Thundercat — Uh Uh (для проверки контроля низких частот)
Калифорнийский басист Thundercat представил один из самых востребованных критиками альбомов 2017 года, в рамках которого публика услышала «Uh Uh» — краткое, но изнурительное исследование шестиструнной электробас-гитары. Он играет с такой безумной виртуозностью, что вашим динамикам негде спрятаться…
Расширение басов, скорость, тональные вариации, а также атака и затухание — все это подвергается проверке, которой так опасаются инженеры по акустике. Здесь требуется четко определенная, хорошо описанная вариация тональности и интенсивности нот. В умелых руках это замечательно атлетичная игра, но при менее умелом ходе — это просто низкочастотный беспорядок.
Состав
В составе сегодняшней линейки KEF Reference пять разнокалиберных акустических систем: две напольных колонки Reference 3 и Reference 5, полочная Reference 1, колонка центрального канала Reference Centre, а также внушительный сабвуфер Reference Sub с 1000 Вт мощностью и двумя 9-дюймовыми динамиками. Этот набор обеспечивает широкие возможности комбинирования и при желании позволяет слепить любую акустическую конфигурацию от традиционной стереопары до нескромных синефильских 7.1 или 9.2 систем.
Нынешние флагманы линейки Reference — напольные колонки KEF Reference 5. На фото они выглядят небольшими, но в реальности их высота —135 см, а масса — 62 кг.
Все модели линейки, за исключением, разумеется, сабвуфера, выполнены по трехполосной схеме — инженеры KEF настаивают на том, что именно такая конструкция оптимальна с точки зрения отношения себестоимости к качеству звука. Более простая двухполосная схема вынудила бы разработчиков жертвовать либо глубиной баса, либо ровностью звуковых характеристик на стыке между средними и высокими частотами. С другой стороны, решение с четырьмя полосами существенно усложнило бы разработку кроссоверов, не давая при этом ощутимого выигрыша с точки зрения границ частотного диапазона.
Напольная акустика KEF Reference 3 хоть и скромней по размерам, чем флагманы Reference 5, но практически такая же мощная и точная
За средний и высокий регистр в трехполосных колонках Reference отвечают точечные коаксиальные излучатели Uni-Q c 1-дюймовым вентилируемым твитером, вмонтированным в центр 5-дюймового СЧ-динамика, а за бас — солидные вуферы диаметром 6,5 дюйма. Количество вуферов варьируется от одного в компактной полочной модели до четырех в старшей напольной. Обе напольные колонки исполнены по симметричной схеме Д’Апполито, ответственной за улучшение пространственности звучания.
Работа над звуком
Узкая звуковая направленность — одна из типичных проблем, от которой страдает большинство твитеров: стоит немного отклониться от оси акустического излучения, как высокочастотная отдача снижается, звук утрачивает фокусировку и четкость. Для решения этой проблемы в твитерах Uni-Q используется специальный волновод Tangerine, рельеф которого действительно слегка напоминает мандарин в разрезе. Его необычная форма — не прихоть дизайнеров, а результат кропотливых компьютерных расчетов.
Акустика центрального канала KEF Reference 2c — ясность, детальность и глубина, как и у старшего собрата 4c, но лучшая совместимость с напольниками KEF Reference 3
Еще одним результатом компьютерного моделирования стали подвесы Z-flex, призванные минимизировать переотражения звука и максимально отшлифовать звучание колонок в верхнем регистре.
Другая специфическая проблема возникает при колебаниях твитера — находящийся под диффузором воздух сжимается и вносит искажения в звуковую картину. Чтобы избежать этого эффекта, конструкторы KEF оборудовали твитер системой вентиляции в виде узкого сквозного канала со специальным абсорбирующим составом. Эта конструкция поглощает нежелательные колебания, избавляя звук от компрессии.
Главный секрет
Сдвоенный коаксиальный ВЧ/СЧ-модуль Uni-Q — уникальное средство, впервые опробованное инженерами KEF еще 20 лет назад и с тех пор регулярно применяющееся для полного исключения любых, даже самых мелких фазовых искажений звука.
Конструкция коаксиального ВЧ/СЧ-модуля Uni-Q
Главный секрет Uni-Q и его основное отличие от коаксиальных динамиков, применяющихся другими производителями акустики — точный подбор расположения высокочастотного и среднечастотного динамиков. Они размещены не только на одной оси, но в одной плоскости — это обеспечивает им равную удаленность от ушей слушателя и исключает рассогласование звуковых волн, неизбежное при малейшем смещении одного динамика вперед или назад относительно другого.
Наследники знаменитых профессиональных мониторов LS50, полочные колонки KEF Reference 1 обеспечивают широкую сцену с идеальной локализацией, благодаря Uni-Q-драйверу
Столь ровного размещения коаксиальных драйверов конструкторам KEF удалось добиться за счет применения редкоземельных магнитов на основе сплава неодима, железа и бора, которые функционируют вдесятеро эффективней традиционных ферритовых магнитов. Именно благодаря им габариты высокочастотного динамика удалось сократить настолько, чтобы точно вмонтировать его в голосовую катушку более крупного среднечастотника.
Звук: скомканная, инфернальная и тихая музыка
Возвращаясь к впечатлениям от прослушивания, отмечу, что акустика замечательно отыгрывает эмоциональную составляющую, тихие звуки, переходы, интонации — все то, что создает атмосферу и что можно услышать на хороших записях. А также то, что нужно услышать, например, при необходимости во всех подробностях сравнить разные издания одного и того же альбома.
Смена прослушиваемых жанров — пусть будет диск Stevie Ray Vaughan And Double Trouble «Texas Flood», очень старое издание. Этот диск я купил в Риме в 1997 году. Запись, мягко говоря, не идеальна, но в цифре все вышло еще хуже. Звук несколько плоский, с основной насыщенностью в области средних частот, с плотным, немного скомканным звучанием. Но тракту хватило разрешающей способности отыграть этот спектр более-менее полновесно
В первую очередь эффект достигается за счет хорошей детальности и динамики, когда внимание больше притягивает сама музыка, а не недостатки записи
У Focal Sopra №3 только одна пара акустических клемм.
Дальше — сложнее. В качестве тестового материала к Sopra №2 была рекомендация взять в подборку запись Anorexia Nervosa «The September E.P». Просили — делаем. Разрешения хватает, чтобы воспроизвести всю ту кашу, которая записана пополам с весьма специфической музыкой откровенно инфернального жанра. Динамика тоже на уровне, нехватки я практически не почувствовал. Скорее стоит признать, что некоторая порция «каши» — особенность самой записи, которой до аудиофильских изданий очень далеко. Но слушается без затруднений. Может быть иногда, исходя из самой музыки, хотелось бы звука «позлее», но зло и жестко эта акустика играть не хочет. В сочетании с другим усилением, возможно, этого эффекта добиться можно, но стоит ли это делать, я сильно сомневаюсь.
Передняя поверхность Focal Sopra №3 — темно-серая, матовая
Еще запись — исполнение произведений Benjamin Britten с прекрасным составом музыкантов. Музыка несколько нервная, и это можно не только формально услышать, но и прочувствовать. Тембрально звучание достоверное, сцена строится очень прилично. Даже при большом желании придраться особенно не к чему. Да, стилистика звучания в любом случае присутствует, и хотя существуют разные мнения о том, какой она должна быть, с достоверностью и точностью передачи в нашем случае дела обстоят очень хорошо. Хочется анализировать не столько составляющие звука, сколько просто откинуться в кресле и послушать приятную музыку в хорошей записи. Воспринимать ли произведение как таковое или вслушиваться в отдельные инструментальные партии — как по детальности, так и по общей способности отыгрывать музыку любого уровня сложности эта акустика оказалась на уровне.
Логотип Focal внизу передней панели колонки
Переходим к «тяжелой артиллерии» — «Реквием» Верди. И хотя произведение крайне сложное для многих систем, до чего же хорошо отыгрывались и тихие звуки, и переходы к насыщенным фрагментам! Да и на самых трудных моментах «Реквиема» динамика и детальность оказывались на высоте. Иногда, возможно, в звуке появлялась какая-то угловатость и неуверенность, но тут сложно сказать, чья это проблема — тракта или записи как таковой. Зная, как может звучать это произведение, я пока что не встречал полноценной по всем параметрам его записи. Мог ли тракт отыграть лучше? Пожалуй, мог бы. Но только если рассматривать такую способность применительно к линейке акустики Focal, то брать в расчет в этом случае нужно две верхние модели в линейке Utopia. А это совсем другой разговор, и сравнение, боюсь, получится некорректным.
Общий вид системы и помещение, где проходило прослушивание Focal Sopra №3
И напоследок я решил послушать запись произведения Henrich Ignaz Franz Biber «Mysterien Sonaten». Эта музыка — музыка тихих звуков, нюансов исполнения и звучания аутентичных инструментов… Отыграть ноты в данном случае не значит ровным счетом ничего. При прослушивании все получилось очень неплохо — точно, достоверно, достаточно воздушно, с деликатностью в деталях. Иногда чуть не хватало какого-то неуловимого, почти медитативного погружения в звук, тончайших оттенков послезвучий. По остальным (и основным) составляющим — никаких нареканий.
Звучание
Chorus 816V отличаются динамичным звучанием, тональный баланс несколько сдвинут на края частотного спектра, особенно плотно подается верхний бас, так что ритм-секция в музыке любых жанров «смотрится» более чем презентабельно. Упругий бас с солидным запасом прочности и амплитуды уравновешивается на другом краю частотного спектра сочными дискантами с образцово острым звучанием хайхетов и прочей высокочастотной мишуры. Здесь есть лишь один недочет: несмотря на хорошую детальность, верх иногда звучит «ершисто».
В целом, ровный СЧ диапазон имеет небольшой акцент на нижней середине, поэтому мужской вокал или тембры фагота, виолончели, акустической гитары воспроизводятся с особой основательностью. Отменно отрабатывая звук на всевозможных динамических всплесках, ко-лонки чуть менее внимательно относятся к мелочам аранжировки и обертональной структуре звука. Сцену француженки строят эффектно, с размахом и укрупнением образов переднего плана, выпукло подаются басовые и дискантные образы, дальние слои пространства прорисовываются чуть менее точно и подробно.
Цена: 57 960 рублей.
Функциональность и отделка
Корпус акустики условно делится на несколько частей: для среднечастотного динамика отведена верхняя секция, внизу расположены низкочастотные драйвера, а между двумя секциями в виде отдельно собранной конструкции размещен бериллиевый твитер, нагруженный на задемпфированный волновод. Форма этой части корпуса, необычна: конструкция имеет переменную высоту, за счет чего задает характерный излом передней панели — динамики расположены не в одной, а в трех плоскостях, и это само по себе влияет на формирование диаграммы направленности.
Focal Sopra №3 — крупная акустика, более габаритные конструкции у Focal можно найти только в линейке Utopia
Корпуса среднечастотной и низкочастотной секций также имеют интересную конструкцию — в ее основе клееная жесткая рама-каркас из МДФ, снаружи некоторое подобие обшивки, и обшивка эта не декоративная, а скорее силовая. В целом корпус задемпфирован очень хорошо.
Мне кажется, разработчики, когда изобретали этот сложный корпус, думали не только о его функциональности, но и об эстетической стороне и о том, как использовать разные типы отделки. Если с лаком все более-менее понятно — основные варианты отделки как раз лаковые: черный, белый, красный и оранжевый, то с натуральным деревом сложнее.
Защитные грили легко снимаются — они оснащены магнитными креплениями
Такую конструкцию не получится целиком покрыть шпоном, впрочем полностью в дереве она смотрелась бы странно. Здесь и выручила наборная составная конструкция корпуса: боковые панели отделаны орехом. Смотрится интересно, хотя и консервативно. На мой вкус, лаковые отделки красивее, хотя обычно я предпочитаю дерево лаку. При этом такой тип покрытия не оказывает негативного влияния на свойства корпуса.
Основание из закаленного стекла на регулируемых опорах
Фазоинвертор, как и у младшей модели, расположен на нижней скошенной поверхности, но направлен не в пол, а в основание акустики. Это основание сделано из 19-миллиметрового закаленного тонированного черного стекла. Установка возможна или на родные шипы, или на специальные ножки, не повреждающие покрытие пола. Отмечу, что опорные ножки проходят насквозь основания и заканчиваются массивными металлическими регулировочными ручками. Это, несомненно, удобнее, чем настройка при помощи ключа, и тем более удобнее тех случаев, когда отрегулировать шип можно только с нижней поверхности основания.
Также каленым стеклом отделана и верхняя поверхность колонок. Не думаю, что это верхнее стекло существенно в конструкции, но смотрится такое решение вполне изящно.
Radiohead — The national anthem (для проверки общего баланса) (2000)
«The national anthem» группы Radiohead — это плотный, многоярусный «музыкальный» торт, с акустическими и электронными инструментами, стреляющими во всех направлениях (не говоря уже о духовом ансамбле, который, похоже, оказался не по адресу). Всё настроено до одиннадцати: от обработки вокала Тома Йорка и перегруженного звука бас-гитары до воя терменвокса на заднем плане…
Колонки должны обеспечивать идеальный баланс между организацией и атакой, между динамизмом и уравновешенностью и, что наиболее важно, между контролем и отказом во всем частотном диапазоне… Если все сделано правильно, — это просто захватывающая какофония
Особая форма
Какой должна быть форма диффузора ВЧ-динамика? В поисках точного ответа инженеры KEF потратили целый десяток лет на тщательное компьютерное моделирование его работы. Результаты оказались противоречивыми. Как выяснилось, для сохранения жесткости в условиях чудовищных перегрузок (а при воспроизведении звука частотой 20 кГц диффузору приходится испытывать нагрузки как при старте космического корабля) оптимальной является эллиптическая форма. А с точки зрения акустики идеальная форма — классическая сфера. Получается, твитер должен иметь сразу две разные формы.
Нельзя построить домашний кинотеатр без качественной акустики центрального канала, ведь на нее приходится самая большая нагрузка в кино — диалоги. KEF Reference 4c создана, чтобы воспроизвести малейшие оттенки голоса и со всей мощи ударить спецэффектом в кульминационной сцене
Из этой, казалось бы, безвыходной ситуации, конструкторы KEF все-таки нашли выход. Диффузор твитера в модуле Uni-Q представляет собой двухслойный алюминиевый сэндвич, один слой которого имеет эллиптическую, а другой — сферическую форму. Это обеспечивает ему и оптимальные акустические свойства, и максимальную жесткость. И при этом нисколько не снижает скорость его отдачи.
Bob Marley and the Wailers — Turn Your Lights Down Low (для ощущения пространства)
Бобу Марли принадлежит большая заслуга в том, что он принес регги мировой аудитории. Но настойчивое стремление Island Records к высокоглянцевому качеству звука сделало этот традиционно грубый жанр более доступным. «Turn Your Lights Down Low» прекрасно демонстрирует это: просторная запись, в которой каждый инструмент закреплен в своей области звуковой сцены… Просто космос…
Спикеры должны описывать положение каждого игрока на сцене и, что наиболее важно, пространство между ними, чтобы медленное кипение и интенсивность мелодии имели полное влияние. Не многие песни используют пространство как инструмент так эффективно, как эта
Измерения
Минимальное значение импеданса колонок зафиксировано в районе 140 Гц и на частоте настройки ФИ системы 42 Гц, в обоих случаях сопротивление равно 4,3 Ом. Максимум, равный 20 Ом, отмечен на частоте 2,4 кГц. Таким образом, «Хорусы» 816V не должны стать сложной нагрузкой для усилителя. Изломы кривой в районе 170 Гц и 1,1 кГц к заметным особенностям на АЧХ не приводят, хотя нижний резонанс четко прослеживается на индивидуальных АЧХ динамиков СЧ/НЧ звена и фронтального порта.
В диапазонах баса и верхних октав чувствительность колонок подрастает. Вплоть до 20 кГц рабочий диапазон укладывается в +/–4 дБ, нижняя граница рабочего диапазона по уровню +/–3 дБ достигает 49 Гц. Широкая диаграмма направленности позволяет слегка отворачивать колонки от прямого направления на слушателя, в некоторых случаях это будет даже полезно, выравнивая чувствительность СЧ и ВЧ диапазонов.
Build
Anyone familiar with Focal’s high-end Utopia and Electra speaker ranges will note the similarities.
There’s the company’s trademark 25mm inverted beryllium dome – one of the sweetest and most capable tweeters we’ve heard – alongside a 16.5cm ‘W’ mid/bass driver.
The mid/bass cone uses a sandwich construction with a core of specially designed foam between two sheets of glass fibre. This structure is designed to deliver the speaker cone holy grail of light weight, rigidity and good self-damping.
Focal makes the drive units in-house, so has a great deal of flexibility when it comes to fine-tuning the cone’s performance to match the intended use. This is, potentially at least, a massive advantage over its competitors.
The cabinet is one of the company’s usual hefty affairs. Great care has been taken in getting the time alignment right between the drivers, which bodes well for the focus and integration of the sound. So far so very Focal.
MORE: How to build the perfect speaker
Look beyond the rather predictable headline tech details and you’ll find there are also plenty of new things to consider.
That inverted dome may look familiar but Focal’s engineers have had a determined go at improving performance by dealing with the compression effects of the air behind it.
The rear-firing sound is now fed into a damped chamber before exiting to the outside world through a flared horn. This is what the grille at the back of the Sopra No.1s covers.
Such a design not only reduces dynamic compression, but also improves treble purity. The whole tweeter module is made of injection-moulded polyurethane – a material chosen for its excellent self-damping qualities and ability to form complex shapes.
The mid/bass driver hasn’t been left alone either. Its motor system has been redesigned to reduce distortion and plenty of work has been done to the surround to help the driver deliver more accurate results.
MORE: Best hi-fi speakers 2016
Design
The Sopra No.1’s cabinet does a passable impression of a granite boulder. At 19kg, it’s heavy – and that figure pretty much doubles when you add the stands.
The general level of finish is as good as you’d expect at this price, though we noticed some minor paint flaws around the bolt holes in the speaker’s base on our review sample.
There’s a choice of five finishes: one wood option – walnut – and four lacquered paint finishes (white, black, red and orange).
These Focals deserve top class partnering kit, so we use the Naim NDS/555PS streamer and the Clearaudio Innovation Wood turntable as sources.
The Gamut D3i/D200i pre/power combination delivers the grunt, with Naim’s NAC-N272/250DR providing back up.
Our phono stage is Cyrus’s Phono Signature powered by the PSX-R2 outboard supply. Chord Company and Naim provide all the cables.
Конструкция
Компания Focal-JMLab, вторая часть названия которой расшифровывается как Jacques Mahul Laboratories, является одним из самых авторитетных производителей динамиков и акустических систем Франции. Свой путь фирма начинала в конце семидесятых прошлого века, когда ее основатель Жак Мауль ушел из фирмы Audax с твердым намерением сделать собственный бизнес. Для начала он воплотил в жизнь ряд наработок по изготовлению динамиков под маркой Focal, затем стал делать акустические системы с лейблом JMLab.
Серия Chorus 800V относится к числу линеек начального уровня компании. Особенность линейки — оригинальный дизайн, на любой витрине громкоговорители выделятся среди конкурентов от других производителей. Чтобы придать «Хорусам» узнаваемый облик, разработчики воспользовались услугами известной дизайнерской студии «Pineau at Le Porcher», специалисты которой использовали в «Хорусах» модный V-дизайн.
Символ V угадывается в форме грилей и других элементах конструкции колонок. Для того чтобы еще больше подчеркнуть индивидуальность новых громкоговорителей, боковины их кабинетов отделываются под мока или эбеновое дерево, остальная поверхность покрывается черным акриловым стеклом
Верхняя часть фасада привлекает внимание алюминиевым волноводом твитера, защищенного металлической сеткой
Корпус Chorus 816V делается из листов MDF толщиной от 20 до 25 мм, причем внутренние стенки кабинета специально сделаны непараллельными для устранения стоячих волн во внутреннем объеме. Для повышения отдачи на нижних частотах французы применили двойной порт PowerFlow.
Порт на лицевой панели громкоговорителя должен улучшить субъективное восприятие плотности баса, второй порт, встроенный в днище кабинета, дает басу большую глубину. Расстояние от нижнего порта до «пола» фиксируется алюминиевой подставкой со спе-циальным рассеивателем.
Кросовер Chorus 816V выполнен в 2,5-полосной конфигурации. Диапазон частот свыше 3 кГц озвучивает новый твитер TNV. Как и его предшественник TNC из предыдущих версий «Хорусов», новый твитер оснащен инвертированным 25-мм куполом из сплава алюминия и магния, но имеет улучшенный мотор с неодимовыми магнитами и новую систему охлаждения, в которой разра-ботчики отказались от применения ферромагнитной жидкости, считая, что она плохо влияет на скорость отклика излучателя.
Динамики СЧ/НЧ звена имеют диаметр 165 мм и комплектуются мембранами из композитного материала Polyglass, разработанного французами более 10 лет назад для замены качественных, но очень дорогих W-мембран, применявшихся в референсных громкоговорителях JMLab.
Polyglass производится на основе целлюлозных конусов с пропиткой, покрываемых затем тон-ким слоем силикатных микрочастиц. Мидвуфер модели 816V работает от низов до 3 кГц, басовик озвучивает частоты до 300 Гц. В отличие от СЧ/НЧ излучателя, оборудованного центральной фазовыравнивающей пулей, басовик оснащен широкой пылезащитной чашкой, повышающей жесткость мембраны.
Музыкальный материал
1.Anorexia Nervosa — The September E.P. / Listenable Records POSH075
2.Britten — Violin Concerto, Symphony for Cello and Orchestra — Mark Lubotsky, Mstislav Rostropovich, English Chamber Orchestra, Benjamin Britten / Decca/Universal UCCD-3625
3.Henrich Ignaz Franz Biber — Mysterien Sonaten — Alice Pierot, Les Velleurs de Nut / Alpha 038
4.Masaru Imada and George Mraz — Alone Together / Three Blind Mice TBM XR 5003
5.Stevie Ray Vaughan And Double Trouble — Texas Flood / Epic EPC 4609512
6.The Album Leaf — In a Safe Place / SubPop SPCD 640
7.The Modern Jazz Quartet Plays No Sun in Venice / Atlantic WPCR-25123
8.Verdi — Requiem — Renata Scotto, Agnes Baltsa, Veriano Lucetti, Evgeny Nesterenko, Ambrosian Chorus, Philharmonia Orchestra, Riccardo Muti / EMI 7243 5 86239 25
Начало
KEF Reference — линейка не только с солидным именем, но и с почтенным возрастом, а также необычной историей. Она появилась на свет сорок лет назад от союза между Hi-Fi-звуком и компьютерными технологиями. Все началось на рубеже 70-х, когда KEF закупила несколько мощных компьютеров Hewlett-Packard для расчетов различных деталей акустических систем.
Слева акустика KEF Reference 104aB — она в 1976-м сменила первую «референсную» 104. В ней инженеры KEF впервые применили «акустический фильтр Баттерворта» (acoustic Butterworth, — aB), т.е. реализовали разделение частот не только в кроссовере, но и за счет самой конструкции колонки. Фото сделано в музее KEF (г. Мейдстоун).
Это был первый серьезный опыт внедрения вычислительной техники в Hi-Fi-индустрию. Тогда этот шаг показался многим расточительной причудой: во времена, когда вес типичного компьютера измерялся тоннами, а ценник не уступал лимузину, покупка и впрямь выглядела эксцентричной.
Скептики умолкли в 1973-м с появлением на рынке KEF Reference 104. Это была не просто дебютная модель в линейке Reference, но и первая на рынке акустическая система, практически целиком просчитанная на компьютере. Колонка получила массу лестных отзывов и быстро завоевала культовый статус не только в Британии, но и за ее пределами. Тогда даже самые стойкие Hi-Fi-консерваторы убедились: компьютерные технологии достойны серьезных инвестиций. А линейка Reference стала для KEF визитной карточкой.
George Gershwin — Rhapsody in Blue (для проверки диапазона)
Способность переключаться от «очень тихого» к «действительно очень громкому», будь то голос, отдельный инструмент или большой симфонический оркестр в режиме полной атаки, — является важным «талантом» громкоговорителя. И не так много музыкальных произведений, столь же полезных для демонстрации динамической мощи оркестра, как «Голубая рапсодия» Гершвина!
В течение первых двух минут он переключается с жалобного пианино на перегрузку струнных / медных духовых инструментов / перкуссии и обратно несколько раз… И каждый раз ваши колонки должны переключаться мгновенно и без чрезмерного напряжения. Это не так элементарно, как может показаться…
Sound
These standmount speakers aren’t unduly fussy about positioning. We end up with them out into the room with a slight angle towards the listening position.
Tonality is nicely balanced in this position. No speaker that stands 43cm high is ever going to deliver oodles of deep bass, but the Sopra No.1s compensate with an impressive level of agility and precision at low frequencies.
We’re big fans of the sound of Focal’s beryllium dome, and here it performs better than ever, thanks to the work done on handling the backward radiation. Highs sound open and refined but still have enough in the way of bite to convince.
There’s an astonishing amount of detail on offer, and we’re impressed with the way these speakers render harmonically rich instruments such as cymbals.
The sound is delivered with believable presence and crisp edges without sounding the least bit harsh.
MORE: Best speaker deals — hi-fi, Bluetooth, wireless
Listen to from The Unthanks and everything clicks into place. The speaker’s midrange is spellbinding. It’s subtle, articulate and massively informative.
The group’s vocals are handled superbly with nuances delivered with considerable skill. We’re impressed by the natural presentation and the way the Sopra 1’s keep the instrumental backdrop organised and cohesive.
Moving on to Dvorak’s shows off the Focal’s expansive stereo imaging and their ability to layer a sound stage with precision. It’s a fluid presentation, one that’s informative and entertaining in equal proportions.
Dynamics are good, with the Sopras delivering low-level shifts with conviction.
MORE: The best stereo speakers of the 21st century
Like every speaker of this size, larger scale crescendos lack a bit of authority and reach, but you’ll need to move onto bigger, floorstanding models to get a notable improvement here.
Play something like Kendrick Lamar’s and the Focal speakers don’t sound quite so comfortable. The sound is a little polite, lacking the punch and attack to draw us into the music. Rhythmically things are decent, but not quite able to latch onto this hard-charging tune with the grip it deserves.
There’s no questioning the Sopra’s refinement, though – they refuse to overstate the recording’s coarse nature – nor their ability to unravel the complex production without sounding unduly clinical.
MORE: 10 of the world’s most expensive speakers
Выводы
Исключительная акустика. Да, более сложная и капризная, на мой взгляд, чем Sopra №2. Она, как тонкий инструмент, заслуживает деликатнейшей настройки. Зато потом, подобно хорошо настроенному музыкальному инструменту, она зазвучит в полную силу, с лихвой окупив все силы, потраченные на подбор условий и компонентов тракта. Незначительные шероховатости на некоторых записях классической музыки акустике легко простить: во-первых, потому что в данном конкретном случае я не на все сто уверен в усилении, во-вторых, за жанровую универсальность. И в третьих — за выдающиеся способности не просто звучать, а отыгрывать музыку во всей полноте
Пожалуй, по этой (крайне важной) составляющей Sopra №3 могла бы легко посоперничать со многими более дорогими акустическими системами