Технический комментарий
Технические измерения по схеме RMAA всех пяти CD-проигрывателей на TDA1541 сведены в таблицу. Сюда для наглядности дополнительно внесен первенец Philips CD100 из предыдущего материала о TDA1540. Если верить только абсолютным цифрам, может сложиться превратное впечатление. Возьмем, например, строку гармонических искажений THD.
Из таблицы вроде бы следует, что по этому параметру CD100 выступил хуже всех. Уровень его искажений не очень велик, но все же он более чем в два раза выше, чем у бюджетного аппарата CD584, разделившего первенство с топовым Philips CD880. Ну что, победа современной техники? Скорее всего, вот так и работали рекламные буклеты для техно-озабоченных.
Но если мы до всякой аудиофильской риторики просто посмотрим на картину и характер гармоник вокруг тестового тона 1 кГц, то мы увидим, что в тракте CD584 присутствует наводка частоты питания 50 Гц, которая не учитывается при подсчете гармоник от сигнала 1 кГц. Идем дальше.
Наводок 50 Гц практически нет у плееров Sony, включая CDP-750. Напомним, самого невыразительного по звуку аппарата в этой подборке. И цифра процентов искажений этой модели оказалась даже ниже, чем у старшей модели CDP-337 ESD с двумя ЦАПами!
О чем это говорит? О том, что аппараты с более высокими цифрами THD искажениями «интереснее звучат»? Да нет же! Еще раз смотрим на графики.
У Philips CD100 доминирует четная 2-я гармоника. У Sony CDP-337 ESD — тоже. Правда, потом выделяется 10-я. А у CDP-750 3-я и 6-я почти равны.
А кроме того, у CDP-337 ESD гармоники высоких порядков чистенькие, без мусора между пиками. Все благодаря мощной 8-кратной передискретизации цифрового фильтра, в отличие от 4-кратной, как у всех остальных участников теста. В Sony любили высокие обороты.
Итак, четные гармоники низших порядков предпочтительнее и чтобы не было помех квантования? Ох, это было бы слишком просто, потому что такую же картину можно наблюдать даже у Topping E30, который играет музыку в диапазоне от «пресно» до «паршиво». Аппараты даже на одном чипе и выходных ОУ могут исполнять музыку совсем по-разному.
Как мы видим, данные THD весьма отдаленно коррелируют со слушательским опытом. Отчасти с этим и связано падение интереса к измерениям во многих аудиожурналах. Ты его (т.е. оборудование) сначала купи, человека возле него посади, потом учись измерять, потом учись интерпретировать.
А затем выясняется, что два аппарата разной весовой лиги при схожих измерениях могут кардинально отличаться по звучанию. Проблема тупиковости лексикона Hi-Fi-рекламы 80-х никуда не делась. И заявлять из раза в раз в новостях о поддержке каких-то бесполезных 768 кГц на ЦАПе так же стыдно, как и начертать ту самую линеечку 20 Гц — 20 кГц на спинке Philips CD101.
Неужели все совсем просто? Формальные показатели цифровой техники настолько высоки, что какие-то там измерения вообще не нужны, все равно от них никакого проку. Опять же — нет!
Как минимум, измерения нужны для оценки фактической исправности устройства и отсутствия в топологии явных косяков. За этим тоже надо следить — как производителю, так и приемке со стороны фронтира потребителей в лице обзорщиков. Ну и, параллельно с измерениями, подключать и свой субъективный опыт оценки. Ведь пока еще не разработана математическая модель слуха. Да и будет ли?
TDA8567q 4х25 Вт
Мостовой усилитель класса Hi – Fi на четыре канала. Открыть в полном размере
Есть защита от короткого замыкания выходного каскада и термозащита с уменьшением выходной мощности при перегреве. А еще микросхема обладает защитой от колебаний напряжения и режимом отключения. Еще данная микросхема обладает режимом вкл/выкл входного сигнала(режим Mute), и защитой при подаче напряжения на схему от «щелчка».
Характеристики микросхемы
Параметр | Значение |
Uпит | 6-18 В |
Iвых | 7,5 А |
Iпокоя | 230 мА |
Pвых | 4х25 Вт |
Rвх | 30 кОм |
Коэффициент усиления | 26 дБ |
Полоса частот | 20-20000 Гц |
Коэффициент гармоник | 0,05 % |
Rнагр | 4 Ом |
Назначение выводов
Номер вывода | Назначение |
1 | Напряжение питания |
2 | Выход 1+ |
3 | Общий |
4 | Выход 1- |
5 | Выход 2- |
6 | Общий |
7 | Выход 2+ |
8 | Напряжение питания |
9 | Диагностика |
10 | Вход 1 |
11 | Вход 2 |
12 | Общий сигнальный |
13 | Вход 3 |
14 | Вход 4 |
15 | Выбор режима |
16 | Напряжение питания |
17 | Выход 3+ |
18 | Общий |
19 | Выход 3- |
20 | Выход 4- |
21 | Общий |
22 | Выход 4+ |
23 | Напряжение питания |
За кем правда?
Возвращаясь к итогам обзора пяти образцов техники на TDA1541, нужно отметить, что в самых удачных пассажах я все-таки не забывал, что передо мной не аналоговый источник. Даже в случае с Philips CD880, который приглянулся более прочих. Конечно, у него текучий, тембрально щедрый саунд. Но все-таки слишком организованный, чтобы его можно было принять за спонтанное аналоговое порхание крыльев бабочки.
Более того, что-то мне подсказывает, что так вполне могли сыграть своими HDAM-каскадами топовые плееры Marantz, которые появились в начале 90-х из-под крыла Кена Ишивата. Уже на других микросхемах, безо всякого мультибита TDA1541, но с определенной нацеленностью на этот удачный архетип. Так что в этой пятерке CD880 признан лучшим, но если бы мне пришлось оставить какой-то один CD-проигрыватель, то — прости, TDA1541 — это был бы аппарат из первого поколения Philips.
Те угловатые алюминиевые боксы в истории цифрового аудио стоят особняком и звучат совсем не так, как все последующие CD-проигрыватели — и конкуренты, да и сами Philips, как видим. Феномен «аналоговой» природы TDA1540 можно сравнить с разными подходами в области визуального искусства.
Иллюстрация В.А. Фаворского к рассказам Б. Пильняка (1932)
В графике существует прием, когда одна сторона объекта остается как бы «незаконченной» в месте, где на нее по сюжету падает свет. Технически это выглядит как не доведенная линия контура либо не заштрихованная область. При этом мы продолжаем воспринимать целостность изображаемой фигуры — она не расплылась, но!
Границы объекта оказываются разомкнутыми, и за счет этой связи с окружающим светом композиция смотрится более выразительно, даже в черно-белом исполнении вызывая в памяти «узнавание» бликов полуденного солнца. Музыкальные консервы-фонограммы — по сути, это такой же ограниченный, как черно-белая графика, набор средств, обращенный к нашему воображению.
В звучании CD-проигрывателей и более современных цифровых источников все контуры и штриховку стремятся любой ценой довести до конца. «Технически» это правильно, как АЧХ в линейку.
Как уже говорилось, излишняя перегруженность деталировкой в цифровой фотографии вынуждает затем тратить уйму времени на удаление дефектов кожи, которые вообще не бросались в глаза человеческого зрения. Для дуры-матрицы перечень прыщей и сосудов на лице оказываются важнее выражения на лице и магии момента.
Пример с графикой выше показывает, что решение творческой задачи вовсе не предполагает старательной отрисовки объекта — подобно подмастерью, линейно, равными долями. В зрительном восприятии, как и со слухом, также существует своя эквализационная «кривая».
В первом поколении CD-проигрывателей Philips удалось выдержать баланс и раскрыть художественную выразительность фонограммы, закодированной в PCM. Но как же сложно формализовать эту разницу, не вдаваясь в литературные метафоры!
