Напольная акустика Oberon 5: на что сделана ставка?
Компактный размер напольников (высота 83 см и ширина 16 см) в отнюдь не означает, что они проигрывают более внушительным по габаритам конкурентам за место в озвучиваемом пространстве. Наоборот, их куда проще вписать в самые различные интерьеры. Не в последнюю очередь это возможно и благодаря предложенной разработчиками цветовой гамме акустики.
Покупателям доступны к покупке модели в четырех цветовых исполнения корпуса:
Помимо небольших размеров внешний облик модели производит эффект легкости и парения над полом. Это достигается сочетанием цоколя из алюминиевой рамы и зазором между грилем и лицевой панелью корпуса колонок.
В этом воздушном и прогрессивном корпусе из МДФ кроится пара СЧ/НЧ-динамиков диаметром 130 мм и внушительный 29-миллиметровым высокочастотный динамик с мягким куполом. Последний обеспечивает оптимизацию совместной работы динамиков в многоканальной системе. Он является стандартным и в других колонках серии Oberon.
Несмотря на визуальное знакомство ценителям продукции датского производителя, СЧ/НЧ-динамики с диффузорами из мелкозернистой целлюлозы и древесного волокна являются конструктивно новыми. Диффузоры отличает возросшая жесткость и демпфирование, а новая магнитная система с использованием SMC существенно снижает искажения звучания, что возникают от влияния вихревых токов. Оптимизированный подвес и движок новой конструкции повышают динамичность, прозрачность и детализированность звучания DALI Oberon 5. Это ощущается в сравнении с акустикой предыдущей серии даже далекими от мира Hi-Fi слушателями.
Поярчим?
Если большинство 2,5-полосных аудиосистем представляют собой конструкцию из одного твитера, одного низкочастотника и одного динамика, отыгрывающего низко- и среднечастотный диапазон, то в Opticon 5 история совсем иная: полторы полосы у них приходятся на высокочастотную область.
Там резвится гибридная схема из классического твитера с мягким куполом диаметром 28 мм и ленты размером 17х45 мм. Купольный твитер играет от 2,4 кГц и до победного конца где-то за 20 кГц, а на 14 кГц к нему присоединяется лента, способная воспроизводить частоты аж до 32 кГц.
Две с половинкой полосы в нестандартном исполнении: полторы уходят на высокие частоты
Низы и середину отыгрывает один динамик диаметром 6,5 дюймов с диффузором из хорошо знакомой бумажно-древесной массы. В этой серии уже используется фирменный материал SMC — магнитомягкий компаунд, из которого и собрана часть магнитной системы динамика. О нем подробно рассказывал @Gorbatov, побывавший у DALI в гостях — даже с графиками.
Сам излучатель выгнут ровной чашечкой, в центре нет никаких фазовыравнивающих пуль. Подвес у него резиновый, крепится к алюминиевому кольцу. В кольце, кстати, спрятаны и отверстия для штырьков защитной решетки — вполне успешно маскирующиеся под винты. До магнитной решетки Opticon еще не доросли.
Технически конфигурация СЧ/НЧ-звена не отличается от Opticon 2: динамик только один и такого же размера, но зато в напольном варианте ему отведен достаточно серьезный объем, и воздуха он гоняет заметно побольше.
Басить ему помогает фазоинвертор, настроенный на 43 Гц — причем расположен он непосредственно напротив динамика, то есть по центру задней стенки. Ближе к днищу размещены две пары клемм для подключения — так что бивайринг есть.
МДФ для корпусов нарезают на датской фабрике, там же вкручивают и динамики. В корпусе используют листы двух вариантов: для фронтальной панели потолще, аж 25 мм. В белой версии основной корпус покрыт сатиновым винилом без структуры дерева дерева, а фронтальная панель выделена глянцем, на котором серебрятся блок с твитерами и логотип, да темнеет кольцо вуфера.
У меня есть небольшие опасения насчет того, что со временем белая версия из-за разницы в типе отделки будет неравномерно желтеть — но, думаю, существующие владельцы Opticon смогут этот момент подтвердить или опровергнуть.
Одна из главных фишек акустики — гибридный модуль твитера, в котором вместе с мягким купольным динамиком резвится лента, подключающаяся с 14 кГц
Белая акустика — это все-таки красиво. В плане ухода может быть хлопотно, да и пыль на ней видна слишком уж хорошо, но мне кажется, что белые версии выглядят элегантнее черных. Особенно в случае DALI: белый собирает коричневые диффузоры, серебристые волноводы твитеров и черные кольца вокруг динамиков в единый ансамбль.
Ну и не стоит забывать, что колоночки-то небольшие, а белый цвет визуально увеличивает габариты. Может, кому-то этот момент будет важен. Но несмотря на небольшие габариты, собраны Opticon 5 ладно, крепко, передвигать их с места на место совсем не страшно — не развалятся. Чуть выходящие за габариты корпуса площадки с ножками-шипами обеспечивают узким напольникам довольно неплохую устойчивость (но один шип у тестового образца постоянно откручивался).
Как купить напольную акустику DALI Oberon 5
Заказать эти колонки, задавшие своеобразную планку качества в сегменте недорогой напольной акустики, можно в каталоге компании «Hi-Fi Design». Мы осуществим доставку оборудования силами согласованной с покупателем транспортной компании в любой регион России.
Но если у Вас есть возможность, перед покупкой мы бы рекомендовали Вам посетить наш шоу-рум на Горбушке. Предварительное прослушивание этого оборудования в сочетаниях с самой различной аппаратурой от ведущих мировых брендов поможет убедиться в правильном выборе. А также, возможно, наметить и иные кандидатуры для модернизации Вашей аудиосистемы или домашнего кинотеатра.
Также на сайте у нас есть обзор, с которым Вы можете ознакомиться:
Проектор JVC DLA-NX9: по имени «Безупречность»
В угоду тенденциям
В разговорах с коллегами и представителями брендов я часто слышала, что в последние годы идет мода на яркий, звонкий звук. Кто-то добивается такого характера за счет использования металлических твитеров, а DALI решили поставить два разных высокочастотника — и добились нужного эффекта. Самое веселье у них как раз творится в высокочастотном диапазоне и на стыке с серединой.
Важно помнить, что DALI рекомендуют параллельную установку акустики — при направленной на слушателя сцена проваливается куда-то к дальней стене, выгибаясь чашечкой, и фокусируется исключительно между колонками, практически не выкидывая всполохов звука в стороны и вверх. Параллельная же установка расправляет сцену вширь, дает ей объема и многослойности — особенно в глубину
Акустике очень нравится играть с глубиной, особенно хорошо это чувствуется в мелодиях, наполненных стереоэффектами: они роятся вокруг колонок, не сталкиваясь друг с другом, каждый на своем расстоянии от слушателя, бегают туда-сюда достаточно свободно. Музыка с Opticon 5 в принципе кажется слоеным пирогом — правда, с не очень равномерно промазанными связующим кремом слоями.
Я не знаю, как так вышло, но бас у них, по моим ощущениям, немного разрозненный: партии, стремящиеся к инфранизу и, наоборот, заседающие в мидбасовом диапазоне, очень явно отделены друг от друга, хотя их воспроизводит один динамик.
Порт фазоинвертора расположен прямо напротив СЧ/НЧ-динамика
Низы очень аккуратные, некрупные, но выпуклые и фактурные. Иногда, правда, гудят, но это в первую очередь особенность помещения, а не самой акустики. Такая довольно интеллигентная подача в низкочастотном диапазоне не очень хорошо уживается с агрессивными тяжелыми жанрами и гулкими джазово-трип-хопными историями. Тошинори Кондо звучит, конечно, психоделично и живо, но недостаточно глубоко, будто затрагивая лишь поверхностный уровень сознания.
Тяжелые жанры играют очень светло, но в многослойных мелодиях это даже на руку — если обычно за жиром и мясом бывает не слышно деталей, то в случае с Opticon 5 они становятся более заметными. В «BFG Division» из саундтрека «DOOM» намного ярче ощущались псевдодискретные фоновые завывания, да и Animals As Leaders обрели дополнительную мелодичность, хоть и в ущерб текстурности гитары Тосина Абаси.
Мясистости низам можно добавить, поиграв с расстановкой акустики и расположением места для прослушивания, экспериментируя с самой комнатой — но придется немного пожертвовать детальностью. А Opticon 5, кажется, очень любят фоновые элементы мелодий и охотнее взаимодействуют с ними, чем с вытащенным на первый план ритмом. Легкий шелест тарелок в джаз-хопе не пропадает за гулом контрабаса, а отлично вписывается в тандем с ним и с нежным фортепиано.
Скорости недостает: шуструю и мощную бочку, истеричные запилы скрипок, неизящную электронную долбежку Opticon 5 не могут отыграть четко и немного теряются. Эффекта каши не создают, но объема в этих моментах недостаточно. А вот с аккуратными струнными, не ставящими рекорды по скоростной игре, такого нет: на месте и фактура, и звонкость, и даже какой-то вес.
Стрекот в начале «Drove Through Ghosts To Get There» от 65daysofstatic обласкан акустикой в самом максимальном объеме: он увесистый, плотный, осязаемый, особенно на фоне меланхоличного пианино и ломаных сэмплов, и в исполнении DALI получился действительно гнетущим.
В белом цвете выглядят очень универсально и, пожалуй, подойдут к любому интерьеру
Даже в самую плотную музыку акустика добавляет воздуха — этот эффект очень явно почувствовался в шумной кульминации «The Day The World Went Away» Nine Inch Nails: казалось бы, момент должен задавить немелодичными волнами гула и искажений, но акустика ему этого не дает, подмешивая немного свободы. С индастриалом история похожая: Opticon 5 разделят пласты шума, добавив между ними пространства, и не позволят утонуть в крови из ушей, даже если этого очень хочется.
Габариты акустики и всего один динамик, работающий на СЧ/НЧ-диапазон, все же создают ограничения. Например, масштабную симфоническую музыку, глубоко басовитую, протяжную, наполненную инструментами, слушать скучно — колонкам недостает эпичности и грандиозности. А вот что-то аккуратно-камерное, меланхоличное, лишь изредка взрывающееся яркими моментами, вроде саундтрека «Hollow Knight», Opticon 5 воспроизводят приятно. Эта акустика — для личных историй, а не для глобального душевного подъема.
Выигрышная подача
К менее совершенным фонограммам Opticon проявляют лояльность. На альбоме Лоис Маршалл, из архива Московской консерватории, помещение, в котором проходило выступление, казалось просторнее, чем на самом деле; частотный диапазон воспринимался шире, чем позволяла техника в 1962 году; в целом запись производила впечатление более современной.
DALI по-прежнему делает ставку на динамики собственного производства
Впрочем, это самый яркий пример украшательства, которое присуще данным АС. Почти любой материал, проходящий через них, кажется чуточку лучше, чем есть на самом деле. Но делают они это достаточно тонко, не скатываясь до китча или гротеска.
Для уменьшения потерь кроссовер расположен сразу же за входными клеммами
Склонность колонок к преувеличению добавляет ощущениям от их исполнения новое измерение — образность. DALI легко переместили меня в воображаемый мир «Сталкера», стоило лишь поставить диск с саундтреками Эдуарда Артемьева. Эта кинематографичность звучания подтолкнула меня после теста пересмотреть клип Art Of Noise «Dragnet». И оказалось, что во время прослушивания трека на испытуемой системе моя фантазия рисовала более смелые повороты сюжета, чем у создателей ролика.
Стоит ли пробовать Opticon 6 с усилителем более высокого класса? Да, безусловно. Когда я подключил их к Denon PMA-2500NE, исчезли многие неточности, а склонность к преувеличению заметно убавилась. Фонограммы в формате DSD заиграли по-аналоговому гладко, а моя тестовая запись ударных из крохотного зала им. Мясковского Московской консерватории стала звучать ближе к оригиналу, без преувеличения объема помещения. Улучшилась точность позиционирования инструментов, но наибольший прирост в качестве получила не акустическая музыка, а рок и поп. Эти жанры стали доставлять особенное удовольствие за счет возросшего контроля баса, ритмичности и микродинамики. Несмотря на уменьшение образности, уже упомянутую «Dragnet» слушать было также интересно благодаря выпуклости и осязаемости всех элементов аранжировки.
Ставка на высокие частоты
Можем начать там же, где закончили — «Valkiria». Во вступлении прекрасно прописаны перкуссии, и «оптиконы» прямо-таки с удовольствием это показывают. Насыщенность, чистота и «хрусталь». Когда речь заходит о перкуссиях, которые сводил звукорежиссер, понятия не имеющий о существовании Hi-Fi — как ни странно, особого отторжения их озвучивание «оптиконами» не вызывает.
Хотя, казалось бы, твитеры должны были сокрушить слушателя, распыляя в его сторону со всей своей мощью и потенциалом одни из пренеприятнейших звуков неживой природы. Видимо, пара твитеров также не имеет особо ощутимых пиков АЧХ, что, в частности, позволяет слушателю без труда расследовать, где и в каком месте прячется та или иная тарелка барабанной установки, ловко скрываемая неумелым звукорежиссером.
Вокал, попадающий в зону действия гибридного твитера, получает крайне воздушные оттенки и легкость послезвучий, что в целом освежает звуковое полотно.
По общим же впечатлениям, высокие частоты все-таки акцентированы — то есть присутствует некая доля доминирования. И если сопоставить ВЧ со среднечастотным диапазоном, то преобладание ВЧ стремится к нулю, но не равно ему. А вот доминация ВЧ над басом сомнений не вызывает. Но рамки приличия соблюдены — и это не ощущается как «перекошенная тоналка». Так, легкий флирт.
Dali Ikon 5: люби меня тонко
Пока все разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое делоСальвадор Дали
Dali Ikon 5
Подготавливая этот тест, я не мог не зайти на сайт производителя с описанием тестируемой пары, где с удивлением обнаружил мини заголовок Love Me Slender. Помучившись некоторое время и вспомнив свои ощущения от акустики, я решил перевести фразу чуть ли не дословно. Получилось и с юмором, и по теме. Ведь именно стройность форм и явный посыл к женской аудитории характеризуют эту модель известной датской компании с именем ещё более известного испанского художника.
Вообще, некое сюрреалистическое наследие, доставшееся от именного «папы», прослеживается во всей продукции компании: это и фортепианные формы Dali Piano Noble, и ретровзгляд на звук акустики Dali Euphonia MS4, и необычный подход к производству старшей сестры тестируемой сегодня акустики Dali IKON 6.
Итак, на испытательном поле – Dali Ikon 5. Маленькая, красивая, мощная и дорогая система для… мм…, об этом в конце.
увеличить |
Сначала, как это принято, технические характеристики.
Dali Ikon 5 представляет собой 2.5 полосную напольную стереосистему, невысокого роста (80 см), с парой 5-ти дюймовых динамиков (бумажные диффузоры, армированные древесными волокнами) и фирменным гибридным модулем твитера. Последний, конечно, наиболее интересная разработка датчан. Совместить обычный купольный высокочастотник и ленточный твитер и при этом реализовать данную идею на высшем уровне непросто. Но инженерам Dali это удалось, и теперь мы можем наслаждаться ровным и мягким высокочастотным спектром любой музыкальной композиции (разработка универсальна и отлично воспроизводит даже насыщенные партитуры). Отличием же от других моделей в Ikon 5 служит меньшее подчёркивание высоких частот, впрочем, оно и правильно: колонки-то рассчитаны на небольшое помещение (до 20 кв.м.), следовательно, близкий контакт со слушателем.
Порт фазоинвертора выведен на переднюю панель, соответственно, колонки можно легко прислонить к стене, да и сам корпус, по заявлению разработчиков, сделан безрезонансным, а достигнуто это за счёт хитрых перегородок внутри корпуса из MDF с высокой плотностью. Естественно, следует упомянуть и вручную распаянные кроссоверы с высокой точностью сопряжения.
увеличить |
Dali Ikon 5 способны воспроизводить частоты от 39 Гц до 30 кГц, имеют чувствительность 90 дБ, готовы принять до 130 Вт мощности и сопротивляются с параметром, равном 6-ти Ом.
Звучит же всё это технологическое варево, надо сказать, отменно. Учитывая маленький размер (не только рост меньше метра, но и ширина колонки всего 15 см), удивляешься – весь частотный диапазон представлен полноценно, никаких компромиссов, никаких послаблений. Даже бас. Пусть от 38 Гц (в конце концов, в современном доме за самые низкие частоты отвечает сабвуфер), но настоящий. И, конечно, чистая и прозрачная середина, которую я бы назвал визитной карточкой Dali. Звонкие, но ненавязчивые высокие. Прямо сказка, скажете вы. Нет, ложку дёгтя в сладкоголосой стереопарочке я нашёл. Дело в том, что акустика эта предназначена для близкого контакта (о чём уже упоминалось выше) – стоит отойти от них хотя бы на три метра, как сразу теряется половина былого великолепия. И дело не в мощности: не скажешь, что акустика звучит тихо, – а в инженерной задумке. Нельзя сделать и нашим и вашим да за три рубля. Обеспечивая качественное распространение волны в близком поле, сложно создать ещё и нужное звуковое давление в среднем и дальнем поле. Впрочем, а надо ли?
увеличить |
Долго рассматривал я Dali Ikon 5 (не только же слушать) и понял, что эта система в первую очередь будет интересна женщинам. Даже в звуке есть некоторая пластичность и изящность, а про формы я повторяться уже и не буду. В идеале, Dali Ikon 5 хорошо бы поставить в небольшую спальню, дабы просыпаться с утра под мягкие звуки любимой музыки.
Апофеозом для написания этого материала – порой даже страшно подумать, на что приходится идти облекающим звуки в слова – стало посещение сайта одного довольно известного женского журнала, с целью сформулировать фразу для этой «таргет группы». И вот что получилось: «Эта новая акустика пользуется модой у молодых и креативных особ, предпочитающих совмещать ритмы ночных клубов и страстную задушевность». Такой близкий контакт акустики с потребителем…
вид сбоку | вид сбоку |
Вердикт
Одна тысяча долларов – приблизительная сумма, которую у вас попросят в обмен на Dali Ikon 5. За эти деньги вы получаете технически совершенное решение с красивым обликом. Кстати, собранное вручную. В Дании.
Благодарим салон «Солярис» за предоставленное оборудование
Места на сцене
При рекомендованной параллельной установке Opticon 6 обеспечивают очень широкую панораму, пожалуй, даже слишком. Вокал на треке «Morning Is Come Again» Мишеля Коломбье позиционировался в центре, но немного размыто. При повороте непосредственно на слушателя ситуация мало менялась; самого приятного звучания и почти естественного размещения исполнителей удалось достичь при частичном повороте колонок к точке прослушивания.
Частоты основного резонанса обоих твитеров лежат за пределами их рабочих диапазонов
Попутно отмечу, что благодаря равномерной диаграмме направленности данных АС, особенно на верхах, частотный баланс при изменении угла установки остается практически тем же. Поэтому при установке основные манипуляции служат формированию желаемой стереосцены, и посторонние факторы этому не мешают.
Как с передачей частотного диапазона, так и с динамикой DALI не испытывают затруднений. На самых громких и резких пиках сигнала возникает ощущение, что запас по уровню еще остался. Сразу же захотелось попробовать их с записями высокого разрешения. На альбоме Dead Can Dance «Toward The Within» в формате DSD колонки звучали полновесно и обволакивающе, сплетая вокруг слушателя сверкающую сеть из металлических струн.
Нелинейная арифметика
В характеристиках АС, данных производителем, число полос указано как 2,5+0,5. Сколько же это на самом деле? Если говорить простым и понятным языком, можно подойти формально и сказать, что их четыре, поскольку каждому из четырех имеющихся динамиков отведены различные частотные диапазоны. Просто они частично перекрываются — один низкочастотник работает до 800 Гц, а другой — до стыковки с высокочастотной секцией, которая приступает к делу с 2200 Гц. Она для DALI, можно сказать, традиционная, представляющая собой уже хорошо знакомый блок из купольного и ленточного твитеров, первый из которых обслуживает практически весь слышимый диапазон высоких частот, от упомянутых 2200 Гц до 20 кГц, а второй начинает ему помогать с 14 кГц.
Фазоинвертор Opticon 6 настраивается на частоту 42 Гц
Акустику датской компании, содержащую подобные гибридные твитеры, рекомендуется ставить параллельно друг другу, без разворота на слушателя. В моем случае оптимальная картинка была достигнута в промежуточном положении — с частичным поворотом. Иначе (с использованием рекомендованного положения) центр стереосцены становился несколько неустойчивым.
Разумеется, многое зависит от помещения, но в целом можно считать, что Opticon 6 очень неприхотливы в плане размещения. Достаточно соблюсти расстояние между АС и слушателем и подобрать их направление. Справедливости ради отмечу, что встречал у DALI еще менее требовательные к установке модели.
Слушал я DALI Opticon 6 с усилителем, подходящим по ценовой категории, Denon PMA-1600NE. В качестве источников выступали проигрыватель Moon 650D и рекордер Sony PCM-D100. Колонки подключались акустическими кабелями Atlas Equator MkII. Чуть позже в тестировании принял участие заметно более дорогой усилитель Denon PMA-2500NE. Зачем и с каким результатом, будет ясно чуть позже.
Выводы
Эта модель у DALI получилась универсальной почти во всем. Она некритична к установке и сработается практически с любым усилителем. Не подойдут Opticon 6 разве что в качестве измерительного инструмента — для любителей аналитичного подхода или в качестве мониторов. Напомню, что речь идет скорее об эмоциональной подаче: у этих АС нет каких-либо формальных неточностей, касающихся АЧХ, детальности или фокусировки. Усилитель классом повыше сможет немного усмирить их чувственность, сделать более нейтральными, а заодно — ритмичными и напористыми.
Охлаждению катушки купольного твитера способствует магнитная жидкость
Достоинства: Равномерное звуковое поле, некритичны к размещению. Увлекательная подача, превращающая звуковые образы в визуальные. Ощущение запаса по динамике гарантирует легкость прослушивания. Раскроются еще лучше с усилителем классом выше себя.
Недостатки: Необычное сочетание отделки разного типа понравится не всем. Победить их склонность к преувеличению можно только с помощью более дорогого усилителя.
Цена: 96 600 рублей