Ничего лишнего
Модели Acoustic Energy, которые я тестировал ранее, и по звучанию, и по стилю всегда представляли собой цельное, законченное изделие. И тут невольно задаешься вопросом: что же еще можно улучшить, чтобы не навредить и не нарушить выверенный баланс?
Новые AE109 выглядят исключительно гармонично — компактные, очень аккуратные напольники. Небольшие СЧ/НЧ-динамики и рупор твитера установлены так, что на поверхности фланцев не видно ни одного винта или шурупа. Корпус имеет скругленные грани, при этом скругления использованы как элемент дизайна, например, боковые грани верхней панели визуально смягчают контур, как и плавный переход на стыке дна с передней и задней панелью. Даже щелевой порт фазоинвертора очерчен нечетко — его внутренняя поверхность плавно перетекает в плоскость корпуса. В итоге с какой стороны на эти колонки ни посмотри, взгляд скользит свободно, ни за что не цепляясь.
Думаю, когда в ассортименте появится отделка белым матовым лаком, она станет подходящим вариантом для интерьеров, требующих незаметной акустики. Пока же доступны два цвета: матовый черный и винил цвета орех (издалека выглядит как хороший натуральный шпон, а по оттенку цвета напоминает классическую отделку колонок золотой эры Hi-Fi).
Начало
KEF Reference — линейка не только с солидным именем, но и с почтенным возрастом, а также необычной историей. Она появилась на свет сорок лет назад от союза между Hi-Fi-звуком и компьютерными технологиями. Все началось на рубеже 70-х, когда KEF закупила несколько мощных компьютеров Hewlett-Packard для расчетов различных деталей акустических систем.
Слева акустика KEF Reference 104aB — она в 1976-м сменила первую «референсную» 104. В ней инженеры KEF впервые применили «акустический фильтр Баттерворта» (acoustic Butterworth, — aB), т.е. реализовали разделение частот не только в кроссовере, но и за счет самой конструкции колонки. Фото сделано в музее KEF (г. Мейдстоун).
Это был первый серьезный опыт внедрения вычислительной техники в Hi-Fi-индустрию. Тогда этот шаг показался многим расточительной причудой: во времена, когда вес типичного компьютера измерялся тоннами, а ценник не уступал лимузину, покупка и впрямь выглядела эксцентричной.
Скептики умолкли в 1973-м с появлением на рынке KEF Reference 104. Это была не просто дебютная модель в линейке Reference, но и первая на рынке акустическая система, практически целиком просчитанная на компьютере. Колонка получила массу лестных отзывов и быстро завоевала культовый статус не только в Британии, но и за ее пределами. Тогда даже самые стойкие Hi-Fi-консерваторы убедились: компьютерные технологии достойны серьезных инвестиций. А линейка Reference стала для KEF визитной карточкой.
Go active!
В поисках правильного вектора развития в динамичном мире Hi-Fi разработчики Acoustic Energy пошли довольно логичным путем. Современные источники звука (вроде стримеров или USB-ЦАПов), как правило, обладают возможностью регулировки громкости и по сути не требуют предварительного усилителя. В такой ситуации наиболее удобным решением становятся активные колонки. Поскольку опыт создания как домашней пассивной, так и студийной активной акустики у них имеется, появление мониторов AE1 Active было предопределено, можно сказать, исторически.
Современная Hi-Fi система. И это еще не предел минимализма!
С точки зрения конструкции в модели AE1 Active мы имеем классические решения от Acoustic Energy: СЧ/НЧ излучатель с алюминиево-керамическим диффузором, работающий исключительно в поршневом режиме с минимумом искажений, твитер с алюминиевым куполом в оформлении WDT, расширяющим угол рассеивания звуковых волн, щелевой фазоинвертор. А снаружи — роскошную отделку натуральным шпоном вишни и рояльным лаком.
Любопытно, что внешний вид модели AE1 Active больше похож на AE100, но активные мониторы входят не в 100-ю серию, а в линейку Reference и технологически близки к референсным полочникам Reference 1.
Внешность всегда обманчива: на вид серия 100, а по сути — Reference
Что же касается активной части, она реализована на усилителях класса АB по 50 Вт на СЧ/НЧ и ВЧ секцию. Усилителям предшествует активный электронный кроссовер четвертого порядка с линейной фазовой характеристикой. Входы у мониторов исключительно аналоговые: балансные на разъеме XLR и небалансные на RCA. Входной сигнал регулируется по уровню громкости, а также можно корректировать звук на +/-2 дБ по верхним и нижним частотам, чтобы адаптировать колонки под особенности установки и помещение.
Verdict
Their absorbing qualities particularly hit home here, as do those of the five-star Dalis and Q Acoustics.
But despite an abundance of competition around the £200 mark, the can AE100s hold their own. They may not be the most refined or transparent performers out there, but they do promise a good time.
Plugged into equally entertaining kit, like the Onkyo A-9010 stereo amplifier or Denon D-M41DAB microsystem, they will sing along as comfortably to your ‘80s disco as they will your classical compilations.
The performance of the AE100s has left us looking forward to seeing what the brand has to offer with the next range up from this, the 300 Series.
See all our Acoustic Energy reviews
Проще простого
В описании модели AE109 нет информации об уникальных технологиях, вроде диффузоров из космических сплавов или криогенной обработки звуковых катушек. В конце концов, это недорогая модель и все технологии узнаваемы, понятны и хорошо известные.
Мягкий тканевый купол имеет увеличенный размер 28 мм. Это способ сделать стыковку полос менее заметной, а звучание верхних полнее и естественнее. Технология WDT, управляющая рассеиванием звуковой волны (ее часть — рупорное оформление высокочастотника), тоже знакома по другим моделям Acoustic Energy.
Большой тканевый купол погружен в неглубокий рупор
СЧ/НЧ-излучатели — абсолютная классика. И даже не столько для Acoustic Energy, сколько для индустрии в целом. Диффузоры изготовлены из бумаги с защитным полимерным покрытием. В центре располагается узнаваемый пылезащитный колпачок в форме широкого конуса. Точно такой же мы видели и на других динамиках Acoustic Energy, например, с алюминиевыми диффузорами. Подвес — резиновый, обеспечивающий большой рабочий ход. Магнитная система динамиков AE109 имеет увеличенную мощность, в результате чего мощность самих колонок — 150 Вт. Для таких малышей — более чем хорошо!
Способ крепления динамиков остался загадкой. Шурупов нет, шпильки сзади тоже нет
Ключевой элемент — кроссовер, как это было всегда у Acoustic Energy. Этим инструментом инженеры компании владеют виртуозно. И хотя они далеко не единственные, кто стремится получить линейную АЧХ и сделать кроссовер фазолинейным, по моему наблюдению, именно у инженеров Acoustic Energy эти характеристики получаются действительно линейными от модели к модели. Набор элементной базы у всех производителей вроде один и тот же, а вот результат почему-то получается совершенно разный…
Благодаря широким фланцам динамики выглядят больше, чем они есть на самом деле
Корпус АЕ109 выполнен из 18 мм МДФ и имеет ребра жесткости и перегородки внутри, которые не только делают его жестче и прочнее, но еще и помогают бороться со стоячими волнами. Единственное принципиальное отличие от конкурентов той же ценовой ниши — наличие отсека с утяжелителем, который уже заполнен на фабрике. В результате каждая колонка весит более 17 кг. Обычно у колонок за эти деньги даже пустого отсека для засыпки нет.
Build and compatibility
They’re smart in a classic way, like many Acoustic Energy speakers before them, and the company claims they have a higher standard of finish than any of its previous entry-level speakers.
The AE100s’ small proportions — just 27cm tall and 16cm wide – make them an appealingly discreet solution.
So if you’re looking for a competent, budget-orientated pair of compact speakers, have you found them here?
