Исторический экскурс
Такая универсальность, предопределяющая выживание и, как следствие, потенциальную возможность дальнейшего развития, и легла в основу поиска. Действительно, а как выявить универсально необходимые знания, когда мамонты вымерли, а хищники остались лишь в лесу, куда люди без надобности больше не ходят? Люди достаточно быстро догадались, что это, конечно же, чтение, потому что тогда можно донести до сознания прочих сограждан любые другие знания.
Столь же логично к универсальным навыкам отнесли письмо, потому что, во-первых, книги до изобретения книгопечатанья переписывались от руки, а во-вторых, так каждый умеющий писать получал возможность сам поделиться своими знаниями и опытом. И навыки счета с момента возникновения товарного обмена и денег точно так же стали универсальной необходимостью, без которой даже сходить за хлебом либо продать излишек продукции на рынке было бы невозможно.
Вроде все логично, но почему тогда мы собираемся обсуждать 7 свободных искусств, а не всего 3? Тут самое время вспомнить, что вы ведь тоже, дай вам волю, не остановились бы на супертройке «чтение-письмо-счет», а добавили бы туда английский, компьютер, приемы оказания первой медицинской помощи и что-нибудь еще на свое усмотрение. Точно так же каждая историческая эпоха дополняла список необходимых базовых знаний. Если сейчас никуда без компьютера и английского языка, то в 19 веке никуда было без французского языка и изящных бальных танцев.
И еще одна ремарка: современное понимание искусства, как творческого переосмысления действительности и художественного выражения мысли, сформировалось по историческим меркам недавно. В период Античности к искусствам причислялась любая деятельность. Так, ремесла (ткачество, шитье, кулинария, земледелие, строительство, кузнечное дело и т.д.) считались прикладными искусствами. А занятия, не требующие физического труда, именовались свободными искусствами. Список этих занятий сформировался не в одночасье.
Считается, что у истоков универсализированной системы обучения, основанной на 7 свободных искусствах, находился древнегреческий философ и математик Гиппий Элидский (460-400), дававший «уроки мудрости» за деньги и искавший способ упорядочить подачу учебного материала. Его деятельности посвящены интересные научные исследования. В частности, Der Sophist Hippias von Elis («Софист Гиппий из Элиды») .
К слову, Гиппий наглядно продемонстрировал пользу письменности для сохранения и передачи информации. Он составил список победителей всех прошедших к тому моменту Олимпийских игр, что оказало огромную помощь историкам будущего в восстановлении хронологии и нюансов событий. Это помогло понять, как формировалась программа Олимпийских игр, какими видами спорта дополнялась в разное время и т.д.
В дальнейшем над темой унификации базового образования размышляли древнегреческие философы Никомах (60-120), Секст Эмпирик (100-190), Августин Блаженный (354-430), древнеримские писатели и философы Марциан Капелла (360-428), Боэций (480-526), Кассиодор (490-585) и прочие. В частности, Марциан Капелла написал трактат De nuptiis Philologiae et Mercuri («О бракосочетании Филологии и Меркурия»), где представил каждую из наук в художественном образе .
Свободным искусствам посвящено 88-е письмо Сенеки (4-65), где он предостерегает, что знание ни в коем случае не является заменой добродетели . «Нравственные письма» Сенеки – это формат, в котором древний мыслитель делится своим жизненным опытом и своими взглядами на события, современником которых он был.
Тот факт, что 7 свободным искусствам посвящено отдельное творение философа, свидетельствует о большом резонансе обсуждаемых идей в научном сообществе. Проследить становление 7 свободных искусств можно, прочитав книгу «Свободные искусства и философия в античной мысли» .
Так или иначе, к эпохе Раннего Средневековья были выделены обязательные для желающего получить образование человека предметы, которые и получили название 7 свободных искусств. Предметы обязательного образовательного цикла были разделены на 2 части. Сначала изучали тривиум: грамматику, логику (диалектику) и риторику. Затем начинали изучать квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Программа обучения и пояснения к материалу по каждому предмету расписана в книге древнеримского богослова Исидора Севильского (560-636) «Этимологии, или Начала. В XX книгах. Кн. I-III: Семь свободных искусств» .
