории. Он, конечно, уступает более дорогим решениям, но для 65 долларов он хорош как по глубине, так и по уровню проработки. Небольшое выделение этого диапазона в целом идет на пользу общему восприятию звука устройства, прибавляет подаче телесности и основательности.
Средние частоты нареканий особых не вызывают. Нормальная детализация, проработка воображаемой сцены и передача эмоций — вполне на уровне конкурирующих решений.
Высокие частоты — самый спорный момент. Усилитель просто не может на 100% отрабатывать их по разрешению, и из-за этого они приобретают синтетический оттенок, но, правда, заметно это в основном на дорогих наушниках. Количественно ВЧ на мой вкус — вполне достаточно.
Ситуация заметно меняется, если подключить M2 через линейный выход и какой-то хороший внешний усилитель. Звук выравнивается, становится более детальным, с нормальной проработкой ВЧ и быстрой отработкой атак, хорошо подходящей для большинства наушников долларов до 200.
Естественно, если сделать поправку на цену — недостатки звука M2 не являются столь уж критичными, ведь устройства, не имеющие особо выраженных недочетов, стоят в несколько раз дороже.
Что такое Джиттеринг?
Но всё же, что такое Джиттер? Этот эффект полностью зависит от частоты дискретизации, или от того как часто мы измеряем изменение амплитуды аналоговой звуковой волны. Представьте, что мы делаем это реже, чем 44.1 Гц или раз в секунду. Если мы попытаемся таким образом оцифровать звук очень высокой частоты, например тарелок ударной установки или колокольчиков, мы не будем успевать замерить прохождение сигналом полной амплитуды звука и при неудачном стечении обстоятельств будем замерять только нижние значение амплитуды или средние. В итоге, вместо высокого и чистого звука мы получим невнятное дрожжание звука, которое совсем не похоже на то, что мы записывали. Просто посмотрите на иллюстрацию и вам всё станет ясно.
Под пунктом А вы видите нормальную частоту дискретизации, которая успевает измерить движение звуковой волны в каждом его положении и в оцифрованном виде мы получим тот же звук, что и слышали от живого инструмента. На рисунке B мы видим, что амплитуда звука успевает полностью измениться, но частота дискретизации недостаточная для того, чтобы успеть замерить это, и потому мы услышим дрожание звука более низкой частоты, чем был звук изначально.
Просто запомните, что минимально необходимая частота дискретизации для полного отсутствия джиттеринга это 44.1 Гц, с этой частотой кодируется вся современная музыка, поэтому я писал чуть выше, что если вы слушаете то, что было записано за последние 20 лет, скорее всего, не содержит этот паразитный эффект.
Театр начинается с вешалки?
Театр, может быть, начинается и с вешалки, а конвертер точно начинается с коммутации. У вас с ней как вообще? Если круче CD-транспорта в качестве источника не предвидится, то выбор предопределен. В любом ЦАПе по умолчанию стоят и оптика, и коаксиальный входы, так что вам остается только определиться, где лучше будет звучать ваша фонограмма. Как правило, все выбирают коаксиал, но иногда полная гальваническая развязка оптической связи оказывается полезнее. Но как быть, если вы нацелились на хайрезы?
Что TosLink, что S/PDIF даже по балансному разъему XLR все равно не в состоянии передать РСМ аудиосигнал свыше 24 бит/192 кГц. Существует еще протокол I2S, но пока он встречается довольно редко. Поэтому если вы интересуетесь еще более высокими материями, включая формат DSD, то следует надеяться на USB-интерфейс. Вот через него научились проталкивать 32 бит/768 кГц и DSD512. И здесь получается любопытный анекдот, как в той истории про часовой магазин, где непонятно, который все-таки час и лишь одни поломанные дважды в сутки правильное время показывают. В отличие от более-менее предсказуемых старых вариантов, широта и качество реализации USB-входа оказываются несколько гадательными.
Примерно так выглядит полный набор цифровых входов у серьезного ЦАП. Здесь приведено схематическое изображение модели Mytek Manhattan, у которой помимо стандартного набора присутствуют разъемы для внешнего сигнала синхронизации и Firewire
Прошло более десяти лет со времени первых конвертеров, оснащенных USB-входами, а ведь до сих пор некоторые производители, как ни в чем ни бывало, ставят чип на базе старенького Burr-Brown 2704, который не может работать выше 16 бит / 48 кГц!
Но вообще ответственные разработчики обычно стараются использовать USB-приёмники от компании XMOS, которой тоже, кстати, едва исполнилось десять лет. Сила микроконтроллеров XMOS, как это ни похабно звучит, именно в ядрах, которых так много, что под конкретную задачу можно настроить много чего — и число каналов, и асинхронную передачу, и аудио самого высшего полета. Если вы не уверены в добросовестном USB-входе своего ЦАПа, приобретайте USB-S/PDIF конвертеры, которые, как правило, уже заточены строго под эту задачу.
xCORE-AUDIO Hi-Res 2 — платформа с полной поддержкой аудио 32 бит / 384 кГц и DSD 5,6 Мгц
Итак, перечислим основных производителей цифроаналоговых чипов, которые используются в современных конвертерах. Многие слухачи с опытом утверждают, что именно эти «сердечки» задают темп и тембр вашему ЦАПу.
Самый лучший китайский цап для музыки
Китайский цап скорее всего мало будет отличаться от остальных, только по одной причине: “они теперь все китайские”. =)
Но тем не менее, есть один экземплярчик, на который стоит обратить внимание. И это означает как раз именно то, что его предпочитают даже сами наши азиатские друзья!
CHORD ELECTRONICS MOJO DAC — Amp Combo
Несмотря на то, что оно умещается на ладони, это устройство обладает широкими возможностями и функциями. Это и ЦАП, и усилитель для наушников. Это означает, что вы сможете в полной мере использовать только что купленные высококачественные банки!
Этот ЦАП Mojo был разработан с учетом портативности. Поэтому большинство пользователей подключают его к своим телефонам, планшетам или ноутбукам и наслаждаются результатом на своих наушниках. (наушники-вкладыши или студийные наушники).
Хорошая новость заключается в том, что он работает со всеми операционными системами на рынке. Поэтому у вас не возникнет проблем с установкой. Не говоря уже о том, что он запомнит настройки, которые вы использовали в последний раз.
Кроме того, он воспроизводит практически любой аудиофайл, поскольку он поддерживает 32-битную частоту до 768 кГц и четырехканальный DSD 256. Устройство оснащено двумя 3,5-мм аналоговыми портами. Это означает, что вы можете поделиться музыкой с другим человеком. Наконец, батарея LiPo обеспечивает от восьми до десяти часов воспроизведения, и все это в твердой алюминиевой раме.
Плюсы:
- Портативный и простой в использовании.
- ЦАП и усилитель для наушников в одном устройстве.
- Два 3,5 мм порта.
- Время работы от 8 до 10 часов.
- Работает с большинством устройств и аудио-файлов.
- Твердая алюминиевая рама.
Минусы:
- Не могу носить его в кармане.
- Не работает во время зарядки.
- Немного дороже.
Не будем требовать слишком много от «кита»
Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.
Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось «выжать» всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы «сладкой парочки» потребовалось ещё несколько активных компонентов… но это опять уже совсем другая история.
Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .
Samsung Galaxy A71
Цена: от 27 900 рублей.Плюсы:
- удобная ОС;
- долгая работа без подзарядки;
- качественный экран с насыщенными и естественными оттенками;
- большой объем памяти.
Минусы: хрупкая задняя панель.
Продуманный девайс, который отлично лежит в руке и предлагает весь необходимый функционал для комфортного использования современных приложений. 6.7-дюймовый дисплей Super AMOLED Plus гарантирует отображение всех оттенков максимально естественно и ярко.
Производительный процессор и 6 Гб оперативной памяти обеспечат стабильную работу даже с самыми требовательными программами. Модель прекрасно подойдет для прослушивания музыки, так как оснащена всеми необходимыми кодеками.
Texas Instruments /Burr-Brown
Долгожитель рынка, взявший под своего крыло другого долгожителя. Если попытаться суммировать общее впечатление по отзывам на чипы Burr-Brown, то получится крепкий, но не «середнячок». Скажем так, ЦАПы BB – это своего рода, отправная точка, относительно которой конкуренты звучат либо «теплее», либо «холоднее».
