Что внутри колонок?
Звук от внешнего вида колонок зависит очень мало — он зависит от качества динамических головок, объема и жесткости корпуса, правильного расчета частот раздела и состыковки полос, точности элементов фильтров.
Эта многополярная задача сложно выполнима для крупносерийного производства. Акустика моделируется и настраивается один раз — происходит это на этапе изготовления опытного образца.
В отличие от внешней отделки — на внутренностях фирмы производители как правило — экономят…
Катушки фильтров наматываются тонким проводом — который вносит повышенное сопротивление
Для уменьшения затрат меди при сохранении индуктивности катушек — в них вставляют железные сердечники, которые плохо влияют на импульсные характеристики динамиков
Медь и особенно серебро, применяемое в катушках и конденсаторах фильтров — для экономии намешана в непонятных пропорциях с железом.
Резисторы для фильтров применяются недорогие обычно металлокерамические — невысокой точности
Каждая динамическая головка, произведенная в условиях крупносерийного производства, по характеристикам и звучанию хоть немного — но отличается друг от друга.
Индивидуальную настройку колонок никто не производит.
Звучание серийной акустики даже дорогой можно заметно улучшить, подстроив фильтры — поменяв в них элементы на более точные и качественные. Заменить штатную внутреннюю проводку на аудиофильские кабели. Установить внутри корпусов для увеличения жесткости стенок дополнительные распорки, добавить вибродемпфирующий материал…
Есть, где развернуться на постсоветском пространстве, с его немыслимыми запасами сверхчистой меди и серебра. Чем весьма успешно пользуются отечественные энтузиасты, усовершенствуя фирменные колонки. Такой себе «кастом» или ручная работа по изготовлению уникальных экземпляров не мотоциклов Харлей Девидсон — а звука.
(Кстати — многие уважаемые в мире зарубежные производители проводов для аудио не редко закупают материалы на Урале или дальнем востоке в России, где медеплавильные комбинаты все еще придерживаются советских стандартов чистоты и качества).
Aвторская акустика сегодня пользуется большим спросом. Какую акустику выбрать в автомобиль – так сказать «солидную», или авторскую, частенько спрашивают на форумах и сайтах, посвященных тематике кар-аудио.
Это довольно обширная тема, распространенная в кругу любителей музыки. Акустика авторская бывает построена по базе и традициям фирменной, в большинстве случаев звучание у нее не хуже оригинала, а дизайн, порой, даже лучше.
Все это не может оставлять меломанов равнодушными.
О проблеме выбора
Не «покупайтесь» ни на какие «экспертные» мнения, даже если они бескорыстно честны. Ваш слуховой аппарат уникален, поэтому ВЫ ЛИЧНО ДОЛЖНЫ ПОСЛУШАТЬ звучание того, что хотите приобрести. И оно должно Вам (лично Вам!) понравиться. Слушать нужно в тишине и примерно на такой же громкости, как Вы это планируете делать потом.
Для помещения небольшой площади (менее 15 кв.м.) оптимальнее будет выбрать трифоническую (сабвуфер и сателлиты) акустическую систему вместо классических двух колонок.
Более-менее верное воспроизведение низких частот недостижимо при диаметре диффузора низкочастотного динамика менее 20 см. Меньшие по размеру динамики просто не смогут «толкнуть» нужный, для достижения требуемого звукового давления, объём воздуха. Увеличение же длины хода диффузора (как это модно сейчас) не полностью решает проблему, так как инерция движущихся частей динамика и аэродинамические завихрения вносят заметные искажения.
Действительно качественный стационарный усилитель звуковой частоты не может весить менее 6-7 кг. Просто потому, что внутри должен разместиться блок питания со здоровенным тороидальным трансформатором и целая батарея конденсаторов высокой ёмкости, а выходные каскады должны крепиться к здоровенным же радиаторам. А такие схемотехнические решения как импульсные блоки питания и цифровые усилители пока несовместимы с настоящим Hi-Fi (не говоря уже о Hi-End).
Акустическая система (в том числе наушники) и усилитель (как стационарный, так и мобильный) должны подходить друг-другу. Вопрос этот до конца не исследован и пока не имеет объективного объяснения. Чтобы не забивать себе голову, просто запомните, что идеально совместимые технические характеристики обоих компонентов вовсе не гарантируют их гармоничного сопряжения. А посему — смотри пункт 1.
Темброблок и эквалайзер, на самом деле, предназначены не для того, чтобы сразу «выкрутить» НЧ и ВЧ на максимум, а для компенсации изъянов акустического окружения. Поэтому, в специализированной комнате прослушивания (где акустическое окружение приближается к идеальному), все эти украшательства звука нужно сразу отключить или поставить в среднее (нулевое) положение
И если звучание Вам не нравится, делайте вывод — дома будет ещё хуже.
Самое важное, что нужно знать про соединительные провода — это то, что они должны быть. Беспроводные технологии передачи звука между компонентами аудиосистемы пока не могут обеспечить более-менее верное звучание
В тоже время, активно распространяемые слухи о том, что провода должны быть чуть ли не из чистого золота, а направление сигнала по проводу влияет на звучание — полная чушь. Кабели должны просто отвечать следующим требованиям:токопроводящие нити должны быть чисто медными (не лишнее требование в наш век, когда даже на нержавейке ставят пробу как на золоте);
тело каждого из проводников должно быть плетёным или скрученным из нитей (это повышает общую гибкость и площадь проводящей поверхности);
сигнальный провод должен быть экранирован (в качестве экрана может выступать один из проводников);
силовой (от усилителя к колонкам) провод должен быть достаточного сечения (каждая из жил — 2.5…4 кв.мм, не надейтесь, что колонки зазвучат от телефонного кабеля);
разъёмы должны обеспечить надёжный контакт и фиксацию, которые не ухудшаются со временем (вот тут вполне оправдано серебрение или золочение).
Прослушивать на тестировании лучше всего знакомую музыку. Не электронную (ведь никто не знает как она на самом деле должна звучать!), широкополосную (присутствуют и низкие, и вокал, и высокие частоты) и широкодиапазонную (громкость меняется «от шёпота до крика»). В идеале желательно помнить как эта музыка «вживую» звучит в филармонии :-). И разумеется, запись должна быть качественной, в несжатом (lossless) формате.
Достойная оправа
Корпус АС отделан черным орехом, древесина которого твёрдая, тёмно-коричневая, с красивой текстурой, хорошо полируется. Из неё часто изготавливают элитную мебель, поэтому это наверно лучший вариант для домашней мастерской.
То, как важен лак, известно давно, именно в нем заключался секрет звучания легендарных инструментов Страдивари. Перебрав массу вариантов я остановился на карнаубском воске, добываемом из листьев бразильской пальмы, и придающему звуку натуральную мягкость. Площадку вокруг основных излучателей я отделал змеиной кожей. Материал не случайный, об уникальных способностях кожи рептилий гармонизировать звук известно многим аудиофилам.
Синтез
Только кроссоверы первого порядка позволяют состыковать динамики не внеся заметных на слух фазовых искажений. Но и они не идеальны, поэтому среди аудиофилов так много поклонников широкополосных систем, лишенных кроссоверов. Они превосходно передают вокал, но перкуссии в их исполнении оставляют желать лучшего. Поэтому в системе используется фильтр порядка 1/2! Да, да, как в колонках начальной ценовой категории, где лишь пищалка прикрыта конденсатором. Только наоборот.
Мидвуфер ограничен индуктивной катушкой, навитой на прецизионном пермаллое мощным кабелем из бескислородной меди с сечением в полтора квадрата и покрытом специальным изолирующим лаком гасящим паразитные вибрации. А магнито-планар размещен свободно, использует свой естественный спад и закрыт лишь от постоянного тока элитными пленочными конденсаторами Audiophiler (более известными среди российских ценителей звука под брендом Mundorf, белая линейка). Его педантичная направленность и акцент в самом верхнем диапазоне компенсирован парным динамиком расположенным ортогонально основному и направленному внутрь сцены, это создает неповторимую ауру звука.
Экспертное прослушивание
Антонио Вивальди концерт № 4 фа минор RV 2971 Allegro, camminar sopra il ghiaccio. Вивальди завораживает с первых же нот. Трогательное вступление соло скрипки поддерживается первыми скрипками и альтами, слышен тянущийся органный звук, завершает сюжет яркий и стремительный пассаж всего оркестра. Это ликование и торжество, идеально переданные акустикой. Потрясающая вовлеченность и легкость звучания.
Deep Purple Child in Time. Эпическая композиция большой продолжительности, соединившая разные музыкальные стили и техники, с нетривиальной структурой и ярко выделенными кульминационными и переходными частями, глубоко отражающими сюжет в своей структуре. Уж она то должна поставить любые акустические системы в тупик. Композиция начинается с органной партии — той самой, мелодия которой была позаимствована из «Bombay Calling». Далее идёт первая вокальная партия, по ходу которой темп, тяжесть и напряжённость звучания нарастают. После ритмичного маршевого перехода начинается продолжительное многочастное гитарное соло, по ходу которого напряжённость музыки продолжает расти, чтобы достигнуть кульминации в переходе ко второй органной партии (настроение музыки возвращается ко вступлению к песне). И это отыграно превосходно. Следующая за ней вторая вокальная партия аналогична первой, осуществляет такое же нарастание темпа и напряжённости. Далее идёт кода, которая состоит из продолжительного ускоряющегося крещендо и мощного финального аккорда. Кто бы мог подумать, но акустические системы добрались до конца без малейших нареканий. Более того, я назвал бы исполнение превосходным.
The Doors Morrison Hotel Roadhouse Blues. Насыщенная, необузданная композиция. В исполнении авторской акустики получила то ли наркотический то ли сексуальный оттенок. Дикая энергия, подчеркнутая соло неуемной губной гармоники. Это революция духа и революция звука.
Аксессуары
Полный комплект для настоящего аудиофила можно дополнить различными аксессуарами. Для наушников есть несколько аксессуаров — например, амбушюры. Они представляют собой мягкие накладки, которые одеваются на корпус динамика и напрямую соприкасаются с ушным проходом. Амбушюры могут быть из кожи, силикона или текстиля.
Также среди аксессуаров стоит выделить специальную щетку для очистки наушников и дополнительные сменные трубки. В модели FD3 Pro все это уже включено в комплект, и дополнительные приборы не нужно докупать отдельно.
Для этих наушников идеально подойдет беспроводной Bluetooth-ресивер той же фирмы — модель UTWS5. Обновленная и улучшенная версия с новейшими адаптерами TWS и чипом Bluetooth от Qualcomm. Кроме того, в нем установлен высокопроизводительный ЦАП с независимым усилителем, что обеспечивает меньшие искажения и задержку звука.
Пользоваться ресивером достаточно удобно. В него входит зарядный чехол с большой батареей, который поддерживает беспроводную зарядку с длительностью воспроизведения музыки до 8 часов. Bluetooth-ресивер UTWS5 идеально подойдет, чтобы слушать качественный звук без проводов в самых разных ситуациях.
Проигрыватель
Для начала необходимо выбрать источник, где звук будет максимально наполненным и приближенным к оригиналу. Это может быть виниловый или CD-проигрыватель. Первый вариант подходит для любителей ретро-звучания с характерным потрескивающим звуком. Если же рассматривать более современные источники проигрывания, с которыми можно использовать другую аппаратуру, то лучше остановиться на втором варианте. Главное условие проигрывателя для аудиофила — это высокая верность воспроизведения или Hi-Fi.
CD-проигрыватель — наиболее доступный и распространенный способ прослушивать музыку. К тому же он менее хрупкий по сравнению с винилом. Если использовать модель проигрывателя с цифровыми входами, то можно воспроизводить звуки с компьютера, приставки и через другие цифровые источники, что очень удобно. Производители выпускают новые модели с большим количеством разъемов, что помогает читать файлы разных форматов.
Динамики
Не менее важный компонент для четкого проигрывания музыки. Рассмотрим основные характеристики четырех типов динамиков.
Высокочастотные динамики, или твитеры, предназначены для того, чтобы воспроизводить звук в диапазоне высоких частот. Если они работают недостаточно мощно или тихо, то эти колебания будут теряться в общих звуках, отчего звучание будет тусклым.
Среднечастотные динамики по конструкции наиболее близки к классическому варианту. Воспроизводят средние частоты, которые легко улавливаются человеческим слухом. По этой причине любые искажения в них сразу «режут» по ушам.
Низкочастотные динамики, или вуферы, — это полная противоположность твитерам, так как воспроизводят звуки в диапазоне низких частот. Наш слух не так остро реагирует на данные колебания звука, поэтому это устройство может искажать их без особого вреда для общей композиции.
Сабвуферы представляют собой устройства с одним или несколькими динамиками. Они позволяют услышать наиболее низкие частоты и добавляются в системы для улучшения и многообразия звука.
Сколько бит нужно?
Кстати, насчет битов и уровня шумов — это легко можно проверить. Есть такой замечательный DSP-плагин под названием Add noise/DC bias:
Просто добавьте его в конец цепочки DSP, включите свою любимую самую качественную запись (с обычной, не слишком высокой громкостью) на своей любимой High-End звуковой карте, с любимыми наушниками за over 200$ и понемногу двигайте ползунок влево — плагин будет подмешивать белый шум в младшие биты, начиная с указанного
Только обратите внимание: изменение значения вступает в силу через время, указанное в настройке Ouptut buffer, на странице настроек вывода плеера — обычно это 1 секунда (можете его временно уменьшить)
Ну, и на каком значении вы услышали этот шум? А теперь позовите товарища, и пусть он делает то же самое — двигает ползунок справа налево (только так, чтоб вы не видели, в какие моменты), а вы ему сообщите момент, когда услышите шум — да, так будет честнее (таким слепым тестом предохранимся от того самого эффекта пустышки). Ну а чтобы провести двойной слепой тест и исключить эффект плацебо вообще — можно сконвертировать запись с использованием DSP и потом загрузить её в ABX Comparator (подробнее читайте в статье про двойной слепой тест).
Ну что, 14-й бит? Может быть, и 11-й — не стесняйтесь, это не удивительно, особенно, если музыка шумная, или высок уровень окружающих шумов.
А как же частоты?
Другой интересный аспект — частотный диапазон. Да-да, мои горячо любимые спектрофилы. Качаете записи с частотой дискретизации >96 кГц? Любуетесь идеальными спектрами AAC, Vorbis (или, прости, Господи, Lame 3.90) без НЧ фильтра? А может, слушаете винил-рипы с частотными пиками за 40 кГц? Просто пройдите ещё один тест.
Я уже упоминал об этом в своей записи «Частотный слух: что мы слышим на самом деле?», и вот, как это выглядит:
Да, просто двигайте ползунок влево, или проведите слепой тест (лучше двойной), как я писал выше. В моём случае изменения становятся заметны, когда ползунок опускается ниже 16 кГц — и то, за счёт фонового шума. Так о каком ультразвуке речь? Только не говорите мне, что человек при прослушивании музыки воспринимает ультразвук костным мозгом — я всё так же, по-старинке, слушаю музыку ушами.
Авторская акустика и сравнительный обзор компонентов
-
Тернистым
, который по зубам только гуру автозвука. Здесь предусмотрено должно быть многое: самостоятельный , измерение, расчет и моделирование, а также многое другое, включая итоговую доводку и настройки; -
Читерским или любительским
. Как правило, такой вариант развития событий подходит для многих. Его можно назвать даже акустикой для самостоятельного повторения.
Колонки
Сегодня, впрочем как и всегда, основным полем битв производителей продукции для автозвука являются колонки. Именно они в ответе за качество звучания, позволяют наслаждаться музыкальными композициями, естественностью частот, масштабностью и так далее.
Хотелось бы привести несколько важных фактов, касающихся динамиков.
Каждый автомобилист, уважающий хорошую музыку, должен знать об этом:
Не все музыкальные жанры одинаково хорошо отыгрываются разными колонками. Одни идеально справляются с поп-музыкой, другие – с рок- или джаз-композициями;
Не существует всеядной акустики. Если же все-таки она имеет место быть, цена вопроса не может рассматриваться с позиции здравого смысла;
Подбор акустических динамиков обязан быть соответствующим музыкальным пристрастиям будущего владельца
Тип, марка колонок должны увязываться также с конкретным усилителем, проводкой и так далее;
Немаловажное значение имеет размер. Как правило, большинство знатоков на стороне больших, огромных колонок.
Последний пункт заслуживает отдельного, более пристального внимания.
Польза больших колонок
Бытует мнение, что огромные динамики создают более масштабное звучание. Соответственно, маленькие – маленькое.
Всем любителям хорошего звука известно, что основой любой музыки считается бас. В его отсутствии говорить о качестве музыкального этюда просто не имеет смысла.
С другой стороны, относительно приемлемое качество баса можно получить и от небольших динамиков, если внедрить тяжеловесную подвижную систему и дать диффузору больший ход. Правда, подобные колонки будут иметь низкий КПД, но это не страшно, если интегрировать их с неслабыми транзисторными усилителями.
Кроме того, производители компенсируют мощность на небольших динамиках всяческими лабиринтами и фазоинверторами, что сказывается на звуке негативно. Так, в этом случае на НЧ появляются горбы и провалы, легко различимые на слух.
Итак, системы с небольшими динамиками и правильными усилителями неплохо справляются с классическим роком, весьма посредственно с джаз композициями и классикой, но поп-музыку отыгрывают великолепно.
Можно изготовить самодельный вариант, дающий практически идеальный звук. Это, так называемые, АС «бесконечного объема», подразумевающие встроенность излучателей в стены и неограниченность, открытость заднего объема.
Содержимое колонок
Качество звука зависит больше всего от того, что внутри колонки
Немаловажное значение имеет правильный расчет
Многие производители, особенно малоизвестные и не раскрученные, частенько идут шатким путем, экономя на внутреннем оснащении колонок. Внешний вид, дизайн таких динамиков, как правило, неодобрений не вызывает. Не стоит говорить, что при создании авторской акустики делать это не рекомендуется.
В частности, вот на чем экономят:
- Основная экономия затрагивает обмотку катушки фильтра. В данном случае она бывает выполнена из тонкого провода, вносящего увеличенное сопротивление;
- Также для снижения расходов меди вставляются сердечники железного типа, негативно влияющие на определенные характеристики;
- Используются дешевые резисторы из металлокерамики, отличающиеся невысокой точностью;
- Не проводится наладка под индивидуальные запросы.
Суть звука
Neo8 представляют собой магнитно-планарные ленточные преобразователи акустической энергии, в которых используется инновационный высокотехнологичный материал диафрагмы Kaladex от Dupont. Этот материал в сочетании с новой запатентованной технологией травления алюминия/ламината Kaladex позволяет преодолеть обычные ограничения магнитно-планарных конструкций предыдущих поколений.
Традиционно большинство планарных динамиков были построены с использованием мембраны из майлара, но Kaladex имеет гораздо более высокий температурный предел, меньшую массу, лучшую долговечность и механическую стабильность. В результате преобразователи NEO8 обладают более высокой чувствительностью и мощностью, а также превосходным качеством звука. Тщательная конструкция и уникальная технология сборки, используемые в этих устройствах, обеспечивают более расширенный высокочастотный выход, меньшие искажения и более высокий динамический диапазон, чем у любых других планарных драйверов аналогичного размера. NEO8 имеют двухтактную симметричную магнитную систему, которая была разработана с помощь программного обеспечения для анализа методом конечных элементов для достижения оптимальной эффективности.
Они используют новейшие марки неодима — «супермагнитный материал» с самой высокой магнитной энергией. Сверхлегкая диафрагма Kaladex с вытравленным плоским алюминиевым проводником подвешена в магнитном поле и равномерно приводится в действие электромагнитной силой, обеспечивая точное и немедленное воспроизведение входного сигнала.
NEO8 / NEO8PDR не имеют громоздких звуковых катушек, разводки, клеевых соединений, бумажных конусов и окантовок, между электрическим сигналом и звуком практически нет ничего — только почти невесомая диафрагма. Следовательно, эти плоские преобразователи не имеют резонанса разрыва диффузора с соответствующими искажениями, фазовой несогласованностью или размытием сигнала, которые являются обычными для обычных драйверов. Это позволяет драйверам Neo8 воспроизводить чистый, воздушный, прозрачный звук, который по своей природе естественен и так приятен в музыкальном плане.
Авторская акустика с точки зрения опытного аудиофила
Рынок Hi-Fi за кажущимся разнообразием скрывает лишь ухищрения в различных компромиссах. Взглянув на очередное творение инженеров, чей замысел разбился о суровые правила производства и маркетинга, остается только вздыхать, ну неужели нельзя было не «экономить на спичках». Или делать все самому.
В чем секрет кухни превосходного звука? Во первых в ингредиентах, безупречных и эксклюзивных, так как для опытного аудиофила, со слухом воспитанным на технике топ-класса, мелочей не бывает. Так думал я, берясь за пару акустических систем для своего кабинета. На чем же я остановил свой выбор?
Акустика и усилители
К выбору акустики стоит отнестись со всей ответственностью, так как она практически является фундаментом всей системы проигрывания. Неправильный выбор может свести к нулю все достоинства аудио. В свою очередь, верный только приумножит их. Подбирать акустическую систему необходимо в соответствии с размерами помещения.
Подбор усилителей зависит от типа акустической системы. Активная изначально самодостаточна, в ней есть встроенный механизм для увеличения звуковых частот. Пассивная нуждается в усилителе. Ее преимущество в том, что с ней ты можешь экспериментировать с разными вариантами подключений.
Сочетание этих двух компонентов напрямую влияет на качество музыки в соответствии с ее форматом. Усилитель через аудиовходы наращивает сигналы. Благодаря такому симбиозу получается хороший, качественный звук. Чтобы лучше их совместить между собой, можно выбирать оба компонента от одной и той же фирмы, которая уже позаботилась об их сочетаемости.
Основание
Мидбас с кевларовым диффузором и каучуковым подвесом, корзина динамика изготовлена из алюминия. Конструкция подвижной системы и звуковой катушки позволяет обрабатывать большую мощность. Вентилируемая магнитная система и пористый пылезащитный колпак обеспечивают хорошее охлаждение, позволяя толстой звуковой катушке рассеивать высокую температуру.
Как результат — очень точный и грамотный 5-дюймовый вуфер. Он отвечает в системе за диапазон от 50 Гц до 1 кГц. Потенциал этих французских динамиков нельзя раскрыть заурядным оформлением. Закрытый ящик не даст достаточно баса, а уж о гудящем и вечно отстающем фазоинверторе и речи быть не может.
TQWT впервые описанный Полом Войтом в 1930 году, использует, как конструкцию волновод, с длиной трубы равной 1/4 длины волны резонансной частоты драйвера. TQWT расшифровываются как расширяющаяся четвертьволновая труба с нагруженным выходом (а также называются трубами Войта). TQWT нельзя рассматривать только как комбинацию резонатора Гельмгольца или трансмиссионную линию. Его поведение представляет собой сложную физику четвертьволнового резонатора Гельмгольца, нагрузки фазоинвертора и расширяющегося обратного рупора. Следовательно, TQWT не может быть успешно представлен только одним из вовлеченных факторов. Только точный расчет, компьютерное моделирование, индивидуальная настройка и опыт могут укротить такое оформление. Но результаты стоят всех затрат: мощный, четкий, лишенный окраса хорошо артикулированный бас в широком диапазоне.