Synergy
Amp Pairings
For most of my listening on the SU-9, I used 2 amplifiers, the Schiit Magnius for the balanced tests, and my Aune X7s for testing the single-ended output of the DAC. Since both of these amplifiers have balanced capability, I listened using the balanced outputs for both headphone amplifiers.
The pairing of the SU-9 with the Magnius tends to be a bit thinner when compared to how it sounds through the slightly warmer Aune X7s. I ended up liking how the SU-9 sounds with the Magnius though, as SU-9 already manages to sound quite full even without the timbre coloration from the Aune x7s.
Also, the Magnius tended to be better at presenting the details that the SU-9 is capable of presenting.
Headphone Pairings
For headphones, I first listened to the SU-9 through my HD600 connected to the Magnius, and I liked how the combination worked. The HD600 tends to roll off quite a bit at the frequency extremes, and I think the SU-9 was able to help alleviate that a bit by giving the HD600 a bit more mid-bass dynamic impact.
The smooth and detailed midrange on the HD600 though was still there, so the SU-9 was able to compensate a bit for the shortcomings of the HD600 while being able to retain its more desirable attributes.
I then tried the same system with my Hifiman Ananda, and the combination was also quite good. I found that the dynamic impact is emphasized on the Ananda, and this made the Ananda sound a bit more natural in its presentation.
I love the width and transparency of the Ananda, and I think the things that I love about the Ananda’s soundstage were retained with the help of the detailed presentation of the SU-9.
MQA
I’ve had many MQA devices before, and I haven’t found much of a benefit to having the ability to decode MQA on a DAC. I’ve had it with ifi DACs and my Audioquest Dragonfly Red, but I mostly dismissed it as being something nice to have, but not a feature that would spell much of a difference to me.
With the SU-9, I tested the MQA feature that’s available on the SU-9 by playing certain tracks on Tidal that had both a CD-quality version, as well as an MQA version. I was surprised that the difference between the MQA version and the CD-quality version was apparent.
I found that the MQA had a bit more depth to it, and details became more apparent. I think the SU-9’s pre-amp and DAC stage can render details with that much more accuracy that nuances in the track quality become immediately apparent.
0. AptX Adaptive и aptX Low Latency
Самые передовые кодеки семейства aptX
AptX Adaptive – последний на данный момент кодек под «брендом» aptX. По заявлению Qualcomm этот кодек в будущем заменит aptX HВ и aptX LL. По качеству звука он стоит между aptX и aptX HD. А по времени задержки приближается в aptX LL. Такой «универсальный солдат».
AptX Low Latency – Bluetooth кодек с минимальной на сегодняшней день задержкой звука. Она составляет около 30-40 мс и практически не заметна. Соответственно, этот кодек актуален для просмотра видео и\или игр с использованием беспроводных наушников.
Важно понимать, что, по большому счёту, почти все кодеки линейки aptX – это один и тот же кодек, но с разницей в некоторых параметрах. Например, aptX HD отличается от aptX другими параметрами кодирования (при этом основные алгоритмы те же), а aptX LL отличается от основного aptX уменьшенным буфером
Только Adaptive, судя по всему, использует другие основные алгоритмы. Но это не точно.
Сравнение aptX Adaptive, LDAC, AAC и SBC
AptX Adaptive и Low Latency – самые новые и перспективные из кодеков от Qualcomm. Adaptive, судя по всему, скоро будет основным в линейке, заменив более старые версии. Производитель обещает обратную совместимость. Но, конечно, использование конкретных процессоров от Qualcomm необходимо для работы их кодеков: как новых, так и старых.
Sennheiser IE 80S BT наушники с поддержкой aptX Low Latency
AptX Adaptive
Плюсы
- Надёжное соединение, благодаря адаптивному битрейту.
- Поддерживает 16 бит/44. кГц и 24 бит/48 кГц.
- Хорошее качество звука.
- Высокая энергоэффективность.
- Маленькие задержки звука (50-80 мс).
aptX, aptX HD и aptX Adaptive битрейт
Минусы
- Низкая распространённость.
- Для работы требуется один из новых процессоров Qualcomm.
- Качество звука всё же ниже, чем у LDAC.
AptX Low Latency
Плюсы
- Самые низкие задержки звука.
- Хорошие параметры передачи сигнала и качество звука (как у aptX).
- Достаточно надёжная связь.
aptX, aptX Low Latency, AAC и SBC битрейт
Минусы
- Не самое лучшее качество звука.
- Надёжность связи снижается в «загруженном эфире».
- Не очень распространён. И «уйдёт в отставку» после активного внедрения aptX Adaptive.
- ТОП-10: Недорогие беспроводные наушники до 100$
- ТОП-10: Лучшие TWS наушники — бюджетные до 100$
Menu Options
Menu Navigation on the SU-9 is quite intuitive, as I was able to navigate through the menu options when I first turned the unit on. Clicking the rotary dial once would take you into the main menu, and rotating the dial would cycle through the menu options, clicking again would select the highlighted menu option.
The available menu options include input selection, PCM filter, DSD filter, sound color, pre-mode, DPLL brightness, reset, and version. SMSL also included options to put the SU-9 in fixed output mode, as well as the preamp mode with 99 volume level steps.
The input selection will allow you to choose among USB, coaxial, optical, and Bluetooth. Going into Bluetooth mode would automatically make the SU-9 visible to Bluetooth devices, and would allow your Bluetooth devices such as your phone or your DAP to pair with the SU-9.
PCM FIlters
The options for PCM filters include your 7 standard PCM filters, which include Fast Linear, Slow Linear, Fast Minimum, Slow Minimum, Apodizing, Fast Hybrid, and Brickwall. DSD filters that are available with the SU-9 will vary the cutoff frequency of the DSD stream, and a cutoff of 47kHz, 50khz, 60Khz, and 60Khz are available.
The above filters are designed to just fine-tune the way streams are smoothed out by the DAC, but the sound color filters will allow the user to change the Timbre characteristic of the DAC. The sound color characteristics include No filter, Rich, Tube, and Crystal. These will slightly vary the sound character of the DACs sound output.
DPLL
The DPLL option on the SU-9 allows the user to vary the amount of jitter filtering from the USB source. Then there’s the option for brightness control of the display, this would especially be useful for when you want the DAC to not stand out in a darker listening environment. Then finally, there’s the option to reset and the option to view the firmware version currently being run by the SU-9.
With these options, the SU-9 is a versatile DAC and can be used in a variety of situations from a desktop environment to a stereo setup. The filter and sound color options on the SU-9 make the SU-9 an even more versatile DAC, enabling it to suit the taste and compensate for the downstream gear of different users.
Совместимость и конкуренты
Идеальное предназначение этого устройства от SMSL — устройство-компаньон для владельцев ноутбуков, желающих получить качественный звук. Тут его небольшой размер и стильный металлический корпус придутся как нельзя кстати.
Наушники для M2 лучше всего подбирать из числа хороших игроков бюджетной линейки: VSonic, Soundmagic, Takstar, Creative — вот далеко не полный список.
Ближайшим конкурентом этого ЦАПа выступает Fiio E10K. Последний предлагает более ровные ВЧ и немного меньший акцент на низких частотах, при слегка худшей динамике средних частот. При этом устройство от Fiio крупней и стоит на 10 долларов дороже.
Домашний питомец SMSL A2
Третий предусилитель уже не ЦАП, а вполне серьезная, хоть и небольшая база для домашнего кинотеатра или акустической стереосистемы. SMSL A2 совсем не портативный и у него есть внушительный блок питания.
40 Вт на канал и выход для сабвуфера – начинающему киноману и аудиофилу достаточно. Только инструкцию обходить не рекомендую, здесь есть несколько нюансов по настройкам. Тут можно переключится между входами при помощи кнопки на передней панели устройства, присутствует встроенный эквалайзер, позволяющий регулировать низкие и высокие частоты.
- Выходная мощность: 2 x 40 Вт @ 4 Ом
- Соотношение сигнал/шум: >90 дБ
- Перекрестные помехи: < -90 дБ
- Диапазон частот: 20 — 20.000 Гц (± 3 дБ)
- Сопротивление колонок: 3 — 16 Ом
- КГИ+Н: <0,05 %
- Входы: 2 x RCA; 3,5 мм
По звуку этот предусилитель понравился больше. Хотя и полноразмерная акустика ве таки посерьезнее наушников. От классики, до фирменных завываний Тома Йорка и ремастеринговой версии сборника почему-то вспомнившегося Билли Айдола – все звучат хорошо.
