Mm или mc: какую головку звукоснимателя выбрать?

Устройство винилового проигрывателя

Итак, для начала разберемся как вообще устроен проигрыватель. Ниже можно наблюдать изображение классического проигрывателя и подписи к основным компонентам:

Планшайба (или же диск-маховик) – основной компонент на который кладется пластинка. Как правило, данный элемент имеет внушительную массу, что позволяет за счет инерции плавно крутить пластинку, а также управлять скоростью вращения. Именно этот компонент позволяет гасить возможные вибрации и обеспечивает идеальный контакт пластинки с иглой.

Тонарм – “рычаг” к которому крепится картридж (головка) звукоснимателя. Данный элемент позволяет скользить игле звукоснимателя по пластинке

Важно, чтобы тонарм обладал хорошей инертностью – он не должен реагировать на механические колебания иглы, но при этом должен “гасить” возможные внешние колебания или неровности винилового диска.

Противовес – крепится к тонарму и позволяет балансировать и регулировать силу нажатия иглы на пластинку.

Антискейтинг – регулировка компенсатора скатывающей силы.

Головка звукоснимателя (картридж) – также крепится к тонарму и отвечает за считывание звукового сигнала с дорожки. Это самая важная часть аудиосистемы.

На что обратить внимание при выборе головки звукоснимателя?

Если вы решили (или вынуждены) сменить головку звукоснимателя, то вам следует учитывать материал, из которого произведен иглодержатель, а также форму самой иглы.

Современный рынок предлагает большой выбор иголок:

  1. К недорогим и простым относят сферические или, как их еще называют, – конические иглы. Они выглядят как маленький кусочек природного алмаза, который за счет специальной шлифовки и обработки получил коническую форму. Радиус иглы такого типа обычно не превышает 15 мкм, так как конец иголки должен легко погружаться в разъем звуковой канавки пластинки. Но будем откровенны – иголки конического типа не могут максимально точно отследить модуляцию звуковой канавки в силу различия своей формы с резцом записывающей головки. Такая особенность может привести даже к «выталкиванию» из канавки иглы.
  2. Эллиптические иглы не допустят возникновения вышеописанной проблемы. Этот тип игл имеет овальное острие в сечении с 2-мя плоскими поверхностями, а не круглый кончик. Поэтому иглы эллиптической формы в большей степени соответствует конфигурации канавки. Это минимизирует искажения и предотвращает «выталквание» и «неогибание». Благодаря четкому следованию за модуляцией высоких частот, эллиптическая иголка может равномерно распределять давление на большую площадь поверхности. Данное свойство значительно сокращает износ виниловой пластинки.
  3. Гиперэллиптические иглы (Ван Ден Гула; Шибата и некоторые другие) имеют наиболее острый конец. Поэтому их, пожалуй, можно назвать самыми лучшими и совершенными. Но при этом данный класс иголок требуют самой точной настройки и установки головки звукоснимателя по сравнению с более простыми вариантами.
  4. Также существуют специальные микрогребни (как один из подтипов эллиптической иголки). Они обладают маленькими канавками, расположенными по обеим сторонам своего острия. Даже при довольно сильном износе, иглы такого типа все равно сохраняют оригинальную форму. А это позволяет не искажать взаимодействие между звуковой канавкой и иголкой.

Форма иглы также влияет на расположение точек контакта иглы со стенками канавки по отношению к резцу

Что касается иглодержателя, то его основная роль заключается в том, чтобы передавать механические колебания стилуса (иглы) на фонокорректор. Хороший иглодержатель – это жесткая и легкая деталь. Он не должен быть резонирующим. Детали лучшей жесткости и малой массы (что идеально) производятся из бериллия, керамики, алмаза, бора, титана, сапфира или рубина. Часто иглодержатели делают полыми (для минимизации веса детали), а иногда наоборот – заполняют специальным материалом, позволяющим хорошо демпфировать резонансы.

Почти младшая модель

В этом тесте мы изучим головку van den Hul The MC 10 Special. Это вторая снизу модель в каталоге компании. Но тут нужно сделать оговорку: выпускается головка давно, соответственно, упоминания многолетней давности о ней не редкость. И потом, понятие «второй снизу модели» справедливо в отношении модельного ряда van den Hul, но не в отношении этой головки как таковой (если сравнивать с другими предложениями на рынке) — все же цена The MC 10 Special около 1500$, и в категорию бюджетных МС эта модель никак не попадает. Я бы расценил такое позиционирование как базовый уровень в понимании Альта Йонка ван ден Хула. И в формате теста можно будет понять, какой уровень звука в компании считают достойным внимания, и каким образом в картине звука расставлены акценты.

Поставляются головки в таких деревянных коробках. Название и серийный номер написаны маркером от руки

Если посмотреть на головку с точки зрения технических характеристик — выглядит она далеко не самой простой: иглодержатель из бора, фирменная заточка иглы (хотя какой же ей быть?), намотанные серебром катушки.

Поставляется головка в традиционном для производителя небольшом деревянном ящичке, на котором по традиции маркером указаны модель и ее серийный номер, а на внутренней стороне деревянной крышки от руки прописаны ее параметры. В комплекте поставки только сама головка, два крепежных винта и крошечный жидкостный уровень, без которого можно было бы обойтись. Если вы знаете и умеете настраивать виниловые тракты, то уровень вам понадобится другого свойства (для позиционирования стола), а если вручить комплектный уровень новичку, то он, вероятно, приведет к ошибкам и какому-нибудь нелепому его применению.

Комплект поставки головки звукоснимателя van den Hul The MC 10 Special

Ни проводков для шелла, ни винтов разной длины на разные случаи, ни шайбочек, ни ключей-щеточек-отверточек — ничего больше нет. Какой напрашивается вывод? Пожадничали? Не думаю, скорее, рассчитывали на опытного и укомплектованного пользователя и не добавляли в комплект поставки того, что может либо не пригодиться, либо быть заменено владельцем согласно его своему вкусу или по ситуации. Хотя ключик к штатным винтам приложить точно стоило бы.

Пайка на виду

Виниловодов, знакомых с головками звукоснимателя van den Hul мало, и в силу их редкости, и в силу цены (дешевых моделей у производителя нет, есть достаточно дорогие и очень дорогие), и по причине специфики конструкций, и опять же звук со своими особенностями. Человека, не знакомого с этой материей, может отпугнуть внешний вид, особенно старших моделей: выглядят головки грубовато, открытая конструкция с рамой вместо корпуса, провода и пайка на виду.

Отмечу, что хотя открытые конструкции не особо эстетичны и требуют бережного обращения, зато наглядно виден результат ручной сборки. Да-да, в компании van den Hul это действительно штучное, ручное производство, в котором, в случае производства старших моделей, невзирая на свой солидный возраст, участвует и сам отец-основатель компании

И что важно — это не сборка из заказных деталей: степень самостоятельности при производстве головок звукоснимателя у van den Hul весьма высокая, а кроме ручного производства имеются услуги по ремонту как своих головок, так и головок сторонних производителей

Старшие модели головок звукоснимателя при существенной цене выглядят довольно брутально

Модельный ряд головок van den Hul необычен в той же степени, как и его отдельные представители. Разобраться в каталоге новичку будет непросто — в линейке 13 головок, а у старших моделей, возможно, еще по несколько модификаций, с которыми нужно определиться при заказе.

Возможны следующие вариации: металлический или карбоновый корпус (если площадку для крепления можно счесть именно корпусом), параметры катушек, материал намотки (медь, серебро, иногда золото), выходной вольтаж катушек «низкий» или «высокий» выход. В описаниях к головкам так и сказано: при подборе параметров желательно обсудить с производителем такие составляющие, как предпочитаемые жанры, особенности тонарма, на который планируется установить головку, характеристики фонокорректора и повышающих трансформаторов.

У головок помладше и параметров на выбор поменьше, а по одной единственной модификации имеется только у четырех младших моделей. Стоит отметить, что все головки звукоснимателя van den Hul — только МС типа. В прошлом в каталоге числились и ММ в незначительном количестве, но их уже давно не делают.

Звук

Первое, что характеризует звук как таковой — это большой объем, причем, стоит отметить, объем подвижный, а не тяжеловесный. Возникает ощущение очень высокой прозрачности и как бы сверхреалистичность. Все — и картина в целом, и нюансы как будто слегка увеличились под линзой, а их «цвета» стали насыщенней. Но это не окраска в привычном смысле, а словно усиленная яркость и цветность по всему диапазону

Детали притягивают к себе внимание, возникает ощущение, что их не только слышно, но как бы еще и видно. В целом эффекты вовлеченности и присутствия заметно сильнее, чем это бывает обычно

Штатный защитный колпачок головки van den Hul The MC 10 Special не совсем удобен в использовании, но хотя бы он есть, и не сваливается постоянно, как то часто бывает

Верхние частоты аккуратные, не яркие, без излишней резкости. Серединка приподнятая, на ней, несомненно, в звуке сделан акцент, в том числе и акцент по детальности, но часто слышимой в таких случаях теплоты или смягченности нет совсем. Звук прозрачный, воздушный и стремительный. Бас глубокий, объемный и фактурный. Сцена строится очень хорошо: есть и ширина, и глубина, и правильность пропорций, и ощущение воздуха. Образы и планы прорисовываются очень четко.

По характеру головка очень музыкальная, певучая и темпераментная. Разные пластинки и записи звучат подчеркнуто по-разному. Но это не вопрос качества воспроизведения, а вопрос совершенного считывания записи и способности головки расставлять свои собственные акценты в звуке. При прослушивании к этому явлению быстро привыкаешь, экспрессивность подачи совсем не утомляет, а в ряде случаев, наоборот, добавляет интереса прослушиванию.

Головка звукоснимателя van den Hul The MC 10 Special

Если рассмотреть тяготение к тем или иным жанрам — получается весьма интересная картина. Формально динамики и детальности звучания этой головки хватает и для симфонической, и для хоровой музыки, а значит, и для любых других жанров. И этот факт примечателен тем, что некоторые головки van den Hul из самых старших имеют явно более узкую жанровую специализацию. В случае van den Hul The MC 10 Special наибольшее эмоциональное притяжение вызывают джаз, вокальные записи, струнные квартеты, записи клавесина и оперные записи. Не тяжелый рок, фолк, блюз — тоже отлично. Хотя, как я уже упомянул, головка по формальным признакам достаточно универсальна.

MM (головки с подвижным магнитом) и MC (головки с подвижной катушкой): особенности и преимущества

MM-головки, как и MC-головки обладают рядом преимуществ: малой прижимной силой, широким диапазоном воспроизводимых частот, хорошим разделением между звуковыми стереоканалами, четким «огибанием» канавки виниловой пластинки и высокой гибкостью подвижной системы.

В звукоснимателях с подвижным магнитом (MM-головки) есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.

Такой же физический принцип присутствует и в работе звукоснимателей с подвижной катушкой (MC-головки). Но в этом случае магниты всегда остаются полностью неподвижными. Движение осуществляет только катушка. Такой тип звукоснимателей имеют меньшую движущуюся массу по сравнению с аналогами, обладающими подвижными магнитами. Данная особенность позволяет MC-головкам лучше, более подробно следовать по канавке носителя. К тому же эксперты утверждают, что головки звукоснимателя с подвижной катушкой обладают лучшей переходной характеристикой в отличие от MM-головок, потому что в движение приводится меньшая масса. В связи с этой особенностью MC-головки с движущейся катушкой могут наиболее четко и быстро отслеживать оперативные изменения сигнала, записанного на виниле.

Audio-Techniсa ART 1000(349 990 руб.)

Бас: структура проработана отлично, ритмический рисунок считывается на слух идеально. Но в целом энергетика в нижнем регистре заметно ослаблена, такое впечатление, что новую головку нужно дольше разыгрывать. Но потенциал уже чувствуется по отличной разборчивости и быстрой атаке. Оценка – 4.

Верх: как ни странно, тоже слегка ослаблен, из-за чего в тональном балансе середина кажется доминирующей. Струнные инструменты, вокал – великолепно, хотя разрешение по СЧ и ВЧ диапазонам чуть ниже, чем у Sumiko. Оценка – 4.

Пространство: объём, масштаб, заполнение – всё очень классно. В построении сцены чувствуется высокий класс головки. Но нет нижнего баса, нет и фундамента с обертонами и дыханием зала. Оценка – 4.

Этап 2. Настройка картриджа

Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.

Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.

Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.

Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.

Положите зеркало на планшайбу.
Подведите тонарм и опустите головку звукоснимателя на зеркало.
Обратите внимание на то, чтобы головка лежала строго перпендикулярно.

Для регулировки азимута обратите внимание на тонарм. У основания головки звукоснимателя на ножке тонарма (в нижней ее части) есть крепежные винты

Послабив их, поверните патрон таким образом, чтобы угол между иглой звукоснимателя и планшайбой (зеркалом) составлял 90 градусов.

Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.

Магнитоэлектрические звукосниматели

Эта модель является полной копией тех звукоснимателей, который устанавливаются на электрогитары, если мы говорим о принципе работы и устройстве механизма. Однако есть здесь и свои индивидуальные отличия, например, частотные характеристики.

Отличается и монтаж звукоснимателя — его необходимо расположить в розетке, ближе к грифу. Большим преимуществом магнитоэлектрических моделей является их моментальная готовность к работе, сразу после установки. Сам процесс монтажа крайне прост и доступен каждому.

Стоит отметить, что данная модель актуальна только для акустических гитар с металлическими струнами. Не стоит ожидать эффекта на классической гитаре с нейлоном.

В свою очередь магнитоэлектрические датчики имеют собственную классификацию:

  • Single – так называют одинарный датчик с ярким и четким звучанием, но скудной мощностью и шумоподавлением;
  • Humbacker – спаренный датчик с достаточно мощным и качественным звуком, а также весьма серьезным шумоподавлением и как следствие высокой ценой.

Ценовая политика звукоснимателей магнитоэлектрического типа складывается из таких переменных, как качество конструкции, дороговизна материалов и бренд. В результате покупатель должен подобрать оптимальную модель в рамках $15-$150.

Явным плюсом магнитоэлектрического звукоснимателя считается нулевая вероятность «заводки» при обратной связи. Но существует и весьма неприятный минус – звучание инструмента искажается в худшую сторону. Звукосниматель окрашивает тона в довольно неприятный, далекий от реального звук акустики. Совсем иначе в этом случае ведут себя пьезоэлектрические звукосниматели.

Установка

Для теста головка была установлена на подходящий по эффективной массе тонарм SME M2-12 (в комплектации с вязкостным демпфером) и откалибрована сообразно рекомендациям производителя по привычным мне методикам настройки. Устанавливать головку оказалось не сложнее чем многие другие: для винтов на корпусе имеется резьба, а значит, гаек в системе крепления нет. Подключение проводки к выходным разъемам — без проблем, никаких лишних усилий. Разве что использовать штатный защитный колпачок не очень удобно, но он хотя бы прилагается, другие производители не считают необходимым снабжать им комплект.

Паспортные данные написаны ручкой на крышке коробки — такова традиция

Измеренная по тестовым дорожкам резонансная частота уложилась в положенный диапазон где-то между 8 и 10 Гц. Только настройка антискейтинга не совпала с тем, что указано в сопроводительной информации — при проверке по тестовым дискам оптимальным оказалось значение близкое (в нашем случае) буквально на одно настроечное деление грузика. В плане прижимной силы, уже при подстройке на слух в пределах рекомендованного диапазона, наиболее подходящим оказалось значение в 1,4 грамма.

Если же обобщить впечатления от настройки как таковые — головка весьма чувствительна, требует точности и аккуратности, может быть, несколько в большей степени, чем среднестатистические. Хотя таких капризов, когда желательно перестраивать высоту тонарма для 120 и 220-граммовых пластинок, я не заметил, усредненное положение вполне рабочее и пригодное для жизни.

Прирабатывается головка спокойно, без резких перепадов и без того, что первые 20-130 часов слушать невозможно. Нет, буквально через несколько часов звук уже вполне пригоден для прослушивания, и в дальнейшем чуть-чуть выравниваются и расправляются края диапазона.

van den Hul The MC 10 Special — головка с привычным корпусом выглядит не так необычно, как открытые конструкции.

Интересны взаимоотношения головки со старыми, запиленными и поцарапанными пластинками. Дефекты слышны и заметны отчетливей обычного, но при этом даже с запиленных пластинок «вытаскивается» совсем не тусклый звук. И когда привыкаешь, возникает чувство, что звук пошел отдельно, а щелчки и потрескивания, пусть они и никуда не пропали, как будто отошли на задний план. Но все же советую пользователям такой головки (и любой другой) ухаживать за пластинками по всем правилам.

Правильный уход – экономия средств и залог долговечности

Вы уже, наверняка, ознакомились с ценовой политикой головок звукоснимателя, все взвесили и поняли, во сколько смена этой детали вам обойдется с точки зрения финансов? Да, это недешево. Но, когда выбора не остается, приходится платить столько, сколько потребуется. Часто это происходит по вине нашей неаккуратности, дефицита времени, усталости, незнания или элементарного «пофигизма». Нельзя недооценивать значение грамотной обработки деталей!

Чтобы головка звукоснимателя прослужила как можно дольше в лучшем качестве и виде, не портила любимые пластинки и давала отличный звук, нужно правильно ухаживать за ней. Soul's Sound, полагаясь на советы специалистов, предлагает ознакомиться вам с простыми и полезными рекомендациями, которые помогут продлить жизнь стилуса:

  • очищайте иголку перед прослушиванием каждой стороны пластинки специальной щеточкой, ведь частицы пыли и грязи, скапливаясь на игле, подобно наждачной бумаге, разрушают стенки канавки;
  • обрабатывать стилус нужно следующим образом: от тыльной части – вперед. Делать это следует так, чтобы движения кисточки полностью соответствовали направлению движения виниловой пластинки;
  • нужно ли использовать специальные жидкости для очистки? Вопрос спорный. Одни производители не рекомендуют, а другие – напротив, советуют применять препараты для максимально эффективного удаления грязи с иглы. Решать вам. Но при этом тщательно выбирайте средство (консультируйтесь со специалистом) и пользуйтесь инструкцией;
  • при выборе типа кисточки (размер, жесткость щетинки, длина щетинки и т.д.) полагайтесь на инструкцию от производителя того или иного звукоснимателя;
  • и помните – чистку иглы можно начинать только тогда, когда тонарм хорошо зафиксирован!

На сегодня это все. Но мы еще не раз будем возвращаться к актуальным вопросам выбора, настройки аппаратуры, к сравнению деталей и составляющих

Потому что мы знаем, что это важно для истинных аудиофилов и любителей винила. Мы хотим, чтобы вы всегда могли получить удовольствие от прослушивания пластинок, насладиться их особенным звучанием, и поэтому стараемся делиться с вами самой полезной информацией, которая может помочь вам в достижении этой цели

До встречи в Soul's Sound, друзья!

↑ Как я тестировал

Все упомянутые картриджи оснащены эллипсоидными иглами и рекомендованы к подключению к усилителю с входным сопротивлением 47 кОм и емкостью 200-400 пФ. Замеры проводились после точной установки положения иглы строго перпендикулярно поверхности пластинки.

↑ RIAA-фонокорректор «Marantz 7001» + «Yamaha 700» на NJM2068

Для замеров был специально изготовлен RIAA-фонокорректор на базе микросхемы NJM2068 по мотивам схем с усилителей «Marantz 7001» и «Yamaha 700». Коэффициент усиления 100, на входе — 47 кОм и 400 пФ.

Звучание этого фонокорректора мне нравится. Рекомендую к повторению.

Чертеж печатной платы фонокорректора представлен в разделе файлов.

«Феникс ЭП-009», тюнингованный. Прямой привод диска, электронный тонарм.

Выходная амплитуда и АЧХ замерялись милливоль

, при воспроизведенииизмерительной пластинки «ГОСТ 14761.0-78 ИЗМ 33С-0201» . Сигналы с этого диска не соответствуют общепринятому стандарту RIAA, а предназначены для относительных измерений.

Поскольку построение АЧХ является результатом замеров постоянных величин, различных по частоте сигналов, такой вид анализа не в полной мере отражает характер воспроизведения музыки, ибо музыка состоит из нот, а нота – это импульс (ИМХО). А т.к. импульсные характеристики не принято замерять (на нашей планете) для определения качества звуковоспроизведения, то приходится слушать музыку.

льный материал

Результаты замеров соотносились с прослушиванием музыки с четырех дисков, записанных с разным уровнем качества.

Диск 1. Peter Gabriel, «So», 1986. (Яркая запись с широким частотным и динамическим диапазоном.)Диск 2. Eric Clapton, «Slowhand», 1977. (Блюз-рок с приглушенными верхами.)

Диск 3. Judas Priest, «Defenders of the faith», 1984. (Хеви-метал. Средняя коммерческая запись.)Диск 4. Виртуозы Москвы, «Моцарт. Три дивертисмента для струнного оркестра», 1983. (Цифровая запись, отпечатанная на виниле.)

↑ Измерения и результаты

1 место — «Goldring Elektra» (135$) 2 место — «Grado Prestige Green» (95$) 3 место — «ЗМ-055»

Два картриджа, «Goldging» и «Grado», выдают наиболее сбалансированный и «вкусный» звук при прочих равных условиях. Стильный «Grado» можно было бы назвать лидером теста, если бы не его несовместимость с электронными тонармами. Таким образом, победителем становится «Goldring Elektra» — менее эмоциональный, но более педантичный. Почетное третье место занимает ветеран «ГЗМ-055», размеренный, но не мускулистый.

Для любителей «мускулистой» электроники и рока, записанных с современным уровнем качеством, наверняка подойдет «Sumiko Pearl». «Audio-Technica» после небольшой подстройки подойдет любителям утонченной, детальной, плавной и классической музыки, не ищущим ураганных и ударных басов.

EMT JSD VM(325 230 руб.)

Бас: мощная, но не «стероидная» энергетика, заход в самый нижний регистр с прекрасной разборчивостью даже вблизи нижней рабочей границы акустических систем. Масса тональных нюансов, в звучании электронного баса слышны вибрации, подложенные в основной тон. Динамические контрасты передаются натурально. Оценка – 5.

Верх: лёгкий, ясный и прозрачный. В звучании тарелок масса спектральных составляющих, после каждого удара возникает объёмное облако обертонов. При этом акцента на ВЧ нет, диапазон гармонично вписывается в общий тональный баланс. Оценка – 5.

Пространство: все мнимые источники в сцене на своих местах и имеют совершенно адекватные пропорции. Правильно передаётся размер зала, все звуки чётко позиционируются по ширине сцены. Перспектива в глубину не столь очевидна, но, возможно, её можно было бы усилить, экспериментируя с расстановкой акустических систем. Тем не менее, оценка – 4.

Иглы

Игла — самая важная часть картриджа, которая непосредственно производит считывание колебаний звуковой частоты с пластинки. Во всех современных картриджах используются иглы из технического алмаза, закреплённого на тонкой консоли из металла или углепластика. Стоимость и качество иглы зависит в первую очередь от обработки алмаза.

Иглы делятся на два типа: с точечным контактом и линейным контактом. В первом случае пятно контакта между алмазом и канавкой на пластинке представляет собой точку, во втором — линию.

У иглы есть два ключевых параметра: первая — поперечный диаметр, вторая — площадь контакта. Чем меньше поперечный диаметр, тем лучше игла считывает высокочастотные составляющие звуковой дорожки, тем чище и «прозрачнее» звук. При этом чем больше площадь контакта, тем меньше давление на канавку, тем меньше износ пластинки и иглы.

Основные типы игл

Некоторое представление об основных типах игл можно получить из следующей диаграммы (диаграмма взята из старого справочника Audio-Technica).

  • Сферические (конические) иглы имеют самый большой поперечный радиус и при этом самую малую площадь контакта. Они обычно выдают ровный, но при этом тусклый звук, которому не хватает детализации в области средних и высоких частот. Зато износ пластинки при использовании сферической иглы меньше, чем при использовании эллиптических игл.
  • Эллиптические иглы обеспечивают гораздо более высокую точность считывания за счёт малого поперечного радиуса. Площадь контакта зависит от обработки конкретной иглы, но как правило она больше, чем у сферических игл.
  • Гиперэллиптические иглы — усовершенствованный вариант эллиптических, с большей площадью контакта и меньшим поперечным радиусом. Разные производители могут называть их по-разному: Alliptic, Fine Line, Stereohedron и т.п. На мой взгляд, иглы этого типа представляют собой оптимальный компромисс между качеством и ценой.
  • Иглы более высокого класса обычно имеют форму, повторяющую форму резцов, используемых для производства мастер-дисков. Они обеспечивают ещё более высокую точность считывания и ещё более низкий износ пластинок. К таким относятся иглы типа Shibata, Van Den Hul, Frytz Gyger, Micro Linear, SAS.

Как правило, звучание недорогих ММ-картриджей можно значительно улучшить, заменив штатную иглу на иглу более высокого класса. Например, я использую в одном из своих проигрывателей картридж Technics P30 с гиперэллиптической иглой Jico.

Related posts
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: