Тип привода
По большому счёту встречается три типа привода: пассиковый, роликовый и прямой. В прежние времена встречались экзотические конструкции, вроде гидравлического привода. Роликовый привод позволяет легко организовать подстройку скорости вращения. Может служить источником специфических вибраций, хотя при правильном выборе материала ролика этих вибраций можно избежать.
Прямой привод является наиболее завершённым с логической точки зрения. Обеспечивает наилучшую равномерность вращения. Коммутатор двигателя может служить источником импульсных помех, однако при грамотной прокладке проводов, уровень помех может быть достаточно низким. Пассиковый привод наилучшим образом изолирует диск проигрывателя от вибраций, но для подстройки скорости приходится применять хитрые системы. В наше время производители скорее выберут пассиковый привод с процессорной системой управления, нежели более простой и надёжный прямой привод с такой же системой. Высокоскоростной двигатель необходимо «отвязать» по вибрациям от стола. Двигатель либо подвешивают на пружинах или эластичных амортизаторах, либо же отделяют его от конструкции проигрывателя.
В чем разница между MC- и MM-картриджами?
Любой радиотехнический интерфейс (в данном случае – между картриджем и фонокорректором) для максимально полной передачи информации требует от обоих компонентов соответствия определенных электрических параметров – таких как коэффициент усиления и импеданс.
MM-картриджи, как правило, обладают более однородными электрическими характеристиками, что позволяет производителям разработать одну схему, подходящую почти всем. У головок второго типа все не так просто.
MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих MM-собратьев, тогда как у головок с низким уровнем он меньше того во много раз. Для оптимизации соотношения сигнал/шум фонокорректор должен обеспечивать переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, MC-моделям необходимо от 50 до 70 дБ.
Магнитные катушки также различаются по сопротивлению, емкости и индуктивности – все эти три параметра вносят вклад в общий импеданс. Верно подобранные, они обеспечивают оптимальность подключения картриджа и фонокорректора, а также более качественный звук.
Большинство производителей MC-картриджей задают приемлемые значения этих параметров; но, как всегда, стоит поэкспериментировать.
Может оказаться, что именно в вашей системе небольшое изменение одного показателя сделает звук заметно лучше. Обычно с понижением сопротивления растет плотность звучания и уменьшается выразительность тонального характера. Как правило, его значение составляет от 100 до 500 Ом.
Показатели емкости варьируются от 200 пикофарад до 1 нанофарады – чем выше значение, тем сильнее отфильтровываются самые высокие частоты. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут отчетливо слышны.
Выбор места для установки
Идеальная стойка под проигрыватель – совершенно горизонтальная, низкорезонансная и установленная максимально далеко от источников вибрации, включая АС.
Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; а вот на подвесном деревянном полу она усилит воздействие шагов. В этом случае мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью устранить проблему шагов. Только не забудьте о надежных болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться слишком разрушительными.
Большинство проигрывателей снабжены какой-либо разновидностью изоляции – от простейших резиновых ножек вплоть до продуманной системы полной подвески. Чем она лучше, тем менее капризна вертушка к месту установки. Модель любой конструкции всегда выигрывает от грамотного расположения и солидной опоры.
Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа
Клемп — часто очень нужный, но также и очень спорный аксессуар для проигрывателя винила. Если посмотреть на историю, то подобные принадлежности появились намного позже, чем произошел расцвет винила как носителя. Сейчас можно встретить самые разные подходы: есть производители, которые не рекомендуют использовать какие-либо прижимы со своими аппаратами, есть и те, кто сами делают клемпы, притом нередко хитрой цанговой или винтовой конструкции, и эти клемпы входят в комплект к проигрывателям в качестве обязательной части.
Критерии оценки
Все или почти все представленные в тесте аксессуары, инструменты, или даже приборы мы собрали не самым привычным, но вполне объяснимым способом — просто пришли в магазин, где все это продается, и устроили «разграбление» витрин. Т.е. изучили все, с чем можно столкнуться в обычной жизни. По опыту мне все это знакомо, что-то лучше, что-то хуже, а пользовательские свойства каждого экземпляра нетрудно оценить на практике.
Теоретических обоснований здесь несколько, от необходимости как-то распрямить пластинку, если она слегка искривлена, до полной жесткой фиксации пластинки к основному диску на время проигрывания. А истина, как водится, где-то посередине. Вопрос использования клемпов я разбираю почти в каждом тесте проигрывателя, отталкиваясь от свойств конкретных аппаратов. Ведь все не так просто на практике. Различные конструкции (просто прижимы, цанговые или винтовые клемпы) работают по-разному. Материалы клемпов также оказывают свое воздействие, да и вес влияет не только на звук, но и на нагрузку на подшипник и мотор. В плане выравнивания пластинки почти ни один клемп не идеален, нужна или вакуумная система прижима, как это делали в свое время японские производители, например Micro Seiki, или два прижима — по центру и по краю, как сейчас делает на старших моделях проигрывателей компания VPI. В случае же с обычными клемпами, которые можно приобрести в магазине, однозначно верного решения нет. Кому-то подойдет тяжелый прижим под килограмм весом, а в другом случае более удачным окажется, наоборот, легкий цанговый. Единого правила тут нет, разве что не стоит излишне нагружать аппараты с легкими дисками и не очень массивными подшипниками.
01. Тяжелый металлический клемп Pro-Ject Record Puck — 3500 руб. 02. Клемп с карбоновой вставкой Millennium Audio Silentor 10 300 руб. 03. Алюминиевые цанговые клемпы — не очень тяжелые при своих размерах. 04. Легкий цанговый клемп, весит он совсем немного. 05-06. Наборные, скрепленные резиновыми кольцами клемпы Thorens Stabilizer —в зависимости от цвета 7500–8500 руб. Все остальное — вес, конструкция, материал — работает очень индивидуально. Хотя я, имея массу наблюдений, давно сделал вывод, что, если пластинка по своему состоянию позволяет обойтись без прижима, лучше и обойтись. Разве что прижать пластинку на время чистки щеткой, чтобы не проскальзывала. Идеальных клемпов, не давящих воздушность и прозрачность звука, встречается очень немного, и чаще всего это штатные разработки, сделанные инженерами для своих конкретных моделей проигрывателей.
Шум и сигнал
Магнитные головки разделяются на:
- подвижный магнит (ММ);
- подвижную катушку (МС).
Бюджетные модели и средний уровень техники оснащают подвижным магнитом, когда держатель при передаче колебаний контактирует с ним. Поскольку магнит перемещается, но присутствует стабильная катушка индуктивности, создается переменное магнитное поле, инициирующее электродвижущую силу. Преимущества конструкции:
- простота производства;
- выходное напряжение достигает 0,8 мВ.
Чем игла звукоснимателя крупнее, объемнее головка в целом, тем выше инертность системы, то есть уменьшается динамика воспроизведения. Страдает высокочастотное воспроизведение, ухудшается качество разделения каналов. Механизм воспринимает нагрузки, что обязывает устанавливать емкостные фонокорректоры.
МС – головка винилового проигрывателя, в которой магнит инициирует постоянное поле. Электродвижущая сила провоцируется движением катушки. Так как магнит не двигается, установка компонента большего размера не приводит к ухудшению параметров воспроизведения. Магнитное поле сохраняет однородность, что минимизирует искажения звука. Миниатюрные иглы звукоснимателя винила обеспечивают лучшую передачу сигнала.
Недостаток системы – пониженное выходное напряжение. Невозможно подключить звукосниматель к фонокорректору, сперва придется добавить в цепь трансформатор. Проигрыватель качественно работает, если экранирован от паразитных наводок.
Еще одно отличие МС и ММ головок – технология замены комплектующих. ММ-система допускает смену вкупе с магнитом. Сделать это удастся дома, не имея большого опыта. МС-головку придется сдавать в ремонтную мастерскую или даже отправлять производителю.
А вот заточка иглы звукоснимателя обычно эллиптическая в обоих типах головок. Эта конструктивная деталь помогает снизить искажения звука вдвое. Расширяется спектр частот, доступных проигрывателю.
Материал диска и мата
Поворотный диск может быть отлит из металла (обычно из алюминиевого или магниевого сплава), либо изготовлен из акрила, стекла или MDF. Если диск развязан со столом, его масса больше влияет на характеристики, нежели материал, из которого он изготовлен. В прежние времена маты делались почти исключительно резиновыми, и лишь в студийных проигрывателях встречались фетровые маты. В зависимости, от сочетания материала диска и мата звучание проигрывателя может становиться либо наполненным, либо пустым на средних частотах. Бас может приобретать некую вальяжность, либо, наоборот, становиться нервным. По некоторым данным, «твёрдый» мат лучше работает с «твёрдым» опорным диском, и наоборот. По этому правилу к металлу и стеклу лучше идёт резиновый мат, а к акрилу или MDF подходит пробка или фетр. Диск на мат должен опираться большей частью своей поверхности. Если мат имеет лишь внешнее и внутреннее опорное кольцо, при воспроизведении могут возникнуть проблемы с чёткостью контроля баса. Мат должен исключить проскальзывание диска, а в проигрывателях с быстрым стартом фетровый мат может потребовать использования дополнительного прижима диска (clamp). Кстати, присутствие «клэмпа» во многих случаях благотворно влияет на плавность воспроизведения.
Выравнивание
Определившись с местом для установки винилового проигрывателя, требуется его выровнять. Следует убедиться в том, что все составляющие строго горизонтальны и иглу можно точно установить в канавку. Для проверки лучше всего использовать небольшой спиртовой уровень.
Начинайте с цоколя проигрывателя
Принимая во внимание, что стойка сама по себе горизонтальна, все остальное не вызовет каких-либо проблем
Если по какой-то причине вам потребуется подстройка, то на этот случай воспользуйтесь настраиваемыми ножками. Ими оснащены почти все проигрыватели.
Затем проверьте уровень опорного диска. Чаще всего положение опорного диска фиксировано относительно цоколя, они параллельны друг другу. Но, тем не менее, проигрыватели с подвеской дают возможность немного менять их взаимное расположение.
Как правило, выравнивание производится на месте, но некоторым моделям необходимо специальное приспособление, за которым нужно отправляться к продавцу.
Польза от тестовых виниловых пластинок
Сейчас тестовые пластинки — вещь весьма распространенная, приобрести их несложно, только на практике часто возникают два вопроса. Первый: какую именно пластинку выбрать? Второй: какие из ее возможностей использовать и как?
Что такое по сути тестовая пластинка? Виниловый диск, на котором записаны тестовые сигналы, есть специализированные дорожки для определения параметров настройки или их регулировки. Также есть диски, например, с пустыми участками (просто гладкие поверхности). Обычно каждый производитель сопровождает свое издание подробной инструкцией, хотя инструкции эти не всегда на русском языке, а для кого-то это может оказаться очень критично — те же автопереводчики с такими техническими текстами справляются весьма посредственно. Но если задаться целью, почти по каждому изданию можно что-то найти в сети. Также стоит помнить, что, когда вы изучите все потенциальные возможности тестовых дисков и выберете желаемые параметры, не факт, что все-все удастся найти на одном издании — ведь набор треков и возможностей на разных пластинках разный.
01. Cardas Frequency Sweep and Burn-in Record — 1600 руб. Неплохой диск, но не универсальный. 02. Image hifi Vinyl Essentials — 2200 руб. 03. Hi-Fi News Analogue Test LP — 2650 руб. Одна из самых удобных тестовых пластинок, да и комплект хороший — кроме пластинки, есть еще несложные шаблоны в комплекте. 04. Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP — 2400 руб.
Попробую обобщить, что же может понадобиться на практике. Самые базовые возможности, почти всегда это первые треки на первой стороне — определение правильности поканального подключения и правильности фазы. Да, и то и другое проверять стоит, на практике ошибки не так уж редки. Следующая очень удобная возможность — измерить резонансные частоты конкретного тракта, именно вашей головки на вашем тонарме. Не секрет, что далеко не все производители тонармов указывают эффективную массу и не все головки снабжены данными о податливости иглодержателя. А именно эти значения в сочетании с массой головки и дадут значения резонансных частот, и проверить, попадаете ли вы в допустимый диапазон, или нет, может быть, что-то стоит скорректировать, определиться с выбором головки, если имеющаяся никак не подходит, — вот все это позволяет сделать всего пара тестовых треков на пластинке. Исключительно полезная функция.
Что еще может пригодиться? Дорожки для настройки антискейтинга, точнее для измерения правильности его настройки, и нулевые «лаковые» дорожки. Ими можно пользоваться также для настройки и положения головки и антискейтинга, только делать все это не на слух, а на глаз. И если настроить геометрию можно и при помощи шаблона, то в отношении антискейтинга, при разных особенностях тонарма, головки и ее иглы, более информативным может оказаться или один, или другой способ. Это основные возможности, но предлагаемых треков на пластинке обычно больше десятка, и при желании можно освоить использование их всех, если в том есть необходимость и есть уверенность, что все полученные данные вы сможете правильно интерпретировать.
Вертикальная настройка «VTA»
VTA — вертикальная настройка иглы винила, если смотреть сбоку по отношению к виниловой пластинке. Этот параметр может быть отрегулирован путем повышения или понижения вашей базы тонарма. Как и в случае с азимутом, некоторые тонармы не обеспечивают настройку VTA, опять же, тонармы Rega являются примером. Пожалуйста, ознакомьтесь с инструкциями по изготовлению тонарма перед выполнением любых настроек.
Rega Planar 3
Идея состоит в том, чтобы установить угол кантилевера относительно поверхности записи, чтобы он был близок к исходной головке. Как и во всех других параметрах, вы должны иметь в виду, что понижение или повышение тонарма изменит физическое взаимодействие между картриджем и записью, равно как и изменение звука.
вертикальная настройка
Отправной точкой является установка параллельно пластине, опираясь на поверхность записи. Это может быть трудно сделать с помощью неумелых рук, но приложите все усилия. Если производитель картриджа наклонил консоль примерно на 22 градуса к горизонтали, тогда установка трубки рычага параллельно поверхности записи должна быть адекватной. К сожалению, консоли не всегда наклонены правильно, поэтому установка трубки рычага параллельно поверхности записи может не привести к правильной настройке. В дополнение к сложности, не все записи имеют одинаковую высоту, что приводит к изменению VTA от записи к записи.
Настраиваем положение иглы
Посмотрите на иглу сверху: во время движения головки звукоснимателя по дуге виниловой пластинки, игла должна находиться (относительно канавки) в таком же положении, в каком находится записывающий резец в процессе движения по прямой. Затем взгляните на иглу с торца. Она должна находиться под углом 90°к канавке. В противном случае иголка начнет «считывать» неравномерно. Из-за этого сигнал 1 канала будет больше. Далее посмотрим на иглу сбоку – насколько правильно произошла в канавке «посадка» иглы, находится ли она под тем же углом, что и записывающий резец?
После этого переходим к проверке расстояния от центра вертикальной стойки поворотной ножки тонарма до шпинделя диска (как правило, данный промежуток обозначается отверстиями на площадке самого тонарма). Здесь нужно придерживаться рекомендаций производителя.
Затем вам необходимо убедиться в том, что все проводки из тонарма, а также пайки, их контактные наконечники в отличном рабочем состоянии. Далее переходите к чистке контактов между наконечниками проводов и штырьками головки звукоснимателя. Будьте предельно осторожны – не повредите провода в области, где они спаиваются с наконечником. После этого оцените качество винтов крепления головки звукоснимателя. Завинчивать их всегда нужно с усилием, поэтому пластмассовые лучше заменить на металлические (латунные, алюминиевые или из нержавеющей стали). Чтобы хорошенько затянуть винты со шлицем, вам потребуется отвертка с диаметром рукоятки приблизительно 19 миллиметров («ювелирные» отвертки не подойдут).
Поставить проигрыватель идеально ровно
Уровень — это уже скорее инструмент, но инструмент, совершенно необходимый для того, чтобы правильно установить проигрыватель. В моем понимании, идеальный вариант — это когда и проигрыватель, и полка, на которой он устанавливается, имеют возможность регулировки. Что сказать, люблю я точность и большее количество степеней свободы. Да и конструкция подшипника многих проигрывателей обязывает к точной регулировке.
01. Уровень Millenium — 1800 руб. — удобно, ухватисто. 02. Похожий уровень Pro-Ject — 1200 руб. Почти то же самое. 03. Ortofon Bubble Level — 1700 руб. Удобный, точный, подходит для всех целей. 04. Ortofon Libelle — 350 руб. Конструкция проще и дешевле, но работает. 05. Millennium Audio M-Cross — 1800 руб. Вопрос — а зачем? Допустим, техника позволяет настройку по уровню. И хорошо, когда уровень, пусть и простой, идет в комплекте с проигрывателем. Но если нет — нужно что-то приобретать дополнительно. Конструкции есть самые разные, но в их основе жидкостный уровень с пузырьком воздуха внутри, разница только в конкретной реализации и в удобстве. Есть уровни, позволяющие регулировку только в одной плоскости, есть круглые или крестовые, позволяющие настраивать все и сразу.06. Механический лифтавтомат. Сделан так себе, особенно регулировка по высоте. Да и вообще, не надо спать, слушая винил — для этого есть цифра. 07, 08. Адаптеры для синглов-сорокапяток. От 800 руб. и далее. Часто они вообще идут в комплекте с проигрывателем, но, если синглов в коллекции много — можно и прикупить себе что-то такое красивое металлическое. На звук оно никак не повлияет Самые удобные — круглые уровни, желательно большого размера и с нанесенной разметкой. Есть еще модели, устанавливающиеся непосредственно на шпиндель проигрывателя, — это не обязательно, но смысл в такой конструкции есть. А вот крепить уровни к корпусу проигрывателя мне кажется излишним. Даже если вы обладатель деревянного дома или квартиры в старом доме с деревянными перекрытиями, подстройку не нужно делать каждый день, а только несколько раз в год, и достать уровень, и поставить его на проигрыватель — не проблема.
Отдельно можно сказать о миниатюрных уровнях, предназначенных для крепления к шеллу тонарма. такие тоже выпускаются, но практической пользы от них меньше, чем вреда. кстати, еще об уровнях. Далеко не обязательно пользоваться именно тем, что предлагают в качестве виниловых аксессуаров — конечно, строительный уровень не подойдет, а вот профессиональный инженерный — вполне, сам таким пользуюсь. правда, и стоит такая штучка намного дороже всего того, что мы нашли на витринах магазина аудиотехники. Да, а о том, как в целом стоит подойти к установке проигрывателя можно прочитать в этой статье.
Держим баланс музыки и техники
Что же касается обычной каждодневной практики — выбирая любую мелочь, постарайтесь представить, как вы будете ею пользоваться, удобно ли это, как вещь ложится в руку, и нужна ли она вам для дела, а не для того, чтобы положить ее на полочку рядом с проигрывателем. По крайней мере, для тех вещей, от которых нам нужен функционал, это совершенно справедливо. К тем же аксессуарам, от которых нам нужны некие звуковые свойства, и подход другой. В самом лучшем случае хорошо бы хоть немного понимать, как материалы и конструкции могут действовать друг на друга, где какие закономерности существуют. Да, исключений из правил здесь может получиться чуть ли не больше, чем самих правил, но свое собственное, наработанное с опытом понимание и представление — хотя бы какая-то гарантия предсказуемости результатов и защита от лишних трат.
Этап 4. Установка угла отслеживания иглы
Запись всех виниловых пластинок производится строго под определенным углом. Угол резания традиционно составляет 20 градусов (старые пластинки имеют угол в 15 градусов). Для воспроизведения звука с минимальными искажениями необходимо правильно выставить картридж звукоснимателя. Он должен располагаться строго параллельно пластинке.
Для настройки потребуется специальный пузырьковый уровень, которым мы пользовались при выравнивании проигрывателя, но значительно меньшего размера.
1. Установите пластинку и подведите тонарм.
2. Опустите головку звукооснимателя на пластинку.
3. На головку звукоснимателя положите пузырьковый уровень.
4. С помощью регулировочных винтов опоры тонарма скорректируйте его высоту до «идеальной параллельности» головки.
Некоторые модели проигрывателей виниловых пластинок не предусматривают настройку высоты тонарма. Вместо этого производитель указывает оптимальные картриджи, которые соответствуют параллельной установке тонарма.
На этом настройку винилового проигрывателя можно считать оконченной.
P.S. Если после покупки винилового проигрывателя вы не можете понять за что же, собственно, так хвалят винил, займитесь тонкой настройкой проигрывателя. Потраченное время с лихвой компенсируется отменным качеством звучания.
Удачной настройки и приятного вам прослушивания!
Подготовлено при поддержке Audio Technica.
iPhones.ru
Немного потраченного времени для достижения отменного звучания. Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и…
Рассказать
Все ли ровно?
Виниловая пластинка – довольно необычный по сегодняшним меркам музыкальный носитель. В частности, для наилучшего звучания ее поверхность должна быть расположена абсолютно горизонтально. Именно абсолютно, а не относительно пола, например, который в наших домах почти всегда имеет некоторый наклон. По этой причине, проигрыватель, установленный на столе, при всей своей внешней стабильности на самом деле будет иметь небольшой наклон (в пару градусов) в ту или другую сторону. Это плохо скажется на качестве звука, и поэтому проигрыватель необходимо выровнять. В самом наилучшем варианте сначала выравнивается стол или подставка, на которых установлена вертушка, а потом уже сам проигрыватель. Для контроля горизонтальности поверхности диска и опоры необходимо воспользоваться жидкостным или электронным уровнем – чем точнее будут его показания, тем лучше.
Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя
Казалось бы, такая простая вещь, как мат, может существенно влиять на звук и рабочие свойства проигрывателя. По моим наблюдениям, подбор мата — самый простой и эффективный способ корректировки звука в уже собранном тракте, когда не планируется менять составляющие, но что-то надо немного скорректировать. Вообще зачем нужен мат? Иногда он действительно лишний — многие современные проигрыватели поставляются без матов, их нет ни в комплекте, ни у производителя в качестве опции. У других производителей, наоборот, и в комплекте что-то есть, и опции имеются. Да и выбор вариантов от сторонних компаний большой.
Мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора
Исторически мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора и прочих ненужных артефактов, но технический уровень проигрывателей давным-давно ушел за те пределы, когда это действительно необходимо. Сегодня мат — элемент удобства, чтобы пластинка не проскальзывала по диску или элемент тонкой корректировки звука. Диск проигрывателя может быть легким или тяжелым, он делается из самых разных материалов, но далеко не всегда непосредственное сочетание диска проигрывателя и пластинки — лучший вариант. Например, большинство акриловых дисков при кажущейся их нейтральности все-таки лучше развязывать, а для металлических дисков, за очень редким исключением, это обязательное правило.
01. Толстый кожаный мат Tonar Black Leather Mat — 2200 руб. 02. Карбоновый Millennium Audio Carbon LP Mat — 10 300 руб. 03. Резиновый Tonar Rubber Mat — 2750 руб. 04. Пробковый мат Tonar Pure Cork Mat — 1300 руб. 05. Толстый фетровый мат Millennium Audio M-LP felt mat red — 2600 руб. 06. Тонкий кожаный мат Pro-Ject Leather it black — 2700 руб. 07. Пластиковый Tonar Pure White Perspex Mat — 1850 руб. 08. Пробковый мат со съемной центральной вставкой Millennium Audio M-Corkmat — 2300 руб. 09. Мат из смеси пробки и резиновой крошки Tonar Cork’n Rubber Mat — 2000 руб
Итак, не важно, есть ли в комплекте у проигрывателя мат или нет, либо конструкция диска такова, что мат несъемный, нас ничто не ограничивает в поиске разных вариантов и сочетаний. Помнить стоит только о том, что подбор мата другой толщины должен сопровождаться регулировкой тонарма по высоте и точной подстройкой
Если же таковой настройки тонарм не имеет — все становится сложнее. Допустим, у нас все регулируется. Что мы можем выбрать? Тут и всевозможные пластики, резина, карбон, шерсть, пробка и смеси на ее основе, кожа, стекло, даже керамика или медь — такие маты тоже в природе существуют. Но прежде чем окунуться во все это многообразие, надо понять, а нужно ли это и зачем.
Основное, на что может повлиять мат, — прозрачность, воздушность средневерхнего диапазона, перекосы баланса, излишняя холодность или, наоборот, теплота звучания. И здесь можно попробовать вывести некоторые формулы. Если звук излишне теплый, мутноватый или есть завал по средневерхнему диапазону, скорее подойдут маты твердые, вплоть до стекла или керамики
Если же звук острый и холодный или есть зажатость или перебор по басам, вероятно, надо обратить внимание на материалы типа пробки или фетра, иногда может подойти тонкая кожа
Если вы приобрели свой первый проигрыватель, совсем не обязательно сразу покупать мат
Резиновые маты больше подходят для старых бюджетных аппаратов с неидеальной механикой. Карбон или жесткие пластики — вот с ними все сложнее, бывают случаи и сочетания, когда такие маты работают хорошо, но чаще бывает так, что какие-то характеристики улучшаются, а какие-то ухудшаются. Да, и если вы приобрели свой первый проигрыватель, совершенно не обязательно сразу покупать какой-нибудь мат, даже если его нет в комплекте. Сначала нужно полностью настроить аппарат, дать ему приработаться положенные 40—50 ч, а только потом пытаться определить, нужно дополнительное вмешательство в конструкцию или нет.
Конструктивно удобнее все же цельные маты, без ухищрений типа вынимающейся серединки. А вот матам из твердых материалов крайне желательно иметь выборку-углубление для яблока пластинки. Еще одно полезное свойство — простые и недорогие пластиковые маты можно использовать вместо пылезащитной крышки, но для этих целей подойдет и просто ненужная пластинка.