Снова про ламповый усилитель звука

Установка, подключение и настройка

Подсоединение реле к цепи осветительных приборов предельно простое:

подключение последовательное;
к клеммам L, N подсоединяем проводки линии питания, при этом полярность на входе не имеет значения

Не обязательно, но желательно, чтобы на L стала фаза, на N — ноль, но как уже сказано, это не важно, и если перепутать, реле будет работать полноценно;
к клеммам выхода подключаем проводки, идущие к лампочке.

Места контактов могут скрываться под крышкой, провода можно зажать внешним клеммником. Датчик фиксируется на болты, шурупы, двусторонний скотч. Хотя это не желательно, но прибор может просто висеть на проводах, при минимальном стабильном положении и надежной фиксации проводков зажимами, так как он легкий. Пользователь должен определить, с каким уровнем шума локацию выбрать соответственно выставленным настройкам, чтобы не было ложных активаций.

Положение должно быть такое, чтобы свет не мешал работе, если есть сенсор, отслеживающий светлую пору суток.

Настройка

Встроенный микрофон обладает высокой чувствительностью и если его не отрегулировать, риск ложных активаций будет значительным. Для настройки стандартный датчик звука с опцией регулировки имеет селекторы (кнопки, колесики). Один — для выставления границ предельного шума, при которых происходит срабатывание. Считается, что оптимальный уровень — 50 дБ (эквивалент хлопка ладонями). Другим устанавливают временный промежуток, через который происходит отключение после фиксации звуковых волн.

Если устройство, например, находится далеко от дверей, то чувствительность повышают, если есть много фоновых шумов — понижают.

Ламповые усилители, минусы

1. Шум. Как
известно, первооснова шума —
тепловое движение, и разогретый
катод весьма неплохо это
подтверждает. Второй недостаток,
усугубляющий первый — высокое
входное сопротивление лампы. Само
по себе это очень хорошо и во многих
отношениях это качество просто
незаменимо, но в усилителях
мощности это приводит к
повышенному уровню наводок
переменного тока, и борьба с ними
обычно не заканчивается
достижением высоких показателей,
несмотря на применение
всевозможных экранов и прочих
средств. Поэтому получить
отношение сигнал/фон+шум более 90 дБ.
в ламповом усилителе практически
невозможно.

2. Потеря эмиссии.
При эксплуатации несколько дней в
неделю по несколько часов в день
максимальный срок службы выходных
ламп усилителя до полной потери эмиссии —
несколько лет. Далее их надо менять,
а если вы хотите еще и нормальное
качество звучания — их необходимо
подбирать по одинаковому
начальному току анода при
фиксированном смещении —
имеется в виду выходной каскад с
несколькими параллельно
включенными лампами (если, конечно, все
остальное на уровне). Подскочившая
в последнее время цена ламп еще
более углубляет эту проблему.

3. Малая
механическая прочность. Перевозить
на расстояние более 10 км. в жестком
отсеке нельзя — по прибытию в пункт
назначения из усилителя высыпятся
осколки баллонов ламп — проверено
многократно. Применять ламповые
усилители можно только в
стационарных условиях, для
выездной работы они непригодны
(можно, конечно, купить
соответствующий и поэтому весьма
дорогой кофр, но где вы такое
видели? («Rolling Stones» не в счет)).

4. Микрофонный
эффект

Уменьшить можно, построив
входные каскады на ОУ или
транзисторах, но тогда усилитель
получается не совсем ламповый…
Хотя имеет значение при построении
высокочувствительных входных
каскадов, в усилителях мощности
внимание на себя как правило не
обращает

5. Невозможность
избавиться от выходного
трансформатора. Пожалуй, один из
главных недостатков. Для получения
нормальных характеристик
трансформатор имеет достаточно
сложную конструкцию, железо также
должно быть наилучшего качества,
(пермаллой с небольшой петлей
гистерезиса), и нельзя опускать из
виду плюс ко всему качество
изготовления изоляции —
усилитель-то не бытовой. Главные
недостатки применения трансформатора —
невозможность получить широкую
полосу, невозможность получить
высокую скорость нарастания
выходного сигнала (более 10В/мкС), и
фазовый сдвиг, уменьшающий
устойчивость и не позволяющий
использовать более глубокую ООС.
Все это не позволяет достичь малого
Кг; из пожалуй десятка ламповых
усилителей, которые попадали ко мне
в лабораторию, ни один не имел Кг менее 0,3%.

Все
вышеперечисленное резко
ограничивает сферу практического
применения ламповых усилителей, и
если все-таки остановиться на том,
что усилитель должен только
усиливать звук, а не нести
отсебятины, (ведь у энтузиастов
лампового звука главный аргумент —
«богатое», т.е. насыщенное
гармониками звучание), то
необходимость применения ламповых
усилителей в профессиональных
системах усиления весьма спорна.

&nbsp

Дополнительные сведения:

Лампа — транзистор: кто кого, Часть 2 — продолжение статьи

Из чего состоит звуковой детектор для осветительных приборов

Элементы звукового обнаружителя, автоматически размыкающего цепь питания, можно условно разделить на 3 группы:

  • корпус с креплением;
  • внутри небольшая электронная плата, на которой размещены датчик звука (микрофон с усилителем), программируемый контроллер, позволяющий анализировать поступившие сигналы. На схеме есть клеммы, от них отходят провода для подключения;
  • реле, размыкающее цепь по команде из электронной части;
  • таймер, создающий задержку, для удерживания ламп включенными некоторое время после последнего звука. В этот период акустический датчик не реагирует на шум;
  • у экземпляров с дополнительными опциями есть сенсоры освещенности, отслеживающие уровень для работы только в темноте, и у комбинированных — обнаружители движения.

Ламповые усилители, плюсы

1. В плане качества
звучания: более высокая линейность
ламп (хотя и у ламп начальный
участок вольтамперной
характеристики нелинеен) позволяет
простыми средствами добиться относительно
приличного звучания усилителя. Более
«плавный» излом начальной
характеристики и обуславливает небольшую величину
интермодуляционных искажений
двухтактного лампового
выходного каскада усилителя,
работающего в режиме АВ.

2. При перегрузке
усилителя ограничение выходного
сигнала ввиду особенностей
ламповой схемотехники (меньшая
глубина общей и местных ООС, и т.д.)
имеет более «мягкий» характер,
что обуславливает меньшее число и
амплитуду гармоник.

3. В плане
надежности усилителя тоже есть один плюс — ток
катода имеет определенную величину
максимального тока, и
кратковременное уменьшение
сопротивления нагрузки не ведет к
его недопустимому повышению, что
обуславливает достаточно высокую
устойчивость ламповых усилителей к
к.з. в нагрузке. Однако при к.з.
нагрузки рабочая точка, как
правило, вылетает далеко за область
безопасных режимов, и при
длительной работе усилителя в таком режиме
ведет к перегреву анода и
термическому разрушению лампы.

4. Простота
ламповых схем — тоже преимущество,
впрочем, весьма относительное и
проистекающее из-за меньшей
вариабельности
конструкторско-технологических
возможностей применения ламп в усилителях.

На этом, пожалуй,
список их достоинств исчерпан.

&nbsp

История

Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция. Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок. Но из всей истории нас интересуют лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.


Первый в мире триод изобретателя Ли де Фореста, 1908 год

Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост. Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы. При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.

В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода. Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом. Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.


Строение триода

С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования. Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы. При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.


Так работает тетрод

Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.


Обозначение разных типов ламп по ГОСТу

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов. Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull). В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения. На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А. В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Мерцание светодиодных ламп при включенном свете.

Мерцание люстры.

Иногда LED-лампа мерцает при электрической нагрузке. Источник мигания кроется в низком напряжении сети, плохой сборке светильников, неверно подобранным диммере или некачественном источнике света.

Просадка напряжения в электросети.

Сетевое напряжение – параметр непостоянный. Часто он не соответствует номинальным 220 В. Светодиодный источник света тонко откликается на любые отклонения от номинала. Только качественный драйвер справится со скачками электричества. Кроме того в магазине стоит отдать предпочтения той лампочке, у которой шире диапазон рабочих напряжений. Этот параметр указывается на упаковке.

Проверяется параметры электросети простым мультиметром. О пониженном (ниже 200В) или повышенном (свыше 230 В) напряжении нужно заявить в ДУК или районные электросети. Специалисты должны отрегулировать работу своих коммуникаций. Если же этого не происходит, и уровень вольтажа в сети постоянно ниже номинального, то можно установить домашний стабилизатор. Он поможет продлить жизнь всей бытовой технике, не только лампочкам.

Этот фактор мешает работе двенадцативольтовых LED-ламп. Они монтируются в сеть через понижающий блок питания. Если его мощности недостаточно, то лампочки начнут мерцать. Выход простой – заменить блок питания на более мощный.

Некачественный монтаж элементов.

Для качественного светового потока важно надежно соединить все элементы электрической цепи друг с другом. При недостаточно сильной фиксации контактов появляется мерцание

Также при подключении важно соблюсти полярность элементов.

Неправильное применение диммера.

Правильно подключить светодиодный источник света через диммер достаточно трудно. Не все LED-лампы поддерживают светорегулировку. Это снова связано с качеством встроенного драйвера. Если функция диммирования не встроена, то при включении будет наблюдаться мерцание. При увеличении мощности до максимальной мигание исчезнет.

Подробнее об этом читайте статье: «Диммер для светодиодных ламп: что такое, какой выбрать, почему не работает.»

Деградация светодиодов

Некачественные светодиодные лампы.

LED-лампа может мерцать незаметно для зрения. Некачественный драйвер плохо стабилизирует электричество. В результате лампа мигает с маленькой амплитудой – пульсирует. Это наносит вред глазам и психике человека.

Безопасно для глаз применять светодиодные источники света с коэффициентом пульсации (мерцания) не выше 35%. Оптимальный вариант от 5 до 20%. Эти данные производитель прописывает на упаковке.

Впрочем, мерцание можно снизить и у уже приобретенной лампы. Для этого надо ее разобрать и заменить конденсатор в драйвере на более мощный аналог.

Практика

Ламповая схемотехника — дело тонкое, поэтому большинство производителей упражняются в совершенствовании какого-то одного сочетания режима работы ламп и класса усиления. Стремление разработчиков получать идеальный (согласно их представлениям) звук и следующий за этим отказ от любых альтернативных способов включения ламп вполне понятны, но при поиске испытуемого наша задача состояла как раз в обратном: иметь возможность сравнить один и тот же набор ламп как минимум в двух вариантах включения.

Это существенно сократило выбор кандидатов, однако, подходящий вариант был найден. Им стал Cayin CS-100A — аппарат, буквально созданный для разного рода экспериментов. Его конструкция допускает использование выходных ламп двух типов: тетродов KT88 и пентодов EL34. При этом есть возможность выбора между триодным и ультралинейным режимом с выходной мощностью 50 или 80 Вт на канал, соответственно. При этом схемотехника усилителя в обоих случаях двухтактная, и работает он в классе АВ.

Кроме прочего, Cayin CS-100A является хорошим примером современной реализации традиционного лампового усилителя. Он имеет классическую компоновку со съемной решеткой закрывающей лампы, несет на борту выходные трансформаторы солидных размеров, обеспечивающие не только достаточную мощность, но и широкий диапазон воспроизводимых частот. Комплектующие соответствуют современным требованиям качества: в усилителе применяются угольные резисторы, аудиофильские конденсаторы, тороидальный трансформатор питания и проводка серебряным кабелем. Монтаж при этом реализован навесным способом — так же, как это делали более полувека назад. Это является не столько данью истории, сколько способом сокращения путей сигнала. В целом, Cayin CS-100A — это аппарат, в полной мере попадающий под определение лампового High End.

Критерии выбора

Перед тем, как обзавестись подобным прибором, нужно определить, для каких целей он нужен. На лестничной клетке, во дворе и подъезде можно поставить самый обычный акустический датчик, реагирующий на любой шум из окружающего пространства. Этот вариант позволит человеку, поднимающемуся по лестнице или преодолевающему затемненную зону дойти до места назначения, не опасаясь отключения света. Если ставить реле, которое отключается через определенный промежуток времени, пожилой или медленно идущий человек окажется в темноте. Задержку отключения можно отрегулировать, если она предусмотрена производителем, или внести конструктивные изменения в уже купленный прибор.

Есть и другие требования к устройствам определенного типа:

  • уличный датчик непременно должен быть надежно укреплен и оснащен защитой от природных воздействий (это особенно актуально в регионах с проблемным климатом;
  • если цель покупки – экономия освещения, лучше приобрести модель, оснащенную фотореле
  • принцип работы диммерного акустического выключателя пригодится на приусадебном участке, на даче – освещение выключится, как только внешнее пространство перестанет нуждаться в дополнительном свете, но он же пригодится и там, где люди покидают помещение на короткое время и снова возвращаются (на кухне, в производственном цеху;
  • радиус действия имеет значение, если планируется контролировать большое пространство, для условий квартиры достаточно минимальных показателей.

Иногда в обзорах подобной продукции можно встретить настоятельные уверения о необходимости приобретения датчиков от брендового производителя, с проверенной репутацией и высокой стоимостью. В домашних условиях можно прекрасно использовать самодельные датчики, собранные самостоятельно. Если нет никаких знаний по этому вопросу, можно просто купить надежное устройство отечественного производства.

Разные лампы звучат по-разному

Да! Этому не верят инженеры, которых учили, что одинаковые компоненты всегда должны иметь характеристики одинаковые, с некоторым, обычно указанным, разбросом. Более того, схемы разрабатываются так, чтобы разброс этих параметров не влиял на свойства схемы. И лампы – не исключение.

Разные «гитарные» лампы.Фото

Но дело в том, что в гитарных усилителях лампы работают в неправильном с точки зрения создателей ламп режиме – там, где начинаются искажения. Ведь считалось, что искажения – это плохо! Поэтому никто и не заботился о том, какие характеристики у ламп за линейной (нормальной рабочей) областью. Оказалось, что лампы одного типа, но разных производителей, по-разному ведут себя при работе в «неправильном» режиме. Отсюда и разный звук.

Стоит ли экономить?

Целесообразность покупки дешевого лампового усилителя кажется сомнительной. Но на самом деле, при отсутствии необходимости в громоздкой комнатной стереосистеме, разница между крошечным китайцев и дорогостоящим японцем не всегда ощутима.

Уж по-крайней мере, не на разницу в цене. Однотактные ламповые усилители имеют множество недостатков, в том числе низкую мощность и повышенную зависимость от внешних источников шума. Если их исключить — получится почти идеальный звук, мягкий и спокойный. Тот самый ламповый звук.

Простота схемы позволяет легко модифицировать LynePAudio A962. И это едва ли не самая классная возможность. В России все еще легко найти лампы серии 6ж, и даже самостоятельно подобрать пару. В зависимости от использованного типа ламп меняется окраска звучания. Такая вот оригинальная замена эквалайзеру.

Купить LynePAudio A962 можно всего за 3100 рублей. Дополнительный комплект ламп на рынке стоит 100 рублей. Если вы еще не знакомы с настольной ламповой техникой — отличный повод познакомиться.

Я выбрал советские лампы и китайскую сборку

Самый простой ламповый усилитель собирается на советских лампах типа 6ж«Х», где Х — цифра от 1 до 12. В зависимости от конкретной цифры, меняется звучание готового устройства и некоторые условия настройки, не критичные для готового изделия.

Преимущество этой схемы — невероятная простота и возможность отказаться от громоздкого трансформатора — лампы этого типа можно питать не переменным, а постоянным током! Вот с этого и начинается «дешево и сердито».

К тому же, лампы этого типа до сих пор выпускаются (завод восстановлен американским бизнесменом). Да и раньше были очень распространены: на любом рынке их можно покупать десятками. Кроме того, их можно заменить на не менее распространенные E180F или 6688. Китайские производители выпускают на базе этих ламп множество готовых аудиорешений различного назначения.

Как работает акустическое реле для включения света

Алгоритм работы:

  1. Звук улавливает микрофон.
  2. Сигнал приходит на контроллер платы, распознающий его.
  3. Память содержит эталонные цифровые оболочки разных шумов, происходит сравнивание поступившего сигнала с ними.
  4. Из контроллера на реле поступает одна из команд соответствующих пришедшему на нее варианту звука.
  5. Реле смыкается, лампочка включается, одновременно активируется таймер задержки.

Особенности работы, опции

Описываемые изделия относятся к акустическим устройствам, в основе которых обнаружение, распознавание чувствительными элементами (микрофоном с мембраной и прочим) звуковых волн разного диапазона. Такой сигнал поступает на контроллер, в памяти которого внесены эталоны, алгоритм действий (вкл./выкл., понижение/повышение интенсивности света и так далее). А далее, последний элемент сравнивает поступивший сигнал с записанным, выбирает команду, посылает ее на исполнительные узлы — реле, таймер.

Принцип работы электронных элементов: фиксация и узнавание диапазонов отклонений от звуковых волн, отличающихся от параметров тишины. Контрольными факторами выступает скорость сигнала (улавливается путем определения частоты и фазности) и его амплитуда.

Когда акустические датчики только появились на рынке, то было много некачественных приборов с низкой чувствительностью, ложными срабатываниями. Но на современном рынке описанных недостатков нет даже у самых простых изделий из-за развития и массового распространения технологий, что дает возможность удешевить производство, сохраняя качество.

Инициирующие звуки для простых шумовых датчиков любые, так как значение имеет лишь их громкость: открытие дверей, голоса, шаги, покашливание, хлопок. Поэтому они больше подвержены ложным активациям от фоновых шумов. Более продвинутые модели могут различать речь, отдельные команды и реагировать на них по-разному, имеют возможность расширенного программирования. Интересное обстоятельство: не только самодельные модели акустических реле программируются через Arduino, подобными программными модулями, часто на заводах при сборке используют аналогичные инструменты.

Звук

Когда речь идет о High End-компонентах, особенно ламповых, не всегда удается четко провести грань между «усилитель не справился» и «так и было задумано». В конце концов, аудиоинженер в мире High End — это тоже в некотором роде художник и он имеет право на свое собственное представление о том, как должна звучать система. Избежать такого рода недоразумений помогло использование в процессе тестирования двух пар акустических систем, обладающих принципиально разными характеристиками. Специфические признаки недостатка мощности и роста искажений можно было заметить на тяжелой нагрузке и на громкости выше средней, что в общем соответствует заявленным характеристикам. С крупными полочниками или напольниками средних размеров со столь же среднестатистическими параметрами мощности, импеданса и чувствительности Cayin CS-100A вполне справится.

В триодном режиме усилитель выдает красивое, тембрально насыщенное звучание с богатым верхним и средним басом. Лучше всего звучала спокойная медленная музыка, вокал, аудиофильский джаз, камерная классика малых составов. Вполне можно было получить удовольствие от ранних Beatles и Led Zeppelin. При этом попытки послушать современный рок и металл не увенчались успехом. Звучание гитар было очень густое, тягучее, округлое и не особенно агрессивное. Самый злющий металл подавался так, словно его записывали в начале семидесятых.

Переключение в ультралинейный режим производится одним нажатием кнопки и меняет картину полностью: рок, металл, танцевальная электроника сбрасывают налет винтажности и начинают звучать не менее энергично, чем на транзисторных усилителях, работающих в классе АВ. В характере остается некоторая теплота и приятная округлость басовых нот, но в весьма умеренных количествах. На медленной музыке и малых составах ультралинейный режим не столь красив и выразителен, как триодный, музыка подается более спокойно и ровно.

Ручная сборка – это круто

Нет. Как раз человек ошибется скорее, чем правильно налаженная машина. Тем не менее, некоторые усилители всё ещё собирают вручную, но не для того, чтобы зарядить аппарат «аурой мастера». Как правило, это касается старых, класических моделей, где нет печатных плат. Робот, который сможет правильно обрезать, подогнуть и припаять выводы деталей к контактам в корпусе усилителя (это называется «навесной монтаж»), будет стоить огромных денег и будет сложным в наладке.

Внутренности классического усилителя Fender Tweed. Такое можно собрать только руками.Фото

Поэтому такие схемы собирают вручную, не забыв потом указать на этикетке этот факт и выдать его за особенность, которая стоит лишних денежек. Еще ручная сборка может быть выгодной, если партия приборов совсем мала. Но за столь редкое изделие и так, и эдак придется заплатить много.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
The voice for you
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: