KEF вдвоем
Поскольку Q500 смотрятся привлекательно не только как основа для домашнего театра средней руки, но и как начальная серьезная акустика для классического стерео, то первые прослушивания проводим в двухканальном режиме, с полнодиапазонным сигналом и при соответствующей расстановке спикеров в комнате — с удалением от стен более чем на метр.
Констатируем отличный пространственный фокус и вполне вменяемое деление сцены по планам. Немного не хватает общей «атмосферности» воспроизведению, но это компенсируется похвально точной локализацией всех источников с высоким спектром.
Пробуем выдвинуть акустику немного на себя, в ближнее поле, сохранив угол стеробазы, чтобы добиться более глубокой сцены, но вместо этого получаем интересный эффект — стереопространство осталось на своем месте, но более четко и материально «прописался» передний план. Повторяем эксперимент, поставив акустику, напротив, дальше от точки прослушивания и снова удивляемся: центр пространства приобретает чуть более иллюзорный характер, но сцена плоской не становится. Вот они — особенности точечного излучения!
С басом еще интереснее. При установке ровно в метре от стены акустика дает плотные низы, но глубоко в них не забирается; диапазон ниже 60 Гц трогает робко, хотя нельзя сказать, что мяса нет вовсе. В 80 сантиметрах плотность чуть спадает, лучше проявляется «инфра». В 60 сантиметрах бас тяжелеет и теряет структурность. Но ставишь еще ближе, практически у стены, и вдруг получаешь осязаемое улучшение и в силе, и в разборчивости нижнего регистра. Фиксируем: если нет возможности поставить акустику свободно, в ближнем поле, не стесняясь отодвигаем ее по максимуму. Она даже в углах не начинает бубнить, как некоторые. Такова, похоже, особенность пассивных излучателей.
Тональные особенности. Заметный «ящичный» призвук в области 130-170 Гц скорее всего уйдет со временем, когда подвижные системы головок разомнутся как следует. Средняя полоса «подогрета» яркой компонентой, но в целом оставляет пристойное впечатление — она информативна и, главное, работает не в отрыве от баса, а гармонично дополняет его рельеф. Выше по спектру (примерно на 3 и 5 кГц) улавливается еще пара подкрашивающих звук акцентов, но далее на слух все более-менее линейно. По крайней мере, на ВЧ нет типичной для недорогой акустики замыленности или сиплости, а в воспроизведении звонких металлических инструментов даже чувствуется фирменная отточенность.
Впечатлила скорость и динамика, а огорчила микродинамика. Она — не реалистичная. Затухающие послезвучия скудны на тембры; шелест, скрипы, шорохи и прочие звуки в сцене неузнаваемы. Но ставить все это в вину акустике не будем. Она соединена с ресивером очень длинными акустическими проводами не самого высокого качества, вследствие чего детали и теряют свой реализм. Едва уловимая подкрашенность в передаче шума аналоговых записей, как и «песочек» на голосовых сибилянтах, — это все из той же «кабельной» оперы.
Поддержка со всех сторон
Проверив в ресивере все временные задержки и уровни для каждого спикера, запускаем на воспроизведение Blu-ray c концертно-музыкальной программой. Снова нетрудно заметить все тональные огрехи недорогой акустики, но ощущения скудности на детали больше нет и в помине. Центральный громкоговоритель KEF Q200c не «перепевает» голоса на свой манер и отрабатывает не только свою партию, но и весь диапазон. Пожалуй, пара таких «центров» при стереоустановке могла бы выступить в качестве не слабых контрольных мониторов.
Используемые для тыла недорогие Q100 обратили на себя внимание тем, что не «привязывали» звук к себе, создавая в тоже время весьма подробный сурраунд и с лихвой восполняя отмеченный ранее дефицит «атмосферности». Лишь драйвовые свойства всей системы выступали «лимитером» удовольствия
Будучи в Q-серии самой мелкокалиберной, эта акустика явно больше тяготеет к романтическому саунду, чем к буйной экспрессии.
Дизайн
Колонка выпускается в пяти цветах: белом, красном, зелёном, чёрном и синем. Я выбрал зелёный, так как на ней единственной есть подпись дизайнера, а дизайнер KEF LSX, Майкл Янг, — ещё один известный британец (Джонни Айва, надеюсь, все знают). Используется ткань Kvadrat — такой же тканью обтягивают топовую мебель, ну и мне попросту показалось, что зелёный — это весело, а чёрный — это как-то грустно. Выбрал зелёный. На Руси меня мало кто поймёт, я знаю.
Так как около телевизора немного места, решил купить подставки. Выбор подставок — эпопея. Оригинальные вроде как сделали, но пока их нет в продаже. Ведь KEF LSX — небольшие колонки, и обычные платформы для них великоваты. В итоге остановил свой выбор на подставках Dynaudio, немножко колхозно, но в целом норм. И, если потом захочу взять LS50 или что-то серьёзней, не надо будет покупать новые (вернее, тогда для LSX куплю оригинальные с маленькими платформами, а новые поставлю на Dynaudio).
Колонки поставляются в небольшой коробке, её легко дотащить от ГУМа до парковки, но вот от ГУМа до дома в метро я бы не советовал. Коробочка маленькая, но тяжёлая. Внутри два кабеля питания — понадобится две розетки, кабель для соединения колонок между собой. Его нужно использовать во время настройки, потом можно убрать или оставить, выбрав соответствующий пункт в меню. Я оставил. Вы можете убрать, потому что между собой колонки обмениваются информацией с помощью собственного протокола, всё быстро и хорошо. Но если без кабеля, то получаем 48 кГц /24 бит, а если с кабелем — 96 кГц / 24 бит. В общем, попробуйте и так и сяк, к чему-то придёте.
О возможностях подключения подумали как положено, храни Господь разработчиков. Тут тебе и вход для сабвуфера (например, KEF Q400B), и оптика, и Ethernet, если хотите подключить к сети напрямую, в этом тоже есть смысл. Не забыли положить клёвый мрачный пульт ДУ, я им ни разу не пользовался, но сама возможность очень радует. Есть даже USB-A для зарядки гаджетов!
Кнопка сброса работает так: нажимаете в углубление под стрелочкой скрепкой и держите, пока индикатор не перестанет моргать. Я просто немного затупил при настройке, так что пару раз пришлось сбрасывать устройство. Как затупил? Если у вас AirPort Extreme, то у вас две сетки: обычная и 5 ГГц. Вот я обычно пользуюсь 5 ГГц, а подключил KEF LSX к стандартной, и это не очень хорошо. Короче говоря, сброс помог, и всё я быстро настроил.
Поддержка AirPlay 2
Сейчас у меня дома уже четыре устройства с AirPlay 2: два HomePod, один установлен на кухне, второй в гостиной в углу, по бокам от телевизора стоят KEF LSX, плюс Sonos One в ванной. В ближайшее время добавлю Sonos Beam в спальню и озвучу весь дом. Конечно, на лето можно вытаскивать на балкон ещё один Sonos One, воткнуть ещё один в прихожую, но это уже избыточно — звук и так окутывает весь дом.
Если честно, то наличие AirPlay 2 в KEF LSX явилось одной из причин выбора: какой бы ни была современная акустическая система, многие из нас не расстаются с iPhone или другой техникой Apple, и очень здорово передавать звук на колонки без лишних костылей.
В случае с KEF LSX всё работает так: вам понадобится установить последнюю версию ПО, если не ошибаюсь, она называется 4.0. Затем колонки определяются системой как AirPlay-совместимые. Далее остаётся лишь выбрать их с iOS-устройства для воспроизведения звука, за несколько секунд они стартуют, начинают играть.
Ну и ещё на KEF LSX можно отправить звук из Apple TV — да-да, без проводов! Это очень крутая фича.
С iPhone на LSX звук можно отправить из любой программы, но только из одной в один момент времени — если слушаете SoundCloud и потом включаете альбом в приложении «Музыка», одновременно они работать не будут. Все домашние колонки: и HomePod, и Sonos, и KEF LSX — могут воспроизводить один и тот же контент одновременно. Иногда бывает небольшой рассинхрон, тогда стоит попробовать отменить выбор этого устройства в меню AirPlay и выбрать снова. Если слушаете Tidal с максимальной подпиской или тяжёлые треки в Vox, рассинхрон может быть более заметен, если речь про «Музыку» в iOS, всё работает как положено.
В общем, AirPlay 2 из тех функций, что просто работают. Пару советов. Вам понадобится нормальная точка доступа, я использую Apple AirPort Extreme, считаю её лучшей для домашнего использования. На всякий случай купил такую же вторую новую, потому как исчезнут из продажи совсем. Второй совет: если речь идёт о загородном доме, то тут придётся как-то мудрить для передачи одного и того же трека на все устройства — а они ведь у вас там могут стоять даже на летней кухне. Наберусь опыта и расскажу об этом отдельно, Wi-Fi Mesh и всё такое.
Знакомые ноты
Различные сочетания электроники Primare и акустики KEF я тестировал неоднократно, и поэтому весьма неожиданным для меня было услышать в звучании Q750 больше теплоты и тембрального богатства на средних и низких частотах, чем это было ранее с любой другой моделью KEF. Хорошо, что Q700 были рядом, и мне не пришлось мучиться мыслью, так ли оно на самом деле, или я просто привык к характеру связки Primare + KEF и начал воспринимать их звук более эмоционально.
К счастью, мои предположения оправдались: Q700 прозвучали действительно более сухо и нейтрально во всем диапазоне, а верх оказался не настолько чистый и прозрачный, как у Q750. Кроме того, модель предыдущего поколения продемонстрировала меньшую глубину баса.
С другой стороны, свои плюсы в звуке прежних Q700 тоже были: например, исключительная собранность и сфокусированность на деталях, в то время как на Q750 середина была не столь прозрачна, а бас не настолько идеально четкий.
Если звучание KEF Q700 я скорее охарактеризовал бы как точное и мониторное, к Q750 применимы эпитеты «выразительное» и «достоверное». Количество деталей в музыке в обоих случаях примерно одинаковое, но при звучании Q750 гораздо чаще хочется цитировать легендарное «Верю!» Станиславского.
Паспортные данные
Q500//Q200c//Q100
Акустическое оформление: пассивный излучатель // пассивный излучатель // фазоинвертор
Схема: 2,5 полосы // три полосы // две полосы
ВЧ излучатель: алюминиевый купол 25 мм
СЧ излучатель: алюминиевый диффузор 130 мм
НЧ излучатель: алюминиевый диффузор 130 мм
Частоты раздела кроссовера: 2,5 кГц // 2,5 кГц // 500 Гц, 2,8 кГц
Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 40 // 50 // 49 Гц – 40 кГц
Импеданс (номинал): 8 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 15-130 // 15-150 // 10-100 Вт
Чувствительность (2,83 В/1 м): 87 // 85 // 86 дБ
Размеры (В х Ш х Г): 917х295х312 // 180x525x260 // 300x180x272 мм
Q400b
Акустическое оформление: закрытый ящик
НЧ излучатель: 250 мм
Частоты раздела кроссовера: 40 — 140 Гц
Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 28 — 140 Гц
Источник
Поддержка снизу
Прежде чем перейти к многоканальной конфигурации, присмотримся к сабвуферу Q400b. Это закрытый почти кубический супостат, весь фасад которого занимает 25-сантиметровая головка. Усилитель эффективный, широтно-импульсный, хотя мощностью не поражает. 200 ватт для «класса D» — более чем скромно.
Фильтром с крутизной спада 24 дБ на октаву можно подбирать верхнюю частоту среза в диапазоне 40-140 Гц. Фаза излучения меняется только дискретно. Имеет высокоуровневые входы (в виде контактной колодки, а не спикерных терминалов, что весьма грамотно) и стандартную пару гнезд RCA.
О влиянии на звучание системы скажу коротко — вклад весьма деликатный. Это касается как точности воспроизведения, так и его силы. На сейсмические колебания не рассчитывайте. Главное достоинство Q400b состоит в том, что в процессе работы он почти не выдает себя какими-то призвуками. Совет: такую бас-машину есть смысл ставить рядом с точкой прослушивания.
Новый KEF в лучших традициях
Новые Q750 отличаются от Q700 при прямом сравнении, но фамильные черты демонстрируют в полной мере. Например, равномерную и предельно широкую направленность, позволяющую слышать одинаковый по тональности звук из любого места в комнате. Единственная тонкость: строго на оси Q750 звучат все же чуть ярче на верхних частотах, чем вне оси, и эта яркость как-то не очень вяжется с мягкой и округлой нижней серединой. Кроме того, при фокусировке строго на слушателя сцена получается узкой и чрезмерно глубокой. Поэтому я предпочел направить ось излучения в точку, находящуюся примерно в полуметре за спиной. Так сцена получила вполне адекватные пропорции и объем, степень детальности не снизилась, но звук при этом получился максимально комфортным.
Расположение акустики спиной к стене, так, чтобы оси излучения были параллельно, давало наилучший звук для тех, кто сидел в стороне от центральной точки прослушивания, а непосредственно из нее было слышно, что сцена потеряла глубину, но зато стала бесконечно широкой.
Микро- и макродинамика у Q750, без сомнения, хороши — и это фирменная черта современной акустики KEF. В этом плане очень показательны были «Libertango» и сюита «Кармен», где хорошо ощущались и общее нарастание громкости и масштаба композиции, и тонкая игра на повышение, имеющая место в каждом отдельном пассаже.
В знаменитой концертной записи «Отеля Калифорния» меня поразила идеальная сцена и (наконец-то!) адекватная, то есть не гулкая бас-бочка. Также эффектно передавались звуки из зрительного зала, четко локализовался каждый хлопок аплодисментов, каждый свист или крик. Разрешение очевидно выше, чем на большинстве колонок сравнимой стоимости.
На тестовых записях вроде Brian Brombreg & Akira Jimbo «Brombo» я отметил идеальную передачу ритмического рисунка и безупречное сбалансированное звучание партии контрабаса, без скрадывания или раздувания отдельных нот. Последнее стало еще более наглядно на записи Christian McBride «Night Train».
Все аудиофильские стандарты в жанрах арт- и прогрессив рок, джаз, блюз, соул, поп и, конечно же, классика не вызывали ничего, кроме удовольствия от звучания каждой ноты и удивления от внезапно открывшихся новых деталей. А уж когда в плейлист попала балканская музыка, захотелось сплясать что-нибудь эдакое развеселое.
На ранних Black Sabbath легко слышно несовершенство записи, но передача атмосферы в целом хорошая, что с лихвой компенсировало все недостатки. Если же говорить о работе акустики с тяжелой музыкой в целом, возможно, чуть более жесткое и плотное звучание было бы в этом случае более уместно.
Когда я включил ZZ Top «Tush», в самом начале композиции проблем не заметил. Пока звучит только перкуссия и вокал, Билли Гиббонс словно лично присутствует в комнате, так что хочется подойти поближе и потрогать легендарную бороду, чтобы окончательно убедиться в реальности происходящего. А в основной части композиции звучанию гитар несколько недостает остроты и четкости, они играют словно сквозь вуаль и немного издалека. И тут пришло время вернуться к Q700. Для этой композиции ее резкий и собранный звук подошел лучше.
Возможно, проблема тут состояла в прогреве — наработка часов у двух пар колонок отличалась в разы, и есть вероятность, что со временем звук гитар в исполнении Q750 тоже станет более четким и драйвовым. Пока же Q750 смягчает и облагораживает звучание металла и любой агрессивной музыки, делая ее аккуратней, можно сказать, домашней. Чем резче и агрессивнее музыка, тем больше заметен этот эффект. Если AC/DC звучит в принципе неплохо, на Slipknot агрессии и напора однозначно не хватает. Однако группа Amon Amarth прозвучала хорошо — потому, возможно, что музыка у нее довольно мелодичная.
В остальном же Q750 звучат нейтрально и непредвзято, намекая пользователю, что за адаптацию характера звучания музыкальным предпочтениям пользователя они отвечать не намерены. Эту функцию придется доверить усилителю или источнику.
Лопасти драйва
Внешним видом Q-головки мало отличаются от тех, что ставятся на топ-модели, такие как R-серия. 130-миллиметровый диффузор наделен ребристым «безрезонансным» подвесом Z-Flex. В центре — вогнутый волновод Tangerine, который является продолжением профиля диффузора и оснащен девятью «лопастями» специальной формы для лучшей дисперсии излучаемой волны. Под ним виднеется 25-миллиметровый купол пищалки. Разница лишь в том, что в бюджетной линейке для всех мембран применяется алюминий, а не хитрый сплав лития, магния и алюминия, а поверхность большого излучателя делается гладкой, без усиливающих радиальных ребер. Разумеется, есть также скрытые конструктивные и технологические отличия, но в такие детали производитель обычно уже мало кого посвящает.
У напольных колонок KEF Q500 и спикеров центрального канала Q200c применено не слишком распространенное акустическое оформление с пассивным радиатором. Две вогнутые нижние «головки» ABR в башнях и одна на «голосовике» именно за это и отвечают. Нижний и частично средний регистр доверен у них 130-миллиметровому длинноходному драйверу. Диффузор у него такой же, как и у пассивных — из алюминия. Полочники Q100 построены по другой схеме: всего одна головка Uni-Q и фронтальный фазоинвертор.
Все спикеры в нашем комплекте допускают раздельное би-вайринговое подключение полос, а соединение между клеммами обеспечивается не внешними перемычками, а внутренней контактной парой с удобным винтовым зажимом. На полочниках предусмотрен кронштейн для настенного крепления. У напольников — довольно широкие опоры с настраиваемыми шипами. Декорируются колонки качественным шпоном с бумажной основой и потому выглядят весьма достойно. Огорчить может лишь глухой (пустотный) звук, который издают стенки при постукивании — он может свидетельствовать о том, что внутри нет демпфирования битумной мастикой или о небольшой толщине листов для склейки корпуса колонки.
Тест акустических систем KEF Q700
Британская компания KEF продолжает свои эксперименты в области дизайна акустики. И не собирается отказываться от использования коаксиального излучателя.
— Высокое формальное разрешение на СЧ и ВЧ
— Подгуживание в мидбасу
— Невелика комфортная громкость
При первом взгляде на эту модель кажется, что KEF скрестила две свои серии колонок: «C» и «iQ», взяв от первой корпус, а от второй — фирменный коаксиальный динамик Uni-Q. Кроме этого подиум заменили на мощные пластиковые ножки с шипами. Наша модель Q700 оснащена четырьмя излучателями, однако скомпонованы они довольно необычно, образуя 2,5-полосную систему с двумя пассивными радиаторами. Фирменный коаксиальный Uni-Q драйвер был существенно переработан.
Диффузор заменен на алюминиевый с меньшей глубиной. Подвес сделан более длинноходным и по форме аккуратно продолжающим диффузор. Сам твитер увеличен до 25 мм и сделан открытым с обратной стороны. Низкочастотный динамик и вовсе не похож на динамики, используемые ранее в колонках KEF. Его диффузор изготовлен из алюминия высокой прочности. Большая 50-мм звуковая катушка улучшает контроль над движением диффузора, а литая корзина обеспечивает хорошую вентиляцию с обратной стороны динамика и демпфирование нежелательных колебаний.
Оба пассивных радиатора оснащены схожими диффузорами, но более мягким подвесом. Общий объем колонки поделен на две камеры. Верхняя камера работает с Uni-Q динамиком и одним пассивным радиатором. Вторая камера отводится басовику и второму пассивному радиатору. Чтобы уменьшить перекрестное влияние излучателей, корпус тщательно укреплен переборками. Кроме того, KEF ввела интересное новшество — встроенные перемычки для клемм. Теперь они устанавливаются и снимаются одним поворотом специальной ручки, расположенной между клеммами. Акустика продемонстрировала ясное, разборчивое и немного резковатое звучание. Высокие частоты с отличным разрешением и большим количеством воздуха. СЧ понравились чуть меньше, они задвинуты назад, масштабность уменьшенна. Сцена строится очень правдоподобная, так и хочется ее назвать трехмерной. Бас неплох по объему, но артикуляция и контроль на среднем уровне. Надо сказать, что эта акустика плохо переваривает работу на большой громкости, оказалось, что лучше всего они звучат негромко, причем в ближнем поле. Колонки весьма и весьма направленные, поэтому позиционировать их надо максимально точно. Идеально, если уши будут на уровне верхнего пассивного излучателя, для чего можно использовать наклон корпусов назад. Каких-то жанровых предпочтений выявлено не было, и только, пожалуй, архивные записи противопоказаны этим АС: шум щелочной канавки становится слишком назойлив.
Ровная АЧХ этой модели радует глаз. Конечно, неравномерностей избежать не удалось, но их уровень вполне низок. На звуковой оси баланс частот если и не идеален, то очень хорош. Но даже на больших углах падение не фатально и довольно равномерно. Радует отсутствие ВЧ-провала даже на 60°. Низкие частоты весьма глубоки благодаря небольшому подъему на 100 Гц и плавному спуску. 28 Гц для нижней частотной границы очень неплохой результат. Жаль только, искажения на 30 Гц уже сильно возрастают. Впрочем, диапазон 40 Гц — 20 кГц с уровнем КНИ меньше 1% — впечатляющий результат. На самом деле КНИ совсем близок к нулю на большей части этого диапазона. Наиболее чисто колонки играют на средней громкости. Импеданс плавно меняется в небольших пределах. Разве что минимальное значение опустилось ниже стандартных 4 Ом (3,46 Ома). Как правило, большинство усилителей с этим нормально справляются.
Источник
Выводы
Чем дольше я слушал новые Q750 в сравнении с Q700, тем больше убеждался в том, что разработчики сделали значительный шаг вперед в плане качества звучания. Разрешение превосходит ожидания и теперь сочетается с более мелодичным, мягким и комфортным звучанием, чем это было ранее.
Однозначно рекомендовано для прослушивания классики, джаза и классического рока, а также любых записей высокого качества. Характер звука можно будет скорректировать согласно своим предпочтениям путем подбора усилителя и источника.
Достоинства: более живое и естественное звучание, чем у модели прошлого поколения, исключительно высокое в своем классе разрешение, привлекательная цена
Недостатки: ограниченный выбор расцветок, грили выведены в разряд опций
Цена: 83 400 рублей