«Попробуй продать мне эту ручку»
Долгое время маркетинговая стратегия вокруг Hi-Fi-аппаратуры строилась на улучшении технических характеристик. На этой волне родились и крепчали год от года виниловые директ-драйвы и транзисторные усилители с глубокой обратной связью. Для японских гигантов электроники это была золотая пора. Сыпать данными измерений было легко и приятно. С цифровой техникой, которая по этим показателям прыгнула вообще в другую галактику (ну, или наоборот, переместилась на молекулярный уровень в процентах искажений), привычная риторика встала в тупик. На панели проигрывателя Philips CD101 еще красовалась картинка с линейной АЧХ, но больше никто себе такого не позволял. Толку квохтать о частотном диапазоне, когда любой лазерный вертак у соседа без труда выдает заветные 20 Гц – 20 кГц? Поэтому акцент сместился на другие цифры, но уже обработки сигнала – битность, дискретность и т.п. Этот тренд действует и поныне вот уже без малого сорок лет.
Philips CD101: Кстати, в реальности АЧХ этого и других плееров с фильтром SAA7030 все-таки имела характерные колебания
Несмотря на то, из всей массы первых CD-проигрывателей меломаны, аудиофилы и рецензенты Hi-Fi-прессы меньше всего жаловались на аппараты, построенные на TDA1540, рынок требовал от Philips выпустить «настоящий 16-битный конвертер». Голландская компания с самого начала скептически оценивала шансы обеспечить линейность и точную отрисовку сигнала через ноль на младших отсчетах 16-битного кода. Таковы уж конструктивные особенности R-2R конвертеров, в которых порции тока формируются резисторами.
Каждый резистор в мультибитной лестнице должен ровно в два раза отличаться по номиналу от соседа
Поэтому при разработке спецификации лазерного компакт-диска Philips решили осторожно ограничиться 14 битами, что и было продемонстрировано в 1979 году на первых демонстрациях носителя аудио с бесконтактным считыванием. Затем под давлением Sony голландцы вынуждены были присоединиться к 16-битному формату
Эту историю все знают.
Как выбрать цифро-аналоговый преобразователь?
Какой ЦАП лучше купить? Довольно сложный, на первый взгляд, вопрос легко разрешается, если следовать приведенным ниже рекомендациям. Перед совершением покупки необходимо четко определиться с назначением нового устройства и ожиданиями от него. Стоит ли задумываться о приобретении профессионального преобразователя, не имея столь же качественной аудиосистемы? Имеет ли смысл покупать бюджетный конвертер и ожидать от него качественного звучания? Современный рынок предлагает большое разнообразие для подбора необходимой модели с различными характеристиками и стоимостью. Критерии выбора достаточно просты
На что нужно обратить внимание в первую очередь:
- Число и вид цифровых входов.
Данный параметр напрямую зависит от устройств, которые планируются к использованию в качестве источника звука. Современные преобразователи чаще всего подключаются к компьютеру с помощью USB-порта. Кроме этого используются оптические и электрические (коаксиальные) типы соединения. В профессиональных устройствах также применяют «продвинутый» вариант подключения AES/EBU с использованием балансных кабелей, не подвергающимся наводкам внешней среды. Последнее время все чаще появляются модели с возможностью подключения к внешним устройствам при помощи Bluetooth или Wi-Fi.
- Оптимальной разрядность и частота дискретизации
Эти характеристики определяют качество воспроизведения, т. к. отвечают за точность преобразования сигнала. Разрядность — показатель числа уровней сигнала на выходе преобразователя. Для аудиозаписей на CD-дисках разрядность составляет 16 бит, а у звука высокого разрешения (Hi-Res) – 24 бит и выше. Частота дискретизации – число отчетов в период времени при оцифровке. Для звуковой дорожки CD-диска этот показатель составляет 44,1 кГц, DVD – 48 кГц, Hi-Res – 96 кГц или 192 кГц и т.д.
- Вид аналоговых выходов
Тип выходов определяется входами акустической системы. Например для подключения к аудиосистеме с симметричными входами, необходимо наличие у ЦАП таких выходов. Большинство конвертеров оснащено одним или несколькими выходами для наушников (jack или mini-jack).
- Размеры
Габариты устройства, прежде всего, зависят от его предназначения. Последнее время набирают популярность модели с компактными размерами. Такие девайсы легко умещаются в кармане и чаще всего используются для преобразования звукового сигнала со смартфона или планшета. Для особо требовательных ценителей качественной музыки больше подойдут более объемные стационарные варианты с расширенным функционалом.
