Каково это — слушать LDAC в лучших TWS 2021 года?
По мне, Sony WF-1000XM4 и так звучат лучше любых актуальных беспроводных наушников-затычек. Но с LDAC и lossless-треками получается совсем магия.
Если объяснять просто, то сочетание LDAC, треков высокого качества и мощного смартфона Android выдают на этой модели наиболее детальный и одновременно СОЧНЫЙ звук среди всех TWS, которые я когда либо тестировал в жизни.
Во-первых, сцена становится заметно шире. Она всё равно остаётся не «ламповой», цифровой – немного приплюснутой, лишённой воздушности. Но у совсем мелких деталей, вроде скрипов гитар, щелчков и эффектов-семплов, наконец-то появляется «прописка»: они будто получают новое место в виртуальном пространстве и оттого становятся намного заметнее прежнего.
Во-вторых, лучше чувствуешь звуковое разнообразие Lossless-треков. Знакомые и уже заслушанные до дыр инструментальные партии, пространственные эффекты наделяются свежими деталями. Это избитый момент в обзорах, знаю, но если вы слушали один и тот же трек десятки раз, а затем впервые заметили в нём что-то новое благодаря другим наушникам, то меня поймёте.
Обычно я ловил подобное в полноразмерных наушниках, но тут получается, что разница чувствуется в рамках одних наушников, исключительно между AAC и LDAC-кодеками.
Наконец, LDAC исправляет минусы звучания модели через кодек AAC. С ним высокие частоты получают достаточный эффект присутствия и звонкость, которой мне не всегда хватает при прослушивании, скажем, через iPhone. А средние наконец-то находят себе больше места на фоне баса и вокала. Тем самым немного снижается сила баса, которого здесь и так более чем достаточно.
WF-1000XM4 — это всё равно не аудиофильские наушники в традиционном понимании. Они приукрашивают звук, наделяя его басом и парой пиков в высоких частотах. Просто итоговая картина в режиме LDAC чуточку, но заметно, полнее.
Благодаря обилию Lossless-треков в Apple Music, я прокрутил на этих наушниках через LDAC все хорошо знакомые мне песни в максимально возможном качестве. Практически в каждом из них подмечал что-то новое, ранее незаметное. Наш офис был свидетелем, как я озвучивал разные непотребные восторги, запуская один несжатый трек за другим.
Как всегда бывает с узкоспециализированными, наиболее продвинутыми «фичами», прослушивание музыки в TWS от Sony через LDAC не лишено минусов.
Автономная работа наушников при подключении с LDAC падает с максимальных 12 часов до 5, что является нормой — многократно вырастает объём передаваемых данных. Также сам смартфон разряжается быстрее, в среднем, в полтора раза.
При включении максимально возможного качества LDAC в меню Android нужно держать даже лучшие смартфоны в прямой видимости от наушников. Соединение Bluetooth из кармана при 990 кбит/сек будет «рваться» в городских условиях, так как такой объём данных упирается в ограничения стандарта и не терпит потерь.
Поэтому LDAC в режиме максимального качества я советую использовать дома или хотя бы просто стационарно. Для остального есть адаптивный режим кодека, который хоть и не даст практически честного lossless, но и сигнал не будет рвать в движении.
Основные десять причин, почему диски не читаются
— в соответствии с «моим большим опытом» в этом вопросе — это:
1. CD диск внутри плеера, оставшийся после переезда в лотке. Диск проваливается внутрь «кишков» сидюка и блокирует механизм. Когда владелец вставляет второй диск внутрь — плеер естественно показывает ошибку.
— Лечение: первое лекарство, которое приходит на мой ум, это — открыть диск и удалить застрявший CD.
2. Двадцатилетний пассик, что приводит в действие лоток, начинает скользить или рвётся. После закрытия лотка — диск неверно встаёт на шпиндель.
— Лечение: заменить пассик.
3. Проигрыватель компакт-дисков, работавший в пыльной среде. Пыль или сигаретная смола поселились на лазерной оптике. Пыль вызывает дисперсию луча. Лазер теряет фокус.
— Лечение: вскрыть плеер и очистить поверхность лазерной головки с помощью ушной палочки. Сначала мокрым кончиком, смоченным чистящей жидкостью, затем — сухим. Если этого недостаточно — очистить лазер ВНУТРИ считывающей головки. Но это для продвинутых. Лучше отдать эту работу часовщику. Ниже — несколько фотографий.
4. Питание лазерной цепи неисправно: либо слишком низкое напряжение, либо шумно, или начинает колебаться от плохой фильтрации или регулировки. Причиной могут быть высохшие электролиты.
— Лечение: заменить все электролиты в цифровой части платы, а ещё лучше — вообще все.
5. Есть холодная пайка в лазерной схеме.
— Действительно, распаянные соединения со временем могут корродировать и выходить из строя. Даже лучшие плееры 20-летней давности этим грешат. Соединение, выполненное горячей пайкой, такие как: ножка регулятора, или точка, где выпрямляется напряжение, или контроллер мощности лазера — от жары у них начинается ускоренный износ — смесь окисления, выгорания флюса и испарения олова.
— Лечение: взглянуть на все паяные соединения, особенно вокруг коннекторов кабелей, идущих на питание лазера, вокруг всех регуляторов, вокруг мест, которые выглядят подгорелыми, коричневатыми или проваренными — и повторно пропаять эти соединения, добавив немного свежей пайки со свежим флюсом.
6. Движущиеся кабеля или ленты — ломаются после миллионов изгибов.
— Лечение: Проверьте непрерывность в изгибах лент, ведущие к лазеру, лотку или движущему механизму.
7. Движущий механизм накапливает грязь, волосы и пыль на жирную часть и головка не может вернуться к центру, своему исходному положению. С каждой «поездкой» — грязь отталкивается и образует своего рода «бампер», который остается с каждой стороны дорожки.
— Лечение: почистить дорожки, оси и стержни на их краях.
8. Главный мотор не держит правильную скорость.Это выглядит, как будто лазер не может считать диск, но дело банально в неправильной скорости вращения. Это может быть вызвано скольжением диска на шпинделе, или дефектом двигателя, или что-то блокирует CD, как, например, трение о поверхность лотка с соответствующим звуком. Например, шпиндель может стирать его нижний подшипник и весь механизм будет ниже на одну десятую миллиметра. Лазер теряет фокус и верхний зажим не будет хорошо прижимать. В любом случае — шпиндель должен быть возвращен до этих десятых долей миллиметра.
— Лечение: если мотор самый простой Mabuchi за 5 баксов — лучше заменить его. Если же это CDM или KSS магнитной серии с бесщёточными двигателями — в таком случае просто настроить высоту шпинделя.
9. Волосы или что-то еще застряло внутри механизма фокусировки лазера.Лазер не может свободно перемещаться вверх и вниз. Если CD сильно наэлектризован — он притягивает волосы, пыль и шерсть домашних животных. Во время воспроизведения они могут попасть под подвеску лазерной фокусировки.
— Лечение: устранить препятствие.
10. Компакт-диск не вращается.
После закрытия лотка ничего не происходит и показывается ошибка. Это может быть результатом того, что CD не крутится вообще. CD привод должен быть обследован.
Об устройстве
Практически все конструкции портативных CD плееров имеют сходство и отличаются своей простотой, а именно по своему внешнему виду напоминают круглое устройство, где на корпусе имеются несколько функциональных кнопок. В отличие от портативных девайсов стационарные проигрыватели имеют более сложный корпус, а также функциональные возможности, что приводит к определенным трудностям в использовании.
При этом классические дисковые приборы по внешнему виду напоминают видеомагнитофоны. Но при этом современное устройство имеет более тонкие габариты, чем его предшественник. Стоит отметить, что основные функции работы внутренних механизмов прибора заключаются в лазерном считывании необходимой информации.
В конструкции лазерной головки установлена не только оптическая система, которая отвечает за цифровую передачу, но и линейный аналоговый выход, который имеет соединение с линейным входом, а именно музыкально дисковый проигрыватель состоит из таких систем:
- лазерное считывание;
- цифровой аналоговый преобразователя.
Апгрейд CD-проигрывателя Sony CDP-XA30 ES
У СД-плееров Sony есть масса достоинств как то внешний вид, монументальность конструкции, удобное управление и т.п.. Однако, звучание даже самых лучших образцов проигрывателей из серии ES нравится далеко не всем. Этому есть ряд объективных причин, которые кроются в особенностях схемотехники. Отличный конструктив и надёжное считывание делают проигрыватели Sony великолепными транспортами. Меня в принципе не интересуют встроенные в проигрыватели ЦАПы, поскольку реально хорошее D/A устройство требует к себе изрядного уважения и внутри СД-плеера может поместиться лишь с большим трудом, да и то не всегда. Поэтому на улучшении ЦАПов проигрывателей я останавливаться не буду, а вот об усовершенствовании цифровой части поговорить стоит
Основное внимание при апгрейде надо обратить на следующие вещи:
качество питания (раздельное и стабилизированное для всех основных узлов)
стабильность тактовой частоты (генератор с низким джиттером)
выходной интерфейс (S/PDIF – AES/EBU с реклоком и высокой нагрузочной способностью)
Можно также поупражняться с различными демпфирующими материалами. Эти рекомендации справедливы для любых СД-проигрывателей.
В моём распоряжении оказался плеер Sony CDP-XA30 ES. Это один из верхних проигрывателей в линейке. С питанием у него всё более-менее нормально, поэтому я сосредоточился на реализации пунктов 2 и 3 нашей программы. Качественный генератор тактовой частоты с низким джиттером можно изготовить самому, но я не стал этим заниматься, а применил готовый на 16,9344 MHz (благо он недорог), купленный у одного из участников форума Vegalab Виталия Овсейцева (Vidalgo). Основная хитрость заключается в том, что в Sony тактовая частота 16,9344 MHz необходимая для работы сервопроцессора CXD2545Q, получается довольно сложным и не очень «красивым» способом из частоты 45,1584 MHz, на которой работает DAC (CXD2562Q) . Логично было бы тактировать сервопроцессор от отдельного генератора на 16 МГц, а ЦАПу оставить штатный на 45 МГц, но тогда у DAC-а будут проблемы с синхронизацией и придётся предпринимать специальные меры для устранения этой асинхронности. Но встроенный цап мне был не особо нужен, поэтому я решил задачу «в лоб»: поставил тумблер, переключающий тактовый вход сервопроцессора либо на прецизионный генератор клока, либо на родной соневский, а также установил RCA разъём для отдельного S/PDIF выхода. В этом случае сохранялась работоспособность плеера в штатном режиме и появлялась возможность получения качественного s/pdif сигнала.
Переделка не слишком сложна, её проведение под силу любому владеющему паяльником человеку. Переключатель генераторов собран на двух ключах микросхемы 74HC125, реклок на одном из d-триггеров 74AC74 (74HC74), а мощный выход SPDIF на драйвере линии ADM485. Схема ничего особенного из себя не представляет:
Всё смонтировано на макетной плате и размещено внутри проигрывателя. Сигнальные соединения выполнены проводниками из витой пары CAT5. На фотографиях в принципе, всё видно. Нужно лишь не забыть отцепить пятый проводничок (тактовый сигнал) в шлейфе, идущем от разъёма CN301 к разъёму CN101.
Такая простая переделка значительно повышает разрешение транспорта и улучшает передачу самых тонких нюансов музыки. С помощью переключателя и дополнительного цифрового выхода можно легко услышать разницу между двумя генераторами тактовой частоты. Кстати, если снимать сигнал с аналогового выхода проигрывателя в штатном режиме, звук будет обычным, а если перекинуть тумблер, появятся щелчки и провалы из-за асинхронности двух генераторов. Поэтому ощутить улучшение звука на аналоговом выходе XA30 не удастся.
Описанная переделка справедлива не только для Sony XA30 ES, но практически для любого проигрывателя или транспорта в ценовой категории до $3-5k. А поскольку кроме Sony никто не использует такую схему подачи клока, переключатель в них не понадобится. Нужно будет лишь выпаять штатный кварц и его обвязку из платы и подать на вход сервопроцессора сигнал с нового генератора. Улучшение звука можно будет услышать даже на штатном аналоговом выходе.
Как распознать качественный CD проигрыватель?
Визуально определить, какое устройство по-настоящему качественное, а какое нет невозможно, поскольку все они выглядят практически одинаково
Поэтому особое внимание стоит уделить описанию и техническим характеристикам, которые предоставляет производитель. Так, корпус CD проигрывателей, как правило, изготовлен из цельного куска алюминия, и для того, чтобы он не вибрировал, необходимы прорезиненные ножки
Кроме того, качественный портативный CD проигрыватель должен иметь позолоченные разъемы, которые улучшают проводимость сигнала.
Но все же, главным параметром выбора должен быть именно ЦАП. Существует 16, 24 и 32-битные ЦАПы. Для достижения звучания с наименьшей погрешностью стоит выбирать варианты с 32 и 24-битными ЦАПами.
Учитывая то, что современные CD проигрыватели всегда отличаются высокой функциональностью, то ограничивать себя только воспроизведением музыки с компакт дисков не стоит. В таком ракурсе выгодно выглядит СД проигрыватель с радио, который позволяет прослушивать музыку в высоком качестве с радио
Также важной является функция записи, поэтому обратите внимание на наличие соответствующих разъемов
Самый простой способ определить качественный СД проигрыватель – посмотреть на количество форматов дисков, которые он читает. Если в описании указано, что кроме CD он еще может воспроизводить и DVD, то высокого качества воспроизведения от него не стоит и ожидать. Все дело в том, что способный передать все тонкости композиций CD проигрыватель не читает диски других форматов, не аудио, потому что ему нет такой надобности.
Приобрести переносной CD проигрыватель, который бы удовлетворил пожелания искушенного меломана – задача не из простых, поэтому стоит руководствоваться всеми перечисленными выше рекомендациями. В то же время, если особого требования к качеству воспроизведения нет, то вполне можно купить и недорогие модели CD проигрывателей.
Как сделать
Сначала нужно включить блок питания в CD. Для этого на разъеме, который подключается к материнской плате следует закоротить провода черного и зеленого цвета. Это можно сделать, воткнув перемычку из скрепки. Провода, идущие из блока питания, подключаются в аналогичный разъем на CD приводе.
Далее для работы понадобится аудиошлейф. Он продается в любом компьютерном магазине. Сзади привода есть разъем Audio out. Будьте внимательны: похожих разъемов 2, однако такая надпись находится только над одном. В этот разъем и вставляется шлейф. Второй его конец заводится в усилитель. Его функцию могут выполнять:
- старые компьютерные колонки;
- магнитола, имеющая линейный вход;
- музыкальный центр;
- ресивер;
- усилитель советского производства
и прочая техника.
Одной из наиболее трудоемких операций является перепайка разъемов. Это не так сложно, как кажется на самом деле. Одну сторону шлейфа не нужно трогать: здесь остается все так, как есть. А вот с другой стороны нужно просто распаять разъемы, чтобы они подходили к усилителю.
Существует, правда, и немного иной вариант: подключение с гнезда, находящегося на лицевой панели, на вход в усилитель. В нем есть 3,5-мм джек на одной стороне, а на другой – разъемы, совместимые с разными усилителями. Компьютерные колонки подключаются как раз в него.
В этом домашнем самодельном аудиопроигрывателе есть кнопка перехода. Она используется, чтобы перейти на другую песню. Прокрутить же ее «чуть-чуть» не получится. Также не получится перемотать музыкальное произведение назад. Это можно сделать, разве что перемотав вперед все песни на диске.
Конечно же, это устройство не поставишь в гостиную на передний план. Однако этот проигрыватель успешно будет выполнять свои функции, например, в гараже, в мастерской , подсобке.
Как видим, приспособить старый CD-привод для прослушивания музыки несложно. Самодельное устройство будет работать не хуже заводского варианта. Конечно, отрегулировать тембр звука и выставить эквалайзер в нем не получится. Однако функцию источника звука оно будет выполнять безотказно.