Джутовая филигрань: тонкости освоения техники, схемы, легкие мастер-классы для начинающих и фото идеи

Техники филиграни в мире

Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.

В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора. В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.

Наш тест усилителя мощности Filigrane FA5000

Итак, усилитель радует глаз отделкой и приличным весом. На выпуклой толстой лицевой панели только кнопка включения и пара светодиодов. Сзади из необычного — переключатель режима стерео-моно, а также выбор входа. Варианта два: небалансный RCA и балансный XLR. Есть также выключатель встроенного аттенюатора. Что называется, ни убавить, ни прибавить. Чувствуется продуманность и лаконичность решений, присущая скорее профессиональному продукту, нежели домашнему усилителю. Солидная упаковка и паспорт на изделие также говорят о серьезных намерениях разработчика.

Основное пространство корпуса занимают питающий трансформатор в защитном кожухе и массивные радиаторы-теплоотводы.

Интеграция усилителя в нашу редакционную систему прошла на удивление легко. И прогрелся усилитель довольно быстро. Михаил сказал, что этот образец уже «разыгранный», что и позволило нам начать тест буквально через час после включения. Сразу хочется отметить, что Filigrane FA5000 имеет на удивление прозрачный и ясный голос. Пробежавшись по тестовым дорожкам, могу авторитетно сказать, что никаких претензий к звуковым возможностям усилителя у меня нет. Разрешение, скорость, трехмерность образов, контроль над акустикой во всем диапазоне — все находится на высочайшем уровне. Похоже, что борьба с искажениями дала свои результаты. Незаурядные музыкальные способности усилителя тоже очевидны. Настроение музыкантов передается отлично. Может быть, только темп с Dynaudio кажется чуть замедленным. Но это скорее вопрос к нашей акустике, в нашем тесте мы использовали Dynaudio Confidence 5, известные как не самая легкая нагрузка.

На задней панели набор разъемов, необходимых для использования в профессиональном аудиотракте, а также ручки для переноски аппарата.

Удивительным образом этот усилитель не только хорошо справляется с нагрузкой и показывает все, что есть в подаваемом на вход музыкальном сигнале, но и преподносит музыку весьма миролюбиво. Здесь нет типичной профессиональной бескомпромиссности, от которой очень быстро устаешь. Звук остается весьма «слушабельным», без потери детальности и без крена в излишнюю «комфортность». Кроме этого, выяснилось, что система под командой этого усилителя очень легко рулится в любую сторону проводами и соседними компонентами, аппарат чувствителен к окружению. Здесь хочется напомнить, что этот стереоусилитель может одним движением руки превратиться в мощнейший моноблочный усилитель со всеми вытекающими. Так что владельцам «тяжелых» колонок стоит внимательно присмотреться к этой модели, с ее помощью можно построить вполне прецизионный тракт.

Кубачинская филигрань

Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.

Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая — серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.

Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:

  • серебряные браслеты женские и мужские;
  • серебряные цепи плетения Бисмарк;
  • подвески, кулоны и колье;
  • сувенирные серебряные подковы;
  • подстаканники, чашки, кружки;
  • фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
  • неповторимые серебряные серьги;
  • мужские ремни с пряжкой из серебра.

Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.

Кубачинское серебро — настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.

Преимущества и недостатки джутовой филиграни

К преимуществам материала можно отнести:

  • Безопасность. Джут создается из гипоаллергенных материалов.
  • Долговечность. Длительное время сохраняет свою форму.
  • Пластичность. Нити послушно принимают форму.
  • Впитывают воду, сохраняя сухость.
  • Сочетаются с другими материалами, такими как шел. Изделия их джута можно дополнить различными украшениями, такими как камни, ракушки и многое другое.
  • Создание уюта, приятные на ощупь и обладают приятным цветом.

Недостатки джута:

  • Если не соблюдать технику безопасности, нити могут сильно натирать кожу.
  • В процессе изготовления изделий материал сыпется, может вызывать обострение аллергии у людей склонных к ней.

