Зона регуляции
С точки зрения схемотехники наш герой представляет собой активный эквалайзер, единственный усилительный каскад которого собран на дискретных элементах по симметричной схеме с обратной токовой связью. Постоянная составляющая отслеживается сервосхемой, а значит сигнальный тракт избавлен от конденсаторов.
Регулировки выполняются с помощью индуктивно-емкостных фильтров переменной добротности. Если точнее, то таким образом организована обработка только на трех верхних полосах, а за самую нижнюю часть спектра отвечает емкостной гиратор — схема, способная придавать фильтрующим цепям индуктивность без применения реальной катушки. Кстати, при внимательном рассмотрении печатной платы в данном модуле был обнаружен высококлассный малошумящий операционный усилитель OPA1662 от Texas Instruments.
Потенциометры производства Alps, активные компоненты — Texas Instruments
Ни засечки значений, ни рабочие частоты фильтров на фронтальной панели Loki не обозначены. Их заменяют пиктограммки, показывающие, за какую именно часть диапазона отвечает та или иная ручка. Выглядит лаконично и наглядно, но, с другой стороны, точно восстановить измененные значения настроек будет очень не просто.
Зоны регулировки следующие: 20 Гц, 400 Гц, 2 кГц и 8 кГц. Слово «зоны» я употребил неспроста. Дело в том, что применение пассивных фильтров переменной добротности приводит к интересной особенности — частотный диапазон каждой регулировки непостоянен, и при увеличении глубины фильтрации полоса регулируемого участка сужается. Поэтому, слегка сдвигая ручку 20 Гц, мы получаем подъем АЧХ на пару-тройку децибел в весьма широких пределах — думаю, герц до трехсот. Ну а выкрутив ее на максимум, поднимаем на 12 дБ уже куда более узкий (но все равно далеко не точечный) участок примерно до границы 50 Гц.
Операционник OPA1662 задействован в схеме гиратора, фильтрующего диапазон 20 Гц, а TL081C — вероятно, в схеме контроля постоянной составляющей сигнала.
Очень похожая история происходит и с остальными участками регулировки, с той лишь оговоркой, что степень фильтрации у разных фильтров тоже не одинаковая. Если на краях диапазона (20 Гц и 8 кГц) глубина настройки составляет ±12 дБ, то ближе к центру (400 Гц и 2 кГц) — только ±8 дБ.
Откуда он взялся
Yggdrasil — это продолжение развития cjdns, только с чистого листа, разработчики участвующие в проекте cjdns в какой-то момент решили отделится от проекта cjdns и переписать всё с нуля. Это произошло из-за разногласий с основателем cjdns — по его задумке в сети должны были появиться супер-узлы, которые должны содержать полню карту сети, по их мнению — этот путь неверный и они хотели сохранить сеть одноранговой (когда каждый узел по функциям одинаков с остальными)
. Помимо этого — оригинальная сеть медленно развивалась из-за выбранных методов разработки и языков и она так и не смогла (за 5 лет) добратся до поддержки мобильных устройств, что в современном мире — не простительно.
Активность разработки
CJDNS
Yggdrasil
Arceliar — второй разработчик по количеству коммитов как раз покинул cjdns и основал совместно с neilalexander — yggdrasil.
