Устройство инструмента
Несмотря на небольшие размеры, альтовый саксофон пользуется популярностью у музыкантов, исполняющих как классические, так и джазовые композиции.
Трубка в виде конуса, расширяющегося с одной стороны – корпус саксофона с клапанно-рычажным механизмом – издали похожа на атрибут курильщика-эстета. В расширенной части корпус переходит в раструб, а в узкой с помощью эски объединяется с мундштуком, отвечающим за качество звука и по строению схожим с мундштуком кларнета. На его изготовление идут каучук, эбонит, оргстекло или сплав металлов.
Элемент саксофона, который образует звук, называют тростью. При помощи лигатуры – небольшого хомутика, трость крепится к мундштуку. В наше время эту деталь часто делают из искусственных материалов, но в идеале должно использоваться дерево. На изготовление трости идет тростник с юга Франции.
Выдающиеся саксофонисты
Сольное исполнительство на саксофоне начало развиваться с середины XIX века усилиями бельгийских и французских музыкантов. Активно продвигал своё изобретение сам Сакс, среди других саксофонистов этого времени ― Анри Вюиль, Луи Майёр, Жан Мурман, Жан-Батист Суаль. Одним из первых музыкантов, познакомивших с саксофоном американскую публику, был Эдуард Лефебр, француз по происхождению, в 1884 году принявший гражданство США. Выдающейся саксофонисткой была Элиза Холл, которой посвящены более 40 сочинений композиторов-современников. Особое направление представляет собой творчество Руди Видофта, выступавшего в 1920―30-е годы.
XX век в истории классического саксофона связывается с именами двух крупнейших исполнителей ― Сигурда Рашера и Марселя Мюля. Успешно выступали на мировых сценах Густав Бумке, Сесил Лизон, Жюль де Врис, Жан-Мари Лондейкс, Лев Михайлов и многие другие саксофонисты.
В джазе солисты-саксофонисты заняли доминирующее положение с конца 1920-х годов. Среди наиболее выдающихся из них ― Коулмен Хокинс, Джонни Ходжес,Чарли Паркер, Лестер Янг, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер .
https://youtube.com/watch?v=-88t2-eolpo
Джаз
А теперь внимательный читатель мог задать вопрос, а при чем тут Новый Орлеан? И если блюз и регтайм — это такие классные родоначальники джаза, но они и также самостоятельные музыкальные жанры, то что такое джаз?
Очень мало известно о конкретных людях того времени, считается что первый джазмен — это корнетист Бадди Болден (Buddy Bolden). У него был свой марширующий бэнд, с которым он выступал на похоронах и свадьбах, и в моменты особого веселья и танцев он переносил ритмический акцент бас бочки с первой доли маршеобразного ритма создавая неожиданную синкопу, которая заставляла танцевать еще сильней.
А это очень много чего значит, как мне кажется, от такой трансформации они что-то почувствовали. Почувствовали, что «качает» намного круче, когда не акцентируешь сильные доли!
Вот теперь всё сливается в одно целое, потому как, где кроме Нового Орлеана могло произойти пересечение оркестра Бади Болдена, блюза, регтайма и испанской хабанеры? Там было для этого всё: люди, инструменты, атмосфера. Чтобы было понятнее давайте смоделируем весь процесс.
У нас есть типичный ритм регтайма в 2/4 маршеобразным аккомпанементом:
Теперь мы увеличим длительности в два раза и размер такта с 2/4 до 4/4:
Здесь в дело вмешивается еще одна звезда того времени — Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton). И да это еще один важный пианист в этой истории. Джелли Ролл Мортон внедрил в свою игру ритм хабанеры в левую руку и блюзовые нотки в правую:
Это заставило ритм качать еще сильней, а в купе с синкопой Бади Болдена привело музыкантов на мысль, что если синкопировать и опираться не на первую и третью доли такта, тогда можно заставить ритм «качаться». А если качается ритм, то и качаются люди в такт и пританцовывают. В итоге получился вот такой вот вариант:
Почти всё. Если уже сыграть в таком варианте, то вы просто не сможете устоять и играть идеально ровно, вы начнете «качаться» относительно второй и четвертой долей такта. Произошла первая революция джаза — родился свинг!
Опять же, трудно обрисовать картину, когда не живешь в то время, возможно есть упущения в моей истории, буду рад любым вашим конструктивным дополнениям. Как мне кажется, это первый важный этап джазовой истории.
Всем усердия в занятиях!
Роман Алексеев
Просмотры:
4 612
Краткая история происхождения
Название связано с именем изобретателя – А. Сакс стал прародителем новой линейки духовых инструментов. Речь идет о семействе – сопраниссимо-контрабас, которое представлено в современное время 8-ю (различными по конструкции и звучанию) «саксами». Так было не всегда, и на разработку новых представителей «семьи» ушло более 150-ти лет. Впервые саксофон был показан на «Брюссельской промышленной выставке» в 1841 году, но тогда он не имел современного названия и позиционировался как «офиклеид мундштучный». Строение было похоже на нынешнее: металлический корпус конической формы, одинарная «трость» (которая была взята от кларнета и мало чем отличалась от оригинала), мундштук. Специалисты сразу отметили наличие ветвистой змееобразной формы – переплетенной и скрученной. Система кольцевых клапанов была установлена по принципу Т. Бёма.
Появление саксофона в классике и на эстраде
Изобретатель через несколько лет получил патент на новую систему духовых инструментов, куда вошли 8 разновидностей саксофона. Интересно, что впервые эти модели появились во французских военных оркестрах, что сразу же стало отличать их от других национальных милитаризированных коллективов. Позже многие европейские композиторы включали саксофон в свои аранжировки и концерты. Инструмент получил немалую популярность и появлялись мастера, которые показывали высокий класс игры на новой «трубе». Интересно, что класс саксофона был открыт только в середине XX века во время второй мировой войны в «Парижской консерватории». Эстафета перешла к американским музыкантам, которые сразу разглядели уникальные качества семейства.
Саксофон в джазе
Направление Jazz выбрало доминирующим музыкальным инструментом саксофон неспроста, так как оно по своему духу было революционно и стремилось использовать самые передовые музыкальные средства и инструменты на то время. То есть спустя 100 лет инструмент вернулся и пережил второе рождение. Он снова стал изготавливаться в промышленных масштабов и успешно покупался, несмотря на сложность сборки и существенную цену. Можно послушать, как известный саксофонист Felix Slovacek исполняет мелодию из фильма «Крестный отец», чтобы прочувствовать весь неповторимый шарм, который создает саксофон.
История саксофона и его создателя
В 2022 году исполнится 180 лет с того момента, как музыкальных дел мастер бельгиец Антуан-Жозеф Сакс (Адольф Сакс) создал инструмент для военного оркестра. Точнее было создано 14 разновидностей инструментов, отличающихся по размерам и звучанию. Альтовый саксофон самый популярный в этом семействе.
На долю данных музыкальных инструментов пришлось немало трудностей: их запрещали в Германии за отсутствие арийского происхождения, а в СССР саксофоны считали элементом культуры идеологического врага, и тоже запрещали.
Но со временем все изменилось, и теперь ежегодно со всего мира саксофонисты собираются в Динанте, чтобы пройти парадом по набережной и вечерним улицам, озаренным светом факелов, отдавая таким образом дань уважения создателю музыкального инструмента.
Регтайм
Я хочу сразу предостеречь вас от поспешных выводов, что сейчас пойдет речь о пианистах, ведь, как известно, регтайм — фортепианный жанр. Так уж сложилось, что здесь пианисты сыграли свою роль в истории джаза. Регтайм — это второй важный ингредиент джазовой музыки, хотя в чистом виде к джазу он уже не имеет никакого отношения.
Возможно, вы знаете, кто такие креолы? Из-за очень сильной расовой сегрегации никто не хотел оказаться на месте чернокожих афроамериканцев, даже некоторые другие чернокожие не хотели этого. Креолы — это дети белокожих рабовладельцев и их чернокожих рабов, и они очень не хотели быть обычными рабами. Они росли в богатых семьях и получали образование, навыки этикета и были таким прям аристократичными. Они часто старались дистанцироваться от обычных рабов, пытаясь быть высшим обществом. Но не все их представители разделяли такую точку зрения. Были среди них и те, кто получив европейское классическое музыкальное образование устремлял свои взгляды на музыкальное творчество окружающего их мира, в том числе и на творчество обычных рабов.
Также, в то время в Америке были популярны шоу менестрелей. В этих шоу исполняли афроамериканский танец Кейкуок, который отражал именно африканскую ритмическую природу — синкопирование. Взять, например, изящный венский вальс и начать танцевать его на одной ноге, вот примерно так выглядит синкопирование. Очень ломаные и резкие движения на фоне достаточно упругого ритма.
Так вот, креолы сидели дома за фортепиано, а в то время с улицы доносились звуки марширующего военного оркестра. И эти образованные ребята стали играть левой рукой именно ритм марша — «ун-ца ун-ца». Бас на первую долю, аккорд на вторую, вот и получился «ун-ца» (um-pah, это реальное название) аккомпанемент в размере 2/4.
А правой рукой стали играть то, что слышали в шоу менестрелей — тот самый синкопированный ритм. Который работает как группы из трех нот поверх четного размера. За счет этого создавалась та самая «джазовая» ломаность и в тоже время знакомая маршеобразная европейская пульсация.
Так появился регтайм. Считается, что произошло это в среднем западе США и самый крутой представитель регтайма — это Скотт Джоплин. Послушайте пример в видео — наверняка вам с детства известна эта мелодия.
Регтайм — это в некотором роде афроамериканский вариант европейского военного марша, поэтому есть очень много схожих черт: форма, гармония, структура мелодики. Только вот ритм сделал своё кардинальное и решительное изменение марша, да так, что большинству истинных американских аристократов этот новый музыкальный жанр пришелся не по вкусу.
Но новинка была настолько забавной и интересной, что невозможно было её упустить из виду, и слухи о регтайме расползались по всей Америке быстрее, чем его успевали хаять высшие общества.
Звёзды джаза
Тело́ниус Монк (Thelonious Monk, 1917—1982) — легендарный американский джазовый пианист и композитор…
29 апр
Гаранян стал первым советским музыкантом, которого в 1958 году пригласил в свой оркестр Олег Лундстрем…
Swingle Singers
Swingle Singers — один их самых знаменитых вокальных ансамблей мира — в его творческом багаже более тысячи высококлассных аранжировок музыкальных произведений в буквальном смысле «всех времен и народов»…
Bobby McFerrin. «Джазмен со смыслом»
Роберт «Бобби» Макферрин (англ. Robert «Bobby» McFerrin, Jr., род. 11 марта 1950) — американский джазовый певец и дирижёр…
27 апр
Алексей Козлов
«Кстати, для любой власти истинный джаз всегда является нежелательным, поскольку он неподвластен никакой идеологии и непредсказуем…
В джазе [ править ]
Бас-саксофон пользовался некоторой популярностью в джазовых комбо и танцевальных коллективах в период между Первой и Второй мировой войнами, в основном обеспечивая басовые партии, хотя игроки иногда исполняли мелодичные соло. Известные музыканты этой эпохи включают Билли Фаулера, Коулмана Хокинса , Отто Хардвик (из оркестра Дьюка Эллингтона ), Адриана Роллини (который был пионером соло на бас-саксофоне в 1920-х — 1930-х годах), Мин Лейбрук , Спенсер Кларк , Чарли Вентура и Верн. Браун из шести коричневых братьев . В середине-конце 1920-х годов бас-саксофон стал более дефицитным в стандартной инструментарии джаз-бэндов. Ноты того периода показывают многие группы, сфотографированные с бас-саксофоном в их коллекции инструментов. Иногда на ней играл туба или струнный басист, а не член секции саксофона.
Американский руководитель Бойд Реберн (1913–1966), возглавлявший авангардный биг-бэнд в 1940-х годах, когда-то был бас-саксофонистом. В Британии ее сыграл и лидер группы Оскара Рабина . Гарри Голд , член группы Рабина, играл на бас-саксофоне в своей собственной группе Pieces of Eight . Американский оркестр Стэна Кентона «Mellophonium Orchestra» (1960–1963) включал четырнадцать медных духовых инструментов и использовал саксофонную секцию из одного альта, двух теноров, баритона и баса в композициях Джонни Ричардса. Джоэл Кэй играл в этой группе на баритоне и бас-саксофоне. Ансамбль записал несколько успешных альбомов, получив две премии Грэмми . Лоуренс УэлкГруппа показала соло Билла Пейджа на бас-саксофоне в нескольких передачах в течение 1960-х годов. В «Щелкунчике» Коротышки Роджерса (записанном для RCA Victor в 1960 г.) в четырех частях использовался бас-саксофон (играет Билл Худ).
Традиционный джазовый оркестр 1970-х годов The Memphis Nighthawks построил свое звучание вокруг миниатюрного бас-саксофониста Дэйва Фейнмана. Некоторые возрожденческие бас-саксофонисты, выступающие сегодня в стиле 1920-1930-х годов, — это Винс Джордано и Берт Брандсма, лидер группы Dixieland Crackerjacks. Джазовые игроки , использующие инструмент в более современном стиле , включают Роско Митчелл , Энтони Брэкстон , Питер Броцманн , JD Parran , Хамиет Блайетт , Джеймс Картер , Стефан Зениек , Майкл Маркус (музыкант) Винни Голия , Джозеф Jarman ,Брайан Ландрус , Урс Леймгрубер , Тони Беван и Скотт Робинсон , хотя ни один из этих игроков не использует его в качестве основного инструмента.
Ян Гарбарек играет на бас-саксофоне в альбоме 1973 года Red Lanta .
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме бас-саксофоны . |
- Веб-сайт BassSax.com
- Страница бас-саксофона на www.contrabass.com, веб-сайт «Contrabass Mania»
- Инновационный дизайн бас-саксофона от Eppelsheim
- Шесть коричневых братьев
- Винс Джордано играет на бас-саксофоне в программе радио A Prairie Home Companion , 9 апреля 2005 г.
- MP3-отрывок из первой части «Сонатины Джакозы» для бас-саксофона и фортепиано (1987) Уолтера С. Хартли в исполнении Джея Истона
- https://www.youtube.com/watch?v=s-8-HwK9aEk Посмотрите, как Берт Брандсма играет на бас-саксофоне: Sweet Georgia Brown, записано 28 апреля 2007 г. (YouTube)
vтеВиды саксофонов |
---|
|
|
vтеБас (звук) | ||
---|---|---|
Инструменты |
|
|
Производительность / обозначения |
|
|
Воспроизведение звука |
|
Интересные факты
Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом», а название «саксофон» было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом.
42-й президент США Билл Клинтон хорошо владеет теноровым саксофоном, в юности неоднократно выступал в телешоу и хотел связать свою жизнь с карьерой профессионального музыканта.
Создатель одной из самых известных сред разработки (IDE) Паскаля Turbo Pascal и президент фирмы Borland International Филип Кан иногда подрабатывал, играя на саксофоне в ночных клубах. В 1985 году Кан с легкостью истратил почти 50 тыс. долларов на организацию приема, пригласив на него 600 клиентов фирмы Borland и других гостей. По случаю своего успеха (достигнутого в 33 года) он исполнил несколько музыкальных произведений на саксофоне.
Саксофон является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодежных Дельфийских игр России.
В СССР в период критики джазовой субкультуры 40-50-х годов было распространено выражение, приписываемое А. А. Жданову: «от саксофона до финского ножа — один шаг»
Как звучит саксофон-альт
Звуки, издаваемые альтом, не всегда соответствуют высоте нот, которые даны в партитурах. Это объясняется тем, что диапазон звучания саксофона включает в себя свыше двух октав и делится на регистры. Выбор высокого, среднего и низкого регистров диктует исполняемое музыкальное произведение.
Широкий диапазон громкости звуков верхнего регистра рождает чувство напряженности. Кричащие звуки нижнего регистра слышны только через динамик. Но гармония звуков создает незабываемое впечатление от музыкального произведения. Чаще это сольные исполнения джазовых композиций. В оркестрах саксофон-альт используется редко.
Семейство саксофонов
Баритоновый саксофон
Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь:
Разновидность саксофона | Строй | Транспозиция |
---|---|---|
Саксофон-сопранино | Es (ми-бемоль) | Малая терция вверх |
Саксофон-сопрано | B (си-бемоль) | Большая секунда вниз |
Альтовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста вниз |
Теноровый саксофон | B (си-бемоль) | Большая нона вниз |
Баритоновый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая терцдецима вниз |
Басовый саксофон | B (си-бемоль) | Большая секунда через две октавы вниз |
Контрабасовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста через две октавы вниз |
Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.
Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.
Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении нотыдо прозвучит си-бемоль).
Семейство саксофонов от басового до сопранинового
Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались длясимфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемольсоответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.
Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.
Техника игры на саксофоне
Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.
Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.
В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры — фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.
Известные исполнители
В мире проходит много конкурсов джазовой музыки для саксофонистов. Но главный проводится в Бельгии в городе Денау. Эксперты приравнивают его к конкурсу Чайковского.
Победителями этих конкурсов становились такие исполнители, как: Чарли Паркер, Кенни Гарретт, Джимми Дорси, Джонни Ходжес, Эрик Долфи, Дэвид Сэнборн, Энтони Брэкстон, Фил Вудс, Джон Зорн, Пол Десмонд. Среди них есть и имена российских саксофонистов: Сергея Колесова, Георгия Гаранян, Игоря Бутмана и других.
Как яркий представитель джазовых музыкальных инструментов саксофон всегда будет занимать главенствующее место. Ему под силу справиться с классическими произведениями в составе оркестра и окутать дымкой романтики и сентиментальности посетителей кафе. Везде его чарующие звуки будут нести эстетическое наслаждение людям.
Общие сведения
У саксофона обширная семья, то есть много видов этого духового инструмента, которые отличаются высотой нот и тональностью. В наше время самыми распространёнными считают 6 видов:
- Сопранино – маленькая копия большого сопрано, звучанием похожая на кларнет.
- Саксофон-сопрано с изогнутой формой и звуками, вторившими голосу сопрано.
- Саксофон-альт – первый по популярности инструмент со звуком, похожим на человеческий голос, проникновенно рассказывающий о грусти, радости, надежде.
- Саксофон-тенор – крупный по размерам инструмент, благодаря колоритности звука которого получивший популярность в джазе.
- Саксофон-баритон – исполняет виртуозные музыкальные пассажи.
- Саксофон-бас – признан мастером по звучанию в низких регистрах, это сужает использование инструмента в оркестровках.
Блюз
Вот она точка отсчета для всех джазовых героев настоящего. Блюз впитал в себя всё, что было до него, и дал задел на века вперед. В нём есть действительно всё: несогласие с действительностью (боль и плач в блюзовых нотах), желание выделяться (необычная 12-тактовая форма), религиозность (вопросно-ответная структура мелодий рабочих песен и спиричуэлс), доступность и простота для масс (тексты и наличие всего трёх аккордов).
Ну хорошо, с текстами и аккордами всё понятно: достаточно разок послушать подлинный блюз. В принципе и даже с формой почти понятно, 12 тактов — это чётное количество тактов, слушается закончено, хоть и чуть больше самого естественного периода в 8 тактов. Небольшая неразбериха с аккордами и кадансовым оборотом в 9-10 тактах, но это выходит за рамки этой статьи, иначе я её никогда не закончу.
Почему «религиозность» выражена в структуре мелодики, я думаю, тоже весьма понятно, и здесь, кстати, есть частично ответ, почему 12 тактов. Вероятно, в любых религиозных ритуалах принято, что есть некий «запевала», который достаточно громко делает некоторое «заявление» (чаще вопросительное — «вопрос»), после которого люди/толпа ему вторят и как-бы подытоживают, отвечая на заявление запевалы («ответ»). Такая же структура мелодики наблюдается в Рабочих песнях и в Спиричуэлс.
Далее, в зависимости от религиозной практики, события могут разворачиваться различными путями. В блюзе первое «заявление» и «ответ» на него часто приходятся именно на первые четыре такта. Начиная с пятого такта чаще всего можно услышать тоже самое заявление или некоторую его вариацию, или другую новую фразу, но с тем же самым смыслом. Другими словами, запевала продолжает развивать тему разговора, но немного в других красках и часто это происходит из-за смены аккорда.
Наконец толпа и запевала сходятся во всеобщем подведении итогов разговора, приходящихся на необычный блюзовой оборот D — S в девятом такте. Здесь же и кульминация как смысловая, так гармоническая, так и мелодическая.
https://youtube.com/watch?v=EkOcO5HXbk8
Блюзовые ноты
Самое же загадочное и интересное здесь — это блюзовые ноты. Я встречал два равносильных взгляда на них, имеющих право на жизнь.
Первая точка зрения гласит, что блюзовые ноты — это «недотянутые» аккордовые звуки. Т.е. прям буквально певцы не попадали точно в аккордовый звук и пели чуть ниже (как думаете, умышленно или нет?), что нотировать в обычной системе невозможно. Если у нас есть До мажорный аккорд, тогда блюзовый исполнитель поёт не Ми (терция аккорда), а нечто между Ми и Ре#. Также и с квинтой, не Соль, а почти Фа#. Идея этого подхода в том, что затем часто эти четвертитоновые тяготения всё-таки разрешались в аккордовые звуки.
Вторая точка зрения заключается в том, что блюз придумали чернокожие из Африки, где европейские представления о тональной системе просто не работают. Потому как, если собрать вместе самые устоявшиеся блюзовые ноты (#II/bIII, #IV/bV, bVII) и плюс несколько «нейтральных» нот из тональности, то получим нечто напоминающее минорную пентатонику с всего лишь одной лишней нотой.
Действительно, как можно было догадаться играть минорную пентатонику поверх мажорной гармонии? Это как раз и есть разница в представлении о тональной гармонии. Для наших ушей не всегда привычно слышать две тональности одновременно (мажорную гармонию и минорную мелодию), но для африканцев того времени это, видимо, была норма. Вероятно, ответ на этот вопрос кроется в африканских корнях, где вообще приставка «Поли-» очень распространенное музыкальное явление. «Полиритмия», «полиметрия», ничего удивительного: «политональность».
Получается, что первые блюзмены пели и играли минорный пентатонический лад — а это самый легко и естественно поющийся народный лад, проще не придумать. То есть всё прям ну очень просто — берешь и играешь минорную пентатонику на весь квадрат, иногда разбавляя её #IV/bV ступенью, которая исторически появилась намного позже.
Выдающиеся саксофонисты
- Джон Колтрейн — один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
- Бен Уэбстер — американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
- Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
- Орнетт Коулман — американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
- Джерри Маллиген — американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
- Брэнфорд Марсалис — американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
- Федерико Мондельчи — современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
- Марсель Мюль — французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
- Чарли Паркер — американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
- Мэйсио Паркер — американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
- Фаусто Папетти — итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
- Сигурд Рашер — немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
- Дэвид Джексон — выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
- Ховард Джонсон — исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
- Декстер Гордон — один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
- Жан Мари Лонде (Лондейкс) — французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
- Маргарита Шапошникова — профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
- Лев Михайлов — один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
- Игорь Бутман — современный российский джазовый саксофонист;
- Георгий Гаранян — джазовый саксофонист;
- Алексей Козлов — советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
- Давид Голощёкин — выдающийся петербургский джазовый музыкант.