Декорирование бутылок красками

Лучше всего для такого творчества использовать стеклянные бутылки, поскольку данный материал гораздо долговечнее пластика. Для работы подойдут следующие виды красок:

  • акриловые;
  • обычные водостойкие;
  • аэрозольные;
  • универсальные;

При покраске можно использовать нейлоновую кисть. Она станет оптимальным вариантом, если конечная цель предполагает шероховатости и некоторые неровности. Губка позволит добиться ровного покрытия, но для этого покраску следует проводить в несколько слоев. Аэрозольные баллончика позволяют добиться плотного и ровного покрытия с первого раза, а также они быстро сохнут. Ниже приведены некоторые варианты декорирования бутылки, используя краски.

Украшение бутылок шпагатом


Красивый декор стеклянных бутылок шпагатом


Идея украшения бутылок шпагатом

Вариант 1

Самый простой способ такой обработки бутылки – использование акрила и изоленты. Для этого необходимо обмотать тару изолентой, оставляя свободное пространство и покрыть ее краской. После полного высыхания нужно снять ленту, а на бутылке останется оригинальный узор. Также можно использовать трафареты, красить емкость разными цветами.


Декорирование стеклянных бутылок шпагатом


Декор бутылок шпагатом

Вариант 2

Украшение глитером станет красивым аксессуаром для торжественного стола и послужит оригинальным подарком. Изначально необходимо покрасить бутылку таким же цветом, как и глитер. После полного высыхания хорошо промазать поверхность клеем ПВА и обсыпать ее глитером. При работе следует использовать резиновые перчатки, чтобы блестки не оставались на руках.


Украшение бутылок шпагатом


Красивый декор стеклянных бутылок шпагатом


Идея украшения бутылок шпагатом

Правила работы с клеем

Перед тем как сделать джутовую филигрань, надо промазать небольшой участок шнура клеем, буквально втирать клей в поверхность веревки, пока он не перестанет липнуть к пальцам. И сразу, пока веревка гибкая и гладкая, необходимо начать формировать элемент. Необязательно проклеивать большой участок джута, так как клей может засохнуть и гнуть шпагат будет сложнее. Если все-таки веревка затвердела, можно еще раз промазать этот участок клеем, и он размягчится.

Клей имеет большое значение в работе с джутовой филигранью своими руками. Используем клей типа «Титан» универсальный, влагостойкий, прозрачный.

Такой клей хорошо проклеивает поверхность джута и склеивает элементы, быстро сохнет, легко распределяется по полиэтиленовой пленке и отделяется от нее.

Клей помогает работе хорошо сохранить заданную форму, придает ей жесткость.

Согласно технологии джутовой филиграни, любое изделие делается на полиэтиленовой плоскости. Рисунок с узором помещается в папку-файл, и только на его поверхность приклеиваются элементы рисунка.

Клей хорошо ложится на пластиковую поверхность, легко распределяется по ней и так же просто снимается с файла, не ломая набранного джутового рисунка.

Как делают украшения из скани

Филигрань сочетает в себе несколько основных элементов, из которых складывается готовый узор – верёвочка, шнурок, ёлочка, плетёнка, дорожка. Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики.

Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно.

Зачастую для изготовления филигранных изделий используется серебро. Можно встретить украшения из золота, латуни, мельхиора, меди.

В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности. Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.

Филигрань из серебра: технология изготовления

В древности мастер ювелирных дел занимался изготовлением филиграни от разработки эскиза до конечной полировки изделия.

На сегодняшний день крупные производства разделяют работу на этапы, поэтому в изготовлении одного украшения задействована целая команда специалистов. Частные ювелиры до сих пор изготавливают самостоятельно филигрань. Схемы узоров, мотивов передаются от мастера к ученику.

Производство начинается с изготовления тонкой металлической проволоки. Для этого цельный серебряный слиток подогревается, размягчается, затем вытягивается. Раскатывается до нужной длины, толщины.

Сканые узоры собираются из отдельных элементов, поэтому следующий этап – их изготовление. Тонкая проволока сгибается при помощи специального пинцета – корнцанга.

Готовые детали прикладывают к бумаге с заранее нарисованным чертежом изделия. Если все элементы в сборе, то мастер приступает к пайке. Ажурные элементы надёжно скрепляются между собой, образуя единое целое.