PCM1792A
Цена из партии в 1000 шт.: 7,21$. Динамический диапазон 127 дБ, коэффициент искажений 0,0004%.
Его можно встретить как в бюджетных (Asus Xonar, Pro-Ject), так и в High-End решениях (Aesthetics, Antelope, Bel Canto, Cary Audio). Опять дурят честной народ – скажете вы? Не совсем так. Во втором случае, внутренний цифровой фильтр PCM1792А отключен и сам он трудится в паре с внешним DSP процессором. Его наличие, кстати, и определяет породу источника.
Спецификация поддерживает поток DSD, а версия DSD1792 умеет преобразовывать его в аналоговый сигнал напрямую, минуя PCM.
https://www.ti.com/product/pcm1792a
CD-проигрыватель Atoll CD200SE2, внутри стоит чип PCM1792A
PCM1793
Цена из партии в 1000 шт.: 2,29$. Динамический диапазон 113 дБ, коэффициент искажений 0,001%.
Не очень часто встречается среди аудиокомпонентов (Burson, Simadio Moon), зато любим нонеймами и самодельщиками за низкую цену и простоту настройки. Присутствует и версия DSD1793.
https://www.ti.com/product/pcm1793
Плата ЦАПа Burr Brown PCM1793 DAC на базе одноименного чипа
PCM1794a
Цена из партии в 1000 шт.: 7,08$. Динамический диапазон 127 дБ, коэффициент искажений 0,0004%.
Еще один умеренно популярный чип, возможно из-за цены, хотя характеристики его хороши. В номенклатуре также имеется и версия DSD1794.
https://www.ti.com/product/pcm1794a
PCM1795
Цена из партии в 1000 шт.: 2,9$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Возможно, все дело именно в этом чипе, поскольку немного уступая по характеристикам PCM1794a, он дешевле и имеет красивое разрешение 32 бита. PCM1795 любят в T+A, M2TECH, TEAC, Onkyo, Denon и многих других хай-файных конторах.
https://www.ti.com/product/PCM1795
В SACD-проигрывателе T+A PDP 3000 HV за преобразование цифры в аналог отвечает чип PCM1795
PCM1796
Цена из партии в 1000 шт.: 2,78$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Схожий с 1795 чип вплоть до распиновки, но уже с размерностью 24 бит. Встретить можно где угодно – и в Accuphase, и у Pro-Ject.
https://www.ti.com/product/pcm1796
Небольшой бюджетный CD-проигрыватель Pro-Ject CD Box DS, работает на чипе PCM1796
PCM1798
Цена из партии в 1000 шт.: 3,31$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 0,0005%.
Этот чип любят самодельщики и не обходят вниманием авторитетные производители – PS Audio, Roksan, Simaudio Moon. Если что, PCM1798 также поддерживает DSD-поток
https://www.ti.com/product/PCM1798
PCM5102A, PCM5122
Цена из партии в 1000 шт.: 2,1/2,95$. Динамический диапазон 112 дБ, коэффициент искажений – 93 дБ.
Данная серия стоит особняком и тоже имеет красивую цифру 32 бит и дискретность 384 кГц. Это уже самостоятельные устройства с возможностью автономного питания в цепи асинхронного USB, не слишком требовательные к дополнительной обвязке. Портативные ЦАПы вроде Meridian Explorer или Arcam rPAC – вот это оно самое.
https://www.ti.com/product/PCM5102A/description
Портативный ЦАП Arcam rPAC с асинхронным USB-входом и чипом PCM5102
Для начала спецификации:
ЦАП имеет 3 входа : USB, оптический и коаксиальный S/PDIF.
- по USB может принимать PCM до 32 бит и 768 кГц и DSD до DSD512 (22.5792 MHz)
- по оптике и коаксиалу PCM 24 бит 192 кГц
Выходы RCA : напряжение при 0 dbFS 2.05 Vrms Комплект поставки весьма «богатый» помимо самого цап и блока питания в коробочке обнаруживаем целых 3 кабеля:
- USB A B для подключения к компьютеру
- OTG кабель microUSB — USB B
- USB кабель с разъемом питания на другом конце (видимо если некуда воткнуть блок питания)
Последние 2 даже не распаковывал, так и лежат:
По просьбам трудящихся сделал фото внутренностей:
Никаких распаковок и дифирамбов китайской инженерной мысли не будет, а будет полное тестирование с использованием измерителя AuduiPrecision APx586
Каким должен быть битрейт?
Должно быть многие из вас замечали разницу в качестве звучания песен, если сначала вы слушали их на YouTube, а потом переключились на прослушивания CD или даже iTunes. Эта разница в качестве обусловлена битрейтом. Вообще, в повседневной жизни в 95% случаев качество записи определяет именно битрейт.
Как мы помним, битрейт это количество информации о звуковой волне, которую мы записываем за единицу времени, чаще всего за 1 секунду.
Вы же помните, что чем выше битность звука, тем больше информации нам нужно записать в единицу времени о каждом значении измерения амплитуды звука, тем больше нам нужен битрейт. Вот почему битрейт так важен, не имеет значения битность звука если у вас маленький битрейт, вы просто не сможете записать все необходимые данные для качественного воспроизведения.
Просто запомните — чем больше битрейт, тем выше качество звука. Вот так всё просто.
Меня часто спрашивают каким должен быть битрейт для качественного звука? Я отвечаю — 320 Кб/Сек будет достаточно, при условии, что у вас 16 битная запись. Да, при прослушивании FLAC файлов с той же музыкой можно уловить разницу и FLAC будет звучать лучше, однако, для того чтобы эту разницу услышать вам нужны хорошие наушники и звуковая аппаратура, а также чтобы вокруг вас было тихо. Т.е. вам нужны хорошие домашние условия. Для дома я рекомендую музыку хранить в формате FLAC с более высоким битрейтом и битностью, но для любого мобильного использования (а большинство из нас музыку слушают именно на ходу) mp3 файла с битрейтом 320 Кб/Сек более чем достаточно. К тому же на вашем мобильном устройстве память ограничена и прослушивание mp3 отлично экономит её, либо ваш мобильный трафик если вы слушаете музыку с помощью стриминговых сервисов.
Sound Impressions
The first thing that I noticed on the SU-9 is the overall smoothness of the presentation of the sound in the entire frequency spectrum. It doesn’t sound glossed over, the overall sound character is smooth, without much of an edge, but remains impactful. I would have wanted to hear a bit of an edgier character though, maybe just a bit of a stronger bite at the end of each beat.
Impact
The lower frequencies on SU-9 are well articulated, full-bodied, and smooth. Listening to drum beats from songs such as Boston by Augustana, the SU-9 makes the bass drum beats very full, but I would have wanted to hear a bit more nuance and texture with each beat.
Vocal Performances
The vocal range on the SU-9 is quite pleasant and nuanced, the vocal track of Gotta Be Patient by Michael Buble sounded very natural. Male vocals were well articulated and very textured. I like how each word is properly pronounced because of how well the vocals are rendered by the SU-9.
Headroom
With the smoother character found on the SU-9, one would tend to expect that the treble region on the SU-9 might end up being glossed over because of the smoother presentation. However, the treble presentation on the SU-9 is still presented well, there are treble details that can clearly be heard.
Instrument separation is also rendered quite well through the SU-9, and when listening to orchestral tracks like the orchestral version of U2’s Beautiful Day played by the Royal Philharmonic. Each of the violins are distinct from the other violins, cellos, or basses. I’m quite impressed with how well each instrument is distinctly presented on their own.
Staging
The soundstage is presented with quite a bit of width on the SU-9, the soundstage that is formed in front is also quite respectable. The width of the stage is nicely wide as well, which then creates enough space to accurately render sound images within the sound stage.
Each falling ball on the song Bubbles by Yosi Horikawa seems to fall in a distinct place around my head when being heard through the SU-9. This gives me the impression that the SU-9 can accurately place sound elements within a certain soundstage.
The overall sound of the SU-9 is quite smooth, but it doesn’t automatically equate to being glossed over. It has a dynamic bass region and a smooth but detailed top end.