Его жизнь изменил Париж
В 1949-м Дэвис, побывавший к тому времени с концертами во многих городах США, впервые попал за границу — на Парижский международный джазовый фестиваль. Это событие, по его признанию, стало одним из важнейших и «навсегда изменило его взгляд на жизнь».
В Париже Дэвис не только встретился с самыми известными деятелями культуры того времени, включая Жана-Поля Сартра и Пабло Пикассо, но и впервые по-крупному влюбился (несмотря на то что уже имел жену и ребенка дома, в США) — во французскую актрису и певицу Жюльетт Греко. Их любовные отношения длились несколько лет, а дружба — до самой смерти Майлза. «Она научила меня, как любить что-то, кроме музыки», — вспоминал он позже. А главное, в послевоенной Европе молодой афроамериканец обнаружил, что отношение к людям с отличным от белого цветом кожи может быть куда более позитивным, чем в то время в США. Возвращение в Нью-Йорк было вдвойне болезненным, и Майлз Дэвис погрузился в наркотическую и алкогольную зависимость.
Bill Jennings — Enough Said!
https://youtube.com/watch?v=gRSG7vuD6jA
У гитариста Билла Дженнингса даже нет своей страницы на русской «вики» — вот, где истинная недооцененность! Да и вообще, про него известно подозрительно мало. Он был левшой, поэтому держал гитару «вверх ногами», чем поначалу смешил публику («Да этот бездарь даже инструмент держать не умеет!»).
Он служил во флоте, потерял палец на руке (но не факт, что там) и зарабатывал себе на жизнь тем, что играл на вторых ролях в относительно попсовых соул и r&b группах. Отсюда и его фирменное звучание: в нем проскакивает какой-то соул, но не как что-то плохое. Лично мне музыка Билла напоминает саундтрек к детективно-шпионским комедиям, где главный герой — какой-то удутый черный парень.
Новое десятилетие и новые достижения
Майлз Дэвис
Дэвис получил травму в автокатастрофе в 1972 году, после чего его не было слышно вплоть до начала нового десятилетия… После выпуска в 1981 году альбома The Man with the Horn критики отметили, что беспорядочная игра Дэвиса показала последствия его пятилетнего увольнения… Но в течение следующих нескольких лет Майлз неуклонно восстанавливал свои силы.
Он пробовал себя в различных музыкальных стилях на протяжении 1980-х, концентрируясь в основном на танцевальной джаз-рок-музыке. Были также заметные эксперименты и в других стилях, такие как возвращение к своим блюзовым корням (Star People 1982 года). В этот период Дэвис получил несколько премий Грэмми за такие альбомы, как We Want Miles (1982), Tutu (1986) и Aura (1989).
Одно из самых запоминающихся событий последних лет жизни Дэвиса произошло во время джазового фестиваля в Монтрё в 1991 году, когда он присоединился к оркестру под управлением Куинси Джонса! Тогда Майлз исполнил некоторые из классических аранжировок Гила Эванса конца 1950-х годов… Дэвис умер менее чем через три месяца. Его последний альбом, Doo-Bop (1992), был выпущен посмертно.
Хотя критики отвергли большую часть музыки, выпущенной Дэвисом после Bitches Brew, его живые выступления помогли сохранить популярность джаза среди основной аудитории. В последующие годы он игнорировал критиков и бросил вызов условностям, бродя по сцене, часто играя спиной к публике. В своей хвалебной и разоблачающей автобиографии Майлз откровенно писал о своём гедонистическом прошлом и о расизме, который он видел в музыкальной индустрии. Наряду с Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном и Чарли Паркером, — Дэвис считается одним из четырёх самых важных и влиятельных музыкантов в истории джаза, а также самым эклектичным исполнителем музыки…
Характер Майлса Дэвиса
Дэвис всегда придерживался собственных взглядов на импровизацию
Стиль Дэвиса сложно характеризовать с положительной точки зрения.Томные мелодии пропитаны грустью и сожалением. Майлс Дэвис не многим людям мог действительно открыться, чтобы быть понятым. Как следствие, в его музыке чувствуется глубина, невысказанная боль, которая причиняет ему дискомфорт и делает его мелодии меланхоличными.
В музыке Дэвиса отражены его внутренние переживания, хотя сам он редко с кем обсуждал свои переживания. Его спасением была, в которую он вкладывал всё, о чём не мог сказать вслух. Но всё утверждать наверняка, что именно укрывал под покровом своих импровизаций великий трубач, не приходится. Его музыка открывает каждому слушателю своего Майлса Дэвиса.
В 2016 году на экраны вышел биографический фильм о судьбе Майлса Дэвиса «В погоне за Майлсом» (Miles Ahead), в прокате более известный как «Убить трубача».
Живая классика
Три десятка лет, все свои лучшие годы, Майлс Девис выпускал пластинки на фирме Columbia. Весь его новаторский джаз-рок и фьюжн — в той, «коламбиевской» дискографии. Венчает же эту дискографию альбом под названием Aura — это opus magnum в стиле, которому трудно подобрать название. Грубо говоря, это современная европейская академическая музыка с вкраплениями блюза (!) и рэгги (!!), записанная в Европе же. Сочинил все это дело датский джазмен по имени Пале Миклбо — трубач-самоучка, дирижер, композитор. Ему на тот момент сорок с небольшим, в его резюме — работа с датскими оркестрами, известными европейскими и американскими джазменами, а также репутация прогрессивного музыканта и новатора. Он — большой поклонник Майлса Девиса вообще и его легендарных оркестровых альбомов с дирижером Гилом Эвансом в частности.
Их сотрудничество — цепочка совпадений. В конце 1984 года Майлс Девис должен был (точнее, очень рад) отправиться в королевство Дания за Léonie Sonning Music Prize — престижной наградой с денежным содержанием, которая вручается с большой помпой выдающимся деятелям искусства. Майлс Девис, повторюсь, был очень рад ехать за этим призом, поскольку оным в свое время наградили Игоря Стравинского и Белу Бартока, а обоих композиторов, особенно Бартока, Майлс Девис боготворил всю жизнь. Теперь же он — в одной виртуальной тусе с кумирами. К тому же среди реципиентов награды он — первый джазмен и первый чернокожий.
По прибытии в королевство Дания Майлс знакомится с Пале и приходит в полный восторг от предложения записать альбом с оригинальным материалом датского коллеги с большим оркестром. Девис, между прочим, уже два десятка лет, со времен сотрудничества с Гилом Эвансом, не записывает оркестровой музыки. Наброски сочинения ему нравятся. Что-то из этого опуса он и Миклбо играют на церемонии вручения Sonning Prize 14 декабря в копенгагенском Falkoner Centre, но до завершения проекта, а тем более выпуска альбома еще далеко. Майлс уезжает в Штаты, возвращается в Данию через месяц (то есть уже в следующем 1985 году).
Миклбо тем временем забронировал студию Easy Sound и собрал впечатляющий оркестр: музыканты биг-бэнда Датского Радио, плюс великий гитарист и старый коллега Девиса Джон Маклафлин, плюс известный во всем мире датский контрабасист-виртуоз Нильс Хеннинг Эрстед Педерсен, плюс племянник Майлса Винс Уилбурн. Вся эта компания блестяще играет очень сложный материал, откровенно «композиторский». Миклбо, когда сочинял его, пользовался додекафонной техникой (то есть там не мелодии, а «ряды» нот), и вдохновлялся творениями Чарлза Айвза и Оливье Мессиана. Каждый трек носит название основного цвета спектра, плюс индиго и некий «электрический красный» — такой Пале видел ауру Майлса Девиса.
В то же время отношения Девиса и Columbia разлаживаются
Почему — отдельная история, важно что Майлс уходит на Warner. Но «Ауру» он должен Columbia, которая, получив готовый материал… кладет его на полку
Альбом выходит только в 1989 году, в 1990 получает «Грэмми» в номинации «Лучшее исполнение инструментального джаза».
Почти все фигуранты этой истории получили что-то хорошее. Лейбл — «последний великий альбом» великого джазмена. Майлс — возможность поработать, наконец, снова с большим оркестром, по которому он скучал. Принимавшая участие в записи экстравагантная перкуссионистка Марилин Мазур была приглашена в концертный состав группы Майлса Девиса, а впоследствии много лет играла с норвежским саксофонистом Яном Гарбареком (с ним же приезжала в Москву, где, кстати, сорвала не меньше аплодисментов, чем ее шеф). Пале Миклбо вписал себя в историю. Сейчас он живет в сельской местности, не пьет, не курит, не ест мяса, занимается буддистскими практиками. Женат. В Дании обладает непререкаемым авторитетом. Хотя, по уверениям датских коллег, ему «не западло» время от времени поиграть на трубе в маленьком клубе.
В семидесятые он исчез, чтобы потом вернуться
Первая половина семидесятых стала непростым временем для Дэвиса. Его донимали проблемы со здоровьем, усугубленные никуда не девшимися зависимостями (к которым присоединилась безудержная страсть к сексу). При этом Дэвис еще играл на сцене и ездил на гастроли по всему миру, что может за несколько лет измотать и совершенно здорового человека.
К 1975 году, по признанию музыканта, «секс и наркотики заняли место музыки и заполнили всю жизнь». Поэтому, выступив на двух фестивалях летом 1975-го, он закрылся у себя дома в Нью-Йорке и почти не показывался на публике, перенес очередную операцию (по замене сустава), а в те редкие дни, когда возвращался в студию, почти не брал в руки трубу. Одно время по Нью-Йорку даже ходили слухи, что Дэвис при смерти или даже умер.
Заслуженный отдых занял примерно пять лет. Впервые после длительного перерыва Дэвис появился в студии в мае 1980-го и уже через день после этого снова отправился в больницу с инфекцией ноги. В конце концов, однако, он постепенно вернулся в строй и стал работать над новыми альбомами, а в 1982 году, перенеся после очередного запоя легкий инсульт, который на некоторое время лишил его владения правой рукой, Дэвис окончательно отказался от алкоголя и наркотиков. И поехал в тур по миру. Вот, например, фрагмент концерта 1985 года в Японии, где он исполняет джазовое переложение песни поп-певицы Синди Лопер «Time After Time».
Смерть
С февраля 1989 года поползли слухи, что джазмен болен СПИДом. В конце первого осеннего месяца 1991-го Майлз скончался в больнице Святого Иоанна в калифорнийской Санта-Монике. Причиной смерти стало сочетание инсульта, пневмонии и дыхательной недостаточности. После смерти отца Шерил по завещанию унаследовала 20 % его состояния, а Дэвис — 40 %. Младшим сыновьям Майлз не оставил ничего.
Дэвиса похоронили вместе с одной из его труб. Могила джазмена находится на кладбище «Вудлон» в нью-йоркском Бронксе.
В 2019 году о биографии музыканта американский режиссер Стэнли Нельсон снял фильм «Майлз Дэвис: рождение нового джаза», который в конце марта 2020-го показал российский Первый канал. Помимо архивных фотографий и записей концертов трубача, в картине приводятся рассуждения о джазмене его коллег Карлоса Сантаны и Херби Хэнкока.
Исторический экскурс
Такая универсальность, предопределяющая выживание и, как следствие, потенциальную возможность дальнейшего развития, и легла в основу поиска. Действительно, а как выявить универсально необходимые знания, когда мамонты вымерли, а хищники остались лишь в лесу, куда люди без надобности больше не ходят? Люди достаточно быстро догадались, что это, конечно же, чтение, потому что тогда можно донести до сознания прочих сограждан любые другие знания.
Столь же логично к универсальным навыкам отнесли письмо, потому что, во-первых, книги до изобретения книгопечатанья переписывались от руки, а во-вторых, так каждый умеющий писать получал возможность сам поделиться своими знаниями и опытом. И навыки счета с момента возникновения товарного обмена и денег точно так же стали универсальной необходимостью, без которой даже сходить за хлебом либо продать излишек продукции на рынке было бы невозможно.
Вроде все логично, но почему тогда мы собираемся обсуждать 7 свободных искусств, а не всего 3? Тут самое время вспомнить, что вы ведь тоже, дай вам волю, не остановились бы на супертройке «чтение-письмо-счет», а добавили бы туда английский, компьютер, приемы оказания первой медицинской помощи и что-нибудь еще на свое усмотрение. Точно так же каждая историческая эпоха дополняла список необходимых базовых знаний. Если сейчас никуда без компьютера и английского языка, то в 19 веке никуда было без французского языка и изящных бальных танцев.
И еще одна ремарка: современное понимание искусства, как творческого переосмысления действительности и художественного выражения мысли, сформировалось по историческим меркам недавно. В период Античности к искусствам причислялась любая деятельность. Так, ремесла (ткачество, шитье, кулинария, земледелие, строительство, кузнечное дело и т.д.) считались прикладными искусствами. А занятия, не требующие физического труда, именовались свободными искусствами. Список этих занятий сформировался не в одночасье.
Считается, что у истоков универсализированной системы обучения, основанной на 7 свободных искусствах, находился древнегреческий философ и математик Гиппий Элидский (460-400), дававший «уроки мудрости» за деньги и искавший способ упорядочить подачу учебного материала. Его деятельности посвящены интересные научные исследования. В частности, Der Sophist Hippias von Elis («Софист Гиппий из Элиды») .
К слову, Гиппий наглядно продемонстрировал пользу письменности для сохранения и передачи информации. Он составил список победителей всех прошедших к тому моменту Олимпийских игр, что оказало огромную помощь историкам будущего в восстановлении хронологии и нюансов событий. Это помогло понять, как формировалась программа Олимпийских игр, какими видами спорта дополнялась в разное время и т.д.
В дальнейшем над темой унификации базового образования размышляли древнегреческие философы Никомах (60-120), Секст Эмпирик (100-190), Августин Блаженный (354-430), древнеримские писатели и философы Марциан Капелла (360-428), Боэций (480-526), Кассиодор (490-585) и прочие. В частности, Марциан Капелла написал трактат De nuptiis Philologiae et Mercuri («О бракосочетании Филологии и Меркурия»), где представил каждую из наук в художественном образе .
Свободным искусствам посвящено 88-е письмо Сенеки (4-65), где он предостерегает, что знание ни в коем случае не является заменой добродетели . «Нравственные письма» Сенеки – это формат, в котором древний мыслитель делится своим жизненным опытом и своими взглядами на события, современником которых он был.
Тот факт, что 7 свободным искусствам посвящено отдельное творение философа, свидетельствует о большом резонансе обсуждаемых идей в научном сообществе. Проследить становление 7 свободных искусств можно, прочитав книгу «Свободные искусства и философия в античной мысли» .
Так или иначе, к эпохе Раннего Средневековья были выделены обязательные для желающего получить образование человека предметы, которые и получили название 7 свободных искусств. Предметы обязательного образовательного цикла были разделены на 2 части. Сначала изучали тривиум: грамматику, логику (диалектику) и риторику. Затем начинали изучать квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Программа обучения и пояснения к материалу по каждому предмету расписана в книге древнеримского богослова Исидора Севильского (560-636) «Этимологии, или Начала. В XX книгах. Кн. I-III: Семь свободных искусств» .
Ключевой момент в карьере
Знаковым событием в биографии Майлса Дэвиса стало его выступление в 1991 году на всемирно известном фестивале в Монтрё. Выступая с оркестром Квинси Джонса, он обратился к своим давним музыкальным аранжировкам Гила Эванса, за исполнение которых также был удостоен премии Грэмми.
Майлс Дэвис на джазовом фестивале в Монтре, 1991 год
Человек, стоявший у истоков модального джаза, кул-джаза и стиля фьюжн, музыкант, внёсший значительный вклад в развитие музыкального искусства XX века, трубач, музыка которого определила звучание джаза для нескольких поколений слушателей – все эти заслуги характеризуют Майлса Дэвиса как целеустремлённого лидера, идущего вразрез со стереотипами, и деятеля, не равнодушного к судьбе музыки как своего времени, так и целой эпохи.
Он был образцом не только в музыке, но и в некоторых других аспектах
После выхода Kind of Blue Дэвис стал одним из самых высокооплачиваемых музыкантов в мире. Если в 1960-е звезды джаза уровня Джона Колтрейна и Кэнноболла Эддерли получали примерно 350–400 долларов в неделю за выступления в клубах (примерно 3000 сегодняшних долларов с учетом инфляции), Дэвису за то же платили в десять раз больше. Уже только за счет этого он мог бы стать ориентиром и примером для следующего поколения музыкантов-афроамериканцев, которые еще долго не будут зарабатывать столько же, сколько белые жители США. И даже несмотря на то, что вредные привычки, зависимости, разгульный образ жизни и проблемы со здоровьем нередко истощали кошелек музыканта, к концу жизни его состояние тем не менее составляло порядка 19 млн долларов.
Помимо этого, Дэвис долгие годы оставался иконой стиля. Чувство стиля он унаследовал от матери и с ранних лет старался одеваться хорошо, даже если качественные костюмы приходилось покупать в секонд-хендах. А когда деньги перестали быть проблемой, белоснежные рубашки, дорогие элегантные костюмы и обувь стали фирменным знаком Дэвиса. Причем, по воспоминаниям очевидцев, безупречный внешний вид ему удавалось сохранять не только на сцене, но и после концертов, когда появлялась возможность расслабиться. К концу шестидесятых, впрочем, строгие костюмы уступили место более необычной, можно даже сказать, неконвенциональной одежде. Тем не менее Дэвис всегда старался выглядеть модно.
Он и вправду несколько раз изменил джаз и всю современную музыку
Майлз Дэвис имел самое непосредственное отношение к развитию джаза в 1950–70-е годы — и преуспел в каждом из доминировавших в тот период стилей. Конец сороковых — начало пятидесятых — время торжества бибопа, стиля, предполагающего исполнение в высоком и сверхвысоком темпе, сложные импровизации, обыгрывание последовательностей аккордов, а не мелодии. Это была «горячая» музыка, исполняемая высокопрофессиональными музыкантами для стойких и подготовленных слушателей. Даже если на записях Майлза Дэвиса она сегодня звучит вполне мягко — это своего рода перевод с языка бибопа на общечеловеческий, выполненный музыкантом. Начав пятидесятые с примерно такой музыки Дэвис постепенно мигрирует в направлении кул-джаза — «охлажденного» в противовес горячем бибопу, менее эмоционального, более композиторского — это слышно уже на упомянутом альбоме Birth of the Cool. Альбом же Kind of Blue ознаменовал переход Дэвиса к модальному джазу, в котором музыкальной основной является не смена гармоний, а звуковые сочетания внутри лада, благодаря чему импровизация может строиться фактически в рамках одного аккорда.
Всего год спустя Дэвис выпускает альбом Sketches of Spain — аранжировки и переложения испанской народной и академической музыки. На альбоме 1967-го года Miles Smiles мы слышим внезапный дрейф в сторону хард-бопа (это как бибоп, но жестче) и авангарда. А в 1969-м альбом In a Silent Way открывает новую эру джаза — эру соединения джаза и рока, использования электрических инструментов и перехода к тому, что что сегодня называется фьюжен.
Следующий альбом Майлза Дэвиса — Bitches Brew (1970) — станет очередным краеугольным камнем нового стиля. В восьмидесятые электрификация джаза сменится электронизацией — на альбоме Tutu Дэвис станет обильно использовать драм-машины и синтезаторы — всё то, что характеризует музыку 1980–90-х.
Кажется, нет таких стилей современной музыки, в которых не отметился бы Майлз Дэвис. Казалось бы, где он и где стиль амбиент? Но 32-минутная (!) пьеса «He Loved Him Madly» с альбома Get Up With It 1974 года, посвященная памяти умершего незадолго до выхода альбома Дюка Эллингтона, очень даже напоминает длинные и нарочито бессодержательные образцы амбиента, как раз оформлявшегося в отдельный стиль именно в то время и получивший свое название с легкой руки британца Брайана Ино.
Miles Davis — Kind of Blue
Майлз Дэвис, наверное — самый известный из джазменов. Даже тот, кто не слышал его имя, слышал его музыку — где-нибудь в фильмах или даже ремиксах. На Дэвиса молились как на икону джазмены, рокеры, а потом и рэперы. Его называли «Пикассо в мире джаза» — и это чертовски удачное определение. Он был экспериментатором, каких поискать: оставил свой след в таких жанрах, как cool-jazz, джаз-рок, фьюжн и даже фанк. И везде сносил крышу современникам — в этом он был большой мастер.
К сожалению, мне по душе лишь его период кул-джаза. Он отошел от него относительно рано — на фоне остальных работ даже кажется, что просто побаловался и пошел дальше. Но зато он оставил гениальный Kind of Blue, который можно слушать десятки раз и не устать. Это идеальная музыка для всего: для работы, отдыха и сонных размышлений о том, как устроена вселенная. Но лучше всего кул-джазовый Майлз идет в полночь. Обязательно попробуйте послушать его в полночь!
Charles Mingus — Moanin
Насколько я знаю, Чарли Мингус нравится Петру Сальникову. Оно и понятно, Чарли умеет делать джаз, в котором больше рока и угара, чем в ином роке. Он так шпарит на контрабасе, что под него хочется участвовать в нуарной погоне (непременно с пальбой из 38 калибра!) или хлопать красивую женщину по заднице. Но вообще, Moanin — не совсем характерная для него композиция. Мингус страдал от припадков затяжной депрессии, которая сменялась маниакальной радостью и продуктивностью. Поэтому у него есть как мощнейшие взрывные штуки, так и весьма печальные, даже загадочные мелодии, почти что госпелы.
Детство и юность
Джазмен родился в городе Олтон штата Иллинойс 26 мая 1926 года в очень необычной семье негроидной расы. Отец работал врачом в собственном стоматологическом кабинете, а мать преподавала музыку, играла на скрипке, наряжалась в норковые шубы и бриллианты.
Музыканта, первого сына преуспевающего дантиста, назвали Майлзом Дьюи в честь отца, поэтому к имени трубача в молодости добавляли приставку «младший», что его очень раздражало. У джазмена были старшая сестра Дороти Мэй и младший брат Вернон Наполеон. После развода с матерью первенцев Майлз Дьюи-средний (деда музыканта по отцовской линии тоже звали так) женился вторично и в 1959 году обзавелся еще одним отпрыском Джозефом.
Вскоре после рождения наследника семейного имени Дэвисы переехали в Ист-Сент-Луис. Соседями темнокожей семьи были евреи, армяне, немцы и греки.
Embed from Getty ImagesМайлз Дэвис в молодости
В детстве Майлз увлекался спортом — боксом, плаванием, бейсболом и американским футболом. За цвет кожи и миниатюрность ровесники дразнили мальчика Гречкой. Проказник часто получал затрещины от отца и матери, тогда как Вернон Наполеон, отличавшийся покладистостью, был всеобщим любимцем. Повзрослев, младший брат Майлза стал гомосексуалистом.
В 10 лет, несмотря на материальное благополучие семьи, будущий музыкант стал разносить газеты: мальчик хотел иметь карманные деньги и тратить их на конфеты и другие сладости. По радио Майлз слушал джазовые концерты и в 12 лет твердо решил стать трубачом.
Первую трубу мальчику подарил друг отца Джон Юбэнкс, уроки начинающему инструменталисту давал музыкант Элвуд Бюкенен, лечивший у папы Майлза зубы. Мать уговаривала Майлза переключиться на скрипку или фортепиано, но будущий основоположник кул-джаза был непреклонен. На 13-летие отец подарил юному трубачу более совершенный инструмент.
Музыка
Хотя отдельные музыковеды полагают, что Дэвис уступал в таланте таким джазменам, как Луи Армстронг, Чарли Паркер и Джон Колтрейн (с двумя последними уроженец Олтона играл вместе), он достиг выдающихся результатов благодаря трудолюбию и лидерским качествам.
Сборник Дэвиса Kind of Blue, выпущенный в 1959 году, остается самым продаваемым джазовым альбомом всех времен. В 1987-м Майлз удостоился премии «Грэмми» как лучший джазовый солист, а через 3 года получил «Грэмми» за вклад в музыку, внесенный на протяжении всей жизни.
Embed from Getty ImagesМайлз Дэвис и Джон Колтрейн
Дэвис обладал даром улавливать дуновения музыкальной моды и использовать их в своем творчестве. Так, в конце 40-х годов XX века Майлз модифицировал бибоп, привнеся в музыку длинные ноты без вибрато и многозначительные паузы, а также создал первый ансамбль, играющий «прохладный джаз». В середине 60-х годов XX столетия мужчина записал альбомы, ставшие эталонами акустического джаза, а в конце десятилетия разбавил композиции роковыми рифами и начал задействовать в своих ансамблях электроинструменты.
Последний альбом Doo Bop Майлз записывал с юным диджеем и рэпером Изи Мо Би . Парень, сумевший завершить сборник после смерти джазмена, впоследствии прославился как единственный продюсер, работавший и с Тупаком Шакуром, и с его оппонентом Ноториусом Би Ай Джи (The Notorious B.I.G.)
Первую запись под своим именем сделал в 25 лет
Первая запись Майлза Дэвиса состоялась примерно тогда же, в 1945-м, — он играл в ансамбле, аккомпанировавшем джазовому вокалисту Рабберлегсу Уильямсу, а тремя годами позже у Дэвиса уже был собственный ансамбль — Miles Davis Nonet, включавший всё того же Чарли Паркера.
А вот первую собственную запись Дэвис выпустил только в 1951-м, и не в составе нонета (результат нескольких рекорд-сессий ансамбля увидит свет только в 1957-м под названием Birth of the Cool). Первый альбом назывался The New Sounds — на этой пластинке всего четыре номера общей длиной меньше 24 минут.
Так было положено начало дискографии длиной 40 лет (последний альбом Дэвиса был частично записан в 1991-м и вышел уже после смерти музыканта), в которой есть несколько монументальных работ, оказавших влияние на несколько поколений музыкантов, в том числе и самый продаваемый джазовый альбом в истории Kind of Blue, записанный за два весенних дня 1959 года, и вышедшие десятью и одиннадцатью годами годами позже соответственно эпохальные In a Silent Way и Bitches Brew, и еще порядка сотни студийных и живых альбомов, не считая сборников и бутлегов.