А кинозвук – ещё лучше. Да, здесь только стерео и саб, но они заставили пересмотреть пару раз последнюю сцену под дождем из Bladerunner.
Non oversampling DAC без аналогового фильтра
Некоторые NOS ЦАПы не содержат аналогового фильтра. Это позволяет избавиться от частотных и фазовых искажений аналогового фильтра. Аналоговый фильтр может быть активным (содержать операционные усилители, транзисторы, лампы). Это приводит к появлению дополнительных нелинейных искажений.
Однако отсутствие аналогового фильтра ведет к наличию пресловутых «ступенек» на аналоговом выходе ЦАП. На рисунке ниже изображен спектр этих «ступенек».
Выход ЦАП без аналогового фильтра
(спектр «ступенек»)
Спектр алиазов (alias) является копией спектра полезного (музыкального) аудио сигнала. Здесь этот сигнал — это все, что заключено в часьльном диапазоне между 0 и /2 (/2).
Алиазы периодически повторяются вдоль оси частот от /2 до бесконечности. Часть их «перевернута» по частоте (flipped alias).
Можем ли мы слушать такой сигнал без проблем? Да. При определенных условиях.
Если половина частоты дискретизации выше 20 кГц, все алиазы располагаются в ультразвуковом диапазоне. И мы не слышим их. Некоторые люди говорят, что ухо работает в качестве аналогового фильтра в этом случае. И это правда.
Но не существует абсолютно линейных аудиосистем. Что приводит к интермодуляционным искажениям ультразвуковых компонентов. И продукты интермодуляции попадают в слышимый диапазон. И эти продукты коррелируют с полезным аудио сигналом. И это не очень хорошо.
Уровень продуктов интермодуляции зависит от характера нелинейности. Алиазы имеют уровень сравнимый с полезным аудио сигналом. Чем выше уровень ультразвука, тем выше уровень их продуктов интермодуляции.
Так же не нужно забывать о том, что аналоговый тракт аппаратуры (часть аппаратуры, где аудио сигнал существует в аналоговом виде) имеет ограничение динамического диапазона. И максимальный уровень сигнала, передаваемого через аналоговый тракт определяется суммарной энергией спектра аудио сигнала и его алиазов.
Т.е. алиазы потребляют часть динамического диапазона. Другима словами, алиазы уменьшают полезный динамический диапазон.
Полезно ли уменьшение динамического диапазона? Нет. Это ухудшает маскимальное соотношение сигнал/шум. И это особенно нехорошо для сигналов с более низким уровнем.
Для того, чтобы компенсировать воздействие алиасов, динамический диапазон должен быть расширен.
К счастью, аналоговый тракт аудио оборудования (там где аудио сигнал существует в аналоговой форме) имеет собственное ограничение полосы по причине наличия емкостей и индуктивностей проводников и электронных компонентов. Это ограничивает распространение алиасов вдоль оси частот, понижая их уровень с ростом частоты.
Резюме: NOS без аналогового фильтра позволяет избавиться от его искажений.
Но такой ЦАП может иметь:
- слышимые продукты интермодуляционных искажений,
- дополнительное сокращение динамического диапазона полезного музыкального сигнала.
Wireless Performance
Bluetooth has come a long way since the days that Bluetooth is only able to stream Mp3 files, but now Bluetooth can even stream lossless files through aptX HD, LDAC, AAC, and the latest codec, UAT. SMSL has built all these codecs into the SU-9, and this would give the SU-9 the ability to receive lossless files wirelessly.
With Bluetooth on the SU-9, I believe it sounds slightly different when compared to the USB wired connection. Using the same files, at the same bitrate of 16-bit at 44.1kHz, I found the wired connection sounds a bit louder than the same song being played through the Bluetooth connection.
When I slightly increase the volume to volume-match the Bluetooth connection with the wired connection, the 2 connections seem to have the same audio quality between the 2 connections.
Cayin iDAC-6 MK1
Previously $699, now Discontinued
Technical
The iDAC-6 from Cayin was released in 2017, and DAC technology has progressed quite a bit since then. This DAC was released at approximately $699, substantially higher than the current asking price of the SU-9, but I think the 2 are quite comparable. The iDAC has a similar set of inputs and outputs, with both single-ended and balanced XLR outputs available to both DACs.
While there are quite a few similarities between the 2 DACs, SMSL equipped the SU-9 with a Bluetooth receiver, while the Cayin iDAC-6 on the other hand has a switchable tube output stage. The iDAC-6 uses a pair of AKM 4490 DACs, while the SU-9 uses a more updated ESS Sabre 9038 Pro DAC chip. While the DAC chip on the iDAC-6 might be about 1 generation older, the 2 DACs sound should still be comparable.
Another notable difference between the 2 DACs is also the sheer weight of the iDAC-6, I think it weighs 3.8kg, compared to the SU-9’s 0.79kg, I believe this is because the iDAC-6 might have a more substantial power supply inside the chassis.
Tuning
The most immediate difference that I hear when I switch from the iDAC-6 to the SU-9 is that there is an obvious volume difference between the 2 when they are both being run at lineout mode. The line out mode on the SU-9 is slightly louder, so I had to volume match the 2 DACs so that I wouldn’t be fooled into thinking that the SU-9 sounds better when it just sounds louder.
Aside from the volume difference, I also hear a slightly more textured bass region on the iDAC-6 when compared to the SU-9. When I compare drum beats coming from the 2 DACs, the drumbeat sounds thick and round coming from the SU-9. Coming from the iDAC-6, it ends up sounding slightly thinner with the same amount of impact, only that there is a certain amount of textured hollowness to the sound.
The midrange would be about equal on both DACs, as they can present nuanced and textured vocals. The treble would end up being slightly more pronounced on the iDAC6 when compared to the SU-9, but the SU-9 being slightly smoother doesn’t make it a slouch in detail retrieval, even when compared to the iDAC6.
The tubes on the iDAC-6 give it a very smooth but dynamic quality, but in all honesty, the SU-9 is coming pretty close to it in terms of being dynamic and smooth. I believe that the SU-9, without having to use a tube output stage, comes close to having the smooth, dynamic and warm character that the iDAC-6 has, something I believe is hard to achieve for a purely solid-state DAC.
Какие бывают цифро-аналоговые преобразователи?
Без использования звуковых преобразователей пользователь не сможет насладиться музыкальными записями в цифровом формате. Проблема в том, что большинство встроенных ЦАП, которыми оснащены практически все электронные устройства с поддержкой медиа, недостаточно хороши в плане воспроизведения. Простые ЦАП добавят высокий уровень шума, не смогут читать файлы высокого разрешения и т. д. Именно поэтому использование дополнительного девайса — важный апгрейд любой качественной аудиосистемы, вне зависимости от ее состава.
Существует множество разновидностей конвертеров звука из цифрового в аналоговый формат в зависимости от формы и габаритных размеров, функционала и количества входов и выходов. Прежде всего выделяют:
- портативные устройства;
- настольные или стационарные ЦАП.
Портативные конвертеры присоединяются непосредственно к компьютеру или телефону, отличаются компактными габаритами и сравнительно недорогой ценой. Они не требуют отдельного питания и, как правило, оснащены только разъемом для наушников и линейным выходом для подключения к аудиосистеме.
Более функциональным и дорогим вариантом являются настольные или стационарные преобразователи. Они намного габаритнее, требуют отдельного подключения к источнику питания, а также имеют широкое разнообразие входов и выходов. Подключение к источнику цифровым устройством может осуществляться при помощи Bluetooth или Wi-Fi. Такие конвертеры поддерживают множество видов аудиофайлов и имеют встроенный регулятор громкости.
Кроме того, ЦАП разделяются в зависимости от максимальной разрядности, которая характеризует число уровней сигнала на выходе. Чем она выше, чем лучше качество воспроизведения звука. Существуют модели с разрядностью:
- 16 бит;
- 24 бит;
- 32 бит;
- 64 бит.
Среди остальных параметров, которые можно использовать для классификации ЦАП стоит выделить количество и тип входов и выходов устройства, максимальную частоту дискретизации, вид кодирования сигнала (DSD или PCM) и др.
Зачем нужен NOS DAC
Традиционно, PCM цифро-аналоговый конвертер содержит оверсемплер для того, чтобы более эффективно использовать . Потому, что аналоговый фильтр является обязательной частью PCM и DSD ЦАП.
Non-oversampling цифро-аналоговый конвертер используется для того, чтобы избавиться от артефактов (искажений) оверсемплинга (звона цифрового фильтра, неравномерности амплитудно-частотной характеристики в полосе пропускания фильтра и, в некоторых случаях, фазовых искажений). По сути, это обычный DAC без модуля оверсемплера и цифрового фильтра.
По мнению автора, NOS ЦАП не является отдельным типом цифро-аналогового преобразователя. Давайте взклянем на изображение ниже.
NOS DAC. Non-oversampled цифро-аналоговый конвертер
- non-oversampling R2R PCM DAC изображен в части A изображения.
- PCM NOS DAC с сигма-дельта модулятором — в части B.
- примитивный DSD DAC (часть C) также является NOS ЦАП.
Мы видим различные виды конвертеров: два PCM и один из DSD ЦАПов.
Частота дискретизации NOS DAC используется исходя и аналогового фильтра.
Однако, аналоговый фильтр не имеет резкой границы между полосами. Потому, что его усиление плавно изменяется с частотой.
На изображении ниже можно увидеть разницу между цифровым (digital) и аналоговым (analog) фильтрами.
Цифровой фильтр против аналогового
NOS DAC не имеет цифрового фильтра. Следовательно, частота дискретизации non-oversampling ЦАПа должна быть достаточно высокой, чтобы аналоговый фильтр мог эффективно подавить подавить первую по частоте группу алиазов (aliases).
NOS DAC. Частота дискретизации и аналоговый фильтр
Таким образом, запись должна быть сделана на высокой частоте семплирования ЦАПа.
Цифровые фильтры.
ЦАП имеет 3 переключаемых цифровых фильтра: Fast, Slow, Mini. Дальше приведу АЧХ работы этих фильтров. Фильтр Mini оказался самым нелинейным по измерениям. На частотах 44.1 и 48 его неравномерность АЧХ попадет в звуковой диапазон. Нелинейность составляет 1.58 db. Но на самом деле на слух это вряд ли кто-то сможет заметить). На графиках представлены результаты всех фильтров на одной частоте. Немного смущает отсутствие, либо очень высокая частота среза аналогово фильтра в ЦАП. На 192 кГц активное ослабление начинается после 80 кГц. Хотя реально полезного сигнала на таких частотах конечно же нет).
- красный — Fast,
- зеленый — Slow
- синий — Mini
44.1 kHz
48 kHz
88.2 kHz
96 kHz
176.4 kHz
192 kHz
Результаты измерений здесь)))
В видео объясняю некоторые моменты методов измерений:
Packaging
I like the package that the SU-9 came in, it’s clean, functional, and practical. The box itself is just plain, it has foam inserts that will protect the device inside, even if the box were to be dropped during transit as they usually are.
Other things that came with the SU-9 are the USB cable, a power cable, the Bluetooth antenna, and of course the manual. I would have wanted to see some batteries for the remote though, but it’s simple enough to resolve, so I’m not complaining about it too much.
Also missing are some interconnect cables, but I won’t expect it as much with a higher-end product. Since most people buying these things would have a few lying around anyway, and a good pair of RCA interconnects or XLR cables would be a must for this kind of product.
* Выходной интерфейс завершен, с текущим основным интерфейсом для улучшения способности играть
- ВходUSBЛиния передачи данных
- ВыходКоаксиальный,Оптический,IIS(RJ45),AES/EBU
- Поддержка16 бит 24 бит 32 бит
- Windows/MAC/PCM: 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 176,4 кГц, 192 кГц, 352,8 кГц, 384 кГц(Коаксиальный, оптический, AES, высокая поддержка 192 K, если он выше 192 K, он должен использоваться с передачей IIS)
- DSD: DSD64, DSD128, DSD256 (2,822, 3,072, 5,644, 6,144, 11,2896 и 12,288 МГц) (DSDНеобходимо Используется с передачей IIS и поддержкой DAC
- Комплектация: U8 1 шт., USB линия 1 шт.(Не включайте линии электропередачи, пожалуйста, подготовьте самостоятельно)
Черная версия:
Серебристая версия:
Комплектация: U8 1 шт., USB линия 1 шт.
(Не включайте линии электропередачи, пожалуйста, подготовьте самостоятельно)
Музыка для души и “цапанье” только в помощь
Модули ЦАП немного сложнее, чем, скажем, выбор пары наушников, поэтому мы собрали эти полезные рекомендации, в которых рассказывается об основных функциях, которые следует учитывать.
ВХОДЫ И ВЫХОДЫ
Если вы посмотрите на цап, вы заметите, что большинство из них имеют несколько типов входов (оптические, коаксиальные, USB и другие). Хорошее эмпирическое правило – выбирать устройство с разными типами ввода, потому что это означает, что вы можете использовать его с широким спектром устройств, от мобильных телефонов и планшетов до телевизоров и даже проигрывателей.
Что касается выхода, большинство из них поддерживают классический выход 3,5 мм (для наушников), но современные устройства также поддерживают подключение по BT.
ДРОЖАНИЕ или ДЖИТТЕР
Джиттер – это тип искажения (или шума), который можно услышать в верхней части звука, и делает его менее приятным. Это происходит, когда ЦАП не оснащен технологией, необходимой для декодирования воспроизводимого файла, или не поддерживает необходимые фильтры для создания идеального качества звука.
Чем лучше ЦАП, тем меньше джиттер и тем лучше будет звук.
ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ ФОРМАТЫ ЗВУКА
Модуль ЦАП не сможет многое сделать с сильно сжатым форматом MP3, потому что сжатие уничтожает части аудиофайла. Таким образом, если вы хотите убедиться, что ваши деньги потрачены не зря, вам нужно приобрести устройство, которое будет работать с качеством CD или выше.
Это означает, что устройство должно поддерживать такие форматы, как WAV, FLAC, ALAC (Mac) или PCM без потерь или DSD.
КОМПАКТНЫЙ ПРОТИВ ПОЛНОРАЗМЕРНОГО
Современные модули ЦАП обычно бывают компактными. Из-за последних технологических достижений они по-прежнему обладают множеством интересных функций, но у них не так много доступных портов и соединений.
С другой стороны, у полноразмерного устройства достаточно места для широкого спектра соединений, наборов микросхем и расширенных настроек. Тем не менее, даже несмотря на то, что они очень привлекательны с точки зрения возможностей, разница в цене может побудить многих меломанов придерживаться компактных версий.
Company Overview
SMSL stands for the Foshan ShuangMuSanLin Technology Co., Ltd. Founded in 2009, SMSL is located in Shenzhen, China. They have their own R & D, manufacturing, and marketing teams and specialize in producing audio products, including DACs, stereo headphone amplifiers, speakers, and power amplifiers.
SMSL has established a comprehensive sales network, and its products are exported to more than 30 countries worldwide. SMSL states that they are “quality-based, technology-guidance, customer central.” They strictly execute the Electronics Industry rules (EICC) and have passed the CCC, BQB, MFi, CE, FCC, RoHS, CE-EMC, CE-LVD, WEEE certifications.
Выводы
В итоге, несмотря на первичный скепсис, устройства от SMSL заслуживают место в кармане, сумке или на домашней полке начинающего аудиофила. А для многих и вовсе могут стать друзьями надолго. Главное не забывать, что магия хорошего звука не в частой смене аудиотракта, а в понимании, куда и зачем все это двигается.
Мне нравится, что хороший звук становится все более портативным и доступным. SMSL, конечно не поставишь в стойку с многомилионной аппаратурой ради статуса. Это тот случай, когда соотношение качества звука и уровеня цены еще только начало движение по гиперболе и до оси Y еще далеко.
Впрочем, мы от этого только выигрываем! Рабочих аудиолошадок SMSL можно купить, не дожидаясь приезда Поднебесной:
- SMSL Idol
- SMSL M3
- SMSL A2
iPhones.ru
Сразу три модели. Для разных целей. В мире современной электроники “секрет фирмы” сохранить сложно, ясно только одно – встроенный ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) и звуковой чип в вашем Macbook, iPhone или другом плеере не поддается замене или апгрейду. Ведь музыка хранится в цифровом формате, а наушники и колонки воспроизводят аналоговый сигнал. Что делать? Добавить между сигналом от плеера и вашими…
Рассказать