Стол в несколько слоев
Принадлежность проигрывателя к модельному ряду Music hall видишь сразу. А все потому, что модель 5.3 — первая в каталоге производителя, где появляется фирменная конструкция — набранный из нескольких слоев стол. Смысл этой технологии следующий: разные детали проигрывателя крепятся к разным уровням стола, а сами плиты, составляющие эти уровни, развязаны между собой при помощи эластичных конусоподобных полимерных вставок.
Проигрыватель виниловых пластинок Music hall mmf 5.3
Версий модели Music hall mmf 5.3 выпускается три: «базовый» проигрыватель, в отделке черным или белым лаком, версия le (как раз доставшаяся мне на тест) в отделке красным лаком и версия se, у которой нижняя плита стола отделана черным лаком, а верхняя — шпоном. К тому же у версии se и головка в комплекте идет на ступень постарше — не Ortofon 2M Blue, а Ortofon 2M Bronze.
Смотрится проигрыватель в красном лаке весьма эффектно. Честно говоря, лично я красный лак недолюбливаю, но в данном случае тон подобран корректно: цвет не вызывает отторжения. Да и качество лака высокое. У меня сложилось впечатление, что лаковое покрытие у него лучше, чем было в прошлой модели 5.1.
Два уровня шасси. Также на фотографии можно рассмотреть и эластичные конусы, соединяющие верхнюю и нижнюю плиту
Ножки у проигрывателя точно такие же, как и у модели mmf 2.3, — две металлические детали с запрессованной между ними резиновой вставкой. И крепление точно такое же — резьбовое, с возможностью регулировки, для чего непосредственно в стол встроен небольшой жидкостный уровень — очень удобная мелочь. В итоге правильно установить проигрыватель можно буквально за минуту. Конечно, если вы хотите идеальной точности, то и уровень должен быть больше, а располагать его нужно непосредственно на диске проигрывателя. Однако для данного аппарата точность достаточная.
Сигнальные разъемы и разъем подключения блока питания проигрывателя Music hall mmf 5.3
К нижнему уровню стола крепятся ножки-опоры и мотор. Туда же вынесен разъем для подключения блока питания и экранированная коробочка, на которой закреплены сигнальные RCA-разъемы и клемма заземления. Но тонарм с нижним уровнем стола никак не связан, тонкие сигнальные провода проходят через отверстие, не касаясь стола.
Звук: эмоции и их оттенки
Следующая пластинка — The Cinematic Orchestra «Ma Fleur». Звук объемный, насыщенный, ровно-подвижный. С этой записью тракт справился не просто хорошо, а превзошел все мои ожидания. Отлично переданы эмоции и их оттенки. На каких-то фрагментах немного терялись нюансы и послезвучия, самые крошечные детали, но со всеми основными составляющими записи тракт справился неплохо, привнеся совсем не много от себя. А специфика динамики (спокойствие) и вовсе очень интересно подошла к этому альбому. В целом подача подходит для долгих и вдумчивых прослушиваний.
Блок питания и штатный фоно-кабель
Следующий диск — Brian May «Back To The Light». Звук резковатый, уплощенно-сухой, что совершенно ожидаемо от данной пластинки. Но резкость — это просто резкость, в сочетании с собственным почерком проигрывателя она не становится избыточной. По динамике альбом звучит одновременно и хорошо, и чуть менее дергано, чем мог бы. По детальности тракт справляется неплохо: упрощения в нюансах слышны, только в этом случае они относятся не к свойствам проигрывателя, а к особенностям конкретного альбома и издания. В сумме же получается, что огрехи записи тракт не усиливает настолько, чтобы они мешали слушать музыку. И это хороший результат.
Если снять штатный мат то диск проигрывателя окажется вот таким
Идем дальше, пластинка с записью произведения Vivaldi «L’estro Armonico op.3». Звучание тембрально проще, чем хотелось бы. Но картина в целом получается правдоподобной. Замечу: если проигрыватель работает в системе своего уровня — результат будет хорошим, и то, что я тут называю «упрощением», никто не услышит. В этой категории важней правильная проработка записи, потому что перекосы такого свойства будут слышны на любых системах.
Звук при наличии некоторой резкости и приподнятости на верхних частотах не раздражает и в категорию жесткого звука не переходит. Эмоционально музыка тоже воспринимается полноценно, эту составляющую тракт не пробует перекрашивать.
Головка Ortofon 2M Blue снабжена съемным защитным колпачком, но я не могу сказать, что колпачок этот удобен в использовании
И последняя пластинка в тесте — запись «Тангейзера» Рихарда Вагнера. Достаточно правдоподобная детальная проработка, упрощенная только на сложных фрагментах, чуть формальное звучание хора. А акцент на верхах практически незаметен, да и по динамике аппарат на удивление неплохо справился с записью. Сцена даже для такого непростого произведения выстраивается правильно, с хорошей читаемостью образов и планов. А эмоциональное восприятие музыки получается многоплановым и интересным.
Звук: узнаваемые черты
Единственное, что пришлось сделать перед прослушиванием — дать головке немного приработаться, иначе в самом начале по ярким верхам и зажатости звука хорошо заметно, что она требует «прогрева».
Тестирование я начал с пластинки «Ella & Duke at The Cote D’Azur». И услышал динамичный звук, достаточно яркий, экспрессивный, с неплохой проработкой нюансов и приличной сценой. Динамика даже выше ожидаемой, впрочем, предсказуемо — головки Ortofon серии 2M известны своей «скорострельностью».
Проигрыватель Music hall mmf 5.3 с матом Music hall Cork mat
Есть и узнаваемая черта, которую я отнесу тоже на счет головки: немного приподнятый средневерхний диапазон и акценты на основных тонах. Если бы это сочеталось со слабой детальностью, получилось бы плохо, а тут — детальность приличная, послезвучия не теряются, поэтому дисбаланса нет.
Возможно, хотелось бы большего баса и большей его наполненности, объема. Однако не скажу, что баса нет, вопрос скорее в привычных соотношениях. На мой вкус, баланс должен быть чуть ровнее.
Проигрыватель Music hall mmf 5.3 с матом Aztec blue mat
Вокальные партии отыгрываются честно — достаточно детально, с хорошей пространственной локализацией, без перекосов пропорций сцены
И что важно — эмоции передаются подробно, без явного привнесения окраски и без зажатости
Сразу же на этой записи я решил определиться с отношением к штатному клэмпу. Пожалуй, в данном конкретном случае он неплох — воздух не давится, звук не упрощается.
Напомню, что когда фиксируете клэмп, не прилагайте излишних усилий, в противном случае получится не польза, а дополнительный перекос в звуке. Но если приноровиться — клэмп может принести пользу. А вот менять его на что-то тяжелое я бы не советовал: тяжелые клэмпы этому проигрывателю не подойдут.
Фирменный мат Music hall Cork mat
Слушаем дальше, пластинка Eric Clapton «Pilgrim». Звук обволакивающий, с неплохим басом (вообще-то баса на этой записи объективно много), открытой, чуть светлой серединкой и слегка подчеркнутыми, эмоциональными высокими частотами. Динамика уверенная, но в то же время как бы обстоятельная. Звук не медленный и не затянутый, но комфортный и ровный. Детальность хорошая, разве что в тонких нюансах можно заметить незначительное упрощение.
Фирменный мат Music hall Aztec blue mat
На этой пластинке я попробовал разобраться со сменными матами, каковы их отличия на практике. Сначала поменял штатный мат на Music hall Cork mat. Звук стал чуть прозрачнее по верхним частотам, воздушнее, сцена — глубже и объемнее. Попробовал старший мат Aztec blue mat, эффект другой: звук стал более естественным, деликатным. Но в целом, эффект от обоих матов не столь выраженный, как в случае с младшей моделью проигрывателя. Поэтому однозначно рекомендовать подобный апгрейд я не буду, все это скорее нюансы и оттенки.
И никаких индикаторов
Мотор у проигрывателя 15-вольтовый, постоянного тока. Закреплен он внутри специального кожуха. Блок питания выносной в виде вилки-адаптера. Какой-либо регулировки скорости не предусмотрено. Переключения скоростей тоже нет: чтобы перейти на скорость в 45 оборотов — нужно снимать основной диск и перебрасывать пассик на шкиве мотора. Судя по показаниям стробоскопа, привод работает стабильно.
Мотор и стакан подшипника
Вот что мне нравится у проигрывателей Music hall — так это отсутствие светодиодов, индикаторов и тому подобных вещей. Из всех органов управления здесь только выключатель мотора, расположенный на нижней поверхности проигрывателя.
Вращение со шкива мотора передается на пластиковый субдиск при помощи плоского пассика. Внешне субдиск точно такой же, как и на младшей модели, но конструкция подшипника отличается: стенки его бронзового стакана потолще, а корпус закреплен без дополнительных металлических деталей к верхнему уровню стола проигрывателя. Шкив подшипника внешне и функционально тоже немного отличается — та часть, которая используется для центровки пластинки, имеет резьбу, а в комплекте идет легкий винтовой клэмп, который на нее и крепится.
Субдиск и пассик
Диск у проигрывателя металлический, точеный и достаточно тяжелый (точно тяжелее, чем можно было ожидать по его внешнему виду). Дополняет всю конструкцию фетровый мат, который хоть и может проскальзывать по диску при чистке пыли, но если зафиксировать пластинку клэмпом — никаких сложностей уже не будет.
Ortofon 2M Black LVB 250
В этом году в рамках празднования 250-летней годовщины со дня рождения Людвига Ван Бетховена, компания Ortofon объявила о выпуске новой эксклюзивной модели 2M Black LVB 250. Флагманская модель в своей серии, картридж 2М Black компании Ortofon признан одним из лучших звукоснимателей ММ в своем классе. Он обладает «открытым, быстрым, детальным, полным жизни и музыкальным звучанием», по мнению экспертов журнала Audio Beat. Однако компания Ortofon решила сделать эту великолепную модель еще лучше. Модель 2M Black LVB 250 была разработана на базе конструкции 2M Black, но ее характеристики были улучшены для достижения истинного технического совершенства. В модели 2M Black LVB 250 применяется цельный алмаз с заточкой Shibata на иглодержателе из бора – комбинация, которая используется в MC-звукоснимателе высокого класса Cadenza Black. Тонкий, полированный профиль иглы Shibata обеспечивает очень широкую площадь контакта со стенками звуковой дорожки и гарантирует превосходную детализацию звука, а также расширенный частотный диапазон.
Применение жесткого и легкого иглодержателя из бора дополнительно повышает прозрачность, скорость и детализацию звука. Для достижения оптимального взаимодействия между податливостью и демпфированием был разработан новый резиновый компаунд для системы подвески картриджа 2M Black LVB 250. Он сделан на базе многостенных углеродных нанотрубок (MWCNT) и обеспечивает требуемые механические свойства, необходимые для оптимального демпфирования, и повышает качество работы звукоснимателя в целом. Кроме того, новый компаунд MWCNT является экологически чистым в производстве. MWCNT в форме каучукового полимера, а не в виде порошка, что делает процесс производства более чистым, с уменьшением уровня загрязнения окружающей среды и повышением энергосбережения. С учетом оптимального веса в 7,2 г и податливости в 22 мкм/мН, модель 2M Black LVB 250 совместима с большинством современных тонармов высокого класса, в том числе и High End. Этот картридж рассчитан на наиболее требовательных к качеству звука меломанов и может использоваться на самых совершенных проигрывателях винила.
Основные особенности модели Ortofon 2M Black LVB 250:
- Впечатляющий самобытный дизайн
- Иглодержатель из бора
- Алмазная игла с профилем Nude Shibata
- Широкий диапазон частот, точный трекинг
- Возможность быстрой замены иглы
https://www.youtube.com/watch?v=-bwrnT51mPwhttps ://www.youtube.com/watch?v=U8Di3fogFdA
Все уже настроено
Также на верхнем уровне стола закреплен тонарм. База тонарма утоплена вниз, и по этой причине конструкцию отличает одна небольшая особенность. Чтобы открутить винт, позволяющий регулировать тонарм по высоте, в комплекте поставляется специальный укороченный шестигранный ключ. Не потеряйте его, поскольку обычным, не укороченным ключом к винту не подобраться. В остальном тонарм вполне удобен в использовании и настройке — присутствуют все регулировки, включая возможность регулировки азимута.
База тонарма
Тонарм вполне надежен, прост в использовании и имеет все необходимые настройки. В самом тонарме узнается 9-дюймовый карбоновый Pro-Ject, но с некоторыми изменениями относительно базовой конструкции. Факта, что тонармы для Music hall делает Pro-Ject никто не скрывает, но в конструкциях всегда можно найти отличия, так как это не покупные детали, а продукция сделанная на заказ по оригинальным спецификациям и поставляющаяся исключительно Music hall. Например, шелл внешне и функционально похож на свою проджектовскую версию, однако он изготовлен из металла, а не является непосредственным продолжением карбоновой трубки.
Поворотный узел тонарма
Комплектная головка Ortofon 2M Blue, с которой поставляется аппарат, предустановленна на заводе, и тонарм уже настроен. Конечно же, я проверил настройки — все корректно и менять ничего не потребовалось. Единственное, что нужно сделать при сборке — подвесить грузик антискейтинга в положение, в котором ему полагается быть, исходя из параметров головки. Процедура простейшая и при следовании инструкции никаких затруднений не вызовет.
Проигрыватель виниловых пластинок Music hall mmf 5.3 с пылезащитной крышкой
А крышка крепится к верхнему слою и если она открыта, а по комнате гуляют хорошие басы, то можно предположить, что какая-то доля вибраций будет передаваться с нее. Понятно, что это частный случай, и на практике почувствовать влияние будет сложно. Однако я бы все равно советовал во время прослушивания убирать крышку или наоборот закрывать ее. Рассуждений о паразитных влияниях крышек найти можно массу, правда, в реальности случаи, когда это действительно критично, весьма редки.
Штатно предустановленная на Music hall mmf 5.3 головка Ortofon 2M Blue
Головка Ortofon 2M Blue вполне хороша для своего класса, так что пробовать менять ее сразу я совершенно не вижу смысла. А если с чем-то и поэкспериментировать, так это со сменными матами. В прошлом тесте мне очень приглянулся по свойствам Music hall Cork mat, но вообще-то к тесту привезли два мата — вдобавок Aztec blue mat. Он подороже (7000 руб. вместо 3500 руб.) и пробовать его с младшим проигрывателем было как-то нелогично, а вот с проигрывателем постарше необходимо поставить эксперимент — интересно же понять, какова разница и насколько потенциальный апгрейд оправдан с точки зрения затрат. Но сначала проигрыватель нужно отслушать в базовой комплектации.
Выводы
По моим ощущениям, проигрыватель получился цельным, с дружелюбным характером. Вполне вероятно, что штатную головку можно подобрать и другую: Ortofon 2M — это добротный звукосниматель, но резковатый и делает звук ярче. Насколько это уместно — вопрос личных предпочтений. В целом же мне показалось, что бюджетная головка на младшей модели проигрывателя «срослась» с ним сильнее. В пользу данного предположения говорит и опыт установки различных головок на несколько проигрывателей прежнего поколения — Music hall mmf 5.1. Помню, что те же недорогие MC-головки Goldring со своим ровным и неярким звуком отлично подходили для апгрейда, а головки яркие и резкие, наоборот, приводили своих владельцев к ощутимому недовольству звуком винилового тракта в целом.
Уровень, встроенный в корпус проигрывателя Music hall mmf 5.3
По применению проигрывателя, пожалуй, можно сказать, что он достаточно универсален. Разве что тем, кому нужна предельная динамика для прослушивания, например, металла или симфонических произведений, звук может не очень подойти. Но опять же, оценивать это нужно применительно к личным предпочтениям и к тому звуку, который сложился в системе в целом.