Тест напольной акустики focal sopra №3: послезвучие и послевкусие

Типы голосов

Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:

Классификация мужских вокалов

  • тенор;
  • баритон;
  • бас.

Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.

Тенор

Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:

  • Драматический тенор. Вокалисты, обладающие этим высоким мужским тембром, отличаются «металлическим» оттенком в звучании. Примером является партия Хозе из оперы «Кармен», партия Германа из «Пиковой дамы»;
  • Лирический тенор. Певец этой теноровой группы обладает высоким бархатным и мелодичный тембром, достигая фальцета. Окрас звонкий, нежный, мягкий. Высокий тембр голоса тенор присущ Лучиано Паваротти, Пласидо Доминго.

Luciano Pavarotti «Nessun dorma»

Баритон

Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.

  • Лирический баритон наделен плотным высоким оттенком и тесситурой. Лирическим баритоном обладал Жермон в «Травиате»;
  • Драматический баритон раскрывается в верхах диапазона голоса в центральном регистре. Драматическим баритоном была исполнена партия князя Игоря в одноименной опере.

Frank Sinatra — Strangers In The Night

Бас

Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.

Бас включает две разновидности звучания вокала:

  • Высокий бас отличается звучностью верхних нот, яркостью среднего участка диапазона. Голоса малоподвижны. Примером является партия Кончака опера «Князь Игорь»;
  • Низкий бас образует густоту звучании нижних нот, бархатность тембра. Низкий тембр голоса можно услышать в партии Сусанина в опере «Жизнь за царя».

На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.

Nick Cave & The Bad Seeds ft. Kylie Minogue — Where The Wild Roses Grow

Классификация женских голосов

От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.

  • сопрано;
  • меццо-сопрано;
  • контральто.

Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.

Сопрано

Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.

  • Колоратурное сопрано отличается подвижностью, гибкостью, свободными верхами. Колоратурным сопрано звучала партия Людмилы в опере «Руслан и Людмила»;
  • Драматическое сопрано наделено мощным звучанием, сильными верхними нотами, богатством среднего и нижнего регистров. Его примером является партия Ярославны в опере «Князь Игорь», Лизы в «Пиковой даме»;
  • Лирическое сопрано обладает сильным звучанием в верхнем регистре, светлым тембром. Это партия Татьяны в опере «Евгений Онегин», партия Маргариты в «Фаусте».

Mariah Carey — Without You

Меццо-сопрано

Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.

Adele — Rolling in the Deep

Контральто

Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».

Людмила Зыкина — Подари мне платок

Не параллельно

Еще относительно технических особенностей: система коммутации рассчитана только на двухпроводное подключение. Защитные грили у акустики раздельные, один закрывает среднечастотный динамик, другой — басовики. Система крепления магнитная, так что, сняв грили, никакого крепежа не увидите. А вот бериллиевый твитер закрыт несъемной сеточкой, что учитывая хрупкость материала и дороговизну самого твитера, очень кстати.

Низкочастотный динамик Focal Sopra №2

Что еще стоит отметить, уже переходя к прослушиванию, так это вопрос расстановки акустики

Разные конструкции и модели по-разному реагируют на расстановку, в случае же с Focal Sopra №2, помимо привычных рекомендаций (не ставить акустику по углам и не придвигать близко к стенам, пусть даже фазоинвертор расположен не на задней панели) нужно уделить внимание углу разворота. По всем ощущениям акустика не обладает сверхвыраженной направленностью и не диктует обязательную параллельную установку, наоборот, стоит поэкспериментировать с углом в каждом конкретном помещении

Особенности На пике технологий

Стабилизация магнитного поля
Контур нейтральной индуктивности
Focal всегда уделял большое внимание магнитной системе — важному комоненту динамика. Детализация и точность воспроизведения звука зависит от стабильности магнитного поля
Технология NIC (Контур нейтральной индуктивности) позволяет управлять магнитным полем и как результат контролирует его снижая искажения и воспроизводя звук с высочайшим разрешением и беспрецедентной динамикой

Инновации
Бесконечная акустическая нагрузка
Наш бериллиевый твитер оснащен невероятно легким и чрезвычайно жестким куполом, который обеспечивает прозрачный и динамичный звук. Единственное ограничение связано со сжатием воздуха в полости за ним. Наше требование к Sopra быть компактными означало, что как можно большая часть корпуса должна была использована для басовой секции. Нам пришлось изучить другие варианты нагрузки высокочастотного динамика, что привело нас к созданию системы IHL. Система IHL позволяет нагружать бериллиевый твитер в соответствии с требованием компактности акустической системы. Задняя волна твитера мягко и постепенно поглощается, чтобы избежать искажений. Разрешение высоких частот доведено до максимума

Одержимость качеством среднечастотного диапазона
Подвес с демпфером масс
Наша команда инженеров выявила резонансы, которые возникают в подвесе, соединяющим диффузор с корзиной. Известные решения повышающие демпфирующие свойств подвеса, приводят к увеличению массы, что, следовательно, снижает разрешение. Ответ был найден в технологии, используемой в сейсмостойких небоскрёбах и которая также используется для подвески гоночных автомобилей. Технология TMD состоит в оптимизации профиля подвеса, который управляет резонансом, чтобы резко уменьшить искажения и увеличить разрешение баса и среднечастотного диапазона.

Диапазон голоса

Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист

Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот.  Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:

  • упражнения на дыхание;
  • распевка;
  • правильная постановка вокала;
  • снятие зажимов через дыхание и придыхание.

Упражнения для развития и расширения диапазона

Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске

Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание

Субтон

Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.

Снижение придыхания

После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.

Удержание звучания

Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.

От низкого до высокого

Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым

Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным

Расслабление

Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.

На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.

Упражнение для шейно-воротниковой зоны

Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад

Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы

Упражнение разминка артикуляционного аппарата

Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.

После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.

Conclusion

Obviously, I have Naim goggles on and I just want these speakers forever, in white, orange or just about any colour going spare.  It is hard for me to think how much better this setup could be, I guess a Naim XPS managing the power to the NAC will add further but this really is heaven for me.  I’ve had the T+A Criterion TCD 110s and 210s speakers and they were stunning driven by the T+A HV series.  The HV electronics are simply top drawer.  I have also experienced the Avalon Transcendent speakers with the same HV electronics and they too were stunning, probably the best I have experienced domestically.  But the Sopra No 2s seem to be so accessible in size (relative to the Sopra No 3s, TCDs) and price (relatively) and I just feel the combination with the 250 DR is seamless and comfortable.  I am bound to mention my recent experience with the Moon electronics which were softer and easier to the ear and a tie up with these speakers would be interesting indeed on the same playing field.  This experience has left me wondering if I have reached the end of a journey to find my audio nirvana, with Ryan Adams ‘Live at Carnegie Hall’, I think I probably have.

My main takeaway from this experience will be the effortless delivery and clarity from this system.  It is going to be quite interesting to see how I get on with the KEFs after the Sopra No 2s go, tomorrow.

Три номера

Линейка Sopra у Focal появилась относительно недавно, став второй по старшинству во всем модельном ряду и заполнив вакуум, имевшийся между старшей линейкой Focal Utopia и линейкой Focal Electra. Признания модель Sopra №2 добилась быстро, получив приз EISA 2015-2016 в категории «High-End-акустика». Далее последовали другие награды и призы, но дело не в них, более того, на время теста лучше вообще обо всем этом забыть и подробно разобраться, что же собой представляет эта модель, в чем ее особенности, каковы звуковые и музыкальные качества.

Система во время теста, одно из возможных положений акустики. На практике стоит попробовать разные варианты расстановки, исходя из особенностей помещения

Также не стоит забывать, что Sopra №2 — первая из появившихся, но не единственная модель в линейке. Кроме нее есть Sopra №1 — двухполосные полочники и Sopra №3 — напольники, отличающиеся большим размером низкочастотных динамиков и корпуса. Наконец, в линейке есть и центральный канал, на случай, если кому-то захочется собрать на базе этой акустики многоканальную систему. По рекомендациям разработчиков Focal, если у вас помещение менее 25 квадратных метров, лучше подойдет Sopra №2, если больше — Sopra №3. По выбору усиления и компонентов акустика линейки Sopra не самая страшная нагрузка для усилителя, поэтому вариантов может быть много, в том числе и ламповых.

Design and build

Set-up

The speakers turned up a week or so before Christmas.  The packaging was substantial and huge, outdone only by the Avalon Transcendent’s packaging, which resembled the Arc of the Covenant being delivered, in a wooden framed box!  The Focal Sopra No 2 weigh in at 55kg each, they are an imposing 1.2 meters tall and over 50 cm deep.  On set-up, my Naim dude put them in their optimum position, which ended up being a quarter the way across my 4.5-meter deep room (though the room width is larger and wider) and, slightly worryingly, in front of the fireplace to the sides, not good in winter.   I could have done with another meter or so of depth I suspect but this was fine.  Practically, in the end, I have ended up sliding the speakers back on their fitted plinth back behind the fireplace hearth for everyday use and shifting them forward to their ‘mark’, screwing down the fitted spikes to contact the wooden floor on critical assessment.

Design

As with much technology, innovation tends to trickle down to the man on the high street from the highest level, the Sopra No 2 is no exception.  Like Formula 1, Focal’s learning from its flagship Utopia product range is trickling down and the Sopra No 2 benefits from this.  For example, the tweeter is made of Beryllium, it is light and is low density, stiff and has excellent damping qualities, this presents a very clear and precise sound.  The housing for the tweeter is a horn shape, emanating from behind the driver which ensures air pressure is removed from the tweeter area more efficiently, allowing the tweeter cone to recover better; this horn shape gives the signature look for the Sopra range.

The midrange driver/cone setup also benefits from trickled down technology from the Utopia range (the Diabolo).  It uses computer simulation technology that has enhanced the mid range output.  With reduced resonance due to a lighter surround the and a reduction in mass the ‘TMD’ midrange unit delivers enhanced frequency response, improving the clarity of the soundstage.

Overall the look of the Sopra range produces an angled top on the speakers which means, much to my liking, there can be no candles on top of the speakers!  A very positive point indeed.

Quality & detail

The speakers ooze quality and have lots of very nice detailing, engravings on the front and back and an understated logo on the front, the squiggle.

My review speakers are in Carrera gloss white so they are not exactly subtle in our classic ‘Farrow and Ball’, very ‘English’ front room, hence the Star Wars ‘stormtrooper’ label.  The range comes in an even less subtle Electric Orange as well as black and the like.  I have not got the grills, which I gather are magnetic and they may have eased the aesthetic impact.   I’m really appreciating the small details, especially the engravings front and back of the tweeter horn.

Review System

As I have already intimated, my review system is a fairly mid/high-end presentation (it is all relative), comprising a Naim NAP 250 DR power amplifier and the Naim NAC-N 272 preamplifier, streaming client (networked).  I have Atlas Mavros cables and interconnects and two Atlas Eos power cables to the NAP and the NAC.  My sources are mainly from the Naim Uniti Server (the old one as it is now) with a hard wired interconnect and from a Michell TecnocDec with a GyroDec platter upgrade and the power supply upgrade.  I’m using a Rega Phono stage and a Rega Exact cartridge on the Technodec.  I’m also a big fan of Tidal’s service and this is the main source of my musical distraction (and I now have a 48 song Ryan Adams Top 10 playlist!).  I also use a USB stick of 24-bit selections for my own reference.

Focal Sopra No 2 Performance

I hardly know where to start, I think I will just need to focus on what I can hear rather than going about how everything sounds amazing.  The first thing to say is that they sound great from 5-50 on the digital volume scale on the NAC (out of 100).  Beyond 50 is too much for me but the sound output is so tight up to very high volume, from Justin Timberlake (Pop) to Skrillex (EDM) to Beethoven this is an incredible, unmessy set-up.  At low volume, which I use frequently for background, reading purposes, etc. there is a bass line control that is clear, peaceful and noticeable, which obviously defeats the object of low-level volume.

Listening to the soundstage, specifically, this is the strongest image I have experienced in my time since my Avalon Transcendent experience (twice the price, driven by the T+A HV series).  Just to draw some comparison, the opening of the audio demo classic ‘Strong’ by London Grammar is simply epic and sternum grabbing.  The depth is clear and the soundstage wide.  It is wonderful.  When my Naim dude left on the setup day, I just played Radiohead’s ‘Pyramid Song’ at least five times back to back, such was my love for the song and this soundstage. Overall, there is a clarity and width to all of the music that I have not heard for a while, it is incremental but definitely there.

In respect of dynamic range and channelling, listening to Pink Floyd’s Money reveals perfect channel separation.  I have discovered Aphex Twin these last few weeks owing to the forgiveness of the Sopra No 2s and if you want to stress your system I can think of no better music to listen to.  Dynamically varied these speakers, of course in concert with the amplifier, are very happy delivering their most complex music, with their fast delivery and recovery characteristics.

Rhythm and timing wise, I always struggle to describe rhythm and timing between systems.  However, if this is about delivering a clear and precise note, beat on beat, these speakers are always ready for the next beat or phrase due surely to their precision.  So, as it seems to me, Cee Lo Green’s ‘Bright Lights, Bigger City’ bounds on effortlessly with no lag in pace, or interference from the previous note.  It is unfussy and clear, this is very impressive and is likely a function of the precise performance from the Beryllium tweeter, the horn-shaped housing, and the delightful midrange enhancement from Focal.  Knife Party’s ‘Bonfire’ is another example of the perfect rhythm and timing demonstrated by these speakers, particularly ‘at volume’.  Awesome; indeed, I would suggest that these speakers are excellent for EDM and thumping Pop music (not necessarily an endorsement Focal would like but compared to some others this is no mean feat).

Listening to the tone of these speakers, in combination with the 250 DR, there is stunning precision to most instruments.  The bass control in Damian Rice’ ‘Blowers Daughter’ is the best I’ve heard, this such a complex piece of music and it is sometimes hard for the bass to be controlled well, here it is ‘studio’ perfect.  So too with Massive Attack’s ‘Unfinished Symphony’.  The piano on Coldplay’s ‘Everything’s not Lost’ too is perfect, and I have countless notes of other tracks where the snare drum and violins and the like are pitch perfect (to my ears).

And finally, of course, there is the resolution.   It is time for the men against boys phrase.  There is such precision here it hard to describe, but it is near perfect.  Many more regular readers will know how much I listen to Ryan Adams’ ‘Carnegie Hall’ recordings and they have honestly never sounded better or clearer, or crisper than this, the detail of the foot on the pedal in ‘Sylvia Plath’, the cough in the audience at the back left of the soundstage presentation is simply the best there can be.  With the vinyl copy and the lights off,  there is a feeling of being in the moment with the audience.  Other notable recordings I have played to hear the detail in the music include Tracey Chapman’s ‘Behind the Wall’ (stunning vocal only), and James Bay’s ‘Scars’ with his precision strings, wonderful.

I am bound to say the Naim power amplifier is surely the perfect partner for these speakers.  I had a brief insight into higher end performance with a Denson power amplifier (I can’t recall the model, maybe the B-310) in a similar set-up a few years back.  This was the point when I realised that pre and power amplifiers were the way for me to radically improve my system, particularly at the lower end of the range.

Выводы

Видно и слышно, что над новинкой разработчики Focal потрудились изрядно. И результат очевидно хорош. С одной стороны — технологии, сложная конструкция, отменный дизайн и исполнение, но все это не имело бы существенного значения без соответствующего звука. Поэтому главное, что с этим все получилось хорошо: колонки играют полновесно, живо, масштабно и ненавязчиво. Если вы решите строить систему на основе Focal Sopra №2, вам придется внимательно подойти к выбору всего остального — усилителей, источников, питания, кабелей, и помещение желательно подготовить. Акустика такого класса требует уважения. Но результат стоит того.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: