Spatial Audio
Где-то в интернете я столкнулся с жаргонным словечком «шпатель» — так назвали новую функцию в Apple Music. Кто автор, не знаю, но звучит, как мне кажется, забавно.
Пространственное аудио в плейлистах помечено значком Dolby Atmos. При активации этой технологии создаётся ощущение эффекта присутствия, которого можно достичь лишь с помощью систем вроде 5.1 или 7.1. По задумке, музыка, изначально сведённая для двух каналов, будет звучать так, будто бы вы находитесь в одном помещении с артистами, расположенными по всей комнате.
Spatial Audio в Apple Music реально может изменить музыкальный рынок. Дело в том, что у Apple в 2019 году было более 60 млн платных подписчиков сервиса, а AirPods — самые популярные наушники в мире. То есть лейблы сейчас могут быть реально заинтересованы в продвижении музыки в Dolby Atmos.
В каких наушниках работает?
Dolby Atmos в Apple Music включится автоматически, если у вас AirPods, AirPods Pro, AirPods Max, BeatsX, Beats Solo3 Wireless, Beats Studio3, Powerbeats3 Wireless, Beats Flex, Powerbeats Pro и Beats Solo Pro.
Как включить?
Заходите в настройки вашего айфона и ищите в списке приложение «Музыка»:
В этом разделе вам необходим подраздел «Звук»:
Открывайте и выбирайте нужный вариант:
Если у вас наушники из списка выше, то подойдёт вариант «Автоматически». Режим «Всегда включено» активируется, когда у вас другие наушники. Но это будет имитация Dolby Atmos и, скорее всего, довольно посредственная, о чём свидетельствует предупреждение:
Sound
(Image credit: Qobuz)
We stick to the familiar territory of our during our listening test and find Qobuz’s CD-quality streams are actually greater sticklers for detail than Tidal’s, although such discrepancies are hardly discernible when we listen through budget headphones plugged straight into a laptop.
But when it comes to hi-res streams, Qobuz is distinctly second best. In our previous review of the Sublime+ tier, we noted “a lack of unity to the sound, compared to the same recordings delivered by Tidal Masters”, and that remains the case.
(Image credit: Qobuz)
We play the Qobuz (24-bit/96kHz) and Tidal Master (sampling and bitrate unknown) streams of Don Broco’s , and the latter is more convincing, communicating the rhythmic structure of the opening drum pattern better.
The thumping presence beneath the jangly synths plays a bigger part in driving the instrumental forward, and there’s a harder kick to the electric guitar melody to carry it through the vocal.
With Gregory Porter’s reading of , the Tidal stream shows a greater handling of the track’s intended timing and dynamic flurries, organising it into more distinct layers without compromising its delivery as a cohesive whole.
But while Qobuz’s hi-res streams may not be the most timely or driven, they still offer a marked step up from the CD-quality tracks. And the fact that there are (comparatively) so many of them is to be strongly applauded.
Verdict
For anyone willing to spend no more than £10 per month on 320kbps music streaming, there’s never been a compelling reason to choose Qobuz over the likes of Spotify or Apple Music, so the loss of that subscription tier isn’t a major blow. Qobuz has always been about ‘hi-fi’ streaming, and here it is the king of content, conquering its rivals with the comparative comprehensiveness of its catalogue.
But that doesn’t tell the whole story. Tidal sounds better than Qobuz and, while Qobuz has more hi-res tracks, its rivals boast bigger overall music libraries. As much as we are fans of high-quality sound, not having an album at all is worse than not having it in hi-res.
The core of music streaming’s appeal is that it puts all music at your fingertips. By not quite doing that, Qobuz prevents itself from being your only music-streaming source, and you will need Spotify or Apple Music to plug the gaps. That’s a problem, regardless of this or any future drop in price.
Pay for Tidal or pay for Qobuz and a second, more comprehensive streaming service on top? We know which we’d choose.
SCORES
- Performance 4
- Features 3
- Ease of use 5
MORE:
Read our Tidal review
Read our Deezer review
Как звучит?
Я сравнил звучание одного трека Linkin Park — In the End:
Сравнение сделал в трёх разных версиях:
- Обычный вариант в AirPods Max;
- Вариант Dolby Atmos в AirPods Max;
- Вариант имитации Dolby Atmos на неподдерживаемых наушниках.
Для начала поясню, что я в прошлой жизни работал звукорежиссёром, а вообще немножко музыкант и кое-что знаю о сведении музыки.
В AirPods Max исходный трек звучит очень хорошо. Всё меняется с включением Dolby Atmos. Вначале действительно по-новому расставленные инструменты вызывают восторг. Ровно до тех пор, пока не вступают гитары в припеве.
Эти гитары в исходном треке давали роковый напор. Но в новом миксе он потерян, поскольку звук распределился по отдалённым краям.
Затем я надел другие наушники, включил имитацию — и тут стало совсем всё плохо.
Ради интереса я послушал другие треки в Dolby Atmos в AirPods Max и понял, что слушать музыку в этом формате вряд ли когда-либо буду.
Сколько альбомов доступно в Spatial Audio?
Точное количество Apple не называет. На данный момент есть несколько плейлистов с музыкой разных жанров, где представлены треки исключительно в Dolby Atmos. Также есть несколько выделенных старых и новых альбомов, их число не превышает 70 штук.
Со временем медиатека Dolby Atmos в Apple Music будет расширяться.
Lossless и Hi-Res
Если про «шпатель» слышали немногие, то вот жаргонное «лось» для Lossless известно давно.
Lossless — музыка без потерь. Она идёт в том качестве, которое могут дать вам CD-диски, где был лишь один альбом (помните, в нулевых мы покупали такие?), а также DVD Audio. Качество в данном случае будет от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 48 кГц.
Hi-Res или «аудио высокого разрешения» — один из максимально качественных вариантов звучания, находящихся в относительно широком доступе. По сути, к Hi-Res многие относят и обычный Lossless, но всё-таки настоящим «хайрезом» считается звук в качестве выше указанного, то есть это может быть от 24 бита / 50 кГц до 24 бит / 192 кГц. В случае с Apple Music, скорее всего, Hi-Res будет представлен в качестве 24 бита / 192 кГц.
Что это вообще за цифры?
Число в кГц — это частота, с которой аналоговая волна будет считываться для перевода в цифровой эквивалент. Чем выше частота, тем выше качество.
Дело в том, что аналоговая волна по своей природе является плавной и мягкой:
Аналоговая волна. Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
А цифровой звук — грубо говоря, «рубленый». Чем выше частота считывания волны, тем более плавным будет «слепок» этой самой волны, то есть звук будет максимально близким к аналоговому сигналу.
Красным показана схематичная дискретизация для перевода аналогового сигнала в цифровой. В первом случае частота дискретизации низкая, а во втором — высокая, что повышает качество сигнала. Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
Цифра, указанная в битах, является разрядностью сигнала. Она свидетельствует о том, сколько бит информации будет содержаться в одном семпле. Семпл — это как раз та часть информации, которая определяется частотой дискретизации. То есть в случае со 192 кГц будет 192 тысячи семплов, разрядность которых достигнет 24 бита.
В обоих случаях работает зависимость «чем выше параметр — тем лучше».
Сколько песен представлено в Lossless и Hi-Res?
Судя по всему, из 75-миллионной фонотеки в Lossless доступно только 20 млн треков. Полностью всю медиатеку Apple надеется обработать к концу года.
Звук
Hi-Res для наушников будет практически бесполезен. Разницу, связанную непосредственно с самой записью, в Lossless и Hi-Res услышат единицы, а при слепом прослушивании, скорее всего, либо никто, либо люди с очень натренированными ушами. Вся разница проявляется при подключении к усилителям, которые вносят значительные коррективы в сам сигнал.
Hi-Res для беспроводного подключения будет ещё более бесполезен. Связано это с Bluetooth, потому как пропускная способность его канала сильно ограничена. Поэтому я составил рекомендации, какой формат, на чём слушать.
Форматы
HE-AAC подходит для самых дешёвых наушников, а также если вам глубоко плевать на качество звука. Ну либо вы живёте в месте, где прямо-таки очень плохо с интернетом, а каждый байт стоит примерно миллиард евро.
Формат AAC выдаёт подходящее для большинства людей качество — кому-то же нравится звук в Spotify. Максимальный битрейт составляет 256 кбит/с, что из-за специфики сжатия сигнала может во множестве мест звучать лучше, чем звучит mp3 в качестве 320 кбит/с. Разница достигается из-за того, что ААС опирается на психоакустику, а mp3 по-простому сжимает сигнал.
Вариант «Без потерь» предоставляет музыку в формате ALAC с качеством, сравнимым с CD Audio и DVD Audio, то есть от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 48 кГц. Этот формат также подходит для прослушивания на беспроводных наушниках с поддержкой кодека AAC c той лишь разницей, что качество не будет ограничено 256 кбит/с, а будет примерно в два раза выше: в стерео максимальный битрейт AAC составляет 529 кбит/с. Это спокойно переварят ваши AirPods и другие наушники с поддержкой такого кодека. Также подойдут и проводные наушники, которые можно подключить через донгл «Lightning — 3,5-мм»:
Последний вариант «Высокое разрешение, без потерь», то есть тот самый Hi-Res. Apple не советует его слушать без внешних инструментов вроде высококлассных ЦАПов. Без них музыка в упомянутом качестве на айфоне даунсемплится до 24/48, поскольку айфон понимает, что сейчас нет инструмента, который сможет «разогнать» сигнал. Но даже с такими ЦАПами вы, скорее всего, услышите лишь изменения, внесённые самим ЦАПом, нежели повышением битрейта.
Hi-Res отлично подходит для прослушивания музыки с компьютера, к которому у вас подключена дорогая акустика. Либо Hi-Res подойдёт в том случае, если ваша Apple TV подключена через HDMI к качественному AV-ресиверу, который уже распределяет звуковой сигнал на существующие колонки.
Статьи
Features
(Image credit: Qobuz)
Qobuz’s comparatively high price has always been partly justified by its exhaustive library of hi-res music (FLAC 24-bit up to 192kHz). Recent figures put the total number of hi-res tracks at over 2m, while Tidal claims ‘only’ over 1m. Numbers rarely tell the whole story, but we regularly find hi-res albums on Qobuz that are available in only CD-quality on Tidal.
On the flip side, however, we often find albums on Tidal, Spotify, Apple Music and Deezer that aren’t available on Qobuz at all – which we would argue is a far bigger issue. While it’s inconvenient to discover that the latest album or track by your favourite artist isn’t available in hi-res on your chosen streaming service, it’s downright annoying if it isn’t available at all.
New music seems a particular issue, but established records are missing, too: we put together a playlist of test tracks each month and Qobuz is always the service with the most gaps.
In fact, only once since January 2019 – 31 playlists ago – have all our 20 picks been available on Qobuz, with numbers ranging from a high of 19 in March to only 13 last April. Our collective taste, though far-reaching, is by no means the rule, but it paints a picture.
(Image credit: Qobuz)
Qobuz is now available on lots of devices. There’s a web player as well as desktop (Mac and PC) and mobile (iOS and Android) apps, plus support from (and integration into) a wide range of hi-fi products.
Google Chromecast is a big deal here, as it means adding Qobuz to an existing ‘dumb’ hi-fi is as simple and affordable as adding a Chromecast dongle, and many hi-fi companies are now adding Chromecast support into their streaming components, thereby increasing Qobuz’s availability.
Broadly speaking, most devices that support Tidal also support Qobuz and vice versa, and both services are available only in CD-quality via some streamers.
Qobuz is, however, the first service to make 24-bit hi-res streaming available on Sonos products. Given how long we’ve waited for our favourite multi-room family to adopt hi-res, this is a real feather in Qobuz’s cap.
(Image credit: Qobuz)
Naturally, the hi-res pool is comparatively small, but it is bigger than that offered elsewhere. That offering is fairly diverse, too, and should appeal to anyone who isn’t exclusively into hip-hop or dance music.
The selection includes all of the usual hi-res suspects, from Fleetwood Mac to R.E.M, but also includes hi-res versions of albums that Tidal offers in only CD-quality – Tool’s Fear Inoculum and Field Music’s Making A New World, for example. So, while the overall pool of music is smaller than most, the hi-res offering is bigger.
MORE: High-resolution audio – everything you need to know
Ease of use
(Image credit: Qobuz)
Hi-res albums are clearly flagged with the familiar ‘Hi-Res Audio’ logo, both in the library interface and playback bar (which you can click on to change the stream quality). Searching for ‘hi-res’ brings up a list of (mostly) hi-res albums, and Qobuz does now offer a variety of hi-res playlists. This is a welcome addition over the past year.
We like that bitrate and frequency are displayed in the playback bar, too – it’s something we wish other streaming services would include.
(Image credit: Qobuz)
The interface is a joy to navigate across the PC and mobile platforms, and an aesthetic leap above its rivals that nails the balance between space and content density.
Rather than having the left-hand side menu widely adopted by its rivals, Qobuz uses a top-bar menu, beneath which is a banner of featured content and several sections such as ‘new releases’ and ‘Qobuz playlists’.
‘Panoramas’ (features on particular artists and genres) and ‘The Taste of Qobuz’ (including Qobuzisimme: music that has received an award from Qobuz’s magazine team) also feature on the home page. Other headers are gateways to your playlists and favourite music, as well as purchased music and offline content.
Disappointingly, while most services have now heavily moved to a discovery model that uses algorithms to recommend new music, Qobuz has barely dipped its toe in such personalisation. Despite rebranding its ‘Home’ tab as ‘Discover’, Qobuz simply isn’t as good as its rivals at introducing you to new music – and that’s without taking into consideration that it doesn’t have as much new music in its library.