Стержни для протяжки кабеля
Гибкие стержни для протяжки, по сути, представляют собой аналог протяжной проволоки. Эти стержни также обладают повышенной прочностью и гибкостью. В продаже имеются разные наборы стержней, соединяемых в одну большую цепь. Часто в комплекте со стержнями идут резьбовые наконечники в виде крючков, колец и зажимов. Стержень отличается от протяжной проволоки тем, что он не ложится на поверхность, а всегда проходит над ней: гибкий стержень с легкостью пройдет над потолком, не задевая проводку, освещение и другие объекты, встроенные в гипсокартон. Для полностью закрытого потолка лучше подойдет именно гибкий стержень.
Как и в случае с протяжной проволокой, гибкий стержень можно проталкивать или, наоборот, вытягивать назад. Какой из методов вам лучше подходит нужно решать в зависимости от ситуации. Небольшой совет. Если вы проталкиваете закрепленный на стержне кабель и упираетесь во что-то, то придется тянуть обратно. Кабель может соскочить со стержня и закрепить его уже, конечно, не получится. Чтобы избежать этого, нужно тянуть стержень и одновременно вращать его вокруг своей оси. Это поможет намотать кабель на стержень для надежности.
Виды потолочных акустических систем
Встраиваемые акустические системы делятся на несколько видов, которые зависят от следующих критериев:
Колонки бывают:
Открытые
Комплектация открытой встраиваемой акустики в потолок представлена структурой, включающей:
Если денег на приобретение дорогого оборудования нет, выбирают другой способ и устанавливают специальный звукоизоляционный материал. Для дома или в квартире это станет лучшим вариантом, поскольку наряду с монтажом акустического оборудования удастся обеспечить дополнительную звукоизоляцию помещений. Если устанавливают потолочную акустику высокой мощности, прослушивание осуществляют на средней громкости. В результате искажения звука почти не ощущаются. Тогда и звукоизоляцию устанавливать не потребуется.
Акустику открытого типа часто устанавливают в:
Закрытые
Другой принцип действия демонстрируют потолочные колонки закрытого типа, которые используют для прослушивания мелодий на разных уровнях громкости. При этом воспроизводимый акустическим оборудованием звук получается четким.
Закрытая акустика представлена динамиками, оборудованными собственными корпусами, встраиваемыми в декоративный потолок. В этом и заключается минус акустики закрытого типа. Динамики чаще делают громоздкими, поэтому подвесной потолок должен обладать достаточной прочностью, чтобы выдержать нагрузки. Также иногда не получается опустить конструкцию потолка на 15-20 см вниз, чтобы спрятать корпуса колонок и тянущиеся акустические провода.
Но, если есть возможность установить такой вариант, непременно воспользуйтесь ею. Ведь она обладает следующими достоинствами:
Выбираем акустику
До начала работ нужно подготовить абсолютно все, включая колонки. Лучше всего подобрать потолочные колонки, которые по характеристикам подойдут к остальной акустике вашей системы, но это некритично. Также не волнуйтесь о низких частотах — за басы отвечает сабвуфер
Обратить внимание нужно на дисперсию звука. Она должна быть широкой
Потолочные колонки нужны для создания эффекта купола у вас над головой. Точно направленная акустика справится с такой задачей хуже.
Сумма, которую вы потратите на потолочную акустику зависит от вашего бюджета и от используемого в ДК оборудования. Если ваш ресивер и усилитель стоят недорого, то нет особого смысла тратиться на дорогие потолочные колонки. Также не стоит обманывать себя и покупать дешевую акустику к хайэндному ресиверу.
Включение объёмного звука на ПК
Использовать Долби Атмос на операционной системе Виндовс 10 можно только после его покупки, однако если вы скачаете этот софт, то сможете воспользоваться его бесплатной тридцатидневной версией и насладиться качественным звучанием на вашем устройстве при просмотре фильмов, прослушивании музыки или в процессе игры. Для включения функции пространственного звука на вашем компьютере необходимо выполнить ряд действий:
- Откройте на ПК стандартную панель управления.
- Перейдите в раздел «Оборудование и звук».
- Далее откройте пункт «Звук».
- В новом окне перейдите во вкладку «Воспроизведение», а затем «Динамики», после чего нажмите на кнопку «Свойства».
- Теперь откройте раздел «Пространственный звук» и укажите необходимый форма, а именно Dolby Atmos for Headphone (для наушников).
- Затем нажмите «ОК».
Чтобы скачать приложение Dolby Access на ПК под управлением системы Windows 10 нужно перейти в Microsoft Store либо воспользоваться нашим порталом. После этого вы сможете применить новую технологию, которая позволит создать динамически отображаемую звуковую среду. Использовать для этой цели можно не только динамики (наушники), но и домашний кинотеатр.
4.5/5 (1)
Стандартныйустановщик | Бесплатно!uFiler | |
---|---|---|
check | Официальный дистрибутив Dolby Access | check |
close | Тихая установка без диалоговых окон | check |
close | Рекомендации по установке необходимых программ | check |
close | Пакетная установка нескольких программ | check |
Скачать: Dolby Access Скачано: 4032, размер: 0, дата: 23.Май.2021 |
Скачать: Dolby Access Скачано: 4032, размер: 0, дата: 23.Май.2021
Сколько понадобится кабеля?
У профессиональных инсталляторов таких вопросов не возникает — они пользуются кабелями в бухтах. Если есть возможность, то сделайте также. Если хочется сэкономить, то нужно тщательно все промерить, чтобы потом не пришлось наращивать провода (так делать настоятельно не рекомендуется). Если вы уверены, что сможете проложить кабель от ресивера до колонок напрямую, то просто замерьте дистанцию обычной рулеткой, которая будет выполнять роль проводов. Если же на пути кабеля встречаются какие-либо перегородки, то добавьте дополнительно 3 метра. Возможно, весь кабель не пригодится, но лучше взять с запасом. Кстати, эти советы с замерами актуальны только в том случае, если ваш потолок еще не закрыт гипсокартоном. В противном случае, нужно сделать приблизительные замеры, учитывая все возможные преграды на пути кабеля (закрытые стены и потолок не позволят заранее высчитать нужную длину, поэтому берите с запасом).
Вам действительно нужны потолочные колонки?
Прежде чем начать, давайте еще раз всерьез подумаем точно ли в вашем ДК нужны потолочные Atmos-колонки? Установить акустику такого типа не так уж просто
Если вам не хватит осторожности и терпения, то все может закончиться испорченным потолком, кучей свисающих проводов и не очень довольной женой, которая отныне будет видеть вас как человека, разрушившего ее любимую комнату. И никакого Atmos-звука у вас тоже не будет
Не забывайте, что существуют альтернативные решения: Dolby Atmos-саундбары, полочные колонки с Atmos-модулями, установить которые не сложнее, чем акустику 7.1-канальной системы. Имейте это в виду! Вот теперь мы со спокойной душой продолжим.
Что такое DTS Play-Fi
DTS Play-Fi — беспроводная аудиоплатформа, лицензированная для Hi-Fi брендов. Это означает, что вместо того, чтобы покупать все аудиоустройства у одного производителя достаточно просто подключить беспроводные устройства разных производителей через DTS Play-Fi. В основном это такие «серьезные» Hi-Fi бренды, как McIntosh, Onkyo, Arcam, Klipsch, Polk и Thiel.
Совместимые устройства включают в себя беспроводные колонки, стереосистемы, AV-ресиверы, предусилители, стримеры, медиа-серверы и многое другое. Есть возможность управлять ими, используя приложение Play-Fi на своем устройстве Android или iOS или же через компьютер.
Приложение поддерживает все основные потоковые сервисы (Spotify, Tidal, Amazon Music и т.д.). Исключение составляет Apple Music, хотя есть некоторые Play-Fi-совместимые устройства, которые поддерживают технологию беспроводной связи Apple AirPlay 2.
Какие файлы поддерживает DTS Play-Fi? Это файлы MP3, M4A, AAC, FLAC, WAV и AIFF с разрешением до 16 бит / 48 кГц без сжатия. Также можно передавать потоковые файлы с более высоким разрешением через сеть Wi-Fi. Однако разработчики советуют в этом случае использовать проводное соединение, чтобы избежать «заикания» воспроизведения.
Итак, сколько устройств можно добавить в домашнюю сеть? Сколько угодно, хотя DTS рекомендует максимум 32 устройства, чтобы избежать проблем с производительностью. Одну и ту же песню могут воспроизводить одновременно до 16 устройств Play-Fi. Также можно управлять Play-Fi голосом через голосовых помощников Amazon Alexa или Apple Siri.
Теги:
звук
Протяжная проволока
Протяжная проволока представляет собой подобие строительной рулетки с катушкой пружинной стали. Этот инструмент идеально подходит для протяжки кабеля в трубопроводах, стенах и любых других закрытых местах, где практически нет препятствий. Пружинная сталь достаточно жестка для того, чтобы проталкивать ее силой, но в то же время она обладает хорошей гибкостью. Протяжная проволока подойдет для прокладки проводов на большие расстояние, но на пути должно быть чисто.
Вот хороший пример использования этого инструмента. Если вы протягиваете кабель за стеной, то протяжную проволоку нужно протолкнуть от плинтуса до верхнего стыка. Когда проволока вылезет сверху, нужно надежно примотать к ней кабель изолентой. Сначала намотайте изоленту на саму проволоку, потом вокруг кабеля. Получится закрытый «чехол» для кабеля, который не позволит проводу зацепиться за гипсокартон или еще что-то. Лента должна быть намотана максимально плотно.
Как закончите с намоткой, плавно опустите проволоку вниз, чтобы ее кончик вместе с проводом спрятался обратно в стену. Теперь можно приступать к протяжке. Не торопитесь и следите за тем, чтобы кабель и проволока двигались вниз легко и без зацепов. Будет лучше, если вы попросите кого-то помочь вам. Как только вы почувствуете, что проволока застряла, прекратите тянуть и попробуйте протолкнуть проволоку обратно вверх, одновременно прокручивая ее. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз, но в итоге проволока продолжит свой путь также, как она делала это, когда шла снизу вверх в начале.
DTS:X и Dolby Atmos
Эти сверхсовременные аудиотехнологии во всех отношениях превосходят традиционный многоканальный звук. Они воссоздают эффекты на основе объектов, таких как летящий над головой самолет или свист пуль по всей комнате, благодаря множеству звуковых сигналов, производимых расширенным комплектом АС.
Обе технологии обеспечивают полное погружение, но достигают его разными путями.
Dolby Atmos образует «купол» звука при помощи динамиков, установленных на потолке. Если вы не горите желанием сверлить в нем дыры, есть несколько упрощенных вариантов, включая саундбары Dolby Atmos с направленными вверх динамиками, звук которых отражается от потолка и создает примерно тот же эффект, а также дополнительные модули для традиционных АС, направленные вверх.
OLED-телевизоры LG 2017, 2018 и 2019 годов также поддерживают Atmos, а 4K OLED-телевизор Panasonic GZ2000 оснащен встроенными направленными вверх динамиками Dolby Atmos в тыловой части корпуса.
Все больше производителей оборудования выпускают устройства с поддержкой Dolby Atmos; растет каталог Blu-ray-дисков и стриминговых сервисов с совместимым контентом, включая Amazon Prime Video и Netflix. Постепенно к ним присоединяются и телевещательные компании.
Формат DTS:X отличается большей гибкостью. Он работает со стандартными многоканальными комплектами и не требует применения дополнительных динамиков над головой. Кроме того, он позволяет вручную настраивать звуковые объекты – например, увеличивать громкость голосов в саундтреке, чтобы диалоги были лучше слышны на фоне громких эффектов.
Примерно 90% компонентов систем домашнего кинотеатра совместимы с DTS:X; многие производители либо предлагают прошивки для уже работающих AV-ресиверов, либо выпускают новые модели. Недостаток только один – меньшая распространенность контента. Ни Amazon Prime Video, ни Netflix в настоящее время не поддерживают DTS:X.
О компании Analog Devices
Компания Analog Devices (AD, ADI) основана в 1965 году в Кембридже, штат Массачусетс, США двумя инженерами – выпускниками Массачусетского Технологического института (MIT) Рэем Стейтой (Ray Stata – первый президент и CEO) и Мэттью Лорбером (Matthew Lorber) с целью разработки и производства интегральных операционных усилителей (ОУ) – новых в тот момент на бурно развивающемся рынке полупроводниковой электроники изделий. Уже через три года продажи компании достигли 5,7 млн. USD.
К 1970 AD открыла четыре зарубежных офиса – в Британии, Западной Германии, Франции и Японии, и объем продаж за пределами США достиг 40% общих продаж. В 1973 внедрена технология КМОП, в 1974 выпущен первый интегральный инструментальный усилитель, в 1978 – первый в отрасли интегральный АЦП. В 1978 с приобретением компании Computer Labs компания AD стала ведущим игроком на рынке высокоскоростной обработки аналоговых данных, в том числе – для космической и оборонной отраслей.
В 80-е, сохранив позиции в промышленной, лабораторной и космической электронике, компания вышла на новые для себя рынки – потребительский, телекоммуникационный и компьютерный. В 1988 AD внедрила полностью биполярный техпроцесс для производства высокоскоростных ЦАП и АЦП.
В 1990 AD приобрела компанию Precision Monolithics – изготовителя высокопроизводительных аналоговых ИС из Кремниевой долины в Калифорнии. В 90-е годы компания AD прочно закрепилась на растущем рынке интернет-решений со своими процессорами цифровой обработки видео- и аудиосигналов.
В 2000-е, наряду с началом производства цифровых изоляторов нового поколения и новой линейки цифровых процессоров BlackFin, AD внедрила техпроцесс кремния на кремний-германиевой подложке, что впервые в отрасли позволило скорости обработки аналогового сигнала пересечь порог в 1 ГГц.
2010-е годы ознаменовались началом производства интегральных программируемых приемопередатчиков беспроводных диапазонов и выпуском первых АЦП со скоростью преобразования более 1 гигасэмпла в секунду.
В 2014 году AD утвердилась на рынке полупроводников РЧ и микроволнового диапазона, приобретя одного из лидеров этого сектора рынка, компанию Hittite. А в 2017 году было объявлено о покупке за 15,8 млрд. USD крупного независимого производителя высококачественных аналоговых компонентов, компании Linear Technology.
2021 год. Maxim Integrated и Analog Devices становятся одной компанией.
Объединение дало возможность предложить расширенный ассортимент высококачественных технологических решений в области обработки смешанных сигналов и управления питанием, которые помогают заказчикам разрабатывать успешные продукты для цифрового мира с повсеместным использованием датчиков и подключенных к сети устройств.
Объединенные инженерные возможности и богатый опыт в этих областях помогают решать самые сложные задачи заказчика по разработке устройств, работающих в различных частотных диапазонах от НЧ до 100 ГГц, с различными мощностями от нановатт до киловатт и в различных реализациях от датчика до облака.
Среди выпускаемой продукции:
- АЦП и ЦАП;
- интегральные усилители, в том числе – радиочастотного и микроволнового диапазона;
- ИС управления питанием;
- MEMS-датчики;
- процессоры цифровой обработки сигнала;
- системы на кристалле, в том числе – для сбора данных.
Основные секторы рынка, потребляющие продукцию AD :
- промышленная автоматизация и лабораторные приборы;
- навигационное оборудование и радарная техника;
- системы безопасности;
- энергогенерирующие и энергосберегающие системы;
- бортовая автомобильная электроника;
- системы умного дома и умного производства;
- медицинская электроника;
- телекоммуникационные системы и базовые станции;
- портативная потребительская электроника.
Распределение продаж по конечным рынкам:
- промышленность – 50%;
- связь и телеком – 21%;
- автомобильный сектор – 16%;
- потребительский сектор – 13%.
- Каталог
- Новости
В чем отличие Dolby Atmos
К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.
Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.
А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться
Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов
Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.
Вторая ступень: Analog Devices и Texas Instruments
Если в поисках лучшего Dolby Atmos-декодирования подняться на следующую ступень, то мы сталкиваемся с решениями от Analog Devices и Теxas Instruments. Это уже более дорогая категория. Такие DSP-процессоры используются в старших моделях Marantz, Denon, McIntosh, Acurus, StormAudio. Однако и здесь все ограничивается 11 каналами. Если учесть, что минимальная для Dolby Atmos конфигурация — это 5.1.2, то обойтись таким AV-процессором вполне возможно.
Стоит отметить, что цифровые сигнальные процессоры Analog Devices и Texas Instruments хоть и специализированные, однако универсальные устройства, декодирующие с помощью программных библиотек, а следовательно их функционал можно расширить программно. Тогда как решения на базе Cirrus Logic используют аппаратное декодирование и именно поэтому на недорогих AV-ресиверах не может появиться, например, поддержка Auro 3D.
На сегодняшний день компания Analog Devices предлагает несколько разных процессорных платформ для AV-устройств, позволяющих декодировать Dolby Atmos и DTS:X. В универсальных мощных платах серий ADSP-SC57x и ADSP-2157x стоят фирменные процессоры SHARC от Analog Devices и ARM Cortex-A5. Такая конфигурация, созданная специально для работы с аудио, обеспечивает обработку сигнала в реальном времени. При этом платы довольно компактны и не требуют дополнительного охлаждения, что тоже экономит место.
Процессорная платформа Analog Devices ADZS-SC573-EZLITE
Большинство аудиофилов-киноманов могут остановиться на данной ступени — это некая золотая середина для современного домашнего кинотеатра. Если же речь идет об особо искушенных пользователях, то им придется забраться еще выше — на третью финальную ступень Dolby Atmos-декодирования.
Проделываем отверстия
Когда все шаблоны будут на своих местах, обведите их карандашом и отклейте. При помощи ножа для гипсокартона нужно сделать разрез от центра окружности к краю. Затем двигайтесь по периметру, стараясь вести лезвие точно по линии карандаша. Как только четверть круга будет пройдена, можно убрать кусок гипсокартона и просунуть руку или проволоку в отверстие, чтобы убедиться в отсутствии препятствий по всему периметру. Если все хорошо, то продолжаем резать. Если на пути попался металлический подвес, то часть подвеса можно убрать с помощью ножовки по металлу. Если попался брус, то лучше сделать новое отверстие. Смысл в том, что восстановить гипсокартон гораздо проще, чем убрать балку (и это небезопасно).
Когда отверстие будет готово, возьмите колонку (без гриля) и попробуйте установить ее. Колонка должна встать на место легко (минимальное сопротивление допускается), а по краям не должно быть зазоров. Если колонка не проходит в отверстие, то следует снять еще немного материала по периметру, равномерно подрезав дыру по краям. Если все делать правильно, то АС обязательно встанет на место.
Первая ступень: бюджетные решения на базе Cirrus Logic
Существует несколько решений для декодирования Dolby Atmos. Самый бюджетный вариант — устройства на базе чипсетов CS49834 (Tri-Core-процессор) и CS49844 (Quad-Core-процессор) от Cirrus Logic. Данные чипы работают практически со всеми форматами, кроме Auro 3D.
Решение широко используется в недорогих ресиверах, включая Pioneer, Onkyo, Denon. Также чипы Cirrus Logic ставят в саундбары, колонки и даже мобильные устройства. Процессоры CS49834/44 востребованы производителями ввиду их доступности и возможности использования в ограниченном пространстве. Хороший пример — саундбары. Многие компании начали делать звуковые панели с Dolby Atmos-декодированием из-за популярности формата и желания многих покупателей обойтись компактным устройством по типу «все-в-одном» вместо покупки нескольких колонок, AV-процессора или ресивера. Саундбары, как правило, представляют собой негабаритные устройства, и разместить внутри сразу несколько динамиков и все необходимые платы непросто. Именно здесь на помощь и пришли чипсеты от Cirrus Logic.
Схема чипа Cirrus Logic CS49844
Независимо от того, в каком оборудовании задействованы CS49834 и CS49844, при официально заявленной поддержке формата Dolby Atmos, устройство в обязательном порядке обладает сертификатами от Dolby. Другими словами, получить от Cirrus Logic-решений звук в Dolby Atmos, конечно, можно, однако качество звучания не будет доходить до максимально возможного в рамках формата. Еще один значительный минус чипов Cirrus Logic — это ограничение 11 каналами (7.1.4, LFE-канал не участвует в рендере объектов).
Выходит, настоящим ценителям масштабного окружающего звука, имеющим желание оценить возможности технологии в полной мере, есть смысл поискать другие Dolby Atmos-решения.
Плюсы и минусы Apple TV
Apple имеет собственный магазин фильмов iTunes movies, а также предлагает стриминговый сервис Apple TV+ по подписке за 199 р. в России и 4,99 $ для Украины в месяц, где позволяет смотреть эксклюзивные фильмы и сериалы собственного производства — так называемые Apple Originals. Каждый месяц здесь появляется новый контент. Кроме того, по подписке есть и небольшое количество тематических каналов Apple TV channels. И все это в одном приложении Apple TV на ваших iPhone, iPad, Apple TV и Mac.
Если в Apple TV+ добавить контент, будет просто пушка
Также приложение доступно для современных смарт телевизоров LG, Samsung и Sony. Однако в яблочной экосистеме есть ещё один большой плюс. Вы можете начать просмотр на одном устройстве, а затем досмотреть его в дороге или на работе в свободное время на другом. Также можно купить или взять напрокат фильм на iPhone, а посмотреть комфортно в домашнем кинозале с использованием приставки Apple TV 4K в связке с проектором.
В приложении реализовано автоматическое переключение на «честные» 24 кадра и переключение между форматами вывода видео. Получается, что фильмы и сериалы из фирменного сервиса от Apple технически более чем удовлетворяют нашим требованиям, а ещё этот сервис имеет очень большой плюс в финансовом плане. Ведь максимальная цена за фильм в отличном 4К качестве с HDR и отличным многоканальным звуком в нем составляет всего лишь 399 рублей в российском магазине. Это порой даже дешевле, чем цена на фильм в MEGOGO при худшем качестве и компромиссном звуке.
Да, в украинском магазине цена может доходить до 17 долларов за фильм. Политику ценообразования для стран ближнего зарубежья компании из Кремниевой долины понять трудно. Но никто не запрещает жителям стран СНГ пользоваться российским магазином iTunes Store или App Store.
Монтаж акустики для разных видов потолков
Современные потолочные системы представлены несколькими видами. И конструктивные особенности каждого типа декоративного потолка влияют на порядок установки акустической установки.
Потолки из гипсокартона
Гипсокартонные конструкции – удобный вариант для размещения потолочных динамиков. Под декоративным покрытием имеется достаточное количество свободного пространства, что не создает трудностей при монтаже акустики. В зависимости от размеров динамиков и колонок потолок опускают на необходимое расстояние.
Армстронг
Для монтажа аппаратуры под такие потолки потребуется установить специальные крепежные элементы в виде рамок. Это обусловлено малой прочностью Армстронг. Рамки монтируют внутри конструкции, а сама акустика крепится с помощью установочного кольца.
Натяжные конструкции
Если решено установить потолочные колонки под натяжной потолок, то об установке крепежных элементов заботятся еще до его монтажа. Габариты динамиков станут отправной точкой для мастеров, которые опустят профиль под покрытие на величину колонок. Полотно монтируется таким образом, чтобы между ним и аппаратурой оставалось 3-5 миллиметров свободного пространства. Это связано с тем, что пленка ПВХ из-за малой прочности может разорваться или деформироваться в результате тесного контакта с динамиками.
Декодируем Dolby Atmos дома: решения от Cirrus Logic, Analog Devices и Trinnov
Формат Dolby Atmos проделал длинный путь от коммерческих кинотеатров с огромными залами до гостиных и частных кинозалов. Давайте попробуем разобраться, как же этот «объектно-ориентированный» формат доходит до рядового потребителя и в чем его отличия от стандартного Dolby TrueHD.
Если в Dolby TrueHD каждый из каналов (максимум до восьми, 7.1) записывался как отдельная независимая дорожка в студии и все что требовалось от процессора — максимально качественно декодировать сигнал, преобразовать в аналог и отдать дальше на усилители, то для Dolby Atmos задача несколько сложнее.
Во-первых, увеличилось количество каналов. В домашней версии Dolby Atmos возможно использование более 30-ти дискретных каналов, включая потолочные. А во-вторых, кроме базового слоя (7.1, записанного в том же Dolby TrueHD — так называемый Bed Layer) были введены дополнительно «объекты» (objects).
Объекты в Dolby Atmos — это звуковые WAV-файлы с метаданными (например, звук летящего вертолета), описывающими их свойства, такие как место появления и исчезновения, начальная и конечная громкость, траектория движения и динамика изменения этих параметров в процессе (подробнее читайте в статье Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов). Теперь процессор должен не только декодировать стандартный 7.1, но и в реальном времени просчитать объекты, замешать звук от объектов в Bed Layer и подать на нужное количество каналов, которых может быть сильно больше чем 7.1 и зависит от конкретного помещения.
Эти дополнительные расчеты стали возможны благодаря существенному увеличению вычислительной мощности процессоров и сильно упростили задачу звукорежиссеров. Также это необходимо для более правильного адаптирования звуковой дорожки под любое помещение. Для небольшой комнаты может быть достаточно и 7.1.4, но если выделено помещение под кинозал площадью метров 40-45, скорее всего потребуется 9.1.4 или даже 11.1.6 — зависит от количества рядов и высоты потолка.
Но давайте посмотрим на существующие способы обработки Dolby Atmos, почему так получилось, что на рынке есть и недорогие саундбары с Dolby Atmos и очень дорогие процессоры.
Ищем точки встройки
Определение конечной точки встройки акустики будет зависеть от рекомендаций Dolby и особенностей вашего потолка. Как уже было сказано, балки могут помешать. Поэтому сперва придется найти их. В этом деле поможет детектор неоднородностей, но имейте в виду, что потолки отличаются от стен: между потолочным брусом и гипсокартоном часто бывает зазор.
Здесь мы можем столкнуться с двумя моментами. Во-первых, детектор может не обнаружить деревянную балку из-за имеющегося зазора. Во-вторых, металлические подвесы, которые держат потолок, слишком тонки для детектора — их он тоже может пропустить.
К счастью, есть простой и надежный лайфхак: воспользуйтесь набором редкоземельных магнитов. Возьмите один магнит, приложите его к потолку и движениями по спирали «просканируйте» зону предполагаемой встройки АС. Магнитит нужно перемешать медленно. Когда он примагнитится к подвесу или саморезу (по сути, разницы нет), оставьте его на месте и возьмите следующий магнит. Проделайте ту же процедуру с несколькими магнитами, чтобы найти следующий подвес. В итоге у вас должна получиться линия из магнитов, по которой будет понятно расположение балки.
Чтобы найти следующую балку, нужно отступить в сторону примерно 40 см. Теперь задача упрощается — искать новые подвесы нужно параллельно уже найденным на предыдущей балке (по крайней мере, так должно быть, если вам повезет).
Итак, вы нашли все балки в зоне установки колонок. Теперь пора окончательно наметить точки для встраивания колонок. Как правило, потолочные АС идут в комплекте с шаблонами для выреза отверстий. Если такого шаблона нет в комплекте, то зайдите на сайт производителя и скачайте его оттуда. Шаблон нужно распечатать на принтере, но не ошибитесь с масштабом.
С помощью двухсторонней липкой ленты приклейте шаблоны к потолку. Обязательно делайте замеры по два раза: вырезы должны быть расположены симметрично в соответствии с рекомендациями Dolby. От балок нужно отступать минимум 2,5 см. Край шаблона не должен примыкать к балке, так как каждая колонка оснащена фиксаторами, которым тоже понадобится место.
Краткая история многоканального звука
Именно звук создает эффект присутствия в кино и погружает в атмосферу фильма. Звуковое кино буквально за несколько лет убило немой кинематограф. Первый фильм с объемным звуком — диснеевская «Фантазия» — был выпущен еще в сороковых. Спустя десятилетие в Нью-Йорке имел большой успех демо-фильм «Это — Синерама», сочетавший панорамную картинку с 7-канальным звуком: 5 каналов для источников с экрана, и еще пара — по бокам для эффектов.
С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.
Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.