Take 5
Брубек — один из создателей послевоенного стиля «кул-джаз», пианист и композитор, соединивший гармонии европейской классики и кул-джаз. Также он «научил» джаз свинговать в несимметричных размерах. Да, великие Макс Роуч и Телониус Монк играли пьесы в вальсовом размере и на 5/4, но то были единичные случаи.
Квартер Брубека же в 1959 выпустили альбом «Time Out», где все пьесы в «кривых» размерах. Пьеса на 5/4 «Take Five» (авторства альт-саксофониста Пола Дезмонда) стала хитом. Позже к ней даже слова сочинили. Вы наверняка слышали эту мелодию, в основе которой, кстати, обычный блюзовый лад. Но и весь альбом хорош. И следующий — «Time Further Out».
Song for My Father
Редкой трогательности композиция — посвящение пианиста Хораса Силвера своему отцу, видавшему свет португальцу с Кабо-Верде. В версии со словами так и поется: «Если и был когда-нибудь мужчина столь щедрый, добрый и хороший — то это мой отец».
Фотографию старика отца, Джона Тавареса Сильвера, Хорас поместил на обложку своего главного альбома, «Song for My Father» (1965). И таким образом увековечил папу, потому что альбом, записанный с командой крутых музыкантов вроде саксофониста Джо Хендерсона и трубача Блю Митчелла, стал классикой хард-бопа. Весь альбом — обязаловка для всех, кто хоть как-то интересуется джазом, да и просто любой нетупой музыкой.
Все записи Записи сообщества
Время глоткАми, медленно, наугад.Чувства наотмашь, иллюзии через край.Осень в душе, нескончаемый листопад.Скучная затянувшаяся игра.
Copyright: Осенний Джаз
И снова утро начинается с дождя, с имбирно-сливочного аромата кофе. Растают сны, которых ты не ждал, но каждый раз толкуешь, словно профи. Начнется утро с нового листа, Показать полностью. и захлестнет волна воспоминаний, привычно взявших свой высокий старт, затем осыпавшихся белыми стихами.
Copyright: Осенний Джаз
хочется курток, колготок, осени и дождей,неба тусклее, утра туманней, гроз,плюшевых пледов в прохладных шелках ночей. но за окном обратного передоз
Copyright: Осенний Джаз
дождь послевкусием летнего знояперебирает душевные струны,разноголосья морского прибояс грома раскатами спорят, за дюныпрячется вечер, в закате пылая,Показать полностью. воздух вокруг упоительно свежий и темнота, свой шатер расстилая,воспоминаниями душу изнежит.
Copyright: Осенний Джаз
побудь для нее персональным осенним солнцем,пролей своего тепла шоколадный шепот,почувствуй, как сердце в груди ее трепетно бьется.волнителен плен твой, влекут своим таинством тропы.
Показать полностью. побудь ее светом, а большего даже не надо,ночной перламутровой нежностью, терпкой истомой,окутай имбирным настоем кофейного взгляда.
блаженство легко досягаемо и невесомо.
Copyright: Осенний Джаз
Grif. A
Новый сингл «Звезда» доступен на всех цифровых площадках, в том числе:
В работе над синглом принимали участие: Grif. A: автор, голос, инструменты, продюсирование, микширование. Дмитрий Малышев: сопродюсер, инструменты, микширование. Айя: голос «реквием по Звезде».
Запись, микширование: Grifrec. Мастеринг: Павел Свиязов, Saturday Mastering Studio. Артворк: Grif. A, AndreyU, Айя.
Источник
Charles Mingus — Moanin
Насколько я знаю, Чарли Мингус нравится Петру Сальникову. Оно и понятно, Чарли умеет делать джаз, в котором больше рока и угара, чем в ином роке. Он так шпарит на контрабасе, что под него хочется участвовать в нуарной погоне (непременно с пальбой из 38 калибра!) или хлопать красивую женщину по заднице. Но вообще, Moanin — не совсем характерная для него композиция. Мингус страдал от припадков затяжной депрессии, которая сменялась маниакальной радостью и продуктивностью. Поэтому у него есть как мощнейшие взрывные штуки, так и весьма печальные, даже загадочные мелодии, почти что госпелы.
Как сделать джазовую обработку песни
Довольно часто поп-песни исполняются в стиле джаз. Эти обложки видны с YouTube на ТВ. Теперь я попытался сделать что-то вроде этого, например, «Плохой день» Дэниела Поутера. Это в основном последовательность аккордов DGA (1-4-5), которая довольно проста. Я думал, что в простой форме, добавление 7-ых аккордов и некоторый измененный выбор времени, по крайней мере, дадут ему немного джазового чувства. В основном все это звучало очень диссонансно.
Теперь мне интересно, есть ли у вас какие-либо советы или идеи, как сделать джаз-кавер на песню или сделать ее более джазовой. Может кто знает джазовую вариацию прогрессии 1-5-6-4?
Ответы
Прежде чем заменять аккорды с 3 или 4 нотами на аккорды с 5 или 6 нотами (или даже более), заново согласовайте мелодию, рекурсивно применяя эти 2 дополнительные стратегии (т. Е. Каждая из них применима к результату их применения, поэтому вы можете сделать это во многих проходах) аккордам меняется:
В то время как вы делаете это, убедитесь, что каждый шаг пути, ваша аккордная замена работает с мелодией: не существует замены на один размер для всех, например 1-5-6-4, потому что все зависит от мелодии. Зачем вам делать 2), если вы хотите, чтобы ваши аккорды в стиле «поп» звучали более «джазово»? Это потому, что упрощение изменений позволяет вам усложнить их позже ДРУГОЙ СПОСОБ (например, добавить проходные аккорды и т. Д.) На свой вкус.
Направления для 2) являются:
Но что, если вы выбрали хроматические (проходящие) аккорды в своем решении? В этом случае выясните, какой масштаб подразумевается вашим текущим (и хроматическим) аккордом, и используйте его вместо этого, чтобы создать свой аккорд «более-джазовый» только на данный момент.
Причина, по которой некоторые изменения аккордов звучат более «джазово», заключается в том, что им удается заставить слушателей думать о ключе (подразумевающем масштаб), структурируя фразы или разделы, которые сводятся к простой формуле каденций, но «на поверхности». «(« выше »этого уровня« выкипания ») от меры к измерению (или даже от удара к удару) они используют как можно больше хроматических (т. е. вне шкалы) тонов. Это сложный процесс балансировки, потому что если вы ПОСТОЯННО используете только тональности вне ключа, в конечном счете, ум слушателя перевернется, чтобы посчитать эти тональности определением нового ключа. Таким образом, чтобы создать это джазовое впечатление, не просто идите на эти «вне ключа» поля; вместо этого держите достаточное количество шагов «внутри ключа», чтобы обмануть слушателей в размышлениях о ключе, оставаясь на шаг впереди, удивляя их тем, что «вне» их ожиданий ВНУТРИ.
Для «популярной» аудитории некоторые тактики:
Источник
Take 5
Брубек — один из создателей послевоенного стиля «кул-джаз», пианист и композитор, соединивший гармонии европейской классики и кул-джаз. Также он «научил» джаз свинговать в несимметричных размерах. Да, великие Макс Роуч и Телониус Монк играли пьесы в вальсовом размере и на 5/4, но то были единичные случаи.
Квартер Брубека же в 1959 выпустили альбом «Time Out», где все пьесы в «кривых» размерах. Пьеса на 5/4 «Take Five» (авторства альт-саксофониста Пола Дезмонда) стала хитом. Позже к ней даже слова сочинили. Вы наверняка слышали эту мелодию, в основе которой, кстати, обычный блюзовый лад. Но и весь альбом хорош. И следующий — «Time Further Out».
Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?
Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов
Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко
Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.
Afro (1954) Диззи Гиллеспи
Пианист и руководитель одного из знаменитых джазовых оркестров Каунт Бейси говорил: «Гиллеспи создал 75% современного джаза». И многие с этим согласятся. В детстве Гиллепси освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, но особенно полюбил только один — трубу. В 18 лет талантливый музыкант начал выступать в клубах Филадельфии, а в 20 познакомился с саксофонистом Чарли Паркером, вместе с которым они в итоге создали абсолютно новое направление в джазе — бибоп.
Гиллеспи любил эксперименты и обладал абсолютно уникальной манерой исполнения на трубе, используя собственную технику дыхания, при которой щеки приобретали внушительный объем, а звучание становилось мощным и насыщенным. Альбом Аfro относится к тому периоду его творчества, когда он решил сделать акцент на афроамериканских корнях джаза (такую музыку называли афрокубинским джазом), благодаря чему создал абсолютно новое направление — латин-джаз. Аранжировки для альбома Afro сделал кубинский композитор Чико О’Фаррилл. В итоге перед нами лучшие образцы афрокубинской музыки — сочные, яркие и красочные.
Музыка
От Ареты Франклин до Адель: 10 великих соул-певиц, чьи альбомы стоит послушать
Джазовые аккорды на гитаре
В разучивании jazz-аккордов вам стоит запомнить одно простое правило – джазисты любят широкие трезвучия. Это означает, что вам надо научиться строить аккорды с различными ступенями. В первую очередь – септаккорды. Они получаются, когда вы добавляете в аккорд седьмую ступень, четвертый звук.
Кроме того, нужно освоить построение трезвучий со слешами – когда вы добавляете к тонике аккорда дополнительный интервал вниз, при этом получается переходный аккорд. Именно это стоит освоить перед тем, как начинать импровизировать.
Стоит также сказать, что легче всего это можно сделать с различными композициями – например, Stormy Monday, в которой можно увидеть пример джазовой прогрессии.
Ниже представлены примеры конкретных последовательностей.
Пример 1
Первая звучит довольно блюзово – поскольку выстроена по тем же самым правилам, что и гармонии в этом жанре:
Пример 2
Второй пример использует более широкие аккорды, за счет чего композиция начинает звучать как бы в движении «снизу-вверх»:
Пример 3
Пример ниже использует все стандартные джазовые аккорды вместе, благодаря чему вы сможете выучить их применение и постановку, чтобы в дальнейшем использовать их в песнях:
Пример 4
Кроме того, вам нужно понять, что такое обращения. Лучше всего это сделать на примере песни Stormy Monday. Вот ее стандартные аккорды:
Пример 5
Теперь мы используем обращение – прием, когда внутри интервала его верхний звук становится нижним, а нижний – верхним. Таким образом, септаккорды превращаются в нонаккорды:
Пример 6
Этот пример интересен тем, что основной тон мелодии всегда находится на второй струне. Это смесь из нонаккордов и септаккордов изначальной мелодии:
7 треков, чтобы понять и полюбить джаз навсегда
Джаз, как принято считать — «интеллектуальная» музыка. Не всем доступная. С высоким входным порогом. Известное противоречие: чтобы слушать джаз, нужно в нем разбираться, но чтобы разобрать — нужно знать, что именно слушать! Но это все проблемы только на первый взгляд. Во-первых, наших читателей словом «интеллект» не испугать (даже мы в редакции его не очень боимся). Во-вторых… стесняюсь сказать, но ведь джаз — это тоже музыка, и тоже, простите, душевная.
Просто, может быть, не сразу понятно, во что именно вслушиваться и как реагировать на то, что услышал. И правда ж — ни «ла-ла-ла-лай» не подпеть, ни ногой в такт не потопать. Ну и форма: квадрат темы — а дальше сплошные импровизации. Где припев? Да не нужен он вообще: удовольствие от джаза как раз в том, чтобы следить за импровизацией, которая течет, как река или разговор, а не выбрасывать кулак вверх на осточертевшей ударной фразе припева.
И все равно. Есть джазовые треки, которые цепляют, пленяют и не отпускают. Мы выбрали семь самых «заразных». Напоследок совет — слушайте импровизационные куски, держа в голове тему. Пусть оригинальная мелодия идет в голове фоном. И вот, поняв эту головокружительную перекличку игры гармонии и контрапункта, спонтанность и витальность, вы будете к поп-музыке относиться снисходительно-спокойно. Даже к Мадонне и Земфире!
Новые публикации
«Кремля» в Лондоне не будет. Ридли Скотту не дали возвести декорации к фильму о Наполеоне 27.04.2022
Хроники русофобии. Съёмочная группа из Голливуда во главе с прославленным режиссёром Ридли Скоттом не смогла получить разрешение на строительство масштабных декораций в Вестминстерском соборе.
«Я хочу пожертвовать для вас деньги, которые получу при сдаче крови» 27.04.2022
В Германии и в Европе, несмотря на всю антироссийскую пропаганду и накал русофобии, немало людей, которые не только пытаются непредвзято разобраться в происходящем на Украине, но и участвуют в помощи жителям Донбасса.
Китайцы симпатизируют России и полюбили российское мороженое 26.04.2022
Согласно опросу, проведённому американским Центром Картера (The Carter Center) в Китае, три четверти жителей уверены, что поддержка России в российско-украинском конфликте отвечает интересам их страны.
Коричневая карта русофобии 26.04.2022
Разгул русофобии в странах Запада требует нестандартного ответа. И это в равной степени относится как к государственным структурам, так и к гражданскому обществу. О том, что нужно делать, чтобы защитить наших соотечественников за рубежом, шла речь в Совете Федерации РФ.
Русский храм среди высоток Брисбена 25.04.2022
В австралийском Брисбене начали отмечать 100-летие первого русского православного прихода в Австралии, основанного в 1923 году. Первым мероприятием стал форум, посвящённый уральским казакам и их роли в основании прихода. Благодаря телемосту потомки казаков, живущие в Австралии, смогли связаться с Оренбургом.
Нескучный русский: малиновый звон и пуховые бабы 24.04.2022
Пасха – яркий праздник, символизирующий торжество жизни. Краски, запахи, вкусы, звуки, игра света, особая радостная энергетика – всё это нашло отражение в лексике русского языка, в художественном слове.
Правозащитник Александр Гапоненко просит спасти узников совести Прибалтики 21.04.2022
Нарушения прав россиян и соотечественников за рубежом перерастают в вал беззакония. Как остановить русофобию и помочь в освобождении политзаключенных стран Прибалтики рассказывает правозащитник, директор Института европейских исследований Александр Гапоненко (Латвия).
«Греки не считают русский язык чем-то чуждым» 20.04.2022
Россияне любят Грецию за благоприятный климат, тепло в ней и русский язык. В силу исторических, духовных, экономических и иных причин многие греки любят язык Пушкина и творчество русских классиков, а русскоязычные отделения греческих вузов не страдают от недостатка студентов.
Осенние листья
Сегодняшний выпуск Истории одной песни посвящен чудесной песенке, написанной в 1945 году двумя французами Жаном Превером и Жозефом Косма. Вот тут можно почитать про историю песни
Первым исполнителем композиции стал Ив Монтан
На английском песня стала популярна после выхода драмы «Осенние листья», где песню исполнил Нэт Кинг Коул (1956 год).
Нельзя пройти мимо Эдит Пиаф
Чет Бейкер — Пол Дэзмонд
Скрипичный ключ, французский язык
Джазовая импровизация с восточным ароматом
Еще немного фортепиано
Сказка от Мэтта Монро
Интересная ультра-джазовая версия от Сары Ваган
Волшебная интерпретация Евы Кассиди
Привет из Кореи
Неплохая вокальная версия с очень симпатичной аранжировкой
Эрик «Медленная рука» Клэптон
Душевная гитарная версия от Габриэлы
На десерт восхитительный фортепианный кавер
Источник
Bill Jennings — Enough Said!
https://youtube.com/watch?v=gRSG7vuD6jA
У гитариста Билла Дженнингса даже нет своей страницы на русской «вики» — вот, где истинная недооцененность! Да и вообще, про него известно подозрительно мало. Он был левшой, поэтому держал гитару «вверх ногами», чем поначалу смешил публику («Да этот бездарь даже инструмент держать не умеет!»).
Он служил во флоте, потерял палец на руке (но не факт, что там) и зарабатывал себе на жизнь тем, что играл на вторых ролях в относительно попсовых соул и r&b группах. Отсюда и его фирменное звучание: в нем проскакивает какой-то соул, но не как что-то плохое. Лично мне музыка Билла напоминает саундтрек к детективно-шпионским комедиям, где главный герой — какой-то удутый черный парень.
Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?
Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов
Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко
Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.
Kind of Blue (1959) Майлс Дэвис
С этого альбома можно смело начинать знакомство с джазовой музыкой. Многие музыкальные критики расценивают Kind of Blue как величайшую джазовую пластинку, абсолютный шедевр в дискографии легендарного трубача Майлса Дэвиса и один из лучших альбомов в истории музыки. В прошлом году пластинка стала пятикратно платиновой — количество проданных копий достигло по меньшей мере пяти миллионов. Джаз часто ассоциируется с чем-то бодрым, виртуозным, стремительным, а на Kind of Blue мы слышим музыку неторопливую, задумчивую, тягучую.
В записи альбома приняли участие саксофонисты Кэннонболл Эддерли и Джон Колтрейн и пианист Билл Эванс — успешная сольная карьера двух последних началась как раз сразу после выхода пластинки. Kind of Blue стала шедевром модального джаза, в котором используется ладовый принцип импровизации, а не тональный, характерный для классической музыки и раннего джаза. Этот альбом открыл новую страницу в истории джазовой музыки. Перед записью музыканты практически не репетировали. У них были только наброски мелодий, несколько аккордов и умение слышать друг друга, остальное — чистая импровизация.
The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert (1950) Бенни Гудмен
Музыканта Бенни Гудмена называют «королем свинга». Он был не только ярким кларнетистом и талантливым руководителем оркестра, но и одним из первых популяризаторов джазовой музыки — выступления его оркестра часто транслировали по радио. Также Гудмен стал первым руководителем ансамбля, в котором на сцене вместе выступали и белые, и черные музыканты.
Альбом The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert — это запись исторического концерта, который фактически ознаменовал собой успех джаза в так называемом большом свете: музыканты выступали в Карнеги-холле, легендарном концертном зале в Нью-Йорке. Эта площадка до сих пор считается одной из самых престижных в мире для исполнения классической музыки. Тогда джазовый оркестр впервые в истории сыграл на этой сцене. По этому альбому можно получить представление о джазе того времени — с его быстрыми темпами, стреляющими акцентами ударных, вихреобразными унисонами духовых и остроумными соло. Эта музыка до сих пор пользуется огромной популярностью на тематических джазовых танцевальных вечеринках по всему миру.
My Favorite Things
Джон Колтрейн за свою недолгую жизнь написал массу гениальных пьес, которые двинули вперед джаз. Но, увы, почти ничего из этого не годится для входа в жанр. Кроме «My Favorite Things» — кавера на песню из мюзикла «Звуки музыки». Конечно, великий Трейн не играл кавера — он поднимал известные мелодии до своего уровня мудреца и визионера. Но конкретно «My Favorite Things» из одноименного альбома 1961 года — красивая мелодия в оригинальной аранжировке, с восточным ароматом, которая «заходит» ну абсолютно любому слушателю. Проверено.
В том же 1961-м композиция даже была выпущена синглом, весьма, правда, своеобразным: разломали пополам и поместили на две стороны. Пожалуй, укороченную версию и послушаем.
Head hunters (1974) Херби Хэнкок
Двенадцатый студийный альбом американского джазового пианиста Херби Хэнкока, который стал самым важным в творческой биографии музыканта и вошел в историю музыки как один из основополагающих альбомов в стиле джаз-фьюжн. В 2003 году журнал Rolling Stone включил этот альбом в книжную версию 500 величайших альбомов всех времен.
Херби Хэнкок долгое время входил в звездный хард-боповый состав Майлза Дэвиса, но ему хотелось уйти от фьюжна и вернуться к старому доброму фанку. Что он и сделал. Гений Хэнкока вернул джаз к танцевальной музыке после того, как музыкант добавил композициям звучание синтезаторов. К моменту издания на компакт-диске в 1992 году альбом Head hunters уже был самым продаваемым джазовым альбом в мире и стал источником вдохновения не только для джазменов, но также и для музыкантов, играющих фанк, соул и хип-хоп.
Ella in Berlin (1960) Элла Фицджеральд
Элла Фицджеральд — одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки, которую по праву называют «первой леди джаза». Ее уникальная способность имитировать звуки музыкальных инструментов поспособствовала популяризации скэта, который стал ее фирменной стилем исполнения. В 1942 году она стала первой женщиной, возглавившей большой музыкальный коллектив — оркестр Чика Уэбба, выступавший во время войны перед солдатами.
Концертный альбом Ella in Berlin считается одним из самых успешных в ее карьере. Во время исполнения песни Mack The Knife певица забыла слова, но настолько хорошо сымпровизировала, что в итоге получила две премии «Грэмми» в номинациях «Лучшее женское вокальное исполнение — сингл» и «Лучшее женское вокальное исполнение — альбом».
Thelonious Monk — Live in Norway. 1966
Телониус Монк (или Манк, как вам удобнее) — безумный гений бибопа, который обожал странные шапки и действительно считал себя монахом джаза. Как и положено джазмену его эры, он жутко бухал и сторчался на героине, а на взгляд современников вообще не умел играть на своем фортепиано. Он держал пальцы прямо, как барабанные палочки, и щелкал ими по клавишам с таким исступлением, словно впал в транс. Телониус постоянно генерировал какие-то безумные идеи, которые тут же подхватывали его более успешные коллеги — из-за этого кто-то даже говорит, что Монк придумал бибоп, а остальные его просто украли.
Miles Davis — Kind of Blue
Майлз Дэвис, наверное — самый известный из джазменов. Даже тот, кто не слышал его имя, слышал его музыку — где-нибудь в фильмах или даже ремиксах. На Дэвиса молились как на икону джазмены, рокеры, а потом и рэперы. Его называли «Пикассо в мире джаза» — и это чертовски удачное определение. Он был экспериментатором, каких поискать: оставил свой след в таких жанрах, как cool-jazz, джаз-рок, фьюжн и даже фанк. И везде сносил крышу современникам — в этом он был большой мастер.
К сожалению, мне по душе лишь его период кул-джаза. Он отошел от него относительно рано — на фоне остальных работ даже кажется, что просто побаловался и пошел дальше. Но зато он оставил гениальный Kind of Blue, который можно слушать десятки раз и не устать. Это идеальная музыка для всего: для работы, отдыха и сонных размышлений о том, как устроена вселенная. Но лучше всего кул-джазовый Майлз идет в полночь. Обязательно попробуйте послушать его в полночь!
A Love Supreme (1965) Джон Колтрейн
Одна из признанных вершин в творчестве великого саксофониста. В 1962 году сформировался так называемый классический квартет Джона Колтрейна — с Маккоем Тайнером на фортепиано, Джимми Гаррисоном на контрабасе и Элвином Джонсом на ударных. Квартет Колтрейна считается одной из наиболее значимых групп в истории джаза, а некоторые историки рассматривают его как наиболее влиятельный из всех джазовых ансамблей.
Колтрейн всегда любил экспериментировать, и несмотря на то, что в новом составе он временно вернулся к мягкому, традиционному звучанию, в альбоме A Love Supreme он соединил импульсивность хард-бопа с элементами модального и фри-джаза. Многие называют джаз Колтрейна религиозным — в своей музыке саксофонист боролся за духовную чистоту и непорочность, а за свой талант и мастерство выражал глубокую благодарность высшим духовным силам, о чем часто сам рассказывал со сцены.
Музыка
Феминизм и антимилитаризм: 5 женских гранж-альбомов, которые понравятся поклонникам Nirvana
7 треков, чтобы понять и полюбить джаз навсегда
Джаз, как принято считать — «интеллектуальная» музыка. Не всем доступная. С высоким входным порогом. Известное противоречие: чтобы слушать джаз, нужно в нем разбираться, но чтобы разобрать — нужно знать, что именно слушать! Но это все проблемы только на первый взгляд. Во-первых, наших читателей словом «интеллект» не испугать (даже мы в редакции его не очень боимся). Во-вторых… стесняюсь сказать, но ведь джаз — это тоже музыка, и тоже, простите, душевная.
Просто, может быть, не сразу понятно, во что именно вслушиваться и как реагировать на то, что услышал. И правда ж — ни «ла-ла-ла-лай» не подпеть, ни ногой в такт не потопать. Ну и форма: квадрат темы — а дальше сплошные импровизации. Где припев? Да не нужен он вообще: удовольствие от джаза как раз в том, чтобы следить за импровизацией, которая течет, как река или разговор, а не выбрасывать кулак вверх на осточертевшей ударной фразе припева.
И все равно. Есть джазовые треки, которые цепляют, пленяют и не отпускают. Мы выбрали семь самых «заразных». Напоследок совет — слушайте импровизационные куски, держа в голове тему. Пусть оригинальная мелодия идет в голове фоном. И вот, поняв эту головокружительную перекличку игры гармонии и контрапункта, спонтанность и витальность, вы будете к поп-музыке относиться снисходительно-спокойно. Даже к Мадонне и Земфире!
Chet Baker — Best Of Chet Baker
Чет Бейкер, по-моему — лучший джазовый трубач, какого носила земля. Его музыка, как правило, невероятно грустна, но это приятная светлая грусть. Продуктивная меланхолия, так сказать. ЛУчшая музыка, чтобы грустить о потерянной любви или посреди ночи готовить пасту с мидиями, попивая вино и пританцовывая на кухне, где нет штор и тебя видит весь двор.
Еще Чет — типичный гений боп-эры, но в плохом смысле: сидел на героине и кокаине, был плохо приспособлен к реальной жизни и закончил жизнь самоубийством (хотя тут есть разные мнения — вплоть до убийства маниакальным фанатом). Кстати, он не только прекрасно играл на трубе, у него еще и прекрасный юношеский голос.
Art Blakey Moanin’
Еще одно «утро», но уже от Арта Блэки. Вообще, под конец жизни он поменял имя и стал зваться Абдулла ибн Бухаин, но все продолжали помнить его по старому имени. Будем так звать его и мы. Блэки — редкий типаж в мире бопа и хардбопа (моднейших джазовых жанров 50-х и 60-х). Он не сторчался на героине, не страдал от депрессий, не имел проблем с законом и не заводил себе смертельных врагов среди коллег. Он нашел себе другую зависимость: был трудоголиком. С 15 лет и до самого конца он шпарил в различных оркестрах и джаз-бендах, за что был безмерно уважаем, даром что барабанщик.
Конкретно эта мелодия идеально отражает свое название. Под нее хорошо вставать утром, одупляясь ото сна. Сходил в туалет, умылся, бахнул чаю, закурил сигарету (опционально). Как раз можно уложиться в 9 минут 30 секунд. А еще в ней есть что-то вкрадчивое, что-то кокетливо-игривое. Что ассоциативно подводит нас к следующему джазмену, который напоминает мне Арта Блэки — Биллу Дженнингсу.