Сборка
Что за технология? Ну, для начала есть твитер Air Motion Transformer. Хотя есть несколько динамиков с аналогичной ценой, в которых используется такой блок, это тип конструкции, который чаще встречается по гораздо более высоким ценам.
AMT работает за счет того, что легкая гофрированная диафрагма проходит по его поверхности. рядом аккуратно размещенных магнитов. Складки сжимаются или расширяются в соответствии с музыкальным сигналом, сжимая воздух между ними, создавая звуковую волну. Утверждается, что звук от этого типа устройства быстрый из-за световой диафрагмы и точный благодаря всей обрабатываемой поверхности.
AMT размером 55 x 80 мм передается другому необычному приводу. блок, купольный среднечастотник, на относительно высокой частоте 4,7 кГц. Немногие динамики используют купольные средние частоты из-за стоимости и сложности разработки, но тот, который используется в 4.4, имеет 50-миллиметровый мягкий купол, покрытый демпфирующим составом для контроля резонансов. За куполом также есть камера особой формы, которая рассеивает и поглощает звук, исходящий от диафрагмы, таким образом уменьшая искажения и улучшая детализацию.
Этот купольный среднечастотный блок имеет широкий частотный диапазон от 800 Гц до 5 кГц. Этот отклик вместе с мощной моторной системой помогает ему интегрироваться с твитером AMT, а также с басовыми динамиками из двойного плетеного кевлара, которые расположены под ним на передней панели. Точка кроссовера между среднечастотными и низкочастотными динамиками составляет 1,2 кГц.
Если вы думаете, что любой динамик высотой 106 см с двумя 15-сантиметровыми низкочастотными динамиками должен обеспечивать достаточную передачу низких частот, вы Было бы правильно.
Выходу этих двух низкочастотных динамиков способствует расположение портов, обращенных вниз, где низкочастотный звук выходит через зазор между основанием корпуса динамика и полом плинтус. Это метод, который Wharfedale усовершенствовал в последние годы и, как утверждается, позволяет лучше согласовать акустический выход порта с помещением.
О мощности и не только
По электрическим характеристикам разница между АЕ109 и АЕ309 не особенно велика, но есть один нюанс, чисто психологический. Бюджетным AE109 так и хочется предложить усилитель сопоставимой с ними стоимости, и с почти 100% вероятностью он окажется недостаточно мощным. Если читали тест 109-х, возможно, помните, что для работы на высокой громкости они требуют много мощности, и того же Creek Evolution 50A оказалось недостаточно. Система со старшими колонками AE309 сразу была укомплектована усилителем Creek Evolution 100A, ведь акустика 300-й серии стоит дороже и логично подключить к ней компоненты более высокого класса. Могу сказать, что в данном случае система сложилась. Усилитель подошел по мощности и вполне справился с задачей, хотя уровень громкости большую часть времени находился на отметке 70-80%.
Компоненты имеет смысл выбрать максимально качественные, возможно, даже более дорогие, чем сама акустика
С выбором источника никаких сомнений не было — это место занял Creek Evolution 100CD, подключенный к усилителю балансным кабелем Black Rhodium Symphony. Отмечу один специфический момент: Creek Evolution 100A подключили в режиме усилителя мощности, в обход его собственного предварительного усилителя, а уровень громкости регулировался на проигрывателе. Этот вариант рекомендует сам производитель электроники, и он оказался предпочтительнее с точки зрения качества звучания.
Evolution 100A в системе был подключен к регулируемым выходам проигрывателя в режиме усилителя мощности
Расположили акустику классическим способом, строго по аудиофильской методичке: равносторонний треугольник с длиной стороны порядка 2-2,5 метра, ось излучения направлена на слушателя. При этом практика показала, что фирменные твитеры дают специфическую диаграмму направленности. С одной стороны, есть некая точка или даже небольшая зона идеального фокуса, в котором звуковая картина становится сфокусированной и трехмерной, а высокие звучат чуть громче и острее. С другой — смещение на значительное расстояние в любом направлении дало эффект перемещения по зрительному залу без потери фокусировки и принципиального нарушения тонального баланса. Сцена остается вполне натуральной, даже если сидеть напротив одной из колонок.
Акустика имеет только одну пару клемм, поэтому схитрить с биампингом не выйдет
Среди специфических особенностей необходимо заметить, что по-настоящему интересно AE309 начинают играть на средней и высокой громкости. Если же сделать тише, теряется детальность, звук становится слишком спокойным, ровным и ненавязчивым, так что сложно оценить реальный потенциал акустики. Верхнего предела громкости мне достичь не удалось. Рабочий диапазон хоть и был почти «под потолок», остававшихся 20-30% громкости хватало, чтобы сделать уровень звукового давления невыносимым. При этом каких-либо очевидных искажений и перегрузок даже в такие моменты я не услышал.
Выбираем
Выбранный ценовой уровень условно можно считать стартовым для напольных колонок, которые могут претендовать на место в ложе с манящим названием “верхний Hi-Fi”. Здесь уже производителю вполне можно достичь достойного звучания без оглядки на ценник, и ощутимую свободу от конструктивных компромиссов, свойственных бюджетной акустике. Сегодня для сравнительного теста напольных колонок мы подобрали довольно интересную группу участников с различными техническими “фишками” в конструкции. К примеру, коаксиальные драйверы и ленточные твитеры раньше применялись преимущественно в топовых моделях акустики, а сейчас благодаря отработанной технологии и снижению себестоимости производства такие головки стали доступнее и применяются в моделях среднего ценового диапазона. Двое из претендентов – Wharfedale Reva-3 и Tannoy Revolution XT 6F – выполнены в 2,5 полосной концепции, а третий участник – DALI Opticon 6 – оснащен фирменным комбинированным высокочастотным модулем, за счет которого реализована концепция 2,5 + 0,5 полосы.
Совместимость
Это довольно большие колонки, которые лучше всего звучат вдали от задней и боковых стен в нашей тестовой комнате среднего размера. Поместите динамики слишком близко к любой границе комнаты, и тогда мощные низкие частоты начнут доминировать.
Однако сделайте это правильно и добавьте в уравнение достаточно талантливую электронику, и вы обнаружите, что Evo 4.4 являются превосходными динамиками за такие деньги. Мы думаем, что что-то вроде CD-плеера Cyrus CDi в сочетании с Elex-R от Rega было бы хорошей отправной точкой для системы.
Evo 4.4 имеет номинальное сопротивление 4 Ом, но оно едва опускается ниже эта точка должна быть минимальной, поэтому для усилителя не должно быть особенно жестких динамиков. Это означает, что решающим фактором будет абсолютное качество усилителя, а не его явное ворчание.
Дорогие технологии
Корпус напольников Reva-4 (это старшая модель в линейке) выполнен из специального МДФ с ламинирующим слоем, призванным погасить собственные резонансы материала, а также исключить окраску звука на средних частотах. Кроме того, корпус разделен внутри глухой перегородкой между НЧ- и СЧ/ВЧ-секциями и может похвастать многочисленными внутренними распорками и изрядным количеством звукопоглотителя внутри.
Серия Reva создана с учетом современных требований дизайна. Помимо белого и черного лака, предлагается отделка натуральным шпоном с рояльным лаком или без него
Акустическое оформление фазоинверторное, но увидеть оба порта так просто не получится — придется разобрать акустику, точнее говоря, снять нижний подиум. Производитель называет это «слотовой нагрузкой» фазоинверторов, когда привычного вида трубы, расположенные на дне основной части корпуса, излучают не в открытое пространство, а в узкий зазор между дном акустики и подиумом. Таким образом удается избежать турбулентности и призвуков. Вдобавок и бас распространяется в помещении равномернее, и акустика становится менее чувствительной к месту расположения в комнате.
И с грилями, и без акустика выглядит эстетично, все крепежные детали скрыты от глаз
С подобным оформлением я сталкивался неоднократно, тестировав не только Wharfedale, но и другую, аналогичную по конструкции акустику. Результат был неизменно хорош: бас присутствовал в комнате, он не локализовался, не было слышимых артефактов, характерных для фазоинверторного исполнения. Но присутствовал и недостаток. Обычные «фазики» можно было бы заткнуть для уменьшения количества баса, а тут уже ничего не сделаешь.
Подиум с регулируемыми опорами лишь немного выходит за пределы основных габаритов корпуса
Как нам всем известно, один из ключевых моментов в процессе создания акустики — подбор излучателей. Компания Wharfedale входит в большой холдинг IAG, объединяющий несколько акустических брендов, поэтому производство динамиков там налажено настолько хорошо, что инженеры могут позволить модифицировать их индивидуально под конкретную модель. А это достаточно существенное преимущество, поскольку не нужно идти на компромиссы, согласовывая характеристики динамиков друг с другом и со спецификой выбранного акустического оформления.
Слегка проваленный вглубь фланец твитера образует рупор раскрытый под широким углом
Верхние частоты воспроизводит 25-мм тканевый твитер, оформленный в широко развернутом рупоре. В нем стоит неодимовый магнит и радиатор, который отводит тепло от магнитной системы, тем самым снижая уровень искажений.
Средне- и низкочастотники имеют разный диаметр, но оба оснащены коническим диффузором, изготовленным из стекловолокна, а точнее говоря — стеклоткани. Выбор материала обусловлен характеристиками внутреннего демпфирования. Такой конус практически не имеет собственных резонансов в рабочем диапазоне частот, а значит, не окрашивает звучание.
Плетеный диффузор из стекловолокна закреплен на классическом резиновом подвесе полукруглого сечения
В центре динамиков на керне магнитной системы установлено фазовыравнивающее тело сложной формы. Магниты у СЧ- и НЧ-драйверов — кольцевые ферритовые, позади основного находится еще один кольцевой противомагнит меньшего размера.
Согласование динамиков обеспечит кроссовер, спроектированный на компьютере по схеме Линквица-Райли. После компьютерного моделирования были, конечно же, многочисленные слуховые тесты, которые делают все без исключения производители. Физически фильтры реализованы в виде двух плат, расположенных в разных отсеках корпуса.
Удобство расположения клемм можно оценить при подключении зачищенного кабеля или наконечников типа «лопатка»
Помимо чисто технологических преимуществ, акустика Reva имеет вполне видимый плюс — отделку семью слоями полированного рояльного лака или полированным шпоном. На выгнутых боках лаковое покрытие смотрится особенно хорошо. Также стоит отметить фирменные клеммы подключения, расположены в форме буквы «V». Это не только красиво, но еще и удобно при подключении кабелей.
Из не вошедшего
История серии Reva началась в тот же момент, когда стартовала разработка серии Diamond 200 («Diamond» пер. с англ. — бриллианты, алмазы). Строго говоря, основной набор технологий и решений, реализованных в серии Reva, предназначался для Diamond 200, но далеко не все были использованы в итоговой версии из-за ограниченных ценовых рамок.
Ни для кого не секрет, что «бриллианты» от Wharfedale всегда ценились именно сочетанием цены/качества, и даже если бы компания повысила цену обосновано, это бы изменило позиционирование на рынке, а значит — смысл существования этой модели. Reva — модель более дорогая, поэтому разработчики получили возможность реализовать в ней все, что было отложено на потом во время создания Diamond 200. Да и с дизайном можно было уже вести себя не столь сдержано.
Без гротеска
Акустика отлично справляется с воспроизведением разных музыкальных жанров: и рок, и оркестровая классика звучат на ней весьма убедительно. Играет она натурально, чисто и открыто. Каким-то непостижимым образом колонкам удается воспроизвести тончайшие микродинамические нюансы записи, при этом не перегружая сознание слушателя, чтобы тот воспринимал музыку, а не пытался анализировать услышанное.
Корпуса колонок покоятся на опорных плитах с регулируемыми шипами. C одной стороны, колонки не приукрашивают звук, а с другой — их нельзя назвать мониторными. Колонки не навязывают ничего от себя, играют удивительно точно и комфортно, демонстрируют ясность и прозрачность. Как и в дизайне, в их звучании отсутствует гротеск.
Несмотря на относительно скромные габариты, Penaudio Legato воспроизводят телесный и фундаментальный звук, который ожидаешь услышать от акустических систем куда большего размера. Даже при увеличении громкости они не теряют своего самообладания. Лишь однажды, при воспроизведении записи симфонического оркестра на высоком уровне, я испытал за них некоторое беспокойство. Уж очень они старались и, как мне показалось, приближались к пределу своих возможностей. Во всяком случае, знаменитый пушечный выстрел из увертюры Чайковского «1812 год» я бы не рискнул на них воспроизвести. Однако даже здесь я не услышал признаков перегрузки — явления, которое встречается довольно часто в случае с маленьким колонками, претендующими на взрослый саунд.
Акустический терминал оборудован парой универсальных клемм WBT, покрытых платиной. Текстильный купол подробнейше отыгрывает высокочастотный регистр, не привнося в звучание излишнюю яркость и пронзительность. Безусловно, это свойство оценят люди, знакомые с чувством усталости, возникающей от чрезмерно яркого и контрастного звука.
Слушаем
Фирменный почерк акустики Wharfedale узнаешь сразу после начала прослушивания Wharfedale Reva-3. Характерная тембральная верность и точность передачи высокочастотного спектра позволяют колонкам очень натурально воспроизводить акустические инструменты, в особенности удачно воспринимается трактовка акустических струнных. Легкая отстраненность подачи ВЧ, отмеченная при прослушивании полочных Wharfedale Reva-2, здесь сохранена. Достаточно уверенно колонки передают масштабные музыкальные полотна – ни с динамикой, ни с формированием крупных форм у Wharfedale Reva-3 проблем нет. С глубиной баса по понятным причинам здесь лучше, чем у младшей модели, однако, басовитыми эту модель все же не назовешь. В очередной раз отметим прекрасную согласованность работы излучателей – обнаружить на слух границы раздела зон ответственности динамиков решительно невозможно.
Характер подачи шотландской акустики тоже моментально узнаваем. Всеми фамильными чертами Tannoy Revolution XT 6F наделены в полной мере. Комфортность и мягкость подачи, очень интеллигентная, и при этом эмоциональная трактовка джаза, блюза и камерных коллективов сочетается здесь со способностью построить масштабную сцену с очень точным позиционированием виртуальных источников звука. Бас динамичен и быстр, причем колонки не пасуют даже в самом низу рабочего диапазона – ни гула, ни бубнения выявлено не было. Нейтральный тональный баланс самым благотворным образом сказывается на воспроизведении акустических инструментов, но в ритмичных рок-композициях кому-то может не хватить “мяса”.
В звучании DALI Opticon 6 сразу заметен вклад ленточного излучателя. Наполненное мельчайшими деталями, воздушное и искристое звуковое полотно могут формировать лишь “электростаты” и “лента”. Несмотря на наличие фактически двух твитеров, никакого акцента в высокочастотном спектре не наблюдается. ВЧ подаются очень деликатно и, что называется, “в меру”. Колонки формируют трехмерную масштабную сцену с широкой зоной стереоэффекта – даже несколько слушателей смогут разместиться достаточно свободно, получив перед собой правильную музыкальную сцену. Стоит отметить очень четкую локализацию инструментов и вокалистов в пространстве. Причем, это относится не только к высокочастотному спектру, но и к инструментам, которые звучат гораздо ниже. Вообще, басовая подача DALI Opticon 6 заслуживает самых лестных эпитетов. Бас здесь сочный, густой, но, в то же время, упругий и быстрый. Ритмичные рок-композиции акустика отыгрывает настолько задорно, что усидеть на месте очень сложно. Сложные симфонические произведения в исполнении БСО передаются с должной динамикой и масштабом.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: точный тональный баланс, детальные и натуральные тембры, объемная и хорошо прорисованная сцена.
НЕДОСТАТКИ: субъективно чуть смягченные края звукового спектра.
ВЫВОДЫ: разработчики Wharfedale, очевидно, проделали хорошую работу, и новые АС Diamond стали достойным продолжением этой уважаемой линейки. У Diamond 9.6, на наш взгляд, есть все данные для того, чтобы понравиться меломану. В них сочетаются современный дизайн, музыкальность тембров и неплохая динамика. Они свободно играют произведения любых музыкальных жанров. Отменное качество стерео панорамы позволит колонкам с успехом работать в многоканальных системах ДТ.
Подключаем
В очередной раз тестирование проводилось в гостеприимном салоне AV Comfort Юг на Пражской. Тестовая система претерпела изменения – если источник остался тот же – сетевой аудиопроигрыватель Musical Fidelity M1 CLiC, то интегральный усилитель сегодня гибридный Magnat MA 1000, сочетающий теплоту ламп в предварительных каскадах усиления с мощью выходных каскадов на дискретных комплементарных парах транзисторов производства компании Toshiba.
Акустические системы устанавливались достаточно далеко от стен таким образом, чтобы образовать со слушателями равносторонний треугольник. Колонки Wharfedale Reva-3 и Tannoy Revolution XT 6F мы немного развернули в сторону слушателей, а DALI Opticon 6 ставились параллельно друг другу в соответствии с рекомендациями производителя, вызванными особенностями диаграммы направленности гибридного высокочастотного модуля. Несмотря на то, что все участники теста оснащены двумя парами акустических терминалов и допускают двухкабельное подключение, в процессе теста эта возможность не использовалась. И помним о необходимости предварительного прогрева акустики – для выхода динамиков на базовые звуковые характеристики требуется в среднем около 100 часов работы.
Напарники
Относительно невысокая чувствительность Penaudio Legato Signature (всего 85 децибел) предполагает использование мощного усилителя и других элементов тракта, способных в должной мере раскрыть заложенный в них потенциал. Я прослушивал акустику на следующей системе: проигрыватель компакт-дисков T+A CD1260R, предварительный усилитель Plinius Kaitaki и усилитель мощности Plinius Kiokio (310 Вт на канал при 8 Ом). От источника к преду шел небалансный кабель Nord Ost Red Dawn, от преда к мощнику — балансный Abbey Road Studio Connection, сами же колонки были подключены двухметровыми кабелями Abbey Road Moving Air.
Трубы фазоинвертеров Penaudio традиционно делает из алюминия. Колонки располагались в значительном удалении от стены (на расстоянии примерно двух метров друг от друга) и приблизительно в трех метрах от слушателя. Оси акустических систем пересекались в точке прослушивания.
На этот раз в качестве музыкального материала, помимо сложившейся тестовой подборки, я решил воспользоваться взятым по случаю компакт-диском «Favourite Things» в исполнении блистательной Конни Фишер (Connie Fisher). Ну, что поделать, нравится она мне.
Звук
Неудивительно, что относительно большие динамики воспроизводят масштабный звук с большим авторитетом. Мы слушаем New World Symphony Дворжака и впечатлены динамичным охватом Wharfedale и способностью хладнокровно справляться с массой инструментов. Они звучат громко с легкостью, предполагающей большой запас по месту, и остаются организованными, когда запись становится требовательной.
Прозрачность и тонкость, которые демонстрируют эти Wharfedales, гораздо менее ожидаемы. Есть реальное ощущение, что эти ораторы глубоко копаются в записи и честно представляют эту информацию. Они хорошо отслеживают всю огибающую ноты, четко определяя передние и задние края, но при этом не звучат излишне травленым.
Соперники, такие как превосходные Fyne Audio F501, звучат более вперед и, возможно, более захватывающе из-за этого, но при более длительном прослушивании более простая презентация Evo 4.4 выглядит более естественной и убедительной. Такой звук привлекает в течение длительного времени, а не во время короткого прослушивания у дилера.
Комбинация ВЧ-динамик AMT и куполообразный среднечастотный динамик обеспечивают большую разрешающую способность и прозрачность. Эти динамики звучат впечатляюще артикулированно на этих частотах и блестяще воспроизводят музыку с вокалом, такую как Mount The Air из The Unthanks. В голосах есть нюансы и структура, которые помогают действительно хорошо передавать эмоции.
Связать все вместе — это прекрасное чувство времени, которое приводит к устойчивым ритмам и способности представить массу инструментов как связную и музыкальное целое. Чем дольше мы слушаем, тем меньше мы анализируем звук и тем больше просто наслаждаемся результатами..
Утонченная тональная подача Wharfedale хорошо оценена, хорошо перебирая тонкую грань между атакой и плавностью. Во время наших обзорных сессий мы слушаем всех, от Боба Марли и Брюса Спрингстина до Кармина Бурана Орфа, и никогда не чувствуем, что эти Evos диктуют наш выбор.
Корпоративный стиль
Своим звучанием акустика Wharfedale Reva-4 напомнила мне первое знакомство с колонками данной марки. Тогда это были двухполосные напольники Wharfedale Diamond 9.4 с кевларовым СЧ/НЧ-динамиком, а запомнились они своей способностью превосходно играть рок-музыку. Энергичное, плотное, чуть затемненное и умеренно басовитое звучание Wharfedale за 10 лет никуда не делось. Саунд новых Reva-4 настолько же крепко сбит и настолько же ладно скроен.
Тканевый твитер имеет специальное демпфирующее покрытие на поверхности, возможно поэтому верхние играют столь чисто и мягко
Верхние звучат чуть смягченно, но при этом воспринимаются очень естественно
Даже самые назойливые скрипки и тарелки не режут слух и не оттягивают на себя внимание. Однако нельзя сказать о дефиците или недостаточной прозрачности верхних
Середина хорошо детализирована, рельефна и не менее реалистична. Бас глубокий, чуть форсированный и хорошо контролируемый. В основной части АЧХ воспринимается ровной, сбалансированной. Это как раз тот случай, когда собственный характер акустики не делает звучание однобоким и узкожанровым.
Пары 150-мм низкочастотников достаточно, чтобы наполнить басом большую комнату
Хорошо играет и камерная музыка, и записи симфонических оркестров. Красиво подается джаз, вокал звучит без выраженной окрашености. Но есть у звука Wharfedale какая-то особенная честность и прямота, вынуждающая раз от раза то включить «Back in black» ACDC, то достать из закромов что-нибудь из сольников Гленна Хьюза или проверить, осилит ли Reva-4 Slipknot. И, что характерно, со всем вышеупомянутым акустика справляется весьма успешно. Кроме того, неизменно качественно воспроизводятся саундтреки фильмов: звучит реалистично, объемно и басовито даже в стереорежиме без сабвуфера.
Судя по отлично прорисованной звуковой сцене и способности акустики справляться со сложными ритмическими рисунками, с фазовой характеристикой у нее все очень даже на уровне.
«Слотовый» фазоинвертор имеет очевидные преимущества перед классическим решением
От себя замечу, что столь качественно настроенные трехполосные колонки последнее время встречаются все чаще. Раньше пара хороших многополосных АС из десяти были большой удачей, а теперь возникает ощущение, что производители нашли где-то завод по производству идеальных колонок и занимаются лишь тем, что вносят в свою продукцию минимальные изменения, соответствующие их собственному фирменному звуку.