Качественно выполненное изделие отличается прочностью, несмотря на внешнюю нежность и воздушность.

Заключительный этап производства – родирование серебряных украшений, посеребрение металлических (для этого используется чистое серебро 999.99 пробы). В некоторых случаях производится искусственное состаривание оксидированием металла.

Джутовая филигрань для начинающих: схемы узоров и трафареты

Без предварительно нарисованного узора и трафарета сложно сформировать необходимые завитки. Поэтому прежде чем приступить к изготовлению, необходимо придумать или взять готовые орнаменты, выполнив наброски на бумаге.

Для удобства берется бумага формата А4 и вкладывается в мультифору этого же размера. Она позволяет хорошо закрепить узоры, не сдвигается и не мнется.

Для создания трафарета запасаются фантазией и составляющими в виде:

  • чистой бумаги;
  • карандаша и фломастера;
  • ластика.

Условия создания трафарета:

  1. Нет своих идей, помогут книги или интернет. Зная основные элементы, в будущем выдумать свой эскиз не будет сложно.
  2. Новичкам лучше рисовать узоры при помощи карандаша, исправлять, убирая ластиком лишние элементы. Готовый рисунок обводят, применяя фломастер.
  3. Если будущая конструкция из джута будет объемной в одну нить, узор должен обладать достаточной плотностью для того, чтобы изделие было прочным. При использовании джутовых лент можно придать ажуру больше воздушности, так как изделие будет жестким.
  4. Линии узора должны быть жирными, чтобы трафарет хорошо просматривался через пленку.
  5. Составляя рисунок, необходимо учитывать симметричность, но можно придерживаться своей идеи, чтобы все смотрелось гармонично.

Если не получается рисовать свой трафарет с первого раза, то не стоит отчаиваться, небольшая тренировка, и шаблон готов.

История расцвета скани

Рост популярности необычной техники начинается в XVII веке. Создаются шедевры, конкурирующие с хрустальными вазами, статуэтками, предметами быта.

Технология производства становится сложнее: применяются техники соединения металлических филигранных узоров с эмалью, хрусталём, перламутром, полудрагоценными поделочными камнями.

Спад популярности ювелирного искусства начался во время Первой мировой войны.

Казаковская филигрань – современное производство

«Казаковское предприятие художественных изделий» до сегодняшнего дня занимается разработкой, изготовлением уникальных произведений искусства. Казаковская филигрань отличается ажурностью, воздушностью.

Художники-разработчики тратят много времени на проработку каждой детали, чтобы изделие в классической технике смотрелось гармонично.

Интересно! Филигрань может показаться старомодной, однако это не так. Предприятие идёт в ногу со временем, предлагая интересные решения – приборы для употребления табака, алкоголя, корпуса для флеш-карт, подносы, интерьерные фигурки.

Филигрань от «Кубачей»

Ювелирная фабрика «Кубачи» развернула своё производство в одноимённом посёлке. Изделия известны по всей стране. Уникальность украшений – в соединении техники классической скани с чеканкой, гравировкой, дагестанским чернением.

В результате получаются совершенно нетривиальные вещи.

Изделия с элементами филиграни против истинной филиграни

Отдельные элементы сканой техники повсеместно используются для изготовления ювелирных изделий. Например, зернь можно часто встретить в кольцах, серьгах. Соединение техник даёт возможность получить интересный результат.

Классическая скань слишком вычурна для повседневной носки. Покупатель предпочтёт изделие проще, но с элементами филиграни.

Своеобразие техники

Раньше мастера изготавливали удивительные ажурные вещи из полосок металла. Такую технику называли филигрань. Прародителем самого слова является греческий язык. Оно переводится как «свивать, сучить».

Похожим на него был древнерусский глагол «скать», поэтому на русском языке филигрань называется «скань».

Но и простой шпагат позволит сотворить фантастические узоры, потребуется проявить терпение, усидчивость. Получается филигрань только из джута.Нити свиваются и скручиваются между собой, образуя воздушный узор. Для закрепления используется клей.

