Особая форма
Какой должна быть форма диффузора ВЧ-динамика? В поисках точного ответа инженеры KEF потратили целый десяток лет на тщательное компьютерное моделирование его работы. Результаты оказались противоречивыми. Как выяснилось, для сохранения жесткости в условиях чудовищных перегрузок (а при воспроизведении звука частотой 20 кГц диффузору приходится испытывать нагрузки как при старте космического корабля) оптимальной является эллиптическая форма. А с точки зрения акустики идеальная форма — классическая сфера. Получается, твитер должен иметь сразу две разные формы.
Нельзя построить домашний кинотеатр без качественной акустики центрального канала, ведь на нее приходится самая большая нагрузка в кино — диалоги. KEF Reference 4c создана, чтобы воспроизвести малейшие оттенки голоса и со всей мощи ударить спецэффектом в кульминационной сцене
Из этой, казалось бы, безвыходной ситуации, конструкторы KEF все-таки нашли выход. Диффузор твитера в модуле Uni-Q представляет собой двухслойный алюминиевый сэндвич, один слой которого имеет эллиптическую, а другой — сферическую форму. Это обеспечивает ему и оптимальные акустические свойства, и максимальную жесткость. И при этом нисколько не снижает скорость его отдачи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: акустическая система сделана в миниатюрном Slim дизайне с необыкновенно узкой лицевой панелью шириной всего 18 см. Естественно, в такой корпус трудно было бы втиснуть старый коаксиальный динамик Uni-Q, используемый, например, в классической модели Q5. Поэтому был разработан новый коаксиальный модуль, диаметр которого составляет всего 130 мм. В то же время фамильные черты громкоговорителей Q-серии сохранились в неизменном виде: те же плавные обводы корпуса с выпуклой пластиковой крышкой на макушке, тот же порт фазоинвертора, объединенный с Uni-Q драйвером в единую систему. В общем, новинки KEF не потеряли узнаваемого облика.
Q4 — напольные громкоговорители с 3-полосной конфигурацией динамиков. В них уменьшенный модуль Uni-Q с 19-мм твитером дополнен полноценным 130-мм НЧ динамиком. С виду легкий и хрупкий корпус на самом деле таковым не является, внутри он скреплен двумя сплошными переборками, так что низкочастотник работает в закрытом отсеке. Для устойчивости модели снабжены выступающими назад пластиковыми опорами, которые компенсируют чрезвычайно малую ширину задней панели. Колонки могут устанавливаться на шипы. Как и другие модели Q-серии, «четверки» поддерживают двухкабельное подключение Bi-Wiring/Bi-Amping. В кроссовере применяются фильтры второго и третьего порядка, построенные на качественных элементах, например, электролитических конденсаторах и индуктивностях с воздушным сердечником. Все динамики Q4 имеют магнитное экранирование, особенно полезное в комплектах ДТ, так как АС можно будет ставить в непосредственной близости от телевизора. В комплекте идут заглушки для фазоинверторных портов. Корпуса фанеруются шпоном черного ясеня, клена, темного яблока или окрашиваются в серебряный цвет.
КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ: Q4 показывают стабильную чувствительность во всем рабочем диапазоне. В силу особенностей конструкции звук колонок несколько облегчен в смысле недостатка динамичного баса. Но не претендуя на глубину нижнего регистра звука, Q4 очень уверенно держат генеральную линию верхнего баса. Середина, в традициях акустики Q-серии, отличается редкой аккуратностью и лишена неприятных акцентов. Детальность звука, словно по наследству, переходит от середины к верхним частотам, где все события происходят чинно и благородно, без какой-либо резкости. Колонки KEF умеют строить объемную и прозрачную сцену с хорошей локализацией образов. Особой похвалы заслуживает проработка сцены по азимуту — налицо все преимущества технологии Uni-Q в действии.
Тональный баланс звучания Q4 остается равномерным вплоть до большой громкости, и только там может проявляться незначительная гулкость среднего баса. Впрочем, Q4 и не предназначены для очень громкого звука. Колонки лучше всего будут чувствовать себя в небольших, уютных помещениях. Им совершенно не свойственна чрезмерная агрессия, макродинамические контрасты звука колонки чуть сглаживают. Поэтому Q4 лучше всего проявляют себя при воспроизведении камерных музыкальных форм, джаза, акустических баллад, в общем, тех жанров, где не требуется особая энергетика звука.
ЦЕНА: $699.
Только в цифре
На сайте KEF в описании колонок EGG больше всего внимания уделено цифровым возможностям. Это первые «яйца», которые получили цифровой «выход в мир». Доступно два варианта подключения: беспроводной Bluetooth и USB. В первом случае работает кодек aptX, тот самый, что дает трансляцию с потоком 352 кбит/с и частотный диапазон 10 Гц — 22 кГц. Попутно замечу для пользователей компьютеров Mac, что включить aptX в обычных настройках системы нельзя, но решение есть. Разница в звуке между стандартным синезубым SBC и aptX на этих колонках легко заметна на слух. Причем она даже больше, чем переход с MP3 на Lossseles-форматы.
Четырехпиновый разъем справа — для подсоединения второй колонки. Полагаю, что их четыре, потому что усиление раздельное двухполосное
Однако есть еще более аудиофильский способ подключения — USB. В этом случае доступна трансляция сигнала с характеристиками 24 бит/96 кГц. И вот здесь произошла одна очень любопытная вещь. Когда я поменял в настройках сигнал с обычных 44,1 или 48 кГц на 96 кГц, звук резко изменился. Поначалу показалось, будто пропали все верха. Я несколько раз переключался, пока у меня не возникла догадка.
Комбинированный разъем для аналогового/оптического подключения расположен слева и закрыт крышкой
Официально об этом нигде не написано, но мне кажется, что при переключении на 96 кГц отключается вся обработка сигнала, и пропадает тот самый приподнятый «попсовый» верх в спектре 5-8 кГц, который хорошо виден на графиках измерения hifitest.de. Другими словами, инженеры, видимо наслушавшись мнений, что драйверы Uni-Q кажутся глухими, искусственно приподняли высокие частоты. Когда же идет аудиофильский поток, звук не подвергается дополнительной обработке. Первые минуты после переключения охватывает паника (куда все пропало!), но стоит чуть привыкнуть и понимаешь — вот он Hi-Fi, настоящий, качественный звук. Ровная АЧХ, никакого звона, разве что баса мало — но об этом я уже говорил выше. Высокие не давят, и для акустики ближнего плана, стоящей на расстоянии вытянутой руки от ушей, — это скорее преимущество, чем недостаток. Находиться в таком звуковом поле комфортно. Единственное исключение — при просмотре кино я ставил меньшую частоту дискретизации (48 кГц), чтобы высоких стало больше, фильмам это необходимо.
Вид снизу
Обратите внимание, что провод от ведомой (правой) колонки можно свернуть в канал, и это удобно. Однако сам провод несъемный и длина его около полутора метров
Также отмечу, что при цифровом подключении (и 48 кГц, и 96 кГц) разница между MP3 и 24-битным хайрезом легко заметна. Ведь динамики Uni-Q еще хороши быстрым откликом — отсюда высокое разрешение и прозрачность звука. Лично я боялся, что цифровой усилитель может сгубить все преимущества Uni-Q на корню, как это произошло с системой KEF Picoforte 3 около десяти лет назад. Время прошло немало, и цифровые усилители определенно стали лучше — теперь я могу сказать это с уверенностью. В какие-то моменты прослушивания я вообще забывал о цифровой сущности колонок: казалось, что внутри обычный транзисторный усилитель, настолько гладко и аккуратно играла акустика.
Пульт ДУ сделан из металла
Помимо USB сбоку расположен аналоговый вход, комбинированный с оптикой Toslink. В комплекте даже идет оптический кабель. Такое подключение пригодится, если покупатель поставит колонки к телевизору и возьмет с него возвратный канал.
Шаг вперед
Не буду акцентировать внимание на внешних отличиях моделей, поскольку они очевидны, и я откровенно затрудняюсь сказать, какой из двух вариантов нравится мне больше. О концепции Uni-Q тоже сказано было немало, поэтому обратимся сразу к главному — отличию новой версии от предыдущей
Самое очевидное изменение: другая форма СЧ-диффузора. Он приобрел радиальные ребра жесткости и стал больше похож на модули Uni-Q других серий. Качество воспроизведения верхних частот улучшили с помощью нагрузочной трубки, расположенной позади ВЧ-диффузора и отвечающей за гашение звуковой волны, возникающей при его обратном движении. Изменение в конструкции центрирующей шайбы низкочастотного динамика дало возможность откорректировать работу драйвера на максимальной амплитуде, а диффузор и подвес пассивного излучателя модифицировали таким образом, чтобы бас получился более четким и лучше контролируемым.
Кроссовер полностью переработали — поставили новые катушки индуктивности с пониженным уровнем искажений, а также из схемы исключили проходные конденсаторы, что положительно сказалось в первую очередь на звучании НЧ секции.
Отдельное внимание хочется обратить на акустическое оформление модели Q750. Она имеет закрытый корпус, один активный басовик и два пассивных излучателя того же размера
При этом активным является средний излучатель, а над и под ним находятся два пассивных. Подобное расположение напоминает нам о перфекционизме KEF и их стремлении свести конструкцию акустики к формату точечного источника звука. Таковым является модуль Uni-Q и такого же эффекта разработчики добились в НЧ секции.
Под знаком Q
Серия Q присутствует в ассортименте KEF с 1991 года и выпущенная недавно версия — уже восьмое поколение. Получается, что в среднем на разработку каждого нового поколения уходило чуть более трех лет, хотя на самом деле развитие шло не столь линейно. Были моменты, когда изменения имели скорее косметический характер, но случались и значимые эволюционные скачки.
Тест модели Q750 я проводил сразу после мероприятия, на котором проходило сравнительное прослушивание новой и старых линеек. Благодаря этому в моем распоряжении оказалась еще и пара Q700, а также комплект электроники с парой одинаковых усилителей Primare I32, позволяющий производить сравнение звучания двух пар акустики «на лету», переключаясь между ними фактически мгновенно.
Прежде чем перейти непосредственно к сравнению, необходимо сразу определиться с позиционированием модели Q750 и серии Q в целом. С самого появления это была серия с весьма интересным сочетанием цены, технологий и качества звучания. Само обозначение Q происходит от названия модуля Uni-Q. Это была самая доступная полноформатная акустика, оснащенная фирменными коаксиальными излучателями, и таковой остается в настоящий момент.
связь
Яйца хорошо соединены, все основные элементы управления установлены в пределах легкой досягаемости на передней части правого динамика, а различные порты расположены сзади. Для проводных устройств предусмотрен комбинированный аудиоразъем 3,5 мм / оптический, но странно, что, хотя Kef включает в себя оптический кабель, стандартного аудиокабеля 3,5 мм не найдено. Это кажется немного похожим на Scrooge по этой цене, особенно если вам нужен более длинный кабель, который позволит вам поставить колонки на полку.
Однако есть и другие варианты подключения, поскольку в состав Eggs также входит аудиоразъем USB (и кабель), а также Bluetooth с AptX, так что вы можете передавать потоковую музыку с мобильных устройств, если хотите. Интересно, что Кеф также говорит, что разъем USB может обрабатывать аудиофайлы с высоким разрешением в форматах до 24 бит / 96 кГц. Аудиосцена с высоким разрешением все еще находится в зачаточном состоянии — с беспорядком конкурирующих форматов и онлайн-сервисов — но приятно знать, что эти дорогие колонки смогут заработать на этом, так как технология цифрового аудио продолжает развиваться в будущем.
Качество звука
Однако дизайн яйца не просто для демонстрации, так как Кеф говорит, что это помогает динамикам рассеивать сферический звук в комнате вокруг них. Это, безусловно, работает, так как Eggs создают экспансивный атмосферный звук, который действительно наполняет комнату широкоформатными фильмами вроде Watermark Enya.
Комбинация НЧ-динамика и твитера внутри Eggs также доставляет товары, обеспечивая отличную четкость вокала, и ему удается поддерживать эту деталь даже на более высоких уровнях громкости. Низкие частоты на удивление хороши для настольных колонок, в которых нет сабвуфера, но есть также разъем сзади, который позволит вам перейти на сабвуфер, если вам нужно большее расширение низких частот.
Наша единственная незначительная жалоба — это то, что мощность Eggs в 50 Вт не поднимет крышу для вашей следующей домашней вечеринки — хотя качество звука, несомненно, поразит ваших друзей, если они придут на ужин, прежде чем вы все отправитесь и ударите город.
Прослушивание
Я бы не назвал эту акустику универсальной. Я вообще не любитель «универсальной» акустики, хотя все производители как один уверяют, что у них-то системы играют все что угодно. Играют. Но каждая по-своему. В этом и прелесть всей этой аудиофильской возни, что ты посредством смены колонок или компонентов акцентируешь звучание системы для музыки, которая тебе больше нравится. Причем не обязательно это будет стиль, возможно, и характер или даже настроение.
Как и все колонки KEF, что я слушал до сих пор, EGG прекрасно передают голос. А капелла от Pentatonix или Бобби Макферрина — это попадание в десятку. Натурально, живо, точно. Сюда же я включу классический вокал — различные вокализы или небольшие арии. Однако для полноценной симфонической классики акустику нужно совсем другую.
Следующий инструмент, с которым EGG обращаются бережно и доносят честно, — фортепиано. Я с огромным удовольствием переслушал последние альбомы Тиграна Амасяна «An Ancient Observer» и Яна Тьерсена «EUSA» из рекомендаций @sasha_belyaev и пошел дальше по джазу. Если композиция сильно не перенасыщена инструментами и полифонией, она звучит прекрасно. Хороший пример — популярный саундтрек фильма «La La Land», где есть и плотные композиции, как «Epilogue», и легкие типа заглавной «City Of Star». Все они звучат красиво и полно. Понятно, что «Elpilogue» стала бы масштабней на напольниках, но даже в таком малом формате она получается эмоциональной и яркой. Я бы даже сказал, что «малый формат» иногда лучше большой сцены: он не подавляет громадьем, а наоборот делает музыку проще и доступней, ближе и честнее.
На этом снимке колонка стоит близко к ноутбуку, но это сделано только ради фото. Я советую ставить колонки не менее чем в метре друг от друга
Потом я перешел к року. «The Endless River» Pink Floyd играет чисто (впрочем, я не представляю, как такую запись заставить играть грязно) и полновесно. А вот Arctic Monkeys «AM» лучше не включать. Слишком явной становится нехватка баса. У колонок и быстрый отклик, что необходимо рок-музыке… но ведь року нужен и бас. Баллады Metallica звучат терпимо, но дробь на бочках без басовой поддержки, уже и не дробь на бочках, а так, постукивание по ободу барабана.
Однако альтернативный рок может играть и очень хорошо — все дело в характере композиций. Milky Chance «Blossom» лишился высокочастотных скрипов, и альбому это явно пошло на пользу, а Ben Howard, как мне кажется, специально под KEF писал весь свой альбом «I Forget Where We Were». И даже молодежная Amy Shark «Night Thinker» заиграла, будто пишет серьезные песни со смыслом.
Упаковка KEF EGG
Отношения KEF EGG с электронной музыкой я бы пометил статусом «все очень сложно». Infected Mushroom «Return to the Sauce» прослушал с удовольствием, но без задора. Группа Major Lazer вроде бы тоже играла хорошо и даже эмоционально, но все время не покидало ощущение, что еще чуть-чуть — и стало бы совсем хорошо. Басы — думаю, все дело в них.
Те же яйца
Округлую форму для корпуса, кстати, взяли не столько из-за необычного дизайна, сколько желая улучшить акустические характеристики. Помните, в те годы многие пробовали нетипичные алюминиевые конструкции? Инженеры KEF понимали, что отсутствие равномерных стенок позади драйвера позволяет избавиться от любых резонансов внутри кабинета, и если нагрузить такие колонки высокой мощностью, они отыграют ровно. Это и стало визитной карточкой комплекта KHT2005 — готовность в фильмах громыхнуть так, будто в помещении стоит крупногабаритный комплект.
Десятирублевая монета на этом снимке поможет представить габариты акустики
Данную характеристику можно с легкостью перенести и на новые KEF EGG. Они способны играть очень громко, а потому у них двойное позиционирование. Покупатель может поставить их на рабочий стол или рядом с телевизором в качестве замены саундбара.
Второе преимущество «яиц» — коаксиальный динамик Uni-Q: твитер расположен как бы внутри среднечастотника. Поверх твитера поставлен акустический рассеиватель tangerine (пер. с англ. — «мандарин»)
Обратите внимание на его ребра, они имеют форму дольки мандарина — отсюда и название. Суть этого изобретения проста —обеспечить точечный источник излучения звука
Видите ли, когда у вас два и больше динамиков, звук исходит из нескольких точек и может быть не согласован по фазе — фактически идет сдвиг по времени прихода сигнала к ушам от твитера и других драйверов. Так как твитер работает с очень высокими частотами, т.е. с маленькой длиной волны, эти микровременные сдвиги влияют на чистоту и прозрачность звука.
На фото хорошо видно сколько деталей в одном этом Uni-Q-драйвере
Технология коаксиального расположения динамиков призвана эту проблему исключить: оба источника звука находятся в одном месте. Казалось бы, вот тебе и гениальное решение, давайте же все так делать! Однако если один динамик поставить внутрь другого, только подумайте, как легко они повлияют друг на друга. Решив использовать коаксиальное расположение, разработчики KEF потратили много усилий, чтобы грамотно изолировать драйверы. Итогом и стал динамик Uni-Q, в схеме которого много элементов, но все они развязаны, а твитер вообще помещен в отдельный рупор. Рассеиватель tangerine увеличивает дисперсю высокочастотника, то есть звук расходится под большим углом — так решается проблема узкой направленности коаксиалов.
Посмотрите какой огромный магнит у этого драйвера
Колонки KEF EGG оснащены одним таким Uni-Q-драйвером, а над ним овальный фазоинвертор. Последний призван добавить баса в звук, и действительно, для эксперимента я закрыл порты, после чего примерно ниже 200 Гц пропал весь бас. Компания официально нигде не заявляет частотный диапазон акустики, я нашел в сети лишь одни измерения журнала hifitest.de, которым склонен верить.
Измерения АЧХ журнала hifitest.de на синусоидальном сигнале
Низкочастотный диапазон акустики резко падает после 80 Гц. Для эксперимента я пробовал поднять низкочастотную составляющую эквалайзером, но там ловить нечего, их нет вообще. Для акустики таких габаритов ситуация в общем-то стандартная, но другие производители придумывают всякие психоакустические штуки, например, процессором увеличивают гармоники суббаса в верхнем диапазоне, и тогда наш мозг «дорисовывает» основной тон, и ему кажется, будто баса много.
Защитные грили колонок можно снять, однако на звук они влияют на удивление слабо
KEF же решила не заморачиваться и подает звук «как есть». На мое личное мнение, к этому «как есть» сабвуфер добавить очень желательно, особенно, если колонки будут стоять как замена саундбару для озвучки кино. Любопытно, что компания не стала делать специальный саб в пару, а просто отсылает на каталог своих низкочастотников — выбирайте любой. Выход для саба — 3,5-мм джек на коммутационной панели.
Знакомые ноты
Различные сочетания электроники Primare и акустики KEF я тестировал неоднократно, и поэтому весьма неожиданным для меня было услышать в звучании Q750 больше теплоты и тембрального богатства на средних и низких частотах, чем это было ранее с любой другой моделью KEF. Хорошо, что Q700 были рядом, и мне не пришлось мучиться мыслью, так ли оно на самом деле, или я просто привык к характеру связки Primare + KEF и начал воспринимать их звук более эмоционально.
К счастью, мои предположения оправдались: Q700 прозвучали действительно более сухо и нейтрально во всем диапазоне, а верх оказался не настолько чистый и прозрачный, как у Q750. Кроме того, модель предыдущего поколения продемонстрировала меньшую глубину баса.
С другой стороны, свои плюсы в звуке прежних Q700 тоже были: например, исключительная собранность и сфокусированность на деталях, в то время как на Q750 середина была не столь прозрачна, а бас не настолько идеально четкий.
Если звучание KEF Q700 я скорее охарактеризовал бы как точное и мониторное, к Q750 применимы эпитеты «выразительное» и «достоверное». Количество деталей в музыке в обоих случаях примерно одинаковое, но при звучании Q750 гораздо чаще хочется цитировать легендарное «Верю!» Станиславского.
Build
It has been a while since KEF has launched a new product based on this iconic design, and these new ones are a wireless and powered 2.0 offering. The emphasis here is on flexibility.
No longer are you tied down to amplifiers: you can use these with computers, portable devices and TVs.
The design hasn’t changed much over the years. ‘Egg-shaped’ is by far the most ubiquitous description of course, but we’ve also heard people liken them to car wing mirrors.
The build quality is good; the enclosure is predominantly plastic but the speakers are reassuringly weighty. It will take considerable effort to knock them off your desk.
Peel off the speaker grilles and you’ll find KEF’s trademark Uni-Q driver, which has a tweeter placed in the middle of the mid/bass driver and is claimed to aid precision and dispersion.
KEF says these new eggs are the most “sophisticated and acoustically accomplished version” of the speaker.
The tweeter is internally vented to prevent potentially distorting high pressures from building up behind the dome. The tangerine-shaped waveguide position in front of the tweeter helps disperse the sound spherically for wider and more even dispersion.
The ‘Z-flex’ cone surround around the mid/bass diaphragm limits secondary radiation. The midrange cone is made of aluminium to retain stiffness, and there’s also a damping ring to control resonances.
MORE: KEF R100 5.1 review
Sound
Thankfully, sound quality is good whether you use them up close or from across the room. The Uni-Q drivers disperse sound in a seamless and immersive way.
Integration is a particular forte: no matter where you stand in the room it is hard to tell where midrange ends and treble begins.
It’s not the most hard-hitting sound we’ve heard, but the Eggs make up for that with agility and clarity. Voices are projected cleanly, with a convincing richness. Instruments are accompanied by natural textures and taut rhythm.
It’s a balanced sound, too. Despite the inclusion of a subwoofer output, we don’t immediately feel the need to get one out of the stockroom and hook it up. The low end won’t shake your house’s foundations, but it goes sufficiently deep.
The best thing about it is the control in the low end: there’s an eloquence there that even the Award-winning Ruark MR1s would struggle to muster.
Главный секрет
Сдвоенный коаксиальный ВЧ/СЧ-модуль Uni-Q — уникальное средство, впервые опробованное инженерами KEF еще 20 лет назад и с тех пор регулярно применяющееся для полного исключения любых, даже самых мелких фазовых искажений звука.
Конструкция коаксиального ВЧ/СЧ-модуля Uni-Q
Главный секрет Uni-Q и его основное отличие от коаксиальных динамиков, применяющихся другими производителями акустики — точный подбор расположения высокочастотного и среднечастотного динамиков. Они размещены не только на одной оси, но в одной плоскости — это обеспечивает им равную удаленность от ушей слушателя и исключает рассогласование звуковых волн, неизбежное при малейшем смещении одного динамика вперед или назад относительно другого.
Наследники знаменитых профессиональных мониторов LS50, полочные колонки KEF Reference 1 обеспечивают широкую сцену с идеальной локализацией, благодаря Uni-Q-драйверу
Столь ровного размещения коаксиальных драйверов конструкторам KEF удалось добиться за счет применения редкоземельных магнитов на основе сплава неодима, железа и бора, которые функционируют вдесятеро эффективней традиционных ферритовых магнитов. Именно благодаря им габариты высокочастотного динамика удалось сократить настолько, чтобы точно вмонтировать его в голосовую катушку более крупного среднечастотника.
Выводы
Чем дольше я слушал новые Q750 в сравнении с Q700, тем больше убеждался в том, что разработчики сделали значительный шаг вперед в плане качества звучания. Разрешение превосходит ожидания и теперь сочетается с более мелодичным, мягким и комфортным звучанием, чем это было ранее.
Однозначно рекомендовано для прослушивания классики, джаза и классического рока, а также любых записей высокого качества. Характер звука можно будет скорректировать согласно своим предпочтениям путем подбора усилителя и источника.
Достоинства: более живое и естественное звучание, чем у модели прошлого поколения, исключительно высокое в своем классе разрешение, привлекательная цена
Недостатки: ограниченный выбор расцветок, грили выведены в разряд опций
Цена: 83 400 рублей