Как настроить
На официальном сайте предоставлены все инструкции yggdrasil-network.github.io/installation.html
Debian/Ubuntu/Raspberry
Добавляем ключи репозитория gpg —fetch-keys https://neilalexander.s3.eu-west-2.amazonaws.com/deb/key.txt gpg —export 569130E8CA20FBC4CB3FDE555898470A764B32C9 | sudo apt-key add — Добавляем репозиторий echo ‘deb https://neilalexander.s3.eu-west-2.amazonaws.com/deb/ debian yggdrasil’ | sudo tee /etc/apt/sources.list.d/yggdrasil.list sudo apt-get update Устанавливаем sudo apt-get install yggdrasil Конфигурационный файл — /etc/yggdrasil.conf о нем мы поговорим чуть позже. P.S.: Можно скачать только пакет или собрать из исходных кодов — инструкция тут yggdrasil-network.github.io/installation.html
OS X
Скачиваем готовый пакет wget https://700-115685026-gh.circle-artifacts.com/0/yggdrasil-0.3.5-macos-amd64.pkg Устанавливаем sudo installer -pkg yggdrasil-0.3.5-macos-amd64.pkg -target / Либо устанавливаем из исходных кодов yggdrasil-network.github.io/installation-macos-other.html
Конфигурационный файл — /etc/yggdrasil.conf.
iOS
Через iPhone/iPad нужно открыть ссылку и согласится на тестирование Скачиваем TestFlight itunes.apple.com/us/app/testflight/id899247664?mt=8
Устанавливаем Yggdrasil testflight.apple.com/join/jZNsIkRr
Для корректной работы нужно согласится на установку VPN адаптера
Внешний вид
Schiit всегда отличалась сдержанной внешностью, и Jotunheim не стал исключением. Единственный декоративный штрих — гравировки с логотипом и названием модели. В остальном дизайн функционален и лишён «стиля ради стиля». Устройство выпускается в двух версиях: матовой чёрной и со шлифованной лицевой панелью.
Корпус выполнен из двух металлических частей: алюминиевой лицевой панели и стального каркаса. Сверху и по бокам есть перфорация для охлаждения внутренностей усилителя.
Сзади находятся тумблер включения, разъём для питания от сети 220 В, небалансные RCA и балансные XLR входы/выходы.
Также на задней части есть секция для установки плат расширения. У нас на тестировании был образец с ЦАП на борту, поэтому присутствует вход USB Type-B для приёма цифрового сигнала. Ещё есть опциональная плата фонокорректора с RCA-входами. В версии без дополнительных модулей на этом месте будет заглушка.
На фронтальной панели расположены регулятор громкости и ещё два тумблера, переключающие входы/выходы и коэффициент усиления. Здесь же размещены балансный XLR и небалансный 6,3-мм разъёмы для наушников, а также LED-индикатор.
Качество материалов и исполнения не вызывает нареканий. Все элементы управления сделаны из металла и ощущаются надёжными: тумблеры переключаются с механической чёткостью, у регулятора громкости плавный и в меру тугой ход.
Эквалайзер вернулся! Знакомьтесь: LOKI MINI
“Пришло время вернуть аппаратуре класса High End регуляторы тембра”, — считает Джейсон Стоддард (Jason Stoddard), один из основателей Schiit Audio. — “Идеальных звуковоспроизводящих устройств не бывает. Идеальных записей — тоже. В связи с этим немало слушателей желает настроить звучание по своему вкусу. Сейчас этого можно добиться, не внося в звук никаких искажений”.
В отличие от устаревших эквалайзеров 1980-х годов, часто создававших массу помех в музыкальном сигнале из-за цепочки операционных усилителей и ползунковых резисторов в открытом корпусе, Loki Mini разработан с расчетом на высококачественное звучание. У него в каждом канале всего по одному каскаду усиления и формирования сигнала. Они собраны на дискретных элементах и работают на потенциометры Alps в закрытых корпусах. Питание обеспечивает полностью линейный блок с шинами ±17 В, а за фильтрацию отвечает индуктивно-емкостная цепь. В результате шумы сводятся к минимуму и достигается предельно возможное качество звучания.
Кроме того, Loki Mini оборудован поворотными регуляторами с мягким ходом, а диапазоны изменения параметров выбраны такими, чтобы обеспечивать точное регулирование и плавное изменение тонального баланса. Выбран нелинейный алгоритм регулирования: для изменения амплитуды от 0 дБ до ±1 дБ регулятор нужно повернуть на 30°. Loki Mini позволяет изменить амплитуду сигнала в полосах с центральной частотой 20 Гц и 8 кГц (±12 дБ), а также 400 Гц и 2 кГц (±6 дБ).
Loki Mini также имеет функция полного отключения от сигнального тракта: щелчок тумблером, и вход замыкается с выходом накоротко, в обход всех промежуточных цепей. Тумблер вынесен на переднюю панель, что позволяет пользователю мгновенно сравнивать сигналы с выхода эквалайзера и непосредственно с усилителя.
“Многие по-прежнему считают святотатством установку регуляторов тембра на устройства класса High End. Мы это прекрасно понимаем, однако уверены: Loki Mini обеспечивает разумную возможность регулирования и универсальность, практически не влияя на прозрачность звучания, — утверждает Джейсон Стоддард. — Работа над Loki началась после того, как мы выпустили первый предусилитель. Регуляторы тембра мы поначалу игнорировали, но потенциальные пользователи спрашивали о них на удивление часто. И нас осенило: «Погодите-ка! Ничто нельзя списывать со счетов просто так. Пора заняться переоценкой ценностей». В итоге мы разработали этот компонент, опробовали его у себя на фирме, продемонстрировали аудиофилам, и выяснилось, что многих он приводит в восторг. Итак, регулятор тембра вновь получил право на существование”.
Примечание: Изначально название “Loki” носил DSD-ЦАП, выпущенный в 2012 г. и уже снятый с производства. Регулятор тембра Loki Mini — принципиально новое, полностью аналоговое устройство, получившее имя скандинавского бога хитрости и обмана.
Loki Mini можно приобрести на сайте schiit.ru за 18 490 руб.
Подробнее о бренде Schiit
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ
Наш самый большой OLED-телевизор уже доступен для предзаказа. Сделано в Японии.
ПРЕДЫДУЩАЯ НОВОСТЬ
Bowers & Wilkins выпустила PX, свои первые беспроводные наушники с шумоподавлением
|
Главная страница > Новости > Новинки > Эквалайзер вернулся! Знакомьтесь: LOKI MINI
Маленький Локи
Несмотря на удивительный для нашего времени функционал, внешне Loki полностью соответствует линейке недорогих микрокомпонентов, в которую помимо него входят АЦП Jil, пассивный предусилитель SYS, ламповый усилитель Vali, а также связка из ЦАПа Modi 3 и усилителя для наушников Magni 3, с которыми я, собственно, и испытывал новый эквалайзер.
Маркировка ручек лаконична, но точно соответствует реальным характеристикам фильтрации
Компактная коробочка с отштампованным из стального листа шасси и нарочито грубо шлифованной крышкой (она же передняя панель) выглядит знакомо и привычно, так что особое внимание на себя обращает лишь необычный набор из четырех одинаковых алюминиевых барабанчиков. Собственно, с их помощью и выполняется настройка АЧХ сигнала
Рядом обнаружился рычажок полного обхода корректирующих цепей — штука для подобного устройства крайне важная. Подчеркну, что в данном случае отключение действительно радикальное — механическое реле напрямую перемыкает вход с выходом.
На задней панели все оказалось просто: пара тюльпанов линейного входа, еще пара линейного выхода плюс тумблер питания. Впрочем, один по-настоящему интересный элемент тут все же имеется. Это не коннектор, а надпись, которая гласит, что полное название аппаратика — Loki Mini. То есть в будущем не исключено появление более взрослой версии регулятора тембра. Кстати, намеки на возможность такого поворота событий обнаружились и на официальном сайте Schiit.
Сила правильного питания
Тестирование Jotunheim я начал в режиме чистого усиления, подключив его по балансным входам к ЦАПу Asus Essence One MKII Muses Edition. Наушников использовалось две пары: 150-омные Sennheiser HD 700 и планарные 32-омные OPPO PM-2 с родным комплектом балансного и небалансного шнуров.
Играет аппарат мощно и основательно — аналогии с великанами у его создателей возникли явно не на пустом месте. Однако при внушительной энергетике басов, неуправляемой свободы от этого усилителя они не дождутся. Особенно отчетливо филигранный контроль НЧ проявился на OPPO PM-2. При отменной микродинамике, эти уши склонны немного смещать тональный баланс к низам, однако в паре с Jotunheim в звуке не было ни грамма лишней тяжести или инертности. Так что контрабас Крисчена Макбрайда звучал просто роскошно.
Торжество настоящего металла. Пластик в аппаратах Schiit можно найти лишь там, где он нужен для изоляции
К детальности высоких претензий тоже не было, по крайней мере в рамках своего ценового диапазона их чистота и прозрачность саунда весьма впечатлили. Небалансные HD 700 с импедансом 150 Ом раскачиваются легко и уверенно, даже тумблер усиления в верхнюю позицию перекидывать не пришлось
Кстати, «семисотые», с их манерой не обходить вниманием даже малейшие нюансы в звучании струнных и ударной меди, все же дали понять, что разрешение по верхам у аппарата не беспредельно. Но еще раз повторюсь, заплатив 40 000 рублей, жаловаться на подобное несовершенство просто грешно
Чтобы ощутить мощь, точность и потенциал одним махом, ставлю «Кармину Бурану» Карла Орфа в записи Deutsche Grammophon. Большой симфонический оркестр и два хора одновременно — испытание не из легких, но Jotunheim справляется. Даже с динамикой полный порядок, за что отдельное спасибо внушительному блоку питания.
Что такое гитарный темброблок?
В гитарах (как в электрогитарах, так и электрокустических) кроме звукоснимателей практически всегда имеется и другая электроника. Называться она может по-разному, все зависит от того, какую функцию эта электронная начинка выполняет. Мы же будем по отношению к ней применять термин «темброблок», хоть слово это и не в полной мере отражает его суть.
Если говорить простым языком, то гитарный темброблок – это коммутационная или коммутационно-усилительная схема, которая расположена непосредственно внутри корпуса инструмента. Его основное назначение – коммутация и подключение в электрическую цепь звукоснимателей, пассивная или активная коррекция громкости и тембра, а также предварительное усиление сигнала (в зависимости от типа установленной электроники).
Темброблоки в электрогитарах
По аналогии со звукоснимателями в электрогитарах, темброблоки делятся также на активные и пассивные.
Пассивные темброблоки собраны исключительно на пассивных, не требующих дополнительного питания, электронных компонентах. Это самый простой темброблок, который всего лишь осуществляет коммутацию звукоснимателей, а также функцию регулирования тембра и громкости. Так как усилить гитарный сигнал он не может, то коррекция тембра осуществляется за счет «срезания» (ослабления) тех или иных частот.
Активные же, наоборот, требуют для своей работы батарейку и осуществляют предварительное усиление исходящего сигнала, а также уменьшают различные наводки. Активный темброблок помогает усилить сигнал до достаточного уровня и осуществляет согласование сопротивления на входе усилителя и сопротивления на выходе электрогитары.
Такой темброблок в совокупности может выполнять одновременно три функции:
- Предварительное усиление – повышение сигнала от звукоснимателей.
- Тембровая коррекция – регулировка частот в разных диапазонах.
- Буферизация – понижение сопротивления на выходе темброблока.
Подобные задачи реализует также и активный звукосниматель. Разница между ним и активным темброблоком лишь в том, что радиокомпоненты звукоснимателя расположены внутри его корпуса, а печатная плата темброблока находится в корпусе электрогитары.
Вот собственно и все, что касается гитарных темброблоков. Они же в свою очередь бывают самой разнообразной компоновки и исполнения, но суть остается той же, а назначение их вы уже знаете.
https://youtube.com/watch?v=NBnJO2zoXBI
Функциональность
Schiit Jotunheim позиционируется как усилитель, поэтому в нём предусмотрены линейные аналоговые входы. Подключаем внешний ЦАП или аудиокарту по XLR- или RCA-разъёмам и получаем готовый Hi-Fi сетап. Есть и линейные выходы с регулировкой громкости, так что ничего не мешает использовать модель как предусилитель для активных колонок.
Если усилительного функционала недостаточно, на помощь приходят модули расширения от производителя: фонокорректор для виниловых проигрывателей или плата с двумя ЦАП AK4490EQ, которые дополняют балансную схему усилителя и превращают Jotunheim в самодостаточный аудиотракт.
Идея модульности для аудиоаппаратуры не нова — в продаже есть портативные плееры со съёмными усилителями. Но в таком исполнении она приобретает новый смысл, ведь меняется базовая функциональность устройства. У вас хорошая аудиокарта? Jotunheim послужит качественным балансным усилителем. Любите слушать винил? Тогда «вертушке» пригодится фонокорректор. А если нужен USB-ЦАП — производитель тоже это предусмотрел.
Почему его стоит установить прямо сейчас
Прямо сейчас в сети работает 280+ узлов, и они прибывают примерно по 10 узлов в неделю, сеть как и CJDNS позволяет подключаться как через обычный интернет yggdrasil —> интернет —> yggdrasil. Так и в «нативном» режиме, который прекрасно работает — устанавливаем yggdrasil на домашний сервер (например raspberry) и делаем линк yggdrasil —> интернет —> публичный узел yggdrasil.
После этого, внутри вашей локальной сети, любой пользователь с клиентом (ПК или даже iPhone) сам обнаружит ваш узел на raspberry и подключится.
В связи с будущими планами развития
рунета, есть большой шанс нарушения международных связей (всех или почти всех) однако интернет штука сложная, всегда найдется где-то выход в международный сегмент. Если уже сейчас установить себе yggdrasil то в рамках сети у кого-то может остатся доступ к публичному сегменту, вот через него трафик и будет маршрутизирован.
Отдельно хочу отметить — сеть не позволяет выйти в обычный интернет — только свои ресурсы — это не TOR, таким образом риски «быть прокси» — пропадают. Всё что передается в yggdrasil остается там же.
Однако, если вы планируете использовать сеть, как резервный источник доступа на случий непредвиденных
ситуаций — это вполне можно сделать, вы сможете подключится к вашему MTProto Proxy или VPN через yggdrasil.
Схема будет следующая VPN —> Yggdrasil (неизвестные вам узлы) —> ваш VPN —> Интернет
Нетипичная цифра
Далее подключаю цифровой источник (MacBook Pro с плеером Amarra Symphony) непосредственно к входу платы ЦАПа. Двухканальные преобразователи AK4490EQ трудятся тут в паре, так что сквозной балансный тракт по-прежнему сохраняется. Напомню, что эти дельта-сигма ЦАПы занимают вторую сверху позицию в элитной серии Verita, разработанной AKM специально для звуковой аппаратуры высокого класса. Чипы интересны собственным соотношением сигнал/шум 120 дБ, а также поддержкой потоков PCM до 768 кГц и DSD до 11,2 МГц. В данной конкретной реализации уровень шума составляет –106 дБ, стримминг PCM ограничен 192 кГц, а нативное воспроизведение DSD техника Schiit не поддерживает по идейным соображениям, которые мы уже не раз обсуждали.
Может, на фоне продвинутых фирменных мультибитных решений вроде Gungnir данная конфигурация и не кажется чем-то сверхъестественным, но для небольшой сменной платки она и смотрится, и звучит достаточно солидно. Хотя до космической детализации и образцовой нейтральности старших моделей системе, конечно, далековато. Мне, кстати, кажется, что если бы Джейсон Стоддард предпочел использовать здесь чипы Sabre, то по формальным признакам звук получился бы ближе к лидерам. Но задумка, видимо, была другая — не привнести остроту и сверхдетальность, которые в исполнении дельта-сигма преобразователей все равно звучат совсем не так, как предпочитает слышать Джейсон, но наоборот, сделать саунд более слитным и пластичным.
Топология задней панели продумана до каждого миллиметра
В пользу такой версии говорят и две чисто декоративные детали. Во-первых, сквозь вентиляционную решетку на верхней панели заметно теплое желтое свечение, которое запросто можно принять за отсвет накальных нитей радиоламп. А во-вторых, при включении аппарата звук появляется не сразу, а с 20-секундной задержкой. То есть разработчики от души потрудились над созданием лампового образа для этого полностью твердотельного аппарата.
Нет, это не лампы, а светящиеся полупроводниковые стабилизаторы. Но мы-то намек поняли
Однако искусственно обогащать звук четными гармониками, слава богу, не стали. Кстати, для любителей настоящего лампового саунда у Schiit в той же весовой категории имеется весьма интересный Lyr 2. Ну а наш ЦАП в итоге заиграл достаточно детально, но комфортно и без агрессии. Звуковые образы четкие, их позиционирование в сцене считывается без проблем. Кстати, при подключении наушников по балансному входу ее объем и прозрачность пусть не драматически, но вполне ощутимо возрастают. Басы достаточно динамичны и управляемы, и в общем все вроде бы неплохо, но… С серьезным внешним ЦАПом усилительный тракт Jotunheim звучал на класс выше практически по всем показателям.
Модули полезные, но опасные
Итак, перед нами не ЦАП с усилителем, а именно усилитель с расширяемым функционалом. Концепция интересная и, казалось бы, практичная, однако имеется странный парадокс. Какими бы перспективными и удобными ни казались модульные устройства, на реальном рынке они выживают крайне редко, чтобы не сказать почти никогда. Достаточно вспомнить попытки Samsung выпускать телевизоры с заменяемым процессорным модулем и внешним блоком коммутации.
Типичная среда обитания
Так происходит, поскольку до разработчиков очень быстро доходит, что сделать удачный блочный аппарат, а затем выпускать к нему дельные апгрейд-модули по осмысленной цене — отличный способ не только порадовать покупателей, но и загнать свой бизнес в могилу. Одним словом, звериный оскал капитализма во всей своей красе.
С другой стороны, Джейсон Стоддард и Майк Моффат из Schiit на рыночных дилетантов ну совсем не похожи, так почему же и они решились сыграть в эту рискованную игру? Короткая версия ответа — их апгрейд-комплекты почти не создают внутренней конкуренции в модельной линейке, скорее наоборот, помогают продажам.
Ну а к разговору о том, как им удалось добиться такого нетривиального результата, мы вернемся в финале нашего тестирования.
Правильные приоритеты
О чем же говорят такие результаты тестирования? В первую очередь о том, что Jotunheim отлично справляется со своей главной миссией — звукоусилением. И потратившись на него, можно быть уверенным, что звука получишь не просто «на все деньги», а еще и с добавкой. Ну а дальше все просто. Если после того, как основной бюджет потрачен на усиление, вам потребовался приличный, но доступный ЦАП — пожалуйста, плата наготове. В будущем же, подкопив денег, а главное, опыта прослушивания, можно спокойно и не торопясь присматриваться уже к отдельным ЦАПам.
Еще один сценарий. С течением времени вдруг приходит желание завести отдельный виниловый тракт добротного, но не топового уровня. Цена вопроса та же — 10 000 рублей. Ну и при дальнейшем движении в сторону продвинутого фонокорректора максимальные потери будут на таком же уровне.