Эскизы берут либо готовые, либо придумывают сами, если есть определенный опыт в этом направлении. Выбрав узор, готовят трафарет, переводят на поверхность.

Для выполнения орнамента есть два способа:

  • Промазывание контура рисунка. С этим справятся даже начинающие.
  • Промазывание и рисунка, и нити.
  • Клеем пропитывают маленькие участки веревки, чтобы она быстро не сохла. Потом начинают формировать заранее продуманные элементы. В этом деле главное – скорость. Если джут высох, то наносят клеящий состав. При помощи обычной зубочистки клей разравнивают на предварительно заготовленном эскизе, а элементы накладывают, пользуясь пинцетом. Узоры составляют, помогая шилом.

Когда работа закончена, начинают сушить изделие. Предметы, не имеющие объема, кладут на 6 часов под что-то тяжелое, обязательно проложив между ними досочки. Объемные оставляют сохнуть без приспособлений.

Затем очищают изделие от лишнего клея. Пользуясь канцелярским ножом, аккуратно избавляются от крупных остатков, а между узорами применяют нагретую спицу.

Готовую вещь покрывают акриловым лаком для долговечности. Если изделие состояло из нескольких частей, то все это собирают воедино, а затем декорируют при помощи бусинок, бисера, марблс.

Зернь и скань Древней Руси

Техника изготовления украшений стала применяться на территории русского государства в Х веке. Этот период характеризуется обилием зерни разного размера, небольшим разнообразием филигранных элементов. Затем технология производства развилась до изготовления напайной скани, с ХII века мастера освоили технику ажурной, рельефной филиграни.

Во времена царской России сканые изделия изготавливались разных размеров – от масштабных полотен до небольших брошей, серёг. Наиболее известными мастерами были Амвросий, Иван Фомин, чьи изделия сохранились до наших дней.

Ложные (литые) скань и зернь

Эти техники появились, чтобы удешевить процесс изготовления, ускорить его. Ложные (литые) скань, зернь – это изделия, отлитые в предварительно изготовленных сланцевых, известняковых формах. Подобные украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличались от них более простыми, гладкими рисунками без рельефа.

Идеи для поделок

Начинающие мастерицы могут начать с изготовления простых и красивых ваз, которые делаются из обычных бутылок или стеклянной тары. Их просто обматывают джутом, который ложиться на клеевую основу.

После этого края и бока получившейся вазы можно украсить простыми узорами, сделанными из джутового шнура по трафарету. Узоры просто наклеиваются на созданную джутовую основу с помощью клея ПВА, или прозрачного клея «Титан».

Салфетка

Чтобы быстрее освоить технику филиграни, нужно начинать с простых изделий небольшого размера. Для этого отлично подходит салфетка под горячее для кухни. Она может быть выполнена в форме цветка или бабочки.

В центре цветка обычно находится сердцевина, изготовленная в форме плотной спирали. От нее идут завитки, образующие 5 лепестков. Цветок или бабочку выкладывают по трафарету, используя технологию, описанную выше.

Готовое изделие можно покрасить разноцветными акриловыми красками, а потом покрыть акриловым клеем, который не даст впитываться загрязнениям в салфетку.

Коврик для прихожей

Можно по такому принципу изготовить джутовый коврик для прихожей, сплетя круги разного размера, которые потом скрепляются в единое полотно, которое можно потом соединить при помощи джутового шнура, создав единое полотно.

Объемные изделия для дома из джута в технике филигрань

Использовать технику филиграни можно при создании шкатулок или плафонов для торшеров. Для этого сначала изготавливается каркас из деревянных шпажек, купить которые можно в любом хозяйственном магазине.

Перед работой на шпажки накручивается джутовый шнур, предварительно обработанный клеем.

Из созданных заготовок собирается каркас в виде куба, параллелепипеда, или треугольника. Можно изготовить каркас в форме цилиндра, только в этом случае обклеивать джутом нужно проволоку.

Когда заготовка будет готова, можно приступать к созданию узоров в технике филигрань. В качестве декора также можно использовать бусины разной величины, мешковину, цветные нитки и другие подручные материалы.

Простая техника филиграни позволяет не только самому создать красивые изделия для своего дома, но и превратить увлечение рукоделием в дополнительный источник дохода.

Виды филиграни

Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.

  • Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.
  • Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.
  • Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.
  • Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.
  • Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.

Краткая история филиграни

Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью. В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.

Скань

Название ювелирной техники «Скань» произошло от слова «свивать» или «ссучивать», это довольно специфическая методика плетения узоров на ювелирном украшении при помощи нитей, выплавленных из драгоценных металлов. Методика «Скань» была известна уже в Древней Греции и Древнем Египте, были найдены археологические находки ювелирных изделий, выполненных в данной технике, датируемые IV– VI веком до нашей эры.

Современные ювелиры уже немного подзабыли методику «Скань», ведь она трудоемка и сложна в применении. Существует масса более легких способов создавать ювелирные украшение, например – литые изделия, которые, к тому же, можно поставить на серийный поток. А вот техника «Скань» подразумевает только кропотливую, тяжелую, ручную работу, зато и драгоценности получаются ажурными, красивыми, элегантными и эксклюзивными.

Известно, что золото является очень ковким металлом, из одного грамма этого материала можно выковать проволоку примерно в один километр длиной. Именно этим свойством и пользуются мастера ювелиры, работающие в данной технике. После выплавления драгоценной проволоки ее можно перевить, а затем и напаять на металлическую поверхность. В итоге ювелирное изделие получается воздушным, похожим на ажурный узор.

Для того чтобы работать в технике «Скани» необходимы только мягкие драгоценные материалы, которые могут выплавляться в проволоку, поэтому чаще всего используют серебро и золото, хотя некоторые ювелиры работают и с медью, которая впоследствии покрывается драгоценным напылением.

Процесс вытягивания металла происходит следующим образом: берется волочильная доска – это специальная пластина с заранее подготовленными отверстиями различного диаметра. Вот именно через эти отверстия и протягивают проволоку. В процессе вытягивания драгоценный металл постоянно отжигается и кончик смазывается маслом, чтобы проволока свободно входила в отверстие. Последним этапом является протягивание почти готовой драгоценной проволоки через отверстие, просверленное в алмазе или сапфире.

Для изготовления украшения в технике «Скани» нет необходимости получать проволоки одинаковой длины, разная толщина материала позволит разнообразить узор изделия. Кстати, до разработки приема волочения ювелиры получали проволоку путем ковки или же перематывания драгоценных нитей с одной катушки на другую.

Иногда «Скань» можно изготавливать на бумаге, в этом случае общий узор изделия состоит из частей, которые впоследствии склеиваются. Ювелир делает пайку узоров, а бумага сгорает, оставляя лишь получившуюся композицию. Остается только закрепить ажурный узор на ювелирном изделии.

Если же мастер предпочитает сразу наносить «Скань» на металлическую основу, то узор тоже крепится частями. После приклеивания всех фрагментов, ювелир должен дополнительно весь узор обволочь железной проволокой, а сверху посыпать ее серебряными опилками и бурой. И, напоследок, ювелирная работа помещается либо на асбест, уголь или слюду и производится припаивание «Скани». Украшение готово.

И напоследок стоит разобрать три определения, которые довольно часто путают между собой: «Скань», «Филигрань» и «Зернь». Эти три методики неотделимы друг от друга. «Скань» — это русское слово, которое подчеркивает специфическую технологию изготовления витой драгоценной проволоки.

«Зернь» — еще одна технология создания драгоценных зерен, которые используют одновременно со «Сканью». «Филигрань» — это древний термин, который объединяет эти два механизма, он произошел от латинских слов: «гранум», что значит зерно и «филюм», что значит нить.

Получается, что филигрань сочетает два основных элемента в себе, ювелирные изделия, созданные в этой технике – красивые узоры из драгоценной проволоки с мелкими драгоценными шариками.

опубликовал ffurik | | опубликовать свою технику

Твитнуть

<< предыдущая техникаследующая техника >>

Скань — традиционная русская ювелирная техника.

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История. В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.

Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.

С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности. В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности .

Related posts
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: