Музыка и iq: сложное и примитивное

Введение в RADIOHEAD: на пути к царству мейнстрима

У RADIOHEAD есть только одна песня, наиболее полно соответствующая понятию «мейнстрим» — это «Creep». Ряд прочих мелодий, включая «Fake Plastic Trees» и «Exit Music (for a Film)», тоже получили небольшой импульс благодаря связи с картинами «Бестолковые» и «Ромео + Джульетта», однако в целом упоминание группы в одном предложении с термином «мейнстрим» воспринимается как оксюморон — RADIOHEAD специализируются на «инаковости», изоляции и экзистенциональном головокружении.

В этом контексте популярные RADIOHEAD — скорее носители платонического идеала, который водружает их на вершину фестивальной цепи и подпитывает людские массы в хоровом пении. Мы говорим про гимны, канонические работы с большими гитарами и поп-мелодиями, которые часто скрываются за их электронными экспериментами.

Популярные RADIOHEAD — это весь «OK Computer», его классические синглы «Paranoid Android» и «Karma Police», а также фрагменты альбомов «The Bends» и «Kid A». Более тонкие элементы мейнстрима есть на «A Moon Shaped Pool». Эти песни призваны «подсластить пилюлю», отогнать чувство тревоги и заставить воспринимать беспокойную лирику Тома Йорка не грустной и параноидальной, а катарсичной и реабилитирующей.

Что послушать:01. Paranoid Android
02. Karma Police
03. Fake Plastic Trees
04. There There
05. 15 Step
06. My Iron Lung
07. Daydreaming
08. Lotus Flower
09. No Surprises
10. Exit Music (for a Film)

От компьютерной сюиты 1950-х до робота, пишущего под Баха: краткая история ИИ в музыке

Впрочем, всё это не так уж и ново. Первая композиция, сочиненная искусственным интеллектом, увидела свет еще в 1956 году. Два профессора Иллинойского университета Леджарен Хиллер и Леонард Айзексон использовали для этого университетский компьютер «Иллиак». Хиллер и Айзексон прописали правила, на основе которых машина сгенерировала код, переложенный затем на ноты. Результатом эксперимента стало четырехчастное произведение для струнных, которое Хиллер и Айзексон назвали «Сюита Иллиака».

«Сюита Иллиака»

В 1965 году на американское шоу I've Got a Secret, где звездное жюри угадывало секреты гостей, пришел семнадцатилетний Рэймонд Курцвейл, будущий изобретатель и футуролог. Он сыграл композицию на пианино — секрет был в том, что сочинил ее компьютер.

А в начале 1980-х увлекавшийся программированием композитор Дэвид Коуп начал работу над программой Experiments in Musical Intelligence (ЭМИ). ЭМИ должна была анализировать существующую музыку и создавать на ее основе новые произведения. На разработку ушло семь лет, но когда работа закончилась, ЭМИ за один день сочинила пять тысяч хоралов в стиле Баха.

Басист Стив Диджорджио подарил Soen очень напористые, техничные бас-партии

Стив Диджорджио — один из самых техничных басистов на метал-сцене, умеющий и в пригодное для дэт-метала молотилово, и в «нежное» исполнение сложных партий, созданное для баллад. Он — один из популяризаторов безладовых басов и большой любитель играть на инструменте пальцами. Можно сказать, что в Soen он принес капельку мрачности Death и скорость Testament и Sadus, но на самом деле это лишь элементы его собственного стиля игры. А насколько Стив хорош отлично слышно в первых же двух треках дебютника Soen — Cognitive.

К сожалению, со Стивом был записан только первый альбом Soen (что автоматически делает его одним из лучших в дискографии группы), но дело его живет. Напор басовой линии и ее приятная сложность сохранились на всех пластинках банды. А текущий басист Soen Златояр хоть и молод, но не позорит наследие Диджорджио! Сам же Стив никуда не пропал и сейчас снова лабает в Testament — а они в прошлом году попали у нас в список лучшего метала 2020.