- Дополнительные функции
Среди дополнительных функций, которые могут быть весьма востребованными стоит выделить:
- наличие аналоговых входов и возможность регулировки исходящего сигнала (использование устройства в режиме предусилителя);
- наличие лампового выхода;
- наличие выхода для наушников;
- возможность подключения к устройству при помощи беспроводных сетей;
- управление с помощью пульта и т.д.
- Стоимость устройства
В данном случае предельная цена устройства определяется не только финансовыми возможностями покупателя, но и тем, какая звуковая аппаратура и источник цифрового сигнала будут использоваться. Нет смысла покупать дорогой ЦАП в случае использования слабенькой аудиосистемы. При этом не следует экономить, если в дальнейшем планируется ее замена или модернизация до более качественного уровня.
- Влияние бренда
Преобразователь какой фирмы лучше? По мнению покупателей, лучше ориентироваться на проверенные годами бренды. Среди признанных мировых лидеров в производстве цифро-аналоговых конвертеров — японская компания Teac, британская Cambridge Audio, австрийская Pro-Ject и многие другие. Это те производители, которые смогли завоевать популярность по всему миру и наверняка не позволят потенциальному покупателю разочароваться в своей продукции.
- Прослушивание
Крайне важно перед покупкой в живую услышать потенциальное приобретение. Если такая возможность отсутствует, то обязательно необходимо ознакомится с отзывами реальных владельцев подобных устройств или экспертов
Ниже представлен рейтинг популярных моделей цифро-аналоговых преобразователей с описанием их технических характеристик, а также достоинств и недостатков.
Дизайн и управление
Упакован этот ЦАПик минималистично, но достаточно надёжно — обычная картонная коробка с ребристым поролоном внутри наверняка защитит устройство от любых невзгод. Комплект поставки включает сам ЦАП и… на этом всё. В принципе — этого достаточно, а MicroUSB-шнурки можно купить где угодно.
Первое, что подкупает в данном устройстве, — это небольшие размеры. Он, конечно, чуть толще типичного современного плеера, но по остальным размерам — даже меньше большинства из них. Корпус традиционно сделан из чёрного алюминия, все элементы управления размещены на передней и задней сторонах.
Впереди находится регулятор громкости, он аналоговый, но используется хороший потенциометр без разбаланса каналов и шума при вращении. Дальше идёт переключатель коэффициента усиления и гнездо для наушников (естественно, 3,5 мм). На задней панели разместился выключатель питания, два светодиода-индикатора (работы и заряда батареи) и два MicroUSB-порта. Каждый из них можно использовать для подключения к устройству, но один будет заряжать ЦАП от питания USB, второй — нет
«Чистый» вход логично использовать с разными смартфонами и плеерами, для которых важно сберечь заряд аккумулятора, а тот, что с зарядкой — удобней при работе с ПК. В принципе, можно использовать и два провода одновременно: один для зарядки, второй — для данных
Лучше с умным потерять 2 бита, чем с дураком найти 32
В своем технофетишизме японские концерны электроники частенько были настроены на максимальные цифры какого-то одного параметра без учета собственно художественной задачи. Это стремление потом аукнулось много где.
В индустрии звукозаписи это привело к снятию «защиты от дурака», которой поневоле обладало аналоговое оборудование и носители. На магнитной мастер-ленте ты не мог бесконечно задирать ползунки эквалайзера, иначе вырастали шумы в миксе. На пластинке ты не мог бесконечно повышать громкость микса, иначе терялась устойчивость картриджа в канавке. А теперь все стало «можно».
Пострадала и красота и в других жанрах. Вам не приходило в голову, почему даже на уровне семейного архива больше эмоций и размышлений вызывают снимки, например, 1987/97-го, чем 2007/17-го годов? Промежутки времени одинаковые, а разница как между кино- и видеосъемкой.
Все это время производители цифровых камер соревновались между собой в стерильной четкости картинки, забив на фото- и киноархивы, на которых вообще-то была запечатлена вся история XX века. И даже кусок XIX-го. Эти люди нагоняли мегапиксели на крошечные CCD/CMOS матрицы вместо изучения квантования оптико-химических процессов в фотоэмульсии.
Поэтому даже в дорогих Pro-камерах матрица беспомощна перед пересветом, а сам RAW-снимок всегда нуждается в дальнейшей обработке, вроде грима на покойнике. Съемка на цифровую камеру утратила художественную выразительность. В итоге мы имеем кучу современных кинолент с белым небом и миллиарды унылых инстаграмов, на которые накладываются нелепейшие искажения, чтобы придать «пленочный вид». Но это уже другая история.
А тогда в начале 80-х Philips пришлось что-то предпринимать для избавления от клейма «недостающих 2 бит», которое работает и до сегодня в устах очередного глупца на аудиофоруме. Сначала удалось красиво обойти техническую задачу в виде цифрового фильтра SAA7030 с передискретизацией и специальным нойзшейпером. Таким образом, младшие два разряда из 16-и вычислялись математически в виде трех точек между отсчетами старшего порядка. Благодаря этому приему и системе динамического усреднения тока для резисторов (DEM) итоговая монотонность и другие характеристики TDA1540 превосходили 16-битные ЦАПы Sony и Burr-Brown, которые тупо майнили младшие биты «железным способом» с ожидаемо более высоким уровнем ошибок.
Но эти инженерные нюансы TDA1540 мало кого интересовали и тогда, и сейчас. Самая красивая идея принесет только убытки, если ваша риторика не очень убедительна для покупателя. Так что Philips немного покряхтели, да и принялись разрабатывать полный 16-битный конвертер, как у всех.
Прототип чипа TDA1541 с золотыми ножками и названием A/N3 (Anton Niko 3) был готов уже в 1984 году. Через пару лет TDA1541 вытеснил прежнюю разработку TDA1540, причем не только в собственных CD-проигрывателях, но и поставлялся другим производителям, включая партнеров/конкурентов Sony. С него и начнем.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Apple MacBook Pro Retina 2016 в роли источника
- Audirvana+ в роли плеера
- Наушники: Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda и другие
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Конечно, TDA1305 — это уже не чистый «мультибит», а одна из первых микросхем, использующих гибридную технологию (грубо говоря, смесь «мультибита» и дельта-сигмы), но AKS1305P взял лучшее из того, что любят в решениях Philips, и максимально постарался скрасить недостатки. Это устройство предлагает драйвовую подачу с акцентированными атаками на нижней половине частотного диапазона и немного сглаженные ВЧ.
Среднечастотный диапазон строится от «эффектности». Именно максимальная выразительность эмоций и драйв — конёк данного устройства. Для этого AKS немного сглаживает микронюансы, но подчёркивает эмоции и макродинамику записи, максимально стараясь передать цельность произведения, не разделяя его на мелкие части. Для любителей аудиофильского «выслушивания дыхания» он не подойдёт, а вот фанатам энергичных стилей и наслаждения мелодией целиком данная модель «то, что доктор прописал». Воображаемая сцена примерно средней ширины, но с хорошим разделением инструментов, глубина немного меньше средней, планы подаются чуть слитно, такова манера «комбайна».
ВЧ-диапазон, с одной стороны, звучит с некоторым упрощением, с другой — многим это понравится. Тут нет идеально чёткой проработки атак, нет «слоистости», обеспечиваемой безупречными затуханиями, всё это — удел топовых современных решений. Но этот малыш вполне нормально справляется с ВЧ и однозначно придётся ко двору любителей неагрессивных ВЧ, тем более что общая детализация и количество «верха» тут вполне нормальное.
MyST PortaDAC OCUB 1866. На мой вкус, AKS является примером того, как можно реализовать схожую концепцию звука, но правильно. 1305 тоже немного акцентирует НЧ, тоже слегка упрощает ВЧ, но при этом делает это в умеренных количествах, не доводя идею «винтажности» до гипертрофированности. Также на стороне AKS — меньшие размеры и цена, поэтому, на мой взгляд, единственная причина рекомендовать OCUB — дополнительные входы и сомнительная реализация Bluetooth.
CEntrance DACPortable. Пока у меня ещё не побывал на обзоре новый BlueDAC — «портабл» — лучшее по звуку устройство от CEntrance у меня в коллекции. В целом CEntrance предлагает абсолютно противоположную подачу: нейтральную, детальную, с уклоном в мониторность. Плюс на стороне CEntrance поддержка современных наворотов типа DSD и хайреза, из минусов — более высокая цена.