MORE: How to build the perfect speaker
The AE100s have been designed to achieve high sound-pressure levels from a small enclosure. The AE engineering team claims to have achieved this, thanks chiefly to three key technologies: a 10cm mid-bass driver built around a long-throw motor system, a rear slot port for enhancing bass and a 28mm soft dome tweeter featuring the company’s Wide Dispersion Technology.
Designed to improve dispersion, this last has already proven its worth as part of the five-star AE1 Active’s make-up.
We place them in their preferred spot, near a rear wall — though not right up against it. The AE100s rely on a wall to bolster the solidity and fullness of their sound, utilising their rear-ported design.
MORE: Acoustic Energy AE1 Active review
DETAILS
PRODUCT Acoustic Energy AE309
ORIGIN UK/China
TYPE 2.5-way floorstanding loudspeaker
WEIGHT 22kg
DIMENSIONS (WxHxD) 175 x 900 x 280mm
FEATURES
• 1x 25mm aluminium dome tweeter
• 1x 130mm mid/bass driver
• 1x 130mm bass driver
• Quoted sensitivity: 89dB/1W/1m (6ohm)
DISTRIBUTOR Acoustic Energy Loudspeakers Ltd.
TELEPHONE 01285 654432
WEBSITE acoustic-energy. co.uk
Acoustic Energy made a great name for itself back in the late eighties and has gone from strength to strength ever since. Following a recent management buy out, the Gloustershire-based company has a renewed sense of momentum with various new speaker designs – several of which I have sampled – including the AE109 (HFC 425), a highly capable entry-level floorstander from its 100 Series. Now it’s the turn of its more sophisticated cousin the AE309, the 300 Series floorstander. There’s a strong visual resemblance as this is the bigger brother of the equally suave AE300 standmount , and has the option of working
with the AE307 centre speaker and AE308 subwoofer should you wish to make it a multi-channel family affair.
Compared with the AE109, the extra budget gave designer James Luce a lot more flexibility – good as the 100 Series entry-level floorstander is, it is pared down to meet the price point and compromises were made.
By spending approximately twice the cash, there’s far more scope to use good-quality materials more able to deliver a clear and pleasant sonic improvement. Although the AE309 is a thoroughly conventional box speaker, AE’s engineers have honed the design and introduced a myriad of improvements, including better drive units and cabinet construction.
A 2.5-way design, it gets the company’s 25mm aluminium dome tweeter that sports its so-called Wide Dispersion Technology. Aluminium is a light and stiff metal that when used correctly can be very effective as a drive unit. Indeed, it also surfaces in the 130mm mid/bass driver, this time sandwiched between two layers of ceramic. The AE309 gets two of these, working in parallel to give the effective air moving abilities of a much larger single cone, while being able to preserve the speaker’s neat, narrow tower proportions. The cone material is claimed to be very stiff but well damped, with an ultra-high force, long-throw motor system. Power handling and dispersion are also said to be improved over previous designs.
The company has specified what is said to be an inert 18mm high-density MDF with extensive internal bracing. MDF is pretty standard stuff – and you won’t see that many high-end speakers using it. However, it can be made to sound good if the designer knows his craft, and the money saved can go to better drivers.
It’s good to see that Acoustic Energy gives the option of a real walnut wood veneer finish for just £100 on top of the standard piano-grade high gloss black or white lacquer versions.
There’s a slot-shaped bass reflex port on the rear baffle, which the company says has been tailored for the least possible air turbulence. An inert, massy damping material is fitted to the very bottom of the cabinet to further reduce coloration. Finally, 8mm floor spikes complete the picture.
Ничего лишнего
Модели Acoustic Energy, которые я тестировал ранее, и по звучанию, и по стилю всегда представляли собой цельное, законченное изделие. И тут невольно задаешься вопросом: что же еще можно улучшить, чтобы не навредить и не нарушить выверенный баланс?
На первый взгляд — ничего общего, но это одна и та же модель
Новые AE109 выглядят исключительно гармонично — компактные, очень аккуратные напольники. Небольшие СЧ/НЧ-динамики и рупор твитера установлены так, что на поверхности фланцев не видно ни одного винта или шурупа. Корпус имеет скругленные грани, при этом скругления использованы как элемент дизайна, например, боковые грани верхней панели визуально смягчают контур, как и плавный переход на стыке дна с передней и задней панелью. Даже щелевой порт фазоинвертора очерчен нечетко — его внутренняя поверхность плавно перетекает в плоскость корпуса. В итоге с какой стороны на эти колонки ни посмотри, взгляд скользит свободно, ни за что не цепляясь.
Думаю, когда в ассортименте появится отделка белым матовым лаком, она станет подходящим вариантом для интерьеров, требующих незаметной акустики. Пока же доступны два цвета: матовый черный и винил цвета орех (издалека выглядит как хороший натуральный шпон, а по оттенку цвета напоминает классическую отделку колонок золотой эры Hi-Fi).
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: тестируемые АС англичан из Acoustic Energy (AE) принадлежат к последней линейке этой компании с красивым именем Aelite. При разработке серии дизайнеры АЕ учли современные тенденции, в результате новые колонки получили изогнутые боковые панели и скругленные углы корпусов.
Это не только красиво, но и полезно, так как уменьшает дифракцию звука. В то же время при проектировании Aelite были использованы и проверенные решения, которые напрямую восходят к технологиям знаменитой референсной серии AE.
Напольники Aelite Three являются «старшими» моделями линейки. Колонки имеют фазоинверторный корпус и 3-полосную конфигурацию кроссовера. Корпус выполнен из листов MDF толщиной 15 мм, а передняя панель сделана даже более толстой — 22 мм. Изогнутые боковые стенки делают заднюю панель колонок более узкой, чем «лицо».
Для устойчивости корпус устанавливается на широкий деревянный постамент, в который при желании можно ввернуть стальные шипы регулируемой высоты. На обратной стороне колонок кроме двух пар позолоченных клемм с пластиковым покрытием располагаются сразу три порта и крышка отсека для засыпки песком или дробью. Наличие большого количества портов наводит на мысль о многокамерном строении корпуса Aelite Three. Для порта басового отсека предусмотрена поролоновая заглушка.
Впереди размещены четыре динамика. Верхнее положение занимает 25-мм твитер с шелковым куполом. Твитер укомплектован неодимовым магнитом, охлаждение звуковой катушки производится ферромагнитной жидкостью. Твитер вставляется в металлическую «тарелку» особого профиля, управляющего дисперсией излучаемых верхних частот. СЧ-динамик укомплектован 32-мм звуковой катушкой и мембраной из металлического сплава диаметром 110 мм. Сплав не только увеличивает жесткость мембран, но и хорошо отводит тепло от катушки.
Два басовика по 125 мм каждый также оснащены диффузорами из фирменного сплава. В них используются звуковые катушки длиной 26 мм. Все драйверы СЧ/НЧ звена имеют литые алюминиевые шасси. Все динамики Aelite Three обеспечены магнитным экранированием, это будет особенно полезно при использовании колонок в качестве фронтальных АС в комплектах домашнего театра.
Колонки фанеруются шпоном трех сортов на выбор: черный ясень, береза, вишня.
КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ: пара Aelite Three сразу зарекомендовала себя как «зрелая» акустика с хорошим чувством музыки. Звучание отличалось натуральными тембрами, ясно передавались послезвучия, естественно воспроизводились вокальные партии. Тональный баланс на слух казался весьма ровным, с приятным для рок-музыки акцентом в области среднего баса.
Середина и верхний регистр рисовались опрятно, без каких-либо неприятных резонансов. Чуть приподнятый верх, лишенный резкости, придает звуку приятное весеннее настроение. К басу «троек» — претензий никаких, количество и глубина достаточны для озвучивания любых жанров. Басовые тембры передаются рельефно и аккуратно, хотя микродинамика нижних частот чуть хуже, чем в серединке.
Стереообраз строился легко, сцена обладает достойной шириной и глубиной. Сцена не отличается полным масштабом и высокой контрастностью, но объекты имеют вполне реалистичные масштабы. При построении сцены колонки дополнительно выделяют солирующие инструменты, слегка выдвигая их на слушателя. При столь нарочитой подаче музыкального материала трудно остаться равнодушным, тем более что звук «троек» отличается неподдельной эмоциональностью.
Может быть, англичане недостаточно аналитичны, нюансы записи часто словно подернуты легкой дымкой, но основные тембры на редкость красивы и музыкальны. Aelite Three поддерживают в комнате комфортную атмосферу. Не утомляя слушателя сонмом мелких деталей, они сосредотачиваются на духе музыки и главной линии мелодии.
ЦЕНА: $1250.
Сияние чистого разума
Настало время побеседовать о линейке Radiance, стоящей в иерархии фирмы вплотную к флагманам Reference. Она проектировалась три года — на основе опыта, приобретенного во время работы над легендарной колонки Reference AE1 mk III SE. Не будет преувеличением сказать, что модели Radiance (в переводе «сияние») являются средоточием всех достижений фирмы Acoustic Energy за 20 с лишним лет труда на поприще создания высококлассных громкоговорителей.
По составу линейка аналогична 1-Series и 3-Series, за исключением того, что в ее составе не один, а два напольника. Роль твитера во всех полнодиапазонных АС, кроме центральной, играет драйвер с 38-мм неодимовым кольцевым излучателем и DXT-волноводом. На технологии DXT следует остановиться подробно. Она позволяет согласовать направленность излучения «пищалки» и СЧ-драйвера. Как известно, чем выше частота излучения сигнала, тем шире его дисперсия. Иными словами, твитер излучает гораздо менее направленно, чем НЧ/СЧ-драйвер. В результате интерференции волн от ВЧ- и СЧ-динамика амплитуда звука в районе частоты раздела может увеличиваться или уменьшаться, что приводит к возникновению нежелательных окрашиваний. Чтобы избежать этого, специалисты компании Acoustic Energy cсовместно с Vifa-Audio разработали для твитера специальный тарельчатый волновод, который играет роль собирающей акустическойлинзы. Фактически он повышает направленность излучения высоких частот и тем самым улучшает общий тональный баланс. В качестве НЧ/СЧ-драйвера используется динамик со 130-мм или 160-мм прессованным диффузором из фирменного алюминиевого сплава. Корпуса колонок выполнены из 15-мм MDF с распорками. В поперечном сечении корпус представляет собой параболу, что сводит на нет возможность образования стоячих волн. Да и смотрятся такие колонки великолепно. В модели Radiance 2 порт фазоинвертора вынесен на фасад, но имеет не щелевую, а круглую форму. И сразу три фазоинвертора у Radiance 3 — под каждую секцию, все они расположены сзади.
Технология DXT (Diffraction Expansion Technology) позволяет более точно согласовать направленность излучения «пищалки» и СЧ-драйвера
Полочная АС носит название Radiance 1 и является двухполосной (НЧ/СЧ-драйвер —130-мм). Она выдерживает нагрузку до 150 Вт при чувствительности 88 дБ и очень широком диапазоне рабочих частот (50 Гц — 45 кГц ± 3 дБ).
Radiance 2, младший из напольников линейки, собран по 2,5-полосной схеме с двумя 130-мм вуферами, что позволило довести нижнюю граничную частоту до 45 Гц, а подводимую мощность — до 175 Вт с одновременным повышением чувствительности на 1 дБ.
Radiance 3, как явствует даже из индекса, — трехполосная колонка с двумя 160-мм басовыми и одним 130-мм СЧ-динамиком. Диапазон воспроизводимых частот составляет 40 Гц — 45 кГц (± 3 дБ), а чувствительность повышена до 90 дБ, что позволяет подключать эти колонки даже к ламповому усилителю. Каждая полоса Radience 3 изолирована друг от друга внутренними перекрытиями, что позволяет эффективно сократить количество корпусных резонансов и взаимовлияния частот, а это, в конечном счете, существенно повышает частоту звучания.
Комплектующие Radiance
Несколько особняком стоит АС центрального канала Radiance Centre. Она 2,5-полосная, оснащена, как и Radiance 2, парой вуферов, но в качестве твитера здесь использован 25-мм кольцевой излучатель. Подводимая мощность и чувствительность — такие же, как у Radiance 1, однако НГЧ на 5 Гц выше.
Каждая линейка фактически представляет собой законченный комплект АС для домашнего кинотеатра
Сабвуфер Radiance Sub имеет прямоугольный закрытый корпус (360x410x325 мм). В нем расположен 200-ваттный усилитель, работающий на НЧ-динамик с 220-мм диффузором из целлюлозных волокон и 48-мм звуковой катушкой, залитой термореактивным компаундом. НГЧ составляет 26 Гц (–6 дБ), громкость регулируется от нуля до –12 дБ частота среза — в диапазоне 40–100 Гц с изменяемой крутизной отсечки сигнала (Q=1,5–5,0).
Verdict
10
Total Score
Acoustic Energy AE309 Review
Excellent affordable compact floorstander
PROS
Smooth, expansive sound; taut bass; musicality
CONS
Nothing at the price
Where to buy acoustic energy ae309 ?
acoustic energy ae309 price
Read our TOP 10 Subwoofers
See also Best speakers 2021: budget to premium stereo speakers
And Best speakers 2021: the best hi-fi speakers for every budget
Acoustic Energy AE309 Speakers (Pair)
Slim-line floor-standing loudspeaker in the 300 series offering a higher level of performance and finish than its 100 Series counterpart
£999.00
Buy It
7RW20
HOW IT COMPARES
Q Acoustics’ Concept 40 floorstander (HFC 404) is a direct rival, and a formidable one at that. It is a touch larger and more substantial looking, but it doesn’t have a gutsier sound. Indeed, it is very refined and well behaved, giving a grown-up rendition of the music that belies its modest price. Trouble is, it’s just a little too smooth for its own good; the AE309 has more attitude, giving a more peppy and propulsive sound, even if it’s not quite as spacious in terms of depth perspective as the Concept 40.
Q&A
James Luce
Brand manager, Acoustic Energy
DP: Who is the AE309 aimed at?
JL: Customers upgrading from the entry level wanting better sound, build and refinement. Someone wanting a compact, clean and unobtrusive floorstander offering a very balanced, neutral presentation of their music that can let rip and play loud and low when required. It has been one of our lengthier projects, as we developed completely new drive units for this range, every part of the speaker aside from the crossover cup is new. It took 18 months of listening and tuning. Taking this time has given us far more control than is usually possible at lower price points. With every component being a bespoke design for this range it means we can make the speaker work mechanically as seamlessly as possible before we even begin screwing it together and fine tuning the sound. This makes a big difference to the quality of the end product.
What’s the story behind the drivers?
We’ve worked with aluminium drive units since we were founded in 1987, and have been refining them ever since. In this particular incarnation we’ve flattened the cone profile slightly to help soften the edge break-up, which can sometimes cause a harsher sound in metal drive units. We’ve also used a substantial roll surround on the new tweeter to lower the base resonant frequency as much as possible. Combined, these factors enable a far more even sound across the operating band of the drive units and smoother crossover region.
What about cabinet construction?
Главный секрет
Сдвоенный коаксиальный ВЧ/СЧ-модуль Uni-Q — уникальное средство, впервые опробованное инженерами KEF еще 20 лет назад и с тех пор регулярно применяющееся для полного исключения любых, даже самых мелких фазовых искажений звука.
Конструкция коаксиального ВЧ/СЧ-модуля Uni-Q
Главный секрет Uni-Q и его основное отличие от коаксиальных динамиков, применяющихся другими производителями акустики — точный подбор расположения высокочастотного и среднечастотного динамиков. Они размещены не только на одной оси, но в одной плоскости — это обеспечивает им равную удаленность от ушей слушателя и исключает рассогласование звуковых волн, неизбежное при малейшем смещении одного динамика вперед или назад относительно другого.
Наследники знаменитых профессиональных мониторов LS50, полочные колонки KEF Reference 1 обеспечивают широкую сцену с идеальной локализацией, благодаря Uni-Q-драйверу
Столь ровного размещения коаксиальных драйверов конструкторам KEF удалось добиться за счет применения редкоземельных магнитов на основе сплава неодима, железа и бора, которые функционируют вдесятеро эффективней традиционных ферритовых магнитов. Именно благодаря им габариты высокочастотного динамика удалось сократить настолько, чтобы точно вмонтировать его в голосовую катушку более крупного среднечастотника.
Качество и количество
Прежде чем вслушиваться в детали и тонкости звучания любой акустики, нужно найти правильное место в помещении. В этом плане Acoustic Energy AE109 не исключение. Передвигая колонки по комнате, можно получить разное количество баса, но при этом даже в самом невыгодном положении они не дают гула. Направленность твитеров довольно специфическая: строго на оси звучание верхних довольно острое, колкое, если же отклониться от оси излучения, величина угла поворота уже не имеет особого значения. Комната хорошо заполняется звуком. Наилучшая сцена и ровный тональный баланс получился в ситуации, когда оси излучения были почти параллельны друг другу, с минимальным поворотом внутрь, в сторону слушателя. В качестве полезного побочного эффекта это дает удивительно равномерное заполнение помещения звуком.
Колонки имеют хорошую перегрузочную способность и могут воспроизводить музыку по-настоящему громко. Для комнаты площадью 15-20 метров вариант вполне подходящий и без сабвуфера. Масштаб звуковой картины при этом вполне соответствует ожиданиям. Сцена выстраивается как раз в том размере, в котором это могут и должны делать колонки таких габаритов. Тут, как говорится, без чудес.
Разобравшись с установкой и пределом возможностей с чисто технической точки зрения, пришло время говорить о качестве звучания. Я назову три главных фактора: хорошая макро- и микродинамика, разрешение и очень ровный тональный баланс. Тот случай, когда с первых звуков хочется уточнить: цена колонок за пару или штуку? Все основные показатели говорят о том, что перед нами колонки на класс выше, чем они должны быть.
И если раньше я охарактеризовал бы звуковой почерк Acoustic Energy скорее как мониторный, точный, но склонный к аналитичной подаче музыкального материала, система, состоящая из АЕ109 и компонентов Creek, удивила меня живостью звучания и способностью буквально с первых нот вовлечь в прослушивание музыки. Много раз я ловил себя на том, что давно уже перестал вникать в нюансы звучания, просто сижу и получаю удовольствие от прослушивания. Причем жанр музыки не имеет никакого значения. Одинаково эффектно звучал металл в исполнении Amon Amarth и нежный джазовый вокал Jheena Lodwick. Сложность музыкального материала и качество записи также не имели принципиального значения. Незатейливые рок-хиты с первого альбома Rainbow звучали не менее выразительно, чем самые шумные и замороченные песни Muse.
Характер звучания самой акустики при этом было сложно как-либо выделить или охарактеризовать. Хочется отметить высокую ритмичность и «скорострельность», но этот фактор не доминирует и никак не выделяется на общем фоне, пока не представится подходящий случай, например, что-нибудь из Michael Jackson. И в нужный момент AE109 выстреливают так, что невольно удивляешься.
То же самое с остальными качествами. Как можно описать ровный тональный баланс? Скорее по косвенным факторам: любая музыка звучит понятно, разборчиво, без перекосов, выделения вокала или других инструментов. При этом если запись резкая или яркая, она остается понятной в музыкальном плане и не будет «резать слух». Учитывая всеядность, динамичность и высокое разрешение, хочется рекомендовать AE109 для классики, сложного джаза, прогрессива, однако и простую музыку они играют не менее качественно.