↑ Схема
Но зато вторую версию я уже делал сознательно. Захотелось поэкспериментировать с разными ЦАП, но уже Delta-sigma архитектуры. Давно лежащая без применения на полке пара «старых» дельт добавляла оптимизма. Все-таки интересно, что получится. Архитектура железки выбиралась на ходу, отсекалось лишнее, добавлялось новое. Итак. Планируется три входа, точнее четыре.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
С выходов мультиплексоров сигналы поступают на вход ресемплера SRC4192. Это нужно, чтоб получить поддержку форматов до 24 бит 192 кГц при использовании ЦАП, не имеющих таковой или требующих ее принудительного включения. Некоторый начальный опыт работы с ним я имею, поэтому ставлю не думая. После ресемплера сигнал поступает на ЦАП, причем, так как планируется использование PCM1794А в моно режиме, то на каждый канал сигналы дублируются. ЦАП установлены на съемном модуле, чтоб можно было менять модуль с другим ЦАП за короткое время.
Выхлоп также съемный, можно использовать разные варианты. На плате размещены тактовые генераторы для MCLK. В процессе разводки платы добавлен делитель частоты отдельно для SRC и ЦАП. Как оказалось, не зря.
Схема основной платы выше, а вот схема модуля SPDIF
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
В качестве приемника применен AK4113. Причины его выбора вполне логичны. Он был у меня. У него поддержка 24х192.
Как выбрать стереоусилитель
Характеристики усилителей мощности будут различаться и зависят от таких показателей как электронная база, на которой построено устройство, используемый блок питания, типы и количество разъемов
При выборе также нужно обратить внимание на мощность устройства
Качество звука
Любой покупатель аудиотехники должен понимать, на какой именно показатель в первую очередь нужно обратить внимание. Для стереоусилителей это следующие параметры:
- Подавляемая мощность устройства. Выбирается в зависимости от типа акустики, с которой усилитель будет работать.
- Соотношение сигнал/шум около 90-100 дБ.
- Частотный диапазон. Он должен превышать значения, которые воспринимает человеческое ухо. Оптимальное значение частоты от 20 кГц. Показатель для усилителей лежит в диапазоне 70-190 кГц.
- Мощность. Обязательно должен быть небольшой запас.
- Показатель демпфирования – он 100.
- Коэффициент искажений. Он должен быть минимальным. Искажения бывают интермодуляционными и гармоническими. Величина первых не должна превышать 3%, а вторых до 1%.
На качество звука оказывает влияние также наличие ЦАП. Так как современные музыкальные произведения записаны в цифровом формате, усилитель должен иметь преобразователь в аналоговый сигнал. Большинство современных моделей оснащены встроенным ЦАП, но его качество может отличаться.
Мощность
Все показатели должны соответствовать той акустике, под которую усилитель мощности звука покупается. Считается, что стереоусилитель должен быть мощнее акустики примерно в 2 раза. Также следует учесть площадь помещения при расчете мощности – на 1 квадратный метр нужно 3-5 Вт энергии.
Влияние оказывает чувствительность акустики на сопротивление, т.е. импеданс. Чем меньше чувствительность и выше сопротивление, тем более мощный усилитель нужно подбирать.
Фонокорректор
Он предназначен для облегчения подключения винилового проигрывателя. Выполняет функцию предусилителя сигнала с источника перед подачей на усилитель. Он повышает мощность слабого сигнала, а затем регулирует его выходное значение.
Прочие критерии выбора
На что также стоит обратить внимание перед тем, как купить интегральный стереоусилитель:
- Количество каналов. Стереоусилители оснащены двумя каналами, но есть модели с двумя парами выходов.
- Импеданс. Сопротивление усилителя должно точно или примерно совпадать с импедансом акустической системы. Лучше брать изделия, готовые работать с акустикой на 4 Ом.
- Демпфирование. Когда звук выдается на большой громкости, динамики могут подвергаться естественным колебаниям. Для улучшения качества звучания усилитель может их уменьшать. Оптимальное значение параметра от 100.
- Функции. К дополнительным опциям относятся Direct для отключения лишних цепей (баланс, тембр), вход с фонокорректором. Желательно, чтобы была функция тонкоррекции, а также выход на наушники.
- Тип клемм. Лучше отдавать предпочтение винтовым клеммам, так как они быстрее и надежнее фиксируют акустический кабель. Могут быть позолоченными для улучшения качества звучания.
- Наличие переключателей тембра, громкости, баланса, баса. Желательно, чтобы они были механическими для более точной регулировки. Электронное управление считается хуже.
- Пульт управления. Он может быть системным, чтобы пользователь мог управлять другими компонентами.
Важно понимать, что чем выше функционал, тем дороже изделие. Лучшие домашние планетарии
Лучшие домашние планетарии
↑ Модуль ЦАП
Две штуки PCM1794A, включенные в моно режим. Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
Джамперы возле входных ОУ отключают конденсаторы в цепи ОС, чтоб можно было воткнуть ОУ с ТОС, например AD811, который не терпит никакой емкости в таком включении.
А вот сюда оно устанавливается.
Снизу, для экономии места, размещены стабилизаторы питания цифровой и аналоговой частей ЦАП, а также соединение цифровых и аналоговых земель через бусинку – тут их даже две! Для цифровой части ЦАП имеется выбор напряжения питания 3.3В и 5В, потому-то, как оказалось, у PCM1794 оно 3.3В, а, например, у AD1955 уже 5В…
Вот так оно выглядит, когда все установлено.
Слева на плате стабилизаторы питания ЦАП, индикатора, и контрольного усилителя для наушников. Усилитель для наушников я не переделывал, тупо скопипастил с предыдущей версии. Тот же BUF634+ОУ по даташиту. Ток 30 мА.
Обзор микросхем звуковых усилителей
Качество звука. Одна из статей формирования себестоимости автомагнитолы – это именно используемый тип микросхемы Усилителя Низкой Частоты в выходном каскаде магнитолы (УНЧ). Именно эта микросхема, в основном, будет влиять на качество звучания. Безусловно, на звук так же влияет и акустика, и проводка, и внешний усилитель (если такой имеется), и многое другое – но если изначально использовался дешевый УНЧ, то уже никакого кардинального улучшения в звуке добиться будет нельзя. Поэтому, если Вы любитель качественного звучания, перед покупкой обязательно поинтересуйтесь, какой тип микросхемы используется в магнитоле.
Мощность звука. Полностью зависит от используемой микросхемы. И чем этот параметр больше, тем в итоге лучше, так как УНЧ воспроизводит без искажений только в начале своей Амплитудно-Частотной Характеристики (АЧХ) — линейный режим работы. Именно поэтому акустику с сопротивлением 2 Ом любят устанавливать в автомобили премиум-класса.
MOSFET. Можно иногда увидеть на магнитолах эту надпись. Если производитель не обманывает, то в его изделии используется микросхема УНЧ, которая изготовлена по технологии MOSFET: на одной подложке размещаются два типа транзисторов – биполярный и полевой. Не вдаваясь в подробности, скажем, что этот симбиоз дает ряд преимуществ: меньший нагрев микросхемы, как следствие меньше паразитных шумов, отсутствие высокочастотных помех. Микросхемы MOSFET обладают наилучшим показателем параметра соотношение сигнал/шум.
Ниже приводятся основные типы микросхем УНЧ, используемые производителями в магнитолах. Это краткое описание поможет Вам сделать правильный выбор, исходя из потребностей к качеству звука.
Вывод: усилитель воспроизводит звук достаточно посредственно. В звуковой картине отсутствуют чистые высокие и нет «мягкости низов». Если у Вас хоть немного присутствует «звуковой слух», эта модель УНЧ Вам не понравится.
В защиту чипа скажем: штатные заводские магнитолы в автомобилях массового сегмента имеют на борту усилитель либо подобного класса, либо еще хуже. А это значит, что купив стороннее головное устройство с чипом TDA7388 вы ничего не потеряете, а, возможно, даже приобретете, так как в настоящее время устройства продаются на современной ОС Андроид, который дает возможность «поиграться» более расширенным встроенным эквалайзером или закачать сторонние плееры аудио/видео со своими «улучшалками».
Вывод: хорошо согласуется с акустикой 2 Ом. Звучание достойное, но нет ощущения «прозрачности звука». В целом, зарекомендовал себя с положительной стороны.
Вывод: усилитель с хорошим демпинг-фактором — ему комфортно работать с акустикой 2 Ом. Имеет низкий уровень паразитных шумов, высокий показатель соотношения сигнал/шум, который соответствует классу HI-FI. Дает насыщенную звуковую картину. По сравнению с чипом TDA7388 звук чётче и басовитее, присутствуют качественные низы. Устанавливается, например, на 8-ядерные магнитолы от бренда Ritma.
Вывод: отличная передача звука, четкие фронты в низком сегменте звучания, нет «эффекта замыленности звука» и «слипания частот» — все гармоники ярко выраженные. В усилитель встроены различные виды защит, в том числе и тепловые, осуществляется контроль токов смещения между каналами и адаптация под изменения в питающем напряжении. Такие чипы многие производители ставят на современные автомагнитолы для снижения общего тепловыделения. Например, 8-ядерная магнитола с частотой каждого ядра до 2000 Мгц имеет более сильный нагрев процессора, чем на 4 ядрах. Плюс есть штатные аппараты с тонкой задней частью, где нагрев превращает магнитолу в «утюг». В связи с этим снижение тепловыделения по каждому компоненту на плате — необходимость.
Что имеем по итогу? Критерий оценки звука сильно индивидуален. И если один слушатель в восторге, то не факт, что другому тоже понравится. Поэтому нужно слушать самому, ведь в конечном итоге большую часть времени в автомобиле будете проводить именно Вы — Вам и выбирать.
Преобразователь ток/напряжение
Преобразователь ток-напряжение построен на операционных усилителях IC9 и IC11, к которым предъявляются особые требования:
- очень низкий собственный ток смещения,
- высокая скорость нарастания выходного напряжения,
- отличная линейность.
В конструкции применены микросхемы OPA627, которые имеют:
- ток смещения всего 10 пА (пико-Ампер),
- скорость нарастания выходного напряжения 55 В/ мкс,
- искажения всего 3 × 10-7 (0,00003%).
При входном напряжении смещения ≤ 0,5 В напряжение смещения на выходе конструкции не превышает 20 мВ. Такое, достаточно низкое значение позволяет обойтись без разделительного конденсатора на выходе, который неизбежно повлиял бы на качество звуковоспроизведения.
При выбранных значениях резисторов R25 и R26 по 2,49 кОм фактическое выходное напряжение составляет 2,1В, что немного выше стандартных 2В.
Конденсаторы С25 и С26 включены для фильтрации высокочастотных помех в выходном сигнале.
Продолжение следует…
Статья подготовлена по материалам журнала «Электор», вольный перевод Главного редактора «РадиоГазеты».
Как выбрать цифро-аналоговый преобразователь?
Какой ЦАП лучше купить? Довольно сложный, на первый взгляд, вопрос легко разрешается, если следовать приведенным ниже рекомендациям. Перед совершением покупки необходимо четко определиться с назначением нового устройства и ожиданиями от него. Стоит ли задумываться о приобретении профессионального преобразователя, не имея столь же качественной аудиосистемы? Имеет ли смысл покупать бюджетный конвертер и ожидать от него качественного звучания? Современный рынок предлагает большое разнообразие для подбора необходимой модели с различными характеристиками и стоимостью. Критерии выбора достаточно просты
На что нужно обратить внимание в первую очередь:
- Число и вид цифровых входов.
Данный параметр напрямую зависит от устройств, которые планируются к использованию в качестве источника звука. Современные преобразователи чаще всего подключаются к компьютеру с помощью USB-порта. Кроме этого используются оптические и электрические (коаксиальные) типы соединения. В профессиональных устройствах также применяют «продвинутый» вариант подключения AES/EBU с использованием балансных кабелей, не подвергающимся наводкам внешней среды. Последнее время все чаще появляются модели с возможностью подключения к внешним устройствам при помощи Bluetooth или Wi-Fi.
- Оптимальной разрядность и частота дискретизации
Эти характеристики определяют качество воспроизведения, т. к. отвечают за точность преобразования сигнала. Разрядность — показатель числа уровней сигнала на выходе преобразователя. Для аудиозаписей на CD-дисках разрядность составляет 16 бит, а у звука высокого разрешения (Hi-Res) – 24 бит и выше. Частота дискретизации – число отчетов в период времени при оцифровке. Для звуковой дорожки CD-диска этот показатель составляет 44,1 кГц, DVD – 48 кГц, Hi-Res – 96 кГц или 192 кГц и т.д.
- Вид аналоговых выходов
Тип выходов определяется входами акустической системы. Например для подключения к аудиосистеме с симметричными входами, необходимо наличие у ЦАП таких выходов. Большинство конвертеров оснащено одним или несколькими выходами для наушников (jack или mini-jack).
- Размеры
Габариты устройства, прежде всего, зависят от его предназначения. Последнее время набирают популярность модели с компактными размерами. Такие девайсы легко умещаются в кармане и чаще всего используются для преобразования звукового сигнала со смартфона или планшета. Для особо требовательных ценителей качественной музыки больше подойдут более объемные стационарные варианты с расширенным функционалом.
- Дополнительные функции
Среди дополнительных функций, которые могут быть весьма востребованными стоит выделить:
- наличие аналоговых входов и возможность регулировки исходящего сигнала (использование устройства в режиме предусилителя);
- наличие лампового выхода;
- наличие выхода для наушников;
- возможность подключения к устройству при помощи беспроводных сетей;
- управление с помощью пульта и т.д.
- Стоимость устройства
В данном случае предельная цена устройства определяется не только финансовыми возможностями покупателя, но и тем, какая звуковая аппаратура и источник цифрового сигнала будут использоваться. Нет смысла покупать дорогой ЦАП в случае использования слабенькой аудиосистемы. При этом не следует экономить, если в дальнейшем планируется ее замена или модернизация до более качественного уровня.
- Влияние бренда
Преобразователь какой фирмы лучше? По мнению покупателей, лучше ориентироваться на проверенные годами бренды. Среди признанных мировых лидеров в производстве цифро-аналоговых конвертеров — японская компания Teac, британская Cambridge Audio, австрийская Pro-Ject и многие другие. Это те производители, которые смогли завоевать популярность по всему миру и наверняка не позволят потенциальному покупателю разочароваться в своей продукции.
- Прослушивание
Крайне важно перед покупкой в живую услышать потенциальное приобретение. Если такая возможность отсутствует, то обязательно необходимо ознакомится с отзывами реальных владельцев подобных устройств или экспертов
Ниже представлен рейтинг популярных моделей цифро-аналоговых преобразователей с описанием их технических характеристик, а также достоинств и недостатков.
Технические характеристики
- Общие гармонические искажения плюс шум (THD+N): по данным замера составляют менее 0,000 2%
- Соотношение сигнал/шум (SNR): – 135 дБ
- Диапазон частот: 20 Гц — 30 кГц
- Выходное напряжение: RCA 2 В, XLR 4.2 В
- Перекрестные помехи каналов: – 135 дБ
- Потребление питания:
- Мощность выхода на наушники: 70 мВт/600 Ω; 150 мВт/300 Ω; 280 мВт/150 Ω; 1 Вт/32 Ω
- Динамический диапазон: 133 дБ с шумом простоя менее 1.5 мкВ
- Чип: ESS Technology SABRE32 Reference DAC / Digital Filter (ES9018S), работающий с 32-bit Hyperstream для максимально низкого джиттера
- Контроллер USB: Combo384 от итальянской компании Amanero с поддержкой сигнала PCM 384 кГц/32 бит
- 5 чипов AD797 для регулировки вольтажа и фильтрации, 2 чипа OPA1632 в роли буферов
- Трансформатор: с пониженным шумом от канадской компании Plitron
- LT1129/LT3021 с пленочным конденсаторами WIMA для фильтрации питания на чип Sabre ES9018
- Аналоговые схемы с высококлассными компонентами: Panasonic, Vishay BC046, WiMA, MKS2 и NPO для наилучшего звука
- Поддержка декодирования DSD (Direct Strem Digital)
- 5 режимов фильтрации, позволяющих пользователю выбрать предпочтительный звук
- Выбираемая пользователем инверсия абсолютной фазы (позитивная или негативная)
- Отключаемый подавитель джиттера
- Высокоточная автоматическая настройка DPLL, позволяющая DA8 подстраиваться под источники разного класса
- 80-шаговая регулировка громкости. Нажатие на регулятор переключает DA8 в режим чистого ЦАПа, отключая блок усилителя. Связка DA8 в режиме ЦАП с усилителем Yulong A18 является наилучшим по звуку решением компании
- Режим предусилителя с RCA и XLR выходами
- Балансный предусилитель (XLR выход) также может быть использован как чисто балансный усилитель для наушников, хорошо работающий практически со всеми наушниками на рынке, включая модели с низким импедансом
- На переднюю панель выведено 6,3 мм гнездо усилителя для наушников, работающего в классе А. Для разъема реализована защита от короткого замыкания
- Встроенное реле отключает питание и выход для защиты устройства
- Интерфейс построен с использованием цветного 2.4″ LCD экрана
- Постоянная память для настроек пользователя
- Алюминиевый корпус и органы управления, утяжеленное шасси и специальные антивибрационные ножки
- Компактный размер, совпадающий со всей линейкой продуктов компании: 250 мм x 190 мм x 60 мм
- Вес: 2,5 кг
- Два напряжения питания: 110-115 В или 220-240 В, что позволяет использовать устройство по всему миру
- Поддержка Mac OSX, Linux and Windows
↑ Индикация
Это просто опция, красивая игрушка. Так как функционал у нее вторичный. В разобранном ЦАП стояли стрелочники, но как они работали, мне не нравилось. А LB1412 кончились на предыдущей железке, и ждать, пока приедут другие – это возможно обречь новый ЦАП на длительное лежание на полке, откуда я его только что достал. Обидно, досадно, поэтому прикрутим стрелки. Как выяснилось, нормальных „показометров“ нет. К157ДА1 был плодом отечественной промышленности, и аналогов не имеет. Интересно, что в импортных каталогах отсутствует полноценный драйвер для стрелочных индикаторов. Не ищите, „полноценного“, нормального, с логарифмической зависимостью нет. Если не использовать дефицитные логарифмические ОУ от AD. Но это будет покруче К157ДА1. И да. У меня есть К157ДА1. Но моя неспокойная жизнь научила меня тому, что компоненты „сделанные в СССР“ могут внезапно, случайно, беспричинно, скоропостижно прекратить работать. Это конечно не касается электровакуумных приборов для обороны и космоса. Но не более того. Все остальное, включая К157ДА1, может однажды утром просто не включиться. Да, так было… Не раз… И не два. Этот печальный факт мне даже когда то давал возможность безбедной жизни… Но себе, и для себя?
Был рассмотрен оригинальный вариант показометра на контроллере от еще один max , я даже сбегал в местную „мечту телемастера“ за контроллерами, но неуверенный ответ продавца „кончились и когда будут не ясно“, на корню похоронил эту идею…
Поэтому я озадачился поиском нормальной схемы детектора. Ну как обычно. Ничего и нигде… Вполне ожидаемо… Случайно была найдена схема, которая оказалось действительно хороша, разве что у меня не нашлось ни одного германиевого диода, пришлось ткнуть кремний, но и это оказалось очень хорошо. Схема зарисована внутри основной схемы. Плата тоже получилась простой.
Этот «бутерброд» крепится на лицевую панель изнутри. Сверху показометр, снизу светодиоды режимов работы.
Когда все собрано в кучу, можно провести запуск, и немного послушать.
В принципе проблем с запуском не возникло, за исключением описанных выше проблем с развязками. Главное правильно выставить все режимы работы микросхем.
PCM1794 вообще дубовый автомат. Кушает, нет, жрет все, что ни дадут. Причем что кормить ее полным клоком, что половинным, без разницы. На слух одинаково! Но! Я же не зря делал модуль ЦАП съемным. Давно у меня лежат парочка AD1955. Еще с тех времен, как я не наигрался с PCM2704. Хотел я их запустить в двойное моно, но проблемы с конфигуратором и моя лень не давали им выбраться из коробочки и спеть мне что-нибудь… Берем тряпочку, стираем пыль, и пробуем!
Так как, в отличие от PCM1794, у AD1955 шкала выходного тока не симметрична относительно нуля, да и само значение выходного тока немного ниже, то напрямую прикрутить AD1955 к выхлопу от PCM1794 нельзя. Или придется его допиливать или делать новый. Я сделал новый. Даташитный. Правда подпорки со входов i\u не влезли без серьезной доработки ПП, пришлось их колхозить снизу.
Да и плата ЦАП получилась покомпактнее. Схему не рисовал – она есть в даташите.
Но зато 15 секунд, и у нас новый ЦАП:)
А вот здесь пригодился делитель частоты, что я предусмотрел в процессе. Дело в том, что PCM1794, как более современная, полный автомат. То есть что ей не корми – все поет. AD1955 здесь немного повыеживалась. Заработала нормально только при половинном клоке на SRC и на ней самой. Но заработала, а это результат.
Схема
Также отлично все выполнено и внутри устройства. Yulong любезно предоставляет принципиальную схему DA8 для ознакомления.
Для USB интерфейса используется сторонний модуль Combo 384 от компании Amanero Technologies. Относительно недавно появившись, этот модуль уже завоевал популярность среди DIY-сообщества. При розничной цене менее 100 долларов, он поддерживает PCM сигналы до 384 кГц/32 бит, а также понимает DSD вплоть до DSD512. Инженеры Yulong использовали собственное питание DA8 (хотя Combo 384 умеет питаться от USB), поэтому исключается возможность наводок по питанию от компьютера, а кроме того DA8 будет работать с модифицированными USB-кабелями, в которых нет проводов для питания (до чего только не доходят аудиофилы). Также для Combo 384 была разработана модифицированная прошивка.
Схема питания, улучшенная по сравнению с D18, включает тороидальный трансформатор Plitron, дополненный регуляторами LT1129 и LT3021 с конденсаторами Wima MKS2 — дает стабильное питание, обеспечивающее низкий шум простоя.
Цифровая часть построена на ES9018, включенном по схеме Quad-mono. Он дополняется проприетарным буфером цифрового сигнала от Yulong, который призван исправлять известную придирчивость ES9018 к источнику.
TDA8567q 4х25 Вт
Мостовой усилитель класса Hi – Fi на четыре канала. Открыть в полном размере
Есть защита от короткого замыкания выходного каскада и термозащита с уменьшением выходной мощности при перегреве. А еще микросхема обладает защитой от колебаний напряжения и режимом отключения. Еще данная микросхема обладает режимом вкл/выкл входного сигнала(режим Mute), и защитой при подаче напряжения на схему от «щелчка».
Характеристики микросхемы
Параметр | Значение |
Uпит | 6-18 В |
Iвых | 7,5 А |
Iпокоя | 230 мА |
Pвых | 4х25 Вт |
Rвх | 30 кОм |
Коэффициент усиления | 26 дБ |
Полоса частот | 20-20000 Гц |
Коэффициент гармоник | 0,05 % |
Rнагр | 4 Ом |
Назначение выводов
Номер вывода | Назначение |
1 | Напряжение питания |
2 | Выход 1+ |
3 | Общий |
4 | Выход 1- |
5 | Выход 2- |
6 | Общий |
7 | Выход 2+ |
8 | Напряжение питания |
9 | Диагностика |
10 | Вход 1 |
11 | Вход 2 |
12 | Общий сигнальный |
13 | Вход 3 |
14 | Вход 4 |
15 | Выбор режима |
16 | Напряжение питания |
17 | Выход 3+ |
18 | Общий |
19 | Выход 3- |
20 | Выход 4- |
21 | Общий |
22 | Выход 4+ |
23 | Напряжение питания |
↑ Далее модули I2S:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
В обычном I2S модуле я применил IL715. Она по цоколевке такая же как Adum1400, но менее подвержена помехам на длинном патчкорде. Я не знаю, с чем это связано, но что IL715 оказалась стабильнее Adum14хх – факт. Сервисные сигналы от источника и к источнику изначально планировались как на схеме.
Adum1401C имеет четыре канала: три в одну сторону, один в другую. Грубо говоря, три входа и один выход. Выход используется для передачи клока на источник из ЦАП, но так как по этому же интерфейсу надо передавать клок и от источника в режиме «slave», то одного канала не хватает, поэтому для передачи самого низкочастотного сигнала LRCK использован один канал Adum1400A, которая может передавать данные от DC до 1 мГц. Вообще сервисные сигналы проще передавать через оптопары, там статика кругом, но так как у меня были уже Adum1400А – я их и запихал…
И еще несколько штрихов
Еще одна доработка, которая по сути дополняет вышеприведенные операции, была проделана примерно через год вышеописанных событий. Из последних завершающих штрихов можно выделить: шунтирование электролитических конденсаторов в ФНЧ ДК пленкой WIMA MMK 680 nF, разделительные конденсаторы в ДК исчезли (заменены перемычками), перекомпоновано расположение новых элементов, добавлена схема софт-старта при включении усилителя. На рис. 9 представлен законченный вариант очередного витка эволюции моего УМЗЧ ROTEL RA-06.
Рис. 9. Общий вид.
Шунтирование электролитов ФНЧ ДК (рис. 10), а также избавление от разделительных конденсаторов перед входом ДК позволило еще немного прибавить прозрачности и динамики звучанию
В этом случае важно проконтролировать, чтобы на входе ДК не было постоянного напряжения
Рис. 10. Шунтирование электролитов ФНЧ ДК.
После наращивания емкостей в блоке питания (см. п. 7) возникла проблема при включении усилителя: подмигивал свет и ИБП частенько жаловался на перегрузку. Все это следствие того, что возникал весьма большой ток первичного заряда больших емкостей конденсаторов в БП, который также нежелателен для реле, коммутирующих питание усилителя. Чтобы эту ситуацию исправить была реализована схема плавного пуска усилителя. Принцип ее достаточно прост: в момент включения весь усилитель пару секунд питается через мощные резисторы, которые ограничивают потребляемый ток из сети, а затем через пару секунд реле шунтирует эти резисторы, и далее питание осуществляется как и раньше. Технических решений такого механизма плавного старта довольно много, я взял за основу решение из []. На рис. 11 представлен блок плавного пуска.
Рис. 11. Блок плавного пуска.
↑ Техническое задание было простое, как табурет:
1. Поддержка входных форматов до 24 бит 192 кГц, включительно. 2. Работа с источниками SPDIF, I2S. 3. При работе от источника I2S была возможность тактирования от внешнего и от внутреннего тактового генератора. 4. Простота коммутации входов. 5. Опционально – индикация частоты семплов. От последнего пункта в процессе работы пришлось отказаться по ряду причин. Сама по себе процедура индикации довольно проста, достаточно измерять частоту сигнала LRCK и выводить это на дисплей. Но… надо дисплей, контроллер или частотомер на контроллере, отдельное питание для всего этого, возможно еще и экранирование и борьба с лишними шумами, которых и так хватает… В общем, оно вроде как хочется, но особо и не надо.
Результат меня вполне устроил, но, к сожалению, в процессе работы я мало уделял внимание документированию всех своих шагов, схему не рисовал, поэтому описать это устройство я смогу только на словах
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Источники: Marantz SA8400, MacBook Pro 15″ Early 2011
- Наушники: AKG K702, Sennheiser HD 700, Audiotechnica ATH-W1000X, Philips Fidelio X1, Ambient Acoustics AM6 HiRez, Stax SR-5
- Усилители: NuForce HAP-100, DIY усилитель на 6п13с+6н2п
Звук DA8, пожалуй, именно такой, каким его ожидаешь услышать от устройства с такой ценой. По отзывам в Сети, предыдущая модель D18 немного смягчала верхнечастотный диапазон, за счет чего неплохо звучали даже не очень качественные записи, но в DA8 ушли от этого, при этом не испортив «отношение» ЦАПа к не самым качественным записям. Логично использовать для такого DAC-а максимально качественные записи (те же ремастеры от MFSL), но, к сожалению, не вся музыка доступна в таком качестве. Поэтому способность Hi-End устройства работать с материалом не высокого качества также является первостепенной необходимостью. Тут у DA8 нет ни малейших проблем, во многом благодаря возможности управлять фильтрацией и подавителем джиттера.
Эффект от фильтров есть, но я бы не сказал что очень заметно. Sharp и Slow оправдывают свои названия, а доступные для DSD опции 50 кГц, 60 кГц и 70 кГц — вроде бы делают звук ярче, но уже где-то на грани слышимости. Больше эффект от подавителя джиттера, на некоторых источниках его включение заметно усиливает энергетику подачи.
Потрясает возможность DA8 строить стереопанораму. При необходимости может с легкостью передать любую задумку звукорежиссера — от маленького камерного концерта, заканчивая энергетикой живой толпы на огромном стадионе. При подборе подходящих по жанру наушников это дает ошеломительный эффект.
Думаю, даже не стоит и говорить, что звучание DA8 очень чистое, без акцентов, без перекосов и явно слышимых недостатков. Нет у него и жанровых предпочтений — все звучит великолепно.