Типы лампового звука
Принято различать три типа лампового звука, получаемого при использовании соответствующих усилителей:
- Clean. «Теплое» звучание, при котором перегруз не различим в принципе, но при этом определенная степень компрессии (сустейна) все равно присутствует;
- Braun (Thick). Звуковой эффект, при котором в начале звучания ноты или аккорда усилитель выведен на слабый перегруз, а на излете уходит в чистый звук.
- Overdrive. Звучание устройства с мягким перегрузом и длинным сустейном.
На основании изложенной информации, не сложно представить случаи, при которых ламповые модели этой техники предпочтительнее транзисторных. Прежде всего, это те стили музыки, в которых акцент делается на гитарное звучание, уникальный тембр голоса исполнителя и звучание оркестровых партий. То есть, фактически, большинство музыкальных жанров от классики до современных направлений.
Подобрать самые современные ламповые усилители для формирования действительно хорошей акустической аудиосистемы можно с помощью каталога компании «Hi-Fi Design».
Мы сделаем звук Вашей аудиосистемы безупречным!
Также на сайте у нас есть обзор, с которым Вы можете ознакомиться:
HEOS HomeCinema: усиление состава беспроводных аудиосистем
Что покажут замеры однотактного лампового усилителя?
Чаще всего любители лампового звука используют для прослушивания однотактные ламповые усилители. Один из них нам любезно предоставил радиолюбитель Дмитрий.
Благодаря измерениям звучания ламповых однотактных усилителей мы кое-что выяснили. В отличие от транзисторных, в которых больше нечетных гармоник, в ламповом преобладают четные и чаще вторая гармоника, которая и придает обычному звуку особое звучание.
В ходе экспериментов с прослушиванием было выявлено, что наш слух не режут и не утомляют повышенные четные гармоники, в отличие от нечетных, которые преобладают в транзисторных усилителях.
На рисунке видно повышенную вторую гармонику однотактного лампового усилителя, которая в том числе придает особенность звучания.
Результаты тестов RMAA
Замер на мощности 1.5 Ватт смотреть Замер на мощности 4 Ватт смотреть
Почему люди стали переходить на транзисторы в аудио?
На это есть несколько основных причин. Первая касается того, что радиолампа стала проигрывать транзистору по скорости работы, размерам и энергопотреблению. Благодаря транзисторам стало возможно создавать качественные компактные устройства.
Также транзисторные усилители были значительно дешевле при таких же, как у ламп, или даже лучших характеристиках звука.
Одними из основных элементов, которые вносят заметные искажения в ламповый усилитель, являются выходные трансформаторы, которые к тому же добавляют хорошую сумму к стоимости усилителя. В ламповом стерео усилителе их можно найти по одному на каждый канал.
Есть также бестрансформаторные ламповые усилители, но они работают только на специальной акустике. В добавок к этому они очень редкие и их мы не будем рассматривать.
Где лучше покупать ламповые усилители?
Если, прослушав и сравнив ламповый усилитель с остальными усилителями, вы решили остановиться на лампе, то ответ на вопрос «Где купить?» зависит от ваших финансовых возможностей
Если у вас нет больших денег, то рекомендуем обратить внимание на радиолюбителей, которые занимаются ламповыми усилителями
В пределах 500-1000$ можно получить хороший самодельный ламповый усилитель. Как правило, такой усилитель можно взять домой на прослушивание и купить его, если понравится звук.
Если вы не стеснены в финансах, то для вас появится много известных брендов, которые, помимо звука, продадут вам престижное и красивое устройство.
Устранение помех
Позже нужно устранить низкочастотный фон, если, конечно, он присутствует. Также важным пунктом является выбор точки заземления. В этом случае можно применить один из вариантов:
- Тип соединения — звезда, при котором все «земляные» проводники соединяются в одну точку.
- Второй способ — прокладка толстой медной шины. На нее необходимо распаивать соответствующие элементы.
Вообще, лучше самостоятельно найти точку заземления. Это можно сделать, определив уровень низкочастотного фона на слух. Чтобы это сделать, нужно постепенно замкнуть все сетки ламп, которые расположены на земле. Если при замыкании последующего контакта снижается уровень низкочастотного фона, то вы нашли подходящую лампу. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо экспериментально устранять нежелательные частоты. Также нужно применить следующие меры, чтобы улучшить качество своей сборки:
- Чтобы сделать цепи накала радиоламп, нужно применить скрученный провод.
- Лампы, которые используются в предварительном усилителе, нужно закрывать заземленными колпаками.
- Также заземлить необходимо корпусы с переменных резисторов.
Если вы хотите питать накал ламп предварительного усилителя, можно применить постоянный ток. К сожалению, это требует подключения дополнительного блока. Выпрямитель будет нарушать стандарты лампового усилителя Hi-End, так как это полупроводниковый прибор, который мы использовать не будем.
Гармонические искажения
Что касается гармонических искажений, желательно, чтобы они не превышали 0,6%. Собственно, чем меньше данный показатель — тем качественнее звук. Самый лучший ламповый усилитель в том или ином сегменте часто определяется прежде всего исходя из показателя гармонических искажений. Сразу стоит отметить, что соответствующий показатель — не самый значимый с точки зрения обеспечения хорошего качества звука. Однако, данный параметр характеризует реакцию акустической инфраструктуры на входной сигнал. Достаточно сложно на практике обеспечить стимулирование реакции акустики при измерении так, как это осуществляется при проигрывании реальных сигналов. Но современные бренды-производители ламповых усилителей стараются обеспечить наименьший показатель гармонических искажений. Престижные модели девайсов способны обеспечивать его на уровне, не превышающем 0,1%. Конечно, их стоимость может быть несопоставимо выше конкурирующих моделей, имеющих более высокий показатель гармонических искажений, но для меломана вопрос цены в данном случае может быть второстепенным.
Конденсаторы
В установке лампового усилителя следует использовать различные типы конденсаторов для самой системы и блока питания. Они, как правило, применяются для регулировки тембра. Если вы хотите получить качественный и естественный звук, следует применять разделительный конденсатор. В этом случае появляется малый ток утечки, который позволяет изменить рабочую точку лампы.
Такой вид конденсаторов подключается к анодной цепи, по которой течет большое напряжение. При этом необходимо подключать конденсатор, который поддерживает напряжение больше 350 вольт. Если вы хотите применять качественные элементы, нужно использовать детали от компании Jensen. Они отличаются от аналогов тем, что их цена превышает 3 000 рублей, а цена самых качественных радиоэлементов доходит до 10 000 рублей. Если применить отечественные элементы, лучше выбирать между моделями К73-16 и К40У-9.
Трансформаторы
Еще один важный момент — использование различных трансформаторов. Как правило, применяются силовой и выходные, которые необходимо подключать перпендикулярно. Таким образом вы сможете уменьшить уровень низкочастотного фона. Трансформаторы следует располагать в заземленных кожухах. Необходимо помнить, что сердечники каждого из трансформаторов также следует заземлить. Не нужно применять когда будете устанавливать приборы, чтобы не появились дополнительные проблемы. Конечно, это не все особенности, связанные с монтажом. Их довольно много, и все рассмотреть не получится. При установке Hi-End (лампового усилителя) нельзя использовать новые элементные базы. Их сейчас применяют для подключения транзисторов и интегральных микросхем. Но в нашем случае они не подойдут.
EL34
Лампу EL34 впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. EL34 — отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall.
Electro Harmonix EL34
Mullard EL34
EL34 совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более четкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина — вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн — я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах — очень динамично. EL34 — отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.
История
- 1904 год — Ли де Форест на основе созданной им электронной лампы — триода — разработал устройство усиления электрических сигналов (усилитель), состоящее из нелинейного элемента (лампы) и статического сопротивления Ra, включенного в анодную цепь.
- 1932 год — Гарри Найквист определил условия устойчивости (способности работать без самовозбуждения) усилителей, охваченных отрицательной обратной связью.
- 1942 год — в США построен первый операционный усилитель — усилитель постоянного тока с симметричным (дифференциальным) входом и значительным собственным коэффициентом усиления (более 1000) как самостоятельное изделие. Основным назначением данного класса усилителей стало его использование в аналоговых вычислительных устройствах для выполнения математических операций над электрическими сигналами. Отсюда его первоначальное название — решающий.
EL84
EL84 очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение EL84 — 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые
Electro Harmonix EL84
Лампа EL84 — это основа звучания “Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах
Заключение
Итак, мы охватили 4 самых популярных типа ламп. Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы — это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике — это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ — послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!
Кстати, какие лампы используете вы?
Максим Иванов, (с) KOMBIK.COM
Теплый ламповый звук — это правда?
Я люблю музыку. И, как музыкант — высоко ценю ламповое оборудование. Вовсе не за неповторимый чистый звук, как многие могут подумать.
Аналоговый (ламповый) проигрыватель выдаёт набор «сигнал + шум». Причем, если для транзисторных аудиосистем шум может быть отделяемой составляющей, то ламповые схемы не отделяют зерна от плевел, усиливая (или искажая) всю запись. Откуда она попадает на усилитель — из цифрового или аналогового источника — нет никакой разницы. Это и есть тот самый «оттенок», который так ценят любители.
Что дает слушателю подобный подход к обработке звука? Массу искажений и то самое уникальное звучание, которое появляется на цифровых аудиосхемах при эквализации. На самом деле — шум элементов (схемы, трансформатора, самой записи) и неточность. Но эта неточность мягкая, плавная (так работает лампа, сглаживая резкие переходы сигнала).
С другой стороны, транзисторные схемы усилителей выдают слушателю множество дополнительных, лишних звуков. Если объяснять для широкого пользователя, то суть состоит в следующем: каждый усилитель в работе «дублирует» (не совсем так, но будет понятнее) звуковую волну (каждую!), и передает слушателю с более низкой громкостью и отставанием во времени.
Количество таких дублей для аналоговых и транзисторных аппаратов различно. Если ламповый усилитель в среднем порождает не больше 3 дополнительных волн с резким спадом громкости, то транзисторный — до 20, отчетливых и зачастую слышных едва ли не меньше, чем исходная звуковая волна.
Другая особенность «лампового звучания» — заложенная в схеме компрессия при перегрузке. Транзисторная, цифровая схема в какой-то момент начинает хрипеть либо жестко обрезает, клиппирует лишние частоты. «Лампа» самостоятельно обрезает то, что приведет к излишним искажениям при перегрузке. Мягко и приятно.
Причем, те искажения, что появляются при усилении звука, тоже ведут себя по разному. В ламповой технике они пропорциональны громкости (выходной мощности). У цифровых наибольшие искажения появляются на минимальной и максимальной.
Наконец, самая приятная фишка. При перегреве лампового усилителя появляется то самое искажение, что сейчас называется «гитарной» примочкой. Не зря гитаристы выбирают ламповые усилители: каждая схема дает собственное звучание инструмента.
При прослушивании музыки это не настолько важно. Но определенный эффект эквалайзинга, уникальный для каждой аналоговой схемы, есть
И сымитировать его невероятно сложно.
Плюсы и минусы усилителей на лампах
Истинные аудиофилы знают, что ламповый звук не идет ни в какое сравнение с тем, который выдают самые современные усилители на транзисторах и микросхемах. Качество такого звучания неоспоримо, поскольку только лампа способна выдать чистый, сбалансированный и натуральный звук с мягкими басами и прозрачными высокими частотами.
Основными положительными качествами усилителя являются:
- превосходное качество звука;
- красивый внешний вид;
- длительный срок службы;
- относительно простая конструкция;
- надежность устройства;
- устойчивость к температурным перегрузкам;
- отсутствие шума, который присущ усилителям на полупроводниках;
- устойчивость к кратковременным замыканиям под нагрузкой.
Но даже у такой техники есть свои минусы:
- внушительные размеры и вес в отличие от устройств на транзисторах;
- требуется время на прогрев ламп, как правило, около 5-7 минут;
- высокое выходное сопротивление, что не позволяет подключить любую акустическую систему;
- высокая потребляемая мощность и выделение тепла;
- низкий КПД около 10%.
Сочетание ретро и современных технологий
Я выбрал LynePAudio A962, как наиболее доступное и универсальное.
Итак, на борту имеем:
- выходной усилительный каскад на 2 лампах 6ж9 в китайском исполнении,
- встроенный цифровой ЦАП с декодированием аудиопотока 16-32 бит, 44.1/48 КГц,
- поддержка ASIO,
- 2 высокоомных выхода для наушников с импедансом от 16 до 600 Ом,
- линейный стереовыход на RCA для использования в качестве преампа,
- цифровой вход (USB),
- аналоговый вход 3,5 и RCA.
Внушает? Еще как, ведь конечная мощность усилителя — 1,1 Вт для нагрузки в 32 Ома. Для настольной игрушки этой цифры хватит даже мониторы раскачать, не говоря уже о любых портативных наушниках.
Плата аккуратно упакована в красивый корпус и может украсить любой интерьер. Особенно — рабочий стол. Очень круто! И реально экономит время — даже если потом придется дорабатывать.
Внешний вид LynePAudio A962 действительно стоит того, чтобы купить готовое изделие, а не заморачиваться самоделкой. Удобство и простота использования еще важнее. Включил — пользуйся.
Для работы с цифровыми источниками аудиосигнала не требуются драйвера или дополнительный софт (если не использовать смартфон). Встроенный ЦАП цифровой и переваривает большинство форматов, поступающих с компьютера или смартфона: съедает и MP3, и FLAC, и WAV. Впрочем, есть ограничение до 32 бит и 48 КГц. DSD не переваривает вовсе.
При наличии качественного ЦАП можно обойтись без встроенного. Для этого у LynePAudio A962 есть отдельный аналоговый вход (мини-джек на 3,5 миллиметра). Не самое правильное решение, но иногда пригодится. Он работает на удивление стабильно, но требует толстый провод. Желательно — с хорошим экранированием.
Ламповый усилитель Hi-End своими руками
Перед началом монтажа необходимо разобраться с некоторыми правилами для сборки такого рода приборов. Нам необходимо будет применить основной принцип монтажа ламповых приборов — минимизацию креплений. Что это значит? Вам нужно будет отказаться от монтажных проводов. Конечно, это не везде получится сделать, но их количество необходимо свести к минимуму.
В Hi-End применяются монтажные лепестки и планки. Они используются в виде дополнительных точек. Такая сборка называется навесной. Также вам нужно будет распаивать резисторы и конденсаторы, которые находятся на ламповых панелях. Крайне не рекомендуется использовать печатные платы и собирать проводники так, чтобы получились параллельные линии. Таким образом сборка будет выглядеть хаотичной.
Вольт-амперные характеристики
Анодные вольт-амперные характеристики (ВАХ) маломощных пентодов близки к идеальным: резкий переход из режима возврата в режим перехвата происходит при относительно низких Ua; плоские «полки» ВАХ свидетельствуют о высоком выходном сопротивлении (6Ж32П — 2.5 МОм в номинальном режиме). Это позволяет строить на пентодах почти совершенные дифференциальные каскады и активные нагрузки (стабильные источники тока) В мощных пентодах выходное сопротивление относительно низкое, а переход в зону перехвата растянут. При малых анодных напряжениях и большом отрицательном смещении управляющей сетки наблюдается «тетродная» нелинейность полки ВАХ.
Качественный анализ ВАХ пентодов показывает, что
- Выходное сопротивление пентода (в том числе мощного низкочастотного) на практике можно считать бесконечно большим.
- Расчётный коэффициент усиления пентода по напряжению весьма велик (до 5000) — настолько, что его точное значение теряет практический смысл и редко нормируется производителем. Усиление каскада на НЧ определяется не этим коэффициентом, а произведением крутизны лампы на сопротивление нагрузки.
- Мгновенное значения напряжения на аноде пентода может опускаться до значений, намного меньших, чем в триодном каскаде. Поэтому при равном напряжении питания размах напряжения на выходе пентода может быть больше, чем у триода. (но меньше чем у лучевого тетрода).
- Спектр гармоник пентода содержит бо́льшую, чем в спектре триода, долю нечётных гармоник, и бо́льшую долю высших гармоник. В спектре гармоник триода доминирует вторая гармоника, а доля высших гармоник (шестой и выше) пренебрежительно мала.
Литература
- Симонов Ю. Л. Усилители промежуточной частоты. — М.: Советское радио, 1973
- Букреев С. С. Транзисторные усилители низкой частоты с обратной связью. — М.: Советское радио, 1972
- Войшвилло Г. В. Усилительные устройства: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: Радио и связь. 1983
- Справочник по радиоэлектронным устройствам: Т. 1 / Под ред. Д. П. Линде — М.: Энергия, 1978
- Рамм Г. С. Электронные усилители.
- Шамшин В. Г. История технических средств коммуникации, 2003.
- Кулешов В.Н., Удалов Н.Н., Богачев В.М. и др. Генерирование колебаний и формирование радиосигналов. — М.: МЭИ, 2008. — 416 с. — ISBN 978-5-383-00224-7.
Нормативно-техническая документация
- ГОСТ 23849-87. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Методы измерения электрических параметров усилителей сигналов звуковой частоты.
- ГОСТ 24388-88. Усилители сигналов звуковой частоты бытовые. Общие технические условия.
- ГОСТ 29180-91. Совместимость технических средств электромагнитная. Приборы СВЧ. Усилители малошумящие. Параметры и характеристики. Методы измерений.
- ОСТ4-203.007-84. Аппаратура для озвучивания открытых и закрытых пространств. Усилители звуковой частоты. Общие технические условия.
- ОСТ45-138-99. Усилители оконечные звуковой частоты станций проводного вещания. Основные параметры. Методы измерений.
- IEC 60527(1975). Усилители постоянного тока. Характеристики и методы испытаний.
- IEC 60581-6(1979). Акустическая аппаратура и системы высокой верности воспроизведения (Ні-Fi). Минимальные требования к параметрам. Часть 6. Усилители.
- IEC 61305-3(1995). Аудиоаппаратура и аудиосистемы с высокой верностью воспроизведения бытовые. Методы измерения и установления рабочих характеристик. Часть 3: Усилители.
- IEC 60268-3(2000). Оборудование звуковых систем. Часть 3. Усилители.
6L6
Лампа 6L6 очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 — до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.
EHX 6L6
На мой взгляд у 6L6 очень мощный, немного бубнящий низ — и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом «искристые». 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука — усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.
Сборка
Начнем сборку с предварительного усилителя. Монтаж его происходит по довольно простой схеме. Также необходимо предусмотреть регулировку мощности и разделитель на регулировку тембра. Он должен быть настроен на низкие и высокие частоты. Чтобы повысить срок годности, нужно применить многополосный эквалайзер.
В смехе предварительного усилителя можно увидеть сходства с распространенным двойным триодом 6Н3П. Необходимый для нас элемент можно собирать аналогичным способом, но использовать оконечный каскад. Это также повторяется в стереофоническом варианте. Помните, что конструкция должна быть собрана на монтажной плате. Сначала ее необходимо отладить, а потом можно установить на шасси. Если вы все правильно установили, то прибор должен сразу включиться. Дальше следует перейти к настройке. Величина анодного напряжения для разных типов ламп будет отличаться, поэтому нужно будет подбирать ее самостоятельно.
Акустика для лампового усилителя
Про акустику часто забывают при выборе усилителя, хотя на самом деле это самое главное
Неправильно подобранная пара «акустика — усилитель» может испортить звук, при этом неважно за сколько денег вы ее купили
Например, если усилитель рассчитан на акустику 8 Ом, а вы подключите 4 Ом, то усилитель будет работать с несвойственной для него нагрузкой. Или если однотактный 5-ваттный ламповый усилитель подключить к слабочувствительной акустике, то вы получите не тот звук, который должен быть, и сделаете выводы, что усилитель плохой.
Ламповые тетроды и пентоды плохо работают с многополосной акустикой из-за высокого выходного сопротивления, поэтому их нужно слушать на широкополосной акустике. Ламповый триодный усилитель не так требователен к этому и нормально звучит практически на любой акустике, как и большинство транзисторных.
Так же не стоит забывать, что если ваша комната пустая, то, при прослушивании, звук будет отражаться от стен и будет звучать плохо, но это уже другая тематика.
6V6
Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ. Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.
Выводы
Ламповый усилитель проигрывает другим усилителям по энергопотреблению, имеет большой вес и требует длительного прогрева ламп для входа в нормальный режим перед прослушиванием.
Также ламповый усилитель выделяет много тепла во время работы и может запросто нагреть небольшую комнату, поэтому в жару вам нужно будет купить кондиционер.
Если говорить об однотактных усилителях, то они проще в настройке и их звук имеет специфическое «ламповое звучание», благодаря повышенной второй гармонике. Поэтому они и пользуются большим спросом у пользователей.
Если брать двухтактные ламповые усилители (или еще более сложные), то по звуку они похожи на транзисторные усилители, но в несколько раз дороже, чем аналогичный транзисторный.