Вот так мы и подошли к разгадке фирменной блочной концепции Schiit. Хитрость в том, что она подразумевает не бесконечный апгрейд одного и того же аппарата, но дает возможность с минимальными затратами получить максимум от своей системы сегодня, плюс принять взвешенное решение о дальнейшем развитии сетапа в будущем.
Достоинства: добротный усилительный тракт без явных слабых мест, компактное исполнение, возможности расширения функционала.
Недостатки: декоративная псевдоламповость немного сбивает с толку, при подключении наушников линейный выход не отключается.
Цена: 39 990 рублей (плюс 10 000 рублей плата ЦАП)
Держите себя в руках
Ну а теперь непосредственно о характере обработанного сигнала. Самое ценное свойство Loki заключается в том, что, внося коррективы в тональный баланс фонограммы, он практически не нарушает ни фазовые, ни динамические ее параметры. По этой причине музыкальная сцена не теряет прозрачности и фокусировки, если, конечно, «придавленными» не оказываются основные диапазоны ее ключевых элементов. А ведь именно деградация легкости, объема и динамики в свое время и послужила одной из главных причин изгнания эквалайзеров с меломанского Олимпа.
Отдельного реверанса заслуживают две крайние ручки, отвечающие за коррекцию на 20 Гц и 8 кГц. Даже если щедро крутануть их вправо, ни басы, ни средне-высокие частоты не начинают казаться болезненно гипертрофированными. Однако чувство меры здесь в любом случае не повредит, ведь 12 дБ — это очень много. И если появилось непреодолимое желание загнать ручку на максимум, это, скорее всего, означает, что у вас что-то совсем не в порядке или с сетапом, или с музыкальным вкусом. Одним словом, получив новую игрушку, держите себя в руках.
Усилитель Schiit Ragnarok
Описание
Schiit Ragnarok
Полный универсальный усилитель, к которому эпитет «эталонный» не пристал исключительно по причине скромности его создателей. «Фишка» маркетинга компании Schiit в … отсутствии отдела маркетинга, в принципиальном отказе делать и продавать девайсы с модными конфигурациями звука. Шииты говорят «нет» всякого рода смайлоподобностям, дисторшинам, подчеркиваниям и выделениям. Никакого искусственного звучания – только естество!
С появлением продукта с именем Ragnarok многие, дочитавшиеся в Википедии только до заголовков «Рагнарек – гибель богов» или «Рагнарек – судьба богов» восклицали:
Кем они себя вообразили? Равными богам?
В отличие от своих критиков, Майк и Дейв (создатели Schiit, «боги», которые в названии собственной компании зашифровали, как бы это помягче сказать, какашку) скандинавский эпос знают весьма недурно. Поэтому для них Рагнарек – это то, что будет после последней битвы и гибели мира – рождение нового, переход на более высокую ступень развития.
Хотя, что греха таить, в связке с хорошим ЦАПом (например, можно взять копье Одина – ЦАП «Гугнир» – Gungnir) Ragnarok звучит божественно, инженеры «Шиит» в своей работе руководствуются очень простыми принципами: сделать так, чтобы звук был хорош и по максимуму исключить факторы, которые могут его испортить.
При неисполинских габаритах (40,6 на 30,5 на 95 см), в легком алюминиевом корпусе, «Рагнарек» показывает на весах результат 14,5 кг. Что означает в тракте питания все сделано честно: основной трансформатор мощностью 400 ВА – большой и тяжелый, каким ему и положено быть, в сетевых фильтрах трудятся два десятка конденсаторов суммарной емкостью свыше 100 тысяч микрофарад.
Принцип «Не вешайте трудящимся лапшу на уши» (или его американский аналог Don’t pull my leg) реализован и в этом продукте «шииттов». Схема Crossfet – добротно сделанный усилитель класса AB. Минус «крутилка» громкости с мотором и пультом ДУ (да, если понадобится сделать «Громче» или «Тише», придется встать и подойти), минус темброблоки, минус цифровые входы (зачем? ЦАП выдаст вам синусоиду, с ней и работать) и большой плюс – микропроцессорное управление всеми рабочими показателями.
Человеку оставлены такие ручные функции:
– подключить ЦАП к одному из пяти аналоговых входов: выбор предстоит сделать из двух балансных и трех несимметричных;
– выбрать одно из трех положений переключателя уровня усиления: 0 дБ, 14 дБ, 26 дБ. Нагрузка, которую можно и нужно подключать к out-гнездам усилителя, стартует со значения 4 Ома и 100 Вт на канал до 600 Ом с 0,85 Вт на выходе;
– крутить ручку уровня громкости, наслаждаясь щелканием релейных переключателей – 64 ступени аттенюатора, 64 щелчка от 0 до максимума и столько же на обратном пути. «Рагнарек» – не ваш аппарат, если «щелк – щелк» реле для вас фоновый шум, а не музыка сопричастности.
Ragnarok, пожалуй, охватывает полный спектр желаний владельца.
1. Раскачать колонки. Для использования девайса в роли предусилителя есть регулируемые симметричный и несимметричный выходы, для подключения акустических систем – винтовые клеммы.
2. Раскачать наушники, подключенные к балансному или несимметричному выходам на передней панели. «Рагнарек» (выходное сопротивление 0,03 Ом) раскроет наушники любого типа с импедансом от 4 до 600 Ом.
3. Реализовать режим колонки плюс наушники.
Перегрузить Ragnarok не удастся никому (даже любителям накоротко замкнутых проводов). Если в процессе лихорадочного втыкания кабелей в разные входы-выходы с одновременным переключением усиления «мозгу» (процессору) устройства что-то не понравится, он немедленно отрубит все выходы, сбросит усиление и громкость на «ноль».
Желания, которые не упомянуты в пунктах 1-3 – от лукавого. Посещают они лишь неокрепшие умы, подогретые маркетинговыми предложениями ретивых производителей аппаратуры, у которой «много-много функций» и она «все-все умеет делать».
Правильный девайс должен уметь делать то, для чего он предназначен. И делать это очень хорошо. В случае аппарата с надписями на корпусе «Ragnarok» и «Schiit» нормой является выполнение работы преампа, усилителя для наушников и АС с оценкой «Лучше всех».
Напоследок еще одна мысль, связанная с метафизикой Рагнарек: «Мир погибнет лишь потому, что такова его судьба». Компания же, ориентированная на то, чтобы делать правильные вещи и именно такие, какие нужны людям, обречена жить долго и счастливо. Потому что в комплекте с каждым усилителем Ragnarok идет… счастье. Счастье слышать и внимать тру-саунду – подлинному, настоящему звуку, дарящему иллюзию, что великие боги, спустившись с музыкального Олимпа, играют для вас здесь и сейчас.
Итоги
В зависимости от конфигурации Schiit Jotunheim может заменить сразу несколько аудиоустройств: фонокорректор, ЦАП, усилитель и предусилитель. Его модульность сэкономит деньги и место, а высокая мощность и широкий набор интерфейсов позволят использовать с любой нагрузкой, будь то наушники или студийные мониторы. Остаётся только пожелать больший выбор плат расширения с целью получения разного звука. Впрочем, возможности аппарата покроют требования большинства аудиофилов. Тем более, что стоит он дешевле многих аналогов: базовый Schiit Jotunheim обойдётся в 35990 рублей, а за модули ЦАП или фонокорректора попросят ещё 12000 рублей.
Узнать подробнее о Schiit Jotunheim
Плюсы:
- качество изготовления;
- обилие входов и выходов;
- простота подключения;
- высокая мощность;
- бескомпромиссный звук.
Минусы:
нет переключателя между выходом на наушники и выходом предусилителя.
Автор текста: Артём Багдасаров
Фото устройства: Дарья Нестеровская
Источник https://4pda.ru/2018/04/05/350555/