Что может музыка. Содержание
- Цивилизация в своём развитии никогда не знала спокойных и безоблачных периодов. Икультура ,69.42kb.
- Ссии в XIX веке Первая народная консерватория в России Музыка в современной общеобразовательной ,163.25kb.
- Конспект урока по музыке в 5 классе Тема : Музыкальные краски ,55.61kb.
- Календарно-тематический план по предмету «Слушание музыки» 3 класс (3-летний срок обучения) ,16.11kb.
- Тема четверти ,129.75kb.
- «Музыка и здоровье человека» ,78.94kb.
- Задачи: развитие ассоциативного мышления; формирование понятия «квартет» и«камерная ,70.66kb.
- Домашнее задание 1 1 Музыка и литературные герои Учить вслушиваться в мир звуков ,151.45kb.
- Программы для дошкольного и младшего школьного возраста «О чем нам может рассказать ,55.19kb.
- Влияние логоритмических упражнений на здоровье детей в процессе музыкальных занятий ,88.55kb.
Итак, начнём с истории
Музыка – один из самых древних видов искусства наряду с живописью и скульптурой. В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им голосом и сподручными предметами, из которых образовались самые примитивные музыкальные инструменты, которые немногим отличались от простых орудий труда. Таким образом, общение человека с природой было главным источником, из которого возникала сознательно создаваемая им музыка.
Ассоциация себя с окружающим миром посредством копирования звуков природы служила в то время мощной психологической защитой от стресса, связанного со страхом перед дикой и опасной окружающей средой. Логика древнего человека была такая: если я рычу и двигаюсь как лев, значит он для меня не опасен, значит он меня не тронет. Таким образом, и древнему человеку, и современному, музыка помогает воспринимать, чувствовать и понимать ту часть реальности, которая без помощи искусства недоступна для него.
Соответственно неудивительно, что от музыки у человека поднимается настроение: посредством музыки можно понять, услышать и осознать самого себя. А если музыка заставляет грустить, задумываться, то это также полезно для души, так как и в самой жизни чередуются радость и печаль, взлеты и падения.
Влияние музыки на организм
Исследуя влияние музыки на человека нельзя не коснуться физиологического аспекта. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает музыкотерапия — восстановление здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Музыка и деятельность мозга
Наряду с физиологическим, восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. А занятия на музыкальном инструменте – это гигантский ускоритель развития человека, его способности воспринимать и осваивать новые идеи и способы действий.
По данным российских исследователей у людей, занимающихся музыкой, более тесно связаны левое и правое полушария мозга, что означает, что рождённые в правом полушарии творческие идеи получат больше шансов стать открытиями, написанными стихами, и прочими реальными достижениями человеческого таланта.
Умение многоканально мыслить лучше всего развивает вокал. Когда учёные измеряли мозговые импульсы поющих людей, обнаружили, что во время пения происходят два параллельных процесса: мелодический и текстовой, они друг с другом не смешиваются. То есть пение существует в двух измерениях: музыкальном и текстовом. Поэтому каждый поющий человек является своего рода Юлием Цезарем, умеющим делать два дела одновременно: вести мелодию и произносить текст. Люди, которые плохо пишут, плохо читают, могут справиться со своими проблемами с помощью пения. Хотите знать иностранный язык — занимайтесь пением, в этом вам поможет музыкальное интонирование.
Ещё из физиологии. Люди занимающиеся музыкой гораздо стрессоустойчивее , ведь сколько трудов стоит доиграть пьесу до конца. Музыка развивает математическое мышление. Интеллектуальный уровень занимающихся музыкой повышается на 33%. Занятия на фортепиано, гитаре или скрипке очень развивают пространственное мышление, мелкую моторику, особенно чтение с листа способствует мгновенному переводу сложных записей в физическое действие.
Таким образом, музыканты гораздо лучше смотрят вперёд, гораздо лучше реагируют на сложные раздражители, им нужно гораздо меньше времени, чтобы распознать сигнал. Объём пространственной памяти и реакция, — всё это у музыкантов значительно выше.
Вывод: любите музыку и занимайтесь ею!
Это не только приятно, но и полезно для ума и для здоровья. И не бойтесь начинать сначала. Научиться играть на пианино или гитаре можно и в 50 лет, главное – желание и правильный преподаватель, занятия с которым будут приносить удовольствие.
Завуч музыкальной школы Виртуозы, Дарья Мельниченко.
А как слушать музыку правильно, чтобы получить терапевтический эффект?
Если вы хотите устроить себе домашний сеанс музыкотерапии, можно лечь или сесть в каком-нибудь тихом месте, закрыть глаза и постараться «отключиться».
Можно выполнять и какие-то обычные бытовые дела – но все-таки постарайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном и сделать так, чтобы никто вас не отвлекал.
Самое главное – погрузиться в музыку полностью, потому что, если слушать ее и все равно думать, например, о проблемах на работе, отвлечься не получится.
Такие сеансы могут быть продолжительностью 15–30 минут. И лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.
Можете, как на приеме у специалиста, включать себе классику, звуки природы или какую-то музыку без слов – а можете сделать собственные подборки из любимой музыки на разные случаи: например, плей-лист для того, чтобы погрустить, вывести из себя негативные эмоции и хорошенько поплакать.
Тут не будет лишним знать, что для большинства людей джаз, регги, блюз дарят ощущение легкости и безмятежности, поп-музыка дает энергию движения и состояние радости, а панк, рэп, хип-хоп и тяжелая музыка возбуждают и побуждают к активности.
Но в том, как же все-таки нужно слушать музыку, чтобы она вас радовала и влияла позитивно, нет никаких четких правил
Разве что важно быть внимательным к себе и замечать, какие эмоции и чувства вызывает то или иное произведение. А это не только про здоровье и про заботу о себе, но к тому же и отличный способ саморазвития и самопознания
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
ООО «Проспектпресс», УНП 101520868
Как сделать музыку непостижимой
Нам не нравится, когда мы чего-то не понимаем; человек стремится к контролю ситуации, чтобы гарантировать свою безопасность. До эпохи электронной музыки «странные созвучия» создавались особым сочетанием акустических инструментов. То, что сегодня мы с улыбкой воспринимаем как «те самые скрипочки», на рассвете Хичкоковского хоррора воспринималось как нечто жуткое и непонятное.
Знаменитая сцена из «психо» содержит еще один устрашающий эффект, действующий на более глубоком уровне: шум душевой воды, который скрывает звуки опасности.
Отрывок из фильма «Психо», музыка Бернарда Херрмана
С возникновением электронной музыки появились инструменты изменения уже готовых записей: реверс — проигрывание музыки в обратном порядке; приглушение или создание дополнительного эха. Теперь саунд заброшенного ангара или мрачной пещеры можно создать вручную, выкрутив нужный контроллер. Известные нам страшные звуки можно подретушировать так, чтобы узнавание происходило не сразу: когда вы слышите нечленораздельное звуковое облако, в котором мерцает звук церковного хора, это создает дополнительное напряжение.
Японский трейлер «Темные воды»
Тот же эффект производят «плавающие звучности»: в музыке нередко используются глиссандо — изменение звуковысотности без четкого разделения на каждую ноту. Такой прием можно извлечь из струнных инструментов. При злоупотреблении ими создается эффект неустойчивости — а значит, и опасности. Этот же эффект используется в сигнальной сирене воздушной тревоги, который так любят использовать в фильмах про вторжение инопланетян и апокалипсис.
«Мгла», фрагмент
Самый знаменитый пример использования реверса — всё в том же сериале «Твин Пикс»: населяющие красную комнату сущности говорят на «обратном» языке. Любители разгадывать режиссёрские загадки до сих пор «переворачивают» весь сериал в поисках ответов, а одна из серий Симпсонов воссоздает ситуацию красной комнаты с Лизой Симпсон в «главной роли».
Фрагмент в красной комнате, «Твин Пикс»
Трейлер третьего сезона «Твин Пикс», выпущенного спустя 25 лет после окончания второго сезона.
Фрагмент из «Симпсонов», пародирующий красную комнату
Музыка и…
…память
В 2014 году на экраны вышел американский фильм «Живые внутри» (Alive Inside). В основе сюжета лежит рассказ о сотруднике дома престарелых, который однажды решил провести эксперимент и принес в больницу айпод с разными стилями музыки. Что случилось дальше, потрясло всех: пациенты с болезнью Альцгеймера, прослушивая разные песни, начали вспоминать события из своего прошлого.
Но что самое удивительное, история, рассказанная в фильме, не выдумка, а факт, имеющий под собой научное объяснение. Еще в 2009 году сотрудники Калифорнийского университета обнаружили область головного мозга, которая связывает музыку и воспоминания. То есть услышав мелодию из прошлого, человек начинает вспоминать эмоции и события, связанные с ней.
…работоспособность
Результаты большинства исследований показывают, что прослушивание музыки может повысить работоспособность
Но при этом важно знать, какие песни лучше слушать на работе
Веселые, позитивные мелодии всегда активизируют креативные способности и улучшают умение работать в коллективе. Это обнаружили нидерландские специалисты. В ходе эксперимента ученые предложили нескольким трудовым коллективам во время работы прослушивать музыку грустную, веселую, спокойную, тревожную, а контрольная группа работала в тишине. В итоге оказалось, что лучшие результаты работы показала группа, для которой звучали веселые мелодии.
Кроме того, ученые обнаружили, что для повышения концентрации и продуктивности на работе полезно слушать инструментальную музыку
Мелодии со словами, наоборот, отвлекают внимание человека от решения задач. А вот людям, чья работа связана с монотонными действиями и не требует повышенной концентрации, напротив, полезнее слушать песни
Они носят отвлекающий характер и делают работу не такой скучной.
Американские исследователи еще в 1972 году провели опыт, в ходе которого обнаружили, что у людей, выполняющих монотонную работу, производительность труда возрастает, если на фоне играет музыка. Двадцатью годами позже ученые обнаружили, что музыкальное сопровождение полезно даже в работе хирургов, а математические задачи легче решать под звуки классики или рок-песни.
Кроме того, было установлено, что на эффективность работы людей разных специальностей положительно влияет прослушивание звуков природы. Но чтобы извлечь максимальную пользу от музыки на рабочем месте полезно чередовать периоды работы в тишине и труд под звучание мелодий.
…творчество
Разные звуки по-разному влияют на ритмы головного мозга. Музыка вызывает колебания альфа- и тета-волн. У людей творческих картина мозговых колебаний имеет некоторые особенности. В частности, когда происходит всплеск альфа-волн, человек ощущает желание творить, на него накатывает вдохновение. Похожий эффект дает всплеск тета-волн, но они, кроме того, отвечают за расслабление и сон.
Также ученые проанализировали, как разные по силе звуки влияют на творческие процессы. Оказалось, что оптимальная громкость для выполнения творческих задач – это умеренный шум в пределах 70 децибел, а вот шум от 85 децибел негативно влияет на креативность человека.
…сексуальное влечение
Еще Дарвин предполагал, что музыка развилась как часть эволюционного отбора. Вспомнить хотя бы птиц. Для самцов пение – это способ привлечь самку. Хотя далеко не на каждую песню она откликнется.
Специалисты Венского университета решили проверить теорию о «сексуальности» музыки на примере людей. Участникам эксперимента предстояло просмотреть фотографии разных людей и ответить, готовы ли они пойти на романтическое свидание с человеком из фотографии. Но перед тем как рассматривать лица незнакомцев, участникам опыта предложили послушать несколько мелодий. Затем ответы сравнили с ответами людей из контрольной группы.
Оказалось, что женщины, прослушавшие музыку, были более благосклонны к мужчинам на фото и чаще, чем представительницы из контрольной группы, готовы были отправиться на свидание с незнакомцем. А вот на мужчин, как оказалось, песни не произвели никакого впечатления: ответы представителей обеих групп почти не различались.
…занятие спортом
Тренировки под музыку гораздо полезнее и приятнее для наших организмов, нежели спорт в тишине. А все потому, что мелодии блокируют в мозге сигналы об усталости. К примеру, еще в начала ХХ века американский исследователь Леонард Айрес открыл, что под музыку люди обычно быстрее крутят педали велосипеда. Спустя столетие современные ученые также нашли подтверждение данного факта: под звучание разных мелодий велосипедисты сжигают больше калорий.
Предыстория: как и зачем возникают мурашки?
Появление мурашек (пилоэрекция) с сокращением в коже мышечных волокон, которые поднимают волоски. Более пушистым предшественникам человека и современным млекопитающим это нужно для того, чтобы согреться при понижении окружающей температуры (воздушная подушка, формирующаяся между волосками — отличная термоизоляция), а также для того, чтобы визуально увеличиваться в размерах и напугать возможного противника.
Мышцы, которые поднимают волосы, и нервы, передающие им сигналы, имеют и другие функции. Они участвуют в регулировании деления клеток волосяного фолликула. Ученые предполагают, что это одна из причин, по которым с ходом эволюции у людей не исчезли мурашки.
Элизабет Х. Маргулис
Заведующая Лабораторией музыкальной когнитивистики в Принстонском университете, автор книги «На повторе: как музыка играет с разумом»
В своей классической работе Патрик Жюслен (Patrik Juslin) и Даниэль Вастфьялл (Daniel Västfjäll) выделили несколько механизмов, лежащих в основе эмоционального отклика на музыку.
Самый базовый уровень: рефлексы ствола мозга обеспечат испуг при столкновении с внезапными громкими звуками. Если же определенная последовательность звуков будет регулярно появляться в паре с некоторым объектом или обстоятельством, то будет закреплена ассоциативная связь — сработает своего рода условный рефлекс.
Музыка способна вызвать в человеке процессы, отзеркаливающие ее настроение, и таким образом породить эмоции. Она запускает воображение, наводит на мысли и воспоминания, которые сами по себе вынуждают на эмоциональный отклик. Наконец, она может удовлетворить или, напротив, не оправдать ожиданий слушателя.
Я бы добавила к этому вот еще что: музыка может вывести человека из привычного состояния наблюдения за миром, делая его субъектом, соучастником, создателем тех звуков, которые многие находят столь прекрасными. Несомненно, я назвала лишь часть из великого множества способов, как прослушивание или сочинение музыки может влиять на наши чувства.
Социальный контекст и окружающая среда
Что еще может вызвать усиление фриссона? Где, в каких обстоятельствах, с кем и кем именно воспринимается произведение. Например, любое произведение, слушаемое в филармонии «живьем», или присутствие на рок-концерте, общая громкость, акустика и тема вечера обеспечат необходимый контекст, который, скорее всего, создаст более красочные эмоциональные переживания и ощущения мурашек у зрителя.
Стиль пьесы, его «узнаваемость» для слушателей, национальная и культурная близость композитора – все повлияет на уровень ощущения трепета. Если человек, конечно, вообще способен такое ощущать. У каждого стиля музыки есть свои нормы и правила написания.
Фото Daniel Schludi on Unsplash
Например, ты хорошо знаешь, как русский рок отличается от американского – небо и земля. Так вот, если ты привыкла к песням любимой группы, а тут неожиданно слышишь новое произведение, принципиально отличающееся, или неожиданный пассаж, что-то, что нарушает прежние «правила», эффект будет усилен!
Кто знает, похоже, что фриссон – это элемент инстинкта выживания, который возбуждает вегетативную нервную систему, и является своего рода реакцией на нарушение «ожидаемого», на нарушение правил. Ощущения на грани экстрима.
А ты испытывала подобные ощущения когда-нибудь?
Исполнительные функции
Исполнительные функции — это процессы, протекающие в мозге и отвечающие за когнитивный контроль (то есть за внимание, концентрацию, способность противостоять искушению), рабочую память и ментальную гибкость (способность быстро переключать внимание между разными задачами). Этими способностями управляют лобные доли — благодаря им мы способны фокусироваться на целях и средствах и менять поведение с помощью силы воли, исходя из изменений во внешней среде
Обучение игре на музыкальном инструменте требует развития именно таких качеств, как фокусировка внимания, рабочая память, умение переключать внимание между разными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических проблем), а также выносливость. На эти качества музыкальное образование действительно оказывает эффект
Например, одно из исследований продемонстрировало улучшение исполнительных функций у детей уже на 20-й день занятий. Еще одно исследование показало, что объем рабочей памяти у детей, занимавшихся музыкой в течение 18 месяцев, увеличился, если сравнивать с данными контрольной группы, где испытуемые в тот же самый период обучались по общей научной программе (исследование под руководством Родена, 2012). Но опять же, очень сложно отличить эффект, который оказывает именно музыка, от общего эффекта, который достигается благодаря систематической практике.
Экономика образования
Тренажеры для мозга способны продлить «когнитивную молодость» пожилых
Вариант 2
(383 слова) Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.
Вспомним рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Рассказчик оказывается на состязании певцов. Он с удовольствием слушает исполнение рядчика, который хорошо владеет голосом и берет высокие ноты. Мало кто сомневается уже в его победе. Но вдруг на сцену является Яшка Турок. Хриплым и низким голосом он поет душераздирающую песню, страстную и неистовую в своем великолепии. Все в зале замирают и уносятся далеко-далеко. Музыка вырывает их из грязного кабака и дает силы воспарить над землей. Все думают о своей жизни, заглядывают вглубь себя. Яшка затронул потаенные струны души и сыграл на них тоскливую песню о русской действительности. И сам рассказчик был пленен его исполнением. Этот пример позволяет сделать вывод, что музыка способна сделать человека лучше и чище. Она вдохновляет его на самопознание и работу над собой. Пусть ее магия действует не так долго, как хотелось бы, но она преображает душу на краткие мгновения соприкосновения с творчеством.
Музыка может дать человеку силу жить, даже если все, что его окружает, безрадостно. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Главный герой беден и стар, вся его жизнь была безысходна и наполнена тоской. Он постоянно пытался заработать, бегал за удачей, но она отворачивалась, и положение оставалось бедственным, несмотря на все усилия. Детей у Якова не было, с женой отношения были холодные, ведь он все время был занят погоней за материальными благами. Он не замечал красоты природы и простых радостей, был несчастен и слеп. Но дожил до седин благодаря музыке. В самые тяжелые моменты он щипал струны скрипки и играл на ней. Даже ночью он ложился спать вместе со своим инструментом, чтобы находить утешение. И последние минуты жизни он посвятил созданию песни, передающей все его душевное состояние. Данный пример заставляет задуматься о том, что музыка поддерживает человека и является его лекарством от житейских невзгод.
Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.
Скрипочка, орган и голос: главные инструменты хоррора
Франс Франкен, «Смерть, играющая на скрипке», 1625 год. Источник.
Какой инструмент может достучаться до наших сердечек? Считается, что лучше всего это удается скрипке. Ее секрет в близости к звучанию человеческого голоса: струнно-смычковые инструменты способны гибко отражать эмоциональные перепады, схожие с речью.
Всю историю ее преследует инфернальный образ любимицы дьявола. Она встречается на гравюрах в руках чертей, в роли «дьявольского скрипача» нередко изображали Паганини, а посвящённые ей стихи создают криповый образ:
Мрачная красавица с «сомнительной репутацией» рифмуется с образом Лилит и вдохновляет на легенды до сих пор, а струнный оркестр неизменно сопровождает любой хоррор.
Фрагмент из фильма «Ван Хельсинг»
Кто еще прослыл обладателем мрачного тембра? Конечно, царь инструментов — орган. Никогда не выходящий за пределы церкви или концертного зала, он становится лицом таинственного, а его величественный звук вкупе с пугающими музыкальными формулами действуют безотказно.
Horror of Dracula
Фрагмент из фильма «Сонная лощина»
Трейлер фильма «Три лика страха»
Младший клавишный собрат органа — клавесин — используется только в специальных ситуациях: ужин у графа Дракулы, фильмы про ведьм и вампиров.
Фрагмент из сериала «Семейка Аддамс»
Фрагмент из фильма «Интервью с вампиром»
Ударные инструменты сопровождают большую часть всей существующей музыки, но в фильмах ужасов их роль особенно заметна: гонги, литавры и электронные барабаны звучат в начале любого хоррор-тизера и составляют драматургический «скелет» страшных сцен.
Для саунд-дизайна фильма особенно важны индустриальные шумы: стук капель, скрежет железа и скрипы половиц. Отдельно от видеоряда саундтрек порой кажется перенасыщенным шумовыми эффектами, но в фильме они производят нужное угнетающее впечатление.
Фрагмент из фильма «Сияние»
Фрагмент из фильма «Отражение»
Трейлер индийского фильма «6-5=2»
На вершине ужаса стоит не инструмент, но человеческий голос: зловещий хор — музыкальный атрибут каждого уважающего себя мистического фильма ужасов.
Эмоциональное влияние также объясняется генетической памятью: наши предки использовали хоровую атаку, чтобы спастись от крупных животных и запугать врага на войне. Совместное звучание голосов в соединении с угнетающей музыкой становится дополнительным стимулятором в сценах с привидениями. В азиатских фильмах голоса привидений часто удвоены и обработаны дополнительным ревером, который изображает эхо загробного мира и оставляет тревожный вопрос о количестве (и качестве) говорящих существ.
Фрагмент корейского фильма «0.0MHz»
Эмоциональное заражение
Это еще один важный фактор, вызывающий дрожь. Эмоциональное заражение происходит не тогда, когда наш мозг приводится в действие звуком музыки, а потому, какие чувства она в нас пробуждает. Музыка – это универсальный международный язык, в первую очередь потому, что имеет способность передавать чувства. Обычно это бывает неосознанно, но может происходить и сознательно.
Если ты когда-нибудь чувствовала грусть, слушая грустную музыку, или испытывала абсолютную эйфорию, слушая воодушевляющую песню, ты испытала это!
Но не все способны испытать такие ощущения, как оказалось. Такая чувствительность – это продукт эволюции, но доступна не каждому, и, скорее, зависит от личности и ее способности воспринимать и анализировать музыку. К тому же, то, что вызывает трепет у тебя, может никак не затронуть твою подругу – все сугубо индивидуально! Но, тут есть интересный момент – если находиться рядом во время фриссона, то практически гарантированно «заразишь» ощущениями другого человека.
Вот несколько отрывков, которые даже в исследованиях использовались, попробуй почувствовать:
- И.С.Бах — «Страсти по Иоанну. Часть 1», первые две с половиной минуты;
- Шопен, Концерт для фортепиано №1, первые две с половиной минуты;
- Air Supply — Making Love Out Of Nothing At All (Toronto 2005), первая минута;
- Мифодеи Вангелиса: MYTHODEA MOVEMENT 6 WITH LYRICS, первые три минуты;
- Ханс Циммер: Oogway Ascends Kung Fu Panda Soundtrack, первые две минуты.
Самые главные мелодии ужасов
В академической музыке немало страшных мелодий, но на общем фоне выделяется тройка лидеров. Григорианский хорал Dies Irae пугал мирных граждан еще в средние века: описания страшного суда сменяются в нем молитвами о спасении.
Академические композиторы цитировали хорал более сорока раз, и сегодня эта мелодия стала эмблемой ужаса. Известно не менее шести саундтреков, включающих Dies Irae, в частности классический хоррор Стэнли Кубрика «Сияние».
Примеры использования темы «Dies Irae» в фильмах ужасов
Григорианский хорал «Dies Irae»
Сен-Санс был одним из первых авторов музыки к фильмам: ещё в эпоху немого кино он написал произведение специально для короткометражки «Убийство герцога де Гиза». Симфоническая поэма «Пляска смерти» была написана как самостоятельное произведение в 1874 году, но ее успех в кинематографе может сравниться только с Carmina Burana Орфа, которая поучаствовала в саундтреках более чем тридцати фильмов.
Фрагмент из мультфильма о Микки и Минни в гостях у ведьмы в сопровождении «Пляски смерти» Сен-Санса
«Франкенштейн» озвученный электронной версией «Пляски смерти» Сен-Санса
Концертное исполнение Carmina Burana Карла Орфа
Carmina Burana в фильме «Сало или 120 дней Содома»
Вариант 2
Музыка является одним из древнейших видов искусства, сопровождавшей человека на протяжении его существования.
Прежде всего, музыка служит, конечно же, для развлечения. Наиграв свою или чужую мелодию, легко выразить свое душевное состояние. В силу этого, страсть к музицированию постоянно охватывает все новых и новых людей, вне зависимости от пола, возраста, воспитания и национальности. Можно сказать, что музыка является универсальным языком, с помощью которого можно не только донести свое настроения и чувства до окружающих, но и выразить то, что не до конца понятно самому себе. Таким образом, музыка может служить для внутреннего самоанализа и рефлексии.
Кроме того, музыка имеет важную социальную функцию. Недаром с древних времен по наши дни продолжают петь гимны (как религиозные, так и государственный). Когда человека подхватывает знакомую мелодию гимна или же патриотической песни, то даже если он один, чувствует себя частью большого сообщества. Схожую функцию выполняют церковные песнопения. Впрочем, подобный эффект дают не только гимны, которые необходимо исполнять «стоя навытяжку». Если человек подхватывает даже шуточную песню, вроде тех, что любят туристы, то он, желает этого ли нет, но вливается в коллектив.
Следует также упомянуть о серьезной симфонической музыки, которая составляла ил будет составлять важный компонент мировой культуры. Твоерия гениальных композиторов делают нас более одухотворенными и позволяют через восприятие шедевров, прикоснуться к наследию прежних поколений, ощутить себя частью своего народа или человечества, как такового.
Однако важную и все более значимую роль в наше время играет и популярная музыка. Она носит практически полностью развлекательный характер и мало, что дает уму и сердцу. Однако через нее происходит трансляция современной массовой культуры. Незатейливые мелодии, а особенно, барабанный ритм настраивают человека на восприятие жизни под определенным углом. Разумеется, авторы подобных песен и композиций не ставят своей целью нести деградацию и упрощение, но пишут то, что проще продать. Однако общая тенденция к примитивизации общества прослеживается достаточно четко.
В целом можно сказать, что музыка будет сопровождать человека на протяжении всей его истории, решая разные по значимости задачи. Стремление к гармонии, которое выражается через песню или игру на музыкальных инструментах, останется популярным всегда, так как отвечает природе человека.
Музыкальная терапия для тренировки памяти
Эта терапия широко используется для различных целей, от расслабления до улучшения настроения. Она также используется для улучшения внимания и памяти, особенно при деменции, такой как болезнь Альцгеймера. Музыкальная терапия широко используется с такими пациентами, особенно на очень поздних стадиях заболевания.
Улучшает групповую сплоченность, социальный контакт и настроение, а также помогает пациентам, которые обычно испытывают апатию, депрессию и изоляцию. Обычно основной целью терапии является использование музыки в качестве средства для активации эмоций и, благодаря этому, запоминание жизненно важных моментов для пациента.
Они обычно слушают песни с того времени, когда пациент был молодым, с типом музыки, которую он или она привыкли слушать и наслаждаться, пытаясь вызвать хорошие воспоминания в человеке.
В случае людей, которые находятся на поздней стадии заболевания, хотя они не могут поделиться опытом, они, как показано, способны понимать и наслаждаться музыкой, поскольку слуховые пути обычно сохраняются. Это считается хорошим инструментом для стимулирования чувств людей с деменцией.