«Она» (США, 2013)
Мелодрама об отношениях одинокого писателя с его интеллектуальным голосовым помощником. Герой впечатлен эмоциональной глубиной, чувством юмора и способностями программы к самообучению.
По мере развития событий он становится все больше зависим от операционной системы, доверяет ей самые большие тайны и просит ее помочь в самых ответственных задачах, их отношения перерастают в роман. Герой размышляет, можно ли полюбить искусственный интеллект.
Я думаю, вы уже пробовали говорить с Siri, Алексой или Олегом. Впрочем, надеюсь, вы в них не влюбились, несмотря на наступление весны. У меня есть статья, в которой мы с моим соавтором Алексеем Тихоновым обсуждаем, какие свойства искусственного интеллекта вызывают у зрителя или слушателя эмоциональную реакцию.
Другим направлением научных исследований сейчас является объяснимость искусственного интеллекта (explainable AI). Дело в том, что большинство современных систем, обученных на данных, не способны «объяснять» свои решения так, как это делает искусственный интеллект в фильме.
«Луна 2112» (2009)
Кадр из фильма «Луна 2112»
Можно попытаться с помощью какой-нибудь научной теории выяснить,
почему фильм «Луна 2112» до сих пор так сильно недооценен. Лента Дункана
Джонса, повествующая о далеком будущем человечества, где добыча
полезных ископаемых уже происходит на Луне, концентрируется на том, что
происходит с человеком, долгое время бывшем в одиночестве наедине с
роботом по имени GERTY. Сама идея того, что добыча гелия-3 происходит на
Луне, вполне может осуществиться в будущем, потому что под поверхностью
спутника и впрямь существуют значительные запасы этого газа. Что
касается самой лунной станции, харвестеров, роботов и луноходов, то при
их создании съемочная команда консультировалась с космическими
инженерами и роботехниками, а также вдохновлялась конструкциями
различных реальных космических кораблей. Когда Джонс показал «Луну 2112»
специалистам из NASA, те, как ни странно, задали только один вопрос:
«Почему добыча гелия-3 ведется на обратной стороне Луны, если на видимой
части гелий-3 существует в большем количестве?». Позже режиссер заявил,
что, согласно его информации, полученной от консультантов, добыча
гелия-3 на видимой стороне Луны могла повлиять на роль Луны на Земле
(приливы/ отливы, например).
«Тринадцатый этаж» (Германия/США, 1999)
Команда ученых создает сверхреалистичную симуляцию Лос-Анджелеса 1937 года. Симуляция развернута на огромном суперкомпьютере и может использоваться как аттракцион. Человек может подключиться и провести время в Лос-Анджелесе тридцатых. Проблемы начинаются, когда руководитель проекта внезапно исчезает, а жители симуляции понимают, что живут в ней.
Во-первых, компьютерные игры и виртуальная реальность — огромный рынок, который растет на 33% ежегодно и, по прогнозам Marketswatch, достигнет $43 млрд всего через четыре года.
Появился целый класс игр с «открытой вселенной». В таких играх нет ограниченного сюжета или «конца карты», который как раз показан в «Тринадцатом этаже», зато есть законы игровой «физики», по которым конструируется бесчисленное количество новых миров.
Во-вторых, в начале нулевых философ Ник Бостром опубликовал статью «Доказательство симуляции». В ней он показывает, что вероятность того, что мы живем в симуляции, выше вероятности того, что эта вселенная не обсчитывается на «внешнем» суперкомпьютере.
Мы обсуждали гипотезу симуляции в подкасте с Романом Ямпольским. Саму идею «вложенных симуляций» до сих пор активно обсуждают ученые.
«Алгебраист», Иэн Бэнкс
Как и многие фантасты, Иэн Бэнкс включил в свое произведение космические путешествия, межгалактические войны, множество различных рас и, как следствие, культур. Одной из ключевых особенностей в построении мира «Алгебраиста» стало разделение всех живых существ на два вида: быстрые, чья история исчисляется тысячелетиями, и медленные, где счет идет миллионы и миллиарды лет.
В центре сюжета стоит как раз раса медленных — насельники. По преданию, они обладают знаниями о червоточинах, благодаря которым можно пронизывать ткань пространства и управлять жизнью множества галактик. Главному герою — Фассину Тааку — предстоит заполучить эти знания, чтобы предотвратить войну галактических масштабов.
Загвоздка лишь в том, что насельники не только мудры, но и очень недоверчивы. Читателю вместе с Фассином Тааком придется получше изучить и понять расу медленных, ведь её социальное устройство кардинально отличается от других народов. У них нет ни правительства, ни армии, ни денег. Они не чувствуют боли и способны менять пол по собственному желанию. Их дети могут на протяжении тысячелетий быть прислугой или стать объектом охоты.
Произведение примечательно своей проработкой и вниманием к деталям: абсолютно все, даже самые дикие или смешные, обычаи, ситуации, правила и события имеют свою логику, что делает мир живым и глубоким. Ты веришь в него так, будто читаешь о реально существующем племени (если отбросить физические и физиологические особенности)
После прочтения любого из этих произведений у тебя не останется вопросов и не будет претензий к происходящему, ведь продуманный лор безошибочно выстраивает внутреннюю логику произведения. Ты можешь не понять или упустить что-то, но это будет лишь поводом вновь прочесть его. Жанр научной фантастики дает читателю возможность раздвинуть границы привычного и увидеть удивительный мир, порожденный мировоззрением и чувствами автора.
Найти еще больше книг в этом и многих других жанрах ты сможешь в онлайн-библиотеке RuLit. Чтобы получить доступ к нужным произведениям, тебе даже не придется регистрироваться — достаточно просто ввести название или имя автора. Если же ты не знаешь, что почитать, можно отсортировать книги по жанру, рейтингу, дате загрузки и так далее. И тебе необязательно скачивать файл с книгой на свое устройство — читать можно в режиме онлайн.
1910-е
За двадцать лет, следующих после создания первой кинокамеры, кинематограф стал более доступным видом искусства. Пускай ему и было далеко до современной производительности, по всему миру творцы из других сфер всё чаще видели кино как своеобразную революцию, что приводило к созданию всё новых и новых картин. Следом за последним фильмом Жоржа Мельеса «Завоевание полюса» сай-фай фильмы стали постепенно отходить от чисто фантастической и склоняться к более реалистичной атмосфере.
Такие фильмы, как «20 000 лье под водой» 1916 года (первый фильм, частично снятый под водой) и «Повелитель тайны» 1918 года (американский фильм с участием Гарри Гудини), показали переход кино к более материальной научной фантастике. В число их тем входили научные исследования и робототехника, маркеры мирового интереса к технологическому прогрессу. Из-за стремительного развития технологий публика также начала привыкать к тому, что мы сейчас называем полным метром, постепенно выживавшему короткий метр в зону более нишевого искусства.
Кибернетические конечности
Это не совсем способ продления жизни с биологической точки зрения, но точно вариант для продления социальной жизни людей, лишившихся рук, ног или сразу рожденных без них. Бионические (то есть повторяющие структуру и функции утраченного органа) протезы конечностей, как у Люка Скайуокера в «Звездных войнах» или у Небулы из «Мстителей», создают уже давно, и современные искусственные руки уже почти сравнимы с живыми. Сегодня они выглядят привлекательно (даже круто!), связаны с мозгом и подчиняются его сигналам. Они регулируют силу при сжатии – могут удержать и яйцо, и пластиковый стаканчик, ведь нажатие регулируется с помощью датчиков. Владелец бионической руки может не просто выполнять бытовые функции – например, есть, пить, работать на компьютере. В последние годы удалось добиться «обратной связи» от протезов: подключилось осязание. И в этом направлении работы продолжаются.
Бионические коленки, вернее, коленные суставы – вообще довольно распространенная история. Совершенствуются протезы ног, глаз, суставов: для их работы нужно не просто создать движущийся механизм, но крепко завязать его на нервы – двигательные, зрительные.
Не протезы, а руки супергероя. Как меняется мир ребенка, который получает новый орган
«Движение – жизнь» – этим руководствуются создатели целых экзоскелетов. В фильме «Элизиум», где действие происходит в 2154 году, герой Мэтта Деймона натягивает на себя металлический каркас, поскольку от отравления газом уже не может двигаться самостоятельно. Этот каркас не только ставит его на ноги, но и дает повышенную мощь ударам.
Такая штука называется «экзоскелет», и само понятие мы позаимствовали у беспозвоночных. Экзоскелет – это внешний жесткий каркас, предназначенный для защиты и поддержки тела. А если говорить не об улитках, то это устройство, которое с помощью внешнего каркаса и различных приводящих механизмов может «поставить на ноги» или придать дополнительную силу мышцам человека. Современные нам экзоскелеты тоже дают шанс многим лежачим пациентам на прогулки и более-менее уверенное существование. Но пока это слишком дорогое удовольствие.
2001 год: Космическая одиссея (1968)
Metro-Goldwyn-Mayer
Эпопея Стэнли Кубрика, удостоенная премии Оскар, часто упоминается как самый точный научно-фантастический фильм в истории кинематографа. В киноленте показана эволюция жизни людей, которые на заре истории обнаружили таинственный монолит.
Основное действие фильма разворачивается миллионы лет спустя, когда люди находят монолит на Луне – он тоже влияет на ход человеческой эволюции. Финальные события фильма происходят на космическом корабле с экипажем из пяти человек, которым помогает сверхразумный компьютер HAL 9000. Команда отправляется в экспедицию на Юпитер, где происходит битва между человеком и компьютером, что говорит еще об одном шаге в процессе эволюции.
Режиссер Стэнли Кубрик был известен как один из самых дотошных перфекционистов в мире кинематографа. Он хотел, чтобы наука и кадры фильма опережали то, чем занималось в то время НАСА
Важно отметить: люди не ступали на поверхность Луны до 1969 года! Это произошло лишь через год после выхода фильма
Астрофизик Нил Деграсс Тайсон высоко оценил усилия, которые вложила команда в создание фильма:
В этом плане «Космическая одиссея» сильно отличалась от фильмов, вышедших на экраны. В нем показано и психоделическое путешествие, и встреча с инопланетной цивилизацией, и реалистичное изображение космических кораблей и невесомости. Как бы вы ни относились к фильму, нужно уважать все вложенные в него усилия».
Возможно, это первый фильм, который посвящен открытию инопланетного интеллекта, но не показывает, как именно он устроен. Это сделано с расчетом на то, что человеческое воображение работает гораздо лучше, чем Голливуд. В любом случае это визуальная вакханалия космических путешествий и освоения космоса, от достижения которой мы все еще далеки даже через 13 лет после тех 33-х, которые были изображены в сценах будущего.
«Космическая одиссея 2001 года» (1968)
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»
Фильм, снятый Стэнли Кубриком в 1968 году, до сих пор выглядит так,
словно вышел вчера (надо ли говорить, какой фурор произвела «Космическая одиссея» на своих современников?). Кубрик, который славился своей
въедливостью и дотошностью, много времени изучал все доступные ему
«космические» материалы и консультировался со специалистами из США и
Великобритании (про советников из СССР ничего точно не известно, но есть
и такие теории). Согласно воспоминаниям участников съемочного процесса,
если кто-то предлагал Кубрику «немного пофантазировать», тот сразу
заявлял, что «в науке нет места фантазиям» и настаивал на максимальной
реалистичности и технической точности, даже если это было
трудновоплотимо. Специалисты из NASA участвовали в создании интерьера
космического корабля и даже написали целый 500-страничный «справочник»
по тому, каким может быть «искусственный интеллект» HAL и как люди
будущего будут взаимодействовать с «умными машинами».
2018: LG Signature OLED TV серии W8, E8, C8 и B8
12 декабря 2018 года компания LG представила на российском рынке девять OLED-телевизоров с элементами искусственного интеллекта, включая модели серии W8, E8, C8 и B8. Со слов производителя, каждая из них отличается особым дизайном от «Изображения на стене» (модели 77/65W8) и «Изображения на стекле» (модели 65/55E8) до дизайна «Cinema Screen» (модели 77/65/55C8 и 65/55B8). Диагонали экранов варьируются от 55 до 77 дюймов, что отвечает различным потребностям потребителей.
Согласно заявлению LG, технология OLED – это более 8 миллионов самоподсвечивающихся пикселей, каждый из которых может самостоятельно регулировать собственную яркость, создавая оптимальную глубину черного для телевизоров LG OLED TV. Эта технология раскрывает полную палитру цветов и проявляет скрытые детали, позволяя смотреть изображение в ярких красках. В сочетании с Dolby Vision и высоким качеством звука на базе Dolby Atmos OLED телевизоры LG SIGNATURE создают эффект полного погружения.
В телевизорах серий W8, E8, C8 встроен интеллектуальный процессор α9 (Alpha). Он оптимизирован для использования в OLED телевизорах LG и отличается улучшенными до 50% характеристиками. Процессор выполняет 4 ступени шумоподавления. Применяемый алгоритм позволяет значительно снизить зернистость и ступенчатость в градиентных заливках. Также удалось улучшить глубину и чёткость прорисовки главных элементов за счёт объектного анализа. Процессор анализирует всю сцену, отделяет главные элементы и их границы от фона, далее происходит раздельная обработка разных объектов в кадре. Поэтому изображение на экране выглядит естественным, утверждают в LG.
В LG отметили, что благодаря возросшей вычислительной мощности процессора, инженерам удалось внедрить систему цветовых координат с более чем 7-кратным увеличением количества возможных вариантов. Процессор α (Alpha) 9 был разработан для поддержки высокой частоты кадров, обеспечивающей гладкое и четкое отображение движущихся изображений на скорости до 120 кадров в секунду. Так OLED LG 2018, со слов производителя, демонстрируют любой контент в высоком качестве. Технология распознавания речи, которой оснащен LG OLED TV с AI ThinQ, облегчает доступ к контенту и сервисам. Телевизор слушает запрос и обдумывает ответ на него. Среди возможностей интеллектуального процессора α9 (Alpha9): установка точного времени выключения телевизора (таймер), поиск информации о погоде и необходимого контента. Функции распознавания голоса AI ThinQ улучшают не только базовое управление телевизором и поиск, но также позволяют использовать прямые команды, понятные обычному человеку.
«Донни Дарко» («Donnie Darko», 2001)
Фильм-дебют 26-летнего режиссёра Ричарда Келли, не может похвастаться лёгкой прокатной судьбой: «Донни» вышел на экраны практически сразу после событий 9/11, из-за чего остался незамеченным широким зрителем и едва смог отбить свой бюджет
Однако после выхода этой мрачной сюрреалистической притчи на DVD критики и зрители всё-таки обратили на неё внимание, в результате чего фильм получил довольно высокую оценку и тех, и других. Путешествия во времени, фаталисты в костюмах кроликов, неудачник Донни — чего там только нет, режиссёрский стиль Келли в хорошем смысле интригует, поклонникам жанра смотреть обязательно
«Автостопом по Галактике», Дуглас Ноэль Адамс
Дуглас Адамс в ходе написания произведения поступил очень умно: он не стал сосредотачиваться на каком-то одном «мире», а создал множество планет. Читатель вместе с главным героем Артуром Дентом в буквальном смысле путешествует между ними, наживая приключения и авантюры на свою голову. Примечательно и то, что сам Артур не какой-то там космический пират, для которого всё это обыденность. Нет, он обычный человек, случайно переживший гибель Земли. Ему в буквальном смысле некуда идти, и поэтому он становится космическим попутчиком.
Большая заслуга автора заключается в том, что, несмотря на обилие локаций, персонажей и событий, произведение не кажется эклектичным. Всё здесь взаимосвязано и продумано вплоть до незначительных деталей. У мира есть своя логика, сложная и запутанная. Понять ее помогает старый добрый английский юмор, которого в книге предостаточно. Взять хотя бы сюжетную завязку: дом Артура хотят снести для постройки автострады; он пытается помешать этому, но появляется его друг Форд Префект, который оказывается инопланетянином и рассказывает о том, что Землю планируют уничтожить для постройки гиперпространственной магистрали. Другой, более лаконичный пример — робот Марвин, испытывающий маниакальную депрессию. В целом мир «Автостопом по галактике» настолько разнообразный, динамичный и сатирический, что поневоле напоминает сериал «Рик и Морти».
«Особое мнение» (2002)
Триллер с элементами антиутопии, действие которого происходит в 2054 году. В фильме изображена система «предварительного правосудия» (Pre-crime), в котором преступления предсказывают три провидца, а полиция предотвращает их, заранее обезвреживая потенциальных преступников.
С одной стороны, уже сейчас есть масса технологий, позволяющих предсказать те или иные события, потенциально негативные для бизнеса и общества. Например, оптимизировать работу юриста, упростить документооборот, снизить риски, проверить благонадежность контрагента или провести автоматический анализ договора с помощью технологий обработки естественного языка.
К примеру, недавно «Райффайзенбанк» рассказал, как в пять раз быстрее проверяет документы с помощью наших технологий сравнения. Такие решения защищают бизнес и клиентов от финансовых и репутационных рисков.
С другой стороны, система социального рейтинга в Китае уверенно движется в сторону «предварительного правосудия».
«Пикник на обочине», Аркадий и Борис Стругацкие
Одно из самых известных и признанных произведений авторов. По сюжету на планете образуется шесть «зон». В них погибают животные и люди, но некоторые на свой риск проникают в эти защищенные участки для поиска артефактов. Доподлинно неизвестно, что они из себя представляют, но каждый из них обладает своими особыми свойствами. Одни могут излечивать раны и болезни, другие можно использовать как оружие, поэтому на черном рынке их продают или покупают за огромные деньги. Самих же добытчиков называют сталкерами, и стоит отметить, что именно Стругацкие стали авторами этого неологизма.
Впрочем, если ты играл в одну из игр серии «Сталкер», то ты найдешь множество деталей, позаимствованных из этой книги. Те же аномалии — определенные участки или физические явления, способные убить человека, например «Комариная плешь», в которой сила гравитации усиливается в тысячи раз, за счет чего может просто расплющить человека. Поэтому сталкеры бросают перед собой предметы, чтобы выявить подобные участки и обойти их.
В целом мир «зоны» очень жесток и опасен. Стругацким удалось создать и до последней страницы выдержать атмосферу постоянного напряжения и вселенную с персонажами, наделенными всеми возможными человеческими пороками и добродетелями.
Луна 2112 (2009)
Кадр из фильма «Луна 2112» / LIBERTY FILMS UK
В этом малобюджетном режиссерском дебюте Дункана Джонса Сэм Рокуэлл демонстрирует свою блестящую актерскую игру в театре одного актера. Он играет астронавта Сэма Белла, который провел на Луне три года, следя за станцией по добыче гелия-3.
Его единственный компаньон – говорящий робот ГЕРТИ, которого озвучивает Кевин Спейси. Кажется, все идет хорошо, пока Белл не находит на борту корабля то, что напоминает ему самого себя. Не волнуйтесь – никаких спойлеров! Единственное, что стоит отметить: в «Луне 2112» есть парочка интересных поворотов.
Главный научный вопрос относительно фильма: содержит ли настоящая Луна пригодный для добычи гелий-3? По мнению многих ученых, существует реальная вероятность, что спутник Земли – кладезь полезных материалов. Гелий-3 редко встречается на Земле.
Идея о том, что в будущем мы сможем получать чистую форму энергии на Луне, – возможность, которую годами изучают ученые. В то время как Земля защищена магнитным полем, Луна содержит большое количество стабильного изотопа гелия. Ученые полагают, что однажды гелий-3 сможет обеспечить человечество более безопасной ядерной энергией, поскольку он не радиоактивен.
Назовите, пожалуйста, несколько примеров произведений, которые вы собираетесь изучать
СБ: Например, мы будем читать классический роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа К. Дика. Он не только один из моих любимых писателей-фантастов, но и мастер по изобретению новых приборов. Устройства, которые он описывает в своих произведениях, полны юмора и сатиры, но как же глубоки его примеры! Вероятно, читатели видели «Бегущего по лезвию бритвы» — отличный фильм, основанный на этой книге, однако литературная версия совсем иная. Многие замечательные устройства, описанные в ней, не попали в фильм.
Например, «модулятор настроения» — это прибор, на котором достаточно набрать код, чтобы испытать желаемое настроение. В книге описано множество забавных ситуаций, в которых люди пользуются этой машиной — например, один из героев набирает код 888, чтобы «испытать желание посмотреть любую телепередачу», но Дик также указывает на некоторые неприятные аспекты существования такой технологии.
Урсула Ле Гуин отметила: «Научная фантастика не предписывает, а описывает». Научная фантастика учитывает современные тенденции технологического и социального развития и экстраполирует их в ближайшее или отдаленное будущее. Фантастика полемизирует о последствиях этих тенденций, хороших или плохих, особенно если они продолжат бесконтрольно развиваться.
Еще одно из моих любимых устройств, описанных Филипом Диком, называется «эмпатоскоп». Человек, держащийся за поручни эмпатоскопа, соединяется с другими людьми, которые в то же время пользуются такими устройствами. Интересно, что уже в 1968 году Дик предвидел, что новые технологии смогут не только соединять людей на расстоянии, но и у самих людей будет вырабатываться глубокая эмоциональная привязанность к таким вещам.
Я считаю, что люди сегодня точно так же привязаны к своим компьютерам и мобильным телефонам и испытывают жажду общения, но эта жажда утоляется лишь очень поверхностно. В результате между нами возрастает отчуждение, и мы все сильнее страдаем от одиночества, несмотря на то, что все дольше находимся в онлайне. Как и Дик, я интересуюсь созданием эмпатической технологии, которая помогала бы ощущать более цельную связь с другим человеком. Как раз сейчас мы заняты разработкой подобного портативного устройства. Некоторые наиболее замечательные идеи проистекают из чтения научной фантастики, а осознается это лишь гораздо позже!
Пи
-
Оценка
7,5 / 7,4 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
фантастика, ужасы, триллер -
Страна
США -
В главных ролях
Шон Гуллет, Марк Марголис, Бен Шанкман -
Режиссёр
Даррен Аронофски -
Длительность
84 мин. / 01:24 -
Студия
Artisan Entertainment -
Дата премьеры
10 июля 1998 -
Сценарий
Даррен Аронофски, Шон Гуллет, Эрик Уотсон
До того как Даррен Аронофски прославился со своим «Реквиемом по мечте», он мечтал в основном о том, как будет путешествовать по миру и познавать дзен. А начать он решил с Израиля, где будущему большому автору пришлось работать на заводе пластмасс, чтобы иметь доступ к бесплатному жилью. Идиллией и не пахло, поэтому Даррен быстро сбежал и начал буквально бродяжничать, просто болтаясь по Иерусалиму. Тогда его и заметили исследователи необычных сторон иудаизма, которые постоянно нуждались в учениках. Так за еду и кров Аранофски обязался изучить Каббалу с точки зрения гематрии. В этом методе анализа каждой букве еврейского алфавита присваивается определенное числовое значение, что позволяет находить математические закономерности на основе лексикона.
Так в будущем и появился главный герой «Пи», математик Макс Коэн (Шон Гуллет), который занимается теорией чисел. Как истинный ученый, Макс страдает от кучи фобий, он параноик с дикими головными болями. Ученый верит, что все в мире можно описать с помощью чисел, в частности предсказать поведение фондовой биржи, с чем ему помогает его компьютер «Евклид». Однажды чудо-машина выдает двухсотшестнадцатизначное число, которое действительно предсказывает состояние биржи на следующий день. После этого коллега Макса, изучающий Тору, рассказывает параноику о некоторых гематриях. Тогда Макс запускает анализ Торы с помощью «Евклида», но он выдает то же самое число, что и раньше. Это открывает Максу глаза на устройство мира. Словно Доктор Манхэттен, ученый становится существом вне времени, он способен предсказывать будущее и буквально в шаге от того, чтобы стать богом. Ну как Аронофски любит.
Фильм пропитан жуткой странной атмосферой. Мир, который выстраивает режиссер, кажется ненастоящим, в нем постоянно происходят вещи, которые выдают сбои в матрице. Макс предстает ненадежным рассказчиком. Возможно, что он настолько погрузился в работу над своей теорией, что потерял связь с реальностью и со всем человеческим. Выглядит это совершенно дико, чужеродно, но в то же время интуитивно понятно каждому.
Трейлер:
Почему вы решили читать курс по научной фантастике? Вы считаете, что это важно?
Д. Н.: Вы могли бы предположить, что у нас в «Медиа-Лаб» будет много поклонников научной фантастики, так как многие технологии далекого и недалекого будущего разрабатываются здесь ежедневно. Тем не менее, аншлага не произошло.
Научную фантастику часто порицают как несерьезную и непоследовательную литературу. Те, кто ею зачитывается, носят обидное клеймо. Тем не менее, если внимательно изучить великие научные и технологические достижения, сделанные в XX и начале XXI века, оказывается, что многие феномены сначала были описаны в научно-фантастических произведениях и лишь спустя десятилетия стали реальностью.
Всего несколько примеров. Артур Кларк описал геостационарные спутники связи еще в 1945 году. Электрошоковое оружие тазер, сегодня применяемое стражами порядка во многих странах мира, названо так в честь «электрической винтовки Томаса Свифта», описанной Виктором Эпплтоном. Уинстон Черчилль стремился создать «смертельный луч» — . Предполагалось, что такой луч сможет сбивать вражеские самолеты, но итогом этих попыток стало изобретение радара. Радар, созданный при содействии MIT, помог англичанам одержать победу в битве за Британию.
Николас Негропонте, основатель «Медиа-Лаб», считает, что если современная промышленность позволяет воплотить идею, над которой вы сейчас думаете, то вы недостаточно амбициозны и зря тратите время. Научная фантастика позволяет понять, что хотел сказать этим Николас.
СБ: Научная фантастика играет огромную роль в работе, которую мы ведем в нашей медиа-лаборатории. У нас ведутся исследования во многих областях — таких как биомехатроника, реальные медиа, текучие интерфейсы. Каждое из этих исследовательских направлений опирается на определенный поджанр научной фантастики, представители которого зачастую прорабатывают ту или иную тему уже не одно десятилетие. Эти авторы не только прогнозируют современные технологии, но также исключительно внимательно исследуют последствия появления таких изобретений.
ДН: Некоторые замечательные проекты «Медиа-Лаб» непосредственно вдохновлены научно-фантастическими историями. Я веду проект, называемый «Нарратариум», представляющий собой контекстно-зависимую иммерсивную среду. Эта идея появилась в ходе одного мозгового штурма, состоявшегося у нас в лаборатории, но я быстро сообразил, что на самом деле мы будем делать гибрид виртуальных реальностей из рассказа «Вельд» Рэя Брэдбери и из «Алмазного века» Нила Стефенсона (там упоминается интерактивная книга «Букварь для благородных девиц»). Среда «Нарратариум» окружает вас, но при этом принимает от вас ввод и изменяется, если вы надиктовываете сюжет или воспринимаете сюжет.
Поскольку я отталкивался от научно-фантастической модели, разрабатывать «Нарратариум» было несложно, я даже предложил для него несколько новых возможностей. Речь не идет о прямом заимствовании; я не пытался реализовать именно ту видеотехнологию, которая описана в «Вельде», либо создать точную копию «Букваря», но проектировал реальное устройство, опираясь на описании фантастических. Именно такие взаимосвязи мы собираемся выстраивать в проектах этого класса. Никто не знает, как именно работает эмпатоскоп из романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», и я думаю, что было бы замечательно получить от студентов девять-десять вариантов его конструкции.
СБ: Я как раз занимаюсь конструированием кинетической акустической скульптуры, спроектированной по модели «Поющих Статуй», описанных в одноименном рассказе Дж. Г. Балларда в 1971 году. Проявив невероятную прозорливость, он вообразил мир, в котором искусство воздействует на все чувства одновременно, является в высшей степени интерактивным, порождает визуальные и акустические композиции при помощи алгоритмов и даже отвечает на мысли и чувства зрителей в реальном времени. Я пытаюсь воплотить концепции, описанные в этой книге, при помощи программирования и других современных технологий.
Вообще мы хотим, чтобы студенты получили хорошее представление о жанре научной фантастики, познакомились с множеством авторов и литературных стилей
При этом мы уделяем особое внимание книгам, в которых описываются новые устройства и другие технологии, способные стать основой для новых проектов «Медиа-Лаб». Мы стремимся к тому, чтобы наши студенты начинали собирать прототипы тех или иных устройств прямо по ходу чтения книги, стимулируем их подключать научную фантастику и к тем исследовательским проектам, которое они уже ведут