ИИ как станок Гутенберга: какие еще есть музыкальные ИИ-сервисы и в чем они видят свою цель

«Мы открываем двери к самовыражению для миллиардов людей», — говорит глава Amper Music Дрю Сильверстайн. Для него музыкальный ИИ — сродни типографскому станку Гутенберга, благодаря которому мир однажды наводнился книгами и газетами. Только вот к книгопечатному оборудованию доступ имеется далеко не у всякого, а воспользоваться сервисами вроде Amper Music сегодня может кто угодно.

В демократизации песенного искусства видит свою цель и компания ALYSIA. Искусственный интеллект ALYSIA не только создает музыку, но и пишет тексты. «Люди, которые никогда прежде не сочиняли песен, могут попробовать себя в этом за считаные минуты», — поясняет создательница сервиса Майя Акерман, специалистка по информатике.

Но чтобы записанная композиция звучала одинаково хорошо и на дорогих колонках, и в дешевых наушниках, ей нужно пройти мастеринг. Зачастую это недешево. Сервис LANDR предложил музыкантам недорогую альтернативу: автоматический мастеринг с помощью ИИ.

Попробуйте набитбоксить ритмический рисунок — Volchea сделает из него партию для барабанов. Или просто настучите ритм карандашом по кружке.

Так звуки битбокса Volchea превращает в электронные

А если вам хочется сыграть с кем-то на пианино в четыре руки, на помощь придет искусственный интеллект Alice, созданный австралийским стартапом Popgun. Когда вы играете на пианино несколько нот, Alice, наученная на тысячах песен, сообразит, как подыграть вам. AI Duet — еще один похожий сервис. Чтобы понять, как это работает, просто попробуйте сами. Похожим путем пошел музыкант и программист Ден Тепфер: он научил акустическое пианино аккомпанировать ему.

Умное акустическое пианино подыгрывает музыканту Дену Тепферу

Ежедневно на стриминговых сервисах вроде Spotify появляются десятки тысяч новых песен. Редактора этих сервисов просто физически не успевают прослушать такое количество музыки. Но если треки не будут помечены тегами, указывающими, например, на их жанр, слушателям будет сложнее открывать для себя новую музыку. Сервисы типа Musiio способны прослушивать тысячи композиций и автоматически классифицировать их по жанру, настроению, темпу и другим характеристикам.

А на сайте издания Pudding в конце 2020 года появился музыкальный бот, оценивающий музыкальный вкус пользователей, — How Bad Is Your Spotify. По утверждению создателей, их нейросеть «обучалась на корпусе из более чем двух миллионов показателей объективно хорошей музыки, включая рецензии Pitchfork, рекомендации музыкальных магазинов и сабреддиты, о которых вы в жизни не слышали». Всё, что нужно сделать, чтобы ваш вкус разнесли в пух и прах, это предоставить сервису доступ к своему аккаунту в Spotify и, возможно, подождать — Spotify ограничил число пользователей, которые могут пользоваться ботом одновременно.

Воспитание музыкального вкуса и развитие интеллекта с помощью музыки

Важно понимать, что прослушивание Моцарта ради «увеличения IQ» не приносит существенного результата: важна именно страсть к такой музыке, а не прослушивание ради какой-то цели. Моцарт не увеличивает IQ, но вот занятия музыкой улучшают интеллектуальные показатели

https://www.brainfacts.org/thinking-sensing-and-behaving/thinking-and-awareness/2010/classical-music-myth

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24198359/

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/8413624/

Музыкой можно повысить свой интеллект и улучшить память. Особенно полезно заниматься музыкой людям, пережившим инсульт, а также страдающим речевыми дефектами.

https://www.health.harvard.edu/mind-and-mood/music-can-boost-memory-and-mood

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33617124/

Занятие музыкой с ребенком с 9-месячного возраста помогает ему в дальнейшем с развитием речи и пониманием артикуляции речи. Ребенок развивает ритмичность, учится правильно ставить акценты, предсказывает, какой звук будет следующим в песне, постепенно понимает, какую интонацию лучше использовать и когда, что в будущем помогает его выживанию в человеческом обществе: не будет быковать когда не нужно и будет хорошим оратором. У ребенка, с которым занимаются музыкой, быстрее развивается речь, а количество речевых дефектов меньше, чем у тех, с кем родители не занимались музыкой (не станет «мастодонтом правого движа» с каГХтавостью). Занятия музыкой со столь раннего возраста развивают то, что называется «музыкальным слухом», а именно: понимание мелодии, ритма, тональности, акцентов в музыке. Ребенок не просто сможет стать хорошим оратором и переговорщиком, но и музыкантом с хорошим музыкальным слухом, даже если при рождении у него не было соответствующих талантов.

https://www.washington.edu/news/2016/04/25/music-improves-baby-brain-responses-to-music-and-speech/

https://www.pnas.org/content/early/2016/04/20/1603984113.full

Занятия музыкой в детстве повышают IQ у ребенка. На втором месте идут занятия в театральном кружке, которые тоже повышают интеллект, но не так сильно как занятия музыкой.

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15270994/

https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1111/j.0956-7976.2004.00711.x

https://www.apa.org/monitor/jun06/iq

https://www.parentingscience.com/music-and-intelligence.html

Занятия музыкой существенно улучшают навыки планирования и контроля. Также они повышают эмоциональную стабильность и усидчивость, развивают упорство, что позволяет ребенку добиться бОльших успехов в жизни.

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24937544/

В одном исследовании не было найдено существенной взаимосвязи между развитием IQ и занятиями музыкой, однако несущественные различия между выборками индивидов были устойчивыми на протяжении всего длительного периода наблюдений. Проще говоря, если Емеля занимался музыкой, а Владик — нет, то Емеля в среднем будет чуть-чуть умнее, но зато на протяжении всей жизни.

https://eric.ed.gov/?id=EJ742194

Вывод: стоит заниматься музыкой самому и обучать музыке своих детей.

История песни Creep

А ведь ранняя история Creep не предвещала столь громкого успеха. Том Йорк сочинил ее в 1987 году, будучи студентом университета. Когда группа впервые сыграла ее перед продюсерами, те решили, что это кавер, ведь Том назвал ее «нашей песней Скотта Уокера», и чуть было не отказались ее записывать.

К счастью, они изменили решение и выпустили Creep дебютным синглом группы Radiohead. Но радиостанции не хотели ее крутить, считая депрессивной. Публика песню почти не заметила, и ей удалось занять в UK Singles Chart лишь 78 место. Только после выхода альбома Pablo Honey и повторного издания сингла Creep стала популярной и поднялась в том же чарте на седьмую строчку.

Далее Radiohead ждало то, о чем мы говорили в начале статьи. Не желая навсегда превратиться в группу одного хита, они в 1998 году отказались исполнять Creep на живых выступлениях и упорствовали, несмотря на постоянные просьбы фанатов, до 2001-го.

А тут еще у них появилась дополнительная причина невзлюбить Creep. Оказалось, что Том Йорк позаимствовал для нее последовательность аккордов из песни The Air That I Breathe, которую в 1973 году выпустила группа The Hollies. Суд постановил, что Radiohead должна выплачивать отчисления Альберту Хэммонду и Майку Хэйзелвуду, а также указывать их в качестве соавторов композиции.

Посмотрим видеоклип Creep группы Radiohead.

Перевод песни Creep Radiohead

Когда ты раньше здесь была, Я не мог открыто посмотреть на тебя Ты подобна ангелу, Твоя кожа вызывает у меня слезы Ты паришь, как перышко, В прекрасном мире Жаль, что я не особенный Ты такая особенная

Припев: Но я ничтожество, Я полон странностей Какого черта я здесь делаю? Мне здесь не место

Мне наплевать на боль, Я хочу контролировать Я хочу совершенное тело Я хочу совершенную душу Я хочу, чтобы ты замечала, Когда меня нет рядом Ты такая особенная Жаль, что я не особенный

Она снова уходит Она уходит Она уходит, уходит, уходит, уходит ит… Уходит

Что бы ни радовала тебя Что бы ты ни хотела Ты такая особенная Жаль, что я не особенный

Обучающиеся нейросети и люди-редактора: как ИИ делает музыку

Большинство из этих систем используют глубинное машинное обучение, объясняет музыкант и журналистка Дени Дил в статье для The Verge. Проанализировав множество существующих композиций, система создает собственную музыку.

«По сути, ты скармливаешь программному обеспечению тонны оригинального материала, от танцевальных хитов до классики диско, а та старается найти в нем какие-либо закономерности, — пишет Дил. — Эти программы чувствительны к таким вещам, как аккорды, темп, длительность нот и их отношение друг к другу».

ИИ-сервис Jukebox переделал Smells Like Teen Spirit «Нирваны»

«Проблема данного подхода в том, что получающейся музыке не хватает структурированности, — рассказывает Валерио Велардо, эксперт в области музыкального ИИ и экс-глава компании Melodrive, которая до недавнего времени использовала ИИ для создания саундтреков к видеоиграм. —  чрезвычайно сложна и многомерна, так что ты не можешь заставить компьютер написать ее, просто тренируя нейронную сеть на десяти тысячах или даже миллионе песен».

Поэтому для создания музыки машинное обучение нужно сочетать с музыкальной теорией, говорит Велардо. Например, если вы хотите создать алгоритм, который напишет произведение для целого оркестра, стоит подумать о его структуре, мелодии, инструментовке. Велардо добавляет:

«За все эти факторы не может отвечать один-единственный алгоритм».

Этого же метода придерживается и люксембургская компания AIVA, сочинившая саундтрек к видеоигре Pixelfield. За разные характеристики музыкального произведения — например, гармонию, темп и мелодию — в AIVA отвечают разные ИИ-системы. Вот что получается в результате:

Саундтрек ИИ к игре Pixelfield

«Мы спросили себя: „Какие структурные блоки нужны для создания цельной песни?“ — говорит глава AIVA Пьер Барро. — Начать можно, например, с мелодической линии. Затем, основываясь на ней, вы можете создать другую модель, которая сочинит инструментальный аккомпанемент для этой мелодии. Когда ты разбираешь целое на части, всё становится значительно проще».

Тем не менее логика, по которой ИИ создает музыку, все-таки отличается от человеческой. Ник Брайан-Киннс, специалист по машинному обучению в области музыки, поясняет:

Талантливый соратник: как живые артисты смотрят на сотрудничество с ИИ

Гораздо проще работа искусственного интеллекта выглядит в глазах музыкантов, которые используют его для своих экспериментов. Очень простой интерфейс, например, у сервиса Amper Music. Чтобы ИИ сочинил для вас композицию, нужно просто создать новый проект, определить длительность трека, выбрать жанр, настроение и бит. Когда трек будет готов, вы можете вносить правки: например, поменять тональность или темп.

Вот, что получилось у меня.

У американской певицы Тэрин Саузерн, по ее признанию, «нет традиционного музыкального бэкграунда». Но это не помешало ей выпустить в 2018 году целый альбом I AM AI, музыку для которого придумал искусственный интеллект.

«Обычно я находила красивый аккорд на пианино, — рассказывает Саузерн о том, как сочиняла до знакомства с ИИ, — и писала целую песню на основе этого аккорда, но не могла перейти к следующим нескольким аккордам, потому что не знала, как сыграть то, что слышала в голове».

Когда же она стала работать с Amper Music и другими ИИ-сервисами, процесс упростился. Теперь Саузерн сообщала ИИ, какой она видит будущую композицию, а он уже предлагал свои варианты. Саузерн могла отвергнуть тридцать версий, предложенных компьютером. Но когда он придумывал что-то, что действительно нравилось певице, она переносила получившиеся аудиодорожки в программу для создания аранжировок GarageBand, расставляла музыкальные фрагменты в нужном ей порядке и затем писала текст.

Песня Тэрин Саузерн, сочиненная в соавторстве с ИИ

Изначально Soen — это родственная Opeth супергруппа

Существует она всего лишь с 2010 года, а у истоков стоят два очень уважаемых человека: басист Стив Диджорджио, отметившийся в Death и Testament (это лишь самые известные его группы, полный послужной список огромен) и барабанщик Мартин Лопес, некогда игравший в Opeth. Последний особенно сильно повлиял на звук Soen. 

Шведская банда Opeth — это один из символов прогрессив-метала. Они начинали с блэка и дэт-метала, но даже на старте 25 лет назад к этим жанрам у них примешивался всякий джазовый авангард, фолк и прочие сложные эксперименты. И чем дальше, тем сильнее группа уходила в прогрессивную сторону. Впрочем, группой Opeth можно назвать лишь с натяжкой — это всегда был проект гитариста и вокалиста Микаэля Окерфельдта. Но любое участие в этом проекте — уже внушительный опыт, учитывая, какой Микаэль требовательный и талантливый музыкант.

Мартин Лопес рубил в группе Окерфельдта с 1996 по 2006 год и покинул ее из-за проблем со здоровьем. Факт важный, ведь некоторых других музыкантов Микаэль просто увольнял! С Лопесом Opeth записали шесть альбомов, так что в сложных ритмах он разбирается хорошо — и применяет эти ценные знания в Soen. Значительная часть прогрессивности банды сосредоточена именно в навыках Мартина Лопеса, а о самой группе многие узнают как раз как о его «проекте».

Взломать божественный код: кто и зачем использует ИИ в музыке

В конце 2019 года американская певица и электронщица Grimes заявила, что мы, похоже, живем в эпоху заката искусства — по крайней мере человеческого. «Как только действительно появится сильный искусственный интеллект, он будет значительно превосходить нас в создании произведений искусства», — сказала певица.

Спустя год Grimes написала бесконечную цифровую колыбельную для приложения Endel. Вернее, она предоставила только музыкальную основу, а искусственный интеллект приложения теперь непрерывно изменяет ее, подстраиваясь под время суток, погоду, передвижения и пульс конкретного пользователя.

«Мне кажется, в этом есть что-то по-настоящему магическое, — сказала Grimes, рассуждая об ИИ в интервью для The New York Times. — В этом будто бы сокрыт смысл Вселенной. Звучит абсурдно, но вы понимаете, о чем я? Может, мы взламываем божественный код или что-то в этом роде?»

Тизер бесконечной колыбельной Grimes

С не меньшим трепетом смотрит на искусственный интеллект певица и музыкальный продюсер Arca. Используя его, она создала сто вариантов своей песни Riquiquí.

«Это принесло мне облегчение и воодушевило: не всё еще сделано, горизонт возможностей широк», — призналась певица. Для нее сотрудничество с искусственным интеллектом — опыт освобождения. Вместо того чтобы принимать множество микрорешений, теперь она может просто создать музыкальную экосистему, в которой — благодаря ИИ — творчество происходит само и всегда приводит к неожиданному результату.

Один из ремиксов песни Arca Riquiquí

Другие артисты не только используют ИИ в своих песнях, но и дают ему право на самостоятельное высказывание. Так, ирано-британский электронщик Аш Куша создал виртуальную певицу Yona. Она пишет музыку и тексты песен, а затем сама исполняет их.

Песня виртуальной певицы Yona

Как отмечает Time, большая часть ее стихов туманны и бессмысленны, но иногда она выдает строчки вроде: The one who loves you sings lonely songs with sad notes.

Soen долгое время были спасением для многих фанатов Tool

Пока Tool больше десяти лет мариновали ставший мемом «новый альбом» Fear Inoculum, вышедший только в 2019 году, их нишу заняли Soen со своими регулярными релизами. Альбомы Soen похожи на Tool во всем, за что Tool вообще любят: они умные, сложные по своей структуре, но слегка отдающие ню-металом (которого в современном виде без Tool не было бы), на них продуманная, глубокая лирика и качающие риффы. Даже вокал Джоэла Экелофа на пение Мэйнарда Джеймса Кинана похож очень сильно — ему разве что кинанского экстрима не хватает. Но у него есть свой, и он не хуже.

Одно из самых точных описаний музыки Soen из интернета: Tool встречает Opeth и они вместе идут слушать King Crimson. О большом влиянии King Crimson — пионеров прог-рока — на музыку банды не раз говорили сами участники Tool. От альбому к альбому радикально звук Soen не меняется и в их случае это хорошо — похожую музыку найти не так-то просто.

Новый альбом группы — это «продукт пандемии»

Так говорят сами музыканты. Если бы не пандемия, не факт, что диск вообще вышел бы так скоро — предыдущий альбом Lotus релизнулся всего два года назад. Но все концерты отменились и банда засела в студии, где они порой проводили по двенадцать часов подряд. Видимо, поэтому диск IMPERIAL и переполнен самыми пробивными риффами и цепкими мелодиями в истории Soen. Причем с самого дикого риффа альбом начинается и это правильный ход — после него отлипнуть, не дослушав диск до конца уже невозможно.

И хотя на IMPERIAL группа снова похожа на Tool (или на A Perfect Circle, если говорить о более спокойных секциях) — это все-таки довольно разнообразный, интересный альбом. На нем нашлось место и ню-металу, и металкору, и трэшу, и даже джентухе. А бас в песне Dissident накрывает не хуже запилов Стива Диджорджио с дебютника. Ну и бархатный вокал Джоэла Экелофа, конечно — сила, влюбляющая в Soen даже далеких от метала людей. Он, как и положено хорошему певцу, на каждом новом диске поет все шире и эмоционально, хотя еще во времена диска Tellurian (самого «туловского» у Soen) был уверен, что лучше уже некуда. Узнавая драматичность и эпичность песен группы — его заслуга.

Королевство виртуозных гитар

RADIOHEAD — виртуозная гитарная группа. Спустя 30 лет это неочевидно, потому что приоритеты музыкантов сместились. Однако инструментальное мастерство квинтета выходит далеко за пределы чарующего гранжа, раннего брит-попа, удушающего спейс-рока и обилия крещендо. Самые явные гитары RADIOHEAD живут в цикличных партиях «I Might Be Wrong», финальной части «Go to Sleep» и джазовых прогрессиях второй половины карьеры. При этом группа умело скрывает присутствие шестиструнного инструмента в своих произведениях.

Распознать гитары сложно в тонированном, макабрически искаженном «Myxomatosis», а также в концертных версиях «Pyramid Song» и «Burn the Witch» (в обоих случаях Джонни Гринвуд играет на электрогитаре смычком). Вообще, оба гитариста RADIOHEAD: и Эд О'Брайен, и Гринвуд — входят в число величайших гитаристов поколения

Но важно помнить, что для Гринвуда гитара — лишь одно из средств в мультиинструментальном репертуаре

Что послушать:01. Just
02. Airbag
03. Street Spirit (Fade Out)
04. Ful Stop
05. Climbing Up the Walls
06. I Might Be Wrong
07. Myxomatosis
08. The Bends
09. Lucky
10. The Daily Mail

С небес на землю: политика и дистопия

Для RADIOHEAD дистопия сродни пурпурному в творчестве Принса. Это среда их обитания. Она просачивается в каждый рефрен, рвется на любую обложку. У группы много песен, связанных с технологической изоляцией и тиранией, а вопросы потребления, нарциссизма и лицемерия проглядывали в философии RADIOHEAD еще на заре карьеры. Также они затрагивали темы разобщения («Ok Computer»), страха («Kid A») и политической коррупции («Hail to the Thief»).

При этом RADIOHEAD равнодушны к преемственности политической музыки. Они становятся кривым зеркалом, в котором отражается искра праотеческой поэзии Боба Дилана и других активистов. Они спрашивают, как, черт возьми, мы здесь оказались? Политика и антиутопия у них представлены пышным материалом; материалом жестоким и одновременно ранимым, бьющим в самую суть человеческого естества.

В политическом подмножестве кроется прорывная электроника и продюсирование как средство подчеркнуть лирическое содержание. Некоторые песни нарочито абстрактны (роботизированный голос «Fitter Happier»). Другие, напротив, захватывают, будь то техноэмбиент «Idioteque», гаражный панк «Electioneering» или трип-хоп «Talk Show Host».

Конечно, не все альбомы RADIOHEAD политичны — многие посвящены любви — но социальный контекст снова стал актуален на «A Moon Shaped Pool», где звучит политическая паранойя: «Оставайся в тени/ Улыбайся на виселице/ Это осада/ Это низколетящая паническая атака».

Что послушать:01. The National Anthem
02. Idioteque
03. You and Whose Army?
04. 2+2=5
05. Electioneering
06. Talk Show Host
07. Subterranean Homesick Alien
08. Down Is the New Up
09. Burn the Witch
10. Fitter

Заменит ли ИИ живых музыкантов?

«Мы всегда смотрели на творчество как на последний бастион человечности», — говорит Сиаваш Махдави, глава одного из ИИ-стартапов AI Music. Сегодня музыканты выстраиваются в очередь, чтобы люди послушали их музыку. Последнее, чего они хотят, — это конкурировать с искусственным интеллектом, способным за секунду сочинить симфонию.

Многие музыканты со скепсисом относятся к ИИ, соглашается экс-глава Melodrive Валерио Велардо. Проблема в том, что они не очень хорошо понимают, чем занимаются компании вроде Melodrive. Но немало и тех, кто разбирается в теме и нуждается в искусственном интеллекте.

В Велардо ИИ придумывал музыку для видеоигр, которую композиторы потом дорабатывали, как им вздумается. Поскольку сочинители в этой области работают в условиях жестких дедлайнов, к сервисам вроде Melodrive они относятся с большой симпатией, уверяет Велардо, добавляя:

«Они понимают, что ИИ не отнимет у них работу, а просто станет еще одним инструментом».

Новые технологии нередко встречают с недоверием. «Возьмем для примера автотюн», — говорит Дрю Сильверстайн из Amper Music в одном из интервью. Когда он только появился, его применение вызывало споры, но сегодня это стандартный инструмент, который использует почти каждый артист. В другом интервью он замечает:

Искусственный интеллект еще долго не сможет делать музыку, которая трогала бы наши чувства, считает консультант в области музыкального бизнеса Марк Маллиган. «Когда ИИ научится имитировать человеческие эмоции, тогда последний рубеж будет преодолен. Но до этого еще очень и очень далеко», — говорит он.

Но даже такая имитация вряд ли сделает ИИ настоящим артистом. Алгоритмы глубинного обучения, натренированные на хоралах Баха, возможно, и могут делать музыку, которую даже эксперты порой принимают за истинного Баха, но это всего лишь мимикрия, рассуждает американский философ Шон Дорренс Келли. Подражать стилю мастеров и развивать его — это то, что артисты делают на ученическом этапе своей карьеры. Но вовсе не за это мы ценим композиторов вроде Баха или Арнольда Шенберга.

Шенберг стал великим музыкантом не потому, что он показал миру более быструю или совершенную версию произведений своего предшественника Оскара Штрауса. Он стал великим, потому что , что все двенадцать ступеней хроматического звукоряда могут быть равнозначны. Другими словами, он поменял само наше представление о том, какой может быть музыка, говорит Дорренс Келли.

Может быть интересно

Тем не менее ИИ вполне пригоден в качестве инструмента для творчества, считает философ. Подобно тому, как труба помогала джазовому музыканту Майлзу Дэвису создавать искусство, алгоритмы ИИ могут прийти на помощь современным художникам.

Сооснователь Amper Music Майкл Хоуб придерживается похожей точки зрения. Существующие сегодня алгоритмы он рассматривает не как искусственный интеллект, а скорее как дополнение, примочку к человеческому разуму. «Для меня речь о том, чтобы дать большему числу людей возможность проявить креативность, а тем, кто уже обладает какими-то творческими талантами, позволить по-настоящему продвинуться вперед», — говорит Хоуб.

Related posts
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: